Стили и направления в современном музыкальном искусстве России

Курсовая работа

Изменения в современной социокультурной ситуации России с начала 1990-х годов были кардинальными и повлекли за собой изменения в области культуры. Культура любого народа состоит из множества составляющих и является динамичной. Вместе с тем в ней сохраняются некие традиции, которые, в свою очередь, не являются постоянными.

Ранее считалось, что то, что остается модным в культуре, остается востребованным на протяжении многих десятилетий. Однако в настоящее время срок актуальности культурных проявлений сократился до годов и даже месяцев. Это приводит к конкуренции в культуре как на меж- и внутрижанровом, так и на межвременном и межкультурном уровнях.

Жители средневековой Руси удовлетворялись местечковым фольклором, который представлял собой смесь различных жанров искусства. В современных условиях жители все больше выбирают для себя определенные приоритеты в культуре. Это приводит к ослаблению одних жанров искусства и усилению других в жизни общества.

Современность в культуре не зависит от времени создания культурных продуктов, так как они часто имеют нематериальный характер и не подвержены физическому износу. Однако даже материальные носители культуры со временем не исчезают бесследно. Важна не только внешняя форма произведения, но и его идея. Книги и звуко- и видеозаписи помогают сохранять идеи культуры, созданные в прошлом, и делать их конкурентоспособными в контексте новых творений.

Развертывание исследования

Глобализация привела к возникновению межкультурной и межцивилизационной конкуренции. В долгосрочной перспективе эта конкуренция может привести к исчезновению культурного многообразия, но вместе с тем созданию новой полицивилизации, которая будет отличаться от национальных культур. В полицивилизации можно ожидать усиления внутренней конкуренции, что в свою очередь может привести к формированию внутрикультурных общностей, основанных на социальном статусе, а не национальной или государственной принадлежности. Этот процесс уже начался, например, поклонники рока могут предпочитать рок-концерты, а не классические концерты, хотя оба жанра являются частью мировой культуры.

Современное музыкальное искусство в России представлено различными стилями и направлениями, благодаря межкультурной коммуникации и развитию техники. Сейчас создание современных музыкальных инструментов находится на высоком уровне, что способствует разнообразию и развитию музыкальной сцены.

Целью данной курсовой работы является характеристика особенностей современного музыкального искусства в России, а также основных его стилей и направлений.

30 стр., 14956 слов

Народная культура и искусство России

... интерпретировать информацию по сравнению с невербальными видами искусства. Затем основные тенденции и закономерности развития русской художественной культуры XVII века изучаются на материале живописи ( ... график, заслуженный деятель искусств России. Бродский был художником, который остро чувствовал свою гражданскую ответственность перед народом. В то время, когда в России формировался стиль ...

Объект исследования

Объектом исследования является современное музыкальное искусство в России.

Предмет исследования

Предметом исследования являются стили и направления современного музыкального искусства в России.

Задачи исследования

  1. Охарактеризовать понятие стиля и направления в музыкальном искусстве.
  2. Определить основные особенности современной музыки в России.
  3. Охарактеризовать стили и направления современной популярной музыки.
  4. Охарактеризовать основные стили и направления некоммерческого музыкального искусства в России.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Глава I. Теоретические проблемы стиля и направления в музыкальном искусстве

1.1 Понятие стиля и направления в музыке

В течение длительного времени музыка была наиболее общедоступным и популярным видом современного искусства. Недавно проведенные группой американских специалистов социологические исследования показали, что наибольшее физиологическое влияние на человека оказывает именно музыка.

Воздействие музыки на человека и ее социальную значимость многие осознали уже в XIX веке. Русский поэт, прозаик и музыковед В.Ф.Одоевский, один из образованнейших людей своего времени, писал: «Музыка есть истинное выражение внутреннего чувства нашего и ближайшее к нему, нежели очертание и слово». Русский Фауст, как называли Одоевского близкие друзья, признал музыку главенствующим жанром искусства, «выше живописи и литературы».

