Мозаика как вид монументального искусства

Курсовая работа

2. Мозаика, как способ самовыражения…………………………………19

2.1. Композиция как способ реализации замысла в мозаике……..……19

2.2. Виды современной мозаики, техники ……………………………..21, Заключение…………….…………………………………… ……………………..35, Литература…………….…………………………………………………………36, Приложения………….…………………………………………………………..39

Монументальное искусство – род изобразительного искусства, произведения которого обладают существенными отличительными особенностями, а именно:

  • отличаются значительностью идейного содержания и обобщенностью форм;
  • создаются для конкретной архитектурной среды;
  • выступают пластической или смысловой доминантой архитектурного ансамбля.

Монументальная живопись (панно, роспись, фреска, мозаика) обладает самостоятельностью в образном решении содержания, но она должна находиться в единстве с архитектурным стилем здания или интерьера. Панно почти всегда выполняется на холсте, обычной живописной техникой и в законченном виде входит в экспозицию, в оформление архитектурного интерьера. Панно может представлять собой также скульптурный рельеф. [5,12]

Основные законы композиции действуют в монументальном искусстве с учетом специфики этого вида искусства, с задачами и условиями его существования. Особенность этих условий заключается в том, что произведения монументального искусства полностью раскрываются только в единстве с архитектурным (или природным) пространством. Лишенные этого пространства, они теряют свое главное качество — монументальность, так как на близком расстоянии зрительное восприятие крупных пластических форм невозможно, они выглядят бесформенными или даже уродливыми.

Сюжет, его композиционное построение, материалы, техника исполнения могут быть разнообразны, применяться в различных сочетаниях с использованием новых инновационных технологий, что позволяет создать уютный, содержательный, колористически выразительный интерьер как общественного, так и жилого помещения.

Среди ряда популярных техник монументально-декоративного искусства особое место занимает мозаика. Мозаичное изображение набирается из цветных кусочков на том месте, где оно и должно оставаться, или на отдельной плите, которая потом монтируется в стену. При обратном наборе цветные кусочки наклеиваются лицевой поверхностью на временную подкладку, которая потом удаляется, а набор переносится на стену. Материалы и техника мозаики — от дорогостоящей смальты до природных материалов растительного происхождения, используемых во флоромозаике – существенно расширяют диапазон возможностей автора в реализации художественного замысла. При этом ведущее место в выборе решений и осуществлении их принадлежит композиции. [ 25, 166]

23 стр., 11226 слов

Декоративно-прикладное искусство на примере техники батик

... технике холодного батика. В частности, темой творческой работы является ... техник росписи по ткани. Батик вобрал в себя особенности и приемы многих изобразительных искусств: акварели, графики, витража, мозаики ... в этой технике. Теоретическая часть дипломного проекта ... панно, текстильные элементы интерьера или же атрибуты гардероба. Актуальность избранной темы определяется тем, что этот вид искусства ...

Вышесказанное повлияло на выбор темы курсовой работы и определило её цель – исследовать отличительные качества и выразительные средства мозаики и проследить её место и путь развития в мировом художественном процессе.

Для раскрытия темы и осуществления цели предполагается решить следующие задачи:

  • проанализировать степень исследования вопроса в специальной литературе
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/mozaika-2/

— охарактеризовать основные этапы истории мозаичной техники в контексте общей истории искусства

— проанализировать основные композиционные и технологические приёмы реализации художественного замысла в процессе создания мозаичных композиций.

Глава 1. История развития мозаики

Художники разных эпох работали технике мозаичной живописи. До наших дней сохранились мозаики Древнего Востока («Штандарт из Ура»), Древней Греции (мозаики пергамского художника Соза) и Рима, многочисленные мозаики Византии. В технике мозаики работали такие выдающиеся мастера как М. В. Ломоносов, М. А. Врубель, А. Гауди, Г. Климт; художники-монументалисты ХХ в. – А. А. Дейнека, А. М. Васнецов, Ф. Лете, Х. Эрни, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, К. Церетели и многие другие.

Заметная роль мозаичной техники в истории монументальной живописи привлекала к себе и внимание многих исследователей искусства. Вопросы происхождения и особенности мозаики раскрываются в работах многих специалистов.

Так известный австрийский историк-искусствовед Отто Демус в работе «Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии» [10, 36] . раскрывает феномен искусства Византии – мозаики храмов IX – XII вв. Автор рассматривает мозаики византийских церквей как синтез богословских и художественных идей, традиций античного и восточного искусства. Мозаика византийских храмов описана также Д. Степовиком в работе «Равенна…Вiзантйська» [28, 47].

