Художественные изделия

Курсовая работа

Художественные изделия, в отличие от швейных, обувных, хозяйственных товаров, являются не просто предметами, удовлетворяющими какую-либо потребность, а произведениями декоративно-прикладного искусства.

Изделия народных художественных промыслов формируют эстетические потребности и вкусы потребителей.

Торговые работники, чтобы оказать помощь в выборе нужного изделия, дать совет, должны знать историю развития народных промыслов, особенности техники изготовления. В связи с развитием иностранного и отечественного туризма, проведением различных международных выставок, культурных и спортивных мероприятий спрос на художественные изделия и сувениры постоянно растет. Во многих странах мира можно купить хохломские изделия, гжельскую керамику, хрусталь Гусевского завода и др. Иностранные покупатели интересуются историей возникновения, особенностями отдельных промыслов. Художественные изделия и сувениры — это интересная и сложная группа товаров. Товары этой группы продаются в специализированных магазинах, а также в отделах и секциях универмагов, в ларьках и киосках, расположенных в зонах отдыха и туризма. Изделия народных художественных промыслов классифицируют по материалу, назначению, способам изготовления, художественному оформлению, тематике.

По материалу: из дерева, кости и рога, металла, стекла, камня, керамики, кожи, тканей, меха, из папье-маше, пластмасс.

По назначению: утилитарного назначения (посуда, мебель и др.) и декоративные (ковры, вазы, предметы украшений и др.).

По способу изготовления: литые, кованые, чеканные, резные, токарные, плетеные, вязаные, штампованные и др.

По художественному оформлению: с гравировкой, инкрустацией, финифтью, полированные, с росписью и т. д.

По тематике: со сказочно-былинной тематикой, отображающие современную действительность, растительный и животный мир и др.

1 Керамические художественные изделия

Художественная керамика – древнейший вид декоративного творчества татарского народа – прошла сложный путь развития. Исчезнув в археологических слоях второй половины XVI века, она возродилась в наши дни – в творчестве современных художников, привнесших в традиционные изделия новые импульсы.

Глубокие истоки керамической культуры татар, представления о которых можно составить по дошедшим до нас сосудам и фрагментам гончарных изделий волжских булгар и казанских татар периода XV-XVI вв.,

свидетельствуют о высоком уровне ремесла, в котором утилитарные задачи органично переплетались с декоративными. Наряду с бытовой посудой (кувшины, хумы, кумганы, блюда, чернильницы, светильники, игрушки), в мастерских гончаров создавались также облицовочная глазурованная керамика, фигурные кирпичики. Широко распространенными приемами художественной обработки сосудов, повышающими их декоративные свойства, являлись покрытие ангобом (белой, красной, серой глиной), прозрачной поливой и лощение в виде полос, образующих различный рисунок.

8 стр., 3910 слов

Художественные промыслы

... народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен разбираться в традиционных приемах изготовления изделий и отлично владеть ими. Действительно, народные художественные промыслы, ... Рассмотреть художественные промыслы как одну из отраслей региона Урала; 2. Раскрыть исторические корни художественных промыслов; 3. Выделить перспективы развития художественных промыслов. В реферате ...

Немногочисленные археологические раскопки не дают полной картины развития керамики в период Казанского ханства. Однако клейма на сосудах свидетельствуют о многочисленных гончарных мастерских. В этот период сохраняются те же виды сосудов и изделий, их характерная «булгарская» цветовая окраска, формы и приемы орнаментации, а также способ украшения сосудов зооморфными мотивами, восходящими в своем генезисе к булгаро-аланской керамике и традициям салтовской культуры. Примечательно, что в новых формообразующих исканиях современных художников это традиционная система выразительности находит свое дальнейшее развитие.

Творческие и технологические эксперименты современных художников расширили палитру традиционной керамики. Они привнесли в керамику новые функциональные особенности, качественно новые эстетические свойства. В начале 80-х гг. прошлого века в республике появляется новый вид декоративно-прикладного искусства – фарфор. Он зародился на базе промышленного производства – Бугульминского фарфорового завода. Небольшой отряд художников осваивает новый для Татарстана вид керамического искусства и накапливает творческий опыт в условиях серийного производства. Художники создают сервизы, наборы и отдельные предметы из таких видов фарфора как бисквит, неглазурованный матовый фарфор, с подглазурной и надглазурной росписью, применяют в декорирование такие ценные материалы, как кобальт, люстр, перламутр и золото.

Широк функциональный диапазон изделий: штофы, подсвечники, чайные и кофейные сервизы, наборы для завтрака, декоративная скульптура. В мелкой скульптурной пластике из фарфора появляются жанровые композиции по мотивам татарского фольклора и народных обычаев. Мастера обращаются к мотивам национального орнамента и в массовых изделиях.

Отдавая дань сегодняшнему времени, современные мастера создают уникальные подарочные образцы. В основном они применяют свободную ручную роспись с использованием мотивов цветочно-растительного орнамента, часто из арсенала татарского народного искусства. Активно используются перламутр и насыщенные цветом росписи из ярких плодов и ягод.

В последние годы ремесленники усиливают поиски декоративности как средства, помогающего найти собственный художественный стиль. В фарфоре проявляется стремление к индивидуальной образности, использованию национальных традиций, как в самой форме, так и в декорирование.

поставщики

Директор ПК «Дулевский фарфор»,

Московская обл. (1650 работников)

Н.Н.Захарова

Генеральный директор ОАО «Керамика»,

Удмуртская республика (100 работников)

И.А.Крысов

Генеральный директор ЗАО «Кисловодский фарфор-Феникс»,

Ставропольский край (180 работников)

Н.П. Лобжанидзе

Директор ООО «Комтех»,

Кировская обл. (100 работников)

В.М. Али-заде

24 стр., 11896 слов

Народные ремесла в системе художественного образования

... ремесел в детской художественной школе, на примере традиционного берестяного промысла. Задачи дипломной работы: Выполнение эскизов комплекта женских аксессуаров. Определить наиболее гармоничную модель аксессуаров. Разработка эскизов орнамента аксессуаров. Изготовление комплекта женских ...