В том, что музыка способна влиять на человека, сегодня уже не сомневается никто. Известно немало попыток поставить ее на службу тем или иным силам. Примером тому может служить весьма примечательный указ гитлеровского командования во время Второй мировой войны, принятый с целью усмирения завоеванных стран и подавления национально-патриотических чувств населения этих государств. В нем, в том числе, говорилось: «И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и только музыку». Музыка, по замыслу немецких генералов, выступала в роли топора, подрубающего дерево национальной культуры и самосознания. Разумеется, музыка не обыкновенная или, тем более, патриотическая, а специально подобранная захватчиками для уничтожения национального сознания покоренного народа.

Современное музыкальное искусство многообразно: оно включает в себя различные музыкальные стили и направления.

Смысл понятия «стиль» является многозначным и подвижным. Исследователи отмечают, что яркий немецкий поэт И.В.Гёте указывал на то, что само слово «стиль» охватывает такие понятия, которые уже давно употребляются в теоретических сочинениях и каждый человек использует их соответственно своему собственному восприятию и пониманию. Гёте отмечал, что понятию «стиль» присущи множественные толкования, что справедливо и в наше время. Это объясняется рядом факторов: частично недостаточно ясным различением стиля от смежных понятий (таких, как художественный метод и жанр), частично – специфическими особенностями каждого вида искусства. Например, в литератоведении термин «стиль» обычно связывается с творчеством отдельных писателей. В архитектуре понятие стиля применяется только в отношении конкретной эпохи исторического периода. В эстетике понятие стиля обладает более общим характером. Оно указывает на единство и органическую связь выразительных средств произведения искусства, а также на диалектическое соотношение между традиционным и новаторским в индивидуальном языке автора.

23 стр., 11195 слов

Уличные танцы как одно из направлений в хореографическом искусстве

... работы: «Уличные танцы как одно из направлений хореографического искусства». Цель работы: обосновать методы обучения уличным танцам. Объект исследования: педагогика уличного танца. Предмет исследования: методы, формы и содержание обучения уличному танцу. Задачи исследования: Изучить понятие и историю развития уличных танцев Исследовать ...

История понятия стиля в музыке начинается приблизительно с XVIII века. Его толкования содержатся в первых музыкально-терминологических словарях. Так по определению Ж.-Ж.Руссо («Музыкальный словарь»,1768г.), стиль есть «отличительный характер композиции или исполнения», причем «этот характер значительно изменяется в зависимости от страны, национального вкуса, одаренности авторов в соответствии с содержанием, местом, временем, темой и т.д.» (цит. по 23, 25).

Это одно из ранних определений стиля отмечено неоднозначностью, которая сохраняется и в гораздо более поздних характеристиках музыкального стиля. Так, Б.В.Асафьев в «Путеводителе по концертам» расшифровывает значение термина стиль как «свойства или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного исторического периода от другого» (цит. по 23, с.29).

Более расширенная формулировка содержится в другой работе Б.В.Асафьева — «Народные основы стиля русской оперы»: «стиль я мыслю не только как некоторое постоянство средств выражения и технической манеры, но и как постоянство «музыкально-интонационного почерка» эпохи, народа и лично авторского, что и обуславливает характерные, повторяющиеся черты музыки, как живого языка, на основании которого мы и восклицаем при восприятии: «Вот Глинка, вот Чайковский и т.д.(цит. по 23, 29).

М.К.Михайлов выделяет системы и подсистемы в понятии стиля: стиль эпохи — высшая ступень обобщения в музыкальной среде, низшая — индивидуальный стиль или манера. Между этими «полюсами» располагается понятие направления (особое место занимает категория национального стиля).

Более подробно иерархия внутри понятия стиля, предлагаемая М.К.Михайловым, выглядит следующим образом.

Обозначая индивидуальные особенности композиторского письма, понятие стиля приближается к понятию творческого почерка, манеры. Например, говорят о стиле Скрябина, Стиле Моцарта, стиле Шопена).

