Авторская позиция Л. Толстого в романе » Воскресенье»

Курсовая работа

Нехлюдов предлагает Катюше стать его женой и охотно следует за ней в сибирскую каторгу, потому что твердо решил делать то, чего требует от него его совесть. Н замечание сестры, зачем он это делает, Нехлюдов ответил, что он хочет исправить не Маслову, а себя.

Однако Катюша выбирает другого Симонса, так как именно он видел в Катюше не просто женщину, что вызывало в ней злобу и отвращение, а друга, равноправного человека. И когда Нехлюдов, в последний раз посетив острог, увидел Катюшу, его охватило тяжелое чувство, и опять мелькнула мысль: «Я жить хочу, хочу семью, детей, хочу человеческой жизни» (8, с.431).

Катюша сказала ему, что останется с Сименсом, тут же точно угадывая мысли и желания Нехлюдова, поспешно добавила: « Да, видно, уж так выходит. И вам жить надо». По словам автора, Катюша сказала ему тоже самое, что он только что говорил себе» (8, с.432).

Нехлюдов понял, что «был не нужен ей, и ему было и грустно и стыдно» (8, с.439).

Понял он и свою ненужность в том мире гонимых и отверженных, в который так естественно и свободно вошла Катюша Маслова – человек из народных низов, личная судьба которого явилась персонификацией народной судьбы, а жизненная биография – частью социальной биографии народа.

В заключительных строках романа мы видим Нехлюдова не протестантом против социального зла, а моралистом, который вычитывает из «евангелия нормы поведения человека, обеспечивающие установление «царства божия на земле». Так, Толстой утверждает идею о непротивлении злу насилием, идею, осложненную проповедью нравственного самоусовершенствования человека как единственного пути к радикальному изменению жизни людей.

В образе Масловой, как и в образе Нехлюдова, Толстым ставится и разрешается проблема человеческого поведения в плоскости самоусовершенствования, морального «воскресения».

Историей жизни Масловой Толстой резко разоблачает «моральные устои» буржуазного общества, рисуя картины узаконенного разврата, пьянства, цинизма. Трудный путь на каторгу сближает Маслову с политическими ссыльными (Симонсоном, Марьей Павловной), и благодаря их высоким моральным качествам движение Катюши к «воскресению» идет уверенно и быстро. «Это такие чудесные люди», — говорит о них Катюша. Примером своей самоотверженной жизни для блага других, своим дружеским участием они помогают Катюше вновь обрести чувство человеческого достоинства. После долгих мытарств ее душе открываются любовь и счастье. В конце романа мы видим уже женщину, рассматривающую свое будущее в духе отказа от эгоистических стремлений.

2 стр., 593 слов

«Жизнь замечательных людей» (Крысина К.)

... него была собственная семья, в которой родились две замечательные дочери - Татьяна и Наталья. Желание писать у ... рассказы, поэму и стихотворения. Основные темы его произведений - отношения между людьми, красота родной природы. Вдохновение к поэту ... политехнический институт по специальности "Радиотехника", затем работал на почтовом ящике в отделе микроэлектроники начальником комплексной лаборатории. ...

Маслова наделена глубоко личными чертами выразительной портретной характеристикой, глубоким душевным складом и выступает перед нами незаурядной личностью. Мы не можем остановиться с уважением перед ее духовной стойкостью, с которой она перенесла все выпавшие на ее долю испытания: публичный дом, суд, тюрьма, каторжный этап. Она хлопочет о других несчастных, но не о себе. И финал необычный. Она выбирает борца-революционера Симонса. Катюша говори: она не будет «с ним жить», а «при нем быть». Это должно «за счастье почитать». Последнее ее твердое решение следующее: «Где Владимир Иванович будет, туда и я с ним».

Так – показывает Толстой – совершалась победа «духовного» начала над «чувственным»; так, пройдя через неверие и отчаяние, «воскресла» к новой жизни Катюша Маслова.

Заключение

С 1880 года Толстой пережил важный кризис в развитии своего мировоззрения. Он решил порвать с обычаями и взглядами той аристократической, сословно-дворянской среды, к которой принадлежал по рождению и жизнь которой большей частью изображал в своих произведениях. Толстой открыто провозгласил о своем разрыве с богатыми классами и о переходе на позиции угнетенного многомиллионного русского крестьянства. Он считал свои прежние романы «бессознательными», так как они не ставили задач научить людей жить по новым правилам.

