Урок развития речи. -описание

Сочинение

Урок по развитию речи в 7-м классе, Сочинение по картине А. Устименко «Коккольский водопад»

Цели урока:

  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • продолжение работы по формированию навыков описания произведения живописи;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии темы.

ХОД УРОКА

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею

Е. Баратынский

1. Определение темы, целеполагание (работа с эпиграфом)

2. Слово учителя. Огонь и вода всегда привлекали внимание человека. От них невозможно оторваться – будь то костёр или медленно текущие воды реки… Но особенно притягивает взгляд мощь водопадов, бросающих свои воды с обрыва в пропасть. Таковы горные водопады.

Определить стиль текста.

Водопад образует небольшая горная река Большой Кокколь, вытекающая из одноименного озера и впадающая в р. Белая Берель. При слиянии с Белой Берелью русло реки Кокколь подходит к резкому уступу высотой около 80 м и крутизной порядка 60-70°. Водный поток шириной свыше 10 м низвергается со стенки берельского трога вниз с оглушительным грохотом, слышимым далеко окрест. Примерно по середине поток рассечен узким скалистым гребнем, идущим сверху вниз и делящим его на две неравные части: более широкую правую и менее значительную левую. По гребню и скалам левого и правого бортов вода не падет вниз, а стекает узкими стремительными «змейками».(научный)

3. Работа по орфографии. Запись, комментирование предложений.

Удивительный по своей красоте водопад Кок-Коль самый крупный в Казахстане и Алтае., Его высота составляет 60 метров

4. Конструирование предложений

— Составьте предложения, объясните знаки препинания

Мощный поток, падает с высоты, журча, крутясь, играя, стремительно, Может быть опасна, красота его, погубить слабого, может играючи, этот поток

— Составьте предложения, соединив 2 части. Запишите их, расставив знаки препинания

1. Стремясь с наибольшей наглядностью показать непреодолимую динамическую силу низвергающегося водяного потока

ограниченном огромными камнями

2. Основной характер изображения определяется движением бурных вод

Стесненный в своих берегах

3. Сила движения сосредоточена на первом плане

Художник прибегает к вытянутому по вертикали формату строя пейзаж уступами вверх

9 стр., 4135 слов

Типы односоставных предложений (Тесты)

... этого предложения. (1) Форма стихотворения настолько слитна с его содержанием, что не замечаешь, какая она. (2) Лет двадцать пять я читал наизусть этот стих для себя, для ... безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения. (5) Он заранее придумывал фразы, какими он ответит жене. (6) Он вообразил себе горящее, негодующее лицо, заплаканные глаза, поток жгучих ...

4. Здесь бурлит поток

Преобладают более спокойные мотивы.

5. В изображении дальних планов

которые низвергаются со скал мощным потоком и катят свои покрытые пеной волны вперед на зрителя подхватывая стволы упавших деревьев дробясь и пенясь в каменистом ложе

5. Работа с поэтическим текстом. Сравните стихотворения, что их объединяет в создании художественного образа водопада.

Е. Баратынский, Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет Аквилон,

Качает елию скрыпучей,

И с непогодою ревучей

Твой рев мятежный соглашон.

Зачем, с безумным ожиданьем,

К тебе прислушиваюсь я?

Зачем трепещет грудь моя

Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины!

Там, над отвесною громадой,

Начав разбег на вышине,

Шуми, поток, играй и прядай,

Скача уступами ко мне.

Повисни в радугах искристых,

Ударься мощною струей

И снова в недрах каменистых

Кипенье тайное сокрой.

Лети с неудержимой силой,

Чтобы корыстная рука

Струи полезной не схватила

В долбленый кузов черпака.

М. Блатник, Любимая! Взгляни на водопад:

Бурлит и стонет водная лавина,

Колышется стеной неразделимой,

Внизу лишь камни тёмные гудят.

Но ближе подойди и посмотри., Сияет грандиозная картина!, Поток воды нам кажется единым,

Сверкая сонмом капель изнутри.

Сливаясь, точно капли воедино,

В движенье вечном пребываем мы!

Звук, движение, впечатление, философские размышления.

6. Прослушивание звукозаписи «Водопад»

7. Деепричастия – на помощь ( упр.188

8. Устное сочинение «Мысли у воды…»

9. Составление плана, написание сочинения по картине