Любовь в рассказе «Солнечный удар»: легкое увлечение или трагедия всей жизни?

Сочинение
  • Бунин
  • Анализ рассказа Солнечный удар

Жанровая направленность, Композиционная структура, Основной тематикой, Главными персонажами, Сюжетная линия, Смысловая нагрузка, Проблематика произведения, Название рассказа

Вариант №2

Свой рассказ «Солнечный удар» Бунин представил на суд читателям в 1925 году. Данное произведение было написано в эмиграции и главной его темой стала любовь.

Бунин долгое время не мог определиться с названием для повести. В рабочем режиме были использованы два названия, но оба казались автору слишком очевидными и примитивными. Одно прямо указывало на событийный ряд, а второе предположительно было именем героини. Через какое-то время произведение были названо «Солнечный удар» и такое название, как нельзя лучше отражало все то чувство, которое мгновенно поражает человека.

В данном рассказе автор не наделяет своих героев ни именами, ни возрастной характеристикой. Благодаря такому подходу писателя его герои живут будто вне времени и условия. Главными персонажами в произведении фигурируют поручик и случайно встреченная им попутчица. Между совершенно незнакомыми героями возникает сильное чувство влюбленного порыва, подобно солнечному удару. Но героиня утром вынуждена отправляться назад и их счастье так же быстро заканчивается. Таким резким расставанием и невозможностью героев идти дальше вместе Бунин показывает, что не стоит в любовь впускать серые бытовые будни, они лишь способны все испортить.

Бунин, яркой вспышкой пронес через все повествование этот мимолетный роман. Автору удалось очень тонко описать всю страсть между героями, которые проведя совместную ночь, даже не успели узнать имени друг друга.

По поведению героини можно предположить, что скорее всего она не нуждалась в продолжении, для неё это была скорее игра. Она специально не называет своего имени и даже не пытается узнать имя своего попутчика. Все, что знает поручик после расставания, это то, что она замужем и имеет трехлетнюю дочь. Утром и весь день герой чувствует внутреннюю опустошенность, точно такую же какой наполнилась их каюта. Он будто постарел сразу на десять лет. Его состояние гнетет чувство неизвестности, он хочет увидеться снова, но не имеет ни доли информации о том, где искать свою незнакомку. Его жизнь теряет всякий смысл.

О героине автор больше ничего не упоминает и читателю остаётся только предполагать, что испытывает она.

Смысловая нагрузка

6 стр., 2830 слов

Темные аллеи Бунина (разум и чувство и тема любви)

... рассказа Натали → Аргументы на тему: Он и она в произведениях Бунина и Куприна (для итогового сочинения) Самые подходящие примеры ... рано развратила ее, и теперь героиня была психологически травмирована. Порочность, чувство вины и отвращения к мужчинам ... отечественной литературе. Рассказ «Темные аллеи» дал название циклу произведений Бунина. Он стал символом ушедшей молодости, неразделенной любви, ...

В своём произведении Бунин не стал конкретизировать. В рассказе нет имён и названий. Читателю не известно на каком пароходе плыли главные герои, в каком городе они сделали остановку. Неизвестными остаются даже имена героев.

Вероятно, писатель хотел чтобы читатель понял, что имена и названия не важны, когда речь идёт о таком возвышенном чувстве, как влюблённость и любовь. Нельзя сказать, что поручик и замужняя дама обладают великой тайной любви. Та страсть, которая вспыхнула между ними, скорее всего, обоими изначально воспринималась, как интрижка во время путешествия. Но что-то произошло в душе поручика, и вот он не находит себе места от нахлынувших чувств.

Из рассказа можно увидеть, что сам писатель является психологом личностей. Это легко отследить по поведению главного героя. Поначалу поручик с такой легкостью и даже радостью расстался со своей незнакомкой. Однако спустя некоторое время, он задаётся вопросом, что такого в этой женщине, что заставляет его думать о ней каждую секунду, отчего теперь не мил ему весь белый свет.

Писателю удалось передать всю трагичность несбывшейся или потерянной любви.

Сочинение по произведению Солнечный удар 11 класс

Начиная анализ данного произведения, немаловажно выделить и заострить своё внимание на особенности произведений Ивана Александровича Бунина, а именно на несметное количество любовных рассказов, которые имеют, к сожалению, в большинстве своём, печальный конец.

В рассказе «Солнечный удар» автор преподносит нам сюжет пламенной и в то же время внезапной любви поручика и дамы, которые плыли на одном теплоходе. К слову, возлюбленная поручика имела трёхлетнюю дочь и мужа, что существенно повлияло на дальнейший ход событий в произведении. Пытаясь со всех сторон описать чувство любви, автор невольно трактует её как нечто мимолётное и неконтролируемое самим человеком. Истинная любовь – это спонтанность, стихийность, её невозможно объяснить, поэтому приходится только красочно и с воодушевлением преподнести в сравнении с чем-то сакральным.

В порыве страсти оба сходят с теплохода и направляются в гостиную, чтобы в уединении погрузиться в сладкое, и, как мы узнаем, зыбкое и непродолжительное счастье. Через призму страстей главному герою мир кажется «раем на земле» — всё пахнет, цветёт, природа мягко окутывает его своими прелестями. Но вот и другая сторона медали – на следующее утро дама покидает его, уверяя, что так будет лучше и для неё, и для него. Палитра восприятия внешнего мира тускнеет, в полном одиночестве он с болезненностью своих чувств страдает от мгновенных воспоминаний прошлой ночи, когда она была рядом с ним. Ассоциации наталкивают его на ноту переживаний, в нём постепенно просыпается непонятное чувство – он его не чувствовал доселе.

9 стр., 4152 слов

Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений ...

П. Собрание сочинений 6 томов 1951г включает в себя все его работы включая "Лекции по физиологии" «Рефлекс цели» «Рефлекс свободы» и т.д. Л.С. Выготский (1896-1934) Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии и лидер круга Выготского. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он ...

