Приемы аргументирования 25 задания: читательский опыт (авторский курс)

Сочинение

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(курсовая подготовка) учителей кризисных школ

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, Задание 25

Модуль «Обучение приёмам аргументирования собственной позиции через читательский опыт» (Критерий 4)

Раздел 1. Ознакомление с теоретическим материалом

(из МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ. Авторы: Цыбулько И.П. (руководитель), Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В. Федеральный институт педагогических измерений, 2017) .

ЗаданиеЕГЭ с развернутым ответом (25 задание)

  1. анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  2. комментировать главную проблему исходного текста;

  3. определять позицию автора текста по заявленной проблеме;

  4. выражать и аргументировать собственное мнение;

  5. последовательно и логично излагать мысли;

  6. использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  7. практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Вторая часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.

критериев

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его ( привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы )

4 стр., 1849 слов

Как сформулировать проблему текста?

... текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение). После ученик переходит к аргументации ... задачу поиска и может пригодиться тем, кто только учится определять проблему текста. Проблемы из текста песни Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и

3

привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт

или

привёл только один аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

2

привёл один аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме,

но не привёл аргументы

или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение экзаменуемоговообще не отражено в работе

0

культуроведческой

АРГУМЕНТАЦИЯ

Исходя из специфики второй части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание этой части, адекватнее руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации. В коммуникативном же плане «аргументация есть процесс передачи, истолкования и внушения реципиенту информации, зафиксированной в тезисе аргументатора».

Экзаменуемый решает конкретную задачу, связанную с умением строить собственные высказывания через аргументирование с применением читательского и жизненного опыта.

Читательский опыт

I . Иллюстративные аргументы – примеры.

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

1. Конкретный пример:

  • литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

2. Предположительный пример (рассказывает о том, что могло бы быть при определённых условиях).

II . Ссылки на авторитет:

  • мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;
  • цитата из авторитетного источника;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/primeryi-iz-chitatelskogo-opyita-dlya-sochineniy-po-russkomu-yazyiku/

  • мнение специалиста, эксперта;

композиционно оформить

Алгоритм проверки экспертом работы экзаменуемого по критерию, связанному с применением читательского опыта в рамках аргумента:

  1. Установить соответствие аргумента смысловой функции: приведенный пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение.

  2. Квалифицировать аргументы. Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).

    2 стр., 935 слов

    Примеры мини-сочинений по произведению Тургенева «Муму»

    ... небольшого объёма текста можно использовать один из стилей, а если работа подразумевает более углублённое раскрытие темы в сочинении по рассказу «Муму», ... жизни простого народа. Это произведение не может оставить равнодушным даже самого чёрствого человека. Это сочинение — яркий пример ... барыни про ... ёл ... произведения. Ученик только кратко передал повествование своими словами. Выделил главные, по его мнению, ...

  3. Определить количество аргументов.

Критерий 4 (3 балла)

3 балла ставится за работу, в которой «экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)».

Приведем примеры сочинений с правильным выбором художественного произведения в качестве аргумента.

Сочинение по тексту И. Бражина.

«Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Роль творческих людей в военные или просто тяжелые для народа годы очень велика. Ведь именно творческие люди создают произведения, которые помогают людям выжить и победить.

В качестве примера, подтверждающего мою точку зрения, я могу привести пример военной и творческой биографии К. Симонова. С началом он был призван в армию, работал в газете. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. В 1943 году К. Симонов получил звание подполковника, а после войны — полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Стихи этого поэта переписывались от руки, их читали в окопах, они помогали выжить и победить.

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. Свою лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой», определяя этим названием ее содержание и стилистические особенности. В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Окончательный вариант был завершен в 1945 году. Василий Теркин стал главным героем народной войны.

Известно, что свыше 400 поэтов и писателей не вернулись с Великой Отечественной войны, 18 из них стали Героями Советского Союза. Стихи многих поэтов сейчас можно найти в сборнике «До последнего дыхания: Стихи поэтов, павших в Великой Отечественной войн». Эти стихи поражают своим лиризмом и верой в победу.

Чем дороги нам сегодня произведения поэтов и писателей, павших на войне? Они напоминают нам еще раз о том, что нельзя решать споры между государствами путем войны, путем применения силы. Но главное – эти произведения поражают верой в правоту и мужество людей, защищающих свою землю».

Сочинение по тексту В. Розова.

«В. Розов четко доказывает свою позицию, приводя примеры из собственной жизни. Я также являюсь приверженцем позитивного восприятия жизни, близкого к пониманию счастья Виктором Розовым. В классической русской литературе мне близок по восприятию жизни Пьер Безухов в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер ощутил счастье лишь тогда, когда, отказавшись от праздной и бездуховной жизни, обрел внутреннюю гармонию в любви к Наташе. А вот в «Вишневом саде» А.П. Чехова всё выглядит иначе. Раневская, имея и дом, и сад не смогла обрести душевной гармонии, она не ощущает счастья».

