Флорентийская Мозаика

Курсовая работа

Глава I. История появления Флорентийской мозаики

1.1 История возникновения, итальянские мастера

Мозаика из цветного камня — один из древнейших видов искусства, существовавших ещё до нашей эры. Флорентийская мозаика, по затратам времени и труда, является одной из самых сложных. Второе название флорентийской мозаики — «Pietra Dura», что переводится с итальянского как «поделочный камень».

Как писал в 1609 году Ансельм Боэций де Будт, личный врач императора Рудольфа II, «в благородных камнях мы видим величие и поразительную мощь Создателя, которому удалось воплотить в столь малых предметах красоту всего мира и силу всех других вещей». Таким образом, камень оказывался символом божественного совершенства вселенной и мерилом власти земных владык.

Флорентийская мозаика возникла в XVI веке в Италии, во Флоренции. Для её создания использовались природные камни, такие как мрамор, лазурит, яшма, агат, литографский камень и другие.

История мозаики в Риме и Флоренции

Мозаика — это одна из древнейших форм художественного выражения, которая имеет богатую историю в Риме и Флоренции. Различные техники создания мозаик в этих городах оказали значительное влияние на развитие данного вида искусства.

В Риме мозаики, как правило, создавались из мрамора. Они включали в себя определенные сюжеты, которые изображались с использованием полудрагоценных камней, вставленных в каменные плиты. Такой подход позволял создавать красивые и прочные произведения искусства.

Флорентийский способ создания мозаики имел свои особенности. Каменные элементы могли иметь любую форму, но они собирались так плотно, что не было видно никаких швов или линий стыка. Все пластины должны были быть расположены в одной плоскости. Такой метод позволял создавать сложные изображения без необходимости использования основы. Таким образом, шкатулки, столешницы, миниатюры и другие изделия могли быть созданы целиком из камня.

Художники из Флоренции также учитывали особенности камня, такие как оттенки, фактура, рисунок и вкрапления. Правильное использование и комбинация этих особенностей позволяли создавать удивительные работы, которые восхищали ценителей мозаики искусства.

Развитие мозаики в Флоренции

В Флоренции художники занимались мозаикой с давних времен, но к концу XVI века была выработана особая техника, которая сохранилась практически неизменной на протяжении долгой истории. Важно отметить, что содержание мозаики менялось в зависимости от общего развития изобразительного искусства.

14 стр., 6943 слов

Раннехристианское искусство Древнего Рима

... Глава 1. Характеристика раннехристианского искусства древнего Рима 1.1 Исторические черты появления раннехристианского искусства Мостом между искусством собственно средневековья и античным явилось так называемое искусство раннехристианское, возникшее в период, ... во фрагментах прямо из языческих храмов); наборные полы из цветного камня; мозаика, размещенная уже не на полу, как было принято в античные ...

Итальянский историограф эпохи Возрождения, Вазари, отмечал, что достойная мозаика должна отличаться ясностью построения, плавными переходами теней между разными оттенками и быть выполненной с тончайшим расчетом на большое расстояние от глаза. Он подчеркивал, что мозаика должна казаться картиной, а не просто инкрустацией.

Таким образом, мозаика в Риме и Флоренции имела свои особенности и техники создания. Римские мозаики были изготовлены из мрамора и включали в себя полудрагоценные камни, вставленные в плиты. Флорентийский способ предусматривал плотное соединение каменных элементов без видимых швов или линий стыка. Художники из Флоренции учитывали особенности камня и создавали удивительные работы. Развитие мозаики в Флоренции происходило в соответствии с общим развитием изобразительного искусства.

Известно, что самой известной мастерской мозаики во Флоренции владела семья Медичи, которая правила городом в эпоху Возрождения. Герцог Фердинандо Медичи I внес наибольший вклад в развитие флорентийской мозаики, превратив частную семейную лабораторию в великолепные герцогские мастерские. В следующем веке эти мастерские стали прообразом придворных мастерских всех ведущих монархов Европы. Мастерская производила различные предметы меблировки и украшения церковного и светского характера, которые символизировали могущество двора Медичи.

Уникальные традиции, разработанные в мастерских Медичи, до сих пор применяются в работе мозаичистов со всего мира. Запасы полудрагоценных камней, собранные еще в то время, до сегодняшнего дня используются для создания удивительных флорентийских мозаик. Это свидетельствует о масштабе и размахе работы этих мастерских.

Одной из самых существенных характеристик флорентийской мозаики является ее долговечность. Естественные краски камня не теряют своей яркости и не осыпаются в течение очень длительного времени.

Флорентийские мозаики также отличаются реалистичностью своих изображений. С помощью различных каменных пластинок, идеально подогнанных друг к другу, создаются настоящие произведения искусства. Знаменитая работа «Тайная вечеря» является примером такой удивительной техники, где наблюдается плавный переход от различных оттенков и складывается впечатление цельной картины.

Впоследствии стала популярной техника «обманок», которая имитировала лежащие на столе объемные предметы. Для этой техники требовался безошибочный подбор камней различных оттенков, чтобы передать не только разницу в локальных цветах, но и тончайшую градацию оттенков при переходе от света к тени.

Флорентийская мозаика как искусство и производство

Флорентийская мозаика — это уникальное искусство, которое просуществовало на протяжении нескольких столетий, и до сих пор пленяет своей красотой и мастерством. Особенностью технологии флорентийской мозаики является подбор и сочетание различных камней по цвету, оттенку, геометрической форме и рисунку, чтобы создать уникальную, неповторимую картину.

Каждая мозаика имеет свою уникальность из-за необычайной тщательности подбора и сочетания элементов. Даже при копировании оригинального рисунка каждая новая мозаика будет иметь некоторые отличия от предыдущей, благодаря уникальным камням, из которых она состоит. При этом краски и рисунки на флорентийских мозаиках не выцветают и не тускнеют со временем, и эти произведения могут просуществовать на протяжении нескольких столетий, сохраняя свою первозданную красоту и яркость.

13 стр., 6343 слов

Мозаика, как вид декоративно-прикладного искусства

... кубических кусочков камней или смальт, и мозаика, выкладываемая из вырезанных по шаблонам каменных и других плиток различной формы. ... принадлежавшими к римской школе мо­заичного искусства. К последующей эпохе относятся мозаики, выполненные в широкой и свободной ... этой мозаичной живописи показывает ее теснейшую связь с эллини­стической мозаикой, заключавшуюся в заимствовании у нее большинства ...

