Тема: Сочинение с элементами описания «Весна пришла».
Цели:
-
учить детей грамотному построению предложений, умению последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас слов;
-
развивать навыки грамотного письма, творческой активности, внимания, воображения;
-
показать детям картины пробуждения природы, созданные словами, звуками, красками; воспитывать любовь природе, к родному краю.
Оборудование:
Ход урока.
I. Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения вы узнаете, отгадав загадку.
1. Отгадывание загадки.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
( Весна).
- Назовите весенние месяцы. Какой месяц наступил сейчас?
- Вот и март! Потепление сразу поменяло облик природы.
Март – излом зимы, торжество солнца. Слайд 1
2.Прочитаем эпиграф к нашему уроку Слайд 2.
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.
А.К. Толстой.
- В конце урока вы скажете, подходит ли этот эпиграф к теме нашего урока.
II. Подготовка класса к восприятию материала.
1.Да, весна пришла в наши края полноправной хозяйкой.
- А вы ощущаете её свежее дыхание?
- Что происходит в природе весной?
( пробуждается ото сна, в природе всё оживает, рождается заново)
2. Подтвердите словами стихотворений о тех изменениях, которые происходят в природе.
Чтение отрывков о весне учащимися наизусть.
1)Весна, весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
М.И. Исаковский.
2) Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает,
Влажным теплом подувает-
Ветер с раздольных полей …
( А.С.Дрожжин)
3) Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
( Е.А. Баратынский)
Весна! Пробуждение природы
... Весна! Пробуждение природы Сейчас читают: «Горе от ума» - комедия, написанная А. С. Грибоедовым, в которой описывается противопоставление между староверами и прогрессивными людьми. У ... надежды всему живому вокруг. Весна! Пробуждение природы сочинение 3 класс Наконец весна... Снова пришла незаметно. Я ... которые стремятся выпустить зеленые листочки погреться на первом весеннем солнышке. Животные и ...
4) Вновь весна, и небо голубое,
И плывут высоко облака.
( С. Тараховская)
5) Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился!
( Дрожжин)
3. Вывод.
Весна – это необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается, оживает, обновляется. Её красота вдохновляет поэтов, композиторов, художников.
4. Работа по картинам русских художников.
Вот и сейчас я прошу вспомнить картины художников, с которыми вы знакомились в своё время. ( Дети называют автора и название картины)
1) Левитан «Март».
2) Саврасов « Грачи прилетели».
3) Мухин «Последний снег».
- Каково сочетание красок на картинах? ( Краски нежные, прозрачно – золотые, розоватые, голубоватые, фиолетовые)
- По каким признакам можно судить о приближении весны?
( Изображено тёплое ласковое солнце, свежий, прозрачный воздух, голубое небо)
- Какой изображена природа? (спокойной, таинственной, торжественной)
- Какое настроение создают картины у зрителя?
( Они точно передают радостное, весеннее настроение)
Нельзя оставаться равнодушным к красоте нашей природы, изображённой на картинах!
Художники передают эту красоту при помощи красок.
- Какие краски использовала маленькая поэтесса Юля Башките в своем стихотворении «Фея – весна»? (Региональная литература М. Ходаковской «Лукошко»)
( дети читают отрывки из стихотворения, называют цвета)
1) Машет кисточкой волшебной, 2) А черёмуху одела
Красит зеленью кусты В платье кружевное.
И деревья превратила Будто с неба прилетело
Все в воздушные шары. Облачко седое.
3) Окунула кисть потом 4) Жёлтой краски набрала
В голубую краску. И обрызгала опушки.
( жёлтые, зелёные, фиолетовые, голубые)
- Какие краски использовали вы, рисуя свои рисунки? ( Оформлена выставка детских рисунков о весне. Дети дают ответ)
5. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Март».
Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Март» и нарисуйте словесную картинку к этому произведению.
- Какую картину вы представили, слушая музыку?
( Ласковое солнышко, журчание ручейков, шум ветра, пение птиц).
III. Составление динамической картинки «Весна пришла».
Лексико-орфографическая работа.
1. Чтение стихотворения учителем.
Сейчас я предлагаю вам вместе с Весной совершить небольшую прогулку.
Лёгким шагом, пройдя по тропинке,
На полянку выходит Весна.