1 стр., 402 слов

Художественные произведения о войнах всегда по самой своей сути

... произведениях о войне, по крайней мере, в большом количестве из них, просто неизбежен, от этого никуда не деться. В то же время стоит признать, что такой вымысел не всегда ... влечет за собой много жертв и проблем для обычного человека. Тем не менее, большинство авторов, пишущих о войне, занимали определенную сторону, позицию. Они отдавали предпочтение одной из ...

Сочинение по тексту С. Михалкова

«Я полностью согласна с автором. Во-первых, литература воспитывает, и, я бы даже сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего и не читающего в детстве и юности художественной литературы. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека. Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации. Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль. В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно».

Приведенные аргументы выстроены логично, но они являются аргументами из жизненного опыта.

В сочинение по тексту В. Токаревой

«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.

Позиция автора мне известна из произведения Тургенева «Муму», когда Герасим утопил свою преданную собачку.

Недавно в газете «Новая Ладога» было написано, что незаконно было убито большое количество нерп, которые из-за хорошей экологии приплыли к берегам Ладоги.

Бабушка рассказывала, что на даче поселилось очень много уток, которые уже начали выстраивать свои гнезда в камышах. Весь кооператив, в основном дети, приходят на пирс их подкармливать, но точно не убивать.

В заключение хочу сказать, чтобы люди были ответственны и скромны по отношению ко всей живой природе, чтобы меньше было агрессии и больше помощи в сторону животных».

Раздел 2. Художественные произведения для аргументирования собственной позиции через читательский опыт.

Часто выбор произведения в качестве аргумента для собственной позиции вызывает у обучающего определенную трудность. Далее предлагается список произведений, в которых можно найти практически все проблемы:

  1. Л.Н.Толстой «Война и мир»

  2. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

  3. М.А.Шолохов «Тихий Дон»

  4. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Но данные произведения содержат большой объем и могут быть прочитаны поверхностно. Ниже приводятся примеры небольших по объему рассказов, включающих разноспектральные проблемы:

  1. А.П.Платонов «Неизвестный цветок», «Юшка», «Возвращение», «Усомнившийся Макар»;

    6 стр., 2529 слов

    Сочинения и анализ произведения «Первая любовь»

    ... тайно интересуется жизнью девушки. Спустя время он узнает, что она вышла замуж, а позже умерла во время родов. В произведении наглядно показано то, что ненависть ходит рядом с любовью. Так ... девушка смеется над юным парнем. Спустя время Владимир узнает, Зинаиде нравится его отец. Парень стал наблюдать за развитием отношений между девушкой и Петром Васильевичем. Следя за ними, ...

  2. М.А.Шолохов «Судьба человека», «Донские рассказы» («Родинка»);

  3. Н.В.Гоголь «Шинель»;

  4. А.П.Чехов «Палата №6», «Ванька», «Смерть чиновника», «Тоска», «Крыжовник»;

  5. В.П.Астафьев «Царь-рыба»;

  6. Л.Андреев «Кусака»;

  7. И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Кавказ»;

  8. А.И.Куприн «Куст сирени»;

  9. Е.Замятин «Пещера»;

  10. В.Г.Короленко «Огоньки»;

  11. И.С.Тургенев «Бежин луг»;

  12. А.Н.Толстой «Гадюка»;

  13. Л.Андреев «Иуда Искариот».

Раздел 3. Рекомендации по подбору художественного материала в рамках некоторых проблем текста., Чаще всего в исходных текстах ЕГЭ рассматривается множество проблем, в частности:

  1. — философские ( затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления);

  2. — социальные ( касаются устройства и жизни общества);

  3. — политические ( связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп);

  4. — экологические ( отражают взаимодействие человека и окружающей среды);

  5. — н равственные (этические) ( связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения).

  6. Проблематика может быть:

  7. социально-политической,

  8. культурно-бытовой,

  9. нравственно-этической,

  10. национально-исторической,

  11. эстетической,

  12. литературной…

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/primeryi-iz-chitatelskogo-opyita-dlya-sochineniy-po-russkomu-yazyiku/

Примеры художественных произведений в рамках проблем., Безразличие, чёрствость и равнодушие в отношении человека

В драме «На дне» М.Горький показывает, как абсолютно чёрствые, бездушные, бессердечные люди могут превратить жизнь человека в ад. Василиса Костылёва, будучи хозяйкой ночлежки, в которой обитают обиженные судьбой люди, всячески унижает, оскорбляет их, уничтожает то светлое, что осталось в их душах. Василиса проявляет бездушие не только по отношению к обитателям ночлежки, но и по отношению к родной сестре.

