Описание природы на основе личных наблюдений .Урок развития речи

Сочинение

1 й ученик

Унылая пора! Очей очарованье!, Приятна мне твоя прощальная краса-, Люблю я пышное природы увяданье,, В багрец и золото, одетые леса. (А.С.Пушкин)

2-й ученик

Есть в осени первоначальной, Короткая, но дивная пора., Весь день стоит как бы хрустальный,, И лучезарны вечера., Где бодрый серп гулял и падал колос,, Теперь уж пусто всё-простор везде,-, Лишь паутины тонкий волос, Блестит на праздной борозде., Пустеет воздух, птиц не слышно боле,, Но далеко ещё до первых снежных бурь-, И льётся чистая и тёплая лазурь, На отдыхающее поле. (Ф.И.Тютчев)

3-й ученик

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,, Листья пожелтелые по ветру летят,, Лишь вдали красуются, там, на дне доли,, Кисти ярко- красные вянущих рябин. ( А.Толстой)

4 –й ученик

Скучная картина!

Тучи без конца.

Дождик так и льётся,, Лужи у крыльца…, Чахлая рябина, Мокнет под окном;, Смотрит деревушка, Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ёще просит сердце

Света и тепла! (А.Плещеев)

УЧИТЕЛЬ.

И.Левитан, так же, как и А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев и многие другие,

ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года.

Осень «снимала» с лесов, с полей, со всей природы густые цвета,

смывала дождями зелень. Темные краски лета сменялись робким золо-

том, пурпуром и серебром.

2.ОБРАЩЕНИЕ К КАРТИНЕ И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

иллюстрациям осенних пейзажей, букету осенней икебаны.

(Икебана- искусство составления букетов, а также сам букет, составленный по принципам икебаны)

УЧИТЕЛЬ.

(На фоне музыки звучит романс на слова С.Есенина «Отговорила роща

золотая»)

«В багрец и золото « оделся лес. Оранжевым пожаром полыхает листва

берез, она первая даёт сигнал: о с е н ь!

Всё празднично, нарядно. Воздух до того прозрачен, что видны дальние дали., Краски свежи, ярки, радостны. А небо…Небо синее-синее. И лёгкие, проз-

рачные облачка медленно проплывают.

В левом углу картины видны на земле опавшие листья, и берёзка уже

наполовину оголена. Так в мажорную музыку входят тревожные мотивы

6 стр., 2784 слов

Краски золотой осени 5 класс по плану

... осени. joomla 3.5 Похожие материалы: «Золотая осень» (сочинение по картине) Время года осень — сочинение Звуки осени — сочинение Золотая осень — сочинение Золотая осень — сочинение 4-5 класс Как правильно написать мини-сочинение про осень ... (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные – воды) ...

грядущего увяданья.

Такие чувства вызывает картина «Золотая осень»., ВОПРОСЫ К УЧАЩИМСЯ.

1.Определите общее и отличительное между картиной Левитана и стихо-

творениями, которые звучали на уроке…

2.Каким настроением проникнут романс на слова С.Есенина?

3.Какие строки из прочитанных стихотворений вспоминаются вам

в связи с этой музыкой?

3.РАБОТА НАД МАТЕРИАЛОМ К СОЧИНЕНИЮ.

УЧИТЕЛЬ.

  • Сочинение- описание природы на основе личных впечатлений может

быть написано в разных жанрах.

Объектом внимания могут быть:

а) деревья, растения, трава, листья;

  • б) тучи, небо, солнце;
  • в) туман, иней, дождь, морозец, пар, ветерок;
  • г) звуки ( шуршание, шорох, шум, тишина, клики птиц, стук дождевых капель);
  • д.) настроение ( весёлое, светлое, лирическое, грустное, меланхолическое);

е) деталь ( лучи солнца, ворона, кисти рябины (калины), грибы, клин

перелётных птиц, паутинки, осенние цветы ).

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

УЧИТЕЛЬ.

  • ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ).

А) Подобрать определения

день (ясный, прохладный)

небо (голубое)

облака (лёгкие, прозрачные)

солнце (осеннее, нежаркое)

стволы берёз (белые)

Б) Построение синонимических рядов:, Золотой цвет — золотистый, жёлтый, лимонный, бронзовый ;

Красный цвет – багровые, бордовые, алые, коричневые, темно-нежно-розовые, оранжевые, багряные (но не кумачовые).

  • Какие ещё по цвету бывают листья ? (лиловые, густо-малиновые, фиоле-

товые, зелёные)

  • А по форме?

(резные, сквозные, длинненькие, лапчатые, кругленькие).

  • А по внешнему виду, по состоянию?

(рассохшиеся, лёгкие, сморщенные, вялые, подсушенные, неживые, потрес-

кавшиеся, жилистые, сетчатые).

в) Подобрать сравнения

Листопад – как мотыльки, бабочки, будто пятачки, монетки, словно глазки,, Ладошки, рыбки, вальс, круговорот, Ледок, иней – тающий сахар, слюда, леденец, кристаллики соли, алмазные

Капли.

Ветерок- дыхание, дуновение, прикосновение., Туман — вуаль, одеяло, фата, марево, тюль., ПОДБОР ТЕМ И ЗПИГРАФОВ К СОЧИНЕНИЯМ

(работа в группах)

Распределение тем по группам, ГРУППА А « Я рисую осень «

(Эпиграф « Живопись — та же поэзия в красках»)

ГРУППА Б « Сентябрь – время зрелости земли»

(Эпиграф «- Осень, осень! Золотая

С чем пришла к нам?, Принесла что ты?

  • Яблоки, грибы, весёлые утехи,

Солнце и осенние цветы!»)., ГРУППА В « Золотая осень»

(Эпиграф « Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,, Стоит над солнечной поляной,, Заворожённый тишиной…»)., УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать сочинении на одну из тем. Сочинение ( не более двух страниц) должно быть написано в художественном стиле с элементами повествования и описания. Можно написать стихотворение.

2 стр., 770 слов

Подготовка к итоговому сочинению-2020. Из опыта работы учителей-словесников

... _____________ в 11-ом классе по работе над опорными словами. РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ Продолжим. Важной составляющей работы по подготовке к декабрьскому сочинению является формирование банка аргументов, подбор произведений ...

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, Написать сочинение на одну из тем