Музыкальные ориентации современной молодежи

Курсовая работа

, Степень научной разработанности.

Российская социологическая наука представлена работами Ю.Г. Волкова, В.И. Добренькова, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. В своих работах они подробно описали аспекты молодежной среды, на которую оказывает существенное влияние музыка. Также были сделаны выводы о том, какие музыкальные направления более предпочитаемы молодежью [2].

В журнале «Социологические исследования» представлена статья Н.Р. Исхаковой, Р.Р. Болтачева «Музыкальные ориентации молодежи», где отражена специфика музыки и ее влияния на современную молодежь. Авторы показывают какая музыка является наиболее предпочитаемой у современных молодых людей, какое воздействие она оказывает на развитие человека, его культуры. Также рассказывается, что главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень [3].

В.С. Цукерман советский социолог в своей работе «Музыка и слушатель» подробно описал типы слушателей, показал, как музыка влияет на разные типы, степень их удовлетворенности от прослушивания. В работе описываются основные моменты при выборе аудиторией того или иного музыкального стиля, объясняется позиция, которую выбирает человек при выборе музыки [4].

В статье А.К. Баранцева, Е.Г. Алешиной «Музыкальные предпочтения современных молодежных субкультур» рассматривается музыка, наиболее популярная у молодежных субкультур. Также показана взаимосвязь музыкальных направлений, отражена специфика исполнения музыкальных жанров, рассказывается какие направления имеют наибольший интерес [5].

Таким образом проблема музыкальных предпочтений молодежи является хорошо разработанной, так как материалы отражают важные моменты, которые необходимы для подробного изучения темы.

Объект работы, Предмет работы, Цель работы:

Задачи:

— провести повторный анализ источников и понятий по теме «Музыкальные ориентации современной молодежи»;

исследовать факторы формирования музыкального вкуса у молодежи.

Теоретическую основу, Методологическую базу, Методы исследования, Эмпирическая база:, Новизна работы

1. Музыкальные ориентации современной молодежи

Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса. В процессах формирования духовности значительную роль играет музыкальная культура. Отражая действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств, она имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием. Однако в последние десятилетия музыка развлекательного характера начинает превалировать над другими жанрами. Она не способствует формированию здоровых вкусов и нравственных качеств личности.

3 стр., 1056 слов

Музыкальные ориентации современной молодежи

... от проблем или просто «фоном» в наушниках. Однако современная молодежь считает, что такая музыка является отражением их души, даже ... музыка играет очень важную роль в жизни, для них это искусство, а не развлечение. Таким образом, можно сделать вывод из проведенного мною опроса. Музыкальные ... рутинную работу. С годами музыка значила всё большую и большую роль в жизни человека, что сейчас по жанру музыки ...

Приобщение молодежи к высокому музыкальному искусству является важным фактором гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры подростков и молодежи. Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в том, что оно является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.

Музыкальная культура — это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.

Под музыкальной культурой личности подразумевается: во-первых, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; во-вторых, интегративное свойство личности, показателями которого является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное ее восприятие, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» к новым музыкальным направлениям, знаниям о современном искусстве, а также устойчивость музыкально-эстетических традиций, художественный вкус, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Отношение молодежи к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. Большинство опрошенных привлекает рок-музыка — квайдо, хип-хоп, диско, рэп и др. музыкальные направления (Приложение А).

По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьется пульс нашего времени. С возрастом музыкальные приоритеты меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера, поэтому необходимо преодолевать односторонность музыкальных предпочтений молодежи, т.е. «коэффициент однообразия». Повысить уровень культуры молодежи не может одна рок-культура. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, воплощающих гуманистические ценности, которые влияют на формирование духовности личности.

11 стр., 5311 слов

Роль и место музыкальной субкультуры в развитии подростка

... подростковых субкультур, в том числе и музыкальных. 3)Изучить формальные и неформальные объединения, различные виды музыкальных субкультур. 1. Возрастные особенности Подростковый ... в семье, завершается в школе, а огромное влияние на приобретение социального опыта имеет окружающая среда, именно поэтому приобщение молодежи к духовной культуре ... человека о своей ценности, оценка собственных качеств, ...

