«Хохломская роспись»

Дипломная работа

Слово «Хохлома» — многозначно. С ним связано наименование одного из самых популярных видов народного декоративного искусства. Оно служит названием промысла росписи деревянных изделий, которым издавна занимается население лесного Заволжья. Им называют и сами изделия, отличающиеся красотой растительного орнамента и оригинальной техникой окраски поверхности дерева в золотистый цвет без применения золота. И, наконец, слово «Хохлома» является названием старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии – ныне Горьковской области, куда мастера привозили на продажу деревянную расписную посуду и откуда ее развозили по всей стране.

1. История возникновения хохломской росписи, Возникло это искусство в конце XVIII

В стародавние времена в дремучих заволжских лесах близ торгового села Хохлома первые поселенцы, скрывавшиеся от преследования были «утеклецами», т.е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры. На скудной земле прокормиться крестьянским трудом было нелегко, и беглые люди приноровились расписывать деревянную посуду, которую здесь исстари точили местные мастера. Неведомая ранее роспись сказочно преобразила скромную кухонную утварь. Но особенно красивы и неповторимы были различные поставцы, чаши и братины, выходившие из-под кисти одного знаменитого мастера. Казалось, что его роспись впитала в себя солнечные лучи — золотистые, которые бывают в полдень, и красные киноварные на зорьке. В народе поговаривали, что расписывал художник свою посуду не простой, а волшебной кистью, сплетённой из солнечных лучей.

Яркая, праздничная посуда полюбилась не только жителям в округе, слава о ней разнеслась по всей Руси. Увидев хохломскую посуду, царь сразу же догадался, кто её расписывает, и послал в заволжские леса стражников. Предупреждённый живописец успел скрыться, но он обучил премудростям необыкновенного ремесла местных жителей и оставил им краски и волшебную кисть. Таково старое предание о зарождении яркого и самобытного искусства хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной, или огненной. И это не случайно; искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи. Эта легенда объясняет, каким образом между заволжскими и северными старообрядцами возникла тесная связь, которая оказала большое влияние на искусство Хохломы. Переселяясь в Заволжье, староверы привозили с собой не только иконы и книги, но и домашнюю утварь, являющуюся прекрасным образцом декоративно-прикладного искусства.

16 стр., 7849 слов

Джотто мастер семи свободных искусств

... о рождении современного искусства. Искусство Джотто — источник живой воды . В применении к искусству эпохи Джотто выражение «современное» ... не следовал традиционным канонам. Джотто становится самостоятельным и свободным истолкователем исполняемых им ... работ он освоил стиль римских мастеров и, даже, развил его дальше. ... самому Джотто или художникам его круга? Во всяком случае, эти росписи близки Джотто ...

2. Виды хохломской росписи

Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. При «верховом» письме мастер наносит черной или красной краской рисунок на золотой или серебряный фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента:

  1. «травная» роспись

  2. роспись «под листок» или «под ягодку»

  3. роспись «пряник» или «рыжик»

1. «Травная» роспись напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик и другие. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи. С большой любовью выписывали, и сейчас пишут этот рисунок кистью, то собирая его в густые кусты, то разбрасывая их по поверхности изделия, создавая свои варианты традиционного орнамента.

Приемы росписи растительного орнамента настолько разнообразны, что из-под кисти мастера выходят удивительные мотивы. Они свиваются в своеобразные элементы, сочетание которых создает множество комбинаций. Из отдельных травинок художники пишут излюбленный ими мотив петуха (или курицы), который восседает на «древе» или клюет с него ягоды.

Письмо, в котором, помимо травки включены листья, ягоды и цветы, носит характерное название «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягод, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому неудивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим цветы ромашки, колокольчика, тюльпана, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника и клюквы.

2. Основу росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, соединенные по три или пять, и ягоды, расположенные группами около стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее — вишня, крыжовник, клубника, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном черный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелеными, а также в сочетании с коричневым и желтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зеленой, красной, коричневой красками.