Директор ООО «Кунгурская керамика»,

Пермский край (150 работников)

С.В. Кропотин

Директор ООО ДО «Промыслы Вербилок»,

Московская обл. (330 работников)

Г.В.Беляков

Директор ПК завод «Псковский гончар»,

Псковская обл. (170 работников)

А.А.Моисеев

Директор ООО «Рамоньская фабрика художественной керамики»,

Воронежская обл. (50 работников)

А.П.Ждан

Генеральный директор ОАО «Речицкий фарфоровый завод»,

Московская обл. (170 работников)

А.И.Курлаев

Генеральный директор ЗАО «Скопинская художественная керамика»,

Рязанская обл.(160 работников)

В.Д.Телышев

Генеральный директор ОАО «НХП «Тарусский художник»,

Калужская обл. (50 работников)

Е.В.Ситников

Директор ООО «ПКФ «Фарфор»,

Калужская обл. (50 работников)

В.Е.Никитин

Директор ООО «Борисовская керамика»,

Белгородская обл. (200 работников)

К.А.Хлебников

СПИСОК

Предприятий и организаций, на 01.09.2008 г. подтвердивших членство в Ассоциации «Народные художественные промыслы России» в ходе перерегистрации

Кабардино-Балкарская Республика:

ОАО «Горянка»

Республика Карелия:

ООО «Карельские узоры» http://rushniki.narod.ru/

ЗАО «Комбинат НХП «Прионежский» http://ceramic.karelia.ru/

Республика Мордовия:

ЗАО «Мордовские узоры»

Республика Северная Осетия (Алания):

ООО фирма «Асик»

Республика Татарстан:

ООО «Фонд Национально-Культурного центра «Туран»

Республика Удмуртия:

ОАО «Фабрика художественных товаров»

ОАО «Керамика»

Республика Саха (Якутия):

Акционерная фирма художественных промыслов «Сардаана»

Краснодарский край:

ООО «Предприятие художественных изделий»

Красноярский край:

ОООНХП «Сувенир»

Ставропольский край:

ЗАО «Кисловодский фарфор -«Феникс»

Архангельская область:

ЗАО НХП «Беломорские узоры»

ООО «Декор»

Белгородская область:

ООО «Борисовская керамика»

Владимирская область:

ЗАО «Мстерский ювелир»

Вологодская область:

ЗАО «Северная чернь»

ООО «Надежда»

Воронежская область:

ЗАО «Аккорд»

Ивановская область:

ЗАО Пучежское предприятие художественных промыслов «Истоки»

Холуйское художественное училище миниатюрной живописи им. Н.Н.Харламова

Палехское художественное училище им.М.Горького

ОАО «ИВАРОС-КОЛОР»

Калужская область:

ЗАО «Тарусская вышивка»

ОАО НХП «Тарусский художник»

ООО «Лаковая миниатюра»

Кировская область:

ЗАО «Вятский сувенир »

ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка»

ООО «ИДЕАЛ-ПЛЮС»

ЗАО «Сувенир»

Ленинградская область:

ОАО «Узор»

Липецкая область:

ЗАО фирма «Елецкие кружева»

г. Москва:

Московское художественное училище прикладного искусства, ФГОУ СПО

14 стр., 7000 слов

Персональные данные работника

... персональных данных. Информационную базу курсовой работы составляют: нормативно-правовые акты, труды отечественных авторов, занимающихся исследованиями в области трудового законодательства, а также Интернет-ресурсы. Курсовая работа ... персональных данных работника 1.1 Становление института персональных данных работника в российском трудовом праве Первоначально к проблеме защиты персональных данных ...

ООО ЭХПО «Вель»

ООО «Галерея «Русские палаты»

ООО фирма «САКВА»

Московская область:

ООО»Дочернее Общество»Промыслы Вербилок»

ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы»

Федоскинское ХПУ миниатюрной живописи, ФГОУ СПО

ОАО «Елочка»

Нижегородская область:

ЗАО «Хохломская роспись»

ООО «ТД Городецкая роспись»

ОАО «Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова»

Павловский техникум народных художественных промыслов России, ГОУ СПО

ООО «Ренессанс»

ОАО «Гипюр»

ЗАО СВФ «Юнона»

Новгородская область:

ОАО «Крестецкая

ЗАО «Олевс» – Новгородский завод металлоизделий

Оренбургская область

ООО «Самоцветы»

ООО «Комбинат оренбургских пуховых платков»

Орловская область:

ЗАО «Орелкерамика»

Пермский край:

ООО «КНП-2»( Кунгурские народные промыслы)

Псковская область:

ПК завод «Псковский гончар»

ЗАО «Изразец»

Рязанская область:

ЗАО «Скопинская художественная керамика»

ЗАО «Скопинский сувенир»

ЗАО «Труженица»

ЗАО Шиловский промкомбинат

ООО «Художественно-творческие мастерские «Михайловское кружево»

г. Санкт-Петербург:

ООО НХП «Потешный промысел»

ГУЭП «Росвуздизайн»

Высшая школа народных искусств (институт), ГОУ ВПО

Свердловская область:

ООО «Тагильский поднос»

Уральское училище прикладного искусства, техникум, ФГОУ СПО

Смоленская область:

ЗАО «Смоленская вышивка»

Тверская область:

ЗАО «Тверские узоры»

ООО «Тверские сувениры»

ОАО «Торжокские золотошвеи»

ЗАО «Художественные промыслы»

Тульская область:

ООО «Возрождение ремесел»

ООО «Тульская гармонь»

Тюменская область:

ЗАО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий»

Челябинская область:

ОАО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья»

ООО «Русское общество специализированного оружия»

ООО фирма «Камелия»

ЗАО «Практика»

ООО «Каменный пояс»

ООО «Златоустовская гравюра на стали»

Ярославская область:

ЗАО фабрика «Ростовская финифть»

ЗАО «Художественныемастерские «Ростовская финифть»

ЗАО «Новый мир»

Ненецкий автономный округ:

ЗАО «Ялумд»

Чукотский автономный округ:

ГП ЧАО «Уэленская косторезная мастерская»

Фабрика художественной керамики имеет большую историю. Здесь работаю потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь года пронести секреты «Искусства, для жизни». Борисовская керамика это не просто посуда или элементы декора, это вещи которые хранят тепло и уют в вашем доме. Продукция фабрики широко известна как в Белгороде и Белгородской области, так и за ее пределами. Наши изделия неоднократно удостоились различных премий на выставках в России и за рубежом. Отличительной чертой Борисовской керамики являются: качество, долговечность и экологичность производства.

8 стр., 3605 слов

Гжельская керамика

... области). Гжельские крестьяне не знали барщины, не платили оброк, а занимались исключительно ремеслом. Здесь делали не только посуду, но и архитектурную керамику, кирпичи, гончарные трубы, изразцы, игрушки. ... года XVIII века. Наиболее известные центры производства - московский завод Афанасия Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то ...

