Мозаика «Весна пришла!» план-конспект по русскому языку (4 класс)

Сочинение

Е.В.Гусарова, учитель начальных классов,

заместитель директора по учебной работе

ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга

Урок. Русский язык. Развитие речи.

Класс. 4 класс.

Тема. Сочинение-мозаика на тему «Весна пришла!»

Задачи:

  1. Формировать умения собирать материал к сочинению.
  2. Формировать умения отбирать материл к сочинению в соответствии с главной мыслью и стилем текста.
  3. Учить детей располагать материал в нужной последовательности и составлять план сочинения.
  4. Обобщать словарь детей изобразительной лексикой. Учить учащихся умениям использовать языковые средства в соответствии со стилем.
  5. Обучать учащихся умениям подбирать эпиграф к тексту сочинения.
  6. Пробудить интерес к данному виду работы, используя различные виды творческой деятельности.

Оборудование:

  1. П.И. Чайковский «Времена года»;
  2. Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;
  3. Детские рисунки и работы на тему «Весна»;
  4. Приложения:
  1. тексты стихов для каждого ученика;
  2. тексты для дифференцированной работы;
  3. весенний словарь;
  4. конверты с карточками плана зарисовок;
  5. эпиграфы.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Слушание музыки П.И.Чайковского «Март» (из цикла «Времена года»)

11 стр., 5437 слов

Всероссийский массовый конкурс домашних работ-сочинений Экономическая-культура. ...

... материал по выбранной теме; 5. Напишите совместное сочинение; 6. Дайте прочитать его остальным членам семьи, может они что-нибудь подскажут; 7. Зарегистрируйтесь на сайте Экономическая – культура. рф и отправьте своё сочинение; ... здоровым. Дети хотели бы, чтобы их родители не так сильно уставали на работе и больше времени проводили с ними в приятном общении. Дедушки и бабушки ...

— С каким временем года ассоциируется эта музыка? Обоснуйте ответ.

— А кто узнал, что это за произведение?

— Какое настроение у вас возникло?

— Нравится ли вам это время года? Чем?

— Какие чудесные превращения происходят весной в природе?

2. Чтение стихотворения о весне Ф.И. Тютчева.

-Прочитайте стихотворение о весне. (Приложение №3)

— Подумайте, с каким чувством нужно читать это стихотворение. Посоветуйтесь друг с другом. Потренируйтесь в парах в выразительном чтении.

3. Выразительное исполнение стихотворения учащимся.

4. Анализ качества исполнения.

— Какие ещё стихи о весне вы помните?

— Они нам сегодня пригодятся.

III. Сообщение цели урока

— Как вы готовились к сочинению?

— Почему необходимо было наблюдать за природой, читать художественную литературу и научно – популярную литературу. (Нужно рассказать о том, что увидел сам, а литература поможет ярче передать эти события.)

— На уроке мы обобщим собранный материал.

— Название сочинения – «Весна пришла!»

— Что, судя по названию, можно сказать о его теме?

— О чем будем писать в сочинении? (О том, как наступает весна, и какие чудесные превращения в природе она совершает.)

— Да, сегодня мы будем говорить о звуках весны, красках весны.

— Перед вами несколько эпиграфов. В течение работы вы должны выбрать строки наиболее подходящие к вашей работе. (Приложение №1)

IV. Подготовка к сочинению

1. Обсуждение границ и объёма темы.

— Тема уже определена. В каком стиле, по-вашему, лучше написать такое сочинение? (художественном)

— Какого типа текст у нас должен получиться? (В основном, описание)

— Элементы ещё каких типов текста обязательно будут присутствовать в нашем сочинении? (Элементы повествования и рассуждения).

— Да, это будет описание с элементами повествования и рассуждения.

— Что мы будем описывать в нашем сочинении? (Портрет весны, солнышко, небо, первые цветы и т.д.)

— О чем можно будет написать в сочинении? (О прилете птиц, о появлении первых цветов, таянии сосулек и т.д.)

— О чём мы порассуждаем в конце сочинения? (О том, чем нас особенно привлекает это время года.)

3 стр., 1017 слов

Доклад на РМО «Система подготовки к экзаменационному сочинению» ...

... работа по процедуре проведения итогового сочинения, по требованиям к содержанию и критериям оценивания итогового сочинения в течение сентября 6) Написание домашних сочинений ... при выполнении таких заданий: Используя опорные материалы (подсказки), напишите сочинение на тему «Любовь столь всесильна, ... к чтению – одна из приоритетных задач учителя. Именно поэтому расширяю список обязательной для прочтения ...

