Наш дар бессмертный речь

Сочинение

Презентация на тему: «наш дар бессмертный-речь!» По высказываниям русских писателей

«Наш дар бессмертный речь» сочинение

Выполнила: Юрина Анастасия Алексеевна студентка специальности 34.02.01сестринское делоГруппы 102 скРуководительНургалиева Гульнара Азатовна

2

Слайд 3: Поэты 18-19 веков о речи и языке

«…Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат,Но скупо вносим мы в него хороший склад.Так чтоб незнанием его нам не бесславить,Нам должно весь свой склад хоть несколько поправить ….»А. П. Сумароков

4

Слайд 4: Поэты 18-19 веков о речи и языке

Можно говорить, что с первых дней своего существования русская поэзия одной из тем избрала значение речи и языка. Важным литературным событием стала напечатанная в 1748 г. А. П. Сумароковым стихотворная эпистола — «О русском языке».

В ней поэт наделяет язык многими эпитетами: «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат», – но в то же время выдвигает требование простоты и ясности языка: «…чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить».

В ней поэт наделяет язык многими эпитетами: «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат», – но в то же время выдвигает требование простоты и ясности языка: «…чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить».

5

Слайд 5: Лермонтов М.Ю. «Есть речи-значения…»

Есть речи – значеньеТемно иль ничтожно,Но им без волненьяВнимать невозможно.Как полны их звукиБезумством желанья!В них слезы разлуки,В них трепет свиданья.Не встретит ответаСредь шума мирскогоИз пламя и светаРожденное слово;Но в храме, средь бояИ где я ни буду,Услышав, его яУзнаю повсюду.Не кончив молитвы,На звук тот отвечу,И брошусь из битвыЕму я навстречу.

6

Слайд 6: Поэты 18-19 веков о речи и языке

Это стихотворение на тему любви. Основная мысль его в том, что слова любимого человека, сказанные в трудную минуту, могут оказать огромную поддержку.

И если даже они не звучат вживую, а написаны на бумаге и смысл их непонятен всем остальным людям, для любящего человека они в такие нелегкие моменты будут дороже золота: ” Но им без волненья внимать невозможно”.

Это могут быть обычные слова ободрения и похвалы, но звучать они будут как призыв к любви и свиданию: “В них слезы разлуки, в них трепет свиданья”.

Так же автор замечает, что в обычное время, в шуме бытовой жизни, эти слова могут быть не услышаны, ну или по крайней мере в них точно не будет того смысла, который проявляется во времена одиночества, тоски, которую человек испытывает в трудные периоды жизни: “Не встретит ответа средь шума мирского из пламя и света рожденное слово”. В последних строфах мы можем увидеть образ поэта, приближенного к богу посредством своих стихов, слова которых являются оружием в этом мире.

5 стр., 2129 слов

Материал к сочинению «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?»

... употребления, заменились другими более современными словами, обозначающими, в сущности, то же самое. Но, несмотря на это, устаревшие слова играют определенную роль в нашей жизни, занимают свою нишу в художественной литературе. Итак, цель моего сочинения ...

7

Слайд 7: И. С. Тургенев «Русский язык»

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу !»

8

Слайд 8: . И. С. Тургенев о неразрывности связи языка и судьбы народа

Иван Сергеевич Тургенев – талантливый писатель и удивительный человек – много говорил о величии языка, его особом значении в общественной культуре. Он часто призывал беречь русский язык как огромную ценность, достоинство россиян, говоря о нём как о живом существе.

Глубокое уважение и любовь к русскому языку были привиты четырём братьям Тургеневым с детства. Отец писателя, Сергей Николаевич Тургенев 25 августа 1830 г.

писал сыновьям: «Вы все мне пишете по-французски или по-немецки, – а за что пренебрегаете наш природный? Если вы в оном очень слабы, это меня очень удивляет. Пора! Пора! Уметь хорошо не только на словах, но и на письме объясняться по-русски. Это необходимо».

В понимании Тургенева язык и народ не просто неразрывные, но кровно связанные и взаимно обусловленные понятия. Характер русского народа, его прошлое, настоящее и залог великого будущего гениальный художник видел в русском языке.