Выпуклые объемные изображения

Большое уважение устремляли к флорентийским мозаикам, которые имели выпуклые, объемные изображения. Создание таких произведений искусства требовало тщательного подбора всех элементов, в том числе и малейших вариаций оттенков. При создании таких мозаик применялся метод бесшовной подгонки, чтобы все элементы объединились в целостную картину.

Производство флорентийских мозаик

Флорентийские мозаики были стратегической отраслью государства, которая приносила огромную прибыль. До XVII века производство флорентийских мозаик было монопольной отраслью государства. Идеальный подбор камней по цвету, оттенку, геометрической форме и рисунку, требовал тщательности и знания возможностей каждой породы.

Для создания красивых мозаик использовались различные породы камней. Оттенки различных пород одного камня, расположение и частота различных прослоек, прожилок, включений, наличие пятен другого цвета — это все возможности палитры флорентийской мозаики. Специальная обработка камня и тщательная подгонка элементов требовала значительных затрат времени и труда.

Даже с использованием современных технологий обработки камня создание одной мозаики в флорентийской технике может занимать много месяцев. Тем не менее, результатом становится неповторимое, уникальное произведение искусства, которое может привлекать восхищение на протяжении столетий.

Введение

Флорентийская мозаика — это вид отделки, который был популярен в Европе с XVI по XIX век. Она стала знаменита благодаря своей высокой технике исполнения и использованию различных драгоценных камней. Для создания мозаики часто применялись «твердые камни», такие как горный хрусталь, оникс, мрамор, яшма, кварц и бирюза.
Этот вид искусства развивался благодаря уникальным техникам и методам обработки камней, которые были разработаны художниками-мастерами из Флоренции. Они не только изучили все свойства камней, но и научились использовать их особенности для достижения нужного эффекта. В процессе работы с камнями использовались различные методы обработки, например, нагревание мрамора для получения розового оттенка или длительное закладывание халцедона в землю для усиления блеска и яркости.

Целью данного исследования является изучение и анализ искусства флорентийской мозаики, а также определение его влияния на развитие мастерских в других странах Европы. Для достижения этой цели рассмотрим историю флорентийской мозаики, особенности использования камней и техники их обработки, а также влияние этого искусства на мастерские в Богемии и Франции.

История флорентийской мозаики

Искусство флорентийской мозаики имеет более чем трехсотлетнюю историю, начиная с XVI века и завершаясь в середине XIX века. За это время оно стало популярным и знаменитым не только в Италии, но и во всей Европе.
Флорентийская мастерская достигла высоких достижений в создании мозаики благодаря кропотливой работе художников-мастеров. Они изучили все свойства камней и научились использовать их для создания уникального искусства.

13 стр., 6159 слов

Русское искусство в XIX веке

... Культура России XIX века: общая характеристика Русское искусство дооктябрьской эпохи занимает важное место в истории мировой художественной культуры. Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования ... одного, даже самого маленького, не нарушив гармонии целого. Однако в этой мозаике есть камни наиболее ценные, излучающие особенно сильный свет. Именно с такими художниками, творчество ...

Использование камней и их обработка

Для изготовления флорентийских мозаик использовались различные камни, некоторые из которых добывались непосредственно вблизи Флоренции, а для других требовалось сотрудничество с купцами из других стран, таких как Индия, Египет, Тунис, Алжир, Афганистан и Испания.
Однако не все эти камни обладали необходимой твердостью. Многие полудрагоценные камни, которые традиционно относились к категории «твердые камни», не соответствовали стандартам твердости по шкале Мооса. Однако важным для создания мозаики были их декоративные характеристики, такие как блеск, плавность цветовых переходов и яркость.
Самыми подходящими для создания флорентийской мозаики были горный хрусталь, оникс, мрамор, яшма, кварц, бирюза и некоторые другие камни.

Художники-мастера из Флоренции разработали уникальные методы обработки камней, чтобы достичь нужного эффекта в мозаике. Например, для получения розового оттенка некоторые виды мрамора нагревались до определенной степени. Особенным был подход к обработке халцедона, который использовался для передачи тонов человеческого тела. Куски халцедона медленно нагревались и затем на целый год закладывались обратно в землю, что позволяло усилить блеск и яркость.

Влияние флорентийской мозаики на мастерские в Богемии и Франции

Флорентийская мастерская оказала решающее влияние на создание мастерских в других странах Европы. Особенно выделялись мастерские в Богемии и Франции. Они усвоили техники и методы обработки камней, используемые мастерами Флоренции, а также вдохновились их творчеством.

Несмотря на то, что к середине XIX века флорентийская мастерская перестала существовать, она успела передать свой ценный опыт и традиции мастерским других стран Европы. Искусство флорентийской мозаики продолжает вдохновлять и цениться в современной эпохе, благодаря своей уникальной технике и красоте выполнения.

1.2 Флорентийская Мозаика в России XVIII — XIXвв

В России центром мозаичных работ стала Петергофская гранильная фабрика. Первые работы были выполнены в технике римской мозаики, но уже во второй половине XVIII века мастера фабрики осваивают мозаику флорентийских мастеров. Особо благоприятная атмосфера для расцвета флорентийской мозаики сложилась еще в екатерининские времена, именно тогда установилось тесное сотрудничество с Петербургской академией художеств. В XIX веке в художественной школе при гранильной фабрике учеников — камнерезов готовили такие профессионалы, как академик Шилов и художник Буде; в1847 г. для ознакомления с секретами мозаичного искусства во Флоренцию был отправлении мастер И.П. Соколов, подготовивший впоследствии немало квалифицированных мастеров.[7,c.45]. Все это подняло качество работ Петергофской гранильной фабрики на очень высокий уровень; ее мозаики с успехом экспонировались на всемирных и международных выставках.

В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров — мозаичистов. Очередное возрождение искусства мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди, мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля- в России).

3 стр., 1199 слов

Мозаика как вид монументального искусства

... посвящено традиционным материалам и технике выполнения мозаичных панно, а также инновациям в создании современных мозаик в монументально-декоративном искусстве. А. В Винера в своих научных исследованиях ... от выбора материалов и подбора сочетаний до разрезания плиток и затирки мозаики приводятся в книге «Искусство мозаики. энциклопедия» Терезы Миллз [22, 48] . Приводятся самые разнообразные виды ...