И в этом смысле Толстой считал себя после духовного перелома 1880-1881 годов, после перехода на позиции крестьянства, более «сознательно» творящим художником.

Главный интерес автора сосредоточился на тех сферах русской жизни, которых до него литература почти не касалась. Эти сферы: преступный мир, публичные дома, убийцы, грабители, а также жандармы, конвойные, суды, присяжные, прокуроры, адвокаты, сенаторы, надзиратели и неизбежные при этом тюрьмы, пересыльные пункты. показывая государственные учреждения и правительственный аппарат непосредственно от себя и через восприятие Нехлюдова, духовно близкого ему, Толстой резко подчеркивает классовый характер государственных учреждений в капиталистическом обществе.

Рисуя суд, Толстой отмечает равнодушие судей к существу дел, рассматриваемых в суде, а еще более к личностям подсудимых, преступно-небрежное отношение к судопроизводству, занятость каждого судьи, призванного решать судьбы человека, своими личными делами, в результате чего невиновные люди осуждаются на каторжные работы. Он показывает карьеризм представителей прокуратуры, добивающихся повышения по службе количеством обвинительных приговоров, достигнутых хотя бы и ценой явной лжи и передержек.

Столкнувшись с высшими бюрократически сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое.

Нравственному разложению людей содействует – показывает Толстой – и церковь, тесно связанная с государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремные застенки (привод к присяге в суде, церковь в тюрьме, распятие Христа при входе в тюрьму).

Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения хлебы и вина в тело и кровь бога, проповедуют нестяжательство и в то же время наживают капиталы.

В романе «Воскресение» дан образ народа страдальца, одновременно «могучего и бессильного» народ показан как жертва произвола, жестокостей и беззакония. Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию.

5 стр., 2357 слов

Любовь и дружба в жизни Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева

... однако одиноким и отвергну­тым всеми, кроме родителей. Дружба и любовь в жизни Базарова «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе «Отцы и дети» Базаров одинок, и в этом более ...

Таким образом, все прочие вопросы в романе – судопроизводство, церковь, тюрьма, сенат, вся система бессмысленной жестокости, подавления и унижения – служат пояснением к стержню сюжета, к личным взаимоотношениям Нехлюдова с Масловой. Раздумывая над силами власти и силами сопротивления, Толстой, в конечном счете, приходит к выводу о гнилости царского режима, к оправданию революционного движения, которое борется за справедливые идеалы и выдвигает сильных духом людей, праведников с чистой совестью. К ним-то, после всех жизненных мытарств и унижений, и примкнет Катюша Маслова, слившись с толпой конвоируемых в Сибирь каторжников и политических.

Однако, Толстой, с такой искренней страстностью и великим гневом осуждающий в романе все виды и формы зла и несправедливости, кончил «Воскресение» призывом к отказу от революционной борьбы. Чехов, дочитав роман, отметил художественную неубедительность концовки «Воскресения» фальшь религиозной морали, которую автор выводит из правдиов воссозданной истории жизни и духовных исканий Нехлюдова: «Писать, писать, а потом взять и свалить все на текст из евангелия – это уж очень по-богословски». Сам же Толстой, разумеется, горячо защищая правильность выводов, к которым пришел его герой, и с полемической заостренностью однажды сказал даже так: «Я весь роман «Воскресение» только для того писал, чтобы прочли его последнюю главу»

Если в «Войне и мире», как говорил сам Толстой, у него главной была «мысль народная», а в «Анне Карениной» «мысль семейная», то какая главная «мысль в «Воскресении»? Толстой не оставил высказываний по этому поводу и как ни трудно ответить на этот вопрос за Толстого, все же можно сказать, выражаясь в духе его же прежних формул, что мысль «Воскресения» «мучительская», в разоблачении повсеместного мучительства, царящего в России, и, кроме того, мысль «бунтарская», беспредельно «укоряющая», предполагающая выход из невыносимых противоречий жизни.

Я полностью согласна, что в романе писатель передает все свое понимание жизни, показывая мерзость и гадость общественного строя, его полную непригодность для нормальной человеческой жизни, смысл в поисках выхода из этого тупика, в который зашла российская действительность и вообще современная жизнь.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tema-kursovoy-rabotyi-po-tolstomu-voskresenie-hristianskoe/

1. Лебедев А.А. Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдов («Воскресение» Л.Н.Толстого) // Литература, 2003 — № 8 – с.15-17

2. Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. 381 с.