Корреляционный анализ соотношения музыкальных предпочтений молодого поколения и общечеловеческих ценностей показал, что классическая музыка больше влияет на формирование этих ценностей.

Восприятие происходит в процессе слушания музыки: все сочиняемые музыкальные произведения предназначаются для восприятия, и их дальнейшая судьба зависит от аудитории слушателей.

В возрасте 16-20 лет на процесс музыкального восприятия влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества прослушанного музыкального материала. Углубленная эмоциональная отзывчивость на музыку формируется позже и является характерной особенностью уже старшего(от 20)возраста, когда достигается определенная гармоничность восприятия и осмысления с достаточно разумными и самостоятельными оценочными суждениями. С возрастом все больше проявляется различие в музыкальном восприятии в условиях систематического и целенаправленного музыкального воспитания.

Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес молодежи к серьезной музыке. Другое дело, что само изучение нотной грамоты есть следствие повышенного интереса к музыке в целом. Изучение нотной грамоты — один из действенных механизмов влияния музыкальной культуры на общую культуру, в том числе и на общечеловеческие ценности. Нотная грамота — это основа музыкальной культуры, она дает благоприятные условия для формирования и роста музыкальной образованности. Хоровое пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд

Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет и самостоятельное приобщение к музыкальной культуре, которое переходит затем в самовоспитание.

В качестве одной из форм самостоятельного приобщения молодежи к серьезной музыке можно использовать записи (музыкальные дневники).

Прослушивание и посещение концертов классической музыки способствует духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей.

Следующим фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей выступает стихийное приобщение. Главное в этой форме в том, чтобы каждый более избирательно регулировал свои музыкальные вкусы. Такая форма общения с музыкой внедрилась в быт с появлением звуковоспроизводящей техники (проигрыватели, магнитофоны и др.).

2 стр., 501 слов

Зачем человеку музыка

... сочинениями, написанными специально для детей. С ранних лет дети должны слушать музыку ... культурах, начиная с древних времён, музыка играла объединяющую роль : совместная работа, праздники, обряды, ведь музыка проникает напрямую в душу человека ... не только художественную ценность музыкального языка , но ... музыка является неотъемлемой частью духовной частью общества, эстетическое влияние на человека ...

Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у молодежи является мода и престиж [6].

Наша эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. На наших глазах складывается принципиально новая музыкальная культура, понимание которой невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлой музыкальной эпохи. Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество. Но если в салон или концертный зал приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей культуры, подготовленные к встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей.

В связи со сменой духовных приоритетов в жизни российского общества обозначилась тенденция вытеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато весьма опасными последствиями — падением уровня культуры, эстетического сознания, появлением массового производства и репродуцирования музыкальных произведений, ведущих к стандартизации в духовной сфере.

Наиболее активная часть потребителей музыки — молодежь, преимущественным вниманием которой последние десятилетия пользовались самые легкие жанры эстрадной музыки. Молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые. Приспосабливаясь к аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение, отчасти и радио, отдали этой музыке большую часть своего времени. Благодаря этому какая-то часть взрослых людей привыкла потреблять молодежные, а то и прямо детские шлягеры, а другая утратила значительную долю интереса к музыкальным передачам.

Молодежь может стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное — они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного [7].

Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие возникает редко и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действовать. И в этом разворачивающемся светлом кругу ускоренным темпом идет саморазвитие, выявление и духовное возвышение личности.

3 стр., 1145 слов

Композиция в музыке: понятие, основы, роль, техника

... для восприятия. При его прослушивании человек акцентирует внимание на ключевых моментах и в то же время отдыхает эстетически. Главные характеристики Композиция в музыке – это единство, отличающееся ... знать требующиеся приемы и умело их реализовывать. Способ сотворения музыки у каждого автора свой. Он характеризуется понятием «творческий метод». Многие классики, писавшие произведения для оркестров, ...

