Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи

Сочинение

Тема урока

На доске Сочинение-миниатюра “На уроке”: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, считать ворон. (5-7 предложений).

1 ряд — бездельничать, 2 — обманывать, 3 — быстро

Речевой оборот

Устойчивое сочетание

Фразеологизм

Словосочетание

Выражения

Ребята, сегодня у нас на уроке гости, поэтому не будем тянуть кота за хвост, а засучив рукава, примемся за работу. Хочу пожелать вам не ударить в грязь лицом. Надеюсь, вы не будете долго ломать голову над новым материалом. Ни пуха ни пера!

Сегодня мы продолжим изучать раздел науки «Лексикология» и познакомимся с интересными оборотами в нашей речи. Но прежде чем изучать новый материал, давайте вспомним, с какими темами, какими понятиями познакомимись.

Давайте возьмем индив. листы и з

Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересных случаях: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают фраза «собаку съела».

трещит голова

Что мы наблюдаем в этих ситуациях? Почему дети так себя ведут? -Дети не поняли взрослых. -Поразмышляем над причинами непонимания. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом, вся фраза.

Послушайте стихотворение

Рано утром

Мама Квочка

В класс отправила

Сыночка.

Говорила:

— Не дерись,

— Не дразнись,

— Не петушись.

Поспеши —

Уже пора —

Ну, ни пуха ни пера!

32 стр., 15645 слов

Выпускная работа «Устное народное творчество как средство ...

... устного народного творчества в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования:, База исследования Выпускная квалификационная работа ... человека. Фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи. Фольклор влияет на ... Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Фольклорные произведения учат детей ...

Через час еле живой

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

В каком же случае слова ни пуха, ни пера употреблены в прямом значении?

— Когда на нем нет ни пуха, ни пера — в прямом значении.

— А каким одним словом их можно заменить, когда эти слова употребляются в переносном значении? Удачи

— Можем ли мы сказать, что синоним сочетания ни пуха ни пера — это пожелание удачи?

— А может быть такое пожелание “Ни пера”?

— Нет, так не говорят.

сочетания называются устойчивыми

фразеологизмами

: Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Ребята, давайте сформулируем цели урока.

  • Вспомнить, что такое фразеологизм. 2. Научиться понимать их значения и давать им объяснение. 3. Уметь их находить в тексте и употреблять в своей речи. 4. Обогащать словарный запас, развивать внимание, память, речь.

Фразеологизмы

Фразеологизмы нужны в речи, чтобы сделать её более образной, эмоционально-окрашенной. Сравните:

— Петя на уроке работал плохо.- Петя на уроке работал спустя рукава.

Почему фразеологизмы называют устойчивыми оборотами речи?

Кот наплакал, но не кошка.

  1. Письменно Подобрать значение фразеологизмов. Работаем на индивид. листах. К фр.обороту подбираем подходящее значение и записываем справа.

Давайте проверим!

Глаза на мокром месте — часто плачет

С глазу на глаз – наедине,

Глаза разгорелись — сильно что-то захотелось,

Глаза открылись — узнал истинное положение,

Вкладывать душу — отдавать себя целиком

Не ударить в грязь лицом — показать себя с лучшей стороны Находить общий язык — добиваться полного взаимопонимания

Ломать голову — думать, решать что-нибудь трудное

Комар носа не подточит — не к чему придраться

Уйти несолоно хлебавши — не получить того, на что рассчитывал

11 стр., 5095 слов

«Роль фразеологизмов в речи» проект по русскому языку (5 класс)

... Павлом (стать) Итальянская забастовка Образцы сочинений Роль фразеологизмов в речи Вариант 1. Как-то на уроке русского языка я услышал от учительницы фразу: «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». Это высказывание заставило меня задуматься: ...

Душа в душу — жить дружно, в согласии

РЕФЛЕКСИЯ

  1. Устная работа. Найти ошибочное толкование фразеологизмов. Верите ли вы в то значение, которое я зачитаю? Ответ будет учитываться только при поднятой руке. Верите ли вы, что фразеологизм (устно)

тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост; —

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму —

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить —

кот наплакал – довести кота до слёз —

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку —

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку —

кот наплакал – много —

спустя рукава – прилежно —

знать назубок – наизусть (да)

во весь дух – очень медленно —

с гулькин нос – мало (да)

горе луковое – талантливый человек –

  1. Работа у доски с плакатом. Объяснить значение фразеологизмов по картинкам.

Физминутка

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

3 наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять —

Можно глазки открывать!

