Подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого Кавказский пленник»

Сочинение

ТЕМА: Подготовка к сочинению «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

Тип урока : урок комплексного применения ЗУН.

Методы обучения:, Формы обучения:, Оборудование, Оформление доски

Из всех добродетелей и достоинств

души величайшее достоинство – доброта.

Фрэнсис Бэкон

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, Образовательные:

Формирование умений выделять главное в тексте.

Обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей.

Обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Развивающие:, Воспитательные:

Воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

Личностные:

— формирование представлений о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания;

Метапредметные:

— развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные:

— умение грамотно строить письменную монологическую речь.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. (

II. Постановка целей. Вступительное слово.

— Мы завершаем изучение рассказа «Кавказский пленник» сочинением – рассуждением над прочитанным. Перед нами стоит непростая задача: разобраться в сложных вопросах, которые поставил писатель. Читая рассказ, мы сопереживали героям, размышляли, пытаясь объяснить мотивы поступков разных персонажей. Только на первый взгляд всё кажется в рассказе простым и очевидным. Однако, поставив себя на место одного из героев, вы задумались: «А почему он так поступает»? Я хочу, чтобы вы, обобщив всё, что уже знаете о героях, их поступках, написали очень честное сочинение.

15 стр., 7258 слов

Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям

... курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. музыкальное ритмическое воспитание дошкольный ... обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально-ритмического чувства, чем ритмика, понимая как передача ритма музыки в ... чувствам затерянности и ненужности в большом мире. Объединяющая сила искусства проявляется ...

Вы, конечно же, помните, что произведение литературы – это удивительный мир образов, красок, звуков, но в центре всегда стоит Человек. Образ каждого персонажа автор создаёт при помощи особых приёмов. Каких?

III. Актуализация знаний.

портрета, поступков, речи, показа взаимоотношений героя с другими людьми

/ «Жила» – прочное окончание мышц, поэтому о крепком, сильном и выносливом человеке говорят слова «жилистый», «двужильный». Таким был Жилин./

/«Костыль» — палка для хромых или больных людей. Таким образом, автор словно подсказывает, что Костылин слабый, нуждающийся в помощи и поддержке человек . /

— Найдите и зачитайте отрывки из текста рассказа, подтверждающие правоту предположений.

— Правильно. Наша задача — научиться видеть в тексте эти авторские средства, чтобы понимать мысли и чувства героев, объяснять мотивы их поступков. Дома вы составляли по группам синквейны на героев рассказа. Представьте их вниманию своих товарищей.

Учащиеся зачитывают синквейны, объясняя свой выбор фрагментами текста.

1 группа – Жилин; 2 группа – Костылин; 3 группа — Дина

Жилин

Смелый, добрый, трудолюбивый.

Помогает, лечит, рукодельничает.

Он не привык отступать перед трудностями.

Герой!

Костылин Дина

Трусливый, ленивый, безвольный. Добрая, заботливая.

Ноет, спит, ждёт (денег).

Помогает, рискует, грустит.

Боится трудностей и боли. Способна оценить доброту.

Эгоист! Преданный друг!

IV. Развитие речи, обучение аргументации с опорой на текст.

Обсуждение синквейнов.

Какие качества характера в Жилине вы считаете главными?

Главными качествами характера Жилина я считаю доброту, трудолюбие и силу воли. Именно они помогли ему сбежать из плена.

Чем он завоевал расположение татар? Какие качества роднят всех людей?

Всех людей роднят любовь к матери, трудолюбие, доброта. Именно этими качествами и обладает Жилин. Поэтому он и завоевал расположение татар.

Как относятся татары к Жилину и Костылину? Почему к ним такое разное отношение: одного презирают, а другого уважают?

Жилин отказался писать письмо домой, всегда был спокойным, уверенным и выносливым, а Костылин сразу согласился написать домой письмо с просьбой прислать выкуп, он все время ныл, стонал. Он был слабым человеком.

2 стр., 542 слов

Какова роль книги в становлении человека? (по Д. Орлову “Толстой ...

... Л.Н.Толстой. “Детство”, “Отрочество”, “Юность”. Вот так Толстой вошел в мою жизнь, не представившись. Иллюзия узнавания – ... “… По тому инстинктивному чувству, которым один человек угадывает мысли другого и которое служит путеводною ... из этой горы потрепанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, еры и яти, обложек нет, первых страниц нет, последних нет. Автор – инкогнито. ... сердце. Даль Константинович Орлов

Как бы сложились отношения горцев и Жилина, если бы не было войны?

Простые люди всегда могут найти общие интересы, быть полезными друг другу. Мне кажется, что отношения горцев и Жилина были бы добрыми, дружескими.

Понравилась вам Дина? Почему она перестала бояться Жилина?

Дина мне очень понравилась своей добротой, внимательностью к пленникам. В Жилине она увидела доброго, хорошего человека, а у неё не было матери и подружек, она была одинока, пока не подружилась с Жилиным.

Хотели бы вы иметь такого друга, как Дина? Чему можно поучиться у этой татарской девочки?

Дина верный и преданный друг, готовый прийти на помощь, даже пожертвовав своей безопасностью. Поэтому каждый мечтает иметь такого друга.

— Что хотел сказать писатель, повествуя о дружбе Дины и Жилина?

Л.Толстой хотел сказать, что для дружбы неважна национальность и вера. Все люди способны жить в мире и должны к этому стремиться.

Как протекает ежедневная жизнь в татарской деревне? Какими рисует Л.Н.Толстой горцев?

— Жизнь горцев практически ничем не отличается от жизни в России: женщины готовят, стирают, ухаживают за скотом, а дети им помогают и так же, как все дети на свете, любят играть.

