Конспект русского языка в 11 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту»

Сочинение

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Цели:

Образовательные:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста,

  • формировать умение видеть логику рассуждения

Развивающие:

  • продолжить отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения на основе заданного текста в рамках подготовки к ЕГЭ,

  • уметь выделять микротемы текста,

  • расширять словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету,

  • содействовать развитию умения учащихся общаться между собой,

Ход урока

  1. Орг. момент

  • Посмотрите на меня, друг на друга, улыбнитесь.

Желаю вам хорошего настроения и плодотворной деятельности.

  1. Формулировка темы, цели урока.

  • А над чем мы сегодня будем работать на уроке, вы определите сами. Откройте задание 27, 7 вариант. Прочитайте его.
  • Итак, какова тема нашего урока? (Подготовка к сочинению-рассуждению)
  • Какую цель вы ставите перед собой на этом уроке? (Отработка навыка написания сочинения на основе прочитанного текста.

Подготовка к ЕГЭ.)

Активизация знаний.

  • Посмотрите на карточку № 1. Что отражает запись? (структурные части сочинения)

Карточка № 1.

  • Авторская позиция

  • Собственная позиция

    3 стр., 1070 слов

    Материал «Комплексный анализ текста при подготовке к сочинению»

    ... – К4 – 3) 4. Напишите сочинение в формате части С ЕГЭ Рабочая тетрадь 9 класс Первый раздел вы научитесь строить текст-рассуждение с соблюдением всех необходимых требований к его содержанию ... главному. Как раскрыть тему сочинения 1. Определить тему текста (часть С – К1 – 1) 2. Согласны ли вы с тем, что своеобразие стиля писателя и мастерство владения словом во ...

  • Проблема

  • Комментарий проблемы

  • Вывод

  • Что вас смущает? (они расположены в неправильном порядке)
  • Расположите части сочинения в нужном порядке, как будет построено ваше сочинение.

4. Работа с текстом.

  • Обратимся к тексту, по которому мы будем писать сочинение. Это текст 7 вар, с. 176.

— Как мы работаем с ним? (отмечаем ключевые слова «+» — с положительным смыслом, «-» — с отрицательным смыслом, кроме того, находим предложения, где заключена проблема и авторская позиция. Предложения, в которых заключена проблема обводим в овал, в которых заключена авторская позиция – в прямоугольник)

Индукция.

— Прежде, чем мы будем анализировать текст, проверим домашнее задание. Каждой группе я дала задание. 1 группе – составить памятку «Как определить проблему и авторскую позицию?, 2 группе – «Как выявить основную проблему». Ведь в тексте, как мы знаем, есть несколько проблем: основных и второстепенных. Мы знаем, что весомой является основная проблема.

5. Представление продуктов. (Подготовленные дома памятки)

Памятка

Как определить проблему и авторскую позицию

  1. Проблема – это всегда что-то плохое, отрицательное, а авторская позиция – положительное, т. к. автор всегда учит чему-то хорошему.

  2. Там, где больше всего ключевых слов со знаком «-» — заключена основная проблема.

  3. Каждой проблеме должна соответствовать авторская позиция. Если нет авторской позиции по данной проблеме, то нет и проблемы.

  4. Чтобы правильно определить проблему, надо перевернуть авторскую позицию наоборот.

Памятка

Как выявить основную проблему

  1. Этот вопрос больше всего волнует автора.

  2. Этой проблеме посвящена большая часть текста.

  3. Это глубокие размышления автора.

  4. Автор сам высказывает мнение по этой проблеме более четко.

6.Чтение текста. Маркировка ключевых слов «+» и «-».

(1)Глянец — это хорошо продуманная машина(-) для продажи(-) глупым(-) богатым

людям дорогих вещей. (2)А дорогие вещи и производятся для того, чтобы их

купили глупые богатые люди(-); даже не глупые, а просто по разным причинам

озабоченные статусом(-).

(З)Такая буржуазия в классическом понимании, для

которой статус важнее истинного существования(-): костюм важнее человека,(-)

внешность важнее внутренности(-)…

(4)Например, в гламурных журналах нельзя работать полным(-); сотрудники

должны иметь хорошую фигуру, то есть своим существованием подтверждать,

что мир гламура существует: вот он.