8 стр., 3839 слов

На что способен человек ради любви

... сих пор слагаются страшные легенды. Сочинение на тему на что способен человек ради любви Мне кажется, любовь – одно из самых прекрасных чувств, которое способен испытывать человек. Так что же это за чувство, которому ... и превращению княжества в светскую столицу Европы. Король Англии оставил престол ради жизни с любимой женщиной Stargate Studios Согласно древнегреческой мифологии, Елена — ...

Власть и общество

Антиутопический образ власти представлен в романе Е.Замятина «Мы». Герои произведения живут в особом системном строе. Они подобны механизмам, которыми государство с лёгкостью управляет. Жизнь героев ведётся по определённому порядку, по строгому расписанию. И по истечении определённого времени власть добивается своего: люди постепенно превращаются в бессердечных существ, маленьких винтиков большого механизма под названием государство.

3. Воспитание человека.

Как известно, в русской литературе учитель является олицетворением нравственности, гуманности. Так, герой повести В.Быкова «Обелиск» Алесь Иванович Мороз всю свою жизнь, любовь и заботу посвятил детям. Он провожал их домой, спасал их от гнева родителей, брал на себя чужую вину, одним словом, был примером настоящего учителя.

Жизненные ценности: истинные и ложные.

Тема истинных и ложных ценностей является одной из ключевых в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении представлена массовая дезориентация современного автору поколения. Люди повязли в различных грехах: от скупости до взяточничества. Воланд, а также его свита, являются некой лакмусовой бумажкой, индикатором, демонстрирующим неизменность человеческой сущности. Автора тревожит то, что человек мегаполиса в погоне за материальными благами окончательно забывает об истинных, вечных ценностях.

Одиночество.

К теме одиночества не раз обращались писатели в своих произведениях. Так, одним их самых известных героев, сознательно обрекающих себя на одиночество, является Евгений Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой достаточно пренебрежительно относится к своим друзьям, родителям и окружающим его людям.

Ответственность человека за свои поступки и жизни окружающих.

Повесть В.Быкова «Обелиск». Автор этого произведения рассказывает о непростой, трагической судьбе необыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза, который посвятил ученикам всю свою жизнь. Провожая детей домой, он спасал их от гнева родителей, брал на себя чужую вину. Когда его ученики в связи с военными действиями оказались в плену, и Мороз знал, что они обречены на смерть, он, будучи человеком гуманным, нравственным, добровольно пошёл к своим ученикам, дабы поддержать своих воспитанников, успокоить их перед кончиной. Тем самым Алесь Иванович Мороз не просто взял на себя ответственность за жизни окружающих его людей, но и отдал свою собственную ради спасения их душ.

Человек и история. Роль личности в истории.

Герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Кутузов. Будучи великим русским полководцем, он является воплощением простоты, добра и искренности. В решающие моменты военных действий Кутузов ведёт себя как настоящий патриот, который чувствует ответственность за свою страну и её жителей. Таким образом, Кутузов действительно гениальный полководец, и его роль в исходе Отечественной войны поистине велика.

1 стр., 421 слов

Цель в жизни в романе Герой нашего времени Лермонтова

... потому что таких как Печорин можно встретить где угодно. Хотя будет неправильно сказать, что их много. Это человек глубинный, замкнутый и ... При этом, описывая образ Печорина, он подразумевал не одного человека, а целое поколение пороков. Несмотря на то, ... а наутро его нашли зарубленным шашкой офицера. Самое удивительное, что Печорин видел на лице этого несчастного офицера (его звали Вулич) ...

Человек и искусство. Воздействие искусства на человека

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главные герои, награждённые искренней и высокой любовью, живут одной целью, связанной с романом Мастера об Иешуа и Пилате. Погрузившись в искусство, герои ощущают настоящее счастье и гармонию в своём микромире. Тема псевдоискусства связана с писателями – массолитовцами, штампующими низкопробную литературу по заказу.

Патриотизм, любовь к родине.

Наиболее ярким примером, отражающим возвышенную, бескорыстную любовь к родине является герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Автор,воплощая в своём персонаже самые сильные черты национального характера, показывает, каким должен быть истинный патриот, как нужно любить свою отчизну. Гоголь наглядно показывает, что нельзя ставить личное выше любви к родине. Доказательством служит трагическая сцена, где Тарас Бульба убивает своего сына Андрия. Таким образом, любовь к родине становится важнее, чем любовь к сыну, ибо перед любовью к отчизне отступает всё: отцовская любовь и любовь к женщине.

