И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Анализ произведения

Сочинение

Рассказ написан в 1921 году в Париже, т. е. в эмиграции. В основу рассказа И. А. Бунина положены следующие воспоминания: «Когда мы с моим покой­ным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхити­тельно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге всем существом и все говорили: «Так могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди!»

Сюжет

Как и во многих произведениях Бунина, четкого сюжета в рассказе нет. Со­держание этого произведения — воспоминание рассказчика о том, как когда-то он, идя по дороге, слышал, как в березовом лесу поблизости косцы косили и пели.

Рассказчик передает свое чувство, связанное с впечатлением от этого пения, понимание того, что никогда ему не забыть этого предвечернего часа, а самое главное, никогда до конца не понять, в чем прелесть этой песни косцов.

Поэтика, композиция, идея

Рассказ «Косцы» также можно назвать лирическим очерком, поэтической зарисовкой.

Четкого сюжета и композиции произведения нет — это размышления писа­теля о русском человеке, о России, мечта о духовном единении со своей страной. Можно сказать, что и героев в рассказе нет. Нет и изображения действий, рабо­ты косцов. В центре произведения — чувства и мысли автора. Он размышляет о косцах, о том, что каждый из них — часть большой неделимой артели. Косцы поют, сами не осознавая того, что их песня гармонично вливается в жизнь при­роды. Слушая их пение, автор ощущает себя единым целым с этим народом, частью родины, России.

Этот рассказ можно назвать стихотворением в прозе. В нем чувствуется пере­кличка с рассказом «Певцы» другого русского писателя — И. С. Тургенева, где речь идет также о таланте народа, о силе и красоте народной песни.

Писатель использует в произведении яркие изобразительные средства:

  • эпитеты (предвечернее время, полевой воздух, облака на уже розовеющем западе);
  • метафоры (свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов;
  • наш общий дом была — Россия, мы были дети своей родины;
  • чувства рассказывали вздохами, полусловам;
  • звучность березового леса;
  • откли­кающаяся даль);
  • сравнения («…это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди…»).

    6 стр., 2627 слов

    Анализ рассказа цифры кратко. Р. И.А. Бунин. Анализ рассказа «Цифры»

    ... Анализ произведения Цифры, План 5 (100%) 1 vote На этой странице искали: бунин цифры анализ бунин цифры план план рассказа цифры бунин план рассказа бунина цифры анализ рассказа бунина цифры Урок литературы в 7 классе., Тема ... племянником, возникшей однажды зимним вечером. Мысленно обращаясь к мальчику, он говорит ему, что тот большой шалун, который, увлекшись чем-нибудь, не знает удержу. Зато нет ...

Из бунинских одухотворенных описаний возникает целостный образ стра­ны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Написанный уже в эмиграции, рассказ несет в себе и чувство горечи, связанное с потерей родины, и передает огромную любовь Бунина к ней.

В центре этого описания — дорога, один из излюбленных символов страны, напоминание о предках, о связи поколений, о бесконечности течения времени. И в простых людях, косцах, поющих песню, есть «несознаваемое, но кровное родство» с родной землей. Гармоничность изображенного писателем мира раз­бивается о фразу: «…это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки…».

В рассказе ярко проявляется особенная писательская манера Бунина, которую называют импрессионизмом. Она подчинена стремлению как бы остановить, запечатлеть миг жизни, исчезающий и утекающий в вечность.