Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению

Сочинение

МБОУ СОШ №7 г. Россоши.

Россошь 2017

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению

Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Ни для кого не секрет, что данное сочинение может принести абитуриенту до 10 баллов при поступлении в вуз.

Система оценивания итогового сочинение проста:

«зачёт»/»незачёт»

Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2.

Критерии:

№1. Соответствие теме

и привлечение литературного материала

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/itogovoedopusk-k-ege-praktikum/

№3. Качество речи

№4. Композиция и логика рассуждения

№5. Грамотность

Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.

Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:

1. Бланки регистрации и записи

2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета

3. Документ, удостоверяющий личность

4. Лекарства и питание (при необходимости)

5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации

6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)

, в рамках которых будут даны темы.

Повторяем, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.

Направления тем 2017/2018 года:

Алгоритм работы при написании итогового сочинения:

1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.

2) Выявление проблемы, содержащейся в теме.

3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему.

9 стр., 4165 слов

Критерии оценивания итогового сочинения по литературе в 11 классе

... зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Критерий ... сочинение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: ...

4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.

5) Написание чернового варианта работы.

6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.

7) Перенос сочинения на бланк.

Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении).

Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ?

Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:

Какой должна быть структура (план) сочинения?

Из каких частей оно должно состоять?

Попытаемся ответить на них.

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:

Вступление.

Основная часть.

Первый тезис+аргумент.

Второй тезис+аргумент.

Третий тезис+аргумент.

Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):

Итоговое сочинение как писать  1

ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

4 стр., 1972 слов

Составление конспекта и тезисов к статье

... основная мысль абзаца (-ев) без примеров с примерами тезисы конспект Более подробная инструкция по составлению тезисов и ... Ответ. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского “Евгения Онегина” подсказала Чайковскому русская певица Е. А. Лавровская. “Содружество” двух гениев дало миру прекрасное произведение.) ... тезисы (опирайтесь на план); запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и ...

2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.

4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.

6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.

Запомните:

8. Продумайте композицию сочинения.

9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.

11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.

Запомните:

14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.

ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ., КОМПОЗИЦИЯ

логическую и композиционную структуру сочинения,

три части сочинения:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.

12 стр., 5600 слов

Методическая разработка русского языка «Обучение сочинению-рассуждению ...

... структуру будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания. (карточка-информатор №1, слайд 2), Карточка-информатор №1:, Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту Структурный компонент текста Речевые ... 2 Например, … Вспомним произведение… Именно об этом писал… Вывод-заключение Таким образом, только от нас самих зависит… В заключении ещё раз хочется воскликнуть ...

ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.

ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОЕ

Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ

Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.).

БИОГРАФИЧЕСКОЕ

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.

ЦИТАТНОЕ

В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.

ЛИЧНОСТНОЕ

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!, ЗАПОМНИТЕ!, СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.

Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.

ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.

ЦИТАТА

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль.

2 стр., 656 слов

Напишите — определяя основную мысль текста. Чемодану позавидовал ...

... в имение бабушки". Вы находитесь на странице вопроса " Напишите сочинение-эссе определяя основную мысль текста. Чемодану позавидовал диван. Чемодану позавидовал Диван: Всё по свету ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к ... стране, Где исчезла частица НЕ. Но кругом было надо определить основную мысль текста,.определить тип речи, и найти односоставные и неполные предложения. Вот ...

КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

чёткое членение текста на абзацы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

  1. тезис

  2. развитие мысли

  3. иллюстративная часть (доказательства, примеры)

  4. микровывод

Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.

«Клише к итоговому сочинению»

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. Люди часто размышляют о том, что …. (

3. (Вопросы).

Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)

Переход к основной части.

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Обращение к произведению.

1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

2. Вспомним героя повести… (автор, название).

3. Обратимся к роману… (автор, название).

Выводы и заключение.

Промежуточный вывод

1. Писатель считает, что…

2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Заключение

1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….

Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.

Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.

6 стр., 2921 слов

Проверка орфографии онлайн — 7 лучших сервисов для исправления ...

... ошибок орфографии, пунктуации, стилистики, грамматики и типографики. Процесс проверки не слишком быстрый, но очень дотошный (иногда даже находят то, что не особо и надо исправлять). Все найденные по тексту ... от общепринятых правил. Красота — тут вам будет предложено исправить , найти не очень хорошо «звучащие» фрагменты в тексте, а также предложат заменить некоторые слова наиболее подходящими ...

ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА, В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.

В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.

  1. ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.

  1. СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.

  1. ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ.

Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.

ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.

КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.

Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:

ТИПЫ ОШИБОК:

  1. Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

  1. Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм употребления и сочетаемости слова.

  1. Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

    2 стр., 841 слов

    Пример сочинения с ошибками. Разбор работы по критериям 2019 года

    ... естественными для человечка, не так давно появившегося на свет. (7)Я видела, как он идёт, пытливо ... книги «Сегодня я увидела...». Сочинение Почему дети в современном мире рано взрослеют? Безусловно, этот ... ребенка обусловлено поведением взрослых. Именно они заставляют ребенка замолкнуть, спрятать свои мечты глубоко в душе. Трудно не согласиться с автором. Ведь в самом деле, в современном мире дети ...

Искажения литературных текстов и фактические ошибки.

В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:

1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;

2) искажение названия произведения;

3) искажение имен, фамилий литературных героев;

4) неточное указание дат;

5) ошибки в названии мест событий, географических названий;

6) искажение жизненной правды;

7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;

8) ошибки в указании литературного жанра;

9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;

10) искажение авторской позиции;

11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.

Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

Перед написанием заключения

Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.

Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.

Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.

4 стр., 1753 слов

Письмо другу сочинение с вводными словами

... пишешь от руки!.. Всё, с наилучшими. На «созвоне»! 2, 3, 5, 7, 8 класс Также читают: Картинка к сочинению Письмо другу Популярные сегодня темы ... встречи, но постараюсь выразить все свои эмоции и чувства печатным словом. В наш дом, в пятый подъезд, въехали новые соседи, у ... Конечно, тебе ошибки исправят и всё такое, но не то это, не то. Я помню в детстве, когда мы писали друг другу письма из картинок ...

Низкое качество речи и речевые ошибки;

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

5) смешение лексики разных исторических эпох;

6) нарушение лексической сочетаемости;

7) употребление лишнего слова (плеоназм);

8) речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

9) необоснованный пропуск слова;

10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.

Упражнение 1.

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».

Ответ : ключевое слово — «какие события».

Упражнение 2.

«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»

Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.

Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.