5 стр., 2418 слов

Актуальные проблемы современной журналистики

... актуальными проблемами современной журналистики являются: соблюдение моральных и этических общепринятых принципов в журналистских работах; соблюдение принципа объективности; защита авторских прав в сфере web - журналистики. ... Объективность как принцип деятельности журналист авторский этический общество Если выделить главное ... определённых позиций, - и в этом смысле являются предвзятыми, хотя и не ...

(5)А толстого человека просто нельзя показывать(-): его в гламуре нет. (6)Хотя вот

если бы энное количество богатых женщин были толстыми, гламур бы

подвинулся, он бы их учёл. (7)А так существуют придуманные образы(-) —

прокрустово ложе: ни длинней, ни короче. (8)А остальных как бы нет(-).

(9)3адача глянца — сперва невротизировать(-), пристыдить(-), указать, где

находится тот позорный столб(-), к которому тебя выведут, если ты не будешь

соответствовать(-); потом — предложить им идеальные модели всего(-), и наступит

счастье. (10)То есть они говорят, что тебе наступит счастье, если ты выполнишь

определённые финансовые условия(-), по сути.

(11)Все эти покупки, которые гламур предлагает, ориентированы на женщин.

(12)А там, в этом мире крутизны, мужчина, достигнув определенного

статусного уровня, заводит себе очень молодую жену — не потому, что он ее

полюбил(-), а потому, что это круто(-) — иметь такую, причем выбранную по

определённому типу(-): они же все одинаковые. (13)И он её предъявляет миру и

на ней держит свои бриллианты(-).

(14)Вот очень богатые люди, если с ними разговаривать, в конце концов

признаются: вы не понимаете, зарабатывание денег(-) — самоцель(-), остановиться

невозможно(-).

(15)Адреналин такой. (16)И побочный продукт этой их страсти(-) —

он создаёт города, заводы, качает нефть, даёт рабочие места… (17)Они-то о

себе думают(-), естественно, а не о том(-), как бы им города построить; и вот в этой

вечной борьбе за статус(-) и самок они и существуют, а остальное — побочная продукция(-).

(18)Но этот мир, чтобы существовать, должен быть чем-то обеспечен; и вот

вокруг него лепятся(-) самые разные структуры.

(19)Гламур — одна из таких структур(-).

(20)Только очень сильные личности(+) могут ставить себе другие цели(+).

(21)То есть

им не важно, во что они одеты(+), какая у них жена(+) — да провались она. (22)Они

думают о каких-то глобальных вещах(+): о бессмертии при жизни(+) или, наоборот,

о славе после смерти(+); основать университет(+), построить больницу(+),

облагодетельствовать таланты(+) — просто потому, что хочется беречь искусство(+),

строить больницы(+), а не весь дом себе золотом облепить(-).

(23)Устраивать

премии, конкурсы, музеи строить(+) — да что угодно. (24)Ведь наука, медицина,

образование, искусство — всё это страшно интересно(+).

(25)А у большинства из богатых людей нет интересов(-), которые лежат вот в этих

отвлечённых областях. (26)Как подумаешь господи, это вот так расти,

перестрелять конкурентов(-), обманывать(-), лизать сапоги власти(-), забыть старушку-

маму в деревне(-), выгнать жену(-), весь этот страшный путь на вершину(-) – и вот

тебе награда: в первом ряду смотреть «Золотой граммофон». (27)А потом в

бентли и мерседесах ехать через нашу страшную неубранную Москву, со

всякими, которые стоят рядом в своих ржавых жигулёнках(-), — туда, в теснины

Рублёвки, с односторонним движением и унизительным сорокаминутным

ожиданием на повороте, потому что там кто-то постарше проехать должен.

3 стр., 1139 слов

Проблема влияния войны на судьбу человека аргументы. : «Как влияет ...

... годы. Автор сочинения: Влияние войны на людей (Л.Н. Андреев) (ЕГЭ по русскому) Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей? Эту проблему рассматривает Леонид ... выразить словами К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации Аргументы Л.Н. Толстой «Война и мир»., Л.Н. Толстой «Альберт»., К.Г. Паустовский «Старый повар»., К.Г. ...

