Особенности профессионального типа «Человек – художественный образ»

Курсовая работа

Профессиональный тип «человек — художественный образ»

К профессиям типа «человек — художественный образ» (творческие профессии) в широком смысле, относятся профессии, связанные с изобразительной деятельностью, с музыкальной деятельностью, с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью. Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий.

Предметом исследования является профессиональный тип «человек — художественный образ». Целью работы является изучение особенностей профессий этого типа, а также анализ требований, которые предъявляются к личности специалиста, осваивающего данную профессию.

Профессиональное становление занимает значительную часть жизни человека. От результатов этого процесса зависит не только успешность профессионала, но и психологическое благополучие личности. С точки зрения своевременности и социальной значимости изучение факторов и особенностей профессионального становления личности является актуальным направлением психологических исследований.

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. Ответ на вопрос: «А с чем же работают представители различных профессий?», можно найти, согласно теории Е. А. Климова, который выделяет пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом.

Традиционно труд представителей профессий «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского « худог » — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Здесь главный, ведущий предмет труда — художественный образ, способы его построения. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Первые проявления и формы искусства в истории человечества (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом, делом не одиночек, а коллектива. Песня организовывала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое).

6 стр., 2870 слов

Художественный образ

... отражается общественная деятельность, исторические события, человеческие чувства и характеры, духовные стремления. Художественный образ не ... социального неравенства. Контраст подчеркивает разную ценностную ориентацию этих людей. Он показывает пагубность проповедуемого ... тесной связи художественного образа с жизнью и предполагает адекватность отражения бытия. Художественный образ становится типом в ...

Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной, например, подготовкой к охоте, бою и т. п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, с трудом.

В процессе развития человечества постепенно произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, производства изделий промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.

Профессии данного типа связаны: с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор…); с воспроизведением и изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер…).

Склонности, предпочтения, выраженные способности: заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино…); сочинять (стихи, прозу и др.); выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, и т.п.), наличие яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности.

Всю область профессий типа «человек — художественный образ» можно подразделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

ГЛАВА 1

1.1 Специфика профессиональной принадлежности

Когда мы говорим о профессии как общности, то речь ведем не об организации, а о мысленно представляемой группе сходных по направленности и опыту людей. К этой общности как бы «приписаны» не только ныне здравствующие «делатели», но и знаменитые работники прошлого, внесшие заметный, известный вклад в то или иное дело. Это, скорее социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует, а не собственно организация.

Основные психологические вопросы в связи с пониманием профессии как общности касаются, во-первых, тех, кто уже включен в эту общность. Это начинающие, развивающиеся, инволюционирующие «сходящие с лыжни» профессионалы. Во-вторых, эти вопросы касаются тех, кто предполагает или намерен включиться в данную общность (мечтающие о выборе профессии, озабоченные вопросом выбора ее, находящиеся в ситуации выбора оптанты).

Было бы опрометчивым думать, что профессия как общность складывается чисто стихийно за счет свободного и неуправляемо притока заинтересованных людей.

Фактор стихийности в указанном выше смысле, правда, имеет место. Но обязательно находятся разумные люди и группы, которые начинают понимать важность некоторой кадровой политики. Они реализуют ту или иную стратегию в этом деле, борются с «засорением» профессиональной общности неподходящими людьми, налаживают более или менее строгий кадровый отбор, привлекают дееспособные силы из смежных областей и пр. Это особенно важно, когда по каким-то причинам профессия становится престижной, привлекательной для многих, в том числе и явно нежелательных по деловым признакам людей.

12 стр., 5743 слов

«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...

... мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных ... чтение - это жизнь произведения в сознании читающего человека". В рамках образовательной системы "Школа 2100" использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности. ... что литературное образование не ограничивается простым чтением текстов, а направлено на развитие ...

Разумеется, в реальной деятельности людей эти системы могут в определенных зонах взаимопроникать, образуя некие предметные миксты (смешения).

