Конспект урока русского языка в 11 классе.
Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
Цели:
Образовательные:
-
формировать структурированное восприятие и содержание текста,
-
формировать умение видеть логику рассуждения
Развивающие:
-
продолжить отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста в рамках подготовки к ЕГЭ,
-
уметь выделять микротемы текста,
-
расширять словарный запас.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к предмету,
-
содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,
Ход урока
-
Орг. момент
- Посмотрите на меня, друг на друга, улыбнитесь.
Желаю вам хорошего настроения и плодотворной деятельности.
-
Формулировка темы, цели урока.
- А над чем мы сегодня будем работать на уроке, вы определите сами. Откройте задание 27, 7 вариант. Прочитайте его.
- Итак, какова тема нашего урока? (Подготовка к сочинению-рассуждению)
- Какую цель вы ставите перед собой на этом уроке? (Отработка навыка написания сочинения на основе прочитанного текста.
Подготовка к ЕГЭ.)
Активизация знаний.
- Посмотрите на карточку № 1. Что отражает запись? (структурные части сочинения)
Карточка № 1.
-
Авторская позиция
-
Собственная позиция
3 стр., 1070 словМатериал «Комплексный анализ текста при подготовке к сочинению»
... – К4 – 3) 4. Напишите сочинение в формате части С ЕГЭ Рабочая тетрадь 9 класс Первый раздел вы научитесь строить текст-рассуждение с соблюдением всех необходимых требований к его содержанию ... главному. Как раскрыть тему сочинения 1. Определить тему текста (часть С – К1 – 1) 2. Согласны ли вы с тем, что своеобразие стиля писателя и мастерство владения словом во ...
-
Проблема
-
Комментарий проблемы
-
Вывод
- Что вас смущает? (они расположены в неправильном порядке)
- Расположите части сочинения в нужном порядке, как будет построено ваше сочинение.
4. Работа с текстом.
- Обратимся к тексту, по которому мы будем писать сочинение. Это текст 7 вар, с. 176.
— Как мы работаем с ним? (отмечаем ключевые слова «+» — с положительным смыслом, «-» — с отрицательным смыслом, кроме того, находим предложения, где заключена проблема и авторская позиция. Предложения, в которых заключена проблема обводим в овал, в которых заключена авторская позиция – в прямоугольник)
Индукция.
— Прежде, чем мы будем анализировать текст, проверим домашнее задание. Каждой группе я дала задание. 1 группе – составить памятку «Как определить проблему и авторскую позицию?, 2 группе – «Как выявить основную проблему». Ведь в тексте, как мы знаем, есть несколько проблем: основных и второстепенных. Мы знаем, что весомой является основная проблема.
5. Представление продуктов. (Подготовленные дома памятки)
Памятка
Как определить проблему и авторскую позицию
-
Проблема – это всегда что-то плохое, отрицательное, а авторская позиция – положительное, т. к. автор всегда учит чему-то хорошему.
-
Там, где больше всего ключевых слов со знаком «-» — заключена основная проблема.
-
Каждой проблеме должна соответствовать авторская позиция. Если нет авторской позиции по данной проблеме, то нет и проблемы.
-
Чтобы правильно определить проблему, надо перевернуть авторскую позицию наоборот.
Памятка
Как выявить основную проблему
-
Этот вопрос больше всего волнует автора.
-
Этой проблеме посвящена большая часть текста.
-
Это глубокие размышления автора.
-
Автор сам высказывает мнение по этой проблеме более четко.
6.Чтение текста. Маркировка ключевых слов «+» и «-».
(1)Глянец — это хорошо продуманная машина(-) для продажи(-) глупым(-) богатым
людям дорогих вещей. (2)А дорогие вещи и производятся для того, чтобы их
купили глупые богатые люди(-); даже не глупые, а просто по разным причинам
озабоченные статусом(-).
(З)Такая буржуазия в классическом понимании, для
которой статус важнее истинного существования(-): костюм важнее человека,(-)
внешность важнее внутренности(-)…
(4)Например, в гламурных журналах нельзя работать полным(-); сотрудники
должны иметь хорошую фигуру, то есть своим существованием подтверждать,
что мир гламура существует: вот он.