В XX в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Н. А. Андронов и др. [5,c.256]

Мозаики М. В. Ломоносова — часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле, здесь -прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия варке, так называемого глухого стекла, смальт — удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, — создания разнообразных мозаичных произведений — в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей — от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера) до самостоятельных произведений изобразительного искусства — «мозаичных картин» и монументальных панно. Возрождению этого забытого ремесла и искусства была объявлена государственная монополия) плиток и других материалов.

1.3 Мозаика в период СССР

В советский период тезис «искусство для народа» рождает новую концепцию оформительского искусства. Если раньше мозаика из полудрагоценных камней предназначалась для узкого круга ценителей и применялась при создании культовых архитектурных сооружений, дворцовых интерьеров и подарков царственных особ, то теперь она теряет свой элитарный характер и переносится в общественно-бытовую сферу: мозаикой покрывают стены метро и колонны общественных зданий. Характерная для этого периода гигантомания в сочетании с ударными сроками исполнения приводит к утрате виртуозности техники и ювелирной проработки деталей — то есть, тех самых качеств, которые и составляли славу мозаики.

Исследование использования флорентийской мозаики в художественном убранстве

Материалы описывают использование техники флорентийской мозаики в художественном убранстве различных объектов. Станции московского метрополитена — «Чеховская», «Тимирязевская», «Маяковская», «Нагатинская», которые украшены картинами из мозаики, являются ярким примером этого искусства. Особенно значительным произведением является карта Советского Союза площадью 25 квадратных метров, выполненная в 1937 году в технике флорентийской мозаики.

Вторая половина XX века стала эпохой возрождения камнерезной промышленности в России после Великой Отечественной войны. Мастера завода «Русские самоцветы» из Свердловска и Колыванского завода начали работать в технике флорентийской мозаики и создавать уникальные произведения.

Интересно отметить, что использование флорентийской мозаики обнаруживается не только в современном художественном убранстве, но и в исторически значимых объектах, таких как Янтарная комната. Комната украшена четырьмя аллегорическими мозаиками, изображающими пять человеческих чувств. Они выполнены в технике флорентийской мозаики и находятся в центре широких настенных янтарных панно. Декор этих панно также выполнен из янтаря.

Таким образом, флорентийская мозаика является значимым искусством, не теряющим своей актуальности на протяжении времени. Она применяется как в современном, так и в историческом художественном убранстве, придавая объектам красоту и эстетическое значение.

44 стр., 21584 слов

Исторические факты о декоративно-прикладном искусстве

... металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства. Основными задачами дипломной работы являются: Определение сущности, ... вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения и истории. Воспитательная функция ДПИ, быть может, не является ... художественной технике ДПИ. Насколько мы можем судить по результатам опросов, интервью и наблюдений, в ходе ...

Восстановление Янтарной комнаты

Янтарная комната – одна из самых величественных экспозиций российской архитектуры XVIII века. Строительство комнаты продолжалось 10 лет и завершилось в 1713 году. Тогда её украшали зеркала, оформленные специальными изделиями из янтаря, которые покрывали их рамки. Однако со временем, внутреннее оформление комнаты несколько видоизменялось.

Вскоре зеркала, украшенные янтарем, были заменены на живописные полотна художника Иоганна Фридриха Гроота. Но вскоре они уступили место флорентийским мозаикам, которые были сделаны из сицилийского яшмы и маремского кремня по моделям, созданным художником Гузеппе Дзокки в 1751 году.

Утрата комнаты

Во время Второй мировой войны немецкие оккупанты вывезли Янтарную комнату из Пушкина, где она находилась в одном из дворцов. Последний раз комнату видели в 1942 году на выставке в Кенигсберге, где она была экспонирована для главных фашистских деятелей. После этого Янтарная комната исчезла без следа.

Хоть были разные версии о том, что случилось с комнатой и где она находится, однако восстановить предмет в исходном виде было не представлялось возможным.

Восстановление

В 1979 году было принято решение о восстановлении комнаты. Для этого потребовалось 6 тонн янтаря и длительная работа реставраторов, архитекторов, художников, камнерезов, химиков, архивистов и библиографов. Было необходимо оживить технические способы работы и исследования, которые полностью отражали особенности и традиционную российскую культуру и искусство.

Восстанавливать комнату было крайне сложно, так как не было точного описания всех элементов оригинала. Поэтому специалисты использовали мозаики и лучшие описания сильверов и орнаментов из других дворцов. Согласно документам и художественным иллюстрациям были созданы детали швейцарскими мастерами. Комната была восстановлена после проведения годового антикварного ремонта в 2003 году.

Стоит отметить, что величина и красота Янтарной комнаты может вызвать у посетителей только одну реакцию, – эффект ошеломления от ее великолепия и красоты, недаром же она иногда называется «восьмым чудом света».

Мозаика «Осязание и обоняние»

Воссоздание четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты началось в 1984 году. Опыта выполнения такого рода работ не было в СССР, и в связи с этим обстоятельством понадобился длительный период изучения исторических материалов, отработки технологических приемов и сбора камнесамоцветного сырья. Сложность решения первой из этих задач заключалась в отсутствии в том момент каких — либо достоверных сведений о времени и о месте изготовления мозаик, а также их цветового решения, так как в распоряжении реставраторов имелись лишь довоенные черно — белые фотографии. В результате произведенных исследований удалось атрибутировать мозаики, и выяснить факт существования живописных моделей для них в составе коллекции Музея Мастерской твердых камней во Флоренции. В связи с появившейся после этого возможностью уточнить цветовое решение мозаик, возникла проблема подбора огромной палитры природных оттенков каменного сырья. Его собирали со всей территории бывшего СССР. В наборе мозаик Янтарной комнаты использованы: уральские яшмы, алтайский коргонский порфир, белореченский кварцит, подмосковный и казахстанский кремни, забайкальский лазурит, североуральские моховые агаты и др..

52 стр., 25747 слов

Отделочные материалы и изделия

... Отделочные материалы разделяются на материалы для наружной и внутренней отделки, а также на отделочные, конструкционно-отделочные и специально-отделочные материалы. Использование отделочных материалов позволяет повысить архитектурно-декоративные ... и эластичных покрытий, а также цветные затирки для горизонтальных и вертикальных швов различной ширины. рулонные материалы (различные виды обоев, пленки и ...