(28) У нас просто искажённая(-) природа(-) гламурного мира: разбогатевший – даже

не знаю кто, крестьянин, пролетарий, мещанин? – он и не знает ничего лучше(-).

(Из интервью Татьяны Толстой *)

Татьяна Никитична Толстая (род. В 1951 г.) — один из самых известных

писателей русской «новой волны», внучка А.Н. Толстого, публицист,

телеведущая. Автор сборников рассказов «Сёстры», «Круг», «Лёгкие миры».

Самоконструкция.

7. Проверка отмеченных ключевых слов. (1 группа называет слова в первой части текста, вторая группа – во второй части)

  • Назовите предложения, указывающие на проблему. (14 предложение)
  • В каких предложениях представлена авторская позиция? (20 предложение)
  • Проверим, правильно ли мы определили проблему и авторскую позицию? (Возьмем предложение № 14 и № 20.

Их можно перевернуть. Действительно, проблема – это отрицательное явление, а автор учит хорошему – ставить правильные жизненные цели)

8. – Перед вами карточка № 2. Что в ней отражено? (Это варианты вступления)

Работа с критериями.¹ (Учащиеся перечитывают 1 критерий)

  • Прочитайте предложенные варианты вступлений на карточке.

— Оцените предложенные вступления по критериям. Сколько баллов вы бы поставили? Почему? Соответствуют ли они тексту? С какими вариантами формулировок вы не согласны? Обоснуйте свою точку зрения. (В 5 варианте продемонстрировано непонимание проблемы, а в 6 – подмена проблемы авторской позицией.

Карточка № 2

  1. В чем истинное счастье? В славе? В деньгах? В роскоши? Конечно же, нет. Тогда почему люди стремятся накопить как можно больше денег? Именно проблему бессмысленной погони за деньгами поднимает Татьяна Толстая?

  2. Что важнее: внешность или внутренние качества? Что лучше: новая модная одежда или четкая жизненная цель? Все эти и многие другие вопросы возникают у нас во время прочтения интервью Татьяны Толстой.

  3. Что важнее для человека: статус или истинное существование? Если статус, то как «костюм может быть важнее внутренности? Над этой проблемой заставляет задуматься Татьяна Толстая.

  4. В данном тексте говорится о гламуре. Это актуальная проблема. Именно проблему гламура ставит перед нами автор.

  5. Как влияет на человека процесс зарабатывания денег? Положительно или отрицательно? Именно проблему негативного влияния денег на личность человека поднимает Толстая.

¹ —

  1. Только сильные личности могут думать о глобальных вещах и ставить высокие цели. В этом предложении заключена проблема текста Татьяны Толстой.

    7 стр., 3383 слов

    Роль денег в жизни человека. Роль денег в нашей жизни

    ... здоровье, внутренняя гармония. Деньги в нашей жизни В жизни современного человека огромную роль играют деньги, и роль их с каждым годом всё растёт. Некоторые люди сводят всю свою жизнь к зарабатыванию денег, тратя на это все силы ...

  • Итак, какие основные проблемы мы определили. (Проблема статуса человека в обществе. Проблема постановки жизненной цели. Проблема зарабатывания денег)

9. Работа над комментарием.

  • Переходим ко 2 части сочинения. Где вы будете искать подсказку при написании комментария? (В 26 задании)
  • Чего нельзя допускать при написании комментария? (Нельзя пересказывать текст, нельзя заменять комментарий цитированием)
  • Что обязательно надо учитывать при написании комментария. Перечитайте критерии ¹ оценивания комментария и составьте устную памятку, называя по одному пункту.

Обсуждение в группах. Выдвижение пунктов памятки.

Памятка для составления комментария

  1. Комментарий должен опираться на прочитанный текст

  2. В комментарии необходимо использовать ключевые слова из текста

  3. Необходимо не менее двух раз обратиться к тексту, привести не менее двух примеров-иллюстраций, дать пояснение к приведённым примерам, выявить смысловую связь между ними.

  4. Использовать как можно больше оценочных слов для придания эмоциональности (подлый, жестокий, благородный, добрый)

  5. Использовать наречия «чаще, порой, зачастую», которые придают категоричность

  6. Больше вводных слов

  7. Надо писать о чём-то отрицательном, т. к. мы комментируем проблему.