— Тема сочинения – «Весна пришла!» — очень емкая. Ведь первые признаки весны можно наблюдать всюду, их очень много, они разнообразны: кажется, что изменился сам воздух, он наполняется новыми звуками и новыми красками, солнце начинает светить по-другому, птицы голосят, появляются первые цветы… Всё это напоминает разноцветную мозаику. Знаете ли вы, что такое мозаика? Где её можно встретить?

— Обратимся к толковому словарю: «Мозаика – рисунок или узор из скрепленных между собой камешков, кусочков стекла, эмали и др.»

— Чем весенняя картина напоминает мозаику?

— В связи с этим мы с вами будем сегодня писать необычное сочинение-мозаику о приходе весны. Каждый из вас напишет маленькую весеннюю зарисовку, может быть в прозе, а может быть, и в стихах, это и будут те разноцветные стеклышки, из которых мы потом соберем весь текст, всё наши сочинение.

V. Составление плана

1. Языковая подготовка к сочинению.

— Составим план сочинения.

В конвертах названия тех маленьких картинок, зарисовок, из которых и будет состоять весь текст. Давайте подумаем, в какой последовательности их расположить в нашем сочинении, поразмышляем над их содержанием. Ознакомьтесь с зарисовками. Попробуйте определить их последовательность в сочинении.

  1. Портрет весны.
  2. Весеннего солнышка лучик.
  3. Музыка весеннего дня.
  4. Сосулька плачет.
  5. О чем рассказал весенний ручеек.
  6. Подснежник проснулся.
  7. Что мне особенно нравится.

Зарисовка 1.

— С какой картинки лучше начать наше сочинение? (Портрет Весны)

— Почему слово «Весна» в названии написано с заглавной буквы? Какой прием можно использовать в описании Весны? (Олицетворение)

— Прочитайте строки из стихотворений русских поэтов Ф. Тютчева и Я. Акима, в которых использован этот прием. (Приложение №3)

— Какой описывают поэты Весну в своих стихотворениях? Каким вы представляете её портрет? (Ответы учащихся)

Зарисовка 2.

— О чём мы напишем во второй части сочинения? Благодаря чему пробуждается природа? (Солнце начинает светить ярко, согревает землю)

— Поэт И. Никитин написал: «В ярком золоте день утопает…»

— Как вы понимаете смысл этой строчки? Какие волшебные превращения мог совершить маленький лучик весеннего солнышка, упавший (спустившийся) на землю?

3 стр., 1130 слов

Анализ стихотворения Жуковского Приход весны 7 класс

... взаимосвязаны, так как вместе с приходом весны расцветает и душа поэта. Сочинение Анализ стихотворения Приход весны Жуковского Многие поэты писали о ... каком времени года идет речь. Эти природные зарисовки отражают переживания автора: восторг лирического героя, его ... нашей литературы. 7 класс Приход весны Несколько интересных сочинений Написанию пьесы «Гроза» предшествовала экспедиция по Волге с целью ...

(Согрел землю…, разбудил… , развеселил…, подбодрил птиц…)

— В каком жанре можно было бы сделать эту зарисовку? (В жанре сказки).

— Выберите название для этой части сочинения. (Весеннего солнышка лучик)

Зарисовка 3.

— Какой будет третья зарисовка в нашей мозаике? Какие самые первые, самые ранние признаки весны можно заметить? (Сосульки плачут).

— Где они обычно бывают? Какие по форме? На что похожи? В какое время дня они начинают плакать? Как вы думаете, чьи это слёзы?

— Согласны ли вы с К.Д. Ушинским, который пишет: « Видит зима, что нечем ей взять, — заплакала со злости. С крыш зимние слёзы заплакали… видно, весна недалеко».

— О чем может плакать сосулька?

— Во что она превращается на земле?

— Как вы думаете, только ли грустная эта картинка?

— Прочитайте, как описывает сосульки поэт А. Ивечин. (Приложение №3)

— Какой будет следующая часть нашего сочинения? Чем заканчивается стихотворения А. Ивечина?

Зарисовка 4.

— О чем рассказал весенний ручеек.

— Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды». (Приложение №3)

— Какова главная примета весны в этом стихотворении? (Весенние воды, ручьи).

— Какое у них настроение? (Радостное, бурное)

— Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи? (Они журчат, звенят, как будто говорят).

— О чем может рассказать весенний ручеек? (О том, как, из чего он образовался, какое у него настроение, что он наблюдает по берегам, подружился ли он с корабликом, который выпустили на воду дети, как он проложил дорогу к речке, и что произошло дальше).