Игра воображения автора рисует нам картину постепенного «протрезвения», наглядно демонстрируя нам рану от любви, которая рано или поздно, под воздействием времени и других чувств медленно затягивается и утихает, давая человеку право на счастливую жизнь с дальнейшей судьбой, которую он сам себе плетёт своими силами. Как уже говорилось ранее, любовь – то, что невозможно подвести под какую-либо догму, ни один закон не в силах её изобразить так, как это есть на самом деле. Да что уж там говорить – человек, который хоть раз испробовал на себе её благоухание, не сможет толком описать и дать решительный ответ на этот вопрос.

Тема

В «Солнечном ударе», анализ произведения следует начать с характеристики главных проблем. В рассказе отобразился мотив , очень распространенный как в мировой, так и в отечественной литературе. Тем не менее, автор сумел раскрыть его оригинально, углубившись в психологию героев.

В центре произведения тема искренней, пылкой любви, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, разлуки влюбленных, внутреннего противоречия, вызванного несовместимостью чувств и обстоятельств. Проблематика произведения основана на психологизме. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – поручике и прекрасной незнакомке.

Начинается рассказ описанием обеда на палубе корабля. Именно в таких условиях познакомились молодые люди. Между ними сразу же пробежала искра. Мужчина предложил девушке сбежать от посторонних. Сойдя с корабля, они направились в гостиницу. Когда молодые люди остались наедине, пламя страсти сразу же охватило их тела и разум.

Время в гостинице пролетело незаметно. Утром поручик и прекрасная незнакомка вынуждены были расстаться, но сделать это оказалось очень сложно. Молодые люди раздумывают, что же с ними произошло. Они предполагают, что это был солнечный удар. В этих рассуждениях кроется смысл названия произведения. Солнечный удар в данном контексте – символ внезапного психического потрясения, любви, затмевающей разум.

Возлюбленная уговаривает поручика проводить ее на палубу. Здесь мужчина, кажется, снова поражается солнечным ударом, ведь позволяет себе поцеловать незнакомку при всех. Герой долго не может оправиться после разлуки. Его терзают мысли о том, что у его возлюбленной, скорее всего, есть семья, поэтому им не суждено быть вместе. Мужчина порывается написать возлюбленной, но потом понимает, что не знает ее адреса. В таком мятежном состоянии герой проводит еще одну ночь, недавние события понемногу отдаляются от него. Тем не менее, они не проходят бесследно: поручику кажется, что он постарел лет на десять.

В произведении автор реализовал идею о том, что настоящая любовь может прийти внезапно. Это чувство дарит миг счастья, за который приходится платить страданиями.

История написания

Наравне с циклом любовных рассказов «Темные аллеи», который Бунин написал в середине двадцатых годов XX века, «Солнечный удар» считается жемчужиной в творчестве писателя. Трагизм и трудности периода жизни Ивана Алексеевича полностью воплотились им в образе действующих лиц произведения.

2 стр., 910 слов

Анализ рассказа Солнечный удар Бунина

... что испытывает она. Сочинение по произведению Солнечный удар 11 класс Начиная анализ данного произведения, немаловажно выделить и заострить своё внимание на особенности произведений Ивана Александровича Бунина, а именно на ... большинстве своём, печальный конец. В рассказе «Солнечный удар» автор преподносит нам сюжет пламенной и в то же время внезапной любви поручика и дамы, которые плыли на ...

В 1926 году рассказ был напечатан в издании «Современные записки»

В контексте поэзии символистов образ незнакомки Бунина был воспринят, как мистическое таинство любви, одетое в плоть и кровь. Доподлинно известно, что Иван Алексеевич в процессе создания литературного шедевра пребывал под впечатлением от творчества Антона Павловича Чехова. Именно поэтому автор убрал вступление и начал повествование со случайного предложения.

Смысл

Смысл «Солнечного удара» заключён в том, чтобы показать читателям все грани любви. Она возникает внезапно, длится немного, проходит тяжело, как болезнь. Она одновременно прекрасна и мучительна. Это чувство может, как возвысить человека, так и окончательно уничтожить его, но именно оно способно подарить ему те яркие мгновения счастья, которые раскрашивают его безликие будни и наполняют его жизнь смыслом.

Иван Александрович Бунин в рассказе «Солнечный удар» стремится донести до читателей свою главную мысль о том, что пылкие и сильные эмоции не всегда имеют будущее: любовная лихорадка скоротечна и подобна мощному потрясению, но именно это и делает ее самым прекрасным чувством на свете.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Иван Алексеевич Бунин сегодня, пожалуй, более других писателей начала XX века заслуживает звания классика. Та бурная революционная эпоха, в которую он жил, не могла не повлиять на его человеческое и писательское мировоззрение, но Бунин, в отличие от других больших художников — Горького, Шолохова, Замятина, — остался верен избранному еще в молодости пути служения литературе как таковой, безотносительно к ее классовой, идейной, социальной направленности. Безусловно, у Бунина есть произведения в высшей степени злободневные (вспомним хотя бы «Окаянные дни»), и высказывания его о событиях в тогдашней России более чем определенны с политической точки зрения, но все-таки главное у писателя не это. Основным содержанием его произведений стало то, что волновало и занимало нас на протяжении всей нашей истории: проблемы взаимоотношения человека и мира, добра и зла, вечного и сиюминутного, и именно это побуждает нас сегодня читать и перечитывать Бунина, заново переживая то, что переживали до нас миллионы людей. Воистину прав тот, кто впервые сказал: классика всегда современна. И, конечно же, одной из вечных тем, воплощенных в творчестве Бунина, является любовь. Понимание писателем главного человеческого чувства далеко не тривиально. Попробуем же разобраться, каково оно и почему в произведениях Бунина любовь предстает как «солнечный удар».