  8. В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.

  • Рассмотрите карточку № 3

¹ —

Карточка № 3

Вступление

Татьяна Толстая говорит о том, что погоня за богатством порой способна уничтожить моральные ценности, которые есть у человека. Мы часто не замечем, что деньги на самом деле приносят лишь разочарование, а не счастье.

1 пример-иллюстрация

Писательница рассуждает о наших современниках, которые…

Пояснение к 1 примеру-иллюстрации

К сожалению, можно констатировать, что …

Автор акцентирует наше внимание на признании состоятельных людей: …

Такие люди зачастую готовы на всё: …

Многие наши современники, делая богатство и престиж целью своей жизни, подчас забывают ….

Но разве к этому должен стремиться человек?

2 пример-иллюстрация

20 стр., 9603 слов

Любимая героиня толстого в романе “война и мир”

... высшем обществе. Сочинение на тему Наташа Ростова – любимая героиня Льва Толстого Почему именно Наташу любит Толстой? Попробую ответить на этот вопрос. Скорей всего, в любимых героев автор вкладывает свою ... -своему – хорошенькая и артистичная Наташа Ростова и великодушная княжна Марья Болконская. Наташа выросла в крепкой и заботливой семье, где ее оберегали и холили, как, впрочем, и всех детей. Но ...

Писательница говорит, что следует думать…

Пояснение к 2 примеру-иллюстрации

Но, увы, мы часто об этом не задумываемся. По-моему, Толстая рассуждает о ценностях современных преуспевающих людей: …

Невольно задаёшься вопросом: если материальные ценности будут важнее духовных, что будет с нами? Несомненно, это …

Смысловая связь между примерами

Сопоставляя данные примеры, можно понять: …

Для справок: разными путями заработали большие деньги…что некоторые из них более всего озабочены тем, как им продемонстрировать своё богатство…у богатых людей «нет интересов»… «зарабатывание денег — самоцель, остановиться невозможно». Такие люди зачастую готовы на всё: на самые низкие поступки в стремлении обогатиться: они только и делают, что обманывают, борются с конкурентами, лижут «сапоги власти»… даже о своей семье, друзьях, что подтверждают слова: «забыть старушку-маму в деревне, выгнать жену», взамен которой выбрать молодую, ведь это же круто…«глянец», «крутизна», «статус» — вот что стало жизненным ориентиром… это приведёт общество к нравственному регрессу… Татьяна Толстая ясно показывает, что деньги не способны дать человеку истинного счастья, а стремление к обогащению, как яд, отравляет человека, лишая духовности.

Карточка-образец № 4

Татьяна Толстая говорит о том, что погоня за богатством порой способна уничтожить моральные ценности, которые есть у человека. Мы часто не замечем, что деньги на самом деле приносят лишь разочарование, а не счастье. Писательница рассуждает о наших современниках, которые разными путями заработали большие деньги. К сожалению, можно констатировать, что некоторые из них более всего озабочены тем, как им продемонстрировать своё богатство. У богатых людей «нет интересов». Автор акцентирует наше внимание на признании состоятельных людей: «зарабатывание денег — самоцель, остановиться невозможно». Такие люди зачастую готовы на всё: на самые низкие поступки в стремлении обогатиться: они только и делают, что обманывают, борются с конкурентами, лижут «сапоги власти». Многие наши современники, делая богатство и престиж целью своей жизни, подчас забывают даже о своей семье, друзьях, что подтверждают слова: «забыть старушку-маму в деревне, выгнать жену», взамен которой выбрать молодую, ведь это же круто. Но разве к этому должен стремиться человек?

Писательница говорит, что следует думать «о глобальных вещах»: о своих близких, о Родине, об искусстве, а не о том, как бы набить свои карманы. Но, увы, мы часто об этом не задумываемся. По-моему, Толстая рассуждает о ценностях современных преуспевающих людей: «глянец», «крутизна», «статус» — вот что стало жизненным ориентиром. Невольно задаёшься вопросом: если материальные ценности будут важнее духовных, что будет с нами? Несомненно, это приведёт общество к нравственному регрессу.

