Подготовка к изложению с элементами сочинения. методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Сочинение

-Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

– Молодцы! Итак, Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего села, со всего, что с ними связано, т.е. с малой Родины.

Тема Родины находит отражение и в искусстве. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Проза погружает нас в красоту окружающего мира, в жизнь людей,его населяющего, в чувства , картины рисуют перед нами историю Родины и её настоящее. Нет ни одного вида искусства, где бы не звучала тема Родины.

РАБОТА С ТЕКСТОМ(СЛАЙД 4).

ПОМНИТЬ О РОДИНЕ

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия новых машин, танцы, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом снами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.

Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит,будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, наполненной в веках.

Давайте же будем помнить об этих корнях.(В.ПЕСКОВ)

– Сформулируйте основную мысль текста. (Необходимо помнить о своих корнях)

– К какому стилю речи относится этот текст? ( К публицистическому стилю.)

24 стр., 11669 слов

Что для вас чувство Родины? «Что такое чувство родины Как вы ...

... Дерево нашей Родины: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях. Вариант ... свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Чувство Родины начинается с восхищения ... дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем ...

– Почему вы считаете, что текст относится к публицистическому стилю? (Задача публицистического стиля – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли; в данном тексте автор призывает нас, читателей, любить Родину, помнить о своих корнях)

– Как же автору удается достигнуть живости, яркости, которые обязательно присущи публицистическому стилю? (В тексте можно выделить изобразительно-выразительные средства и синтаксические конструкции, которые предназначены воздействовать на читателя. Мы видим анафору, синтаксический параллелизм, сравнение, ( например…) . Текст начинается с вопроса к читателю. В конце текста содержится призыв к нам, читателям: «Давайте же будем помнить об этих корнях.» В тексте много предложений с однородными членами , например: «Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты.». Также автор использует назывные предложения, например: …; определённо-личные предложения, например:…)

– Для публицистического стиля характерна четкая авторская позиция, выраженная с помощью эмоционально-оценочных прилагательных и наречий. Назовите их. ( огромная человеческая любовь , красотой, наполненной в веках и др.)

– Укажите способ связи предложений в тексте. (Используется параллельная связь).

— Правильно, для публицистического стиля речи характерен параллельный способ связи, который усиливает впечатление от высказывания, придает речи торжественность. Итак, мы доказали, что стиль текста – публицистический. Публицистический стиль помогает нам почувствовать нравственное содержание текста Пескова, его актуальность.

– К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение.)

– Для того чтобы передать этот текст письменно, нам необходимо определить в нём микротемы.

– Давайте вспомним, что такое микротема?(Микротема — это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать; выделяется при делении готового или создаваемого текста.)

Микротемы: 1.Родина — это очень много.

2. Родина подобна огромному дереву…

3. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад.

4. Человеку надо знать свои корни.

– Прочитайте текст, выделите опорные слова и словосочетания.

(Вырастает любовь Родина много тропинка ракета птицы Москва малые деревеньки имена людей названия новых машин танцы;

подобна дереву делаем доброго прибавляет силу корни;

история деды пращуры дела наличниках игрушках храмах песнях сказках имена полководцев поэтов борцов народное дело;

24 стр., 11527 слов

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «СТЕПЕНИ И КОРНИ

... степенями и корнями, изучают понятие «арифметический корень», способы преобразования алгебраических выражений, содержащих степени и корни. Кроме того, усвоение темы «Степени и корни» в курсе алгебры предполагает формирование навыков решения уравнений, неравенств и их систем. Основы темы «Степени и корни» закладываются уже на ... тексты учебников и математические задачи. В таком случае каждый параграф и ...

надо знать корни воздух будет целебен земля дороже выходить из рук его красотой в веках помнить корнях)

– Используя опорные слова и словосочетания, перескажите текст.

– Как вы понимаете смысл предложения: «Человеку надо знать свои корни»?

– Ребята, этот вопрос и будет вашим творческим заданием. (Слайд 5. Приложение).

РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМИ В ТЕКСТЕ.

– Ребята, а сейчас давайте повторим орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в тексте.

1. Найдите слово с чередованием гласной в корне слова (вырастает).

2. Найдите слово во 2-м абзаце, написание которого определяется правилом: « В полном причастии,образованном от глагола с приставкой, пишется две «н»(нацеленный).

3.Найдите слово, написание которого определяется правилом: «Краткие причастия пишутся с одной «н» (овеяно).

4. Найдите слово, написание которого определяется правилом: «Если прилагательное с не можно заменить синонимом без не, оно пишется слитно.»(несильный)

5. В 4 абзаце найдите предложение с обособленным определением ( «Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, удивительных песнях и сказках.»).

6. Количество основ в последнем предложении 4-го абзаца

ИТОГИ УРОКА. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родина, помнить о своих корнях.

На втором уроке мы будем писать изложение.

Оценки за урок.

10. Домашнее задание:объясните смысл предложения «Человеку надо знать свои корни»