Жизнь, попавшая под всевидящий бунинский взгляд, поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто прорываются они на поверхность: большинство людей так и не испытывают их рокового воздействия. Словно отдавая дань модернистским настроениям того времени, Бунин ищет примеры вулканического извержения страсти, которая трагически подчиняет человека своим слепым силам.

6 стр., 2627 слов

Анализ рассказа цифры кратко. Р. И.А. Бунин. Анализ рассказа «Цифры»

... писать цифры. Бунин, Анализ произведения Цифры, План 5 (100%) 1 vote На этой странице искали: бунин цифры анализ бунин цифры план план рассказа цифры бунин план рассказа бунина цифры анализ рассказа бунина цифры Урок литературы в 7 классе., Тема урока: ... однажды зимним вечером. Мысленно обращаясь к мальчику, он говорит ему, что тот большой шалун, который, увлекшись чем-нибудь, не знает удержу. Зато ...

Собственно, эта трактовка угадывается уже в некоторых предреволюционных произведениях писателя. Вспомним «Игната», «Сны Чанга» или рассказ 1916 года «Сын», который как бы предваряет «Дело корнета Елагина». Разве убийство Эмилем госпожи Моро и последующая неудачная попытка покончить с собой не продиктованы теми же неумолимыми причинами, что и смерть артистки Сосновской от руки Елагина?

Как и встреча Эмиля с госпожой Моро, знакомство и сближение Елагина с Сосновской означает не просто любовь, а «жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола». Елагин говорит следователю:«… наша несчастная встреча с ней — рок, Божья воля». И в другом месте сам автор характеризует Сосновскую: «Жизнь ее была сплошным томлением, непрестанной жаждой уйти прочь от постылого земного мира».

Здесь, как и в других рассказах 20-х годов («Огнь пожирающий», «Воды многие», «Преображение»), смерть — разрешительница всех противоречий. И позднее, в новеллах знаменитого сборника «Темные аллеи», слышен тот же голос отчаяния, словно говорящий «нет» человеческому счастью. После долгой разлуки и размолвок соединяются Алексей Мещерский и Натали («Натали»), но вскоре героиня умирает в преждевременных родах. Далеко от России встречаются два эмигранта — официантка парижской столовой Ольга Александровна и генерал Николай Платонович, оба изгнанные с родины, оба одинокие, но судьба в последний раз наказывает их: неожиданно генерал умирает («В Париже»),

Да, может показаться, что эти и многие другие произведения Бунина окрашены пессимизмом. Известно высказывание Горького: «Бунин переписывает “Крейцерову сонату” под титулом “Митина любовь”». Мне кажется, с этим можно и даже нужно поспорить, ведь в «любовных» рассказах Бунина нет и следа того аскетического отрицания плоти, которое пронизывает насквозь произведение Л.Н. Толстого.

Митина любовь к Кате — это необыкновенное по силе и чистоте чувство, которое в сравнении с «обыденным» увлечением Кати выглядит почти сверхъестественным. Для Мити трагическое противоречие заложено с самого момента зарождения их любви. «Уже и тогда нередко казалось, будто есть две Кати: одна та, которую с первой минуты знакомства с ней начал настойчиво желать, требовать Митя, а другая — подлинная, обыкновенная, мучительно не совпадавшая с первой». Митя гибнет, когда эта другая Катя разбивает созданный им идеал, и его сближение с бойкой деревенской молодухой Аленкой лишь обостряет ощущение страшной утраты. Настоящая любовь — величайшее благо, и она отнюдь не ограничивается сферой платонического, но и одной чувственностью ее не подменишь, — словно говорит нам писатель.

Целомудренный юноша чувствует себя обкраденным, опустошенным в мире, где любовь — всего лишь предмет торговли, либо по-деревенски откровенной («за пятерку на поросят»), либо «одухотворенной» Катиным «служением искусству». Такой любовью Митя жить не может. Своим характером, строем чувств, силой и стойкостью любви Митя похож на героев ранних бунинских рассказов, например, на Андрея Стрешнева («Последнее свидание»), не умеющего «просто любить» и жестоко обманутого Верой. Кстати, как и Катя, Вера объясняет свой поступок любовью к искусству, в данном случае к музыке.

6 стр., 2575 слов

Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина

... подвластно расчетам. Со смертью и смерть оказывается сильнее, впрочем как и всегда. Сочинение на тему тема жизни и смерти в прозе бунина ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА Жизнь и смерть – вечные темы ... к смерти. Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где, по мысли писателя, происходит неизбежная расплата за счастье. Например, рассказ “Натали” обрывается неожиданной смертью ...

Необычайная сила и искренность чувств свойственна героям бунинских рассказов, и в них нет смакования интимных сторон отношений между мужчиной и женщиной. Там, где любовь, — все свято. Некий поручик встретил на пароходе незнакомую, соблазнительную женщину, замужнюю и вполне порядочную («Солнечный удар»).

Что это? Заурядный адюльтер? «Пароходный» роман? «Даю вам честное слово, — говорит женщина поручику, — я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Чувственный порыв героев рассказа постепенно и словно против их воли вводит поручика и женщину в заколдованный мир новых отношений, которые действуют на них сильно и больно, и тем страшнее оттого, что они расстались навсегда и как бы умерли друг для друга. Дорожное приключение перерастает в настоящее потрясение, от которого сердце уже не оправится. Трудно отыскать другой рассказ, который в столь сжатой форме и с такой силой передавал бы драму человека, познавшего вдруг подлинную, слишком счастливую любовь. Счастливую настолько, что, продлись близость с этой маленькой женщиной, любовь тотчас же ушла бы, оставив лишь боль, причиненную «солнечным ударом».