Иногда в рамках индивидуального стиля различают стиль того или иного периода композиторской деятельности. (например, в творчестве Бетховена выделяют ранний, зрелый и поздний стили).

В истории музыки часто отмечают общие особенности письма у разных композиторов, объединенных определенной эстетико-художественной платформой. В таких случаях речь идет о стилях композиторских школ. (например, о школе французских клавесинистов, Венской классической школе, школе В.Д. Энди и т.д.).

Развитие понятия стиля в музыке

В музыке понятие стиля используется для описания особенностей творчества композиторов одной страны или конкретной культуры. В этом случае мы говорим о национальном стиле музыки, таком как русский стиль, австро-немецкий стиль и так далее.

Музыкальный стиль также может быть связан с определенным жанром. Понятие стиль жанра описывает характерные черты произведений, принадлежащих к определенной жанровой группе, такой как джазовый стиль, народно-бытовой стиль или стиль романса.

78 стр., 38853 слов

Влияние разных стилей музыки на психические состояния молодых людей

... исследования с использованием математических методов обработки выявить особенности воздействия разных современных стилей музыки на психические состояния молодых людей, увлекающихся ими. Методологической и теоретической основой дипломной работы являются деятельностный подход, принцип системности (Ломов, ...

Однако, самым сложным вопросом является понимание термина «стиль» как исторической категории, связанной со стилем эпохи. Понятие «эпохальный стиль» объединяет значимые музыкально-художественные явления в определенный исторический период времени.

В истории развития многих видов искусств стили следовали друг за другом в определенной последовательности:

  • стиль барокко (конец XVI — середина XVIII веков)
  • стиль классицизма (XVII — XVIII века)
  • стиль романтизма (XIX век)

В теории музыкального стиля также выделяется понятие стиль направления. Оно подразумевает существование стилевой общности у группы композиторов, которые следуют единым музыкально-эстетическим принципам и, в основном, соответствуют понятию направления в других искусствах, таких как литература.

Стиль направления является частью более высокого уровня стиля эпохи и зависит от его исторически-художественной значимости. Он может объединять различные явления в музыке, в зависимости от продолжительности существования и степени популярности за пределами определенного региона или страны.

Импрессионизм в музыке: эпохиальный стиль и его особенности

Импрессионизм в музыке представляет собой один из примеров удачного сочетания различных факторов. Он возник как поздний этап эволюции романтизма и тесно связан с именем Клода Дебюсси, который стал основоположником данного стиля в музыке. Импрессионизм превратился в своеобразную эпоху стилевой системы и распространился за пределы Франции. Несмотря на относительно короткий период существования в размере около трех с половиной десятилетий, скорость и широта его распространения поднимают его на уровень эпохального стиля.

Импрессионистское направление в музыке выступило как важный этап в эволюции европейского музыкального искусства. Благодаря нему обогатились такие средства выразительности, как гармония, фактура, использование разнообразных инструментальных тембров, а также расширилось понятие тематизма и обогатились принципы и формы образования музыкальных композиций.

Особую роль импрессионизм сыграл в развитии искусства не только во Франции, но и за ее пределами. Национальные варианты музыкального импрессионизма можно встретить в музыке таких композиторов, как Александр Скрябин, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский в России, Отторино Респиги в Италии, Мануэль де Фалья в Испании, Кароль Шимановский в Польше, Сибелиус в Финляндии, Сьюит в Англии и Бела Барток в Венгрии.

Импрессионистские тенденции и стилистика сохраняют свою жизнеспособность до сегодняшнего времени как на родине импрессионизма (например, в творчестве Оливье Мессиана), так и за ее пределами, как, например, в творчестве Арама Хачатуряна.

Трактовка понятия «стиль» в музыке

Понятие стиля в музыке является сложным и многозначным. Оно до сих пор вызывает разные трактовки среди искусствоведов. В соответствии с иерархией, предложенной М.Н.Михайловым в его монографии «Стиль в музыке», стиль можно рассматривать на трех уровнях: творческого почерка, манеры исполнения и стиля направления. Самым широким уровнем стиля является эпохиальный стиль, который связан с конкретным идеологическим содержанием и социально-историческими условиями.

