Как один из видов обучения письменной речи методическая разработка (9 класс)

Сочинение

Работа по развитию речи учащихся — обязательная часть школьного курса русского языка. Эта работа многоаспектна. В частности, она предполагает последовательную подготовку к сочинениям различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников конкретного класса, специфики каждого жанра, взаимосвязи, отношений преемственности между жанрами в рамках программного обучения [8].

Необходимо различать понятия «жанр», «речевой жанр» и «жанр школьных сочинений». Первые два понятия являются лингвистическими, последнее принадлежит теории и практике обучения русскому языку. Традиционно для раскрытия содержания термина «жанр» в лингвистике используется определение, данное М.М. Бахтиным: «Жанром называется форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающийся на основе устойчивых, повторяющихся …моделей и структур в речевой ситуации» [6].

Под «речевым жанром» понимается «класс текстов, традиционно использующихся для достижения определенных коммуникативных целей общения в конкретных условиях общения» [9].

Жанром в методике преподавания русского языка называют разновидности самостоятельных высказываний (сочинений) учащихся. На начальном этапе обучения (5-6 классы) под «жанрами школьных сочинений» подразумеваются самостоятельные высказывания учащихся в соответствии с функционально-смысловыми типами речи, положенными в их основу.

1. Сочинение как один из видов обучения письменной речи

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова).

Сочинение-повествование — это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.

3 стр., 1233 слов

Методические аспекты обучения изложения и сочинения статья по чтению (3 класс)

... речевых умений учащихся [45]. Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения младших школьников. Изложения, как и сочинения, являются составной ...

Сочинения, как и другие виды работ различаются:

-По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)

-По месту оформления: классные и домашние

-По форме словесного выражения: устные и письменные

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

— Сочинения на лингвистические темы (например «Для чего нужно изучать фонетику?», «Самая интересная тема программы по русскому языку»)

— Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы).

В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

-Сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» — сочинения-повествования, описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования и т.д.

— Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.

По стилю различаются:

-Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)

-Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.

По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого – психологического – ряда относятся память, восприятие, воображение.

По осложнённости дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:

1) подготовка и организация сочинений

2) их проверка и оценка

3) анализ проверенных работ в классе. [3]

2. История методики обучения сочинению

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.[4]

На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.

Н.А. Филиппова в своей статье «Искусство писать сочинение» делится следующим опытом:

3 стр., 1226 слов

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

... какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним: Поэтому ... описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в тексте. ...

«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.1 сентября мои ученики получают красивые листки с написанным на них предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им предлагается продолжить. Немного – 3–4 предложения! Получается интересно.

На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.

На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки).

Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.

Через неделю-другую дети идут в театр, а потом им предлагается написать 2–3 предложения вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет свет. Поднимается занавес….». Ученики должны продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я нахожу что-то интересное, потому что в ней отражаются душа ребенка, его видение театра, или спектакля, или зрителей.

Еще один вид работы – с цветными фотографиями: мы подбираем к ним части речи, словосочетания, составляя предложения и мини-рассказы на темы из экзаменационных пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот мир», «Широка страна моя родная» и т.д.

Так начинается долгий путь к «большому» сочинению. А на этом пути столько интересных остановок!»

Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:

-в одной стране есть такая традиция. Главного врача больницы отправляют в длительную командировку. Если без него все идет так же, как при нем,он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. Продолжите текст, расскажите о своей семье, о своей школе, начав словами: «Вот и у нас…».[12]

В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

Схожей точки зрения придерживается Т.С. Задунова. Приведём цитату из её статьи «Искусство писать сочинение»:

«5-й класс — самый важный этап: если сейчас ребенок не познает радость творчества, то позднее вряд ли что удастся. Главная сложность для пятиклассников в том, что они от одного учителя пришли к нескольким, количество предметов выросло. Нужно учитывать так же то, что дети в этом возрасте очень любят рассказывать о себе. Почти на каждом уроке мы писали мини-сочинения (5–6 предложений): зарисовки о природе, времени года, погоде и т.д.; по сюжетным картинкам, о себе, о родных, сочинения-фантазии, анкеты и т.п. Например: «Что я больше всего люблю (не люблю)», «Моя любимая игрушка (телепередача, книга…)», «Как я помогаю дома», «Вечер в моей семье», «Мой путь до школы», «Если б я был… (волшебником, президентом…)», «О чем мне рассказала снежинка (капелька)», «Самое красивое облако», «На что похож(е,а)… цветок, сугроб, лист клена, радуга…». Параллельно происходит первое знакомство с такими понятиями, как тема, идея сочинения, стиль с особенностями построения текста.

26 стр., 12840 слов

Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся)

... будем рады, если наши образцы сочинений помогут вам понять практическую значимость освоения инновационных жанров. 1. Тексты сочинений инновационных жанро в 1.1 Интерпретация поэтического текста Стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение ... образом, фраза «все мы немного лошади…» является ключевой и определяет основную идею замысла автора. Вспомним, что двумя годами ранее в стихотворении «Дешевая ...

Во втором полугодии пишем пореже, но объем увеличивается, и темы постепенно усложняются: «История из семейного альбома», «Мой поселок через 10 лет».К концу года мои пятиклашки могли без труда «создавать шедевры» на любую тему, и при этом – никакой боязни. Просто нравилось фантазировать и рассказывать о том, что им интересно.

И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.

Видимо, это напоминало им процесс создания книги, они чувствовали себя писателями и художниками одновременно. Я не переставала удивляться их выдумкам. Например, сочинения «Новогодние приключения…» (ребята сами их выбирали – чьи или кого) были написаны на листах в форме елки, снеговика, снежинки, игрушки, облака, в зависимости от того, о ком шла речь.

Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.

Особый разговор о «музыкальных» сочинениях. Когда я первый раз сообщила ребятам, что мы будем писать сегодня под музыку, надо было видеть, как загорелись их глазенки. А когда я предупредила, что, слушая первый раз, лучше закрыть глаза и попробовать «увидеть» эту музыку, то они в буквальном смысле замерли, словно ждали чуда. Сначала мы слушали «Вальс цветов» П.И. Чайковского, но о названии я пока ничего не сказала. Многие вспомнили, что где-то слышали эту мелодию. Написали все, и ни одно сочинение не было похоже на другое. Кого только там не было! И прекрасные принцессы, и смелые принцы, и волшебницы, и растения. Оказалось, что цветочная тема тоже была многими угадана. Название произведения они узнали только на следующем уроке.

6-й класс

Мы продолжаем писать так же активно разные сочинения, но все-таки основная тема нашего творчества – нравственно-эстетическая: «Как я понимаю дружбу?», «Красивое и безобразное в жизни», «Можно ли убить словом?», «Что такое милосердие?», «Что значит быть честным человеком?», «Нравлюсь ли я себе?», сочинения-зарисовки по пейзажам Левитана, Поленова, Шишкина и других художников.

Все чаще темы сочинений перекликаются с темами уроков литературы (до изучения произведений и после.)»[2]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль сочинения», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинается их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова.

3 стр., 1486 слов

Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения ...

... и отвечают на вопрос, какой получился текст - повествование, описание, рассуждение? (Должен получиться текст-рассуждение, т. к. они отвечают на ... а ты их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. Сейчас каждый ... Текст-рассуждение Почему? Зачем? Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо. Поиск решения. 3. Знакомство с источником речи ...

Таким образом, делаем вывод, что обучать школьников написанию сочинений следует с первых дней пятого класса, делать это стоит постепенно, начиная с небольших по объёму зарисовок, постепенно объём увеличивая, необходимо в первую очередь научить пятиклассников не бояться высказывать свои мысли, не забывая, конечно, о грамматической и стилистической правильности.

3. Методика обучения сочинению.

Современный подход в преподавании русского языка и литературы в школе гласит, что человек в процессе речевой деятельности создает тексты – завершенные речевые произведения, каждый из которых отличается жанром, структурой, целью создания и т.д. Придерживаясь этого мнения, следует характеризовать сочинение как текст.