Например, художник-реставратор должен разбираться не только в художественных стилях старых мастеров, но и в растворителях, клеях, текстильных волокнах (холсты это изделия ткачей), шпатлевках и пр. Соответственно всем этим нужно и интересоваться[3]

В процессе труда каждого человека можно наблюдать ярко выраженное предпочтение к определенным видам деятельности, связанных с его профессиональной областью. Это происходит из-за преобладания определенных интересов и личностных особенностей. У одних людей есть склонность и легкость в работе с техникой, в то время как другие испытывают отвращение к бытовым приборам и предпочитают общение [12].

1.2 Специфика профессии «человек — художественный образ»

Чтобы изучить профессию «человек — художественный образ», важно выделить основные черты и психологические характеристики, которые присущи профессионалам данной области.

О представителях профессий типа «человек — художественный образ»:

У работников данного типа профессий присутствует особое восприятие мира, где центр внимания — красота и прекрасное, способность преображать и изменять окружающую среду, чтобы внести в нее форму и содержание, которые обладают эстетикой и удобством. При создании зданий и сооружений необходимо учитывать природные условия, такие как рельеф поверхности Земли, стороны горизонта, доминирующие ветры, среднемесячные температуры и т. д. Природа является источником не только впечатлений, но и красок, а также некоторых проблем (например, художественные материалы со временем разрушаются под воздействием времени и микроорганизмов).

Профессионалы, работающие в этой сфере, умеют создавать и сохранять целостность концепции искусства, будь то художественные стили, гармония цветового решения (в картинах, архитектурных проектах, оформлении витрин, театральных декорациях и т. д.), чувство красоты, которую они дарят людям, сценическая речь, вера в происходящее на сцене, исполнительская концепция, музыкальное оформление театрального представления и так далее.

В данном исследовании мы рассматриваем цивилизацию, культуру и историю человечества как множество художественных достижений. Мы сосредоточиваемся на конкретных образцах, которые являются результатом творчества и авторства людей в определенное время и место. Например, мы изучаем крашеные ткани, найденные в египетских пирамидах, офорты Гойи, которые поразили его современников, и фрески Микеланджело, которые славятся своей красотой и силой духа и признаны во всем мире. Мы не акцентируем внимание на международных отношениях, а рассматриваем мир людей, стран и народов без политических, государственных и временных границ. Мы сопоставляем художественные достижения разных эпох, такие как античность, современное искусство и древнерусская иконопись, а также архитектурные сооружения разных культур, такие как загадочные храмы Египта и готические сооружения средних веков.

3 стр., 1015 слов

Профессия Продавец

... использования по маркировке на упаковке. Честность и вежливость с покупателями также являются необходимыми составляющими работы продавца в любой торговой точке. Чтобы получить профессию продавца-консультанта необходимо иметь хорошие знания ...

В данном исследовании мы используем типичные примеры профессиональных единиц анализа сознания и психики. Мы рассматриваем эскизы, идеи, зримые образы и формы как основные элементы художественного творчества. Мы также обращаем внимание на покровы, слои и исчезнувшие детали, которые могут быть найдены на старых картинах. Мы изучаем цепочки значков и надписей, а также экспозиции и авторские тексты. Мы анализируем темп, динамику, ритм и характер создаваемого образа и другие аспекты, связанные с созданием художественного образа.

Представители профессий, связанных с художественным творчеством, способны воплощать идеи и настроение в конкретных, непосредственно воспринимаемых образах. Они также умеют оценивать и анализировать эти воплощения. Например, художник может создать батик, роспись по шелку, выполненную по эскизу. Также могут быть восстановлены и отреставрированы детали изображений на холсте старинных мастеров, которые исчезли со временем.

Для решения задач, связанных с художественным творчеством, требуется тонкая и кропотливая работа над предметом труда и над собой. За видимыми исполнительно-двигательными составляющими деятельности художника скрыты незримые, но сложные и разнообразные познавательные действия и личные качества. Создатель рисунка видит и чувствует красоту построения фигуры и фона в их единстве. Архитектор внимательно относится к природному ландшафту и учитывает его особенности. Познавательная составляющая деятельности работников в данной области проявляется во множестве аспектов, которые требуют внимания и анализа.