Реставраторы — исполнители мозаик: художники — камнерезы Б. П. Игдалов, А. Ф. Соловьев, Р. Н. Шафеев, К. И. Иванов, Б. Э. Минц.

«Осязание и обоняние»

Мозаика находилась на Южной стене Янтарной комнаты.

На фоне античных руин представлена галантная стена, аллегорически изображающая два из пяти человеческих чувств — обоняние и осязание. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат подносимого ей юношей цветка. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне. Поблизости расположилась другая сидящая пара, нежными прикосновениями друг к другу демонстрирующая радость осязания.

На переднем плане обнюхиваются две большие породистые собаки, а на заднем — раскидистое дерево, горы и зеленовато-голубые небеса.

Мозаика помещена в бронзовую раму, углы которой декорированы бронзовыми же веточками с ягодками из драгоценных камней. Об уникальности и сложности работы реставраторов свидетельствует список камней, которые составляют мозаику:

Архитектурный фон — мрамор, кремень

  • Светло-синяя одежда — лазурит
  • Розовый камзол — родонит (орлец)
  • Зеленый плащ — серпентин (офит)

Мозаичное панно «Пять чувств»

Мозаичный цикл «Пять чувств» был создан в Янтарной комнате петербургского дворца Катерины II в XVIII веке. Картины, изображающие зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, выложены из разноцветных камней и украшены множеством деталей, передающих настроение и эмоции.

История панно

В годы Второй мировой войны немецкие войска провели демонтаж Янтарной комнаты и отправили ее в Германию, где она исчезла без вести. Однако в 1997 году оригинал панно был обнаружен в Бремене и через три года возвращен в Россию в государственный музей — заповедник «Царское Село». Мозаика сегодня экспонируется в Янтарной комнате вместе с копией, выполненной мастерами-камнерезами.

Состав панно и его символика

Картины состоят из множества каменных элементов, каждый из которых несет свой смысл. Каждое панно отражает определенное чувство человека:

  • «Зрение»: на картинах изображены старец, читающий книгу у озера, молодая женщина, глядящая в воду, мужчина с подзорной трубой и молодая женщина, смотрящая вдаль. На заднем плане изображены деревья, горы и маленький город.
  • «Слух»: на картинах изображена группа селян, разговаривающих с помощью слуховых труб. На заднем плане видны акведук, кусты зелени и светлые облачка на небе.
  • «Обоняние»: на картинах изображены две женщины, наливающие воду в антическую чашу. Вода ассоциируется с запахами, так как по ней распространяются ароматы.
  • «Осязание»: на картинах изображен мальчик, босиком бегущий по газону к гроту, где, возможно, он находился в прикосновении с различными текстурами и поверхностями.
  • «Вкус»: на картинах изображена группа селян, устроивших импровизированный пир на развалинах античного портика, главным «блюдом» которого является утка. За столом стоят мужчина и три женщины, в то время как собака болтается под ними.

Заключение

Мозаичное панно «Пять чувств» является не только произведением искусства, но и реликвией истории. Восстановленный после утраты в годы войны, он сегодня восхищает гостей музея своей красотой и детализацией, передающими важность чувств для человеческой природы.

13 стр., 6227 слов

Художественная обработка различных материалов

... по декоративно-прикладному искусству, вместе с тем методическое обеспечение процесса изучения художественной обработки материалов остается на низком уровне. Таким образом, существует противоречие между возрастающим интересом к изучению художественной обработки различных материалов и ... оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной цветной бумаги, в умелых ...

1.4 Флорентийская мозаика сегодня

В современной архитектуре просматривается явная тенденция к возвращению традиций мозаичного искусства. Ведь мозаика не только создает уникальный интерьер, но и наделена удивительной долговечностью. Тысячелетняя традиция оживает в наши дни. Об этом свидетельствует возродившийся спрос, как от частных лиц, так и от государственных структур. Остается надеяться, что современные мастера сохранят и преумножат хрупкую, изящную но, тем не менее, живущую в веках красоту искусства мозаики.

Мозаика стала все чаще использоваться в частных и общественных интерьерах. Например, изящная мозаичная вставка возле камина или в центре гостиной преобразит любой интерьер. Можно увидеть столешницы, барные стойки и другие поверхности, отделанные мозаикой. Прекрасно смотрится каменная мозаика в ванных комнатах и крытых бассейнах, которые сегодня очень модно оформлять в античном стиле. Мозаика может сделать неповторимым не только внутренний, но и внешний облик дома, если украсить ею цоколи, фасады, главный вход здания. Очень часто каменную мозаику используют при обустройстве пространства вокруг дома: ею выкладывают дорожки и площадки, оформляют фонтаны и внутренние дворики. Таким образом, мозаика становится основой прекрасных ландшафтных композиций.

В 1990-е годы в России охватила бум моды на мозаику. Выпускники и преподаватели ведущих художественных вузов стали активно участвовать в украшении мозаикой церквей и соборов. Реставрация разоренных храмов, воссоздание разрушенных и строительство новых определили характер развития религиозного, в том числе мозаичного искусства. Блестящим примером реставрации является храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге.

Глава II. Методика выполнения

2.1 Виды применяемых камней

Человечеству известно более ста пятидесяти видов цветных камней, из которых делают художественные изделия. Чаще всего это камни средних и твердых пород.

Камни средней твердости.

К камням средней твердости относятся такие, которые имеют твердость по шкале Ф.Мооса от 3 до 5. Среди них мрамор, мраморный оникс, змеевик, малахит, офиокальцит, доломит, лиственит и флюорит.

Мрамор.

Мрамор различают по строению: крупнозернистый, среднезернистый, мелкозернистый и брекчиевидный.

Цвет мрамора разнообразен — белый, серый, чёрный, зелёный, жёлтый, бурый, красный и коричневый. Он зависит от количества примесей, таких как углекислые соли, железо, магний, кремнезем и другие минералы. Равномерная окраска встречается очень редко, чаще наблюдаются переходы от одного цвета к другому, даже на одном месторождении.