Актуальные проблемы современной журналистики
... актуальными проблемами современной журналистики являются: соблюдение моральных и этических общепринятых принципов в журналистских работах; соблюдение принципа объективности; защита авторских прав в сфере web - журналистики. ... Объективность как принцип деятельности журналист авторский этический общество Если выделить главное ... определённых позиций, - и в этом смысле являются предвзятыми, хотя и не ...
(5)А толстого человека просто нельзя показывать(-): его в гламуре нет. (6)Хотя вот
если бы энное количество богатых женщин были толстыми, гламур бы
подвинулся, он бы их учёл. (7)А так существуют придуманные образы(-) —
прокрустово ложе: ни длинней, ни короче. (8)А остальных как бы нет(-).
(9)3адача глянца — сперва невротизировать(-), пристыдить(-), указать, где
находится тот позорный столб(-), к которому тебя выведут, если ты не будешь
соответствовать(-); потом — предложить им идеальные модели всего(-), и наступит
счастье. (10)То есть они говорят, что тебе наступит счастье, если ты выполнишь
определённые финансовые условия(-), по сути.
(11)Все эти покупки, которые гламур предлагает, ориентированы на женщин.
(12)А там, в этом мире крутизны, мужчина, достигнув определенного
статусного уровня, заводит себе очень молодую жену — не потому, что он ее
полюбил(-), а потому, что это круто(-) — иметь такую, причем выбранную по
определённому типу(-): они же все одинаковые. (13)И он её предъявляет миру и
на ней держит свои бриллианты(-).
(14)Вот очень богатые люди, если с ними разговаривать, в конце концов
признаются: вы не понимаете, зарабатывание денег(-) — самоцель(-), остановиться
невозможно(-).
(15)Адреналин такой. (16)И побочный продукт этой их страсти(-) —
он создаёт города, заводы, качает нефть, даёт рабочие места… (17)Они-то о
себе думают(-), естественно, а не о том(-), как бы им города построить; и вот в этой
вечной борьбе за статус(-) и самок они и существуют, а остальное — побочная продукция(-).
(18)Но этот мир, чтобы существовать, должен быть чем-то обеспечен; и вот
вокруг него лепятся(-) самые разные структуры.
(19)Гламур — одна из таких структур(-).
(20)Только очень сильные личности(+) могут ставить себе другие цели(+).
(21)То есть
им не важно, во что они одеты(+), какая у них жена(+) — да провались она. (22)Они
думают о каких-то глобальных вещах(+): о бессмертии при жизни(+) или, наоборот,
о славе после смерти(+); основать университет(+), построить больницу(+),
облагодетельствовать таланты(+) — просто потому, что хочется беречь искусство(+),
строить больницы(+), а не весь дом себе золотом облепить(-).
(23)Устраивать
премии, конкурсы, музеи строить(+) — да что угодно. (24)Ведь наука, медицина,
образование, искусство — всё это страшно интересно(+).
(25)А у большинства из богатых людей нет интересов(-), которые лежат вот в этих
отвлечённых областях. (26)Как подумаешь господи, это вот так расти,
перестрелять конкурентов(-), обманывать(-), лизать сапоги власти(-), забыть старушку-
маму в деревне(-), выгнать жену(-), весь этот страшный путь на вершину(-) – и вот
тебе награда: в первом ряду смотреть «Золотой граммофон». (27)А потом в
бентли и мерседесах ехать через нашу страшную неубранную Москву, со
всякими, которые стоят рядом в своих ржавых жигулёнках(-), — туда, в теснины
Рублёвки, с односторонним движением и унизительным сорокаминутным
ожиданием на повороте, потому что там кто-то постарше проехать должен.
Проблема влияния войны на судьбу человека аргументы. : «Как влияет ...
... годы. Автор сочинения: Влияние войны на людей (Л.Н. Андреев) (ЕГЭ по русскому) Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей? Эту проблему рассматривает Леонид ... выразить словами К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации Аргументы Л.Н. Толстой «Война и мир»., Л.Н. Толстой «Альберт»., К.Г. Паустовский «Старый повар»., К.Г. ...