Развитие профессионализма в искусстве

Профессионал в искусстве опирается на народный опыт и культурное наследие. Однако для достижения высокого уровня мастерства ему необходимо обладать обширными знаниями, которые приобретаются через усилия и труд. Это включает как научные знания, так и практические навыки. Художник должен обладать всесторонними знаниями в предметной области, включающей мир красок, форм, звуков и организацию пространства. Он также должен быть знаком с прошлой и современной культурой и жизнью общества.

Работник изобразительного искусства должен иметь развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер и яркие образы воображения. Музыканту необходимы яркие слуховые представления и тонкое различение качества звуков. Актер, чтобы не просто помнить, но и чувствовать, какие действия в данной роли естественны, правдоподобны и логичны, должен представлять себе сложную систему, которая составляет личность изображаемого героя.

Для успешного творчества в искусстве необходимо иметь нестандартный ум и способность видеть события непредвзято. Важно иметь мышление, не ограниченное рамками и шаблонами, которые могли быть усвоены в процессе обучения.

Однако профессионализм в искусстве требует не только знания и навыки, но и развитое эстетическое чувство. Важно не только понимать, но и непосредственно чувствовать красоту и неповторимость жизненных событий и произведений искусства. Работник этой сферы должен также обладать чувством композиционных принципов в своей области искусства.

Художественный такт и уважительное отношение к произведению искусства являются важными качествами профессионала. Лучшие представители профессий в области искусства осознают свою ответственность за формирование духовного облика потребителя художественной продукции. Они также заботятся о своем профессиональном развитии и умеют подчинять авторские амбиции социально значимым целям. Настойчивость и самодисциплина являются важными признаками профессионала в этой сфере.

2 стр., 894 слов

«Профессия» (конкурсная работа)

... профессией. Я твердо решила стать аниматором-мультипликатором. Почему я хочу изучать именно эту профессию? Постараюсь ответить на этот вопрос. Всем, наверное, известны мультфильмы американского художника-мультипликатора ... Диснея в области киноискусства были ... мне с просьбой нарисовать главную героиню мультика. Я с радостью согласилась. Через несколько минут я закончила работу и показала сестре. Следом я ...

Часто говорят о самовыражении художника. Однако самовыражение свойственно любому активному человеческому существу. С самого детства мы начинаем выражать себя через речь, игры, взаимоотношения с окружающими. Поэтому не следует полагать, что самовыражение является исключительным признаком художественного склада психики.

Типы профессий, связанные с творчеством

Существует много профессий, связанных с творчеством: писатели, художники, музыканты, актеры, дизайнеры, киносъёмочные группы и множество других. Продолжительное время многие люди считали, что творческая профессия – это призвание, однако сегодня это уже не является чем-то экзотическим.

Особенности представителей творческих профессий

Отличительная черта представителей творческих профессий – это новаторский подход, позволяющий вносить свежие, инновационные решения в свою работу. Также очень важно умение брать на себя ответственность за свои произведения и быть преданным своей работе. Часто в творческих профессиях люди имеют дело с непредсказуемыми сценариями и решениями, которые требуют сильной психической устойчивости и гибкости в принятии решений.

В творческих профессиях ценностью являются оригинальность и уникальность. Для того чтобы создать нечто уникальное, необходимо проводить большой объём творческой работы и иметь талант в данном направлении. К тому же творческие профессии требуют достижения определённого ремесленного мастерства (владения навыками), что позволяет выделяться на фоне коллег и конкурентов.

Саморегуляция и самодисциплина

Для представителей творческих профессий очень важно умение подчинять свои творческие амбиции общим целям. Внимание к деталям, желание внести своё «я» в работу, творческий потенциал сцеплены с необходимостью соблюдения технической дисциплины, придерживания сроков сдачи проектов и исполнительской чёткости.

Кроме того, для творческого работника важны несколько качеств: усидчивость, терпение, готовность к многократным переделкам и исправлениям своей работы в соответствии с требованиями заказчика. Самодисциплина позволяет выполнить работу качественно и без продуктивных проблем, а также сделать результат уникальным и креативным.

Заключение

Творческие профессии предполагают сильный потенциал к инновациям и оригинальности, но также они требуют высокого уровня саморегуляции и ответственности. Творческая работа по истине ценится, но она требует наличия не только таланта, но и дисциплины.

