Этюд (описание предмета с хохломской росписью,урок развития речи, 8 класс)

Сочинение

Сочинение – этюд

(описание предмета с хохломской росписью)

урок развития речи, 8класс

Цели урока:

Предметные:

̶ научиться писать сочинение в форме этюда;

̶ познакомить учащихся с тайной хохломской росписи.

УУД:

̶ учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

̶ добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

̶ объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры сочинения – этюда;

̶ развивать эстетический вкус;

̶ развивать мышление, умение наблюдать.

Личностные:

̶ формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала;

̶ воспитывать чувство прекрасного;

̶ воспитывать любовь к русскому национальному искусству.

Оборудование:

Она, как сказка,, Празднично – прозрачна, В прощальных ласках, Златых лучей., Медовая и светлая.

Горячая.

Как в старину сказали б:

«Свет очей».

П. Синяковский

ХОД УРОКА

Слово учителя.

прикладное искусство?

Разговор наш сегодня будет посвящен хохломе (учитель обращает внимание учащихся на эпиграф).

Эту красивую золоченную посуду, образец которой вы видите у себя на столе, называют старинным и веселым словом хохлома. В нем слышится и смех, и восхищение, и восторженность! (учитель читает стихотворение П. Синяковского о хохломской росписи).

2 стр., 963 слов

Образец сочинения «Мой любимый учитель»

... открытие для нас. К чему лукавить, не хочется сидеть полдня на уроках, но к любимому учителю мы спешим, ждем тех дней, где в ... теперь… Каждый из нас когда-то должен задуматься над тем, какими мы будем. Кем я стану? Какую профессию мне освоить? ... о первых годах работы в школе учителя русского языка, когда она первый год смеялась над работами детей, а последующие – плакала, проверяя такие же сочинения, ...

Хохломская роспись –, Алых ягод россыпь., Отголоски лета, В зелени травы,, Рощи – перелески, Шелковые всплески, Солнечно – медовый, Золотой листвы., У красы точеной, Сарафан парчовый,, Яхонты горят., Что за чародеи, Хохлому одели, В этот несказанный, Праздничный наряд?, Роспись хохломская,, Словно колдовская,, В сказочную песню, Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий-, Всех чудес чудесней, Наша хохлома.

Что же это за промысел? Послушайте легенду.

В стародавние времена полюбил парень девушку. Лицом он был некрасив и поэтому боялся лишний раз на глаза показываться, не то, что речи о любви заводить. Думал он, как быть, и надумал сделать ей подарок. Сделать такой подарок, чтобы она без слов поняла про его любовь.

Парень был искусный резчик. Кошки, ложки, чашки резал. Вот и затеял он вырезать ковш по форме и красоте, словно птица – утица: и по земле ходит, и по воде плавает, а захочет – в небо летит. Пусть и девица – красавица вольна будет в своих действиях. Пришелся подарок по душе. Ай, да мастер, какую красоту сотворил – как не полюбить такого.

Вскоре свадьбу сыграли. Родился у них первый сын – весь в батюшку – умелец. Отцовскую утицу повторил, да еще узорами украсил. А когда внук подрос, то к родному деду всей душой прикипел. Тому ковшу приладил маленькие ковшики – утята для малых ребят. Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и, сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый мастер свое умение и выдумку, душу вкладывал.

Вслед за этой семьей и вся деревня за работу принялась. Летом хлеб растят, а зимой поделки режут. Сначала для себя, а потом на продажу. Так и сложился промысел. Множество было промыслов, где с резьбой и росписью работали. Из росписей деревянной посуды наиболее знаменита хохлома. А зародилась она в деревне Хохлома на Волге. История хохломы насчитывает 3 столетия.

В чем тайна хохломы? В хохломской росписи применяется секрет золочения посуды. В чем он состоит? Когда готово белое (нераскрашенная посуда), художник натирает посуду жидким слоем глины (чтобы сгладить все шероховатости), потом олифой (сваренной на льняном масле), затем натирает алюминиевым порошком (используется так же олово, реже серебро).

Когда все готово, мастер возьмет серебристую чашу, всмотрится, как лучше наложить рисунок, и рисует. Затем покроет лаком и в печь – на термическую обработку. От нагрева лак желтеет, и под янтарной пленкой серебристые узоры становятся золотыми.

Вот она какая, золотая хохлома! Разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник. В центре рисунка помещают главный элемент: самый крупный цветок, гроздь рябины и т.д. А вокруг изгибаются, как бы вырастая друг из друга, ветки – травинки. Отсюда художников называют «травники», так как трава – главный элемент росписи.

