Почему в сочинениях школьников отсутствует собственное мнение

Сочинение

Наблюдения эксперта ВШЭ, Ирины Кочергиной, показывают, что в итоговых сочинениях одиннадцатиклассников преобладает нравственный подход к рассмотрению тем. Такие темы, как «Какого человека можно назвать отзывчивым?» и «Всегда ли цель оправдывает средства?», говорят о том, что общество и государство хотят видеть в молодежи нравственность и социальную ответственность.

Однако, автор замечает, что отсутствие тем, связанных с свободой мысли и бунтом, говорит о том, что общество не придаёт им такого же значения. Например, темы о войне и бесчестии приводят к тому, что учащиеся пишут о патриотизме и готовности проливать кровь за родину. Это свидетельствует о желании общества воспитывать патриотов.

Однако, стоит отметить, что то, что дети пишут в итоговых сочинениях, не всегда отражает их истинные убеждения. Ирина Кочергина указывает на то, что дети пишут то, что ожидают услышать от учителей, и это не всегда совпадает с их реальными взглядами на жизнь.

Таким образом, итоговые сочинения показывают, что общество и государство хотят видеть в молодежи нравственность, патриотизм и социальную ответственность. Однако, важно помнить, что мнение и убеждения детей могут отличаться от того, что они пишут в сочинениях.

Исследование о ценностях и нравственности в детстве

Цель данного исследования заключается в изучении ценностей и нравственных убеждений у детей. Особое внимание уделяется таким вечным понятиям, как дружба, честь, отзывчивость и любовь. Формулировки тем, предоставленные детям, направлены на поиск правильных ответов с нравственной точки зрения.

Примеры таких тем включают: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?», «Какой поступок можно назвать бесчестным?» и «Согласны ли вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: ‘Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — это значит вместе смотреть в одном направлении’?»

Исследование показало, что подростки в возрасте 17 лет имеют тенденцию клеймить за бесчестье персонажей, таких как Швабрин и Элен Безухова, в то время как они воспевают героев, таких как Петруша Гринёв и князь Андрей на поле Аустерлица. Девочки, в свою очередь, описывают идеальную любовь, воплощающую в себе верность до гроба и полное единение мыслей и чувств.

В исследовании принимают участие различные произведения, начиная от «Капитанской дочки» и заканчивая кинороманами по Джейн Остин и Николасу Спарксу. Однако, иногда не совсем понятно, чего ожидают составители тем от детей, предполагая наличие большого жизненного опыта. Например, темы, такие как «Когда измену можно простить?» и «Чем отличается смелость от безрассудства?» предполагают наличие определенного опыта и понимания.

6 стр., 2575 слов

Что писать в сочинении каким должен быть настоящий друг

... образом, человек имеет друга, если у него есть с кем-то «сильная» связь. Например, у вас есть друг. Это означает, что вы должны иногда встречаться или каким-то образом ... тем труднее заводить друзей, потому что взрослые – циничные меркантильные твари. Лучше заводить друзей как можно раньше и как можно больше. На случай если половина отвалится. Или умрёт. Хотя ...

В целом, исследование показывает, что дети обличают бездушие и жестокость, одобряют отзывчивость, верность слову и желание «служить делу, а не лицам». Однако, несмотря на это, не факт, что реальная жизнь не заставит их поступать иначе или что они не будут лицемерить, одобряя одних и осуждая других.

Сложнее всего определить ценности семейные. Приводя в пример поступки героинь, таких как Катерина из «Грозы» или Анна Каренина, подавляющее большинство девочек не просто сочувствует им, но полностью оправдывает факт измены.

Данное исследование позволяет лучше понять, какие ценности и нравственные убеждения формируются у детей. Оно также помогает закрепить в них понятие нормы и морали, чтобы в будущем они могли принимать осознанные решения и поступать в соответствии со своими ценностями.

Исследование общественного мнения учащихся по выбранным литературным темам

В рамках данного исследования было проведено обследование учащихся, чтобы выяснить их мнение по ряду выбранных литературных тем. Основная цель исследования заключалась в определении общественного мнения молодежи и выявлении тенденций в их восприятии и осмыслении литературных произведений.

Тема: «Бывает ли общественное мнение ошибочным?»

Большинство авторов работ, относящихся к данной теме, выразили свою поддержку героинь произведений «Гроза» и «Анна Каренина». Они считают, что измены, совершенные героинями, не являются предосудительными, поскольку они осуществлены из-за любви. В школьной программе «Анна Каренина» не проходит, однако «Гроза» в интерпретации революционно-демократического подхода, преподаваемого в нашей школе, оправдывает Катерину, рассматривая ее измену как акт протеста. Молодежь наивно переносит свои представления о праве на любовь и счастье на всех литературных героев, не понимая их исторической и литературной значимости. В данном случае молодежь говорит напрямую: наша задача — услышать и понять их.

