Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина

Сочинение
  • Бунин
  • Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско

Данное произведение написано в то время когда была первая мировая война в 1915 году. Бунин очень любил в своих рассказах проводить черту о жизни и смерти. Описывает разных людей их характер и способ жизни. Одним из таких произведений и является «Господин из Сан-Франциско».

Этот небольшой рассказ, в котором описывается жизнь состоятельных людей. Бунин не пишет их имен ведь они как одна масса, одеваются одинаково и живут по одному расписанию. Все они считают, что в деньгах заключается счастье, что деньги им обеспечат все. Пассажиры «Атлантиды» в рассказе живут по одному распорядку дня, но их жизнь не настоящая. Господин из Сан-Франциско с семьей оказываются на этом пароходе не случайно, он долго стремился к богатству и у него это получилось. Он очень хотел жить с семьей в достатке и решил что этот тур, в который они отправились с семьей, сделает их счастливыми. Бунин даже имени не дал герою рассказа, потому что говорит, что никто и нигде его не запомнит, ведь все богатые люди одинаковые.

В рассказе даже не описывается ни один из его героев, ведь это не так важно. Бунин пишет о том, что главный герой рассказа решил со своей семьей отдыхать и ездить по странам и смотреть мир. Господин ошибочно считает, что то, что он делает это и есть жизнь, но на самом деле он не по-настоящему проживает каждый день. Мужчина со своей семьей прячутся за неким шаблоном богатой жизни. Они много едят и богато одеваются, ходят на балы и отдыхают в свое удовольствие.

Неожиданным поворотом в этом рассказе является тем, что господин из Сан-Франциско внезапно умирает. Бунин этот момент описывает с философской точки зрения. Главный герой рассказа откладывал свою жизнь на потом и хотел заработать много денег для того чтобы наконец то отдохнуть. Но ведь никто не знает, сколько ему отмерено прожить на этом свете. И господин, из Сан-Франциско поставив во главу деньги, так и не успел пожить. Он всю жизнь думал, что если у него будет много денег, то он будет счастлив. Оказалось все наоборот, и мужчина умер, так и не увидев настоящей жизни.

И уже, все на той же «Атлантиде» он возвращался домой, только был на самом низу парохода в коробке из-под содовой воды. Всем на пароходе было абсолютно на это наплевать, они жили все по тому же расписанию. Бунин пишет о том, что если человек поставил на первое место деньги, то он пропустит всю настоящую, счастливую жизнь мимо себя.

Сочинение на тему Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско

Бунин написал рассказ «Господин из Сан-Франциско» в 1915 году и казалось бы, необходимо учитывать исторический контекст этого произведения. В разгаре Первая Мировая война, однако она едва ли находит отражение в тексте. Историческая неопределенность и максимальная отвлеченность от пространственных и временных границ, характерные черты, художественного мира писателя. К ним стоит отнести необыкновенную краткость и высокую степень литературной организованности, словесной наполненности. Именно это позволяет раскрыть Бунина, вечную тему жизни и смерти, на страницах рассказа известно ограниченного в объёме.

8 стр., 3614 слов

Роман Бунина «Жизнь Арсеньева»

... медали: распущенность, безответственность отца по от­ношению к семье, что привело ее к полнейшему разорению. На все это в «Жизни Арсеньева» лишь вскользь намекается; об осуждении, даже о ... для творчества Бунина теме; как по замыслу, так и по воплощению она близка к книге рассказов «Темные аллеи», которую Бунин написал позже. Некоторые современники рассматривали «Жизнь Арсеньева» как биографию ...

Изначально автор хотел назвать произведение «Смерть на Капре», но по свидетельству самого Бунина, он зачеркнул это название тот час же, как написал первую строчку. Собственно первоначальное название не только раскрывает карты, не оставляя интриги в судьбе главного героя, но и отражает композицию текста. Небольшой рассказ можно условно разделить на 2 неравные части.

Первая – отдых господина из Сан-Франциско, в качестве пассажира на круизном лайнере «Атлантида» на пути к Старому свету. Вторая – возвращение героя на родину в Новый свет, но уже в гробу из ящика из под содовой в трюме парохода. Кульминацией сюжета является, внезапная смерть господина, положившая конец, его безымянному существованию. Примечательно, что смерть в рассказе не трагедия, ни для читателя, не для семьи главного героя. Еще более примечательно, что главный герой не имеет имени, это позволяет подчеркнуть, что жизнь господина лишена и смысла, и ценностей. Он не удостаивается не только сожаления, но и биографии, отличительных черт, способных выделить его в серой массе, от таких же пассажиров как он.