— Весной всё звучит по-особому. Разве летом мы не слышим журчания ручьев, пения птиц? Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? (Звуков этих не было всю зиму. Природа спала)

Зарисовка 5.

— Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны? (Еще помогают и картины родной природы).

— Перед вами репродукции знакомой картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина написана в Костромской области, в поселки Сусанино. Представьте, что мы стоим у этой березы. Слышите, сколько звуков в этой картине? А какие звуки мы здесь слышим? (Перекличку грачей, звон капели, шелест ветра на мокрых ветках, поскрипывание кривых стволов …)

— Какие краски использовал художник? (светлые и темные, голубовато-серые, краски весны)

— Каждый из вас тоже пытался на своих рисунках использовать свои весенние краски.

— Звуки весны можно услышать и в музыке. Послушайте, что это за произведение. (П.И. Чайковский – пьеса об апреле «Подснежник»).

— Какие звуки весны вы сейчас услышали? (В вальсовом движении журчит ручеек, звенит капель, поют птицы)

Зарисовка 6.

— Какая зарисовка будет следующей в нашей весенней мозаике? (Подснежник проснулся).

— Прочитайте стихотворение Л. Соловьева « Подснежник». (Приложение №3)

— Какой прием использовал автор при описании цветка? (Олицетворение)

— С какой целью?

— В каком жанре лучше всего написать зарисовку о подснежнике? (Сказки).

— Каким может быть примерное содержание?

Зарисовка 7.

— Как закончить сочинение?

— О чем напишете в этой части? ( О своем отношении к приходу, о том, что нас волнует, радует, восхищает)

— Что мне особенно нравится весной

VI. Физминутка

— Весенняя физминутка поможет отдохнуть.

Дождик песенку поет – кап – кап (ходьба).

Только кто её поймет – кап – кап (хлопки в ладоши).

Не пойму ни я, ни ты – кап – кап (хлопки за спиной).

Но зато поймут ручьи – кап – кап (хлопки над головой).

VII. Словарная работа

— Поэты, писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. Мы с вами тоже искали такие слова, чтобы описать красоту весны. Обратимся к весеннему словарю.

— Подобранные вами ассоциации распределены по определенным группам. Они помогут вам создать свой текст. Найдите в этих словах орфограммы. (Приложение №3)

VIII. Написание сочинения

1. Фронтальная работа.

— Сейчас вы сами будете в роли писателя.

— Каждый из вас берет себе ту зарисовку (картинку), о которой он хотел бы написать. Вы можете написать в прозе или в стихах, в жанре сказки.

— Подберите эпиграф к работе. (Приложение №1)

— А затем мы соединим все ваши зарисовки и получим большое и, надеюсь, красивое сочинение-мозаику о Весне. (Заранее подготовлен стенд для коллажа сочинений).

2. Индивидуальная работа.

Для учащихся с очень низким уровнем академических способностей подготовлены варианты деформированных текстов («Весенний концерт», «Дружная весна»).

3. Самостоятельная работа.

Во время работы звучит композиция П.И.Чайковского «Времена года» «Март».

IX. Редактирование текста

-Посмотрите, может что-то нужно изменить или дописать.

X. Взаимопроверка.

XI. Анализ текстов. (Чтение текстов)

XII. Рефлексия урока.

— Что вы узнали сегодня о весне? (У Весны много разных примет, красок, звуков).

— Какую задачу решали сегодня на уроке?

— Какие трудности возникли?

— Как вы их преодолели?

— Как следует поступать в дальнейшем?

XIII. Оформление коллективного коллажа.

Приложение №1

Эпиграфы

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит, и поет.

(А.К.Толстой)

О, весна без конца и без краю…

(А.Блок)

Еще земли печален вид.

А воздух уж весною дышит.

(Ф.И.Тютчев)

Зима недаром злится:

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

(Ф.И.Тютчев)

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки

(Н.И.Рыленков)

Уж тает снег,

Бегут ручьи,

В окно повеяло весною …

(А. Плещеев)

… Все весною пахнет!

(А.Майков)

Приложение №3

Весенний словарь

Весна

Ранняя

Красавица

Румяная

Чудесное

Прекрасное

Ручьи

Говорливые

Бегут, поют

Журчат

Веселые

Быстрые

Шумные

Воздух

Свежий

Чистый

Наполнен запахом весны

Солнце

ласковое

всё выше, светит больше

яркое, желтое до белизны

солнечный лучик

пригревает…, разбудил,

подбодрил…, шлет, посылает

Небо

Голубое

Прозрачное

Сосульки

Светятся

Искрятся

Хрустальные