Такова любовь по Бунину. Слепой рок, драма несоответствий, трагедия безысходности. Можно роптать и жаловаться, получив солнечный удар, но нельзя жить без солнца. Можно сетовать на злую судьбу, приведшую к разрушительной любви, но нельзя жить вовсе без нее. Мне кажется, именно это говорит нам И.А. Бунин в своих произведениях, и до сих пор они дороги нам и любимы нами потому, что в них мастерство большого художника сочетается с оригинальным и в то же время очень близким любому человеку видением мира, в котором мы живем и умираем и в промежутке между этим, конечно же, любим.

>Сочинения по произведению Солнечный удар

Жанр, композиция и литературное направление

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/solnechnyiy-udar-bunin-tema-lyubvi/

Малый объем, ограниченное количество персонажей и одна сюжетная линия — критерии, которые позволяют утверждать, что по жанру «Солнечный удар» Бунина является рассказом. Много своих произведений Иван Алексеевич писал в направлении реализм.

На это указывает дух эпохи XX века:

  • демонстрация безбедной жизни представителей высших слоев общества;
  • культ роскоши и денег как наружная сторона неравенства в социуме;
  • изображение простого персонажа в классических жизненных обстоятельствах.

Кроме того, персонажи отражают национальный характер той эпохи. Они являются носителями общечеловеческих характеристик. Нужно выделить язык написания рассказа: он живой, действующие лица общаются разговорной лексикой.

Композиция произведения линейная, ввиду небольшого объема является довольно примитивной. Особенность структуры состоит в отсутствии экспозиции.

Логическая цепочка событий представлена следующим образом:

  1. Вступление в произведении отсутствуют. Повествование начинается с интригующего предложения о том, что после обеда отдыхающие отправились на палубу.
  2. Завязка рассказа — представлена романом двух главных персонажей.
  3. Кульминация — «солнечный удар», неожиданные резкие чувства, которые возникли между поручиком и незнакомкой.
  4. Классической развязки в произведении нет. Читатели узнают о чувствах мужчины, который садится на корабль и уплывает обратно к своим будням.

Главный конфликт рассказа — внутренний: буря чувств, сильные переживания, стихийное бедствие, появившийся любви в сердце героя. Глубокий психологизм произведения погружает читателей в мир страданий мужчины.

10 стр., 4811 слов

Любовь в рассказах Бунина

... некоторых своих рассказах Бунин пишет о том, что любовь — это не всегда красиво и солнечно, а может и закончится история любви и трагично. Так, например, в рассказе «Солнечный удар» его герои ... разные годные его творческого пути, раскрывалась с разной стороны. В начале своего творчества Бунин описывал любовь между молодыми людьми, как нечто легкое, естественное и открытое. Она красива ...

Анализ 3

Мы ничего не знаем о героях этого короткого рассказа. Он – поручик. Судя по упоминанию пустынь Туркестана, возвращается с крайнего юга Российской империи. Она – барышня, у которой где-то есть муж и трёхлетняя дочка. Из персонажей повествования можно ещё упомянуть лакея «в розовой косоворотке» да весёлого извозчика. Вечером он вёз в гостиницу двоих, а на следующий пароход подвозил в пролётке уже одного офицера. Вот и всё. Остальное пространство рассказа занимает описание ощущений молодого повесы в раскалённом солнцем приволжском городке.

Почему она не захотела продолжить путь вместе? Видимо, понимала разницу между охватившей их страстью, и любовью. Дальше началась бы пошлость незаконной связи замужней женщины и молодого офицера. Из этого можно сделать ещё один вывод: она – старше и опытнее. Любовное приключение останется тайной, вспоминая которую, ей будет не так скучно коротать зимние вечера в каком-то провинциальном городе. А то, что с ними приключилось, всё равно не повторится. Дальше, если они не расстанутся, «всё будет испорчено».

Метания поручика по незнакомому городишке заслуживают отдельного разговора. Ему всё кажется слишком обыденным, скучным по сравнению с только что пережитым. Пожалуй, повесой его называть ещё рано. Молодой человек влюблён. Может быть, с ним такое случилось впервые. Солнце слепит его, воздух душит. Но он искренне заблуждается. Красивая женщина подарила ему ощущение счастья. И хорошо, что так ненадолго. Теперь он знает, что это такое, но ещё не испытал разочарования. Она подарила ему будущее.

Наверное, у прекрасной незнакомки не такая уж счастливая семейная жизнь. Иначе она не ездила бы на курорт в одиночестве. Замуж девушек выдавали рано, и она не успела испытать ничего подобного до того, как пошла под венец. Тем вечером она впервые дала волю своим чувствам. Благодаря чему возникает столько предположений и впечатлений после прочтения всего нескольких страниц? Ведь описана обычная житейская ситуация. Но автор уделил такое внимание тонким, вроде бы незначительным деталям, что рассказ благодаря этому как бы становится больше, изображая не провинциальный городок и двух людей, которые сошли там случайно с парохода, а всю страну. Можно сказать и о живописи Бунина, который написал и картину и рассказ одновременно. Но на этом живописном полотне видны не только внешние черты героев, но и их тончайшие переживания.

11 класс

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Бунина Холодная осень↑ БунинАнализ рассказа Бунина Кавказ →

О чём?

С самого начала рассказ интригует тем, что повествование начинается с безличного предложения: «После обеда вышли…на палубу…». Поручик встречает на корабле прекрасную незнакомку, имя которой, как и его имя, остаётся неизвестным для читателя. Их обоих словно поражает солнечным ударом; между ними разгораются страстные, пылкие чувства. Путешественник и его спутница сходят с корабля в город, а на следующий день она уезжает на пароходе к своей семье. Молодой офицер остаётся совсем один и через некоторое время осознаёт, что больше не может жить без той женщины. Заканчивается рассказ тем, что он, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет.

11 стр., 5382 слов

Иван Бунин. Темные аллеи. Рассказы

... кот сделал своего хозяина успешным и богатым человеком. Сочинение: Иван Бунин. “Темные аллеи”. Рассказы , Иван Бунин. “Темные аллеи”. Рассказы. В школе по бунинским описаниям природы пишут диктанты, студенты филфака ... из лучших в отечественной литературе. Рассказ «Темные аллеи» дал название циклу произведений Бунина. Он стал символом ушедшей молодости, неразделенной любви, осмысления и сожаления за ...