Саломатина Л.С. отмечает, что работа по обучению детей созданию текстов разных типов в программе по русскому языку занимает особое место. При этом реализуется ряд познавательных и социокультурных целей, решаются практические задачи, а «овладение умением составлять письменные тексты-описания и тексты-повествования входит в группу важнейших образовательных задач изучения русского языка»10.

В программе по изучению русского языка в начальной школе большое внимание уделяется изучение текста (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста и т.д.).

Чаще всего текстом называют записанную, напечатанную речь, но термин «текст» можно применить и к устной, и даже к мысленной, внутренней речи.

Текст как продукт речевой деятельности изучается в лингвистике текста. Понятие «текст» введено и в школьные учебники и программы для начальных классов. Следовательно, владение данным понятием обязательно для учителя начальных классов11.

В лингвистике нет общепринятого определения понятия «текст».

Приведем несколько определений:

1. Связный текст понимается обычно как некоторая (законченная) последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла (Т.М. Николаева).

2. Текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное (Н.Д. Бурвикова).

3. Текст – это связь, по меньшей мере, двух высказываний, в которых может завершаться минимальный акт общения – передача информации или обмен мыслями между партнёрами (Г.В. Колшанский).

4. Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку (И.Р. Гальперин).

2 стр., 880 слов

Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, ...

Сочинение-описание Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание изображает какое-либо явление и раскрытие ... текста может быть построено целое сочинение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этой работы будет представлять собой сжатое повествование ...

Как уже было сказано выше, общепринятого определения понятия «текст» в лингвистике нет. Однако большинство лингвистов выделяют единые признаки текста. Рассмотрим их подробнее.

Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений. Первое, что узнают дети в начальной школе, – что текст состоит из двух или нескольких предложений.

Смысловая цельность текста. Тема и основная мысль текста придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью текста тесно связано понятие завершённости высказывания. Из сущностной характеристики текста – смысловой цельности – вытекают следующие признаки текста: текст – это высказывание на определённую тему; в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль); текст любого размера – это относительно автономное (законченное) высказывание; к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания; правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Структурная связность текста. Основу связанности составляет «коммуникативная преемственность» предложений, состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть. С точки зрения коммуникативного синтаксиса (теории актуального членения) предложения делятся на две части: относительно известную (тема) и новую (рема).

В теме повторяется часть информации из предыдущего предложения, и это повторение выполняет функцию связующего звена. В реме содержится новая информация, которая развивает, обогащает смысл высказывания, движет мысль вперёд.

Такие характеристики текста, как членимость, смысловая цельность и структурная связность, признаются всеми исследователями. Данные признаки считаются необходимыми и достаточными для раскрытия понятия «текст» в школе.

В наших высказываниях обнаруживаются группы предложений (фрагменты текста) с определённым значением, которые принято называть типами речи. Среди типов речи (текста) выделяют повествование, описание, рассуждение. Знания о типах речи (текста), о построении типов текста, об особенностях употребления языковых средств позволяют учителю начальных классов более целенаправленно развивать речь учащихся.

Повествование – функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами. Повествование динамично, так как выражает развёртывающиеся действия или состояния. Повествование может быть развёрнутым (состоять из целой протяжённой цепочки предложений со значением развивающихся действий) и неразвёрнутым (состоять из одного повествовательного предложения).

В повествовании действительность воспринимается в процессе изменения и развития. Динамичность создаётся с помощью различных средств языка, таких как:

5 стр., 2106 слов

Сочетание разных типов речи в одном тексте. Повествование. Описание

... “разрушались на мелкие куски”. По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи. В построении этого текста различаются части, связанные с развитием ... детскую и тревожно – радостным голосом сказал: “Белая тронулась!” Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, ...

1) семантика глаголов, обозначающих как действие, так и состояние;

2) глаголы разных временных планов (прошедшее, настоящее, будущее) (глаголы в форме настоящего времени употребляются в повествовании на фоне прошедшего времени с целью оживления в рассказе напряжённого момента).

