Разделы:
Цели:
- научить писать сочинение в жанре прозы;
- уметь выявлять отличительные черты жанра эссе;
- формировать потребность выражать собственное мнение;
- воспитание чувства любви к книге, к малой родине.
Оборудование:
- Книжная выставка (словари, образцы искусствоведческой и публицистической эссеистики).
- Аудиозаписи для музыкального оформления урока.
- Материал для словарной работы.
Эпиграф к уроку:
Ход урока
I. Слово учителя
Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.
Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.
Подберите однокоренные слова к слову “эссе” (эссе, эссеистика, эссеист).
Какова история возникновения жанра эссе?
II. Выступление ученика
Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон).
У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.
В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.
В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.
Литературный жанр прозаическое сочинение небольшого объема
... лет говорю прозой — и невдомёк!". Мольер Жан-Батист, "Мещанин во дворянстве" Проза — это не литературный жанр. Это способ изложения литературного жанра, его форма. Противоположностью прозы ... небольшого размера, слово ... жанр Эпический жанр Лирический жанр Трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, скетч Рассказ, повесть, легенда, очерк, сказка, роман, новелла, былина, эпопея, басня, биография, эссе, ...
- Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе. [4, с.145]
Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai — очерк, статья, попытка) — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.
(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)
Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.
(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)
Эссе — (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)
III. Анализ текста – эссе
— Предлагаю вам познакомиться с размышлением В. Розанова (В. Розанов “Опавшие листья”. Т. А. Колганова “Сочинения различных жанров”. М.: Просвещение., 2000 г.)
- О чем этот текст? Каким заголовком можно определить основную мысль высказывания?
- Каков объем произведения?
- Что можно сказать о композиции текста?
- Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она?
- К какому типу речи относится данный текст?
- Каков язык текста? Какие слова и фразы создают высокую экспрессивность текста?
— Назовите особенности жанра эссе, обозначенные в определениях жанра. Запишите их в тетрадь.
- Обращение к социальным, философским, литературоведческим, эстетическим проблемам.
- Свободная форма изложения. Отсутствие композиции.
- Преобладание впечатлений, а не фактов.
- Субъективность авторской позиции.
- Сравнительно небольшой объем.
- Эмоциональность речи.
IV. Творческая работа
Итак, мы познакомились с особенностями жанра эссе. Я предлагаю вам написать сочинение в жанре эссе о родном городе с тысячелетней историей.
Помните, что в эссе главную роль играет:
- не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
- раздумья и размышления;
- оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
- образная и афористичная речь;
- непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.
И последнее, ваше сочинение, должно содержать выявленные на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napishitev-janreispolzuya-pervoe-predlojenie/
Значение слова в Словаре литературоведческих терминов
... небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в … в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка: ... самобытность и влияние на литературы соседних народов ставят ее в … в Словаре Кольера: (см. также ... … в Словаре для разгадывания и составления сканвордов: Философский … в Новом словаре иностранных слов: ( фр. essai) жанр критики, ...
- Кумневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем не обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед.учебн. заведений, слушателей ИПК. – Ростов -на Дону: ТЦ “Учитель” 2001г.
- Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000г.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.
- Скиргайло Т. О. Сочинение разных жанров: Пособие для учителя и учащихся. – Казань: ИПКРО РТ, 2001. – 272 с.
- Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение. 1974
- Словарь иностранных слов. М., 1979 г.