Внутренний мир героя

Для офицера эта встреча имела большее значение, чем для героини. В самом начале он относился к этому случайному знакомству не более как к приятному приключению. И когда на утро она сказала, что они не должны больше встречаться, мужчина с легкость согласился. Казалось бы, он не придавал серьезного значения этому мимолетному чувству.

Но когда герой осознает, что незнакомка покинула его навсегда, только тогда он понимает, что она ему была нужна. Его начинаеет пугать та буря эмоций, которая появилась с ее уходом. Он никогда не испытывал раньше ничего подобного. И стремительное влечение, счастье и тоска по ней соединились вместе, что привело к его понимаю того, что этот солнечный удар был слишком большим счастьем для него.

Но в то же время мужчина показан как человек слабый: ведь он не попытался ее остановить. И даже не думал о том, чтобы побороться за свою любовь. Ему оставалось только вспоминать об этой случайной встрече на пароходе.

Критика

Современные критики в целом положительно оценивают творчество Бунина, рассказ «Солнечный удар», в том числе. Так, например, литературный обозреватель, критик и писать К. Трунин говорит, что любовь по Бунину раскрывает «наитемнейшие стороны человеческой души» и что «скорее Бунин топчет любовь, чем её превозносит». Мысль критика заключена в оценке автором любви с её негативной стороны.

Трунин также считает, что «Тёмные аллеи» как цикл рассказов обличает пороки любви и переполнен чувством разочарования.

Автор: Елизавета Минаева

Тема рассказа

Следующий пункт анализа «Солнечного удара» Бунина — это определение тематики произведения. Конечно, это рассказ о любви и взаимоотношениях. Тема «Солнечного удара» Бунина схожа с темами большинства его рассказов.

Для писателя любовь — это не просто сентиментальные вздохи и платонические отношения. Для Бунина любовь — это вспышка, взрыв эмоций, накал страстей, который проявляется не только эмоционально, но и физически. Для Ивана Алексеевича не менее важен был чувственный аспект любви, о котором обычно не писали другие.

Но все это описывается не пошло, а акцентируется внимание читателя именно на эмоциях человека. Вот о такой любви-вспышке, слишком большом счастье повествуется в этом рассказе.

История создания

«Солнечный удар» был написан И. Буниным в 1825 году. Стоит отметить, что год написания совпал с периодом, когда писатель работал над рассказами, посвященными теме любви. Это один из факторов, объясняющий психологическую глубину произведения.

Об истории создания И. Бунин рассказывал Г. Кузнецовой. После разговора женщина написала в своем дневнике следующее: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У И.А. (Ивана Алексеевича) это начинается с природы, какой-нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так солнечный удар явился от представления о выходе на палубу после обеда, из света во мрак летней ночи на Волге. А конец пришел позднее»

1 стр., 451 слов

Разум и чувства в повести Солнечный удар, Бунин

... потому что нет ничего невыносимее ожидания. 1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Сочинение на тему: Разум и чувства в повести Солнечный удар, Бунин ... Бунин, наверное, первый русский классик, переосмысливший схему верной, отчаянной любви. Он ставил на первое место не платонические отношения, а страсть и романтику, что мы и наблюдаем в этом рассказе. ...

Особенности композиции

В анализе «Солнечного удара» Бунина следует рассмотреть композиционные особенности рассказа. Историю этого неожиданного влечения словно обрамляют два пейзажа — темнота и огни. Небольшие порывы ветра, приближающиеся огни — все это только подчеркивает стретимительность, стихийность их чувств. Темнота — это символ той неизвестности, которая ждет эти отношения.

Но кроме волнующего предвкушения в воздухе витало нечто печальное. Теплый летний вечер, заря, свет которой отражается в спокойной ряби воды, огни… Все это словно готовит читателя к печальному финалу случайной встречи на пароходе. Огни, мерцающие впереди, знаменуют счастье, которое ждет героев. Когда офицер покидает город, они остаются позади, словно показывая, что счастливые мгновения остались вместе с незнакомкой.

Но несмотря на небольшие описания, которые присутствовали в рассказе, основное место занимало описание внутреннего мира героев. Пейзажи должны были лишь обрамлять эту историю, красиво ее дополнять. Место встречи тоже довольно символичное — встретились люди совершенно случайно. А потом они так же просто расстались и каждый отправился в свое плаванье. Все это только подчеркивает концепцию рассказов Бунина.

Композиция

Композиция произведения простая, но на некоторые особенности стоит обратить внимание. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Тем не менее, начинается рассказ не экспозицией, а завязкой. Такой прием усиливает звучание идеи. Герои знакомятся друг с другом, а потом уже мы узнаем о них больше. Развитие событий – ночь в гостинице и утренняя беседа. Кульминация – сцена расставания поручика и незнакомки. Развязка – вспыхнувшая любовь понемногу забывается, но оставляет глубокий след в душе героя. Такое завершение предоставляет читателю возможность сделать определенные выводы.

Особенностью композиции произведения можно считать и обрамление: рассказ начинается и заканчивается сценой на палубе.

Михайлова М. В.: «Солнечный удар» — беспамятство любви и память чувства

«Солнечный удар»: беспамятство любви и память чувства

Публикуется с разрешения автора

Притяжение душ, взаимопонимание, духовная общность, сходство интересов всегда были важнее, чем тяготение тел, стремление к физической близости. Последнее — в согласии с христианскими догмами — даже осуждалось. Над Анной Карениной Л. Толстой вершит строгий суд, что бы там ни говорили различные критики. В традициях русской литературы было и изображение женщин легкого поведения (вспомним Сонечку Мармеладову) как чистых и непорочных созданий, чья душа никак не затронута «издержками» «профессии». И уж никоим образом не могла приветствоваться и не оправдывалась кратковременная связь, спонтанное сближение, плотский порыв мужчины и женщины друг к другу. Женщина, вступившая на этот путь, воспринималась как существо или легкомысленное, или отчаявшееся. И, конечно, никогда такие отношения не назывались любовью. Страсть, влечение в лучшем случае. Но не любовь.