Мрамор и другие декоративные камни

Мрамор – это один из самых популярных материалов, используемых камнерезами для создания разнообразных изделий. Его лёгкость в обработке и разнообразие цветов сделали его идеальным выбором для создания колонн, мозаичных полов, перил, лестниц, узорчатых каминов и столешниц, торшеров, ваз и настольных украшений. Государственный Эрмитаж представляет множество примеров работ из мрамора, демонстрируя его красоту и разнообразие.

7 стр., 3018 слов

Камнерезные изделия

... художественных изделий из твердого камня Некоторые виды камнерезных художественных изделий из твердого камня украшаются мозаикой или инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская. Техника флорентийской мозаики заключается в том, что кусочки цветного камня подбираются по ...

Одним из основных преимуществ мрамора является его широкая и разнообразная красочная палитра, что позволяет создавать из него красивые мозаики. Примером таких работ являются мозаики московского художника-монументалиста Владимира Константиновича Замкова.

Урал, в том числе Свердловская область, обладает богатыми месторождениями мрамора, что делает его доступным и популярным материалом в этом регионе.

Мраморный оникс

Мраморный оникс, также известный как известковый шпат, является красивым полупрозрачным камнем с характерным слоистым рисунком. Он обладает светлыми тонами белого, желтоватого, розового и зелёного цветов. Мраморный оникс широко используется в художественной промышленности для создания декоративных ваз, чаш, тарелок, сувениров. Он является типичным представителем поделочного камня и известен уже очень давно.

Змеевик

Змеевик – это горная порода, состоящая в основном из серпентина. Она получила своё название благодаря сходству цвета и рисунка с змеиной кожей. Змеевик – распространённый минерал, который обладает матовым блеском и разнообразной цветовой гаммой от серо-зелёного до черновато-красновато-зелёного с мелкими тёмными пятнами и рисунком.

Малахит

Малахит – один из самых популярных ювелирных и поделочных цветных камней. Его главная привлекательность заключается не только в цвете, но и в красоте и необычности рисунка. Малахит сочетает светлые и темно-зеленые тоновые оттенки, которые присущи только этому камню. Существуют три основных сорта малахита: кудрявистый, ленточный и радиальнолучистый.

Офиокальцит

Офиокальцит – это горная порода, которая обладает разнообразными декоративными качествами, зависящими от строения и окраски. Рисунок офиокальцита может быть очень сложным, включая полосчатый, сетчатый с линзовидными или угловатыми обособлениями. Окраска этого камня варьируется от серо-зеленой до различных оттенков буроватого цвета. Офиокальцит известен уже с древних времен и широко используется в качестве облицовочного и поделочного камня.

Лиственит

Лиственит – это горная порода, которая имеет разнообразный цвет, включая серый, серо-зеленый и изумрудно-зеленый при большом содержании фукситов.

Введение

Целью данного исследования является изучение красиво окрашенных лиственитов и их использование в качестве недорогого поделочного камня. Листвениты обладают неоднородным строением, что затрудняет процесс полировки.
В данном исследовании также рассматриваются другие твердые камни, такие как яшма, кварц, халцедон и другие.
Изучение этих камней позволит нам лучше понять их свойства и возможности использования в различных отраслях, включая художественное резьбовое дело и создание сувенирных изделий.

Твердые камни

Твердыми камнями являются камни с твердостью от 5 до 10 по шкале Мооса. Камни с твердостью свыше 7 относятся к драгоценным минералам и не рассматриваются в данном исследовании. Мы сосредоточимся на яшме, кварце, халцедоне, нефрите, родоните, лазурите, обсидиане и чароите.
Камень чароит впервые вошел в нашу жизнь во время строительства Байкало-Амурской магистрали. Он обладает не только уникальными свойствами, но и привлекательной внешностью.

Яшма

Яшма является одной из самых интересных разновидностей цветных камней. Ее можно сравнить с «вечной живописью» благодаря разнообразию рисунка и окраски. В яшме присутствуют различные тона, такие как красные, зеленые, желтые, черные, серые и голубые, а также множество оттенков цветов.
Этот камень может быть одноцветным или иметь разнообразные рисунки, полосы, пятна или ленты. Яшма используется для изготовления различных художественных изделий, включая сувениры, вазы и мозаичные наборы. Художественная резьба применяется для создания уникальных узоров на яшме.

Кварц

Кварц является одним из самых распространенных минералов в природе. Невозможно представить современную жизнь без кварца. Существует около двухсот различных разновидностей кварца.
Одна из групп включает прозрачные и полупрозрачные минералы разных цветов, такие как горный хрусталь, цитрин, аметист и другие.
Другая группа включает кварцы со скрытокристаллической структурой, такие как халцедон. Халцедон имеет тончайшие волокна, что делает его особенным.

Халцедон

Халцедон — тип кварца со скрытокристаллической структурой. Он имеет уникальное строение, состоящее из тончайших волокон.
Халцедон известен своей прочностью и непрозрачностью. Он используется в различных отраслях, включая производство украшений, изготовление поделок и создание мозаичных элементов.

Заключение

Изучение различных твердых камней, включая красиво окрашенные листвениты, яшму, кварц и халцедон, позволяет нам лучше понять их свойства и потенциал, а также возможности их применения в различных отраслях, включая производство художественных изделий и украшений.
Дальнейшее изучение этих камней может привести к разработке новых способов использования их в различных областях и созданию уникальных продуктов, отражающих их красоту и уникальность.

Халцедон и его разновидности

Халцедон — это минерал, который легко отличить от многочисленных разновидностей кварца. Он не образует кристаллов и не прозрачен, не просвечивает. У него тусклый восковой блеск. Однако, халцедон имеет более сотни разновидностей, каждая из которых имеет свои собственные названия, зависящие от окраски, рисунка или структуры камня.

Одной из разновидностей халцедона является обыкновенный халцедон, который имеет серый, желтоватый или молочный цвет.

Сапфирин — это разновидность халцедона, который имеет молочно-синий цвет.

Сердолик имеет темно-розовый, оранжевый, ярко-желтый или красный цвет.

Хризопраз имеет изумрудно-зеленый или яблочно-зеленый цвет.

Плазма имеет светло-зеленый цвет.

Гелиотроп — это разновидность халцедона, который имеет темно-зеленый цвет с красными крапинками.

Полосчатые халцедоны называют агатом и ониксом.

Халцедон, имеющий молочный или белый цвет, называется кохолонгом.