— Как и все люди на земле, горцы разные: добрые и злые, весёлые и трагически одинокие.

— Жилина уважали за умелые руки, за то, что не дал себя запугать, когда потребовали выкуп: настоял на своём.

— Отношение горцев к пленникам сильно изменилось, когда в ауле погибло несколько мужчин в битве с русскими. Война не располагает к проявлению добрых чувств к людям.

V. Закрепление литературоведческих понятий.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-kavkazskiy-plennik/

— На предыдущих уроках мы работали над системой образов в рассказе и составили схему «Система образов в рассказе». Она есть у вас на листах. Какие выводы можно сделать, если внимательно рассмотреть и проанализировать взаимоотношения персонажей? Какие мысли хотел донести читателю Л.Н.Толстой?

Система образов в рассказе

Система образов в рассказе 1

Я думаю, что писатель хотел, чтобы читатели поняли: все люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.

Деньги, которые можно быстро получить за выкуп пленных, не дают людям относиться друг к другу

по -человечески.

Людей разных национальностей объединяет труд: в татарской деревне выполняют такую же работу, как и в любой русской.

6 стр., 2931 слов

Образ кавказского пленника в рассказе «Кавказский пленник

... заслоняет уродство человеческих отношений. В его повествовании нет романтического накала. «Кавказский пленник» Толстого – рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он ... Здесь, как в большой его эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, – «мир». И здесь есть своя «мысль народная» – утверждение, что простые ...

Толстой помогает нам понять, что всюду ценят людей смелых, отважных, с умелыми руками.

— Я думаю, что каждый из вас прав: война делает людей жестокими, она несёт с собой смерть, ненависть к людям. Она бесчеловечна, так как губит в душах самое святое: любовь к ближнему, взаимопонимание и взаимоуважение между национальностями, возможные в мирное время. Кроме того, желая выжить любой ценой, слабый человек поддаётся больше инстинктам, чем разуму, в нём проявляются все самые плохие, низменные качества: ненависть, жадность, эгоизм, трусость, предательство и др. Это мы наблюдали, анализируя поведение Костылина, Абдул Мурата и старика-татарина.

VI. Этап осмысления.

  • Вот какие непростые вопросы ставит перед читателями писатель.

(Работа в группе)

Проблемные вопросы к рассказу:

Как необходимо относиться к людям другой национальности?

Что мешает людям жить в мире и дружбе?

Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду?

Возможна ли дружба людей разных национальностей?

Каковы основные идеи рассказа?

VII. Этап рефлексии.

— Какие идеи рассказа обязательно должны найти отражение в ваших сочинениях?

Жизнь каждого человека зависит от его характера и того выбора, который он делает самостоятельно. Нужно с детства формировать в себе характер, чтобы не стать таким, как Костылин.

Л.Н.Толстой помогает нам понять, что лучше дружить, чем враждовать.

Чтобы дружить, не обязательно быть одной веры и национальности. Дружить могут абсолютно разные люди, если у них есть общие интересы.

Война делает людей врагами, мешает нормальной мирной жизни., Война превращает людей в злых и жестоких. Делает всех несчастными.

— Я рада, что вы сумели разобраться с основными идеями рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник». К сожалению, в современном мире тоже не стихают войны, царит вражда между народами. Кавказская война, начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет. Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ, шёл 31 год войны. Сколько уже было потерь с обеих сторон – горцев и русских – трудно подсчитать. Вы знаете, что в 20 веке, к сожалению, война на Кавказе возобновилась. Продолжают страдать все народы, населяющие этот регион России: ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы, осетины, кабардинцы и другие. Северный Кавказ – самый многонациональный Федеральный округ России. Почти ежедневно мы слышим о терактах, нападениях боевиков на мирные сёла, о межнациональных стычках молодёжи в различных регионах нашей страны. Значит, проблемы, о которых нас заставил задуматься автор рассказа «Кавказский пленник», актуальны и сегодня. Прошло 150 лет, появились новые технологии, оружие, но люди остались прежними: они хотят растить детей в мире, любить свой дом и уважать родителей, соблюдать свои обычаи, поэтому отношения в мире должны основываться на законах взаимоуважения культур разных народов. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого в его замечательном рассказе «Кавказский пленник».

3 стр., 1064 слов

По рассказу Толстого Кавказский пленник

... множества межнациональных междоусобиц и конфликтов, если каждый человек применит к себе уроки Льва Толстого, заложенные в рассказе «Кавказский пленник». Кавказский пленник Толстого Сейчас читают: Смотря на картину Константина ... Если бы в мире все люди были добрыми, то жизнь была бы спокойной, а люди счастливыми. Однако не всем людям приходится по душе удел доброго человека, многие избирают путь ...

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

— В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:

повествование

описание

рассуждение

— Какой тип текста вы будете использовать при написании сочинения?

В своих сочинениях вы можете использовать следующие речевые клише: (метод незаконченных предложений)

Я согласен с тем, что… Мне близка мысль… Я научился… Я понял, что…

Я думаю, что … Мне особенно понравилось… Я задумался о том, как …

Над чем заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?

План.

  1. История создания рассказа «Кавказский пленник».

II

1.

2.

3.

III

Проблемные вопросы к рассказу:

  1. Как необходимо относиться к людям другой национальности?

  2. Что мешает людям жить в мире и дружбе?

  3. Что роднит всех людей, помогая преодолевать национальную вражду?

  4. Возможна ли дружба людей разных национальностей?

  5. Каковы основные идеи рассказа?

Составьте письменный ответ на один из проблемных вопросов

(3-4 предложения)