9

Слайд 9: Поэты 20 века о речи и языке

В стихотворении К. Д. Бальмонта «Я – изысканность русской медлительной речи», опубликованном в 1903, нельзя выделить тему значения речи и языка как основную.

Здесь в первую очередь мы находим монолог поэта о себе, своём творчестве, но в то же время находим и необычную характеристику русской речи: «русской медлительной речи».

А далее через характеристики, данные поэтом самому себе, мы обнаруживаем удивительное лексические богатство русского языка, на котором можно дать такие определения творчества:Я – внезапный излом,Я – играющий гром,Я – прозрачный ручей,Я – для всех и ничей.

10

Слайд 10: Поэты 20 века о речи и языке

Стихотворение «Слово» И. А.Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость.

Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Что бессмертно и нетленно? Исчезнет человек, канет в небытие, но что он способен оставить после себя? В строках «Из древней тьмы, на мировом погосте» поэт говорит, что речь дана нам чем-то неземным и более древним, чем само человечество.

2 стр., 937 слов

Пока жив язык — жив народ 6 класс рассуждение

... людей, проживающих на конкретной территории? Люди, которые объединены на законодательном уровне? Нет. Народ – это люди, которые имеют что-то общее: культуру, традиции, язык. Ведь правду говорят, без языка нет нации. Кто мы без языка? Родной язык – это слова, ... пока жив язык – жив и народ. Также читают: Картинка к сочинению Пока жив язык - жив народ Популярные сегодня темы Больше всего на свете ...

11

Слайд 11: Роль слова как важнейшей единицы речи и языка в жизни человека в годы испытаний

Военное время пополнило русскую литературу лирикой, способной объединять людей, поднимать боевой дух. В творчестве А. Ахматовой тоже появились такие произведения. В 1942 году поэтесса написала строки стихотворения «Мужества».В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру.

Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. А. Ахматова подает монолог от первого лица множественного числа. Таким образом, она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему себя.В стихотворении «Мужество» лирическая героиня призывает беречь русское слово всеми силами.

Ей не страшны ни пули, ни потеря дома, но для нее очень важно сохранить русскую речь, ведь ее спасение – это символ победы, свободы, самобытности, сохранившейся в трудных условиях. Более того, героиня верит, что русское слово – это способ связи поколений. Именно поэтому она призывает беречь его, чтобы передать его, чистое и свободное слово, внукам.

Вот почему «великое русское слово» так ценно героине Анны Андреевны Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

12

Последний слайд презентации: «наш дар бессмертный-речь!» По высказываниям русских писателей: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев материалы по теме проекта, приходим к следующим выводам:

  • несмотря на существующую разницу в значениях понятий «речь» и «язык», с точки зрения значения их в жизни человека и общества эти два понятия сближаются;
  • уже с первых дней своего существования русская поэзия одной из тем избрала значение речи и языка, доказательством чего является стихотворная эпистола А.

П. Сумарокова «О русском языке», в которой поэт наделяет язык многими яркими эпитетами, подчёркивая его богатство;

  • образ звучащего слова был очень важен для русской поэтической – особенно романтической – традиции, свидетельством чего становится стихотворение М. Ю. Лермонтова «Есть речи – значенье…», основная мысль которого в том, что слова любимого человека, сказанные в трудную минуту, могут оказать огромную поддержку;
  • язык тесно связан с судьбой народа, что отмечает в стихотворении в прозе «Русский язык» И. С. Тургенев, призывая беречь как огромную ценность русский язык, который помогает пережить невзгоды, являясь залогом великого будущего великого народа;
  • поэзия 20 века продолжает разговор о значении речи и языка, отмечая чудесные свойства русской речи (К. Д. Бальмонт), призывая ценить и беречь «слово» как настоящее достояние всех времён и народов (И. А. Бунин);
  • в годы испытаний поэты подчёркивают важность сохранения русской речи, ведь ее спасение – это символ победы, свободы, самобытности, сохранившейся в трудных условиях (А. А. Ахматова).