Агат

Агат — одна из интереснейших разновидностей халцедона. Его название происходит от речки Ахатос на острове Сицилия, где древние римляне добывали этот минерал. Агат отличается красивыми чередованиями лентообразных полос различных окрасок: белых, серых, желтых, голубых, бурых, красных и черных. Это определило его удивительную популярность на протяжении многих столетий, особенно среди мозаичистов.

Сердолик

Цвет сердолика зависит в основном от примесей железа.

Нефрит

Нефрит бывает зеленого, иногда почти черного или светло-молочного, серого цвета. В тонких слоях он просвечивает.

Лазурит

Лазурит имеет синий цвет разных тонов и оттенков, который давно привлекает внимание человека своей красивой окраской. Маленькие вкрапления золотисто-желтого пирита, а также белые и голубые пятна и прожилки добавляют особый художественный эффект этому камню. Лазурит особенно выигрывает в крупных изделиях, усиливая образ необъятного неба при разных состояниях.

Родонит

Родонит нельзя перепутать с другим камнем ни по розовому, малиновому или вишневому цвету, ни по характерному для него рисунку в виде прожилок густо-черных узоров, напоминающих ветки или иголочки. Этот камень использовался для отделки мавзолея Ленина и станции московского метрополитена «Маяковская».

Обсидиан

1. Введение

Обработка цветных камней — это процесс, который охватывает множество различных этапов, от выбора камня до создания готового ювелирного изделия. При обработке цветных камней находят применение различные материалы и инструменты, включая абразивные материалы, сталь, цветные металлы и т.д.

2. Материалы и методы

2.1 Цветные камни

Существует множество различных цветных камней, которые используются для создания ювелирных изделий. Один из них — обсидиан. Цвет обсидиана может быть чёрным, серовато-серебристым, серовато-синим или коричневым. Особенно интересным считается серебристый обсидиан, благодаря переливчатому блеску и буровато-красному оттенку. Еще один камень — чароит. Его цвет варьируется от бледно-фиолетовых до темно-фиолетовых тонов с перламутровым сиянием и шелковистым блеском.

Для обработки камней используются различные материалы, включая абразивные материалы, сталь, цветные металлы, а также склеивающие, охлаждающие, промывочные и другие средства.

2.2 Оборудование и инструменты

Для изготовления ювелирных изделий из цветных камней используются различные инструменты и оборудование. Основными материалами для изготовления режущих инструментов являются абразивные материалы. Из них изготавливают инструменты для разрезки, сверления, чернового и чистового шлифования, доводки и полирования.

Из стали изготавливаются инструменты для обработки мягких пород камня, измерительные инструменты и технологическая оснастка. Из чугунов и цветных сплавов делаются притиры, полировальники и т.д.

2.2.1 Абразивные материалы

Абразивами называются вещества, которые используются для резания, сверления, шлифования и полирования твёрдых тел. В процессе обработки цветных камней используются различные виды абразивных материалов.

2.2.2 Металлы

Металлы также используются в процессе обработки цветных камней. Они могут быть компонентами художественных изделий с камнями, а также использоваться для создания инструментов и технологической оснастки.

3. Результаты и обсуждение

Обработка цветных камней — это сложный и многопроцессный процесс. Необходимо использовать различные материалы и инструменты, включая абразивные материалы, сталь, цветные металлы и т.д. При этом важно учитывать особенности каждого камня и выбирать подходящий набор материалов и инструментов для достижения желаемого результата.

4. Выводы

Обработка цветных камней — это не только технологичный процесс, но и творческий. Используя различные материалы и инструменты, можно создавать уникальные и красивые ювелирные изделия. Однако, для достижения желаемого результата необходимо учитывать особенности каждого камня и использовать соответствующие материалы и инструменты в процессе обработки.

Абразивные материалы и их классификация

Абразивные материалы используются в различных отраслях промышленности, включая обработку камня. Они делятся на две основные категории: естественные и искусственные.

Естественные абразивные материалы

К естественным абразивным материалам относятся алмаз, кварц, наждак, корунд, трепел, известь и другие. Алмаз является одним из самых твердых материалов и широко используется в абразивных инструментах и пастах.

Искусственные абразивные материалы

К искусственным абразивным материалам относятся электрокорунд, карбиды кремния и бора, синтетические алмазы, оксид хрома и другие. Эти материалы производятся искусственным путем и имеют схожие физико-механические свойства с естественными абразивами.

Зеленый карбид кремния используется для производства абразивных инструментов и паст. Синтетический алмаз, имеющий такую же структуру, как природный алмаз, применяется для создания алмазных инструментов и паст.

Карбид бора, химическое соединение бора с углеродом, применяется в виде порошка для ультразвуковой обработки каменных изделий и в виде пасты для доводки.

Оксид хрома — это порошок темно-зеленого цвета, получаемый из бихромата калия и порошкообразной серы. Он используется в полировальных операциях при обработке цветных камней.

Зернистость и ее влияние на обработку камня

Зернистость — это совокупность однородных зерен определенного размера в абразивном материале. Однородность размеров зерен влияет на качество и производительность технологических операций при обработке камня.

Слишком крупные зерна могут вызывать царапины, а большое количество мелких зерен может снизить производительность работы. Поэтому важно подобрать абразив с нужной зернистостью для конкретной операции.

Инструменты для обработки камня

При изготовлении изделий из цветных камней используются различные режущие инструменты. Для обработки мягких и средне твердых камней применяются режущие инструменты из легированных и быстрорежущих сталей, оснащенные пластинками из твёрдых сплавов. К таким инструментам относятся резцы, сверла, дисковые и ленточные пилы, стамески и другие.

Для обработки твердых пород широко используются абразивно-алмазные инструменты, такие как абразивные круги из карбида кремния, электрокорунда и других абразивов. Для финишной обработки применяются притиры, полировальники, щетки, круги из хлопчатобумажных, войлочных и фетровых материалов, а также различные пасты и абразивы.

Абразивные инструменты и их виды

К абразивным инструментам относятся шлифовальные круги, бруски, головки, шкурки и пасты. Они используются для различных операций по обработке камня и позволяют достичь необходимой точности и отделки поверхности.

Каждый абразивный инструмент характеризуется материалом, зернистостью, связкой, твёрдостью и структурой, а также степенью уравновешенности, механической прочностью, формой и размерами.

