ТЕМА УРОКА: « Интервью как жанр публицистического стиля».
Тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно.
Платон
Цель: знакомство с интервью как жанром публицистики
Задачи:
обучающие: ввести понятия интервью, интервьюер, интервьюировать; изучить композицию интервью;
развивающие: научить собирать материал для интервью и брать интервью; формировать умение задавать содержательные, грамотные вопросы, устанавливать контакт с собеседником;научить писать сочинение в жанре интервью и правильно его оформлять.
воспитательные:формировать нормы тактичного поведения, воспитывать бережное отношение к собеседнику, умение слушать и задавать корректные, точные и краткие вопросы.
Ход занятия:
1.- Вспомним стили речи (публицистический, художественный, научный, разговорный, официально-деловой)
— Где чаще всего используется публицистический стиль? (радио и телевидение, на митингах собраниях, в газетах, журналах)
-Каково назначение публицистического стиля?(воздействовать на слушателя, зрителя, читателя, то есть в чем-то их убедить, к чему-то призвать.)
Название стиля «публицистический» происходит от латинского слова «publicus» — общественный (в нашем языке есть слово « публика», одно из значений которого – люди, народ).
2. Сегодня у нас в гостях журналист нашей районной газеты «Октябрь» .
— Ольга Владимировна, как давно вы работаете журналистом?
— Вы с детства знали, что станете журналистом?
- Что для вас самое привлекательное в профессии?
- Каковы, на ваш взгляд, минусы в вашей профессии?
- Ребята, а какие вопросы вам бы хотелось задать нашей гостье?
Спасибо вам за то, что вы пришли и ответили на наши вопросы.
3.- Ребята, а в каком жанре велась беседа?
Да, это интервью. Вы видели подобное по телевизору, читали в газетах.
Репортаж публицистического стиля пример: Урок «Репортаж как жанр ...
... репортажем. Чтобы научиться писать репортаж, необходимо знать признаки репортажа как жанра публицистического стиля. С этой целью проанализируем текст репортажа. П: Что описывается в этом фрагменте репортажа? Найдите предложения, в ... или развёрнуто передаётся информация в репортаже? П: Какие вопросы можно задать к тексту репортажа? Изложение материала Репортаж Цель Сообщить о новом, воздействовать, ...
- Скажите, а хотели бы вы научиться брать или давать интервью?
- Какую форму имеет интервью? (форму диалога, вопросно-ответную форм. Это разговор двух или нескольких лиц)
- Что же обозначает слово «интервью», откуда оно к нам пришло?
Интервью (от англ. interview буквально встреча или беседа) – жанр публицистики, представляющей собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то он состоит из префикса view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.
Интервью — предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа журналиста с политическим, общественным или каким-либо другим деятелем. Иными словами, интервью-это совместное творчество журналиста и человека, дающего информацию. Им может быть не только общественный деятель, но и ученый, новатор производства, передовик руководитель новостройки, писатель, артист, спортсмен, художник или какой – либо другой интересный человек.
- Назовите теле-и радиопередачи, в основе которых лежит интервью.
Подберем к слову «интервью» однокоренные слова.
Интервьюер-человек(обычно журналист),ведущий интервью, интервьюирующий кого-либо
Интервьюировать-получать интервью(сведения, информацию)от кого-либо.
4. Виды интервью.
Интервью-портрет. Герой такого интервью – человек, который проявил себя в какой – либо сфере общественной жизни, он привлекает интерес широкой публики. Цель: раскрытие личности собеседника.
Интервью-дискуссия. Цель: выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблем.
Интервью-анкета. Цель: выяснение мнения различных людей по одному и тому же выбору.
Информационное интервью. Цель: получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам.
5.-Кто может быть собеседником журналиста?
(политический деятель, художник, актер, спортсмен и др.)
Но роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки журналиста к беседе, и от умения расположить собеседника к беседе, и, что важно, от умения руководить беседой.
- От чего зависит, насколько интересным и содержательным получится интервью?(от уровня подготовки журналиста)
- Как должен подготовиться к интервью корреспондент?
Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, — с событием, о котором пойдет речь, обязательно продумать вопросы и четко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью.