Данное исследование посвящено анализу профессий, связанных с созданием художественного образа. К таким профессиям относятся художник-конструктор (дизайнер), актер, музыкант, певец и другие подобные профессии.

Часто такого рода профессий требуются статические нагрузки на мышцы, высокие требования к опорно-мышечному аппарату, органам чувств и нервной системе. Помимо этого, значительная часть трудовых затрат работника может оставаться скрытой для стороннего наблюдателя. Важной особенностью профессии является тщательная работа над созданием эффекта легкости и непринужденности во время выступлений на сцене или в других ситуациях.

12 стр., 5760 слов

Смысл высокой трагедии образы искусства военных лет

... искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом ... трагедию войны в период романтизма в 1-й половине XIX в. (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Художники ... социально-исторического смысла военных событий ... 1868 года, но ... военных времен. 2.Изучить работы В.В. Верещагина, А.А. Пластова, С.В. Герасимова, А.А. Дайнека, П.Д. Корин. Гипотеза: Предполагается, что художники ...

Характеристика профессии художника-конструктора

Для успешного занятия профессией художника-конструктора необходимо обладать некоторыми качествами:

  • анализ и синтез;
  • пространственное мышление и конструкторские способности;
  • креативность;
  • художественные способности (композиция, гармония, пропорции, чувство цвета);
  • коммуникативные и вербальные способности;
  • гибкость мышления;
  • самостоятельность и ответственность;
  • реалистичность;
  • находчивость.

Художник-конструктор должен уметь не только создавать художественные произведения, но и работать с заказчиками, коммуницировать с коллегами, считывать инструкции и прочее.

На стадии проектирования следует учесть, что вещи выпускаются тысячными и даже многотысячными тиражами. Ошибка дизайнера, как и ошибка инженера-конструктора, соответственно умножается и, таким образом, обходится очень дорого. Вот почему дизайнер должен соединять в себе до известной степени противоположные качества. С одной стороны, смелый полет фантазии, непредубежденность, раскованность мысли. С другой стороны, высокое чувство ответственности, дисциплину ума, способность максимально считаться с реальными условиями производства.

Творческий процесс художника-конструктора начинается с обдумывания возможных вариантов будущего изделия. Важно собрать информацию о существующих аналогичных изделиях и критически их рассмотреть, обсудить. Успешно будет решать задачу работник, обладающий широким кругозором. Хороший специалист всегда озабочен сбором данных в своей области. Поэтому он оказывается готовым решать и неожиданно поставленную задачу.

Дизайнер должен уметь учитывать соображения экономического и технологического характера. Например, оригинальная форма изделия, задуманная дизайнером, может оказаться нерентабельной с точки зрения экономиста или трудно осуществимой с точки зрения технолога.

Человек, посвятивший себя служению технической эстетике, должен интересоваться изобразительным искусством и сам быть художником. Ему необходимо также знать технику, естественные и общественные науки, хорошо чертить, иметь умелые руки. Он должен ориентироваться в культурном наследии своего и других народов. Не каждый художественно и технически подготовленный человек будет успешно справляться со своими обязанностями на посту дизайнера, а только тот, кто относится к миру вещей как преобразователь.

Живописец (по росписи фарфора).

Художник должен найти особо тонкие и нежные отношения цвета с белым в наносимых красках и такие же переходы тона от одного цвета к другому. Кроме того, мастер должен постоянно держать в своем представлении задуманную цветовую композицию, т.к. окончательно она формируется только после обжига фарфора (фаянса) под глазурью в печи. Он должен уметь, накладывая цвет, видеть в нем другой — и это во всей композиционной сложности выполняемого сюжета. Роспись золотом сама по себе затруднений не вызывала, но требовала найти правильное соотношение золота и красок на фарфоре.

В данной работе рассматриваются различные аспекты работы художника-иллюстратора и ретушера. Художник-иллюстратор должен обладать широким спектром знаний и навыков в области живописи, рисунка, графики, теории искусств, литературного творчества и других специальных художественных дисциплин. Он также должен уметь выбирать соответствующую технику рисования, планировать свою работу и использовать сложные техники, включая компьютерную графику. У иллюстратора должен быть свой ярко выраженный авторский стиль, а также умение работать в коллективе художников.