Темы без однозначного ответа

Существуют темы, которые не предполагают простого и однозначного ответа. Они выбираются реже, и написание по ним требует больше усилий. Примерами таких тем являются: «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?» и «Согласны ли вы с утверждением Э. М. Ремарка: „Нужно уметь и проигрывать“?». От общего числа проверенных работ только около 5% учащихся выбирают такие «проблемные» темы, которые не подразумевают готового ответа. Это свидетельствует о характере молодого поколения, но также характеризует и нас.

Свобода мысли и формирование личности

Важным вопросом является, научаем ли мы детей свободно рассуждать или предоставляем им готовые мнения, следуя определенному алгоритму. Какую личность мы стремимся сформировать в конечном итоге? Личность, которая приспосабливается и говорит то, что требуется, или мыслящего человека с самостоятельным мнением, способного его аргументировать в споре?

9 стр., 4060 слов

Музыкальные ориентации современной молодежи

... определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень [3]. В.С. Цукерман советский социолог в своей работе «Музыка и слушатель» подробно описал типы слушателей, показал, как музыка влияет на разные типы, степень ...

Роль школы в формировании личности

Школа всегда является социальным и государственным заказом. В прошлом гимназисты легко писали сочинения на латыни, а дворянство училось на примерах героев древности, формируя представления о чести и верности отчизне. В настоящее время у нас другое время и другое государство, поэтому возникает вопрос: чему мы учим наших учеников?

Данное исследование позволяет нам лучше понять общественное мнение молодежи и задуматься о роли образования в формировании личности наших учащихся. Дальнейшие исследования позволят нам более глубоко исследовать мнения и взгляды молодежи на различные литературные темы и общественные вопросы.

Введение

В настоящее время существует дискуссия о том, какие ценности прививаются молодежи и как это влияет на их гражданское правосознание. В данной работе мы рассмотрим вопрос о преобладании государственно-патриотических ценностей среди молодого поколения и их влияние на формирование гражданского правосознания. Также мы обратим внимание на индивидуализм молодежи и его связь с общечеловеческими ценностями.

Государственно-патриотические ценности

Современная молодежь сталкивается с привитием государственно-патриотических ценностей, что является одним из приоритетных направлений воспитания. Однако, при этом наблюдается отсутствие гражданского правосознания, которое включает понимание прав и обязанностей гражданина. Сочинения, затрагивающие эту тему, практически отсутствуют, что свидетельствует о недостаточной осведомленности молодежи в этой области.

Индивидуализм и общечеловеческие ценности

Современное молодое поколение принципиально индивидуалистично и высказывает уверенность в праве каждого на собственное счастье. Это отличается от долгое время преобладавшего коллективизма, который подразумевал приоритет общественных интересов над индивидуальными. Вместе с тем, в сознании молодежи присутствуют общечеловеческие ценности, заменившие классовую мораль. Это свидетельствует о постепенном изменении ценностных ориентаций современного общества.

Отсутствие свободного мышления

Однако, одним из грустных фактов является отсутствие стремления молодежи к свободному мышлению. Вместо этого, они учатся находить аргументы для доказательства общепринятого мнения, что подтверждается и системой ЕГЭ. Таким образом, оригинальные сочинения, отражающие живую мысль, становятся редкостью, а вместо этого молодежь пишет по шаблону, отвечая требованиям заданий.

Заключение

Портрет современного молодого поколения включает в себя привитие государственно-патриотических ценностей, отсутствие гражданского правосознания, индивидуализм и присутствие общечеловеческих ценностей. Кроме того, молодежь не стремится к свободному мышлению, а предпочитает следовать общепринятым мнениям. Данная проблематика требует дальнейшего изучения и анализа с целью разработки эффективных педагогических подходов для формирования гражданского правосознания и развития критического мышления среди молодежи.

13 стр., 6140 слов

«Моя гражданская позиция. : «моя гражданская позиция студента ...

... Гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, ... города». Эссе-рассуждение на тему: "Моя гражданская позиция" Короткова Мария, «ГБОУ ... на благо общества. Делаю, и буду делать! Современная молодежь, к сожалению, не является особо активной и многим молодым людям безразлична судьба современного общества. Я же в своей гражданской позиции ...

Фото: Shutterstock (ABO PHOTOGRAPHY)