Ирма Тоцкая в работе «Мозаики и фрески Софии Киевской»

Мозаика Северной Африки, являвшейся частью Римской империи раскрывается в книге Сидоровой Н. А. «Искусство Римской Африки», в которой подробно описываются сюжеты, материалы и различные приемы, используемые североафриканскими мастерами [27, 113].

Много работ посвящено традиционным материалам и технике выполнения мозаичных панно, а также инновациям в создании современных мозаик в монументально-декоративном искусстве.

А. В Винера в своих научных исследованиях

Свойства строительных материалов, применяемых при производстве штукатурных, облицовочных и мозаичных работ приводятся в работе Поцешковской Л. В. «Материаловедение для штукатуров, облицовщиков и мозаичников» [26, 255]. Здесь подробно рассмотрены вяжущие заполнители для растворных и мозаичных смесей, наполнители для мастик. Приведены составы растворов для облицовочных и мозаичных работ. Описаны облицовочные материалы и изделия, а также пигменты, применяемые в растворах и мозаичных смесях. Даны сведения о материалах, применяемых для подготовки поверхностей под оштукатуривание, а также о вспомогательных материалах для облицовочных и мозаичных работ.

10 стр., 4578 слов

Работа «Ораторское искусство»

... на множество слушателей; красота речи, выступления, которая воздействует подобно произведению искусства. Ораторское искусство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи, особый ... отсутствуют. При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты ...

Вопросы использования монументально-декоративной керамики в современной архитектуре рассматриваются К. М Митрофановым в работе «Современная монументально-декоративная керамика» [23, 97] . Делясь опытом работы отечественных художников, монументалистов стран бывшего СССР, мастеров Польши, Чехии, Словакии. Болгарии, Венгрии, а также некоторых прогрессивных художников капиталистических стран, автор рассматривает основные проблемы монументально-декоративной керамики – особенности и принципы композиционного построения, вопросы синтеза с архитектурой. В работе приведены сведения о мозаиках из кирпичей и плиток, о мозаичных панно, декорированных росписью и керамической глазурью. Также, приведены примеры панно, в создании которых применялись различные виды материалов. Одно из них – «Грюндвальский фриз», находящееся на стене подземного мавзолея – памятника Грюнвальской битве, сооруженного на месте исторического сражения. Авторы – Гусарские Роман и Елена (польские художники из Кракова) – в процессе создания панно объединили смальту, стекло, медные шлаки, фактуру стены и применили технику пиропиктуры («живопись огнем»).

Пошаговые инструкции по всем вопросам, начиная от выбора материалов и подбора сочетаний до разрезания плиток и затирки мозаики приводятся в книге «Искусство мозаики. энциклопедия» Терезы Миллз [22, 48] . Приводятся самые разнообразные виды композиций. Галерея рисунков и готовых композиций демонстрирует читателю применение мозаики в керамике, предметах мебели, акссесуарах.

Ряд работ посвящен практическому руководству выбора сюжета, материалов, а также выполнению мозаичных панно в различных техниках в интерьерах как жилых, так и общественных зданий. К ним относятся работы Н.Абельмас, М.Чик, О.кузнецовой и др.

В работе «Декор стен и потолков. Фрески, мозаика, декоративная штукатурка» Н. Абельмас, Практическое руководство дизайнера Мартина Чика

Техника прямого, истории мозаики и особенностях работы с ней, а также техника обратного набора, позволяющая корректировать мозаику в процессе ее создания, а затем закреплять ее цементным раствором раскрывается в работах О.Кузнецовой [17, 18] .

Также, современные авторы предлагают пособия для самостоятельного овладения техникой мозаики, книги, посвященные использованию мозаики в ландшафте, декоративно-прикладном искусстве, применению мозаичной живописи в современном интерьере.

11 стр., 5153 слов

Смешения трех цветов (каждый цветок написан смешанным цветом). ...

... работы, изображающей осеннее утро. Целью дипломного проекта является выполнение осеннего пейзажа в технике живопись. Задачи проекта: изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи; ... есть наиболее важная задача воспитания молодого поколения. Темой представленного дипломного проекта выбран жанр пейзаж. Дипломный проект предполагает рассмотрение жанра пейзаж и ...

Роль цвета в мозаике также велика, как и в любом другом живописном произведении. Немало литературы посвящено изучению цвета, построению гармоничных цветовых сочетаний.

Так, например, в информационном дайджесте «Цветовая гармония» представлена информация по теории цвета и цветовых сочетаний, о психологии цвета и его влиянии на эмоциональное восприятие человека, по использованию цвета в интерьере, ландшафте, одежде.

Пособие Логвиненко Г. М. «Декоративная композиция», Н. Н. Волков в своих исследованиях

Крупнейший исследователь цвета в искусстве швейцарский художник Иоханнес Иттен, написал свой труд [16, 39] на основе наблюдений за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. Автор выводит закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования.