Введение, Ничто не дает такого наслаждения,
как краски.
И. Бунин
Авторы задумали свою книгу как пособие для учителей-словесников, стремящихся повысить интерес к урокам родного языка, помочь своим ученикам обрести духовные ценности, пробудить у них любовь к прекрасному, добру и справедливости. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению и «возвышению» словарного запаса.
Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если будет понято. Мы стремились помочь учителю-словеснику научить пятиклассников «читать» картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению, воспитать у них потребность в постоянном общении с искусством.
Задачи данного учебного пособия состоят в том, чтобы познакомить учителей-словесников с современным подходом к использованию живописи на уроках русского языка, оказать помощь учителю в подготовке, проведении и анализе сочинений по картине.
В учебном пособии большое внимание уделяется отбору произведений живописи для развития речи учащихся, устанавливается связь между жанром живописи и типом речевого произведения, между темой картины и изучаемым на уроке русского языка лексико-грамматическим материалом. В пособии используются произведения русских художников ХIХ—ХХ в., близкие, понятные детям. При отборе картин учитывались требования программы по развитию связной речи учащихся, возможность обеспечения взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, формирования культуроведческой компетенции, художественная ценность произведения, интерес учащихся к картине.
Более полному восприятию и пониманию произведения живописи учащимися помогают искусствоведческие тексты, интерпретирующие художественную картину в единстве содержания и формы.
Эти тексты повышают эффективность работы по картине, выполняют функцию образца построения высказывания определенного жанра и служат материалом для формирования речеведческих понятий, коммуникативных умений и обогащения словарного запаса учащихся.
Сочинение по картине
Предлагаются наиболее эффективные приемы организации устных и письменных высказываний по картине, приемы обогащения словаря учащихся, методика работы над сочинением разных типов речи в соответствии с тем или иным жанром живописи: сочинение-описание предмета (натюрморт), сочинение-описание животного (анималистический жанр), сочинение-описание природы (пейзаж), сочинение-повествование о событии, изображенном на картине, или на основе ролевой игры (жанровая картина), сочинение-описание внешности человека (портрет), сочинение-рассуждение, сочинение-отзыв (любой жанр).
Методика обучения сочинению по картине в 5 классе статья по русскому ...
... учащихся разным типам высказываний с использованием картины [3]. Чаще всего в школе для написания сочинений используются следующие жанры живописи: натюрморт, анималистический жанр, пейзаж, портрет, жанровая (сюжетная) картина. Остановимся подробнее на методике работы над сочинением-описанием ...
Пособие состоит из двух разделов. В первом (теоретическом) раскрываются роль и место картины в системе работы по развитию речи учащихся, ее культуроведческие и воспитательные возможности, приводятся требования к отбору произведений живописи, показываются особенности методики работы, структура и содержание уроков русского языка по картине.
Второй (практический) раздел содержит 20 методических разработок уроков по картине, в которых представлены подготовительные упражнения, словарно-стилистическая работа, содержание беседы по картине, анализ искусствоведческого текста, варианты домашних заданий, примерные сочинения школьников.
Методические разработки сочинений по картинам построены в виде вопросов учителя и ответов учащихся. Предлагаемые ответы пятиклассников носят ориентировочный характер. В типовой разработке невозможно предусмотреть все ответы учащихся, учесть уровень подготовки различных классов, местные условия и индивидуальные особенности учащихся. Они в основном даны для того, чтобы учитель путем наводящих вопросов мог добиться нужных для выполнения данной обучающей задачи ответов.
Для более эффективной работы с книгой перед каждой темой (их шесть) вводится необходимый методический комментарий, раскрывающий специфику урока по картине, обоснование отбора той или иной картины в соответствии с требованиями программы по развитию связной речи, отмечаются отличительные особенности предлагаемого урока.
В данном пособии — реализуется дифференцированный подход и принцип вариативности. Это выражается в том, что по каждой теме программы «Развитие связной речи» предлагается несколько вариантов урока по картинам, выполненным в одном жанре, с учетом уровня общей и речевой подготовки учащихся. Учитель может выбрать любой вариант урока.
В книге представлены цветные репродукции картин по каждому жанру живописи с учетом тем программы по развитию связной речи. Репродукции картин желательно ксерокопировать, чтобы обеспечить ими учащихся для внимательного рассмотрения. Можно использовать альбомы по искусству и слайды.
Р а з д е л 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОПИСИ, НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В этом разделе рассматриваются основные теоретические проблемы, возникающие в связи с использованием произведений живописи (в дальнейшем — картины) на уроках развития речи при изучении русского языка. Теоретический раздел включает также общие вопросы методики работы по картине.
Эффективность использования картины
для обучения сочинению
«Развитие речи учащихся на х русского языка»
... - обычно не имеют в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но тем не менее разные стороны работы по языку» . Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая ...
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Сопереживание оставляет глубокие следы в сознании воспринимающего картину, заставляет его путем сосредоточенного внимания особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей.
Эмоциональные факторы приобретают большое значение в процессе усвоения разных аспектов изучаемого языка. Уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Еще в середине прошлого века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Ф. И. Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа.
культуроведческого подхода
Работа по картине помогает строить обучение родному язык тесно связанное с освоением реальной действительности, способствует «погруженности» учащихся в изображаемый художником мир. По мнению известного педагога-гуманиста В. А. Сухомлинского, «произведение изобразительного искусства — еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое благородное видение мира» 1 .
Несомненно, что произведения живописи представляют собой богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи. К сожалению, этот аспект в современной методике обучения русскому языку совершенно не разработан. Вместе с тем живопись (имеется в виду жанровая) позволяет организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспринимаемых зримо и поэтому объединяющих внеязыковые элементы, что так необходимо для формирования устной речи (например, составление рассказа на основе ролевой игры по картине К. Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» с включением воображаемого диалога между персонажами картины).
принцип соединения обучения с воспитанием
познавательно-творческая
Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение, в свою очередь порождающее у них собственную потребность в творчестве, которая может быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, рассказов по репродукции картины, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту разыгрывание ролей ее персонажей, наделение их биографиями, высказывание собственного мнения о том или ином произведении живописи. При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных творческих способностей детей с учетом их возраста уровня владения речью.
Отбор картин для уроков развития речи
Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка во многом зависит от того, какие репродукции картин будут предложены для рассмотрения.
Картина должна выполнять роль опоры, стимула для осуществления речевых действий,
Для этой цели следует отбирать картины с ярко выраженным, понятным определенному возрасту сюжетом, которые являются действенным стимулом для проведения ситуативно-ролевых игр. Такие картины помогают учащимся войти в ситуацию, разыграть изображенное событие, смоделировать речевое и неречевое поведение конкретных персонажей в разных способствуют решению социально-речевой задачи, позволяют организовать диалог и полилог учащихся в соответствии с сюжетом, предложенным художником. Овладевал какой-либо ролью, учащийся одновременно обучается речевому общению, выполняя ряд речевых упражнений, фактически не осознавая этого. По мере «разыгрывания» ситуации, изображенной на картине, происходит усвоение языкового материала по тематическому принципу.
«Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи» материал
... повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. 2.Натюрморт и его роль в жанровой среде произведений живописи. 2.1.Понятие натюрморта и виды натюрморта. Жанр ...
Следует подбирать такие картины, которые смогли бы обеспечить соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся. Это предполагает необходимость отбирать картины с небольшим количеством персонажей или предметов, несложные по композиции и понятные по содержанию.
формирования культуроведческой компетенции
Художественное полотно несет в себе не только отпечаток личности художника, его индивидуальное видение мира, но и след определенной исторической эпохи, аккумулирует срез национально-культурных традиций. Необходимо отбирать те произведения живописи, которые выдержали проверку временем, так как отражают типичные стороны жизни и представляют собой наибольшую художественную, познавательную и воспитательную ценность.
Целесообразно отбирать для уроков развития речи произведения преимущественно отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного самосознания русского народа, его стремлений и надежд. Следует также иметь в виду, что страноведческая информация, содержащаяся в произведении художника, должна быть доступна учащимся. В этом плане детям школьного возраста более понятны произведения реалистического искусства.
учитывать их эстетическую и воспитательную функцию
Одним из важных критериев отбора любого дидактического материала на урок является наличие у учащихся интереса к нему.
интерес и определенное отношение
Какие же картины, по нашим наблюдениям, вызывают интерес у учащихся?
Во-первых, те произведения, которые близки жизненному опыту учащихся. Когда сюжет пробуждает у ребенка пережитое в личном опыте, картина вызывает связный рассказ об изведанном и служит отправной точкой, отталкиваясь от которой, ребенок возвращается к пережитой ситуации или знакомому предмету в действительности.
Во-вторых, картины с четко выраженным сюжетом, более или менее развернутой фабулой, где присутствует событийность. Картина, представляющая интерес для учащихся, является эффективным средством их познавательной активности.
учет межпредметных связей
требования программы по развитию связной речи