Что увидела здесь наша гостья? Слайд 3
Ну, скажите, довольна она?
2. Ответы на вопросы:
- Что увидела Весна на полянке? (берёзку)
- Довольна ли она увиденным? Почему? (не чувствуется прихода весны)
- Давайте оживим картинку?
а) Начнём с изменений, происходящих в неживой природе:
Поэты, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. Давайте и мы найдём красивые слова, чтобы описать эту весеннюю картинку?
Посмотрите вокруг.
( Слова развешаны в классе, дети находят подходящее, объясняют написание и помещают рядом с ключевыми словами, которые послужат планом для написания рассказа)
Разработка по русскому языку развития речи » по личным наблюдениям ...
... сочинения. Весна. Наступила весна. Солнце ярко светит на голубом небосклоне. Кругом тает снег. Звонко стучит капель. Всюду журчат весёлые ручейки. Появились ... разлив, большое половодье. Номер слайда 5 Весна пришла. Наступила тёплая весна тает снег по улицам побежали весёлые ... -то раскрасил природу. Это потрудилась Художница-Весна. У Весны есть свои краски, которые она подарила природе. Своим любимым ...
( На щелчок появляется нужное изображение
а) небо (голубое, прозрачное)
б) солнце
в) облака
- А теперь изменения, происходящие в живой природе.
а ) цветы (первые, синий глазок) б) трава (шелковистая, зелёная) в)листочки (липкие, маленькие)
г)птицы (вестники весны, долгожданные)
Вот и получилась у нас весенняя картинка. Она вам нравится?
Теперь вам надо стать на время писателями, и, используя слова и выражения, написанные на доске, описать эту картинку.
IV. Запись текста в тетради.
- работают самостоятельно
- работают по карточке
Карточка для индивидуальной работы
(предложения разрезать и раздать слабым учащимся в конверте)
Задание: составить текст из предложений.
Наступила д.лгожданная весна.
По голубому небу плывут лё.кие пуш.стые обл.ка.
Яркие лучи солнечного света зал.вают п.лянку.
Воздух чист и свеж.
Проснулась ж.вая природа.
По.вилась шелковистая тра.ка.
Мне нравится это время года!
На пр.талинах зацв.ли синие подснежники.
Всё вокруг ож.ло и радуется приходу в.сны.
На б. рёзе появились клейкие л .сточки.
Ученики пишут сочинения. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского.
Примерный текст:
«Весна пришла».
Наступила красавица весна. Всё радуется её приходу. Весеннее солнышко посылает на землю свои тёплые и ласковые лучи. На голубом небе появились лёгкие пушистые облака. Дует свежий лёгкий ветерок. Кое–где появились проталинки, а на них показались подснежники с синими глазками. Прилетели вестники весны – грачи. Всюду слышен их весёлый крик. Весна — это моё любимое время года!
«Весна пришла».
Наконец – то пришла красавица весна! Солнышко поднимается всё выше и выше. Оно посылает на землю свои ласковые лучи. На лазурном небе плывут лёгкие, пушистые облака. Дует свежий весенний ветерок. Появились проталинки. На них выглядывают синие глазки подснежников. Манит к себе шелковистая травка. На берёзке уже есть молоденькие клейкие листочки. Прилетели вестники весны — грачи. Я люблю это радостное время года!
VI. Итог урока.
Всё в природе согрето весенним дыханием – ярким солнцем, свежим ветром и от этого всё кругом оживает, любит и поёт.
Красиво весной в лесу! Как не порадоваться весеннему солнышку, не полюбоваться первым подснежником. Но мы должны помнить, что к природе надо относиться бережно.
Чтение стихотворения учеником.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
В память о нашем уроке Весна дарит вам вот эти подснежники.
( корзина с подснежниками)
VII. Домашнее задание ( творческое)
Описание природы весной. Весенняя природа (описание) Описать ...
... но с первыми рассветными лучами она опять оживает. Весной в лесу очень хорошо, свежий воздух уже не пахнет сыростью, а благоухает ароматами зелени. Начинается новый виток природы. Категория: Сочинения на свободную тему Весной лес ...
Предлагаю, используя рифмы, сочинить стихотворение, которое будет напоминать о нашем уроке. лес — чудес цвет — привет
Дети, прочитаем все вместе слова: Слайд 6 (Спасибо за урок!)