3) видовые формы глаголов, особенно со значением возникновения, мгновенности и завершённости действия;

4) модальность (в повествовании модальность может быть не только реальной, как в описании, но и нереальной);

5) обстоятельственные слова со значением времени (изредка, потом, иногда, вдруг и т.д.);

6) союзы;

7) порядок слов в предложении (обычно при наличии в предложении обстоятельственных слов порядок слов для главных членов оказывается обратным; подмечено, что вынесение глагольного сказуемого на первое место в предложении подчёркивает повествовательный характер речи;

8) повествование автора и рассказчика (авторское повествование имеет более спокойную и стилистически ограниченную форму изложения и в лексическом и в грамматическом отношении, повествование рассказчика экспрессивно-эмоциональнее, а отсюда и стилистически разнообразнее: используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы; повествование рассказчика живее, образнее, чем повествование автора).

Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Для выражения динамики действия повествование обладает многообразной системой лексических и грамматических средств.

Описание – функционально-смысловой тип речи, являющийся её типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании и имеющий для этого определённую языковую структуру. В описательном типе текста объект носит опредмеченный характер: это картина природы, какая-то обстановка, или это человек, животное; может быть и какой-нибудь неодушевлённый предмет. При описании этот объект речи раскрывается: уточняется форма, состав, структура, свойства, качества, назначение и т.д. путём перечисления признаков, характерных для данного момента обстановки, картины или предмета.

Признаки описания могут обозначать как временные явления, так и постоянные свойства, качества, состояния. Постоянные признаки в объекте могут обозначать как внешние черты (размеры, цвет и т.д.), так и внутренние его качества (характер человека, его увлечения, повадки животного и т.д.).

Описание может быть развёрнутым, подробным и сжатым, кратким.

Модальность в описании. В описании передаётся значение реальности явлений, иначе – прямое отношение действия к действительности, что выражается формами изъявительного наклонения. Описанию не свойственна косвенная модальность. Ограниченное использование в описании вводных слов, как и наклонений глагола, объясняется констатирующей сущностью описательной речи.

7 стр., 3086 слов

Типы речи: описание, повествование и рассуждение

... речи: описании, повествовании, рассуждении. Будут рассмотрены характерные особенности каждого типа речи, даны определения этих типов, приведены примеры использования. Задачи, которые стоят перед данной работой: дать базовое определение на ... основе нескольких источников; дать характеристику типам речи, пояснить актуальность данной темы, показать на примерах применение типов речи. Речь - ...

Категория времени в описании. Описание может быть в форме настоящего, прошедшего или будущего времени, причём художественное описание чаще бывает в прошедшем времени, а научное или деловое – в настоящем. В описании невозможно сочетание в одной микротеме настоящего, прошедшего и будущего времени в их абсолютном значении. Этим описание, прежде всего, отличается от повествования. Таким образом, описание требует единого временного плана.

Образные средства описания. Средством образности в описании является лексика, в связи с тем, что грамматические формы в описании лишены эмоциональности и экспрессии. Глаголы в описании часто отсутствуют. Однако в художественном описании при выражении действия или состояния глагол нередко отличается лексической образностью и экспрессией. Например, глагольная метафоричность: «Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь». (И.С. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»).

Среди экспрессивных описательных средств часто используются эпитеты, сравнения, олицетворения: «Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз». (И.С. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще»)

Таким образом, описание противопоставлено повествованию и отличается статичностью.

Рассуждение. В речевом общении люди не только повествуют о чём-то или описывают что-то, не только спрашивают или побуждают к действию, но и рассуждают, доказывая что-либо. Доказательства используются в научной, публицистической, художественной речи и в разговорном бытовом общении.

«В логическом плане рассуждение своеобразно и отличается от повествования и описания тем, что выражает собою умозаключение», –

пишет О.А. Нечаева.