В настоящее время ассортимент продукции составляет более полутора сотен образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом Вашего обихода.Фабрика художественной керамики имеет большую историю. Здесь работаю потомственные мастера народного промысла, которые благодаря семейным традициям смогли сквозь года пронести секреты «Искусства, для жизни». Борисовская керамика это не просто посуда или элементы декора, это вещи которые хранят тепло и уют в вашем доме. Продукция фабрики широко известна как в Белгороде и Белгородской области, так и за ее пределами. Наши изделия неоднократно удостоились различных премий на выставках в России и за рубежом. Отличительной чертой Борисовской керамики являются: качество, долговечность и экологичность производства.

В настоящее время ассортимент продукции составляет более полутора сотен образцов посуды и элементов декора, которые без сомнения станут исключительным украшением и незаменимым предметом Вашего обихода

Директор ООО «Воронежский завод бытовой керамики»,

Воронежская обл. (85 работников)

В.А.Швейбиш

Воронежский керамический завод основан в 1954 году, в том же году на заводе открыт производственный цех, выпускающий фаянсовые изделия. Спустя более чем пятьдесят лет, в 2005 году, на базе производства фаянсовых изделий был образован Воронежский завод бытовой керамики. В настоящий момент – это перспективное производство, обладающее мощными ресурсами и активно развивающееся. Номенклатура изделий, включает в себя более ста наименований. Это цветочная керамика, каминные изразцы, керамические бутылки для бальзамов, посуда и сувениры. Продукция воронежского завода бытовой керамики представлена на территории от Калининграда до Петропавловска-на-Камчатке. Воронежский завод бытовой керамики представлен на рынке под торговой маркой MAIOLICA.

В соответствии с данными анализа рынка изразцов и керамики для цветов, в настоящий момент, мы предлагаем своим клиентам наиболее выгодные цены в сравнении с остальными отечественных производителями! Постоянно поддерживаемый на складе нашего предприятия ассортимент изделий включает в себя более ста наименований, что позволяет выбрать, даже самому требовательному клиенту, оптимальную для него группу изделий.

Всем региональным клиентам осуществляется своевременная и качественная комплектация сделанных ими заказов. Мы осуществляем прямые поставки железнодорожным транспортом, как по территории Российской Федерации, так и ближнего Зарубежья. Нашим постоянным клиентам мы предоставляем длительную отсрочку платежа, региональные дилерские договора и рекламную поддержку.

Скопинская керамика и игрушка

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в городе Скопине Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

4 стр., 1767 слов

Художественная керамика

... искусства народных художественных промыслов собираются музеями. Художественная керамика Керамика - это все разновидности изделий, выполненные ... Филимоново (Тульская обл.). Глиняная игрушка. Фигурки животных и людей. Сюжеты: ... лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы ...

До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX- начала XX в. выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки». Рукомои, кувшины, глубокие миски, кружки, хлебницы и др. формовали на низких ручных гончарных кругах, украшали процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне.

Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Сохранились сведения, что сначала мастера выполняли единичные фигурные предметы; льва, птицу, шар, самовар и т.п. и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер. При этом соревновались в сложности и фантастичности работ. Потом стали выставлять такие диковинные фигуры и скульптурные кувшины на ярмарке перед своим обычным товаром для привлечения к нему внимания покупателей.

Спрос на декоративные изделия поощрил мастеров делать их уже специально на продажу. Фигурные сосуды возили на праздничные базары в Москву, Рязань.

Интересны кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку часто завершала фигурка птицы, зайца или собачки. Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Порой делали бутыль в виде мужской фигуры с палкой в руке. Сохранились подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и т.д. Среди образов скопинской керамики – Полкан-богатырь с дубинкой в руке, явно пришедший из лубочных картинок. Орнамент, цвет, сложный силуэт объединяют посудные части изделий со скульптурными, образуя целостные декоративные предметы.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка»

Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

[править]

Технология

Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.

4 стр., 1818 слов

Урок « -рассказ о народном промысле»

... 2. …(Название промысла). А) Время и место возникновения., Б) Используемый материал., В) Художественны особенности. 3. Мои впечатления о предмете народного промысла. 4. Д/З: написать сочинение. ... наряд., Это – дымковская игрушка, один из старейших русских народных глиняных промыслов. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и ...

Президент России Д.А. Медведев расписывает дымковскую игрушку

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).

Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

(Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000 год.)

Русская крестьянская игрушка (богородская)

Деревянная игрушка существовала почти повсеместно в нашей лесной полосе, центром же ее производства надо считать б. Московскую губерьню со старинным очагом деревянной кустарной игрушки — Сергиевым посадом.

Крупнейший феодал, Троицкий монастырь, вокруг которого расположился посад, еще с XIV века начинает играть роль — и порой довольно значительную — в общественной и политической жизни страны. Одно время монастырь доводится до состояния первоклассной крепости, охраняющей подходы к столице. Такое положение не могло не содействовать материальному благосостоянию монастыря, уже в XV веке владевшего рядом угодий, рыбных промыслов, вотчин и пр. Вокруг монастыря стали объединяться, как обычно это бывало во всех феодальных странах, различные ремесленники. Монастырь довольно быстро развернул торговые операции не только с внутренним, но и с внешним рынками. Ремесла, процветавшие и стенах монастыря и его посаде, были довольно различны. В середине XV века в монастыре был инок Амвросий, оставивший дошедшие до нас образцы тончайшей ювелирной работы в сочетании с изумительной резьбой по дереву. Складень его работы и ряд работ. приписываемых ему и его школе, хранящиеся в Загорском краеведческом музее, свидетельствуют о высоком мастерстве тогдашних резчиков, в частности резчиков Троице-Сергиева монастыря. Помимо таких высокоодаренных художников-резчиков, каким был инок Амвросий, при монастыре существовал целый штат иконописце», травщиков, резчиков, токарей, и даже был свой „токаренный двор».

В записях подарков, подносимых в разных случаях царям, царицам и патриархам, ми встречаем ряд перечислений монастырских деревянных изделии братин, ковшей, ложек, которые в хозяйственном обиходе дворца именовались „троицкими».

15 стр., 7374 слов

Народные промыслы Орловской области

... восстановлению народных промыслов Орловской области. Экскурсантам будет предоставлена возможность самим поучаствовать в изготовлении изделия. ... народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, ... методические пособия, работники Орловского областного центра культуры и народного творчества, интернет ресурсы ...

В некоторых случаях царь сам обращался с заказами к монастырским мастерам, хотя в Москве при Оружейной палате были свои прекрасные мастера.