Молодые главные посетители эстрадных концертов, участники дискотек, покупатели музыкальных дисков. К молодежи обращаются эстрадные звезды и популярные группы, ей хотят понравиться популярные композиторы и сочинители песенных текстов. Но далеко не вся молодежь безраздельно верна той музыке, которая числится молодежной. Кому-то больше нравится народная песня под гармонь или балалайку, другим по душе серьезная классическая музыка, третьи ни к какой музыке не испытывают явного интереса. У каждого свой музыкальный вкус.

Вкус — это сумма представлений человека о красоте, его способность и умение отличить красивое от некрасивого. Вкус человека — это его пристрастия, тяготения, симпатии. Музыкальный вкус — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства. Это зависит и от индивидуальных особенностей самого человека, его особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство. Музыкальные вкусы человека связаны с его мировоззрением. Обычно по вкусу человека можно определить, как он смотрит на жизнь, каковы его главные интересы, что служит для него идеалом и целью жизни, в чем он видит ее главный смысл.

Ложные, низменные музыкальные вкусы свойственны большей частью людям низкой общей культуры. В каждом обществе существуют определенные мерки, общепринятые правила, по которым определяют вкус того или иного человека, проявляемый в самых различных направлениях.

Однако вкус каждого человека и общества в целом не есть что-то незыблемое. Со временем он обычно меняется.

Еще в древности греческие философы-идеалисты пытались найти исчерпывающую формулу, которая подчинила бы себе все представления человека о прекрасном. Сократ, например, отождествлял прекрасное с полезным. Он полагал, что красиво лишь то, что нужно, что целесообразно. Платон соединил прекрасное с нравственно хорошим, сведя воедино эстетические и этические понятия, и провозгласил некую идею неизменно вечной, всеобъемлющей красоты.

Немецкий философ Кант вообще относился скептически к возможности научной критики художественных вкусов. Он утверждал, что красивое — это то, что уже одной своей формой вызывает у всех, как он выражался, «незаинтересованное наслаждение». Таким образом, он отрицал практическую утилитарность, собственно полезную суть красоты и искусства.

А Гегель полагал, что красота — это некий идеал, воспринимаемый чувством, «чувственным созерцанием». В системе Гегеля областью человеческих понятий о мире и вещах ведали философы. Представлениям человеческого ума о жизни соответствовали религия и мышление. А область чувственного созерцания отводилась Гегелем искусству.

Понятие музыкального вкуса многомерно, оно объединяет разнообразные способы постижения своей сущности. Являясь модификацией вкуса художественного, оно формируется под воздействием искусства, частотой взаимодействия человека с музыкальными произведениями, литературным творчеством, изобразительным искусством, хореографией, искусством театра.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Анализ многообразия определений понятия «музыкальный вкус» позволил выделить основные подходы к рассматриваемой дефиниции:

как эстетическое понятие, затрагивает обе стороны человеческого естества — чувственность и рационализм;

как аксиологическое понятие, трактуется как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающих возможность отличать и ценить прекрасное в музыке;

как философское понятие, подразумевает определенный уровень мышления, восприятия жизненных явлений, поведение и поступки каждого человека;

как историческое понятие, рассматривается в контексте исторического развития общества и обусловленное этим развитием;

как социологическое понятие, оценку вкуса соотносит с социально обусловленными потребностями человека.

Многоплановость характеристик музыкального вкуса влечет за собой многоступенчатость исследования каждого из его компонентов, а также процесса возникновения проявлений вкуса.

Одно из важнейших условий развития музыкального вкуса — правильно организованный процесс восприятия музыки.

Восприятие музыки — это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Человек не может воспринимать и одновременно реагировать на множество раздражителей. Лишь некоторые он выделяет и осознает с отчетливостью. Эта особенность человеческой техники связана с избирательностью восприятия и характеризует также объем внимания.

Поле восприятия и объем внимания нужно расширять постепенно.