Зернистость инструмента, определяемая величиной зёрен абразива, оказывает влияние на шероховатость обработанных поверхностей, качество поверхностного слоя, точность обработки. Твёрдостью абразивного инструмента принято называть сопротивление связки вырыванию зёрен. Структура — строение абразивного инструмента характеризуется количеством соотношения объёма абразивных зёрен, связки и пор.

Абразивно-алмазные инструменты

В абразивно-алмазных инструментах отрезных и шлифовальных кругах, головках, брусках и др. абразивным материалом является алмазный порошок, зёрна, которого закрепляются методом порошковой металлургии или гальваническим способом. Главными характеристиками алмазоносного слоя являются зернистость порошка, вид связки концентрация в ней алмаза.

Алмазный круг.

Зернистость алмазного порошка определяет производительность обработки, шероховатость получаемых поверхностей и удельный расход алмазов. Связка необходима для закрепления зёрен алмаза в инструменте. Для обработки камня в основном применяют абразивно-алмазные инструменты на металлической связке, они обеспечивают высокую точность и производительность шлифования. Для резки цветных камней применяются отрезные круги разных конструкций.

Алмазные шлифовальные головки

Головка состоит из рабочей части и цилиндрического хвостовика, с помощью которого её закрепляют в специальном патроне или шпинделе станка. В зависимости от формы обрабатываемой поверхности и метода шлифования применяют головки с различной формой рабочей поверхности. Для выполнения художественной резьбы на камне твёрдой породы можно также применять различные по конструкции головки, изготовленные из стали, в этом случае абразивную суспензию подают на обрабатываемое место вручную.

Инструменты для полирования

К инструментам для выполнения заключительных операций относятся притиры, шлифовальники, круги войлочные, щётки и другие.

Притиры.

В технологии доводки и полирования изделий из цветных камней значительную роль играют притиры. Иногда притиры называют шлифовальниками, полировальниками и т.п. Форма притира является зеркальным отображением обрабатываемой поверхности. Однако форма притира непрерывно изменяется в процессе доводки, поэтому он должен быть достаточно жёстким и мало изнашиваться в процессе доводки под действием паст и абразивной суспензии. Их изготовляют из чугуна, олова, свинца, цветных камней, дерева, фторопласта и других материалов.[11]

Полировальные круги

Полирование с помощью кругов — наиболее распространённый вид обработки камня, проведение которой возможно как вручную, так и с любой степенью механизации, вплоть до полной автоматизации.

Материалом для полировальных кругов служат войлок, фетр, хлопчатобумажные ткани, набираемые в круги различной конструкции и плотности в зависимости от характера обрабатываемых изделий. При их помощи можно полировать плоские и криволинейные поверхности изделий из цветных камней увлажнённой окисью хрома или алмазной пастой. Обработка может производится периферией или торцом круга.

2.3 Этапы создания Флорентийской мозаики

Заготовительные операции.

К заготовительным операциям относится выбор сырья по качеству, разметка, разрезка блоков на «фанеру» и вырезание из блоков заготовок для изделий»

Отбор сырья и разметка камня — операции самые ответственные, часто определяющие декоративное и художественной достоинство будущего изделия. Чтобы разглядеть цвет и рисунок, камень обычно смачивают водой. Смоченный срез выглядит как полированный. Нужно не только знать камень, но ещё и бережно, с любовью относится к нему и помнить, что рисунок в камне и его цвет неповторимы ; относясь к камню равнодушно, разрезая только о учётом необходимых для будущего изделия размеров, можно навсегда утратить его прелесть и красоту.

При резке камня на заготовки важно не только учитывать его цвет и рисунок, но и правильно выбирать направления реза с учётом свойств камня. Практически все цветные камни требуют индивидуального подхода, а особенно минералы и горные породы, обладающие такими оптическими свойствами, как иризация, переливчатость, игра цветов и другими.

Резка камня.

В зависимости от габаритов исходного сырья глыба, валун, облом, плита, кусок различают две основные стадии резки — предварительная стадия резки и резка на заготовки.

Задачей предварительной резки является получение из больших глыб валунов камня кусков, плит меньших размеров, удобных для дальнейшей обработки. Не менее важной задачей является определение качества разрезанных плит наличие трещин, включений, цвета и рисунка. Именно после этой операции определяется дальнейшая судьба камня. В зависимости от его качества, цвета и рисунка определяется, для каких изделий должно быть предназначено данное конкретное сырьё.

Резка на заготовки — это изготовление штучных заготовок для конкретных изделий из цветного камня. Этой операции предшествует операция по разметке камня.

Резка производится на отрезных станках малом или большом в зависимости от величины заготовки.

Процесс резки.

Проводится при обильном охлаждении. В качестве охлаждения применяют воду. При резке цветного камня во избежание несчастных случаев следует неукоснительно соблюдать правила техники безопасности.

Техники набора мозаики.

В практике мозаичных работ существуют два классических способа их выполнения.

Технология обратного набора предполагает первичное выкладывание мозаики лицевой стороной вниз. Далее композиция может быть закреплена с изнаночной стороны с помощью клея или цементных составов и основы (стекловолокна, бумаги, кальки).

Собранные модули в качестве готовых сборочных единиц монтируются на месте расположения мозаики. Обратный набор стал использоваться с развитием масштабных мозаичных проектов, требовавших укладки сложных мозаик большой площади и обработки лицевой поверхности панно.

Основным преимуществом обратного набора является возможность проведения мозаичной укладки в подготовленном помещении без привязки к технологическим процессам на объекте. Готовые модули, собираемые на объекте, экономят время монтажа, что в конечном счете удобнее как для мозаичистов, так и для заказчиков.

Вторым важным фактором выбора технологии обратного набора является возможность проведения обработки лицевой поверхности мозаики в производственных условиях. Шлифовка, полировка камня или смальты, выполненная в условиях мастерской, придает готовой мозаичной композиции монолитность, цельность и глянцевый блеск поверхности.

Технология обратного набора (иногда с двукратным переворачиванием лицевого слоя) обычно используется в промышленных процессах производства стеклянной или керамической мозаики — в результате получаются плитки или модули с готовой мозаикой.

Технология укладки мозаики прямым набором сложилсь исторически — от самых первых мозаичистов, выкладывавших узоры из цветной гальки на дорожках и полах древних поселений. Смысл прямого набора — в прямой укладке мозаичных элементов на постоянную основу. Частицы вдавливаются или приклеиваются на декорируемую поверхность, сразу образуя мозаичное изображение.