Все это указывает, что деревообделочный промысел Троице-Сергиева монастыря в XVI и XVII веках был хорошо известен и троицкие изделия ценились.

С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей. Другое предание повествует нам о каком-то глухонемом мещанине „Татыге» , который лет полтораста тому назад вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу Ерофееву, торговавшему около монастыря лаптями, рукавицами, кушаками и т. п. Ерофеев, купив куклу за семь гривен ассигнациями, продал ее за более высокую цену.

Очевидно, „Татыга» не замедлил получить ряд заказов на подобные куклы, так как в скором времени он, не будучи в силах один справиться с работой, стал набирать себе учеников из посадских детей. Принимая предание как подлинное событие, некоторые авторы работ об игрушке склонны отнести к этому моменту зарождение Сергиевского игрушечного промысла. Если в легенде о Сергии Радонежском, старце, оделяющем игрушками детей, есть наивная поэзия, то в истории с „Татыгой» мы встречаемся с чисто утилитарными мотивами, лишенными всякой поэтической фантазии. В смысле исторической верности она не отличается от первой, так как определяет довольно поздний момент возникновения Сергиевского игрушечного промысла; другие, более достоверные сведения, которыми мы теперь располагаем, указывают на значительно более раннее появление игрушечннков в этом районе.

Снегирев в своем путеводителе, говоря о поездках русских царей в Троице-Сергиеву лавру, сообщает, что „крестьяне и крестьянки лежащих по Троицкой дороге селений подносили царю и царице хлебы, калачи, пироги, блинки, сыр, квас, пиво, бражку, мед, соты. орехи, репу. бруснику, землянику и другие овощи, а для царевичей — игрушки и потехи». Это свидетельствует о том, что резное дело, начатое в стенах Троицкого монастыря уже в XVII веке, было воспринято жителями Сергиева посада и ближайших к нему деревень. В окрестностях монастыря не замедлил возникнуть ряд мест, жители которых занялись игрушечным промыслом; возможно, что и в соседних губерниях, Владимирской и. Нижегородской, этот промысел развивался не без влияния Сергиева посада. Самым значительным местом производства деревянной игрушки была деревня Богородская, Владимирской губ.

Подобно тому, как сергиевцы рассказывают историю о „Татыге», богородцы говорят, что жившая здесь когда-то баба вырезала из дерева для своих детей деревянную куклу „ауку». Муж ее продал куклу торговцу в Сергиев посад, и отсюда якобы начались богородский и сергиевский игрушечный промыслы. Деревня Богородская расположена от Сергиева посада всего в 22 километрах, и влияние посадского промысла здесь вне сомнения.

Первое время возникновения богородского промысла богородские кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки „в белье», т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу.

4 стр., 1533 слов

По технологии «Художественная обработка кожи» ( 9 класс)

... художественные изделия из кожи традиционны. Далее приводится перечень наиболее употребляемых при работе с кожей инструментов. Можно обойтись и меньшим их количеством, но если заниматься художественной обработкой кожи ... этому желание, терпение и любовь. В данном реферате мы рассмотрим особенности декоративного оформления кожи. НЕМНОГО ИСТОРИИ Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на ...

Такая экономическая зависимость богородских кустарей продолжалась довольно долго и сказывалась в том, что богородцам зачастую приходилось работать по моделям Сергиевских игрушечников. С годами окрепший промысел дер. Богородской занял своими резными игрушками исключительное место в русской художественной промышленности и дал ряд прекрасных мастеров-резчиков, — имена их хорошо известны далеко за пределами нашей республики.

Кустари дер. Богородской славятся своими деревянными резными игрушками, которые они не раскрашивают, а лишь тщательно отделывают, зачищая их стеклянной бумагой. Среди художников-резчиков дер. Богородской необходимо отметить А. Я. Чушкина, прекрасные работы которого дали ему ряд наград на художественных выставках в России и за границей.

В 1913 году Андрей Чушкин со своими единомышленниками организовали «кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской». В состав артели вошло 19 «отцов-основателей» — наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название «Богородский резчик». Сейчас фабрика так и называется. При фабрике есть ассортиментный кабинет — фактически музей промысла.

прежде всего юмор характерны для богородских мастеров. Известному французскому скульптору Огюсту Родену когда-то подарили популярную богородскую игрушку «Кузнецы». Он хранил ее у себя и однажды во время визита к нему группы русских художников модернистов вытащил ее и поинтересовался: «Многие у вас смогут выточить такую игрушку?»

Абра?мцево-ку?дринская резьба? — художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево[1].

Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в «Абрамцевском музее»: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.

В 1890 году один из учеников, В. П. Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого «ворносковского» стиля оказали профессиональные художники — В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея.

Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчёркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим всё изделие.

В 1922 году в Кудрине была организована артель «Возрождение», которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х годов в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 году был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. К Международной выставке в Париже в 1937 году кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотьково Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

(Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М.: 1974.)

Хохломские художественные изделия (Хохлома), хохломская роспись, — изделия старинного народного промысла, изготовленные из дерева, со своеобразной росписью.

Получили развитие в ряде селений бывших Костромской и Нижегородской губерний (в современных границах Горьковской области).

Название «хохломской» промысел получил от села Хохлома, в свое время крупного скупочного пункта, торговавшего деревянным ложкарно-посудным товаром: сюда крестьяне-кустари свозили свои изделия, и отсюда они развозились по всей России и экспортировались за границу, главным образом в среднеазиатские страны. Позднее торговля этим товаром стала производиться в г. Семёнове (нынешней Горьковской области), почему он называется также «семёновским».

в советский период вырабатывались тремя специализированными артелями: «Хохломская роспись» (бывшая артель «Экспорт») в г. Семёнове, «Хохломской художник» и «Красная Узола» в Ковернинском районе Горьковской области.

В ассортимент хохломских художественных изделий входят ложки, чашки, поставцы, солонки, лоточки, ковши и другая деревянная посуда: мебель, в частности детская; вазы, коробки, шкатулки, декоративные тарелки, пепельницы, пудреницы, сахарницы, кофейницы, конфетницы, полочки для полотенец, вешалки, стенки для календарей и другие предметы широкого потребления С 1960 года вырабатываются также изделия для украшения женской одежды: пряжки для поясов, бусы, клипсы, броши, заколки для шляп, головки и наконечники для зонтов. Как предмет народного творчества хохломские художественные изделия служат украшениями в жилых интерьерах и приобретаются в качестве сувениров.