2 стр., 758 слов

Зачем человеку искусство? (по тексту Е.В.Амфилохиевой)

... автора, поскольку я думаю, что роль искусства и творческого мышления очень важна для формирования сознания каждого человека. О том, какое влияние на людей оказывает подлинное искусство, повествует А.И. Куприн ... и в создании возможности самовыражения для каждого человека. Добавил : 37349 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Ретушер занимается работой над воспроизведением иллюстраций в полиграфических изданиях. Он старается минимизировать потери качества воспроизводимых изображений на печатной продукции. В данном процессе важно коллективное усилие команды, работающей над воспроизведением оригиналов.

Введение

Искусство ретуши и реставрации играет важную роль в сохранении исторических произведений искусства. Ретушеры и художники-реставраторы работают над иллюстрациями, картинами, фотографиями и другими объектами, требующими восстановления их первоначальной формы и качества. В данной работе рассмотрим профессии ретушера и художника-реставратора: их обязанности, навыки и качества, необходимые для успешной работы в этой области.

Ретушер

Задача ретушера сводится к тому, чтобы в конце концов создать печатную форму, которая будет отличаться от подлинника, но для зрения человека это различие будет приемлемым. Выделяют два вида ретуши: техническую и художественную. Техническая ретушь заключается в удалении на издательском оригинале царапин, пятен или зернистости. Роль художественной ретуши значительно шире: она помогает подчеркнуть сюжетно-изобразительные элементы и точнее передать их формы, отношения и градации цветов.

Весь процесс ретуши требует особых навыков и качеств: художественной восприимчивости, владения рисунком, знания и чувство тональных соотношений цветов и форм. Ретушер также должен быть аккуратен, настойчив и терпелив, так как его работа связана с большим умственным напряжением и сложными произведениями искусства.

Художник-реставратор

Художник-реставратор также является важным звеном в сохранении и восстановлении исторических произведений искусства. После обследования картины и выявления дефектов он проводит работу по восстановлению художественных особенностей произведения, определяет методы работы и выбирает необходимые материалы.

Он должен обладать художественным видением и чувством цвета и формы, а также способностью работать со сложными материалами. Эта профессия требует тщательности, аккуратности и терпения, а также навыков работы с различными материалами для создания копий объектов и восстановления их качеств.

Заключение

Работы по ретуши и реставрации искусства являются важными для сохранения культурных объектов и наследия нашей истории. Эти профессии требуют особых навыков и качеств: от художественного видения до тщательности, аккуратности и терпения. Специалисты в этой области должны сочетать эстетические и технические знания и уметь проводить сложную работу по восстановлению качества и формы исторических произведений искусства.

Исследование в области искусствознания представляет собой важную составляющую в изучении художественной культуры. Каждая из описанных профессий — реставратор, историк-искусствовед и театральный художник, требует особых качеств и навыков.

Реставратор, изучая особенности исполнения картины, обращает внимание на способы письма и используемые материалы, что позволяет определить задачи работы. Его успех зависит от всеобъемлющих знаний, опыта и терпеливости при работе над деталями.

3 стр., 1426 слов

Для чего нужна работа человеку

... одной потраченной минуте на работе. Любимое дело принесет человеку все, чего ему бы хотелось. Но для этого всегда нужно прикладывать ... перед родителями и учителями. Очевидно, что выбор будущей профессии предполагает наличие способностей. Залог успеха в любо деле ... человек может добиться успеха, если он захочет этого, не будет лениться и бояться. Хореография, по моему мнению это сочетание искусства ...

Историк-искусствовед занимается изучением истории изобразительного искусства, дизайна, а также проводит исследовательскую работу в музейных учреждениях. Его деятельность включает работу с памятниками искусства, а также труд за письменным столом, требующий глубокого понимания и восприятия произведений искусства.

Театральный художник, или художник-декоратор, переводит авторский замысел художника-постановщика с плоских эскизов на объемные декорации, требуя при этом особого творческого подхода.

Для успешной работы в этих областях нужны специальные навыки, включая глубокое восприятие и понимание произведений искусства, талант и развитие художественного вкуса.