Сопоставляя данные примеры, можно понять: Татьяна Толстая ясно показывает, что деньги не способны дать человеку истинного счастья, а стремление к обогащению, как яд, отравляет человека, лишая духовности.

Социализация.

  • Прочитайте текст. Какой проблеме соответствует этот комментарий? (Проблеме зарабатывания денег. Как влияет на человека процесс зарабатывания денег?)

10. — Опираясь на составленную нами памятку и критерий № 2, напишите комментарий, заполняя пропущенные строчки. Обратите внимание, что вы можете использовать материал, данный для справок.

5 стр., 2364 слов

Группа Группа » » Вконтакте

... и приглашаем всех в рок-бар "LONDON" на презентацию альбома группы ЭССЕ "КАСАЕТСЯ ВСЕХ"! Так же поднимать настроение будут гости вечера: группа АНТРЕ https://vk.com/antre_official_community группа ПОЛЧАСА ТИШИНЫ ... с исполнителями, бурно аплодировали им, просили исполнить песни на бис, на что по окончанию концерта группа «Эссе» пообещала посетить "Любимый Альметьевск" вновь. Друзья, подписывайтесь ...

Задание даётся по группам. 1 группе написать 1 пример-иллюстрацию и пояснение к нему , 2 группе – 2 пример-иллюстрацию и пояснение к нему. Подготовьтесь пойти в гости друг к другу, чтобы познакомить с результатами своей работы. Использование методического приёма «Хождение в гости». 1

Мою деятельность во время этой работы можно определить как консультант-контролер. Я оказываю помощь группам, которые в ней нуждаются. В конце работы я предлагаю карточку-образец, по которой группы могут проверить друг друга.

Обобщение:

Разрыв.

11. Авторская и собственная позиция.

  • Рассмотрите карточку № 5

Карточка № 5

  • Найдите соответствия и соотнесите формулировки проблем текста с позицией автора и запишите ответ.

1 «Хождение в гости». 1 этап – учащиеся делятся на группы, каждая группа получает свое задание (информацию для освоения, задачу для решения, правило).

Изучает материал. Каждый член группы делает записи!

«Хождение в гости». 2 этап – учащиеся 1 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

«Хождение в гости». 3 этап – учащиеся 2 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.

«Хождение в гости». 6 этап – знаниевая рефлексия (тест, вопросы для контроля на все части материала)

Презентация «Интерактивные методы и формы преподавания русского языка и литературы»

Клише для формулировки авторской позиции:

  • Автор считает, что… Автор утверждает, что…

  • Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.

  • Автору важно убедить читателя в том, что…

  • Бесспорно мнение автора о том, что…

  • Автор подводит читателя к мысли о том, что…

  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…

  • Решая проблему, автор приходит к выводу: …

  • … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.

  • … – это высказывание точно отражает мысль автора.

  • Позиция автора очевидна:…

  • Нельзя не согласить с автором в том, что…

  • С автором можно поспорить …

  • Автор прав в том, что…

  • С автором трудно (не) согласиться

  • Позиция автора близка (понятна ) мне

    16 стр., 7809 слов

    Сочинений с подготовительными материалами для младших школьников Группа авторов,

    ... Даже когда с ней происходит что-то неприятное, она никогда этого не показывает. Галя умеет от души смеяться, её смех звонкий и заразительный. Галя приветливая и общительная девочка, ... зубами мой ботинок. Сейчас Туман живёт с нами в городе. Я делаю всё, чтобы он не скучал по деревне: играю с ним, много гуляю, угощаю лакомствами. Я ...

  • Я (не) разделяю точку зрения автора

  • Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

  • Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)

  • Мое мнение подтверждает и такой факт…

Ликвидация разрыва

  • Прочитайте критерий ¹ к формулировке авторской позиции. В соответствии с требованиями экспертов и используя клише, сформулируйте и запишите авторскую и собственную позицию.

Обобщение:

12. Рефлексия. Итог урока

  • Понравился ли вам урок?
  • Что для меня было самым полезным на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Чему вы научились?

Д. з. Используя материалы урока, написать сочинение, дописать вывод, проверить ошибки.

¹ —