3. Ломунов К.Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. – Изд. 2-е доп. – М.: Дет. лит., 1984. – 272 с., ил.

4. Климова Т.А. Воскресение души по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»: автореф., 19.03.2007, защита 01.02.2007 / Т.А

5. Кропоткин П.Н. Русская литература. Идеал и действительность: Курс лекций. М., 2003. 75 с.

6. Кулешов В.И. Л.Н.Толстой: (Из лекций по рус. лит-ре XIX в.).

– М.: Изд-во БГУ, 1978 – 288 с.

7. Кулешов В.И. В поисках исхода («Воскресение» Л.Н.Толстого) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М.: Дет. лит.,1983 – 430 с.

3 стр., 1238 слов

Анализ романа Воскресение Толстого

... господствующего класса и лицемерия церкви. Также читают: Картинка к сочинению Анализ романа Воскресение Толстого Популярные сегодня темы В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на ... сострадание к ближнему. Сочинение по произведению Роман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на ...

8. Маковецкий Д. П. Яснополянские записки, вып. 2. М., 1923, 228 с.

9. Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – 527 с. – (Классики и современники. Русская классич. лит-ра)

10. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов.энциклопедия, 2000 -752 с., с.279

11. 60 сочинений на «отлично» Выпуск 1 под редакцией Полкова Э. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 – 64 с.

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. с. 273

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. c. 275.

Ломунов К.Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. – Изд. 2-е доп. – М.: Дет. лит., 1984. с. 12

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. c. 275.

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. c. 276

Ломунов К.Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. – Изд. 2-е доп. – М.: Дет. лит., 1984. – 272 с., ил.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов.энциклопедия, 2000 -752 с., с.278

Маковецкий Д. П. Яснополянские записки, вып. 2. М., 1923, с.123

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. с. 274

Кулешов В.И. В поисках исхода («Воскресение» Л.Н.Толстого) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М.: Дет. лит.,1983 – с. 254

Кропоткин П. Русская литература. Идеал и действительность: Курс лекций. М., 2003. с.23

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. с.279

Климова Т.А. Воскресение души по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»: автореф., 19.03.2007, защита 01.02.2007 , с.15

Кулешов В.И. В поисках исхода («Воскресение» Л.Н.Толстого) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М.: Дет. лит.,1983 – с. 273

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – 527 с. 11-12

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.351

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.304

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.284

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. с. 279

3 стр., 1086 слов

«Петр Первый» А.Н. Толстого как исторический роман

... в святочных забавах. Личность Петра изображена на широком историческом фоне, воспроизводящим многие реалии той эпохи. Роман Толстого в высокой степени ... происходила резкая ломка устоявшихся общественно-бытовых форм, воспринимавшихся как застойные, окаменелые, мешающие прогрессу. Эта ломка сопровождалась взрывом ... школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Петр Первый":

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.435

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.138

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.137

Кулешов В.И. В поисках исхода («Воскресение» Л.Н.Толстого) // Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. – М.: Дет. лит.,1983 – с.254

Ломунов К.Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. – Изд. 2-е доп. – М.: Дет. лит., 1984. – 272 с., ил.

Маковицкий Д. Яснополянские записки, вып. 2. М., 1923, с.8

Кропоткин П. Русская литература. Идеал и действительность: Курс лекций. М., 2003.с. 25

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.57

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.47

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.53

60 сочинений на «отлично» Выпуск 1 под редакцией Полкова Э. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 – с.15

60 сочинений на «отлично» Выпуск 1 под редакцией Полкова Э. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 – с.16

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.86

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.100

Толстой Л.Н. Воскресение: Роман; Рассказы. – М.: Худож. лит., 1984. – с.101

Лебедев, А.А. Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдов («Воскресение» Л.Н.Толстого) // Литература, 2003 — № 8 – с.15-17

Климова Т.А. Воскресение души по роману Л.Н. Толстого «Воскресение»: автореф., 19.03.2007, защита 01.02.2007, с. 18

Ломунов К.Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. – Изд. 2-е доп. – М.: Дет. лит., 1984. – с243

Ломунов К.Н. Над страницами «Воскресения». История создания Л.Н. Толстого. Проблемы, образы, характеры. Первые отклики. Наши современники о романе. – М., «Современник», 1978. 280 с.

2