Наряду с массовой товарной продукцией артели выполняли по заказам учреждений уникальные предметы — подарочные, для музейных фондов и пр. Хохломская роспись иногда используется в декоративных целях при оформлении интерьеров общественных зданий, торговых помещений и пр. Она находит применение и в производстве детских игрушек — ею оформляются предметы кукольного хозяйства.

Хохломские художественные изделия изготовляются в основном из древесины мягколиственных пород (липы, березы, осины) токарным и столярным способом, а в последнее время также из бумажно-древесных масс с применением горячего прессования на гидравлических прессах.

Грунтовка полуфабриката — «вапка» (от древнего слова «вапить», т. е. красить), художественная роспись и отделка изделия складываются из ряда традиционных сложных и трудоемких операций, требующих от исполнителей большого умения. Неокрашенный полуфабрикат натирается жирной глиной особого состава, смазывается сырым льняным маслом, шпаклюется и несколько раз олифится. Операции чередуются сушкой. В заключительной стадии подготовки полуфабриката под роспись его покрывают с обеих сторон тонко растёртым алюминиевым порошком — пудрой (взамен хлористого серебра или олова, ранее применявшихся для этой цели), в результате чего изделие кажется сделанным из серебра. Также применяли синтетические химикаты промышленного производства, обладающие требуемыми кроющими качествами и прочностью на воду, свет и тепло: глину заменяли грунтовкой № 138, сырое льняное масло для промасливания грунта — лаком № 4-с и варёное масло, употребляемое для лакировки, — лаком № 75.

В Федоскино в конце XVIII в. — начале XIX в. была разработана и освоена технология производства папье-маше.

Основным материалом для производства папье-маше служит картон, из которого вырезаются пластины нужных размеров. Эти пластины в количестве от 4 до 12, в зависимости от необходимой толщины будущего изделия, промазываются клейстером и прессуются в формах в «таблетки». Таблетки просушиваются и затем пропитываются в чанах подогретым растительным маслом. Пропитанные таблетки сушат в специальных металлических коробках в течение двух-трех суток при температуре 200°. После просушки получается материал, обладающий высокой прочностью. Затем при помощи обычных столярных инструментов его опиливают, обрезают, обстругивают и придают окончательную форму.

Перед росписью изделия из папье-маше подвергаются различной обработке. Поверхности выравниваются шкуркой и грунтуются. Для грунта используется особая тонкая красная глина в смеси с голландской сажей и маслом. Эта масса растирается на мраморных плитах и при помощи шпателя втирается в стенки коробки. Грунтовка производится до трех раз, и после каждого раза изделие просушивается. Грунтованная поверхность зачищается пемзой, шлифуется водостойкой шкуркой и трижды прокрашивается сажей на глифталевом лаке, просушивается, еще несколько раз окрашивается черным масляным лаком, после чего снова просушивается в печи.

Внутри коробку три-четыре раза покрывают ртутной киноварью с кармином и светлым масляным лаком. После каждого покрытия изделия также просушивают.

Рисунок наносится от руки тончайшими кистями, без применения каких-либо трафаретов.

После нанесения живописного рисунка поверхность изделия лакируют светлым масляным лаком, разбавленным скипидаром, и просушивают. Затем изделие расписывают «твореным» золотом или алюминиевым порошком (под серебро).

Окончательно расписанное изделие просушивают и поверхности полируют гладилами из кости или сердолика, затем несколько раз покрывают лаком и полируют до зеркального блеска.

кость Различные виды кости — служат хорошим поделочным материалом .для производства различных художественных изделий.

Косторезное искусство — одно из самых старых и своими корнями уходит в далекую древность. Русское косторезное искусство известно еще с XI в., но наибольшего развития оно достигло в XVIII в. в Холмогорах.

В качестве поделочных материалов используются:

Слоновая кость — клыки (бивни) слонов, которые отличаются большой твердостью и вместе с тем хорошо поддаются обработке. Цвет белый или светло-кремовый.

Мамонтовая кость — бивни мамонта — «ископаемая кость», добываемая в Сибири, главным образом по берегам рек после разлива. Кость мягче моржовой. Имеет слегка желтоватый оттенок. Легко поддается обработке, используется для тонких прорезных и мелких рельефных работ.

Моржовая кость — клыки моржей— обладает большой твердостью, имеет белый, слабо-зеленоватый цвет, при просвечивании приобретает розоватый оттенок, хорошо поддается резьбе и окраске. Благодаря твердости хорошо выдерживает гравировку. Из нее режут фигуры, различные крупные вещи, а также ажурные изделия. Добывается на Крайнем Севере, у берега Чукотки и в Белом море.

Трубчатая кость (цевка) крупных домашних животных, из-за своей сравнительной мягкости легко обрабатывается. Перед обработкой обезжиривается, отбеливается перекисью водорода и тонируется до нужного оттенка.

Для изделий из рога используются рога крупного домашнего скота. Рога, различные по размерам, окраске и текстуре, обезжириваются и могут быть тонированы для получения нужного оттенка. Они легко поддаются обработке.

Обработка кости и рога производится вручную, для чего применяются обычные инструменты: столярная пила для распиловки больших кусков кости, резцы, напильники, ножи, долота, сверла различного диаметра (для просверливания отверстий при ажурной резьбе — «на проем»).

Для обработки кости используются токарные станки, бормашины, шлифовальные станки.

После обработки кости изделие шлифуется и полируется, приобретая приятный, мягкий блеск.

Резные камни из Тирамбы и Тиритака.

В собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина имеется группа золотых перстней, происходящих из раскопок некрополей Таманского полуострова. Особенно интересны перстни с гранатовыми геммами.

Два из них происходят из склепа рубежа I в. до н.э.—1 в. н.э. некрополя Тирамбы. Они состоят из типичной для этого времени оправы в виде двух тонких полос золотой фольги, спаянных друг с другом и заполненных внутри серной массой.

В жуковину одного из перстней вставлен плоский резной камень овальной формы, закрепленный узким ободком оправы (рис.).

На нем изображен Амур, слегка склонившийся вперед и держащий в правой руке факел, а левой указывающий на стоящего другого Амура. Последний прислонился к округлой тумбе или столбу, у него руки сзади связаны. За спиной Амура с факелом помимо небольшого крыла с отчетливо выделенными перьями развевается плащ. Под изображением проведена горизонтальная черта, отмечающая линию почвы. Камень отличается прекрасной сохранностью, лишь на теле связанного Амура имеется несколько выбоин, по-видимому древнего происхождения, и на основании колонны небольшой скол.