В каких случаях мы сталкиваемся с безымянным героем? Чаще всего тогда, когда имеем дело с собирательным образом, литературным воплощением тенденции общественной жизни, не зависящих от конкретной личности и её качеств. Иван Алексеевич использует данный приём для решения аналогичной художественной задачи. Господин из Сан-Франциско, образ и символ мира вещей, как пишет Бунин он практически сравнялся с теми, кого некогда взял за образец, и мы не безосновательно называем господина, очередной копией нового человека.

Кто этот новый человек? Он чаще всего ставит при выше богатства, тяготеет к комфорту, мыслит шаблонами, действует так как принято среди людей его круга, предпочитает план и порядок, спонтанносте и случайности, и совершенно глух к красоте окружающего мира. Бунин пишет « что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот, столь знаменательный для него вечер», он как всякий испытавший качку, только очень хотел есть.

Где обитает новый человек? Местом действия становится круизный лайнер «Атлантида», чудо техники, созданное руками человека. «Атлантида» — мир где предусмотрено всё для комфортной , стабильной, чётко регламентированной жизни. Бунин иронизируя, детально описывает распорядок дня лайнере, которого строго придерживаются пассажиры, такие же господа. Мы можем сказать что «Атлантида» — воплощение вершины прогресса и олицетворения новой цивилизации. В одной цитате «океан ходивший за стенами был страшен, но о нем не думали, Тверь веря во власть над ним командира», раскрывается главная черта нового мира. Убеждённость что технический прогресс сравнял человека и бога. Авторское отношение к новому человеку и миру, очевидно негативное. На всем что окружает господина на «Антлантиде» печать искусственности, апогея которой, танцующая на палубе изящная, влюбленная пара, нанятая играть любовь за хорошие деньги.

1 стр., 500 слов

Мой любимый рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско

... задуматься о ценности человеческой жизни, оценить взаимоотношения людей в обществе, пересмотреть собственное поведение относительно других. Также читают: Картинка к сочинению Мой любимый рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско Популярные сегодня ... обстоятельствах. И вот однажды в роскошной вилле на Капри, с Господином случился приступ, смерть настигла его очень скоро. Тело героя поместили в старый ...

Деталь на которую стоит обратить внимание – название корабля. Атлантида – затонувшая цивилизация, мир обреченный на страшную катастрофу. А иллюзия на мифический остров государства, подталкивает читателя к размышлению, о судьбах западных цивилизаций, вплетая в словесную суть рассказа мотивы трагедии и обреченности. Не случайно эпиграфом к рассказу в черновом варианте была цитата из ветхого завета «горе тебе Вавилон, город крепкий и в один час вершится суд твой».

Рассказ построен на антитезе, регламентирован ей и упорядоченный мир «Атлантиды», противопоставлен настоящему, живому миру, нашедшему воплощение в образе океана. Представляя себе корабль в море мы понимаем, что оплот новой цивилизации ничтожен перед лицом стихии, которая безусловно гораздо масштабные, чем самый большой круизный лайнер. Мотив стихии становится все более сильным по мере развития сюжета, это например: «не запланирована плохая погода в Неаполе». И безраздельно господствует во второй части произведения.

Как мы можем заметить, со смертью главного героя рассказ не заканчивается. Бунин описывает попугая в вестибюле, раз украшенную лошадка везущую тело господина в порт, Неаполитанский залив, лодочника Лоренсо. Прервалась одна жизнь, однако жизнь общая продолжается беспрерывно и потому так незначителен для Бунина новый человек со старым сердцем, а его претензии на господства вызывают лишь только авторскую усмешку.

Главную мысль рассказа нельзя свести к тезису, что богатство или власть, ничтожны перед лицом смерти. Безусловно и то и другое утрачивает значение если случается неисправимое. Однако Бунин мыслит шире, сам человек ничтожен перед лицом смерти, он лишь частица необъятной вселенной, а неё творец.

Человеческая жизнь, тонет в бытии и так наивный претензии на господство человека западной цивилизации, вообразившего что ему подвластна стихия, олицетворенная океаном. Господин из Сан-Франциско, который рассчитывает все своё путешествие, сталкивается с тем, что не подвластно расчетам. Со смертью и смерть оказывается сильнее, впрочем как и всегда.

