УМК «Школа России» 3 класс. «М. Пришвин. «Моя Родина». на основе художественного текста» план-конспект по чтению (3 класс)

Сочинение

Мотивационный.

Метод- словесный

Приём- беседа

Метод- практический

Приём- кроссворд

Метод- наглядный

Приём- рассматривание иллюстрации

7 мин

-Сегодня мы начнем изучать новую тему. Ее название узнаете, разгадав кроссворды.

По горизонтали:

1. Глаза — на рогах, а домик — на спине. (Улитка.)

2. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит,

Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса.)

6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

7. Кричит: «Крак!», червякам — враг. (Ворона.)

8. С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.)

9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

По вертикали:

3. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая -для лета, для зимы -другого цвета. (Заяц.)

4. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

— Прочитайте, что получилось в выделенных клетках.

-Что означает словосочетание «Люби живое»?

Откройте учебники с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Вспомните загадки из кроссворда. Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных . Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. )

-Всомните писателей, которые писали о природе.

Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами

— кто догадался какая тема нашего урока и какие цели мы поставим ?

Разгадывать кроссворд.

Обдуманно отвечать.

Рассмотрение иллюстрации

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

Постановка учебной задачи.

Метод- наглядный

Приём- рассматривание иллюстрации

Метод — словесный

Прием – беседа

10

мин

1)Знакомство с биографией писателя.

-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет.

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

2)Первичное восприятие.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом «Моя Родина». (Чтение учителем)

-Понравился рассказ? Что именно?

3) Словарная работа.

На доске: со-кро-ви-ща кла-до-ва-я встре-чал-ся про-буж-да-ет-ся

Читаем по слогам, затем целыми словами.

-Что такое сокровища, кладовая?

Слушать внимательно биографию

Внимательно слушать чтение учителя, следить.

Отвечать на вопросы.

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Решение частных задач

Метод- практический

Приём- чтение

Метод- словесный

Приём- беседа

Метод – практический

Прием — упражнение

10 мин

3 мин

1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению.

2) Анализ произведения.

-Определите жанр произведения (рассказ).

Рассказ такого вида называется очерком.

Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе.

-Назовите тему рассказа. (Родина).

-Кто является главным героем? (Автор).

-О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?

-Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

-Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

-В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

-Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»? (Так образно М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому).

-Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

-Определите главную мысль текста.

-Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое.

Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

Работа в группах.

-Вспомните пословицы о Родине.

  • «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»
  • «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
  • «Человек без Родины, что птица без крыльев»
  • «На чужой сторонушке рад своей воронушке»
  • «Своя земля в горсти мила»

Задание: разделить текст на части и составить план.

Проверка. Представитель от каждой группы читает план. Дети сравнивают, выбирают лучший вариант.

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Итог урока (рефлексия)

10 мин

С творчеством какого писателя знакомились?

– Что нового узнали на уроке?

– Чему учились?

Тест «Моя Родина»

Мать угостила меня.

А) чаем;

Б) кофе с молоком;

В) чаем с молоком.

2)Потом и в городе…

А) я вставал на заре;

Б)я вставал с первыми петухами;

В) я вставал рано.

3) После чаю…

А ) я уходил на охоту;

Б) я уходил на работу;

В) я уходил спать.

4) Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца.

А) с драгоценными камнями;

Б) с великими сокровищами жизни;

В) с большим богатством.

Взаимопроверка , проверка вслух.

VI. Домашнее задание

Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом

Отвечать на вопросы учителя.

Внимательно слушать мнение сверстников.

Подводить итог

урока

Оценивать себя и свою деятельность.

П: отвечать на вопросы учителя.

Р:оценка деятельности.