10 стр., 4949 слов

Рок-музыка как неотъемлемая часть современной культуры

... ряда групп в систему поп-бизнеса, что приводит их музыкантов как к материальному благополучию, так и к определенной профессионализации. Популярность рок-музыки объяснима, конечно, не только ... ансамбли блюзового направления и исполняемая ими музыка и получили название ритм-энд-блюз. Определенное влияние на формирование нового стиля музыки оказал также джазовый фортепианный стиль 20-х годов ...

В нашем исследовании мы рассматриваем стиль в музыке как систему выразительных средств, которая используется для передачи определенного идейно-образного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях основывается на социально-исторических условиях, мировоззрении и миропонимании композиторов и исполнителей, их творческом методе, а также на общих закономерностях музыкально-исторического процесса. В зависимости от этого выделяются исторический, национальный и индивидуальный стили.

В современном музыкальном искусстве существует множество различных направлений, которые включают в себя различные стили. Основными направлениями являются академическая музыка, популярная музыка, рок-музыка, техно-музыка, электронная музыка, фольклорная музыка и духовная музыка. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и стиль.

Особенности современного музыкального искусства России

Современное музыкальное искусство в России имеет свои особенности. Например, современному горожанину сложно воспринять фольклор, поскольку он чужд ему и не является частью его культуры. Однако авторское музыкальное самодеятельное творчество будет им осмыслено и понято, подвергнется определенному воздействию для изменения.

Музыкальная культура является одной из самых важных составляющих современной культуры. Музыкальные носители, такие как проигрыватели, радио, магнитофоны, CD-плееры и компьютеры, стали общедоступными, и любые новшества в музыкальном мире распространяются с огромной скоростью через страны и континенты. Вместе с музыкой распространяется и идеология этой музыки, ее атрибуты и определенный стиль жизни.

Современная музыка характеризуется смешением стилей и эклектичностью. В ней сочетаются разные стили, такие как регги, амбиент и фанк, а также элементы разных этнических культур и разных эпох. Например, в современной электронной музыке или рэпе можно услышать классические мотивы. Культурные образцы, такие как соединение индийского фольклора и современной британской электронной музыки, особенно популярны среди молодежи.

Еще одной особенностью современной электронной музыки является то, что она может обходиться без текста. В отличие от времен популярности рок-н-ролла и рока, когда лидерами в мировой музыке были англоязычные страны, сейчас на музыкальную сцену выходят неанглоязычные страны, такие как Франция, поскольку текст стал менее значимым в музыке.

Современное музыкальное искусство представлено в различных стилях и направлениях, и каждое из них имеет свои особенности и характеристики.

Основные особенности направлений в современном музыкальном искусстве

Современное музыкальное искусство представляет собой многообразие направлений и стилей, каждое из которых имеет свои особенности. Одним из таких направлений является поп-музыка.

Поп-музыка — это термин, который охватывает разнообразные стили и жанры, преимущественно развлекательного эстрадного музицирования, развивающиеся в 20 веке. Отличие поп-музыки от популярной музыки в широком смысле заключается в том, что поп-музыка включает в себя наиболее известные и часто исполняемые произведения концертного репертуара.

Термин «поп-музыка» был впервые введен в 1950-х годах для обозначения рок-музыки. В настоящее время поп-музыкой считаются все явления коммерческой музыкально-развлекательной «индустрии», включая шлягеры. Важным средством распространения поп-музыки является грамзапись, что отражается на структуре композиций поп-музыки, например, в виде рок-альбомов.

14 стр., 6756 слов

Музыка во второй половине ХХ – начале ХХI века: основные стили и направления

... играющих регги в наши дни, можно назвать «Джа Дивижн» и «Остров». Блюз Блюз - жанр афроамериканской народной музыки, возникший во второй половине XIX века. Исследователи отмечают, что блюз родился как музыка социального ... -фолк, хонки-тонк и др. Регги Истоки регги, одной из национальных форм поп-музыки, следует искать в народной музыке Ямайки и ритм-энд-блюзе. Данное сочетание появилось в 1960 ...