Источник: https://slide-share.ru/nash-dar-bessmertnij-rech-po-viskazivaniyam-russkikh-pisatelej-263690

Конспект урока

«Наш дар бессмертный речь» сочинение

21 стр., 10099 слов

По русскому языку «Развитие речи»

... школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных ... оформлением речи, правильным произношением, содержанием связного высказывания. Среди видов работ по развитию речи: Упражнения со словом: ... словам, схемам; — распространение и сокращение предложений, перестройка предложения. Упражнения с текстом: составление рассказов по картинке, серии ...

«Наш дар бессмертный – речь»:русские поэты о языке и речи .

Жанр урока: урок-исследование.

Цели урока:

  • формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • побудить девятиклассников к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;
  • повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;
  • воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Основные методы:

  • эвристическая беседа;
  • коммуникативный;
  • частично- поисковый.

Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина, А.А. Ахматовой,А.А. Фета.

Ход урока

I. Организационный момент

…человек чрез слово всемогущ;

  • Язык всем знаниям и всей природе ключ;

Во слове всех существ содержится картина,

Сообществ слово всех и действиев пружина.

Г.Р. Державин

Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок – исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?

Ученики: На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.

II. Разминка

Работа по группам: I группа – теоретики, II группа – практики (исследователи).

Учитель: Что такое слово?

Теоретики: Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.

Слово – наиболее конкретная единица языка.

Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить.

Практики: Анализ стихотворений И.А. Бунина «В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…», «Родник» (В глуши лесной, в глуши зелёной…)

Работа с текстом стихотворения « В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…».

Индивидуальная работа со «Словарём живого великорусского языка» В. И. Даля:

  • голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком;
  • зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой;
  • корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.

Учитель: Как называются эти слова?

Теоретики: Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.

Учитель: Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов:.

сущ.

прил. прил.

глаг. глаг. глаг.

предложение

Практики:

родник

живой звонкий

не люблю люблю любуюсь

Родник – символ святой и вечной Руси

Работа с текстом стихотворения « Родник».

Учитель: Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором «живёт», находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.

4 стр., 2000 слов

Отчёт по производственной практике по профессии 19.01.17. Повар, ...

... поваров на приготовлении блюд определенного вида, которая осуществляется на крупных предприятиях. 2. Охрана труда и требования техники безопасности при выполнении работ на производственной практике ... Глубина секционного оборудования не должна превышать 1 м. Линейная расстановка оборудования позволяет экономить производственную площадь благодаря возможности устанавливать оборудование у ...

III . Вступительная беседа

Учитель: Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины «язык» и «речь» выступают как синонимы?

Теоретики: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.

Учитель: Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?

Теоретики: Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию.

Учитель: Обратите внимание на этимологию слова коммуникация.

Индивидуальная работа с этимологическим, толковым словарями.

Теоретики: Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication « сообщение., передача»).

Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение. Язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.

Учитель: Да, это важнейшие функции языка, однако « работа» языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения.

Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.

IV. Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина «Слово», 1915

Учитель: Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова ?

Практики: Эти слова из стихотворения И. А. Бунина «Слово».

Учитель: Почему Бунин назвал речь «даром бессмертным»? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении «Слово».

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение И. А.Бунина «Слово»).

Учитель: О чём это стихотворение?

Практики: Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.

Учитель: Какие понятия противопоставляются в первой строфе?

Практики: В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.

Учитель: Какие образы ассоциируются с понятием смерти?

Практики: С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.

Учитель: А какие образы ассоциируются с понятием жизни?

Практики: С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.

Учитель: Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?

Практики: Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.

Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для И. Бунина сохранить историческую память народа.

18 стр., 8856 слов

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения ...

... личности учителя в сочинениях учащихся. Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема ... взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с ... оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, «учителями ...

V. Работа с текстом стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество», 1942

Учитель: Мысль о том, что в годы народных бедствий нужно постараться сберечь язык, звучит в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, когда страна вела тяжёлую войну с фашистскими захватчиками.

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Ахматовой «Мужество»).

Учитель: О чём это стихотворение?