Сюжет, представленный на этой гемме, напоминает многочисленные сцены, встречающиеся в античном искусстве, где Амур мучает Психею (или Психея Амура) 3, поднося к ее телу факел. На гемме из Тирамбы изображены два Амура, а не Амур и Психея, как это считалось первоначально. На это указывает не только определенная манера в изображении крыльев, не свойственная облику Психеи, но и тот факт, что обе фигуры обнажены, а Психея в античном искусстве всегда представлена одетой. Точной аналогии нашей гемме мы не нашли, но близкие сюжеты в античной глиптике встречаются 5. Наиболее близка италийская гемма из собрания, описанного Фуртвенглером, где изображены Амур и Психея. Другая гемма I в. до н.э. из собрания ГЭ почти повторяет изображение на гемме из ГМИИ, однако резко отличается от нее беглой и схематичной манерой резьбы 7. Сцена, почти повторяющая изображение на нашей гемме, имеется на двух рельефных медальонах серебряных чаш из Новочеркасска, которые датируются позднеэллинистическим временем.

Изображение на гемме с Амурами выполнено по гладкой отполированной горизонтальной поверхности довольно глубокой резьбой, реалистично передающей пухленькие детские тельца. Легкие тонкие линии передают складки плаща и пламя факела. Поверхность изображений отполирована местами: колонна и фигурки Амуров по центральной линии имеют полировку, которая создает впечатление заполированное всех фигур целиком. Крылья, головы Амуров, верхнее и нижнее завершение колонны не отполированы или отполированы частично. Гемма несомненно принадлежит к числу первоклассных произведений, выполненныx резцом умелого италийского мастера, и относится к концу I в. до н.э.—1 в. н.э., на что указывает не только весь инвентарь склепа, но также и форма оправы из золотой фольги с серным заполнением. Техника изготовления подобных перстней подробно описана М. И. Максимовой.

В том же склепе был найден еще один перстень с резным камнем (рис.).

Как и вышеописанный, он изготовлен из тонкой золотой фольги и заполнен внутри серной массой. В гнездо шинки вставлен выпуклый гранат с изображением руки, зажатой в кулак и держащей три колоса. Гнездо обрамлено тонким стоячим ободком, составляющим часть небольшой золотой пластинки, изогнутой под прямым углом, одна сторона которой облегает камень и стоит вертикально, а другая припаяна к шинке.

Изображение на камне выполнено в беглой и небрежной манере и отличается крайним схематизмом и неточностью в передаче деталей. Рука исполнена двумя широкими и короткими углубленными линиями, перпендикулярными друг другу, нанесенными широким резцом. Сжатые пальцы слегка намечены короткими насечками более узкого резца. Вертикальной тонкой линией показана граница сжатых пальцев, приводящая их все на один уровень. Также небрежно выполнены колосья, каждый из которых представляет собой стебель, исполненный тонкой врезанной линией с небольшим колоском в виде одной или двух коротких параллельных насечек.

Изображение колосьев как символа материального благополучия неоднократно встречается на ряде гемм из Пантикапея. Все они представляют собой выпуклые камни (кабошоны).

И хотя по сюжету и стилю изображения они очень близки гемме из Тирамбы, однако манера резьбы на последней более небрежна и схематична по сравнению с пантикапейскими. Гемма с рукой и колосьями, так же как и гемма с Амурами, датируется концом I в. до н.э. — началом I в. н.э.

По стилю и манере резьбы близок гемме с колосьями камень на перстне из раскопок некрополя Тиритаки (рис.).

Инвентарь погребения датирует его I—II вв. н.э. Он представляет собой типичный для этого времени перстень из золотой фольги с серным заполнением и резным камнем. На его выпуклой полированной поверхности легкими беглыми штрихами изображена стоящая богиня (фигура в фас, голова повернута вправо).

В правой руке, опирающейся на скипетр, она держит какой-то предмет, отдаленно напоминающий рог изобилия. В левой руке богини фиала. Длинный хитон вертикальными складками спадает с плеч, плащ окутывает бедра. Из-за спины видны две развевающиеся ленты (тении), назначение которых неясно. Если предположить, что предмет в правой руке богини является рогом изобилия, то наиболее вероятно, что на гемме изображена Фортуна. Однако скипетр не является ее атрибутом и встречается на изображениях Деметры или Геры. Наиболее вероятно, что перед нами изображение богини, слившей в себе черты двух божеств. Такие случаи известны в античной глиптике,и о них упоминает М. И. Максимова, анализируя геммы боспорской камнерезной мастерской. По-видимому, на гемме из Тиритаки представлена Фортуна—Гера. Предположение, что здесь изображена Деметра, отпадает, так как ее образ, как правило, сопровождается колосьями или какими-то другими растительными мотивами. Манера резьбы довольно небрежная, что сказывается в неровностях и кривизне линий одежды, в несовпадении отдельных деталей рук, в отходе от анатомического строения человеческого тела (например, правая рука богини исходит от шеи).

Стиль изображения очень схематичный и беглый, что позволяет причислить гемму из ГМИИ к серии резных камней, вышедших, по определению М. И. Максимовой, из боспорской камнерезной мастерской и подробно описанных ею в одноименной работе. Для перстней этой мастерской особенно характерны плоскостность, эскизность и предельная упрощенность изображения.

Геммы боспорского производства более скромны, им не свойственна та тщательность в отделке, которая отличает греческие изделия. И тот небольшой материал, который приведен в данной работе, является наглядным подтверждением этому.

Литература:Финогеиова С. И. Резные камни из Тирамбы и Тиритака// История и культура античного мира,- М.: «Наука», 1977 — c. 192-194

плостмасс

Художественные изделия из пластмасс выпускались в виде настольной миниатюрной скульптуры и декоративно-прикладных изделий в широком ассортименте. Обладали высокой декоративностью, были просты в производстве (пластмассы хорошо поддаются обработке, значительно менее трудоёмкой, чем аналогичные изделия керамические, из кости или металла).

Особое значение имела способность пластмасс в процессе производства окрашиваться в любой цвет и красиво преломлять свет. В отдельных изделиях могли сочетаться различные по цвету и фактуре пластические массы, что придает им своеобразие и делало их особенно ценными.

Миниатюрная скульптура из пластмасс более точно копирует оригиналы, созданные художниками и скульпторами, чем из гипса или фарфора, т. к. последние дают неизбежные при обжиге технологические искажения тонких форм оригиналов.