В театре каждая составляющая «красоты» – костюмы, декорации, мебель, реквизит, свет, грим – отвечает за создание особой атмосферы на сцене. Эти элементы театрального представления несут в себе огромное значение, их правильное сочетание способно сделать спектакль запоминающимся и незабываемым.

Однако, за всей этой красотой и гармонией стоит работа не только художников-специалистов, но и сценографа – творческого лидера группы. Сценограф, по своей природе, обладает особыми личными качествами, такими как любовь к театру, пространственное мышление, художественный вкус, хорошая память и аккуратность. Он оказывает значительное влияние на общую стилистику спектакля.

На практике, идеи и замыслы художника-постановщика воплощаются в действительность художником-технологом. В современном театре сложно отделить художественную и техническую составляющие декорационного оформления. Фактура материалов, световые эффекты, возможности трансформации сценического пространства – все это важные аспекты, которые влияют на окончательный образ спектакля.

Сегодня не составляет проблемы найти конструктора, специалиста, который может рассчитать ферму или выбрать необходимый материал. Однако, по-прежнему остается дефицитным специалист, способный «прочитать» замысел художника и режиссера, предложить оригинальные технические решения и при этом сохранить индивидуальное художественное выражение.

Ювелир – это высококвалифицированный специалист, который изготавливает художественные изделия, украшения, оружие и предметы быта из драгоценных и цветных металлов в сочетании с камнями, янтарем, перламутром и другими материалами. Ювелир должен обладать знаниями о технических и художественных требованиях к изделиям, свойствах материалов, правилах чтения чертежей. Он должен быть владельцем различных технологий и уметь изготовить ювелирный инструмент.

Работа ювелира характеризуется высокой нагрузкой на зрение и статичной асимметричной рабочей позой.

Профессии, требующие особых качеств и ограничений

Ювелир

Создание ювелирного изделия — это творческий процесс, требующий от мастера особых качеств и навыков. Необходимым условием работы являются хороший глазомер, развитое цветоощущение и мелкая моторика рук. Также необходимо уметь сконцентрироваться, быть аккуратным и терпеливым, иметь художественный вкус.

Однако, профессия ювелира не подходит для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, сколиозом или повышенной нервной возбудимостью. Эти проблемы могут стать препятствием в получении профессии.

2 стр., 736 слов

» Человек отвечает за жизнь на земле…»

... к словам Р.Рождественского: Зарницы в небе вспыхнули не зря. Очнитесь, люди, и поймите, люди, У нас на всех всего одна Земля – Другой Земли у нас уже не будет… 6 мая 15.00 От будущего ... использовать огромную силу энергии, спрятанную в нем. Но возможности людей небезграничны, их вмешательство в тайны природы подчас оборачивается бедой. Один за другим исчезают на Земле целые виды животных и растений. ...

В то же время, когда создание ювелирных изделий выходит за рамки простого исполнения по готовому образцу, чертежу или эскизу, и придумывается для передачи какого-либо художественного замысла, мы говорим уже о профессии дизайнера украшений.

Модельер (художник-модельер и модельер-конструктор)

Одежда – это другой вид творчества. Работа модельера состоит в создании новой концепции одежды в виде эскизов, поиске конструкторского решения задуманной модели, разработке образцов новых моделей, подготовке образцов для промышленного производства и организации показов моделей одежды.

Для этой профессии необходимы художественные способности, развитое образное мышление, конструкторские способности и развитое чувство цвета. Важно также иметь хороший глазомер, быть креативным и обладать организаторскими способностями.

Необходимо отметить, что для участия в элитных показах, по правилам «от кутюр», необходимо представить от 4 до 60 ансамблей, причем любое изделие на 50-80% должно быть сделано руками. Идея несет в себе не только просто новизну, но и уникальность и неповторимость. Одежда создается минимум за месяц, а некоторые, самые сложные – до полугода. Выживают те, кто склонен к фанатизму, не представляет себя вне профессии и готов разрабатывать новые идеи, не боится смелых экспериментов и долгих, бессонных ночей, проведенных за работой.

Кондитер

Для работы в области кондитерства необходимо обладать тонкой вкусовой и обонятельной чувствительностью, развитым чувством цвета и зрительно-двигательной координацией.