3. К «верховому» письму относится также разновидность «пряник» или «рыжик». Ее выполняют обычно внутри чаши или блюда. «Пряник» — это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, украшенная кустиками в углах, а в середине прямоугольника — «большой рыжик» — солнце. Хохломичи пряник называют «косовик» так как из его углов растут пучки трав, словно косы. Росписи «пряниками» или «рыжиками» более просты и условны, чем «травные», когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце с завитыми по кругу лучиками-травинками находится в постоянном движении. Захвачены им и пышные травные побеги вокруг. Впечатление такое, словно встречный ветер колеблет и развевает их. При «фоновом» письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются легким мазком кисти. В «фоновом» письме кистью сначала наносятся контурные очертания орнамента, а затем красной или черной краской закрашивается окружающий фон, а сами мотивы тонко прописываются тонким мазком кисти. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента:

7 стр., 3137 слов

Особенности русских народных промыслов (росписи, игрушки)

... их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа. Цель реферата - рассмотреть особенности хохломской и гжельской росписи и некоторых русских народных игрушек. 1. Хохломская роспись Хохлома ... рном фоне. Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», ... активен, как и сама кобальтовая роспись. При "росписи одной кистью" каждый ...

  1. роспись «под фон»

  2. «Кудрину»

Роспись «фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской — чаще всего черной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные прописки» — ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» в таком виде письма просвечивает только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц, которых любят рисовать хохломские мастера. Роспись «под фон» значительно более трудоемкий процесс, и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия этой росписи предназначались обычно для подарка, А поэтому выполнялись, как правило, на заказ, и ценились выше.

Разновидностью «фоновой» росписи является «Кудрина». Ее отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или черном фоне.

Свое название «Кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «Кудрина» напоминает ковер. Особенностью ее является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия, плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Других красок в этом виде письма не используют.

Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

3. Технология изготовления хохломской росписи

Первыми мастерами, которые начали изготавливать чаши с хохломской росписью, были мужчины. Изначально чаши и резные ложки имели практическое значение. После на них начали наносить декоративную роспись.

17 стр., 8071 слов

Художественные изделия

... странах мира можно купить хохломские изделия, гжельскую керамику, хрусталь Гусевского завода и др. Иностранные покупатели интересуются историей возникновения, особенностями отдельных промыслов. Художественные изделия и сувениры — это интересная и сложная группа товаров. Товары ...

Постепенно техника усложнялась и уже в ХХ веке хохлому стали производить в промышленных масштабах. В Ковернино и Семино были открыты фабрики «Хохломской художник». Это комплекс цехов: деревообрабатывающие и красильные цехи.

Про хохломскую роспись знают все. А вот время и возникновение хохломской росписи неизвестно никому.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай — и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие «хитростями» изготовления этой «волшебной посуды2, попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород — липы, осины, березы. Из просушенного дерева — тонкомерных «стульчиков», распиленных на толстые плахи «кряжей», вытесывают болванки и «чураки». В токарном цехе массивная заготовка превращается в задуманное изделие, «чурак» как бы тает под резцом мастера, все лишнее отлетает с легкой белой лентой стружки. Выточенное изделие еще раз сушат, и только потом оно попадает к отделочникам, подготавливающим его к росписи. Иногда одно изделие до трех десятков раз проходит через руки мастера-отделочника. Полуфабрикат сушат при температуре 22-28 градусов в течение 3-20 дней, в зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет 6-8 процентов, сушка закончится. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоброкачественным: с пузырьками — разрывами лаковой поверхности.

Просушенные изделия шпаклюют. Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками. Вап — мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится шесть — восемь часов.

Грунтуют изделие олифой, которую наносят полотняной тканью. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом, снимая излишки масла. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40-50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30-120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

Для нанесения полуды применяют с модельные приспособления — куколки, представляющие собой тампон, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После полудки изделие приобретает ровный металлический блеск. В таком виде оно и поступает на роспись. К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски — охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.

4 стр., 1762 слов

Проект «Хохломское искусство»

... «сплошной мазок». Это основная особенность росписи хохломских изделий. Орнамент растительный Узор всегда расположен в центре изделия. Самое трудное в хохломской росписи - это «мазок с тенями». ... наконец, «золотой». Этот секрет золочения мастера позаимствовали у иконописцев. Виды хохломской росписи В народных представлениях цветовой строй хохломской росписи имел непосредственное отношение к цвету ...

В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность.

4. Современное состояние хохломской росписи

И в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Продолжатели дела безвестных русских мастеров поволжского промысла — наши современники совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической обработки материалы. Они создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме, разработали своеобразные, лаконичные и вместе с тем очень эффектные приемы письма.