Для производства художественных изделий в СССР использовались главным образом следующие пластмассы: фенопласты, аминопласты, полистирол, органическое стекло. Основные способы изготовления художественных изделий из пластмассы: обычное и литьевое прессование, литье под давлением и штампование. Отдельные виды изделий изготовлялись непосредственно путём механической обработки на различных станках.

Художественные изделия из пластических масс в основном разделялись на настольную скульптуру и декоративно-бытовые изделия.

Настольная скульптура изготовлялась в основном способом литья под давлением, после чего подвергалась ручной обработке (зачищаются неровности, прорабатываются отдельные мелкие детали), затем шлифовалась и полировалась. Обычно выпускалась белого либо светло-кремового цвета, иногда применялась ручная раскраска масляными или нитрокрасками. Ассортимент был очень разнообразен. Характерными являются: «Арабеска», «Балерина», «Скачки», «Узбечка» — раскрашенная скульптура, голова узбечки могла ритмично двигаться, «Узбекский танец», «Фигуристка на льду» и т.д.

Среди декоративно-бытовых изделий наибольшее распространение получили изделия из прозрачных пластмасс, в частности из органического стекла, окрашенного в различные нежные тона, с гравировкой. К этой группе относятся пудреницы, коробки туалетные и рамки для фотографий.

ъ

Художественные изделия из кожи

Художественные изделия из кожи — изделия из кожи с рисунками, нанесёнными на поверхность или составленными из различных кусочков кожи (мозаика).

Особое значение имеет ручная отделка изделий (оригинальность нанесенного рисунка, раскраска и пр.).

К кожаным художественным изделиям относятся: папки для бумаг и адресов, бювары, бумажники, обложки для документов, портмоне, кошельки, кисеты, портсигары, футляры для очков, ключей, расчёсок, пояса и др.

С давних пор в Литве, Латвии, Эстонии, в республиках Средней Азии, в Западной Украине, Молдавии существовала художественная обработка кожи. В украшении национального костюма прибалтийских республик широко распространены художественные кожаные пояса, жилеты из кожи с ручной отделкой, туфли и др. Современные мастера, развивая народные традиции, выпускают изделия, пользующиеся широким спросом, как сувениры и подарки. В изделиях широко применяется национальный орнамент, выразительный и лаконичный.

Многие высокохудожественные работы экспонировались на художественных выставках в пределах Советского Союза и за рубежом.

Оригинальные рисунки нередко разрабатывались крупными художниками. В оформлении художественных изделий из кожи были широко известны работы художников Э. Иеги, Э. Валк-Фалка (Эстонская ССР), Р. Круминьша и Э. Сааре (Латвийская ССР).

Рисунки бывали самые разнообразные: виды городов, отдельных зданий, портреты, букеты цветов и т. д., изделия украшались также народным орнаментом.

Для производствава художественных изделий используется высококачественная гладкокрашенная кожа главным образом растительного дубления, а также лицевая лайка и ворсовая замша.

Изделия изготовляются из гладкой цельновыкроенной кожи различных цветов, с рисунком, нанесенным холодным штампованием и окрашенным анилиновыми красителями кистью от руки. Для придания изделиям большей плотности и для сохранения формы применяется подкладка из картона, бумаги бюварной или обёрточной. Применяется фурнитура: замки, пряжки и кнопки различных форм и конструкций из стальной ленты, покрытые никелем, хромом или оксидированные под цвет золота. Иногда применяются вставки из серебра, кости, перламутра, пластмассы или стекла. Изделия бывают с обрезными и загибными краями. После того как детали скреплены (склеены, сшиты), под линейку обрезают края. Такие швы оформляются часто через край прошивной узкой кожаной лентой под цвет изделия (оплёткой).

У изделий с загибными краями нижний край лицевой стороны подвергается шерфовке (утонению) и, подгибаясь, накладывается на внутреннюю поверхность — подкладку и прошивается или подклеивается. Нанесение рисунков производится при помощи медных (для больших партий) или цинковых (для небольших партий) клише, с которых ручным прессом рисунок переводится на изделие. Некоторые изделия (папки для адресов, подарочные папки и бювары) имеют мелкорельефный рисунок, нанесённый специальными инструментами от руки.

Художественные изделия из кожи изготовлялись артелями промкооперации и предприятиями местной промышленности Эстонской, Латвийской, Литовской, Молдавской ССР, западных областей УССР.

Художественные изделия из кожи выпускались двух сортов: 1-го и 2-го; во 2-й сорт переводились изделия с небольшими дефектами, не портящими внешнего вида. Маркировались тиснением фабричной марки на внутренних частях или ярлыком, вкладываемым внутрь изделия, с указанием изготовителя, сорта, артикула и даты выпуска.

Свойства товаров — это его объективная особенность, т.е. то, что отличает один товар от другого. Каждому товару присущи многие свойства, которые могут проявляться при его формировании, эксплуатации или потреблении. Свойства товара, обусловливающие его полезность в процессе эксплуатации и потребления, называют потребительскими. Номенклатура потребительских свойств и их показателей определяется особенностями и назначением товара. В зависимости от особенностей и удовлетворяемых потребностей потребительские свойства и показатели качества подразделяют на следующие группы: назначения — функционального, социального, классификационного, универсального; надежности — долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость; эргономические — гигиенические, антропометрические, психологические, психофизиологические; эстетические; безопасности — химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная. Назначение— одно из определяющих потребительских свойств, характеризует способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в классификации товаров. Свойства функционального назначения обусловливают использование изделия по назначению. Показатели функциональных свойств характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Показатели функциональных свойств зависят от специфики продукции; их можно подразделить на следующие группы:

  • показатели совершенства выполнения основной функции;
  • показатели универсальности;
  • показатели выполнения вспомогательных функций.