Бунин принципиально переосмысливает эту «схему». Для него чувство, внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причем именно любовь и есть это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, вызывающее ассоциацию с солнечным ударом. Он убежден в этом. «Скоро выйдет, — писал он своему знакомому, /…/ рассказ «Солнечный удар», где я опять, как в романе «Митина любовь», в «Деле корнета Елагина», в «Иде», — говорю о любви».

Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе — основной форме проявления космической жизни. Она трагедийна в своей основе, т. к. переворачивает человека, резко меняет течение его жизни. Многое сближает в этом отношении Бунина с Тютчевым, который тоже считал, что любовь не столько вносит гармонию в человеческое существование, сколько проявляет «хаос», таящийся в нем. Но если Тютчева все же привлекал «союз души с душой родной», выливающийся в конечном счете в роковой поединок, если в его стихах мы видим неповторимые индивидуальности, которые изначально, даже стремясь к этому, не в состоянии принести друг другу счастье, то Бунина не волнует союз душ, скорее его потрясает союз тел, рождающий в свою очередь особое понимание жизни и другого человека, чувство неистребимой памяти, которое и делает жизнь осмысленной, а в человеке проявляет его индивидуальность.

В любви герои Бунина подняты над временем, обстановкой, обстоятельствами. Что мы узнаем о героях «Солнечного удара»? Ни имени, ни возраста. Только то, что он поручик, что у него «обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз». А она отдыхала в Анапе, а теперь едет к мужу и трехлетней дочери, что у нее прелестный смех и одета она в легкое холстинковое платье. Ну, может быть, еще, что она проста, весела и естественна в любом своем проявлении. Героиня вообще присутствует только в самом начале произведения, сразу после проведенной в гостинице ночи покидая своего случайного спутника. Все остальное пространство повествования занимают воспоминания о ней, перебирание каких-то эпизодов, связанных с ее поведением, словечками, повадками (дважды Бунин упоминает, как она прислоняет руку к щеке — ладонью наружу), вернее, та нестерпимая, обжигающая память, когда с ужасом осознаешь, что с человеком, ставшим тебе почему-то невероятно дорогим и близким, ты больше не увидишься, не сможешь поделиться с ним своими впечатлениями, не скажешь ему, как «мучительно и восторженно любишь» его. Отсюда берет начало цепь бесконечных и бесцельных блужданий поручика по городу, когда он посещает начинающий пустеть летний базар, и собор, где уже идет вечерняя служба, и запущенный садик на берегу реки, серия бессмысленных, ничем не объяснимых действий, совершаемых абсолютно машинально, только чтобы заполнить неожиданно образовавшуюся пустоту. Ест ли ботвинью со льдом, пьет ли, закусывая малосольными огурцами, рюмка за рюмкой водку, спит ли, забывшись тяжелым сном, сорит ли деньгами, давая внушительные суммы на чай лакеям, всюду его преследует ужас, отчаяние от одной мысли, что она потеряна для него «навсегда, навеки». И как сменяется ликующий солнечный день глубокой темнотой синей летней ночи, так ничего не остается в поручике от того быстрого, энергичного человека, каким он был еще утром. Ведь «затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство», мог ли он предположить, что все кончится «неразрешимой мукой», пониманием своего бессилия и невозможности что-либо сделать, исправить, объяснить.

Можно сказать, что весь рассказ «Солнечный удар», выросший, как признавался сам писатель, из одного мысленного «представления о выходе на палубу /…/ из света в мрак летней ночи на Волге», посвящен описанию этого погружения во тьму, которое переживает поручик, потерявший свою случайную возлюбленную. Это погружение во мрак, почти «умопомрачение», происходит на фоне нестерпимо душного солнечного дня, наполняющего все вокруг пронизывающим зноем. Обжигающими ощущениями буквально переполнены все описания: номер, где проводят ночь случайные попутчики, «горячо накален за день солнцем». И следующий день начинается с «солнечного, жаркого утра». И позже «все вокруг было залито жарким, пламенным /…/ солнцем». И даже к вечеру в комнатах распространяется жар от нагретых железных крыш, ветер поднимает белую густую пыль огромная река блестит под солнцем, даль воды и неба ослепительно сияет. А после вынужденных скитаний по городу погоны и пуговицы кителя поручика «так нажгло, что к ним нельзя было прикоснуться. Околыш картуза был внутри мокрый от пота, лицо пылало…».

Солнечность, слепящая белизна этих страниц должны напоминать читателям о настигшем героев рассказа «солнечном ударе». Это одновременно и безмерное, острейшее счастье, но это все же удар, хотя и «солнечный», т. е. болезненное, сумеречное состояние, потеря рассудка. Поэтому если вначале эпитет «солнечный» соседствует с эпитетом «счастливый», то потом на страницах рассказа возникнет «радостное, но здесь как будто бесцельное солнце».

Бунин очень осторожно раскрывает неоднозначный смысл своего произведения. Он не дает участникам кратковременного романа сразу понять, что с ними произошло. Первой слова о каком-то «засолнечном ударе» произносит героиня. Позже он в недоумении повторит их: «В самом деле, точно какой-то «солнечный удар». Но она еще говорит об этом не задумываясь, больше обеспокоенная тем, чтобы сразу прекратить отношения, так как ей может быть «неприятно» их продолжение. Если поручик поедет опять вместе с ней, «все будет испорчено», предполагает она. При этом героиня неоднократно повторяет, что подобного с ней никогда не происходило, что случившееся — для нее самой непонятно, непостижимо, уникально. Но поручик как бы мимо ушей пропускает ее слова (потом он, правда, со слезами на глазах, может быть, только для того, чтобы воскресить ее интонацию, повторит их), он легко соглашается с нею, легко довозит ее до пристани, легко и беззаботно возвращается в номер, где только что они были вдвоем.