Однако не стоит забывать, о возможных заболеваниях, которые предварительно могут помешать осуществлению профессии. Например, работа не рекомендуется людям, имеющим аллергические реакции на пищевые продукты, и тем, у кого имеются заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, почек, мочевых путей, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, органов зрения и кожи рук.

2.2 Кризисы профессии типа «человек – художественный образ»

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая профессиональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у искусствоведа это может быть приверженность к классике во всем, нежелание воспринимать новое, у учителей — авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения и т. д)

Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т. е. представления о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности, — соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности[1].

Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

Важной особенностью психического развития субъекта труда является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе «нормативные жизненные кризисы». Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни.

Первый нормативный кризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, — он проявляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т. д.

После завершения периода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т. п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками.

Тяжело переживается и предпенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности, недостаточной критичностью в оценке ситуации и естественным снижением функциональных возможностей организма.

В этот и предшествующий период, к сожалению, также часто случается, что из-за большой нагрузки на зрительный анализатор, люди, работающие по профессии «человек – художественный образ», часто частично или полностью теряют зрение.

Биографический кризис — это феномен внутреннего мира человека, существует несколько основных вариантов кризисов, рассмотрим их вкратце.

Кризис нереализованности

В настоящее время сложно найти человека, который бы не знал имя Винсента Ван Гога — голландского художника, творившего во Франции в конце XIX века. Несмотря на то, что он не был признан своими современниками, его произведения стали невероятно популярными у потомков. Благодаря своему таланту, постоянным усилиям, труду и уникальному взгляду на мир, он создал настоящие шедевры. Последний автопортрет Ван Гога, завершенный за несколько месяцев до его самоубийства, передает его безжалостную честность. Мучимый повторяющимися приступами безумия, художник безжалостно вглядывается в себя и изображает истерзанную душу, отчаянно борющуюся с кошмарами, которые окружают его. Его лицо выражает стойкость, губы сжаты, глаза гипнотизируют своей решимостью…

К сожалению, такая судьба постигает многих талантливых людей, так как результат их творческой деятельности — художественный образ, очень специфичен: расписные шкатулки, красиво украшенные торты, скульптурные изваяния… все это может быть многозначительно воспринято людьми. Некоторые даже считают это ненужными вещами. Косность, консерватизм, определенные общественные ценности окружающих — все это может стать преградой на пути человека. Профессия, связанная с созданием художественных образов, может не принести ожидаемой самореализации, славы и материального благополучия. Много «подводных камней», о которых человек и не подозревал, могут возникнуть на его пути. Они могут скрываться в глубинах его души.

Кризис опустошенности

Одной из причин может быть душевная усталость после длительного периода самоотдачи и настойчивой работы, стремления к достижению высот в жизни и профессии. В этом случае оправданы периодические перерывы, отстранение от истощающего образа жизни и деятельности. Другой вариант возникает при резкой смене социальной и производственной ситуаций, изменении жизненных обстоятельств, когда у человека возникают трудности с ориентацией в сложном потоке внешних явлений и переживании большой неопределенности и непредсказуемости будущего: «не знаешь, за что ухватиться…». В таких случаях полезно ориентироваться на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, искать единомышленников, «родственные души». Также полезно обсуждать с ними сложные проблемы существования в неопределенном мире.

Как показывает практика, многие люди сталкиваются с кризисными ситуациями в процессе своей жизнедеятельности. Эти кризисы могут быть разной природы, но их последствия могут повлиять на жизнь человека как на личностном, так и на профессиональном уровне. В статье рассмотрим основные типы кризисов, их причины, проявления, последствия и способы выхода из них.

Типы кризисов

Наиболее распространенные типы кризисов – кризис среднего возраста, кризис профессионального роста и биографический кризис.

Кризис среднего возраста

Этот вид кризиса связан с переосмыслением жизни в среднем возрасте (35-45 лет).

Человек начинает задумываться о своих ценностях, поставленных целях, преследуемых стремлениях, связанных с карьерой, отношениями, личной жизнью. Некоторые люди в этот период бросают работу, начинают новое дело, начинают спорт, путешествуют, приобретают новые знания. Такие действия помогают им преодолеть этот кризис.