Современным рынком сбыта поп-музыки совместно владеют около 10 англо-американских фонографических концернов, которые имеют тесные связи с радио- и телевизионными станциями различных капиталистических стран, концертными организациями, прессой, магазинами и дискотеками. Их деятельность обеспечивает постоянную коммерциализацию и стандартизацию творческих находок, а также продвижение артистов-«звезд», которые умело копируют модные стилистические и тематические признаки, узаконивая их и делая популярными.

Однако в рамках поп-музыки, особенно в рок-музыке, в отличие от «старой» поп-музыки (шлягера), постоянно возникают течения и явления, которые противостоят коммерческой «индустрии» и ее конформистским идеалам, связанным с буржуазными ценностями. Один из таких примеров — «фолк-рок», который был введен в начале своего развития Бобом Диланом и который внес в поп-музыку острую социальную тематику, включая протест против войны. С середины 60-х годов в поп-музыке приобрели большое значение так называемые третичные факторы композиции, такие как сложные виды электроакустических трансформаций, наложения звучания и монтаж, в отличие от вторичных (аранжировки) и первичных (ритмические и мелодико-гармонические ткани).

Поп-музыка стала значительным социально-культурным явлением 20 века и оказала влияние на эстрадную музыку многих стран, включая СССР.

Введение

Регги (reggae) — одна из национальных форм поп-музыки. Корни регги — в народной музыке Ямайки (и Латинской Америки вообще), а также в ритм-энд-блюзе. Этот сплав возник в 60-е годы, когда ямайские музыканты попытались по-своему воспроизвести новоорлеанский ритм-энд-блюз, который слышали по радио. Любовь ямайцев к ритм-энд-блюзу не случайна — ведь многие жители «солнечного острова» были потомками чернокожих рабов, завезенных на Ямайку в XVII веке из Африки.

Движение регги — это не только музыка, но и определенное мировоззрение. Религией ямайских регги-музыкантов (а позже и белых исполнителей регги) стало растафарианство. Рас Тафари Макконен — император Эфиопии, который, согласно предсказанию, должен был принести свободу всем страдающим, помочь им покинуть «Вавилон» и вернуться на Родину, в освобождённую Африку, к этническим и духовным «корням» (понятие roots — одно из важнейших у растаманов).

Идеалом является всеобщее равенство и братство, однако, достигаться оно (по мнению большинства растаманов) должно не революционным, а духовным путем. Инструментом личностного совершенствования и всеобщего примирения для растаманов стала марихуана, почитаемая на Ямайке, как трава мудрости (по преданию, она выросла на могиле царя Соломона).

У растаманов есть свои цвета (сочетание красного, желтого и зеленого); их можно безошибочно опознать по так называемым дрэдам (прическа из скрученных в косички волос), которые, согласно раста-представлениям, являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа.

История и стиль

Историческим и стилистическим предшественником регги является ска, у которого регги позаимствовало характерную ритмику и инструментарий. Однако ска было слишком быстрым, чтобы танцевать под него знойным ямайским летом. Темп был значительно замедлен, а ритм стал еще более расслабленным и прихотливым: сильные доли часто пропускалась вообще, а слабые активно акцентировались (аккордами духовых и гитары).

7 стр., 3171 слов

Вокал – основа музыки XXl века

... жанров и форм, джаз, качественный рок - что стали уже своеобразной классикой и пока менее разработанные, но подающие надежды новые стили - соул, айренби, инди музыка, регги и прочие. Вокальная музыка ... что больше всего преобладает сейчас в музыке, причем в музыке практически всех стилей, жанров и направлений. Скажу что современная музыка практически вся вокальная (в той или иной степени). Вы ...