Сочинение на тему тема жизни и смерти в прозе бунина

ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА Жизнь и смерть – вечные темы искусства, к ним возвращались и будут возвращаться писатели, особенно в кризисные, переходные эпохи, каким был рубеж Х1Х-ХХ веков в России. В прозаическом творчестве И. А. Бунина особенно напряженно звучат эти темы. Всякое подлинное искусство утверждает, что жизнь прекрасна. Проза И. А. Бунина в этом плане не исключение. Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, в каждой мелочи чувствуется биение ее пульса. Именно поэтому самое любимое бунинское слово – “свежесть”. Например, в рассказе “Антоновские яблоки” читаем: “свежее утро”, “свежие озимые”, “свежий лес”. Свежесть означает прежде всего физическое здоровье. Плодоносящая, здоровая жизнь – вот высшее земное благо. И “праздник осени” в “Антоновских яблоках” – это праздник всей жизни. Однако в прозе И. А. Бунина жизнь и смерть не противоположны друг другу. Органичность, естественность жизни – залог достойной смерти. Например, рассказ “Сосны” повествует о смерти крестьянина – охотника Митрофана. Все в нем рождает ощущение внутренней гармонии и нравственного здоровья: и коричневое лицо с бирюзовыми глазами, и то, как он входит в комнату, наполняя ее свежестью лесного воздуха.

8 стр., 3679 слов

Жизнь, смерть и бессмертие

... изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. По сути дела, речь идёт о триаде: жизнь - смерть - бессмертие, поскольку все духовные системы ... может смириться с тем, что именно ему придётся уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть, - пожалуй, единственное, ...

Перед смертью на предложение съездить в больницу он отвечает: “За траву не удержишься”. Его несуетность, внутренняя величавость сродни вечной природе. Он вышел из нее и ушел в нее, и могильный холм, укрывший его прах, видится писателю “думающим и чувствующим”. А в рассказе “Господин из Сан-Франциско” отношение к смерти становится критерием состоятельности жизни. Смерть миллионера в сюжете рассказа – единственное важное событие, она описана очень детально, и главное ощущение, которое вызывает это описание, – безобразие. Герой умирает, как животное, потому что у него нет внутренней готовности к концу. В отношении к смерти раскрываются и другие персонажи. Смерть воспринимается ими как досадное происшествие. По И. А. Бунину, человек только тогда чувствует силу и богатство жизни, когда ощущает неизбежность смерти. В прозе И. А. Бунина любовь становится точкой пересечения жизни и смерти. Писатель находит таинственную связь между ними. Чем пессимистичнее смотрит он на жизнь, тем чаще любовь в его изображении подводит человека к последней, роковой черте – к смерти. Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где, по мысли писателя, происходит неизбежная расплата за счастье. Например, рассказ “Натали” обрывается неожиданной смертью героини, но надолго остаются в памяти ее слова: “Разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?” Жизнь и любовь побеждают смерть. А. Твардовский назвал И. А. Бунина “по времени последним из классиков русской литературы”. Это определение означает не только силу слова и гармонию формы, присущие писателю. Своим великим предшественникам он соответствовал глубоким философским осмыслением темы жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны. (No Ratings Yet) Loading…

Похожие сочинения: , ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА

Любовь, красота, память в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»

Книга «Темные аллеи» стала важнейшим событием в творчестве Бунина последних лет. Первые одиннадцать рассказов были изданы в Нью-Йорке в 1943-м, а полностью книга вышла в Париже в 1946 году. «Темные аллеи» — уникальное произведение не только потому, что в ней все 38 новелл — о любви. Бунин создавал эту книгу во время Второй мировой войны, живя во французском городе Грассе. Воевала Франция, решалась судьба России, и Бунин с тревогой следил за сообщениями с фронтов. Решалась судьба мира. И как из горящего дома спасают самое ценное, Бунин спасал от забвения то, что любил, то, что могло исчезнуть навсегда. Он еще раз прошел по «темным аллеям» своей молодости вместе с созданными им героями и героинями, чтобы оживить в памяти все, что любил, чтобы напомнить человеку главное: «молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Любовь — лучшее, что было в жизни персонажей темных аллей. Вспоминая свою жизнь, героиня рассказа «Холодная осень» говорит о том, что в ее жизни только и было «тот холодный осенний вечер», когда она проводила на войну любимого человека. «И это все, что было в моей жизни, — остальное ненужный сон». Материал с сайта //iEssay.ru

2 стр., 826 слов

Любовь у Бунина разрушает чаще, чем созидает и причины этого ...

... потайные уголки человеческой души и позволяет детально разглядеть влияние любви на человека- порою созидательное, а порой разрушительное. ... время озаряющая жизнь человека, но делающая это время самым счастливым. Бунин уверен, что счастье не может длиться долго, ... В них мы встречаем различные проявления любви. Она может быть преданной до конца, может быть страстной, грустной или безответной. Но чаще ...