Кризис профессионального роста

Как правило, этот вид кризиса связан с недостатком самореализации в профессии. Человек ощущает дискомфорт на работе, не находит интереса к ней, недоволен зарплатой, взаимоотношениями с коллегами. Это может привести к переходу на другую работу или к продолжению работы, но с пересмотром своего отношения к ней и поиску дополнительных возможностей для развития профессиональных навыков.

Биографический кризис

Такой кризис связан с изменением жизненных обстоятельств — увольнением, разводом, потерей близкого человека или любых других событий, которые могут значительно повлиять на жизнь человека. Это может привести к пересмотру своих ценностей, переоценке взаимоотношений с друзьями и родственниками, пересмотр своего отношения к работе и карьере.

Причины кризисов

Причиной кризисов является то, что человек в определенный момент не может справиться с изменениями в своей жизни. Это может быть связано с личными конфликтами, возникшими из-за несоответствия между его ожиданиями и реальностью жизни, ситуационными проблемами — тяжелым расставанием с бывшим партнером, увольнением, конфликтом со своим начальством… Избежать таких ситуаций невозможно, но человек может научиться реагировать на них правильно.

Последствия кризисов

Последствия кризисов могут быть разные, но чаще всего они проявляются в виде стресса, депрессии, недовольства жизнью, у менее стабильных личностей — злоупотребления алкоголем и наркотиками. Кризисный процесс может привести к ощущению потери смысла жизни.

Способы преодоления кризисов

Основным способом преодоления кризисов является осознание ситуации и понимание причин, вызвавших конфликт. Нужно посмотреть на себя со стороны, понять, что можно изменить или улучшить в своей жизни. Очень важно быстро принять решение и не откладывать его. Также не помешает заключить близким и друзьям в свои планы и получить от них поддержку, которая может быть очень важна.

Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии возникают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

Мир профессий это не только «пространство выбора» человеком вариантов своего жизненного дела, но и область, где он может внести свою творческую лепту в создание, появление новых профессий. Профессии создаются людьми.

Взаимосоответствие человека и его будущей работы устанавливается и за счет совершенствования качеств человека, и за счет улучшения среды (предметной и социальной), и за счет подбора профессии человеку или, наоборот, отбора людей для профессий. Важный путь уравновешивания особенностей человека и требований профессии формирование индивидуального стиля деятельности. В связи с этим высокие результаты в данной деятельности могут быть достигнуты людьми, значительно отличающимися друг от друга по своим личным качествам (но чтобы работать одинаково результативно, разные люди должны иметь свободу работать разными способами).

Благодаря труду представителей профессий художественного профиля живет и развивается вся современная художественная культура Мастерства, профессионалы создают произведения искусства или привносят в деятельность других людей художественные ценности. Эти специалисты изучают памятники искусства прошедших эпох и явления современной художественной жизни, помогая нашему познанию, оценивая произведения искусства, формируют художественный вкус целых поколений. Они организуют встречи с миром красоты — готовя театральные постановки, издания книг, художественные выставки, способствуют художественному самовыражению людей — работают с коллективами художественной самодеятельности. Основной труд в этих профессиях и специальностях является созданием или преобразованием художественных образов. Все проявления художественной культуры каким-либо образом связаны с деятельностью представителей профессий типа «человек — художественный образ».

ЛИТЕРАТУРА:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/chelovek-hudojestvennyiy-obraz/

1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. М., 1994. Мир профессий

2. Грецов.А. Г. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. Питер, 2009.

3. Дружинин В. Психология. М.2007

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990.

6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2007.

9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск: МГУ, 1993.

10. Климов Е.А.»Потемки» и «светильники» в становлении профессионала: пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. — М.: МПСИ, 2007.

11. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. — М.: Просвещение, 1987

12.Смирнов А. И. Мир профессий: человек — художественный образ .Мол. Гвардия.

13. Федотова Л.М. Профессиональное самоопределение как главная составляющая процесса формирования профессиональной идентичности. М 2002.

14. Азбука профессий: http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/hudognik_illustrator.htm

15. Журнал «Культпоход» №12, 2008 Виктор Шилькрот

16. http://www.rabotka.ru/infoworker/0031.php