Конспект » на основе восприятия музыки.Э. Григ «Шествие гномов»» план-конспект по русскому языку (6 класс)

Сочинение

— Да, действительно, гномы не так добры, как мы привыкли думать, читая сказки бр. Гримм. В немецких и скандинавских мифах гномы – уродливые карлики, добывающие в недрах гор золото и драгоценные камни, из которых они создают чудесные украшения и волшебные вещи. Зорко, бдительно охраняют они свои сокровища, хорошо владеют мечом и боевым топором-секирой.

Но гномы не только фольклорные и литературные герои. Эти маленькие человечки, рудокопы и ювелиры, стали героями музыкальных произведений. Одна из пьес норвежского композитора Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт» называется «Шествие гномов».

  1. Краткое слово о композиторе Э.Григе и его произведении.

Эдвард Григ (1843 – 1907) – великий норвежский композитор. Его мать, Гесина Хагеруп, была прекрасной пианисткой. Она окончила Консерваторию в Гамбурге, куда обычно принимали только мужчин. Всех своих детей (двух мальчиков и трёх девочек) она с детства учила музыке. Эдвард сел за пианино в четыре года. А в 12 лет он уже вовсю сочинял музыку. Однажды его услышал знаменитый норвежский скрипач Оле Булл. Он и посоветовал родителям Эдварда отправить мальчика в Лепциг, чтобы ребёнок мог стать настоящим композитором.

Не сразу к Эдварду Григу пришло признание и восхищение слушателей. Ведь все его творчество было связано с красотой Норвегии, небольшой северной страны, с картинами народного быта, народными танцами, скандинавскими легендами и преданиями.

Сюита «Пер Гюнт» — главное сочинение жизни Грига. Она сделала его имя известным не только в скандинавских странах, но и в Западной Евро-пе и России. В 1890г. Французская музыкальная академия признала Грига выдающимся музыкантом. Ещё через 3 года он стал доктором Кембридж-ского университета, а в 1898 г. провёл Фестиваль норвежской музыки, состоящий из шести концертов.

Оркестровая сюита «Пер Гюнт» написана Григом к одноименной драме Генриха Ибсена. В драме рассказывается о жизни и приключениях молодого норвежского парня по имени Пер Гюнт, который много постранствовал по белу свету, прежде чем понял, что ничего нет на свете

лучше, чем Родина.

  1. Работа с музыкальным произведением.

Слово учителя

6 стр., 2512 слов

Сказочные и фантастические образы в творчестве Грига

... Григом с большой непосредственностью, в духе народной норвежской сказки. Из всех пяти действий «Пера Гюнта» второе наиболее насыщено музыкой. И не удивительно: воображение композитора пребывало в родной ему сфере сказочных образов, ... -рыжая борода, а на голове торчали маленькие едва заметные ушки.» Гномы – сказочные карлики из германского и скандинавского фольклора. Согласно сказаниям, они бородаты, ...

— Однажды Пер увидел шествие гномов. Давайте и мы попытаемся увидеть этих сказочных существ, слушая музыкальную пьесу Грига.

  1. Первое прослушивание пьесы «Шествие гномов».
  2. Беседа (выяснение восприятия учащихся)

— Какими вы прадставили, мысленно увидели шествие гномов, слушая музыку Грига?

— Каково лексическое значение слова «шествие»?

Шествие – движение, прохождение куда-либо в определённом

порядке по какому-то (обычно торжественному ) случаю или

традиционному обряду.

-Где, по какому случаю шествуют эти сказочные существа?

— Как они выглядят? Какой тип речи вы используете, чтобы

рассказать о гномах? ( описание) . При ответе помните, как правильно

употребляются слова «одеть» и «надеть» (плакат).

— Прочитайте текст из сочинения вашего ровесника. Чем неудачно

описание?

Чтение текста №1

-Да, повтор слова «были» ухудшает работу. Как исправить это?

( изменить время глаголов с прошедшего на настоящее ).

Предложите

свой вариант описания.

— Послушайте ещё один фрагмент сочинения. Подумайте, что удачно в описании? ( гномы идут на работу, несут инструменты )

— В данных описаниях есть один общий недостаток. Какой же? ( описывается только одежда гномов ).

-Каково их настроение? ( бородатые лица радостные, весёлые. Гномам нравится их работа. Потому и идут трудиться, как будто идут на праздник)

  1. Составление плана основной части творческой работы.

Шествие гномов

  1. Где? Как? Причина шествия?
  2. Как выглядят гномы?

а) лица, фигуры человечков;

б) одежда;

в) что несут с собой.

14 стр., 6838 слов

Анализ формы и средств выразительности в романсах Эдварда Грига ...

... форме. Анализу структурных особенностей вокальных произведений Грига посвящена основная часть курсовой работы. Анализ формы и средств выразительности в романсах Э. Грига СХЕМА ФОРМЫ Романса Э. Грига "Люблю тебя" ор.5 №3 Тональный ...

  1. Пожелания гномам. ( «Удачи вам, маленькие труженики!»; «Будьте счастливы, …»; «Со славной победой вас, гномы!»
  1. Развитие речи. Редактирование сочинений
  1. Прочитаем сочинение «Слушая «Шествие гномов» Э. Грига…» (учебник «Развитие речи», стр.165).
  2. Беседа:

— Что удалось автору работы? ( удачно описание шествия, оно наглядно, правдоподобна причина — победа над врагом )

— Что пожелали бы автору? Что, на ваш взгляд, надо доработать? ( подробнее описать солдат, короля ).

— Что подсказало вам сочинение о возможной причине шествия? ( победа над врагом ).

— С кем могли воевать гномы? Что подсказывает нам повесть-сказка Толкиена «Хоббит»? ( с троллями, варгами, гоблинами, драконом ).

— Какие ещё поводы и причины для шествия вы можете предложить?

  1. День рождения короля или долгожданного наследника;
  2. Завершение большой трудной работы (сооружение тоннеля через гору, моста или дороги через болото);
  3. Обнаружение нового месторождения золота или железной руды;
  4. Открытие памятника.
  5. победа над драконом, варгами или другими врагами.

— Разнообразие причин приведёт к разнообразию заглавий. Ведь заглавие должно соответствовать содержанию работы.

  1. Работа над черновым вариантом сочинения под повторное прослушивание музыки Грига.

— Как можно начать работу? Один из возможных вариантов начала дан в упр. 127 (2-е задание).

Или написать так: «Вместе с Пером я прошёл темным коридором и за поворотом мы увидели удивительную картину».

  1. Чтение творческих работ и редактирование сочинений.

Работа с памяткой 4 на стр. 159 – 160 учебника «Русская речь: Развитие речи. 5 класс».

  1. Рефлексия
  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание: переписать сочинение набело.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТ № 1

На головах у гномов были странные шапки – колпаки с помпонами. Кофточки и штаны были разного цвета: у одних красные, у других синие. А на ногах у гномиков были башмаки.

ТЕКСТ № 2

3 стр., 1226 слов

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

... какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним: ... косвенно через описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их ...

Сказочные человечки отправляются на работу в свои кладовые. На гномах колпаки, рубахи, подпоясанные ремнями, штаны и сапожки с загнутыми вверх носами. На маленьких плечиках лежат лопатки, молоты или ломики, а в руках они держат фонарики

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/k-pese-griga-shestvie-gnomov/

  1. Болотников, С. Муза Эдварда Грига. // Всемирный следопыт. — № 24. — 2005. — с. 44 – 51
  2. Никитина, Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи.». 6 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.
  3. Никитина, Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. — – М.: Дрофа, 2007.