-
Организационный момент
-
Подготовка к написанию рассказа.
— Слово учителя, нацеливание.
— Беседа по упр. 446.
-
Самостоятельное написание рассказа учащимися.
Итог урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Содержание и виды деятельности учащихся
1.
Организационный момент
2.
Подготовка к написанию рассказа.
— Слово учителя, нацеливание.
Работа с учебником
Работа над композицией рассказа
3.
Самостоятельное написание рассказа учащимися.
Несколько учащихся представляют классу получившиеся тексты, класс обсуждает, вносит поправки.
Учитель просит учащихся отредактировать написанный текст и сдать на проверку.
Итог урока
— Открываем свои тетради для развития речи, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».
— Сегодня мы будем готовиться писать рассказ по данному сюжету. Вспомним, что рассказ должен состоять из трех частей: вступление, основная часть и заключение. По какой схеме строится сюжет рассказа?
Также нам необходимо обдумать, от чьего лица будет вестись повествование.
Что это такое? Как вы думаете?
Вы сталкивались с этим понятием на уроках литературы, когда знакомились с произведением М. Горького «Старуха Изергиль» : «Легенда о Данко». Сколько у нас рассказчиков в этом произведении»?
Самостоятельная работа учащихся на уроке
... самостоятельной работы трактуется неоднозначно: Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, ... самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы в ...
Это приём в литературе часто называют «рассказ в рассказе». У вас на листочках имеются возможные варианты обрамлений к рассказу. Прочитаем их.
Вы можете выбрать любое понравившееся вам обрамление или же придумать своё. В обрамление можно включать элементы описания внешности рассказчика, описание природы, указать место.
Теперь откроем учебник на странице 179 упр. 446. Прочтём задание.
-Расскажите о случае, который вы будете описывать.
-Опишите рассказчика.
-Что в рассказанном особенно привлекло ваше внимание?
-Чем вы начнете рассказ? Чем закончите?
— Считаете ли вы необходимым ввести описание ножичка? Показать, как Витьке было трудно с ним расставаться? Нужно ли ввести диалог в рассказ?
-От чьего лица будете вести повествование?
— Как вы озаглавите текст?
-
Рассмотрим сочинение одного нерадивого ученика. Попробуем помочь ему и дадим советы.
Эту историю мне расказал один друг:
— Папа подарил мне ножичик. Красивый такой. В школе я увидел, как Петька снигиря мучил. Жалко мне его стало и я поменял снигиря на ножичик и отпустил его на волю.
Начнем мы с вами с исправления орфографических и пунктуационных ошибок.
Правильно ли поступил герой? Как бы вы поступили на его месте?
Рассмотрим данное сочинение как рассказ. Чего в нём не хватает? Нет ли неполных, недостающих фрагментов, мешающих пониманию данного текста? Какими частями можно было бы дополнить рассказ?
Прочитайте. Какая часть из прочитанного является введением к рассказу? Что в нём говорится? О чём может быть последующий рассказ?
На утренник, посвящённый Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.
В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377-й дивизии. В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном – на другом, она прошагала всю войну до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.
— Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, — попросили мы нашу гостью.
И Зинаида Константиновна начала рассказывать…
Итак, возьмём части рассказа и составим их согласно композиции. Прочитаем, что у нас получилось. Попробуем нарушить композицию рассказа. Что изменилось?
Таким образом, можно сделать вывод, что композиция очень важна для текста, а чтобы её не нарушить, необходимо составить план.
Обучение младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки
... формирования обучения младших школьников созданию текста; провести работу по развитию речи младших школьников; рассмотреть воспитательную роль сочинений; провести работу по обучению младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки. I. Основы формирования обучения младших школьников созданию сочинения 1.1 Обучение написанию сочинений ...
вводную часть, основную часть, кульминацию
(учитель записывает на доске, ученики – в тетради).
План:
-
-
Введение. Описание рассказчика, тема дальнейшего повествования.
-
Основная часть:
-
-
Вводная часть.
-
Развитие событий.
-
Кульминация.
-
Развязка.
-
-
Итог
-
Приступаем к работе над сочинением
Учитель помогает исправить недочёты в работе
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт.
Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.
Учащиеся записывают число, «классная работа».
Ответ: завязка – развитие действия – кульминация – спад действия – развязка.
Ответы учащихся
Два. Рассказчик и старуха, которая повествует ему легенду.
Учащиеся читают вслух.
Придумывание обрамлений
Учащиеся читают
Ответы учащихся
Ответы учащихся.
Нет хорошей, понятной завязки, основная часть слишком сжата и не изобилует художественными подробностями. Нет выводов – ни в самом рассказе, ни в сочинении.
Учащиеся соединяют части текста в единый текст.
Исказился смысл рассказа.
Учащиеся записывают план
Учащиеся работают над сочинением
Читают сочинения. Делают замечания, если есть
Ответы учащихся