Свойства социального назначения — соответствие товаров общественно-необходимым и индивидуальным потребностям населения. Показатели свойств социального назначения зависят от многих факторов, например направления моды, стиля, сезонности товара. В этой связи существует зависимость изменения показателей социальных свойств одних товаров от изменения свойств других изделий. Классификационное назначение — возможность использования некоторых свойств и показателей в качестве классификационных признаков. Универсальное назначение — способность некоторых свойств и показателей товаров удовлетворять различные потребности. Надежность — свойство изделия сохранять во времени в установленных пределах все значения параметров, характеризующих способность изделия выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях. Показателями надежности являются показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. По существу, показатели надежности дополняют характеристику товаров показателями функционального назначения, так как характеризуют продолжительность или полноту проявления эффекта от использования потребителем. Безотказность — способность изделия выполнять заданные функции в течение определенного времени без вынужденных перерывов. Долговечность — способность изделия выполнять заданные функции в течение длительного времени до предельного состояния. Показателями долговечности являются срок службы изделия, ресурс и др. Ремонтопригодность — способность изделия к предупреждению, выявлению и устранению дефектов с помощью ремонта. Все изделия можно подразделить на ремонтопригодные и ремонто-непригодные. Показатели ремонтопригодности: вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, трудоемкость ремонта. Сохраняемость — способность товара сохранять потребительную стоимость при хранении и транспортировании в течение установленных сроков хранения и транспортирования, а также после них. Показатели сохраняемости: срок календарной продолжительности хранения и транспортирования изделий (в днях, месяцах и т.д.), потери, выход товарной (стандартной) продукции. Эргономические свойства товаров характеризуют их приспособленность к использованию человеком в производственных и бытовых процессах. К эргономическим свойствам и показателям относятся гигиенические, антропометрические, психофизиологические и психологические. Гигиенические — свойства товаров, влияющие на организм и работоспособность человека. Гигиенические свойства определяются условиями эксплуатации изделия: температурой и влажностью воздуха, шумом, вибрацией и другими, а также природой материала. Показатели гигиенических свойств: гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, пылеемкость и др. Антропометрические свойства — способность изделия или его деталей соответствовать размерам, форме и массе потребителя. Показатели антропометрических свойств: размеры одежды, обуви, мебели; форма посуды; размеры и форма бытовой техники и т. п. Психофизиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие особенностям органов чувств человека: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых. Психологические свойства — способность товаров соответствовать психике потребителя (восприятию, мышлению и памяти).

Эстетические свойства — способность выражать чувственно воспринимаемые признаки социально-культурной значимости товаров, степени их полезности и целесообразности, технического совершенства. К показателям эстетических свойств относят: форму изделия, цвет, ценностность композиции, стиль, моду, оригинальность изделия, совершенство производственного исполнения. Форма — одна из основных характеристик эстетического восприятия. Форма изделия должна соответствовать его назначению, культурным запросам и вкусам потребителя. Цвет всегда был и остается основным средством оформления изделий; цветовое оформление должно подчеркивать его красоту. Выбор цветового решения основывается на законах цветоведения. Целостность композиции — гармоничное единство частей и целого, взаимосвязь элементов формы изделия. Целостность композиции предполагает подчиненность второстепенного элемента главному, простоту композиции и единство стиля всех частей изделия. Стиль — устойчивая целостность и общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов. Стилем также называют систему признаков, по которым такая общность может быть опознана. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений содержания и формы. Стиль отражает индивидуальную манеру, художественные особенности в творчестве, обозначает периоды истории искусств. Мода — проявление вкусов потребителей в какой-либо сфере жизни. В более узком смысле модой называют смену форм и образов одежды, обуви, мебели, бытовой техники и других товаров, которая происходит в течение сравнительного короткого промежутка времени. В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм товаров. Оригинальность изделия — совокупность признаков, позволяющих отличить конкретное изделие от моделей-аналогов; проявляется в характерных приемах графического, цветового и фактурного решения; зависит также от выполнения упаковки и сопроводительной документации. Совершенство производственного исполнения— это чистота исполнения контуров и соединений отдельных элементов, качество покрытий и отделки поверхности, качество и четкость исполнения фирменных знаков, сопроводительной и информационной документации. Экологические свойства характеризуют степень вредного воздействия продукции на окружающую среду, возникающего при производстве, потреблении или эксплуатации товаров, а также при их хранении и утилизации. Свойства безопасности потребления — это обеспечение биологической, механической, электрической, пожарной и других видов безопасности при эксплуатации или потреблении товаров. В стандартах предусматриваются обязательные требования, обеспечивающие безопасность. На товары, использование которых по истечении определенного срока представляет опасность, должны устанавливаться сроки годности. Показатели безопасности характеризуют особенности товаров, обеспечивающие безопасность потребителя во всех режимах их потребления или эксплуатации, а также транспортирования, хранения и утилизации. Номенклатуру показателей безопасности устанавливают в зависимости от специфики продукции и условий ее использования. Показатели безопасности товаров группируют по однородности характеризуемых ими свойств и с учетом различных видов опасностей. Различают следующие виды безопасности: химическая, механическая, биологическая, радиационная, электрическая, магнитная, термическая, противопожарная. Химическая безопасность означает, что продукция не выделяет токсические вещества, опасные для потребителя и его имущества. Механическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от различных механических воздействий (от ударов выступающих и быстроврашающихся деталей изделий, трения и др.).

Биологическая безопасность означает отсутствие недопустимого риска вследствие воздействия на потребителя микроорганизмов (бактерий, микромицетов), макроорганизмов (насекомых, грызунов) и продуктов их жизнедеятельности. Радиационная безопасность характеризует степень защиты потребителя и его имущества от воздействия радиоактивных элементов. Для пищевых продуктов устанавливают предельно допустимые концентрации радиоактивных изотопов кобальта, цезия, стронция, а также радионуклидов. Электрическая и магнитная безопасность характеризует степень защиты потребителя от воздействия электрических и магнитных полей, возникающих при эксплуатации различных видов электротоваров. В стандартах на эту группу товаров нормируются максимально допустимые утечки электроэнергии и другие показатели, влияющие на электрическую безопасность. Термическая безопасность характеризует степень защиты потребителя от воздействия высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. Противопожарная безопасность характеризует степень защиты потребителя от потенциальной опасности, связанной с возгоранием товаров при их эксплуатации, хранении или транспортировании

  1. ООО «Воронежский завод бытовой керамики» Воронеж

  2. ГП ЧАО «Уэленская косторезная мастерская и др.

  3. ОАО «Керамика» Удмуртская республика

  4. ЗАО «Скопинская художественная керамика» Скопин

  5. ООО «Фонд Национально-Культурного центра «Туран» Татарстан

  6. ОАО «Фабрика художественных товаров» Удмуртия

  7. ООО «Предприятие художественных изделий Краснодарский край

  8. ОООНХП «Сувенир» Краснодар

  9. ЗАО НХП «Беломорские узоры» Архангельск

  10. ЗАО «Северная чернь» Вологодская область

  11. ЗАО «Тарусская вышивка» Калужская область

  12. ЗАО «Вятский сувенир » Киров

  13. ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы»

  14. ЗАО «Хохломская роспись» Нижегородская область

  15. ОАО «Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова»

  16. ЗАО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий» Тюмень