На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения появляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных авторов.

Развитие музыкального вкуса осуществляется успешнее при условии повторения музыкальных восприятий. Наиболее эффективнее восприятие музыки идет, если знания и умения приходят в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в незнакомые еще уму вещи, чувство слушателей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни.

Полноценное восприятие музыкальных произведений предполагает — слушание и понимание. Эти два процесса тесно связаны с такими понятиями как «любить музыку» и «понимать музыку».

Любить музыку — значит испытывать потребность в общении с нею, переживать ее, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать же музыку — значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме.

23 стр., 11293 слов

Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у младших школьников

... музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного человека. Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя. Уровень музыкального вкуса ... анализа мелодии песни. Как только они смогут ее узнать в нотной записи по ручным знакам ладовых ступеней, рекомендуется предложить им сыграть мелодию песни на звуковысотных ...

Надо сказать, что понятия «любить» и «понимать» применительно к восприятию музыки часто отождествляются. Иногда они и противопоставляются: «Я музыку люблю, хотя ее и не понимаю».

Известно множество таких примеров, когда слушатели очень мало и даже ничего о музыке не знающие, любят и переживают музыку. Однако можно с уверенностью сказать, что восприятие слушателей, имеющих подготовку, имеющих знания о музыке, глубже, сознательнее, ярче. И, что особенно важно, круг произведений, которые они способны эмоционально воспринять, сложнее и шире. Но бывает и так, что довольно сложные произведения глубоко воспринимаются слушателями неподготовленными. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что речь идет о людях в той или иной мере одаренных. Недаром в структуру музыкальных способностей выдающийся ученый, профессор Теплов включил не только слух, но и эмоциональную отзывчивость на музыку.

Анализируя понятие музыкальный вкус, можно выделить его просветительскую, прогностическую функцию, доказывая, что это не застывшее понятие, а действенное, изменяющееся в своем развитии. Уровень развития музыкального вкуса, неразрывно связанный с музыкальной культурой личности, постоянно ею совершенствуется. Благодаря этим усилиям человеку открывается мир звуковых представлений и впечатлений, дающий чувство свободы, познания красоты и самодостаточности. [8].

Молодежь — социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодежному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность.

Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.).

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации молодежи в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).

Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, ПЭП, диско, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в молодежной среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания молодых людей.

14 стр., 6816 слов

Музыка в Советский и постсоветский периоды

... изучение рок-музыки вообще и ее характерных черт в советской рок-культуре. Л.Н.Толстой считал музыку стенограммой состояния души, то полный обзор музыкальной культуры страны можно считать стенограммой состояния целого ... событиям, формировавшим к4ультуру, в том числе и музыкальную, СССР и России. Одной из задач, поставленных мною в этом реферате, будет анализ социальной жизни страны в 1980-х ...

Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка (в том числе кантри, джаз), и переполненные стадионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов от попсы и рока до техномузыки. Величины несопоставимые. Как правило, слушатели концертов на стадионах (в основном молодёжь) считают классическую музыку скучной, утомительной и малопонятной, явно не соответствующей их естественному желанию после работы или учёбы отдохнуть, развлечься.

В конце шестидесятых поп-музыка находилась в весьма плачевном состоянии, и большинство групп занималось перепеванием или просто исполнением английских и американских хитов. Однако такое положение устраивало не всех. Несколько молодых германцев вспомнили о традициях и корнях, и начали делать искусство совсем своё, максимально не похожее на англоязычные образцы, основанное на германской традиции. Так появилась новая музыкальная волна, полностью изменившая представления о поп-музыке.

Исследование музыкальных предпочтений молодежи маркетинговым агентством FDFgroup.

