Урок развития речи. -описание

Урок по развитию речи в 7-м классе, Сочинение по картине А. Устименко «Коккольский водопад»

Цели урока:

  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • продолжение работы по формированию навыков описания произведения живописи;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии темы.

ХОД УРОКА

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею

Е. Баратынский

1. Определение темы, целеполагание (работа с эпиграфом)

2. Слово учителя. Огонь и вода всегда привлекали внимание человека. От них невозможно оторваться – будь то костёр или медленно текущие воды реки… Но особенно притягивает взгляд мощь водопадов, бросающих свои воды с обрыва в пропасть. Таковы горные водопады.

Определить стиль текста.

Водопад образует небольшая горная река Большой Кокколь, вытекающая из одноименного озера и впадающая в р. Белая Берель. При слиянии с Белой Берелью русло реки Кокколь подходит к резкому уступу высотой около 80 м и крутизной порядка 60-70°. Водный поток шириной свыше 10 м низвергается со стенки берельского трога вниз с оглушительным грохотом, слышимым далеко окрест. Примерно по середине поток рассечен узким скалистым гребнем, идущим сверху вниз и делящим его на две неравные части: более широкую правую и менее значительную левую. По гребню и скалам левого и правого бортов вода не падет вниз, а стекает узкими стремительными «змейками».( научный)

3. Работа по орфографии. Запись, комментирование предложений.

Удивительный по своей красоте водопад Кок-Коль самый крупный в Казахстане и Алтае., Его высота составляет 60 метров

4. Конструирование предложений

— Составьте предложения, объясните знаки препинания

Мощный поток, падает с высоты, журча, крутясь, играя, стремительно, Может быть опасна, красота его, погубить слабого, может играючи, этот поток

— Составьте предложения, соединив 2 части. Запишите их, расставив знаки препинания

1. Стремясь с наибольшей наглядностью показать непреодолимую динамическую силу низвергающегося водяного потока

10 стр., 4853 слов

Напишите — рассуждение, раскрывая смысл высказывания известной ...

... возвратном глаголе что выражает глагол в сочинении глагол краткое содержание глагол в казачьей речи смотреть бесплатно сказка о глаголе сочинение Помогите с сочинением про глагол. ( 5 класс) В русском языке в предложении очень часто употребляются глаголы. Для чего нужна эта часть речи? Глагол — самостоятельная часть речи, ...

ограниченном огромными камнями

2. Основной характер изображения определяется движением бурных вод

стесненный в своих берегах

3. Сила движения сосредоточена на первом плане

художник прибегает к вытянутому по вертикали формату строя пейзаж уступами вверх

4. Здесь бурлит поток

преобладают более спокойные мотивы.

5. В изображении дальних планов

которые низвергаются со скал мощным потоком и катят свои покрытые пеной волны вперед на зрителя подхватывая стволы упавших деревьев дробясь и пенясь в каменистом ложе

5. Работа с поэтическим текстом. Сравните стихотворения, что их объединяет в создании художественного образа водопада.

Е. Баратынский, Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет Аквилон,

Качает елию скрыпучей,

И с непогодою ревучей

Твой рев мятежный соглашон.

Зачем, с безумным ожиданьем,

К тебе прислушиваюсь я?

Зачем трепещет грудь моя

Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины!

Ходасевич В. Ф.

Там, над отвесною громадой,

Начав разбег на вышине,

Шуми, поток, играй и прядай,

Скача уступами ко мне.

Повисни в радугах искристых,

Ударься мощною струей

И снова в недрах каменистых

Кипенье тайное сокрой.

Лети с неудержимой силой,

Чтобы корыстная рука

Струи полезной не схватила

В долбленый кузов черпака.

М. Блатник, Любимая! Взгляни на водопад:

бурлит и стонет водная лавина,

колышется стеной неразделимой,

внизу лишь камни тёмные гудят.

Но ближе подойди и посмотри., Сияет грандиозная картина!, Поток воды нам кажется единым,

сверкая сонмом капель изнутри.

Сливаясь, точно капли воедино,

в движенье вечном пребываем мы!

Звук, движение, впечатление, философские размышления.

6. Прослушивание звукозаписи «Водопад»

7. Деепричастия – на помощь ( упр.188

8. Устное сочинение «Мысли у воды…»

9. Составление плана, написание сочинения по картине