Басовая партия могла быть достаточно витиеватой. Найти «правильный» ритм для регги-музыканта было очень важным — только так можно создать «позитивные вибрации», которые и должна транслировать музыка регги.

Музыка регги представляет собой очень разнообразный жанр. От простого и неприукрашенного стиля, исполняемого Ли «Скрэтчем» Перри, до эстрадного и «приглаженного» варианта Элтона Эллиса — мир регги охватывает различные проявления. Однако нельзя не отметить Боба Марли — короля и классика регги, который смог воплотить в своей музыке все чаяния и надежды растаманов.

Музыка Боба Марли является миролюбивой танцевальной музыкой, с интересным инструментальным сопровождением. Одновременно она несла мощный социально-политический заряд, призывая растаманов и всю человеческую расу не забывать о своих корнях, о возвращении к истокам. Несмотря на то, что Боб Марли скончался в 1981 году, до настоящего времени продолжают появляться предыдущие неизданные записи его музыки. В глазах растаманов он является не только просто поэтом и музыкантом, но и пророком.

Среди других значимых фигур регги-движения стоит упомянуть Питера Тоша, начавшего свою карьеру вместе с Марли в группе THE WAILERS, и Линтона Квези Джонсона, который, пожалуй, был наиболее политизированным регги-деятелем, делая резкие высказывания в адрес американского и британского правительств. Кроме того, Линтон Квези стал изобретателем даб-поэзии — вид поэтического текста, монотонно начитывающегося на ритме регги.

Необходимо также вспомнить TOOTS & THE MAYTALS, которым приписывается создание самого термина «регги», а также Макса Ромеро, Юниора Марвина, Банни Ливингстона, BLACK UHURU, BURNING SPEAR, STEEL PULSE, ASWAD, CULTURE и других.

В 70-х годах музыка регги начала распространяться в Европе и Америке. Боб Марли концертировал в Лондоне, его пластинки достигали высоких позиций в чартах США. В 1976 году артисту пришлось покинуть Ямайку и укрыться от преследований, и с того момента он поселился в Великобритании. Музыка регги также была принята как и панками (THE CLASH), так и диско-исполнителями (SUPERMAX).

Пост-панки, такие как POLICE, представили свою собственную холодную версию регги.

Группа UB40, в которую входили также музыканты из Ямайки, также внесла свой вклад в популяризацию регги. С тех пор жанр приобрел все большую коммерческую популярность. В 1983 году ямайской группе BLACK UHURU была присуждена премия Грэмми в номинации «Лучшая регги-группа». С тех пор многие музыканты экспериментируют с регги, а также появился электронный вариант этого стиля — даб.

Введение

Музыка является одним из основных искусств и поднимает настроение, влияет на эмоциональное состояние и оказывает влияние на культуру и общество в целом. В данной работе рассматриваются две различные музыкальные стили: регги и джаз. Регги возник на Ямайке и сильно связан с культурой этой страны, в то время как джаз возник в США и стал профессиональным стилем музыки.

22 стр., 10687 слов

Новые области в музыке 20 века

... музыкой 20-х, со “свингом” 1935 - 1945 гг., так обстоит дело со стилем “ритм-энт-блюз” сегодня (конечно, популярность в ... сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Так, в 1921 году в Чикаго состоялась ... всю современную музыку. “Рок”, “фанк” и “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки заимствовали многие ...

Регги

Регги стал популярным в России на рубеже 70-80-х годов прошлого века, и его распространение началось благодаря таким группам, как «Аквариум» и «Карнавал» А. Барыкина. В настоящее время в России есть множество регги-групп, среди которых можно выделить «Джа Дивижн», «Остров» и «Маркшейдер Кунст».

История регги

Регги возник на Ямайке в 60-х годах XX века. Он является наследником скей-рока и блюза. Также на формирование стиля повлияли элементы ритм-н-блюза и менто. Регги характеризуется медленным ритмом и использованием барабанов и бас-гитары в качестве главных музыкальных инструментов. Тексты песен регги часто описывают социальные проблемы.