  1. Сломя голову 3

    14 стр., 6851 слов

    Фразеологизмы в произведениях А.П. Чехова

    ... упорной работы писателя. Цель работы заключается в выявлении и исследовании особенностей фразеологической системы произведений А.П. Чехова. Задачи :дать определение понятия «фразеологизм»; охарактеризовать влияние фразеологизмов на ... без палочки, сидеть, сложа руки. Еще одна большая проблема волнует исследователей фразеологии, она состоит в определении типов фразеологизмов. Эта проблема очень ...

  2. Сидеть сложа руки 1

  3. Водить за нос 2

  4. Во все лопатки 3

  5. Бить баклуши 1

  6. Втирать очки 2

  7. Во весь дух 3

  8. Гонять лодыря 1

  9. Пускать пыль в глаза 2

  10. Со всех ног 3

  11. Вешать лапшу на уши. 2

  12. Считать ворон 1

  13. Вводить в заблуждение 2

  14. Высунув язык 3

  15. 1 ряд

  16. Сидеть сложа руки, бить баклуши, гонять лодыря, считать ворон.

  17. 2 ряд

  18. Водить за нос, втирать очки, пускать пыль в глаза, вешать лапшу на уши, вводить в заблуждение.

  19. 3 ряд

  20. Сломя голову, во все лопатки, во весь дух, со всех ног, высунув язык.

  1. Фразеологизм

  2. устойчивый, неделимый

    выражает, соотносится, употребляется

    Употребляется как устойчивое выражение

    Словосочетание

  3. Фразеологизм.

  4. Мудрый, поучительный,

    2 стр., 584 слов

    Фразеологизмы – косвенное выражение воззрения народа?

    ... «существует». Именно теперь. Сейчас. И как возникшие в веках фразеологизмы «косвенно» относятся к выражению народного воззрения на простую общечеловеческую жизнь? Народ не в иносказательной форме, которая приобрела в устойчивом ...

  5. Выражает, украшает, дополняет.

  6. Делает речь яркой и эмоциональной.

  7. Выражение.

  1. Вставьте названия животных.

  1. Голоден как…

  2. Хитёр как…

  3. Труслив как…

  4. Изворотлив как…

  5. Надут как…

  6. Нем как…

  7. Грязный как…

  8. Упрям как…

  9. Болтлив как…

  10. Колючий как…

  1. (Волк, уж, сорока, индюк, лиса, свинья, заяц, ёж, рыба, бык.)

  2. Проверка

  1. Голоден как волк.

  2. Хитёр как лиса.

  3. Труслив как заяц.

  4. Изворотлив как уж.

  5. Надут как индюк.

  6. Нем как рыба.

  7. Грязный как свинья.

  8. Упрям как бык.

  9. Болтлив как сорока.

  10. Колючий как ёж.

  1. Вспомните фразеологизмы со словом душа: душа в пятки уходит, душа в душу, душа не лежит, души не чаять, душа нараспашку.

    14 стр., 6840 слов

    Фразеологизмы и их роль в литературе

    ... в футляре (А. Чехов); Человек - это звучит гордо! (М. Горький) Такие устойчивые выражения из художественной литературы и публицистики обычно называют крылатыми выражениями. Фразеологизмы ... 137.. Немало фразеологизмов пришло из античной мифологической литературы (авгиевы конюшни, ахиллесова пята, дамоклов меч, прометеев огонь, танталовы муки). Иногда заимствованные фразеологизмы употребляются без ...

  2. РЕФЛЕКСИЯ Поделитесь своими впечатлениями от урока.

  3. Сегодня на уроке

  4. — я узнал….

  5. — я научился…

  6. -у меня не получалось…

  7. -мне понравилось (не понравилось)…

  8. Зарубите себе на носу, что если вас что-то поставило в тупик, то не стоит падать духом, а надо взять себя в руки и снова приниматься за дело. И тогда в конечном счете вас ждет успех!

  9. 1.Работа в индив. листах. Закончите предложение:

  10. Для меня важно знать значение фразеологизмов, для того чтобы Пользоваться ими в повседневной жизни.

  11. Мы узнали много нового и интересного. Помните, что соответствующий фразеологический оборот можно подобрать почти к любой ситуации. При правильном употреблении фразеологизмов наша речь становится яркой, образной и эмоциональной.

  12. Д/з Параграф 66. Стр. 88-90. по выбору учащихся:

  1. Подготовить сообщение «История одного фразеологизма».

  2. Выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов и объяснить их значение.