Конспект по русскому языку в 8 классе. «РР Публичное выступление на общественно-значимую тему»

Сочинение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

— Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

— Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.

Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

Словарная работа.

Дискуссия, тезис, слово, оратор, красноречие, репетиция, талантливый, переговоры, репортаж, беседа, ситуация, диалект.

Сейчас я прочитаю вам сочинение, которое недавно попало мне в руки. Тема сочинения была определена так: «Красота-то какая!» Можно было написать о красоте природы, окружающего нас мира. Вот послушайте, что у ученика получилось.

В одном лесу построили завод, где из зайцев шили шубы. После первых слов, глаза мои стали сами собой расширяться, увеличивая все больше. И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры из Освенцима… длинная вереница несчастных зайцев перед огромными заводскими воротами на фоне чадящих огромных страшных труб.).

Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес. И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес. По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками (естественно — столько шуб без разрешения убегает.).

Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони.

Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша (спасибо тебе, заячий бог, уберег, не дал сгинуть на заводе).

И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него (вы это представляете?) и сказал:

— Красота-то какая!

Записывают слова, объясняют орфограммы.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Регулятивные: осуществляют

коррекцию , вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

— Смешно, а почему?

— Тема сочинения была раскрыта?

— Почему?

— Что такое идея произведения?

— Какие правила были нарушены учеником?

— Что надо помнить при написании сочинения?

— А если это публичное выступление?

— Можем ли мы считать публичное выступление сочинением?

Примерные ответы учеников: Конечно, было смешно, и тема сочинения не раскрыта, так как ученик не понял ее, увлекся сюжетом, построил свое сочинение по принципу современного криминального чтива. Сочинение не имеет идеи, так как главная мысль не понятна читателю. Описание природы дано только в одном предложении. Когда мы пишем сочинение, обязательно надо хорошо продумать, о чем мы будем писать, что именно хотим сказать своему читателю. Публичное выступление – это тоже сочинение, которое надо хорошо обдумать, составить план. Это даже труднее, чем сочинение, потому что надо учитывать, кто тебя слушает.

— Определите тему урока?

— Назовите цели и задачи на сегодняшний урок?

— Итак, представьте, что вам нужно подготовить публичное выступление.

Тема нашего сегодняшнего урока как раз и звучит так: «Публичное

выступление на общественно значимую тему».

Анализируют данное сочинение, объясняют, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

Слушают учителя, анализируют

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.

1.Работа с эпиграфом.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока: «Слово – полководец человечьей силы (В. Маяковский).

— Как вы понимаете данное высказывание?

– Припомните, а какая наука учит нас говорить и писать искусно, умело, успешно? (риторика)

– Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего рассвета она достигла в Древней Греции примерно 2500 лет назад. Как видите, очень давно. Древние греки считали ее очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму.

2.Фронтальный опрос.

— Как вы понимаете тему урока?

— Что значит выступление ? (рассказ о какой-либо проблеме).

— Публичное выступление? (выступление перед публикой, слушателями).

— Общественно значимая тема? (тема, важная для всех людей).

— Как вы думаете, какие темы являются общественно значимыми? Приведите примеры таких тем (Экология, образование, здоровье…).

Темы фиксируются на доске.

— Зачем нужно уметь выступать публично на общественно значимую тему? Где в жизни может пригодиться данное умение?

3.Беседа.

— Выступать вы будете перед своим классом. Как вы думаете, какие проблемы волнуют вас и ваших сверстников?

— А проблема засорения нашего языка будет среди этих проблем?

— Как вы построите свое выступление?

— Это будет сочинение-рассуждение?

— Каковы правила построения текста такого типа?

Примерные ответы учеников: Проблем много: отношения со сверстниками, с родителями, проблемы экологические, подготовки к Олимпийским играм в Сочи, потому что в городе «пробки» (все смеются), проблема свободного времени. Надо построить свое выступление так, чтобы тем, кто слушает, было интересно, а еще выступление не должно быть длинным, «краткость – сестра таланта».

Сочинение рассуждение строится по следующему плану: тезис – главная мысль, доказательства – аргументы и вывод.

4. Работа в паре.

На партах – карточки с набором предложений. Задание: определить последовательность предложений для получения связного текста.

1. Экология языка – поиск путей устранения негативного влияния косноязычия, прикольных словечек, ненормативной лексики и так далее.

2.Несоблюдение законов экологии убивает человека биологически, несоблюдение законов культуры может убить человека нравственно.

3.Человек живёт в определённой окружающей среде, загрязнение которой делает его больным, угрожает его жизни.

4. «Экология» – от греческого «дом», «жилище».

5. И человечество предпринимает гигантские усилия, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса…

6. В защите и охране нуждается национальная культура, составной частью которой является наш язык.

Ключ: 4, 3, 5, 2, 6, 1).

Работают с эпиграфом. Обмениваются мнениями.

Отвечают на вопросы

Участвуют в беседе, делают выводы.

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре — пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные : знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

Работа с терминами.

— Как вы думаете, какие средства выразительности необходимы для создания публичного выступления?

— Вам нужно распределить данные слова в 2 столбика. Запишите в первый столбик средства, которые можно использовать в публичном выступлении, а во второй — которые нельзя

Просторечные слова, книжная лексика, термины, обращения, риторические вопросы, слова разговорного стиля, сленговые выражения, оценочная лексика, метафоры, эмоционально-окрашенные слова. диалектные слова.

Можно использовать: риторические вопросы, обращения, оценочная лексика, эмоционально-окрашенные слова, книжная лексика, метафоры, термины.

Нельзя использовать: слова разговорного стиля, просторечные слова, диалектные слова, сленговые выражения.

— Теперь давайте подумаем, как композиционно должны мы построить свое выступление?

— С чего начать? Приветствие, обращение.

— Должна ли быть сформулирована проблема?

— Чтобы вас интересно было слушать, какие приемы вы употребите?

— Какие доказательства приведете?

— Закончить выступление надо обязательно как?

— Кольцевая композиция-с чего начали к этому и вернуться. И когда вы выполните все эти требования, у вас получится такое выступление, которое с удовольствием будут слушать все.

Примерные ответы учеников: В публицистическом выступлении должна быть обязательно сформулирована проблема, слушающие нас должны хорошо понимать, о чем идет речь, в чем их убеждают. Доказательства надо приводить такие, чтобы они были яркими, интересными. Это могут быть афоризмы, примеры из литературных произведений, из биографий известных людей, из периодической печати, рассказ об общественно значимых событиях. Кольцевая композиция позволяет нам правильно расставить приоритеты в выступлении.

Структура публичного выступления.

Вступление

Обращение к слушателям

Фраза, чтобы привлечь аудиторию

Уважаемые слушатели!

Уважаемые одноклассники!

Друзья!

Уважаемая аудитория…

Основная часть

Определение темы и цели выступления

Проблема

Факты

Доказательства

Пути решения проблемы

Я хотел бы обсудить с вами…