Исследование проводилось в Москве 21.06.2011 г. Современная молодежь не может прожить без музыки и дня — к такому выводу пришло маркетинговое агентство FDFgroup, которое провело исследование музыкальных предпочтений молодежи по заказу «Независимой газеты». 97% респондентов от 16 до 25 лет, половина из которых — студенты, заявили, что слушают музыку каждый день. В среднем молодежь уделяет музыке около 4-х часов в сутки. Больше трети (37%) опрошенных слушает музыку от 1 до 3 часов в сутки, 27% — от 3 до 5 часов, еще треть (30%) — более 5 часов. Только 6% респондентов слушают музыку менее часа в день.

Чаще всего музыку слушают с помощью проигрывающих устройств (телефона, плейера и т.д.) — им отдают предпочтение 68% опрошенных. Еще 21% предпочитают интернет-источники. Радио является любимым транслятором музыки для 9% респондентов. Телевидению отдали предпочтение всего 2%. Больше всего времени респонденты уделяют радиотрансляциям. Для респондентов слушать радио более 5 часов в день — весьма привычное времяпрепровождение. Это, видимо, объясняется тем, что большинство плееров и мобильных телефонов имеют функцию радиоприема, а значит, музыку можно слушать повсеместно — на улице, в транспорте, в фитнес-клубе, даже на лекции в институте. К любителям радио также можно отнести автомобилистов, значительное время проводящих в пробках с работы и на работу. В рейтинге музыкальных предпочтений за последний месяц на первом месте оказалась танцевальная музыка (56%), на втором — зарубежная поп-музыка (48%).

19 стр., 9470 слов

Влияние современной музыки на подростков

... музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. Зачастую "стены" из звуков используются молодежью как способ отгораживания от окружающих - семьи, учителей, сверстников. Избирательность в потреблении музыкальных произведений характеризует музыкальный вкус. Выявляя музыкальные ... исследования: Влияние современной музыки на подростков Цель исследования: Изучить влияние современной музыки на ...

Третье место поделили русская поп-музыка (41%), русская рэп и хип-хоп музыка (39%) и русская рок-музыка (38%).

Для аудитории от 16 до 20 лет любимым направлением в музыке является русский рэп и хип-хоп (22% против 8% у 21-25-летних).

У слушателей постарше — 21-25-летних вкусы другие — у них любимым стилем музыки является русская поп-музыка (14%).

Респонденты от 16 до 20 лет вообще проигнорировали в опросе это направление. Описание исследования:

Метод сбора информации: уличный опрос по формализованной анкете. Респонденты: мужчины и женщины, 16 — 25 лет, г. Москва. Выборка: случайная, квотированная (пол: 50%/ 50%, возраст: 16-20/ 21-25 лет — 50%/50%); 200 результативных интервью. Период проведения полевого этапа исследования: 10-12 июня 2011 года [10].

В заключении можно сказать, что музыкальные предпочтения зависят от индивидуального культурного и духовного развития, а также существенное влияние оказывают СМИ и интернет. Молодежь часто поддается принципу толпы. Также формирование музыкального вкуса способствует более глубоко и тонко оценивать ту или иную музыку. Изучение мнения подростков о современной музыке позволяет понять, какая музыка больше всего нравится нынешней молодежи. Под влиянием современной популярной культуры молодежные приоритеты в сфере музыки стремительно изменяются. По результатам сделан вывод, что музыка влияет на молодежь даже сильнее, чем телевидение.

общество молодежь социологический музыка

2. Программа социологического исследования, Проблемная ситуация

Стремление к соответствию американизированному образу жизни приводит к тому, что теряется этнокультурная идентификация у русских молодых людей, сущность которой заключается в формировании положительных чувств к собственной истории и культуре. Малое овладение опытом музыкальным наследием прошлого, малое количество музыки с высоким нравственным содержанием — все это не позволяет глубоко оценивать современную музыку и ее содержание. Современная музыка носит чаще развлекательный характер и несет в себе пропаганду тех или иных действий.

Проблема: несмотря на то, что музыка является культурным достоянием и наследием страны, которая отражает культурный уровень и творческое воспитание, некоторые направления отрицательно влияют на культурное развитие молодежи.

Объект социологического исследования:

Предмет: музыкальные ориентации молодежи.