От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные ее виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Благодаря фантазии мастеров появляются все новые мотивы, создаются все новые и новые композиции хохломской росписи.

Изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.

5. Техника безопасности при росписи по дереву

Для создания безопасности обстановки на рабочем месте необходимо соблюдать следующие правила.

1. Любую работу нужно начинать только после прохождения инструктажа и разрешения мастера.

2. Необходимо представить справку о состоянии здоровья.

3. Систематически производить влажную уборку и проветривать помещение.

4. Хранить покрасочные материалы и растворители в плотно закрытых сосудах.

5. На каждом веществе должна быть соответствующая этикетка с названием вещества.

6. Применяемые препараты предохранять от воздействия прямых солнечных лучей, не работать вблизи огня.

7. При разбавлении нельзя перемешивать бензол и

8. Помещение должно быть обеспечено противопожарным оборудованием.

9. Работать только на исправном оборудовании.

10. Окраску методом распыления производить в специальном помещении с вытяжным шкафом и вентиляцией.

11. Освещение помещения должно быть максимально приближено к дневному свету.

12. Работать в спецодежде, соблюдая личную гигиену.

13. Необходимо воспользоваться ватно-марлевой повязкой (при распылении), чтобы вредные токсические запахи не проникали в органы дыхания.

1 стр., 455 слов

Жизнь коротка искусство вечно сочинение на английском

... сейчас создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, и они не могут существовать друг без друга. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ССЫЛАТЬСЯ НА САЙТ http://www.

14. После работы с лакокрасочными материалами кисти и материалы сложить в банку с водой для предотвращения загорания.

15. После работы вымыть руки теплой водой и привести в порядок рабочее место., Заключение

Народное и декоративно-прикладное искусство является, неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Декоративно прикладное искусство — одна из областей пластических искусств. Формирует окружающую человека материальную, предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое начало. Искусство не просто фиксирует то, что видит в жизни художник. Искусство есть постоянное открытие прекрасного в обыденном. Способность видеть новое в жизни и находить ему соответствующую пластическую форму. Легко увидеть, что основными законами искусства являются всеобщие законы жизни — законы природы, мышления я истории, своеобразно выраженные в специфической области искусства, законы диалектики. Кроме того, есть композиционная техника, сумма приемов — вывод из всемирно-исторического опыта искусства. Она, композиционная техника, развивается, обогащаясь творческой практикой все новых поколений художников. Одни приемы композиции теряют свое значение, когда исторически исчезают идейные концепции, вызывавшие их к жизни, но на смену им приходят новые, по велению жизни, выдвигающей новые задачи перед искусством.

Изучив традиции и освоив технологию народных росписей возможно применить эти знания в украшении предметов быта, современного интерьера и дизайна. Возможно украсить кожаные вещи, деревянные пуговицы, браслет, колечко, кухонную посуду, современную мебель. Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно

только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый строй народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких

рыночных условиях многие и многие предприятия художественных промыслов

были разорены, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно — на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание и на то, что художественные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам и конечно от учителей к ученикам. И, без всякого сомнения, это наше великое достояние распустится вновь пышным цветом, когда закончится очередная «зима» и начнётся новая «весна» в жизни нашего народного промысла.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/hohlomskaya-rospis/

1. Т. Емельянова, Л. Китаева «Любовь моя Хохлома», Горький Волго-Вятское книжное издательство, 1981 г.

2. С. Шегалова «Росписи Хохломы», «Детская литература», Москва, 1991 г.

3. М.С. Соколова «Художественная роспись по дереву», Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002 г.

4 стр., 1993 слов

Художественная резьба по дереву

... развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии. Географические центры резьбы по дереву. Россия: Село Богородское ... действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок. Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с ...

4. В.А. Барадулин, Б.И. Коромыслов, Ю.В. Максимов, Т.Б. Митлянская, Е.Н. Хохлова, Д.А. Чирков «Основы художественного промысла», издательство «Просвещение», 1979 г.

5. Н. Величенко «Роспись: техники, приемы, изделия» (Энциклопедия) «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.

6. Званцев М. П. Домовая резьба. Москва, 1935.

7. Русская народная резьба по дереву; современный период. Госместпромиздат, 1961.

8. Н. Н. Соболев Русская народная резьба по дереву. Сварог и К, 2000 ISBN 5-93070-030-3.