Урок русского языка : » в жанре «. 10-й класс

Сочинение

Разделы:

Цели:

  • научить писать сочинение в жанре прозы;
  • уметь выявлять отличительные черты жанра эссе;
  • формировать потребность выражать собственное мнение;
  • воспитание чувства любви к книге, к малой родине.

Оборудование:

  • Книжная выставка (словари, образцы искусствоведческой и публицистической эссеистики).

  • Аудиозаписи для музыкального оформления урока.
  • Материал для словарной работы.

Эпиграф к уроку:

Ход урока

I. Слово учителя

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. На сегодняшнем уроке мы попытаемся получить представление об особенностях незнакомого вам жанра – жанра эссе.

Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.

Подберите однокоренные слова к слову “эссе” (эссе, эссеистика, эссеист).

Какова история возникновения жанра эссе?

II. Выступление ученика

Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон).

У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.

В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.

В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.

2 стр., 990 слов

Литературный жанр прозаическое сочинение небольшого объема

... лет говорю прозой — и невдомёк!". Мольер Жан-Батист, "Мещанин во дворянстве" Проза — это не литературный жанр. Это способ изложения литературного жанра, его форма. Противоположностью прозы ... очень приукрашенном виде; новелла — рассказ небольшого размера, слово пришло из итальянского языка; былина ... биография — произведение о жизни какого-то человека; эссе — содержит мысли автора о каком-либо предмете, ...

  • Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе. [4, с.145]

Эссе (от лат. exagium — взвешивание, анг. essay и франц. essai — очерк, статья, попытка) — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)

Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.

(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)

Эссе — (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)

III. Анализ текста – эссе

— Предлагаю вам познакомиться с размышлением В. Розанова (В. Розанов “Опавшие листья”. Т. А. Колганова “Сочинения различных жанров”. М.: Просвещение., 2000 г.)

  1. О чем этот текст? Каким заголовком можно определить основную мысль высказывания?
  2. Каков объем произведения?
  3. Что можно сказать о композиции текста?
  4. Как выражена позиция автора? Аргументирована ли она?
  5. К какому типу речи относится данный текст?
  6. Каков язык текста? Какие слова и фразы создают высокую экспрессивность текста?

— Назовите особенности жанра эссе, обозначенные в определениях жанра. Запишите их в тетрадь.

  1. Обращение к социальным, философским, литературоведческим, эстетическим проблемам.
  2. Свободная форма изложения. Отсутствие композиции.
  3. Преобладание впечатлений, а не фактов.
  4. Субъективность авторской позиции.
  5. Сравнительно небольшой объем.
  6. Эмоциональность речи.

IV. Творческая работа

Итак, мы познакомились с особенностями жанра эссе. Я предлагаю вам написать сочинение в жанре эссе о родном городе с тысячелетней историей.

Помните, что в эссе главную роль играет:

  • не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
  • раздумья и размышления;
  • оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
  • образная и афористичная речь;
  • непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.

И последнее, ваше сочинение, должно содержать выявленные на сегодняшнем уроке признаки жанра эссе.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/napishitev-janreispolzuya-pervoe-predlojenie/

7 стр., 3447 слов

Словарь музейно-педагогических терминов

БЕСЕДА – устное обращение в произвольной форме с одним или несколькими людьми. Если Б. ведется с определенной исследовательской целью, то исследователь должен заранее подготовить вопросы и расположить их в необходимой последовательности. Во время Б. вопросы может задавать как исследователь испытуемому, так и наоборот. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их ...

  1. Кумневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем не обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед.учебн. заведений, слушателей ИПК. – Ростов -на Дону: ТЦ “Учитель” 2001г.
  2. Калганова Т. А. Сочинения различных жанров в старших классах. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000г.
  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.
  4. Скиргайло Т. О. Сочинение разных жанров: Пособие для учителя и учащихся. – Казань: ИПКРО РТ, 2001. – 272 с.
  5. Словарь литературоведческих терминов. М., Просвещение. 1974
  6. Словарь иностранных слов. М., 1979 г.