Именно прямым набором изготовлены великолепные древнеримские и византийские мозаики. Мозаиные мастерские тех времен насчитывали до нескольких десятков работников и подмастерьев, так как прямой набор требовал подготовки материала — смальты или камня, и значительных затрат времени на выкладывание сложных жанровых картин и узоров. Прямой набор в древности осуществлялся непосредственно на месте мозаичной композии, будь то пол или стена жилого или общественного помещения. На ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу — иногда на несколько тысячелетий.

В современных условиях прямой набор часто осуществляется в мастерских — мозаичное изображение собирается на основу — стекловолокно или иные материалы, причем крупные изображения делятся на фрагменты. Затем готовая мозаика собирается непосредственно на объекте из готовых частей — и крепится вместе с основой к поверхности.

Метод прямого набора также используется для крупноформатных мозаик из смальты или камня. Примерное расположение крупных деталей мозаики подбирается в мастерской и обозначается на рисунке, а затем в соответствии с разработанной схемой производится монтаж непосредственно на объекте.

Прямой метод можно использовать для мозаик без дополнительной отделки лицевой поверхности — для настенных панно или композиций, в которых неровность общей поверхности и различные наклоны и особенности отдельных элементов создают особенную игру света. Мерцание и цветовые нюансы мозаичной отделки способны решать самые различные интерьерные и эстетические задачи. (Приложение 6)

Прежде чем приступить к набору мозаики, необходимо изучить рисунок будущей мозаики, разобрать камни на отдельные группы, которые составляют главные цветовые пятна композиции. Обычно для крупных деталей переднего плана подбирают более крупные пластины камня, а для мелких деталей и заднего плана мельче.

Цвета природного камня редко бывают абсолютно одинаковые с цветами эскиза. Не следует добиваться буквального копирования, нужно соблюдать цветовые пропорции, чтобы фактура поверхности камней походила на фактуру изображаемых предметов композиции. Начинают выкладку мозаики с наиболее крупных деталей композиции.

Финишные операции.

Доводка и полирование изделий из цветных камней являются финишными операциями процесса. Операцию доводки выполняют с помощью мелкозернистого абразива, зёрна которого свободно распределены в доводочной пасте или суспензии. Инструментом служит притир, на поверхность которого наносится паста или суспензия. Относительное перемещение изделия и притира должно быть таким, чтобы абразивное зерно при каждом ходе перемещалось по новой траектории.

Полирование

Полирование является последней операцией при изготовлении художественных изделий из цветного камня. Полирование уменьшает шероховатость поверхности до минимума и придаёт ей блеск, яркость цвета.

Как уже говорилось выше, чтобы увидеть цвет и особенно рисунок камня, его при разметке смачивают водой. Мокрый камень воспринимается зрением совершенно иначе, чем сухой. Вот таким, каким увидел мастер смоченный камень, должно быть отполированное изделие из него.

Луч света, падающий на полированную поверхность изделия, не рассеивается, как на шлифованной поверхности, а отражается, показывая камень во всей его красе. Этим и объясняется особая роль полирования,

При доводке и полировании камня большое значение имеет структура обрабатываемой породы, т.е. её физико-механические свойства. Поэтому для различных пород камня применяют различные доводочные и полировальные материалы — алмазные пасты, окись хрома, трепел, известь пушёнка.

Чтобы получить блестящую поверхность любого полируемого камня, количество подаваемой пасты по мере завершения процесса необходимо уменьшать. Полирование должно закончиться «впросух» — термин, бытующий у камнерезов очень давно и определяющий характер последней стадии полирования.[16, c.30 — 183]

Глава III. Тагильскик мастера Флорентийской мозаики

В XX веке флорентийская мозаика получила широкое распространение по всему миру, не остались в стороне и уральские мастера — камнерезы.

Кислицкий Сергей Антонович преподаватель, камнерез, художник. Сейчас живет и работает в Нижнем Тагиле. Преподает рисунок и ДПИ в детской художественной школе №2.

Родился в 1957г. На Украине в с. Прутовка Житомирской области. Уже в раннем детстве увлекся рисованием и лепкой.

В 1976г. Поступил в Уральское училище прикладного искусства на отделение художественная обработка камня, откуда, проучившись 2 год, был призван в ряды Советской армии. Вернувшись, успешно закончил курс обучения. Учился у В. И. Стеканова и В. В. Колиснеченко.

В 1981г. Стал преподавателем в Детской художественной школе №2, которая только что открылась.

Некоторое время жил в Казахстане. Работал в художественном фонде г. Кокчетав.

Однако любовь к Уралу вновь заставила вернуться в Нижний Тагил, в ставший близким и родным коллективом детской художественной школы №2, к своему истинному призванию.

С 1995г. Работает в технике флорентийской мозаики. Участник крупных городских, районных и международных выставок.

В 2000г. Заочно окончил художественно — графический факультет НТГПИ. Имеет высшую категорию преподавателя.

В 2002 году на выставке «Мастер года» стал лауреатом в номинации «профессионалы».

В 2006 году — победитель международной выставки — конкурса «Камень, Металл, Идея…» в г. Екатеринбурге (диплом III степени).

Произведения Сергея Антоновича находятся в государственных музейных собраниях Нижнего Тагила, Екатеринбурга, области и в частных коллекциях.

Кислицкий Сергей Антонович — многогранный художник. Поиск творческого «Я» в разных видах и жанрах изобразительного и прикладного искусства, привел к приоритетному направлению: камень флорентийская мозаика. Природный материал зачастую диктует художнику идеи и помогает в раскрытии замысла. Именно поэтому Сергей Антонович выбирает камень — единомышленника, источника вдохновения и интуитивного соавтора в создании художественного образа мозаичной живописи.

Идеально подобранные породы камня по своей текстуре, тонкая игра цвета мастерски обработанных поверхностей и точно состыкованные формы и размеры кусков переносят зрителя в особенный мир каменных картин с удивительной живописной красотой, неповторимостью и сложностью природного рисунка. Сергей Анатольевич — человек, который целиком и полностью воспринимает условия и проблемы сегодняшнего дня, живет и творит в истинной гармонии с окружающим миром и самим собой, дарит тепло, доброту через свои рукотворные произведения искусства.