(28) У нас просто искажённая(-) природа(-) гламурного мира: разбогатевший – даже
не знаю кто, крестьянин, пролетарий, мещанин? – он и не знает ничего лучше(-).
(Из интервью Татьяны Толстой *)
Татьяна Никитична Толстая (род. В 1951 г.) — один из самых известных
писателей русской «новой волны», внучка А.Н. Толстого, публицист,
телеведущая. Автор сборников рассказов «Сёстры», «Круг», «Лёгкие миры».
Самоконструкция.
7. Проверка отмеченных ключевых слов. (1 группа называет слова в первой части текста, вторая группа – во второй части)
- Назовите предложения, указывающие на проблему. (14 предложение)
- В каких предложениях представлена авторская позиция? (20 предложение)
- Проверим, правильно ли мы определили проблему и авторскую позицию? (Возьмем предложение № 14 и № 20.
Их можно перевернуть. Действительно, проблема – это отрицательное явление, а автор учит хорошему – ставить правильные жизненные цели)
8. – Перед вами карточка № 2. Что в ней отражено? (Это варианты вступления)
Работа с критериями.¹ (Учащиеся перечитывают 1 критерий)
- Прочитайте предложенные варианты вступлений на карточке.
— Оцените предложенные вступления по критериям. Сколько баллов вы бы поставили? Почему? Соответствуют ли они тексту? С какими вариантами формулировок вы не согласны? Обоснуйте свою точку зрения. (В 5 варианте продемонстрировано непонимание проблемы, а в 6 – подмена проблемы авторской позицией.
Карточка № 2
-
В чем истинное счастье? В славе? В деньгах? В роскоши? Конечно же, нет. Тогда почему люди стремятся накопить как можно больше денег? Именно проблему бессмысленной погони за деньгами поднимает Татьяна Толстая?
-
Что важнее: внешность или внутренние качества? Что лучше: новая модная одежда или четкая жизненная цель? Все эти и многие другие вопросы возникают у нас во время прочтения интервью Татьяны Толстой.
-
Что важнее для человека: статус или истинное существование? Если статус, то как «костюм может быть важнее внутренности? Над этой проблемой заставляет задуматься Татьяна Толстая.
-
В данном тексте говорится о гламуре. Это актуальная проблема. Именно проблему гламура ставит перед нами автор.
-
Как влияет на человека процесс зарабатывания денег? Положительно или отрицательно? Именно проблему негативного влияния денег на личность человека поднимает Толстая.
¹ —
-
Только сильные личности могут думать о глобальных вещах и ставить высокие цели. В этом предложении заключена проблема текста Татьяны Толстой.
7 стр., 3383 словРоль денег в жизни человека. Роль денег в нашей жизни
... здоровье, внутренняя гармония. Деньги в нашей жизни В жизни современного человека огромную роль играют деньги, и роль их с каждым годом всё растёт. Некоторые люди сводят всю свою жизнь к зарабатыванию денег, тратя на это все силы ...
- Итак, какие основные проблемы мы определили. (Проблема статуса человека в обществе. Проблема постановки жизненной цели. Проблема зарабатывания денег)
9. Работа над комментарием.
- Переходим ко 2 части сочинения. Где вы будете искать подсказку при написании комментария? (В 26 задании)
- Чего нельзя допускать при написании комментария? (Нельзя пересказывать текст, нельзя заменять комментарий цитированием)
- Что обязательно надо учитывать при написании комментария. Перечитайте критерии ¹ оценивания комментария и составьте устную памятку, называя по одному пункту.
Обсуждение в группах. Выдвижение пунктов памятки.
Памятка для составления комментария
-
Комментарий должен опираться на прочитанный текст
-
В комментарии необходимо использовать ключевые слова из текста
-
Необходимо не менее двух раз обратиться к тексту, привести не менее двух примеров-иллюстраций, дать пояснение к приведённым примерам, выявить смысловую связь между ними.
-
Использовать как можно больше оценочных слов для придания эмоциональности (подлый, жестокий, благородный, добрый)
-
Использовать наречия «чаще, порой, зачастую», которые придают категоричность
-
Больше вводных слов
-
Надо писать о чём-то отрицательном, т. к. мы комментируем проблему.