- Как можно оценить качество вопросов в ннтервью? (Вопросы должны быть четкими, грамотными, содержательными, не быть поверхностными. Привлекательны остроумные, неожиданные вопросы должны
заставить собеседника задуматься)
- Обратимся к эпиграфу. Как вы поняли высказывание философа Платона?
6.- Как правильно построить интервью?
Композиция интервью.
В интервью обычно различают три части: вступление, основная часть, заключительная часть.
Жанр интервью в газете «Красное знамя»
... собеседником, комментирует его ответы . Мельник Г. и Тепляшина А. термин интервью выделяют как «акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью ...
Во вступлении интервьюер представляет собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам, т. е знакомство
Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью
Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.
7. Теперь мы владеем достаточной информацией, чтобы взять интервью.
Памятка
«Как написать интервью»
- Узнать, с кем предстоит разговор (род деятельности, особенности характера),изучить предмет беседы, определить тему, подготовить ключевые вопросы.
- Вопросы должны быть четкими, содержательными, оригинальными, способствовать раскрытию личностиинтервьюироемого.
- Интервью не беседа:журналист только спрашивает, не высказывает своего мнения.
- Соблюдение .
- Записывая интервью, помни, что оно должно иметь вступление и заключение.
- Правдиво и точно передать мысли интервьюироемого.
(прочитать свои записи, проверить всё, что можно проверить: названия, даты, имена, фамилии, цифры и т. п.).
8. Правила ведения интервью:
Обращайтесь к собеседнику по имени — отчеству.
Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.
Проявите уважение к мнению собеседника.
Внимательно слушайте собеседника.
Проявляйте заинтересованность в беседе.
Не задавайте некорректных вопросов.
- Назовите формулы речевого этикета в интервью.(«Благодарим Вас за интересный разговор», «И вам спасибо за вопросы. Желаю Вам и читателям успехов»)
9. Чтение интервью(раздаточный материал)На ваших столах лежат тексты с интервью. Они потребуются вам не только для анализа подготовленных интервью, но и для выполнения домашнего задания. После просмотра интервью проанализируйте его по следующим критериям:
- Вид интервью.
- Соответствие названия содержанию интервью.
- Соответствие правилам ведения интервью.
Вопросы:
- Укажите, какие вопросы корреспондента помогают Алексею точнее нарисовать картину происшествия?
- Как отвечает Алексей на вопросы?
- О каких чертах характера говорит лаконичность его ответов?
- Только ли героический поступок интересует журналиста?
10. Актуализация знаний.
- Как называются участники интервью?( интервьюер, журналист, репортер, корреспондент, интервьюрирующий(спрашивающий) и интервьюируемый(отвечающий).
Собеседники.
- Каковы роли участников? (интервьюер задает вопросы, интервьюируемый отвечает, делится мыслями, взглядами,)
- Каковы задачи интервью? (узнать, что думает, как живет собеседник, совместно обсудить какой-то вопрос)
- Как лучше закончить интервью? (журналист просит собеседника рассказать о своих планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за бесед).
11.Домашнее задание. Используя памятку, возьмем интервью у одноклассника, друга(того, кто вернулся из поездки, с соревнований, посетил концерт, театр, имеет оригинальные увлечения)
Жанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты ...
... благодаря чему наш собеседник уже состоялся как музыкант и композитор». Интервью разворачивается свободно, непринужденно, журналист мягко вводит героя в разговор, задавая традиционные вопросы и помогая герою ... и певца как фигуры многозначной в искусстве. Характерно, что в этом интервью журналист, задавая вопросы, использует предлог, так называемый информационный повод, что и позволяет выявить « ...
Источники информации:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/intervyu-v-publitsisticheskom-stile/
Газеты и журналы с интервью. Гринина-Земскова в газетных жанрах. 4-8 классы. Москва, «Просвещение», 1977 г., с.108-112. Котельникова нетрадиционных жанров: интервью и репортаж //Ж. «Русский язык в школе». №5, 1995 г. с. 23-25.
4. и Зепалова указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров. 8-9 кл.». Москва, «Просвещение», 1990 г., с.45-49.
5.Энциклопедический словарь (интернет-ресурсы).