Рассуждение – такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения. В бытовой разговорной речи, в художественном стиле полные умозаключения крайне редки, видимо, потому, что рассуждения такого типа опираются на общежитейскую мудрость, положения которой стали аксиомами.

В научной речи полные доказательства бывают более необходимы, особенно в том случае, когда в рассуждении приходится опираться на какие-то научные формулировки положений, правил, законов. Это встречается в математических доказательствах, в аргументации различных явлений лингвистического характера. Рассуждения такого плана распространены в обучении.

Рассуждение как тип речи в полной форме выражается совокупностью специфически объединённых предложений, опирающихся в логическом плане на умозаключение как высшую форму мышления. Эта логическая основа во многом определяет структуру рассуждения: количество предложений в рассуждении и структурно-смысловую связь.

Главной частью рассуждения является тезис, или выводное суждение: рассуждение ведётся с целью достижения этого вывода. В рассуждении всегда решается какой-то вопрос. Общий смысл рассуждения зависит от смысла выводного суждения, смысл же вывода опирается на цель всего высказывания.

6 стр., 2976 слов

Урок развития речи. Подготовка к сочинению – описанию природы. Весна (5 класс)

... слова «весна и природа». Так какова тема нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься? ( Описание природы. Весна ) Слайд 5 Как вы думаете, чтобы написать сочинение, какие цели мы ... их употреблению в устной и письменной речи. Задачи урока: - закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием; - научить составлять текст-описание с использованием ...

Рассуждение ведётся с разными целями: дать оценку предмету по наличию у него какого-то признака; дать обоснование действиям или состоянию; выявить причинную связь обусловленных явлений; обоснованно что-то утверждать или отрицать в категорической форме.

В рассуждении логические причинно-следственные отношения синтаксически оформляются как с помощью союзов, так и без союзов. Иногда части рассуждения являются совершенно самостоятельными предложениями, и логические отношения выражаются только порядком следования предложений.

Таким образом, рассуждение как функционально-смысловой тип речи является типизированной, структурно оформленной в языковом плане её разновидностью.

4. Проверка сочинения

При проверке сочинений учитель отмечает (начиная с пятого класса) тип ошибки на полях работы, пользуясь определёнными обозначениями. При этом он пользуется теми условными знаками, которые даны в учебниках русского языка или вводит свои, в том числе и всякого рода поощрительные замечания типа «Интересная мысль!», «Точно увидел!». Введение своих условных обозначений оправдано, когда с их помощью конкретизируются ошибки. Например буква М против строки обозначает некорректное употребление местоимений, вызывающее двусмысленность речи; буква П – неоправданный повтор слова и т.д. Это основа для организации работы учащихся над ошибками.

Оценивая, созданные учащимися высказывания, учитель принимает во внимание уровень овладения ими умением создавать тот или иной текст. В соответствии с действующими «Нормами оценки…» за сочинение, начиная с 5 класса, ставятся две отметки: первая за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность в широком смысле слова.

При выставлении первой отметки принимается во внимание:

-Соответствие высказывания теме;

-Достоверность и точность излагаемого, соответствие его жизненной правде;

-Последовательность высказывания;

-Речевое оформление, стилевое единство и выразительность речи;

При оценке грамотности учитываются:

-орфографические и пунктуационные ошибки;

-грамматическая правильность речи;

-соблюдение норм словообразования;

-норм словоизменения;

-норм согласования, управления;

-норм построения предложений той или иной структуры [3]

Заключение.

Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно возбуждает акры рефлексии и эмпатии, активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.[4]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли.

В данной работе мы остановились подробнее на сочинении-повествовании, рассмотрели такие виды сочинений-повествований как составление рассказа по картине, составление рассказа по сюжетным рисункам, а так же отметили новый подход к традиционному сочинению о лете; уделили внимание определению и классификации сочинений, а так же проверке и анализу школьных сочинений.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kak-janr-pismennoy-rabotyi-shkolnika/

1.Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19

2.Методика преподавания русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.

3.Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. – 2006. — №5

4.Новикова Д.И. Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В.Сутеева // Русский язык.- 2003.- №6

5.Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.