4 стр., 1762 слов

Проект «Хохломское искусство»

... росписи серебряным, становится золотым. Так хохлома становится сначала деревянной, «глиняной», «серебряной» и, наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев. Виды хохломской росписи В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи ...

Есть и другие виды росписи: «под фон», «кудринка»(напоминает кудри молодца).

Травки, ягодки, фантастические рыбы, сказочные птицы – все это символы счастливой жизни. Набор красок скромен: красный, черный, коричневый, зеленый, желтый.

Перед каждым из вас предмет с хохломской росписью. На прошлом уроке вам было дано опережающее задание: рассмотреть его по плану.

Скажите, что вас в нем привлекает, что нравится?

Какие мысли возникают у вас, когда вы рассматриваете их?

Что бы вы сказали о мастерах хохломы?

Придумайте заголовок к будущему сочинению, чтобы в нем была выражена основная мысль, ваше отношение к предмету.

Примерный план описания предмета хохломской росписи.

1. Вступление (кратко рассказать о народно – декоративном искусстве, о хохломе).

2. Основная часть: а) описание общего вида, материала, формы, цвета, назначения; б) описание хохломской росписи (композиция букета, бутоны, травка и т.д); в) впечатления от изделия.

3. Заключение. Мое отношение к мастерству художника, к народному прикладному искусству.

Примечание

ПОЭЗИЯ ХОХЛОМЫ

(Примерный образец сочинения)

Народное всегда красиво – песня ли, игрушка ли, наряд ли. Почему так?

К примеру, вырезал человек из дерева самую первую чашу, украсил резьбой, расписал узорами. Понравилась чаша другому, и он себе сделал, но где-то чуть-чуть изменил – человек-то другой. Получается так: сотни лет разные мастера над одной чашей трудятся. Хорошее добавляют, а плохое не пускают. Вот почему чаша такая красивая. Так родилась хохломская роспись.

Конечно, в истоках хохломского искусства было ремесло – способ добывания хлеба насущного. Но как же сильна была тяга простого крестьянина к прекрасному, чтобы из века в век распространялась и совершенствовалась традиция росписи обыкновенной домашней утвари, ставшая олицетворением русского духа.

Как возник промысел – никто доподлинно не знает. Но точно известно, что родина хохломы – деревня Хохлома на Волге. Заволжская земля всегда была богата талантами. Но произведения свои русские мастера не подписывали, оттого мы почти не знаем их имён.

Передо мной подносы хохломской росписи. Красота необыкновенная! Они небольшие, разные по форме. Смотришь на них и диву даёшься: прямо-таки лирические поэмы сочиняет мастер. Дроздов в спелой рябине пишет, важных петухов, у которых хвосты подобны радуге, рыб, плывущих по чему-то среди скромных одуванчиков и кленовой листвы. Фон делает непременно красный и такой полнокровный и звучный, что, чем дольше глядишь на работы, тем, кажется, глубже постигаешь всю красоту и гармоничность мироздания. А по золотому фону, чередуясь, идут закручивающиеся тонкие, красные и чёрные листья травы. Кажется, травка вот-вот заколышется, а предмет оживет, задвигается.

6 стр., 2649 слов

«Хохломская роспись»

... Хохломы. Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства. 2. Виды хохломской росписи Хохломские мастера ... любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоемкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия этой росписи предназначались обычно ...

У каждого подноса свой неповторимый отлив: то это золото червонное, то словно гречишный мед, то как осенние берёзовые листья, то это будто бы и не краска вовсе, а всплеск радости, каким-то чудом обретший плоть и засветившийся, задышавший. Я поняла, что народные промыслы, и всё народное искусство – это сказочно необъятная и неисчерпаемая кладовая очень и очень мудрой радости, так нужно людям, чтобы жить светло и достойно.

Мастера, создавшие эти радости, только на первый взгляд «как все люди», на самом деле они необыкновенные. Ошеломляет беспредельность человеческой фантазии, талантливость русских людей. Народное искусство потому и не увядает, переходя из поколения в поколение, и так властно берёт душу в плен, что позволяет одарённому мастеру даже в условном орнаменте выражать свои чувства, раздумья, настроения. Хохлома словно старинная песня: слова её неизменны, однако, каждый человек и каждое новое поколение поёт её по-своему.

Примечание, Домашнее задание