-
В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.
- Рассмотрите карточку № 3
¹ —
Карточка № 3
Вступление
Татьяна Толстая говорит о том, что погоня за богатством порой способна уничтожить моральные ценности, которые есть у человека. Мы часто не замечем, что деньги на самом деле приносят лишь разочарование, а не счастье.
1 пример-иллюстрация
Писательница рассуждает о наших современниках, которые…
Пояснение к 1 примеру-иллюстрации
К сожалению, можно констатировать, что …
Автор акцентирует наше внимание на признании состоятельных людей: …
Такие люди зачастую готовы на всё: …
Многие наши современники, делая богатство и престиж целью своей жизни, подчас забывают ….
Но разве к этому должен стремиться человек?
2 пример-иллюстрация
Любимая героиня толстого в романе “война и мир”
... высшем обществе. Сочинение на тему Наташа Ростова – любимая героиня Льва Толстого Почему именно Наташу любит Толстой? Попробую ответить на этот вопрос. Скорей всего, в любимых героев автор вкладывает свою ... -своему – хорошенькая и артистичная Наташа Ростова и великодушная княжна Марья Болконская. Наташа выросла в крепкой и заботливой семье, где ее оберегали и холили, как, впрочем, и всех детей. Но ...
Писательница говорит, что следует думать…
Пояснение к 2 примеру-иллюстрации
Но, увы, мы часто об этом не задумываемся. По-моему, Толстая рассуждает о ценностях современных преуспевающих людей: …
Невольно задаёшься вопросом: если материальные ценности будут важнее духовных, что будет с нами? Несомненно, это …
Смысловая связь между примерами
Сопоставляя данные примеры, можно понять: …
Для справок: разными путями заработали большие деньги…что некоторые из них более всего озабочены тем, как им продемонстрировать своё богатство…у богатых людей «нет интересов»… «зарабатывание денег — самоцель, остановиться невозможно». Такие люди зачастую готовы на всё: на самые низкие поступки в стремлении обогатиться: они только и делают, что обманывают, борются с конкурентами, лижут «сапоги власти»… даже о своей семье, друзьях, что подтверждают слова: «забыть старушку-маму в деревне, выгнать жену», взамен которой выбрать молодую, ведь это же круто…«глянец», «крутизна», «статус» — вот что стало жизненным ориентиром… это приведёт общество к нравственному регрессу… Татьяна Толстая ясно показывает, что деньги не способны дать человеку истинного счастья, а стремление к обогащению, как яд, отравляет человека, лишая духовности.
Карточка-образец № 4
Татьяна Толстая говорит о том, что погоня за богатством порой способна уничтожить моральные ценности, которые есть у человека. Мы часто не замечем, что деньги на самом деле приносят лишь разочарование, а не счастье. Писательница рассуждает о наших современниках, которые разными путями заработали большие деньги. К сожалению, можно констатировать, что некоторые из них более всего озабочены тем, как им продемонстрировать своё богатство. У богатых людей «нет интересов». Автор акцентирует наше внимание на признании состоятельных людей: «зарабатывание денег — самоцель, остановиться невозможно». Такие люди зачастую готовы на всё: на самые низкие поступки в стремлении обогатиться: они только и делают, что обманывают, борются с конкурентами, лижут «сапоги власти». Многие наши современники, делая богатство и престиж целью своей жизни, подчас забывают даже о своей семье, друзьях, что подтверждают слова: «забыть старушку-маму в деревне, выгнать жену», взамен которой выбрать молодую, ведь это же круто. Но разве к этому должен стремиться человек?
Писательница говорит, что следует думать «о глобальных вещах»: о своих близких, о Родине, об искусстве, а не о том, как бы набить свои карманы. Но, увы, мы часто об этом не задумываемся. По-моему, Толстая рассуждает о ценностях современных преуспевающих людей: «глянец», «крутизна», «статус» — вот что стало жизненным ориентиром. Невольно задаёшься вопросом: если материальные ценности будут важнее духовных, что будет с нами? Несомненно, это приведёт общество к нравственному регрессу.