Практики: Это стихотворение тоже о великом русском слове, о русской речи.

Учитель: Какова интонация стихотворения?

Практики: Интонация стихотворения торжественная.

Учитель: Как автор достигает в стихотворении торжественной интонации?

Практики: Автор в стихотворении создаёт торжественную интонацию, используя различные средства речевой выразительности (лексические повторы: час мужества – мужество, русская речь – русское слово; синтаксический параллелизм: Не страшно под пулями мёртвыми лечь,/ Не горько остаться без крова …, полисиндетон: И внукам дадим, и от плена спасём … и др.).

При помощи этих средств экспрессии передаётся оценка.

Родной язык будет сохранён и передан внукам.

Учитель: Почему А. А. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, – разве не важнее сохранить для последующих поколений «кров», да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасён от плена?

Практики: Спасти от пленения можно человека, но не слово.

Учитель: Совершенно верно, но какой необычный образ возникает в стихотворении?

Практики: В стихотворении, с одной стороны, слово – это именно русский язык, а с другой – слово выступает своеобразным метонимическим обозначением народа.

Учитель: Какой приём в художественной речи мы называем метонимией?

Теоретики: Метонимия – замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. Например: город шумел – шумели люди на улицах города. Такой перенос возможен, потому что все эти люди – жители города.

Практики: Анна Андреевна Ахматова тоже использует этот приём. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ нации.

Учитель: Мы уже раньше говорили об этой функции языка, учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.

VI. Работа с текстом стихотворения А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»

Учитель: Мы с вами отметили, что язык является не только средством непосредственного общения, но и средством хранения и передачи культурно-исторической информации, фактором, способствующим сохранению этнической самобытности. Однако и в повседневной жизни роль языка не исчерпывается одной только передачей информации.

7 стр., 3120 слов

Почему мне нравится предмет русский язык. За что я люблю русский язык

... эмоциями. Я люблю русский язык! 235 заимствований и русские исконные слова. ... сочинение «Мой любимый предмет» для учеников старше пятого класса открывает более широкие возможности. За пример можно взять такой вариант рассуждения: Я учусь в шестом классе и скажу, что мне ... нравится бегать с класса в класс и заниматься у разных учителей. Это дает возможность понять, насколько разные есть учителя ...

В стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом…» лирический герой А. Фета обращается к возлюбленной.

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом …» ).

Учитель: Можно ли считать, что главной целью слова лирического героя является сообщение, передача адресату информации (например, о том, какие изменения произошли в природе)?

Практики: Нет, нам понятно, что говорящий повествует не о внешнем мире, а о своём внутреннем состоянии, чувствах, эмоциях.

Учитель: Какая функция языка реализована в этом стихотворении?

Практики: В этом поэтическом тексте реализована экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и эмоций пишущего.

Учитель: Что такое экспрессивность?

Теоретики: Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.

Учитель: В языке существует богатый арсенал средств, предназначенных именно для выполнения экспрессивной функции. Что помогает автору текста передать состояние взволнованности, эмоциональной приподнятости, восторга?

Практики: Экспрессивность тексту придают лексические повторы (лес проснулся – весь проснулся, веткой каждой – каждой птицей); параллельные конструкции, акцентированные анафорой (Рассказать, что солнце встало, / Рассказать, что лес проснулся, / Рассказать, что с той же страстью, как вчера, пришёл я снова, / Рассказать, что отовсюду на меня весельем веет /; использование лексики , обозначающей эмоциональное состояние ( страсть, счастье, веселье, песня ).

Анафора (греч. anaphora – «вынесение вверх») – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (здесь повторение одних и тех же слов – анафора лексическая, бывает звуковая (повторение одних и тех же сочетаний звуков), бывает морфемная (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов), например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

IX.Обобщение итогов наблюдений в виде таблицы « Функции языка и речи», в которой раскрывается сущность названных на уроке функцийФункции языка и речи

Коммуникативная функция Язык – средство связи между людьми

Информативная функция Язык – средство сообщения информации

Культурно-историческая функция Язык – хранитель исторической памяти народа

Этническая функция Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности

Экспрессивная функция Язык служит для передачи чувств и эмоций

Рефлексивная функция Речь для человека – это исредство разговора с самим собой, инструмент рефлексии

X. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнала …

Самым интересным для меня было …

Для себя я возьму …

XI. Домашнее задание: написать сочинение в жанре эссе «Русские поэты о слове»

XII. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!»

