Сегодняшнего урока – комплексный анализ текста

Сочинение

Сегодняшнего урока – комплексный анализ текста 1Тип урока:

Цель урока:

Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока;

способность быстро переключаться с одного задания на другое;

  • совершенствовать умение комплексного анализа текста;
  • совершенствовать умение выявлять проблему в прочитанном тексте;
  • логично и доказательно выстраивать устный ответ.

Воспитательные

воспитывать уважительное отношение к наследию русского языка;

развивать способности ценить богатство русского языка, поддерживать желание учащихся совершенствовать собственные учебные действия по предмету.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  • Тема сегодняшнего урока – комплексный анализ текста.

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

  • Каков конечный результат работы? (Итогом урока будет сочинение, которое должно соответствовать заданию части С экзамена в форме ЕГЭ.)
  • Эпиграфом к нашему уроку послужат слова философа Сенеки (древнеримский писатель)

«Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней»

II. Анализ текста

– На сегодняшнем занятии мы выполним несколько заданий по тексту, вспомним структуру написания сочинения и попытаемся сделать наброски к сочинению, усовершенствуем свои знания и умения в анализе текста.

  • Для анализа вам предлагается текст Ю.Б. Норштейна (художник, мультипликатор, режиссер-постановщик).

Давным-давно, году, наверное, в 1987-м, я увидел короткий фильм, сделанный одним мальчиком. (2) Фильм очень простой. (3) Мы видим на экране дерево, нарисованное детской рукой, потом слышится звук бензопилы. (4) Спиленное дерево падает. (5) Долгая пауза. (6) И вдруг из дерева плывет вверх его белый силуэт. (7) И мы понимаем, что из него вылетела его душа. (8) Сейчас автору этого фильма лет, наверное, двадцать восемь. (9) И я все думаю – кем он стал, этот мальчик? (10) Мне кажется, сделав такой фильм, его автор не способен на дурные поступки. (11) Во всем живом он будет чувствовать его душу. (12) Для чего же пишутся сказки? (13) Ответов много: для заветных мечтаний, для забавы, для того чтобы через сказку вдруг открыть мир, для того чтобы порадовать близкого тебе человека. (14) Через сказку мир делается живым. (15) В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (17) Одни звери наглые, другие трусливые, третьи сильные, готовые прийти к тебе на помощь. (18) У них храброе сердце. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (20) Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще предстоит открыть.

11 стр., 5178 слов

«Развитие речи учащихся на уроке литературы»

... работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ... по теории и истории литературы; умением выявлять в них ... др.), при котором художественный текст выступает как объект научного ...

(21) Сказка открывает в тебе воображение, потому что его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. (22) Человек без воображения не способен понять чужую боль. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24) Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которого невозможно победить. (25) И сильный, но с трусливой душой теряет голову и терпит поражение. (26) И только Петушок, несмотря на свою малость, имея храброе сердце, побеждает Лису. (27) Но сказка и о торжестве справедливости, потому что маленький человек, которому читают сказку, должен быть твердо уверен – правда на земле существует. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. (29) И тогда в нем развивается чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира. (30) Сказка со справедливым финалом снимает эту тяжесть, поэтому она еще и психологическая терапия. (31) Она создает в детской душе равновесие, поселяет радость. (32) Взрослея, ребенок начнет постигать сложные истины, учиться жизни. (33) И первая ступень к этому – сказка. (34) Главное – чтобы взрослеющего человека не покидало ощущение живого мира. (35) Он должен внимательно смотреть вокруг, быть внутри литературного слова, поэзии, тогда мир будет открываться для него постоянно новыми гранями. (Ю.Б. Норштейн)

Примерный образец ученического сочинения.

«Что за прелесть эти сказки!» – Восхищался А.С.Пушкин древнейшим жанром народного творчества. Действительно, что может быть лучше хорошей, доброй сказки.

Как раз об этом и размышляет режиссер-постановщик Ю.Б. Норштейн., Автор текста ставит перед читателями морально-этическую проблему: роль сказки в жизни человека.

В начале своей статьи мультипликатор вспоминает о фильме, который он видел «давным-давно». Почему же эта сказка запала в душу художника? Возможно, потому что мальчику удалось показать, что дерево имеет душу?

Далее автор задается вопросом: для чего же пишутся сказки? Сказка учит добру и желанию помогать слабому, открывает воображение, учит сочувствию.

Позиция автора такова: сказка «создает в детской душе равновесие, поселяет радость», является первой ступенькой к взрослению.

Я согласна с позицией автора. Действительно, именно через сказку ребенок впервые знакомится с нормами и правилами поведения, с понятиями нравственности. Во многих сказках добро побеждает зло. В качестве примера хочется привести сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Маленький мальчик, проснувшись, приводит в порядок себя, свой дом и свою планету.

14 стр., 6538 слов

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей ...

... вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше ... ситуация преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление -- вид мышления, осуществляемый ... выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и ... стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека. ...

Другим примером может служить произведение Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер» о мальчике волшебнике Гарри Поттере и его верных друзьях, где главный герой противостоит злу.

Я искренне благодарна Норштейну за то, что он напомнил о чудодейственном значении сказки в жизни человека.

  • Как вы думаете, для чего нужна сказка?

– Именно через сказки в ненавязчивой форме ребенок впервые знакомится с нормами и правилами поведения, с понятиями нравственности, которые заложены в ярких образах сказки. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.

  • Ответьте мне на вопрос. Какой должна быть сказка, чтобы ребенок поверил, что в мире много добрых людей, что правда на земле существует?
  • Вот и мультипликатор Ю.Б. Норштейн в своей статье задается вопросам: для чего же пишутся сказки?

– Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)___ (предложения 15,16,19) и (Б)___ (предложения 23–24).

На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («отступать внутрь себя», предложение 28) и (Г)___ («храброе сердце», «заветные мечтания»).

Список терминов:

анафора

метафора

гипербола

однородные члены

парцелляция

лексический повтор

противопоставление

эпитеты

контекстные синонимы

(Ответы:4,5,2,8.)

III. Структура сочинения:

I. Проблема