А вот теперь-то и начинается главное действие, потому что вся история сближения этих двоих людей была только экспозицией, только подготовкой к тому потрясению, которое свершилось в душе поручика и в которое он сразу не может поверить. Сначала речь идет об странном ощущении пустоты комнаты, которое его поразило, когда он вернулся. Бунин смело сталкивает в предложениях антонимы, чтобы заострить это впечатление: «Номер без нее показался каким-то совсем другим, чем был при ней. Он был еще полон ею — и пуст. /…/ Еще пахло ее хорошим английским одеколоном, еще стояла на подносе ее недопитая чашка, а ее уже не было». И в дальнейшем этот контраст — присутствия человека в душе, в памяти и его реального отсутствия в окружающем пространстве — будет усиливаться с каждым мгновением. Нарастает в душе поручика ощущение дикости, неестественности, неправдоподобности произошедшего, нестерпимость боли от потери. Боли такой, что от нее надо во что бы то ни стало спасаться. Но спасения нет ни в чем. И каждое действие только приближает к мысли, что ему не «избавиться от этой внезапной, неожиданной любви» никаким способом, что вечно будут преследовать его воспоминания о пережитом, «о запахе ее загара и холстинкового платья», о «живом, простом и веселом звуке ее голоса».

Когда-то Ф. Тютчев умолял:

О, господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей: Ты взял ее, но муку вспоминанья, Живую муку мне оставь по ней.

Героям Бунина не надо заклинать: «мука вспоминанья» всегда при них. Писатель великолепно рисует то страшное чувство одиночества, отторжения от других людей, какое испытал поручик, пронзенный любовью. и увидеть в ее измене мужу порыв к свободе и протест против гнета вообще Достоевский считал, что такое чувство может испытывать человек, совершивший страшное преступление. Таков его Раскольников. Но какое преступление совершил поручик? Только то, что он оказался поражен «слишком большой любовью, слишком большим счастьем»!? Однако именно это сразу же выделило его из массы обыкновенных людей, живущих обыденной, ничем не примечательной жизнью. Бунин специально выхватывает из этой массы отдельные человеческие фигуры, чтобы прояснить эту мысль. Вот у подъезда гостиницы остановился извозчик и просто, беспечно, равнодушно, спокойно сидя на козлах, курит цигарку, а другой извозчик, отвозящий поручика на пристань, весело говорит что-то. Вот бабы и мужики на базаре энергично зазывают покупателей, нахваливая свой товар, а с фотографий смотрят на поручика довольные новобрачные, хорошенькая девица в заломленном картузе, и какой-то военный с великолепными бакенбардами, в украшенном орденами мундире. И в соборе церковный хор поет «громко, весело, решительно».

Конечно, веселье, беззаботность и счастье окружающих увидены глазами героя, и, наверное, это не совсем так. Но в том-то и дело, что отныне он видит мир именно таким, проникаясь к людям, не «ударенным» любовью, «мучительной завистью» — ведь они действительно не испытывают той нестерпимой муки, то неимоверного страдания, которое не дает ему ни минуты покоя. Отсюда его резкие, какие-то конвульсивные движения, жесты, порывистые действия: «быстро встал», «торопливо пошел», «в ужасе остановился», «стал напряженно смотреть». Писатель особое внимание уделяет именно жестам персонажа, его мимике, его взглядам (так в поле его зрения неоднократно попадает неубранная постель, возможно еще хранящее тепло их тел).

Важны также его впечатления от бытия, ощущения, произнесенные вслух самые элементарные, но потому и ударные фразы. Только изредка получает читатель возможность узнать о его мыслях. Так выстраивается бунинский психологический анализ — одновременно и тайный, и явный, какой-то «сверхнаглядный».

Кульминацией рассказа можно считать фразу: «Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах, во всем этом незнакомом городишке и в этой старой уездной гостинице была она, эта радость, а вместе с тем сердце просто разрывалось на части». Известно даже, что в одной из редакций рассказа было сказано, что у поручика «зрела упорная мысль о самоубийстве». Так прочерчивается водораздел между прошлым и настоящим. Отныне существует он, «глубоко несчастный» и некие они, другие, счастливые и довольные. И Бунин согласен с тем, что «дико, страшно все будничное, обычное» сердцу, которое посетила великая любовь — то, «новое… странное, непонятное чувство», которое этот ничем не примечательный человек «даже предположить в себе не мог». И свою избранницу мысленно герой обрекает в дальнейшем на «одинокую жизнь», хотя прекрасно знает, что у нее есть муж и дочь. Но муж и дочь присутствуют в измерении «обычной жизни», как в «обычной жизни» остались простые, незатейливые радости. Поэтому для него после расставания весь мир вокруг превращается в пустыню (недаром в одной из фраз рассказа — совсем по другому поводу — упоминается Сахара).

«Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, и казалось, что в них нет ни души». В номере веет зноем «светоносного (а значит, бесцветного, ослепляющего! — М. М.) и совершенно теперь опустевшего, безмолвного… мира». Этот «безмолвный волжский мир» приходит на смену «безмерному волжскому простору», в котором растворилась, навеки исчезла она, любимая, единственная. Этот мотив исчезновения и одновременно присутствия в мире человеческого существа, живущего в людской памяти, очень напоминает интонацию бунинского рассказа «Легкое дыхание» о сумбурной и неправедной жизни юной гимназистки Оли Мещерской, обладавшей этим самым необъяснимым «легким дыханием» и погибшей от руки своего любовника. Он заканчивается такими строчками: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

В полном соответствии с контрастом единичного существования человека-песчинки (такое определение напрашивается само собой!) и беспредельного мира возникает столь значимое для концепции жизни Бунина столкновение времен: теперешнего, настоящего, даже сиюминутного времени и вечности, в которую перерастает ВРЕМЯ БЕЗ НЕЕ. Слово никогда начинает звучать рефреном: «он уже никогда не увидит ее», «никогда уже не скажет» ей, что за чувство поселилось в нем. Хочется написать: «Отныне вся моя жизнь навеки, до гроба ваша…», но не можешь ей отослать телеграмму, т. к. неизвестны имя и фамилия; готов хоть завтра умереть, чтобы сегодня провести вместе день и доказать свою любовь, но ее невозможно вернуть… Сначала поручику кажется невыносимым прожить без нее лишь бесконечный, но единичный день в забытом богом пыльном городишке. Потом этот день обернется мукой «ненужности всей дальнейшей жизни без нее».

Рассказ имеет по сути кольцевую композицию. В самом его начале слышен удар о причал приставшего парохода и в конце слышны те же самые звуки. Между ними пролегли сутки. Одни сутки. Но они в представлении героя и автора отделены друг от друга по меньшей мере десятью годами (эта цифра дважды повторяется в рассказе — после всего случившегося, после осознания своей потери поручик чувствует себя «постаревшим на десять лет»!), а на самом деле вечность. Вновь едет на пароходе уже другой человек, постигнувший какие-то самые важные вещи на земле, приобщившийся к ее тайнам.

Поразительно в этом рассказе ощущение вещности, материальности происходящего. Действительно, может создаться впечатление, что такой рассказ мог написать человек, только реально переживший нечто подобное, запомнивший и одинокую шпильку, забытую возлюбленной на ночном столике, и сладость первого поцелуя, от которого перехватило дыхание. (Ведь единственные слова, которые «от себя» произносит автор рассказа, — это слова о том, что они «много лет вспоминали эту потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой». Герои же, которым не суждено более увидеть друг друга, не могут знать, что будет происходить с ними в той «жизни», которая возникнет за пределами повествования, что они будут чувствовать впоследствии. Об этом дано знать только автор!) Бунин резко возражал против отождествления со своими героями. «Никогда моих собственных романов я не рассказывал… и «Митина любовь», и «Солнечный удар» — все это плоды воображения», — возмущался он. Скорее, в Приморских Альпах, в 1925 году, когда писался этот рассказ, мерещилась ему сияющая Волга, ее желтые отмели, встречные плоты и розовый пароход, плывущий по ней. Все то, что уже не суждено было ему увидеть вовеки!

В сугубо «плотной», материальной манере повествования (недаром кто-то из критиков назвал выходящее из под его пера «парчовой прозой») выразилось именно мировоззрение писателя, жаждущего через память, через прикосновение к предмету, через оставленный кем-то след (когда-то посетив Ближний Восток, он радовался, что увидел в каком-то подземелье «живой и четкий след ступни», оставленный пять тысяч лет назад), противостоять разрушительному действию времени, одержать победу над забвением, а значит, и над смертью. Именно память в представлении писателя делает человека подобным Богу: «Я человек: как бог, я обречен // Познать тоску всех стран и всех времен». Человек в художественном мире Бунина, узнавший любовь, может считать себя божеством, которому открываются новые, неизвестные чувства — доброта, душевная щедрость, благородство. Писатель говорит о таинственности токов, что пробегают между людьми, связывая их в нерасторжимое целое, но при этом настойчиво напоминает о непредсказуемости результатов наших поступков, о том «хаосе», который скрывается под благопристойным существованием, о трепетной осторожности, которую требует хрупкая организация человеческая жизнь.

Бунинское творчество, особенно в преддверии катаклизма 1917 года и эмиграции, пронизано чувство катастрофизма, подстерегающего и пассажиров «Атлантиды», и беззаветно преданных друг друга возлюбленных, которых, тем не менее, разводят жизненные обстоятельства. Но не менее громко будет звучать в нем гимн любви и радости жизни, которые могут быть доступны людям, чье сердце не состарилось, чья душа открыта творчеству. Но и в этой радости, и в этой любви, и в самозабвении творчества Бунин видел опасность страстной привязанности к жизни, которая иногда может быть настолько сильна, что его герои выбирают смерть, предпочитая острой боли наслаждения вечное забвение.

Михайлова Мария Викторовна — профессор МГУ (кафедра русской литературы ХХ века), доктор филологических наук.

© 2000- NIV

Проблематика

  • Одной из основных проблем в рассказе «Солнечный удар» этого рассказа является проблема сущности любви. В понимании И. Бунина любовь приносит человеку не только радость, но и страдания, заставляя его чувствовать себя несчастным. Счастье недолгих мгновений в дальнейшем выливается в горечь разлуки и мучительное расставание.
  • Отсюда же вытекает и другая проблема рассказа – проблема кратковременности, зыбкости счастья. И для таинственной незнакомки, и для поручика эта эйфория была недолгой, но в будущем они оба «много лет вспоминали эту минуту». Короткие мгновения восторга сопровождаются долгими годами тоски и одиночества, но И. Бунин уверен, что именно благодаря им жизнь обретает смысл.

Краткий анализ , Год написания

  • 1825 г.

История создания

  • На написание произведения И. Бунина вдохновила природа Приморских Альп. Рассказ был создан в период, когда писатель работал над циклом произведений, связанных любовной тематикой.

Тема

  • Главная тема произведения — настоящая любовь, которую человек чувствует и душой, и телом. В завершающей части произведения появляется мотив разлуки с любимым человеком.

Композиция

— Формальная организация рассказа несложная, однако есть определенные особенности. Элементы сюжета размещены в логической последовательности, но начинается произведение завязкой. Еще одна особенность — обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.

Жанр

  • Рассказ.

Направление

  • Реализм.