Отцы и дети.

Сложные взаимоотношения отца и сына представлены в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Так, главный герой предстаёт перед ужасным выбором: на одной чаше весов оказывается его родной сын Андрий, горячо любимый родителями, а на другой – преданная родина, за которую сам Тарас Бульба готов отдать жизнь. Андрий, влюбившись в полячку, перешёл на сторону противника, тем самым предав отца и свою страну. Сын сделал свой выбор, к большому несчастью, отец – тоже. Несмотря на сильные отцовские чувства, Тарас вынужден убить собственного сына, ибо предательства он простить не смог.

Научный прогресс и нравственность

Нравственность и научно – технический прогресс – трудно совместимые понятия. Доказательством тому служит роман Е.Замятина «Мы». Герои произведения живут в особом системном строе, где население достигло невероятного научно – технического прогресса, однако напрочь лишилось всякого нравственного начала и человеческих чувств. Люди, живя по особому механизму, стали подобны винтикам большой социальной машины. Вся жизнь героев подчинена определённым законам и правилам. Весь мир подчинён лишь логике и математике. Это приводит героев романа к нравственной деградации и потере смысла жизни. Таким образом. Голый технический прогресс превращает общество в некую бездуховную массу.

Тема учителей в русской литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/primeryi-iz-chitatelskogo-opyita-dlya-sochineniy-po-russkomu-yazyiku/

В рассказе В.Распутина «Уроки французского» освещается тема русских учителей. О молодой учительнице французского языка мы узнаём со слов главного героя – ученика районной школы. Мальчик с теплотой и уважением вспоминает свою учительницу, которая совершает настоящий подвиг в глазах героя. Лидия Михайловна всячески ( в том числе игрой на деньги) помогала голодающему ученику. Возможно, с точки зрения школьного устава действия учителя являются неправомерными (именно поэтому директор школы увольняет молодого педагога), однако с точки зрения гуманизма, нравственности это единственное, что мог сделать настоящий человек, учитель с большой буквы.

Проблема утраты цели в жизни.

Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие, как, например, в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Герой его – Николай Иванович Чимша – Гималайский – мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг… — того и гляди, хрюкнет в одеяло»).

1 стр., 441 слов

Любовь к родине есенин

... дремучими лесами и свежим ветерком. Каждая строка стихотворения Есенина согрета любовью к родине: Свет луны, таинственный и длинный. Плачут, вербы, ... стихотворение, мы понимаем весь кошмар того времени. Гибли люди, природа. Ни чем нельзя сгладить боль матерей, которые ... Колыбель колдовная счастье мне пророчила. Есенин описывает свою родину, словно она вся его жизнь. Щебетание птиц, лучи солнца и ...

Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека.

Проблема эмиграции.

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких – то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился. Есть, например, у И.А.Бунина рассказ «Косцы». Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Это плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине.

Виды тренировочных работ при подготовке по подбору аргументов

  1. Упражнение «Подбери пример»

Задание: подобрать примеры из читательского опыта к заданным тезисам, например:

  • Мир — это зеркало, которое показывает каждому человеку его собственное отражение. (У. )

  • Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Д. )

  • Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание… (И.С. )

  1. Упражнение «Продолжи рассуждение»

Задание: продолжить рассуждение, выбрав литературный образ для иллюстрации мыслей.

  • Стремление к добру на планете может объединить миллиарды людей, все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле.

  • …Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении ее, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты…

Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы. После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.

Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой 1 )

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?)

9 стр., 4140 слов

Проблема роли детства в жизни человека: аргументы из литературы. «Детство»

... жизни человека, аргументы в пользу влияния ранних лет на становление личности, дети могут в школе на уроках литературы. Этот вопрос поднимается во многих классических произведениях. Тема для сочинения «Роль детства ... писатель, найдет свое отражение в судьбах других людей. Ведь в будущем, когда многие из нас будут воспитывать своего ребенка, мысль о том, как каждое слово может повлиять ...

Позиция

Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)

«Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа)

А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар».

А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек».

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.

Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер).

«Правду говорить легко и приятно». (Иешуа)

А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не оспоривай глупца»)

Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти); М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Солженицына, не пожелавших творить в угоду власти

Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.

1

Раздел 4. Официальные сайты при подготовке к ЕГЭ, включая 25 задание.

Раздел официальные сайты при подготовке к егэ 1

Использованные материалы:

  1. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И. П. Цыбулько.- М.: Издательство «Национальное образование», 2016.

  2. Сенина Н. А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. – Изд. 6-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Легион, 2014.

  1. Сенина Н. А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. – Изд. 6-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Легион, 2014; стр. 5.