7 стр., 3274 слов

Доклад: Для чего нужно изучать русский язык. «Почему необходимо ...

... истории стран и народов: какую объединяющую функцию выполняет, к примеру, русский или английский язык на современном этапе. Зачем нужно изучать русский язык? Этим вопросом озадачиваются не только ... с научно-техническим прогрессом. Зачем человеку нужен язык? Сочинение в школе При написании сочинения в школе на заданную тему следует обратить внимание на историю возникновения языка и его основную ...

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-nash-dar-bessmertniyrech-3355220.html

Радиопередача на тему: “…Умейте же беречь… наш дар бессмертный – речь” (Иван Бунин).

«Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь», – писал Иван Бунин в 1915 году.

Даром речи обладают только люди. Язык выделил человека из окружающей природы и сделал его самым сильным, самым разумным существом на земле. Человек владеет словом. С помощью слова человек описывает мир, природу, самого себя.

Автор знаменитого словаря – Владимир Даль писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обет, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».

Сила слова – велика. Удачного слова часто достаточно было, чтобы остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти свою Родину.

Недаром народная мудрость гласит: «Ветер горы разрушает -слово народы поднимает» или «Слово дружины водит».

В слове заложена огромная сила. Слово может стать оружием, которое может убить человека, а может быть лекарством, дать надежду на выздоровление и воскресить человека.

Отцы Церкви не зря учат нас обращаться со словами с величайшей ответственностью и осторожностью, так как знают о мистической способности сказанного материализоваться (сбываться) в действительности.

Это очень тонко чувствуют поэты, потому что язык для них -метод познания мира. «Сказанное, особенно в рифму, обязательно сбывается, только непредсказуемым образом», – написал поэт Сергей Гандлевский.

Сегодня мы поговорим о происхождении слова «славяне» и нашего национального имени «русский».

О чём же говорит племенное имя славяне?

Славяне, естественно, связываются с понятием о речи и о слове, славяне – это те, кто говорит понятно и разумно.

В старину всякий народ заключал в своё имя свой идеал человеческого совершенства. Славяне – это люди, выражающие осмысленным словом невещественные сокровища мысли. Так мы себя видели в древности

Другое наше имя – русский – как только ни пытались исказить!

Одна теория утверждает, что так назывались норманны, пришедшие «володеть русскими» в 10-ом веке. То есть имя наше «русские» дано чужеземцами.

Другая теория говорит, что имя русский взято по названию крохотного притока Днепра реки Рось. Но по названиям рек народы никогда себя не прозывали.

Блестящее решение этого важнейшего для русских вопроса дал академик Трубачёв. Он доказал, что имя русский восходит к корню славянскому и индоарийскому, этот корень звучал в древности как руке или роке, что значит белый, светлый.

5 стр., 2431 слов

Мини значение морфем в словах русского языка

... является минимальной значимой частью слова? Морфема Звук Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова? Да Нет ... словах не один, а несколько суффиксов: насильственно, американизированный. Запомни: Слово не может состоять только из суффикса. интерфикс Популярные сочинения Сочинение ... В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: ...

Русый – значит белый народ, народ света. Сохранились эти понятия в названии русые волосы, заяц русак, и главное, имя нашей Родины – Русь – прежде исконно означало Белый Свет.

Итак, наше имя славяне – народ слова, русский – народ светлый, белый.

Это особенность нашего народа. Это отличает нас от других народов. Это часть нашего имени.

Так давайте, ребята, относится к имени своему, данному нам нашими предками, с уважением и достоинством. А значит внимательнее относиться к тем словам, которые мы произносим ежедневно в адрес близких нам людей и совершенно чужих.

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей». Лев Николаевич Толстой.