Цель: выявить наиболее предпочитаемые музыкальные направления у молодого поколения.

Задачи:

рассмотреть факторы, оказывающие влияние через музыку на современную молодежь;

определить наиболее популярные музыкальные направления в молодежной среде.

Гипотеза:

Основная — большая часть молодежи предпочитает музыку развлекательного характера;

Дополнительная — современная молодежь поддается влиянию СМИ, интернета и др.

Интерпретация:

Музыка — (греч. мпхуйкЮ, прилагательное от греч. мпэуб — муза) -искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Молодежь — социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодежному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность.

Ориентация (франц. orientation, буквально — направление на восток, от лат. oriens — восток), умение разобраться в окружающей обстановке. Направление научной, общественной, политической деятельности.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологи -обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.

Американизация — перенимание привычек американцев, трансляция культуры американцев на российскую молодежь.

Музыкальная культура — это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.

Вкус — это сумма представлений человека о красоте, его способность и умение отличить красивое от некрасивого. Вкус человека — это его пристрастия, тяготения, симпатии

Музыкальный вкус — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства

Музыкальный жанр — многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия.

Заключение

Музыкальные предпочтения способствуют социокультурной дифференциации и интеграции общества в целом и молодежи в частности. Российская молодежная субкультура включает в себя множество музыкальных субкультур, как массового, так и эксклюзивного характера.

Музыка в данном случае оказывает существенное влияние на признаки принадлежности к субкультуре.

Основные направления молодежной музыки, рассмотренные в данной работе, обладают различными, противоположными характеристиками. В этой связи молодежная слушательская аудитория дифференцируется на множество музыкальных субкультур, возникающих как вокруг одного исполнителя, так и в связи с определенным музыкальным направлением. При этом основными факторами, влияющими на социокультурную дифференциацию и интеграцию российской молодежной субкультуры, являются различные, нередко диаметрально противоположные, музыкальные предпочтения индивидов. Выбор тех или иных музыкальных направлений, обладающих определенным, специфическим музыкальным содержанием и порождает различные типы восприятий музыкальных сообщений в молодежной среде, как внутри музыкальных субкультур отдельных исполнителей и направлений, так и в музыкальной молодежной культуре вообще.

Процессы социокультурной дифференциации и интеграции, предопределяющие конституирование и функционирование музыкальных субкультур в молодежной среде, тесно связаны со спецификой музыкальных коммуникативных процессов, где каждое из звеньев коммуникативной цепи потенциально содержит в себе огромные селективные возможности.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kak-vliyaet-populyarnaya-molodejnaya-muzyika-na-slushateley/

1.Адорно Т. Музыкальная жизнь // Избранное: Социология музыки. 1999 URL: http://philosophy.ru/library/adorno/01.html

2.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология. М.: Гардарики, 2003. 512 с.

.Исхакова Н.Р., Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи // Социологические исследования. 2006. №6. С. 103-107.

4.Цукерман В.С. Музыка и слушатель. М.:АспектПресс, 2010. 243с.

.Баранцев А.К., Алешина Е.Г. Музыкальные предпочтения современных музыкальных субкультур // Российские субкультуры. 2011 URL:

6.Бочкарев Л.Л. Музыкальная деятельность // Психология музыкальной деятельности. 2008 URL: http://primanota.ru/l-bochkarev/psixologiya-muzykalnoi-deyatelnosti-score-1787121.htm

7.Наумов А. Эстетический вкус, его воспитание. Нижний — Новгород: Лотос, 2009. 290 с.

.Руфраев А.Л., Одегова Е.К. Музыка конца 20 — начала 21 века. СПб.: Питер, 2011. 76 с.

.Михайлова И.В., Михайлов Л.В. Русская музыкальная культура 21 века и ее мировое значение. М.:Инфра-М, 2009. 76 с.

.Калугина А.А. Ценностные ориентации современной молодежи в зарубежном и Российском искусстве // Искусство. Его виды. 2007 URL: http:// /view.aspx?id=476016