Сопоставляя данные примеры, можно понять: Татьяна Толстая ясно показывает, что деньги не способны дать человеку истинного счастья, а стремление к обогащению, как яд, отравляет человека, лишая духовности.
Социализация.
- Прочитайте текст. Какой проблеме соответствует этот комментарий? (Проблеме зарабатывания денег. Как влияет на человека процесс зарабатывания денег?)
10. — Опираясь на составленную нами памятку и критерий № 2, напишите комментарий, заполняя пропущенные строчки. Обратите внимание, что вы можете использовать материал, данный для справок.
Группа Группа » » Вконтакте
... и приглашаем всех в рок-бар "LONDON" на презентацию альбома группы ЭССЕ "КАСАЕТСЯ ВСЕХ"! Так же поднимать настроение будут гости вечера: группа АНТРЕ https://vk.com/antre_official_community группа ПОЛЧАСА ТИШИНЫ ... с исполнителями, бурно аплодировали им, просили исполнить песни на бис, на что по окончанию концерта группа «Эссе» пообещала посетить "Любимый Альметьевск" вновь. Друзья, подписывайтесь ...
Задание даётся по группам. 1 группе написать 1 пример-иллюстрацию и пояснение к нему , 2 группе – 2 пример-иллюстрацию и пояснение к нему. Подготовьтесь пойти в гости друг к другу, чтобы познакомить с результатами своей работы. Использование методического приёма «Хождение в гости». 1
Мою деятельность во время этой работы можно определить как консультант-контролер. Я оказываю помощь группам, которые в ней нуждаются. В конце работы я предлагаю карточку-образец, по которой группы могут проверить друг друга.
Обобщение:
Разрыв.
11. Авторская и собственная позиция.
- Рассмотрите карточку № 5
Карточка № 5
- Найдите соответствия и соотнесите формулировки проблем текста с позицией автора и запишите ответ.
1 «Хождение в гости». 1 этап – учащиеся делятся на группы, каждая группа получает свое задание (информацию для освоения, задачу для решения, правило).
Изучает материал. Каждый член группы делает записи!
«Хождение в гости». 2 этап – учащиеся 1 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
«Хождение в гости». 3 этап – учащиеся 2 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
«Хождение в гости». 6 этап – знаниевая рефлексия (тест, вопросы для контроля на все части материала)
Презентация «Интерактивные методы и формы преподавания русского языка и литературы»
Клише для формулировки авторской позиции:
-
Автор считает, что… Автор утверждает, что…
-
Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
-
Автору важно убедить читателя в том, что…
-
Бесспорно мнение автора о том, что…
-
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
-
Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
-
Решая проблему, автор приходит к выводу: …
-
… – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
-
… – это высказывание точно отражает мысль автора.
-
Позиция автора очевидна:…
-
Нельзя не согласить с автором в том, что…
-
С автором можно поспорить …
-
Автор прав в том, что…
-
С автором трудно (не) согласиться
-
Позиция автора близка (понятна ) мне
16 стр., 7809 словСочинений с подготовительными материалами для младших школьников Группа авторов,
... Даже когда с ней происходит что-то неприятное, она никогда этого не показывает. Галя умеет от души смеяться, её смех звонкий и заразительный. Галя приветливая и общительная девочка, ... зубами мой ботинок. Сейчас Туман живёт с нами в городе. Я делаю всё, чтобы он не скучал по деревне: играю с ним, много гуляю, угощаю лакомствами. Я ...
-
Я (не) разделяю точку зрения автора
-
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
-
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
-
Мое мнение подтверждает и такой факт…
Ликвидация разрыва
- Прочитайте критерий ¹ к формулировке авторской позиции. В соответствии с требованиями экспертов и используя клише, сформулируйте и запишите авторскую и собственную позицию.
Обобщение:
12. Рефлексия. Итог урока
- Понравился ли вам урок?
- Что для меня было самым полезным на уроке?
- Что для меня на уроке было самым интересным?
- Чему вы научились?
Д. з. Используя материалы урока, написать сочинение, дописать вывод, проверить ошибки.
¹ —