А сейчас от высокого и вечного перейдём к нашей повседневной школьной жизни.

Заглянем-ка, друзья, в ваш портфель. Что там есть? Учебники, тетради, дневник, пенал… Большое хозяйство! Этими вещами вы пользуетесь каждый день, а в школе на каждом уроке…

Вы настолько привыкли к словам тетрадь, карандаш, пенал и другим, что, может быть, и не задумывались над тем, как они возникли? Что они обозначали первоначально? Откуда они явились в наш язык?

Постараемся ответить на эти вопросы.

Портфель . Сложное французское слово, которое, как и слова портсигар, портмоне, портупея, портплед, состоит из корня порт- (портэ – носить) и соответствующего второго слова: портфель – для ношения бумаг (фель- «лист бумаги»), портсигар – для ношения папирос или сигар, портмоне – для ношения денег, портупея – для ношения оружия, портплед – для ношения пледа (т.е. покрывала).

Тетрадь . Это слово происходит от греческого «тэтрадион», что буквально означает сложенное вчетверо. Именно так древние греки делали тетради. Часто эти четыре листочка для удобства сшивались. Сейчас тетрадь может состоять из различного количества листов.

Пенал . Слово пенал пришло к нам из немецкого языка. (Можно заметить, что в немецком языке «пеналом» шутливо называют и гимназию, а «пеналыциком», или «пенальчиком» – школьника).

Корень этого слова латинский – реппа, что значит перо. Следовательно, пенал – это, видимо, первоначально коробочка только для перьев. Затем в пенале стали хранить и ручки, и карандаши, и резинки.

Слово карандаш , заимствовано из тюрских языков. Оно состоит из двух корней «кара» – чёрный и «таш» – камень.

Как возникло слово резинка ? Каждый, не задумываясь, ответит, что оно связано со словом резина. А слово резина пришло к нам из греческого языка, где оно означает «смола».

Английский химик Джозеф Пристли в 1770 году заметил, что резинки, то есть кусочки застывшего сока каучукового дерева, хорошо стирают следы карандаша с бумаги.

Когда же в 1840 году люди научились вулканизировать каучук, резинка стала доступна любому школьнику и прочно заняла своё место в пенале рядом с ручкой и карандашом.

А теперь, ребята, мысленно представим себе, что мы на уроке. Учитель открывает журнал и думает: «Кого же сегодня спросить?» А в это время, например, у Петрова душа в пятки ушла. Когда же так говорят?

Гомер в «Илиаде», рассказывая, как троянский герой Гектор своим внезапным появлением перед противниками привёл их в ужас, говорит: «Дрогнули все, и у каждого в ноги отвага ушла…

» И сегодня, как во времена Гомера, о человеке, перетрусившем чего-то, мы говорим: «У него душа в пятки ушла». Но вернёмся на урок к нашему Петрову, у которого душа в пятки ушла.

Как назло, учитель именно Петрова вызвал к доске отвечать домашнее задание. Что делать Петрову, который не знает урока?

заговаривать зубы

Доктор зубы лечит, а знахарь или бабка-ворожея их заговаривает. Они пошепчут-пошепчут около больного, попрыскают его наговорной водицей и зубная боль должна пройти…

Но вскоре русский человек стал понимать, что его просто обманывают и говорил так: «Брось ты мне зубы заговаривать! Всё равно не поверю!»

кур во щи

выйдет сухим из воды

за нос водить

Выражение «водить за нос» значит: обманывать, обещать и не исполнять.

Ох, и зададут Петрову баню родители ! Или головомойку ! Или голову намылят ! Да это одно и то же – то есть очень сильно отругают.

бить баклуши

Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».

А в наше время это выражение имеет значение – бездельничать.

Да, богат наш русский язык на фразеологизмы и меткие слова.

Так любите свой язык и берегите его! В нём прошлое, настоящее и будущее твоего народа!

Белова Ирина Ивановна

учитель начальных классов

МОУ “Средняя общеобразовательная школа №2”

п. Бабынино Бабынинского района Калужской области

Источник: http://bii.40412-s-002.edusite.ru/p15aa1.html