Любовь у Бунина почти всегда заканчивается смертью одного из героев: «На третий день Пасхи он умер в вагоне метро», — это о герое рассказа «В Париже». «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах», — это о Натали, героине одноименной новеллы. Убили в Галиции и героя «Холодной осени». Близкое присутствие смерти заставляет писателя острее почувствовать значение любви в жизни человека. Любовь, как зарница, осветившая жизнь любящих, навсегда сохраняется в памяти тех, кто остается жить, и тех, кто разлучается со своими возлюбленными по воле обстоятельств или из-за собственной глупости, как естественное чудо жизни, как вспышка света, озарявшая всю жизнь. Именно это чувство делает прекрасным и человека, и мир вокруг него. И спустя много лет память хранит воспоминания тех минут, когда человек был счастлив, и мир был полон красоты и поэзии: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»

Любовь и красота для Бунина — высшие жизненные ценности. Их недолговечность, обреченность, с одной стороны, увеличивает их ценность, а с другой — создает ощущение трагичности бытия, где все лучшее обречено на гибель.

Остается память, которая хранит лучшее в жизни человека и согревает его теплом воспоминаний, когда «все проходит».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • любовь красота и память
  • литературный пересказ рассказа бунина темные
  • бунин: все проходит, а память остается
  • любовь красота память в рассказах бунина сочинение
  • любовь, красота, память в рассказах бунина

Любовь, красота, память в рассказах И. Бунина

Поздние рассказы Ивана Алексеевича Бунина открывают еще одну грань этого самобытного и бесконечно разнообразного художника. Чем старше и мудрее становится писатель, тем звонче и ярче высвечиваются в его рассказах-воспоминаниях юность, любовь, красота. Писатель откровенно, до натурализма отчетливо показывает любовь своего лирического героя. Причем, ностальгия по юности и родине сливается в единый мотив, с тихой ласковой грустью повествует о былом и несостоявшемся счастье.

Удивительно, но все рассказы Бунина о любви окрашены печалью,

пусть легкой, но грустью. Жизнь лишь поманила героя, открыла великое таинство любви и дорогу в эту прекрасную страну. Почти всегда Бунин описывает первую юношескую любовь, осветившую начало жизни героя, вспыхнувшую яркой звездой и не продлившуюся в дальнейшей его судьбе. В рассказе «Темные аллеи» Николай Алексеевич и Надежда расстаются — слишком разные они по воспитанию, социальному положению и культурному уровню. Но добровольный отказ от любви — этого великого дара — наказуем.

10 стр., 4672 слов

Что такое Память. Роль памяти в жизни человека

... и человечество. Сочинение Роль памяти в жизни человека 11 класс ЕГЭ рассуждение Память играет огромную роль в нашей жизни. Благодаря ей мы принимаем многие важные решения. Память является причиной ... часто проблему памяти затрагивают писатели в своих произведениях. Так ключевым вопросом, который поднимает А.П.Чехов в пьесе «Вишневый сад», становится роль памяти в жизни человека. Любовь Раневская любит ...

И нет в дальнейшем у героев счастья. Однажды судьба улыбнулась Николаю Алексеевичу, сотворив великое чудо, но условности света

заставили героя бросить Надежду, и он наказан. По его собственному признанию: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста… — жену я без памяти любил.

А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…»

Может быть, это и есть Божий суд над героем, отвергшим самое святое, что может дать судьба. Однако не все так просто объяснить. Да, любил он Надежду, красавицей она была необыкновенной, но представить ее «не содержательницей постоялой гостиницы», а женой, хозяйкой ‘ петербургского дома и матерью своих детей он не мог. Слишком сложен, полон условностей мир людей.

Рассказ «Руся» — это, скорее, небольшая зарисовка о материнском эгоизме, страсти, юношеском максимализме и ностальгическом чувстве по ушедшей молодости, такой ранимой и прекрасной, безвозвратно потерянной, которая вспоминается в зрелости с легкой затаенной грустью. Теперь уже пришел опыт и мудрость, знание жизни, но не вернуть тех лет, не повернуть времени вспять, и горечь воспоминаний приносит сладостное томление, потому что сердце любило, страдало и мучилось. Сейчас это невозможно, и очень жаль. Бунин прекрасно передает оттенки состояния души, переходы настроения. Высветив на миг, как лучом прожектора, самое яркое и дорогое сердцу воспоминание, писатель объясняет потребность человека в этой иллюзорной поддержке.

Память таит в себе дорогие и горькие воспоминания, без которых невозможно представить человеческую жизнь.