Урок развития речи в 5 классе. Рассказ-описание по сюжетной картине «Мой четвероногий друг»

Сочинение

Прекрасное животное

впечатление

становится тепло и светло на душе

восторг

любовь к природе

6. Работа с текстами, Определение стиля речи .

Учитель : Нам необходимо решить, какой стиль речи мы будем использовать при написании работы. Дома вы работали с двумя текстами – описаниями собаки (тексты у каждого учащегося) и выполняли задания. Давайте проверим домашнее задание. (Беседа по текстам : Чем отличаются тексты друг от друга ? Какой из стилей – научный или художественный — вы будете использовать? Почему) Наша задача – научиться описывать животное, используя художественный стиль, т. е. образно, эмоционально, используя изобразительно – выразительные средства)

«Белый Бим Черное ухо»

Текст 2 : Свое название порода получила в честь создателя заводчика герцога Гордона. Выведена в Шотландии. Первоначально шотландский сеттер был очень массивной, тяжелой, медлительной собакой. Впоследствии массивность им была несколько утрачена. Сеттер-гордон работает в поле, в лесу, в воде и по следу дичи. В Россию был завезен в середине прошлого столетия. Тип конституции крепкий сухой. Высота в холке 63 см. Тип поведения уравновешенный, подвижный. Костяк крепкий, мощный. Мускулатура хорошо развитая . Кожа плотная, эластичная, без складок. Голова массивная широкая в черепной части. Морда приближается по форме к прямоугольнику. Мочка носа черная. Верхняя губа, плотно прилегающая к челюсти. Зубы белые, крупные. Глаза крупные, выпуклые, темно-коричневые. Уши висячие, мягкие, длинные и широкие, прилегающие к скулам. Передние и задние конечности крепкие, мускулистые. Лапы удлиненные или округлые, со сжатыми пальцами. Хвоит слегка саблевидный, в спокойном состоянии опущен вниз. Шерсть на голове короткая, плотно прилегающая. На шее, спине, боках волос более длинный, мягкий, прямой или слегка волнистый. Окрас черный с блестящим отливом, яркими рыже-красными, четко ограниченными подпалинами (Из книги М. Г. Псалмова «Книга собаковода» )

Вопросы : -Определите стиль текстов.

  • Чем первое описание собаки отличается от второго? В каком из текстов точно, -последовательно описывается внешний вид собаки, а в каком помимо описания можно уловить чувства автора?
  • По каким признакам автор описывает собаку? Найдите слова, выражающие отношение автора к собаке? Каково это отношение?
  • Вспомните, из каких частей состоит описание?

(Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут)

15 стр., 7332 слов

Мое любимое произведение о животных. мой любимый домашний питомец. ...

... о них вспоминаю и скучаю. Еремеева Сабина, 7 лет, 2 "А" класс, школа №11, г. Белгород Как написать небольшой рассказ про мое любимое животное? ... посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика Сочинение по произведению Повесть о настоящем ... поддержку. Возможно, в чем-то моя собака уступает тем, которые несколько лет обучались на курсах дрессировки. Но для ...

(Основная)

(Описание домашнего животного)

  • Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки;
  • написать, что он любит или не любит, где спит, где ест, с чем любит играть.)

(Можно написать, какого он цвета, размера, описать части тела.)

( Голову : глаза, уши, усы, нос, туловище, лапы, хвост.)

  • Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных?
  • У кого по рисунку видно, какие повадки или любимые занятия они имеют?

«Мой попугай любит сидеть на столе»

(Выразить своё отношение)

  • Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?

«Я люблю своего кота, потому что.»

7. Орфографическая подготовка

опорные слова : Голова – большая, массивная. Морда – длинная. Слегка заостренная, белая с темными пятнами и т. д. -Описывая собаку, вы должны постараться передать те чувства, которые вы к ней испытываете. Как же сделать так, чтобы читатель почувствовал, что вы очень любите свою собаку? Здесь есть один секрет, секрет мастерства. Хотите я вам его открою? Прочитайте слова (на доске : Собака – собачка, собачонка. Кошка – кошечка. Рыжий – рыженький. Хвост – хвостик. Лапы – лапочки, лапки) Как меняются значения слов? Почему? (использование уменьшительно – ласкательных суффиксов помогает автору передать свои чувства)

на доске : ласковый, добрые, умные… величавые, могучие и т. д.).

Составьте со словами словосочетание прил. + сущ. (ласковый взгляд, добрые глаза) — Как избежать повтора слов собака? (верный друг , пес, друг человека ) — будьте внимательны также к написанию слов (орфографический разбор слов : собака, собачка, черный, шерстка, висячие и т. д.)

8. Физминутка.

(ответы учащихся)

Закончить разговор о наших друзьях мне хотелось бы словами французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери : «Ты всегда в ответе за всех, кого ты приручил» . Люди всегда должны помнить об этом. Мы с вами должны любить все живое, что нас окружает, Любите своих домашних животных, дарите им свое тепло и ласку, а они, поверьте, не останутся в долгу, они ответят вам тем же.Учитель : Мы сегодня проделали большую работу. Подведем итоги. Подскажите мне, в какую из этих колонок мне поместить карточки :

УМЕЛИ НАУЧИЛИСЬ НАДО НАУЧИТЬСЯ

определять основную мысль, составлять план, собирать материал

описывать животное по наблюдению

использовать художественно-выразительные средства языка, привлекать цитаты

подбирать эпиграф.

Ученики сами ставят оценки

Домашнее задание : дописать сочинение.

Приложение.

Памятка

Как писать сочинение-описание

1. Подумайте, какой будет главная мысль Вашего

сочинения?

5 стр., 2292 слов

По географии почему я люблю татарстан. Напишите

... и готов дарить ее абсолютно каждому, кому это необходимо. Сочинение на татарском языке на тему “Казан – мәңге яшь шәһәр” ... радушно принимает гостей. Казань обладает достаточно большим запасом памятников архитектуры и прочих не менее удивительных достопримечательностей, ... на велосипедах или роликах. Я очень люблю Казань и даже когда вырасту скорее всего не уеду отсюда, а буду жить здесь. Сочинение ...

2. Какие чувства Вы хотите вызвать у читателя?

3. Какие выразительные средства языка Вы используете в

своей работе?

4. Каким способом Вы вызовете интерес у своего

читателя?

5. Составьте план сочинения.

6. Ещё раз обдумайте пункты плана и начинайте писать.