Исполнители регги

Среди выдающихся исполнителей регги можно назвать Боба Марли, Питера Тоша и Джимми Клиффа. Они стали настоящими легендами в мире музыки благодаря своим ярким выступлениям и социальной активности. На сегодняшний день регги остается популярным стилем музыки не только в Ямайке, но и во всем мире.

Джаз

Джаз является профессиональным стилем музыки и возник на юге США в конце 19 — начале 20 века благодаря взаимодействию африканской и европейской культур. Джаз отличается импровизационной манерой исполнения и высокой эмоциональностью.

История джаза

Истоки джаза находятся в народных формах творчества, танцевально-бытовой музыке белых поселенцев США и религиозных и трудовых песнях негритянского населения. В начале 20 века сформировался новоорлеанский стиль джаза, в котором характерным было использование мелодической группы, исполняющей коллективную импровизацию на фоне 4-дольного аккомпанемента. Далее развивались другие стили, такие как чикагский и свинг.

Известные джазовые исполнители

Среди известных джазовых исполнителей можно назвать Луи Армстронга, Кинга Оливера, Джона Колтрейна и Майлза Дэвиса. Они стали знаменитыми благодаря своему уникальному стилю исполнения и вкладу в развитие джаза как жанра.

Заключение

Исследование показало, что регги и джаз — это два различных стиля музыки с уникальной историей развития и яркими исполнителями. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и дает возможность испытать различный спектр эмоций. Музыка является важным компонентом нашей жизни и оказывает большое влияние на культуру и общество в целом.

Джаз как влиятельное музыкальное направление

Джаз – это жанр музыки, который передает неповторимые тембры и ритмы и получил огромную популярность. Бурное развитие грамзаписи способствовало проникновению этого музыкального направления в разное время и место.

Джаз очень быстро завоевал огромную популярность благодаря своим особенностям и ритмической активности, которые оказали заметное влияние на всю бытовую, развлекательную музыку как в США, так и в Западной Европе. Большинство людей даже не подозревают, что, к примеру, comsumer jazz или symphonic jazz имеют своеподобную ориентацию на этот жанр музыки, помимо более активной эстрадной музыки.

Стиль би-боп

Негритянские музыканты, такие как Чарли Паркер, Джордж Бенни Гиллеспи, Бат Норвуд и другие, не довольствовались лишь развлекательно-танцевальной функцией джаза и, объединившись с другими музыкантами вокруг одного из клубов Нью-Йорка, стали стремиться к созданию чего-то удивительного и неповторимого. Именно благодаря этим поисковым работам и был создан стиль би-боп. Этот стиль занимает особенное место в музыкальной истории, где были наложены насыщенные диссонансами темы, характерные особенности мелодики, усложнения ритмики и гармонии и, самое главное, усиление внимания к личности импровизатора.

11 стр., 5130 слов

История Рок-музыки

... рок-н-ролл приобрел различные поджанры и направления от хард-рока до поп-рока и метала. Он стал иконой молодежной культуры и одним из важнейших элементов музыкальной истории. Введение Хард-рок - это жанр музыки, ... музыку. Рок-н-ролл был исключительно танцевальным жанром, представляющим собой упрощенный и ускоренный ритм-н-блюз в сочетании с элементами народной песни.История рок-н-ролла Рок-н-ролл ...

Блюз как направление народной музыки

Ярким примером афроамериканской народной музыки является направление блюз, которое возникло во второй половине XIX века. Оно рождалось в условиях социального и расового неравенства, как музыка угнетенного афроамериканского населения, такие же права на свой музыкальный доход этому населению были полностью заткнуты для долгого периода времени.

Несмотря на то, что блюз основывался по сути своей на народных песнях, это направление продвигалось и профессионализировалось, вышло на концертную эстраду, дав в ХХ веке целую плеяду ярчайших исполнителей.

Введение

Музыка – это неизменная часть жизни человека. Жанры музыки могут сильно отличаться друг от друга, иметь свойственные особенности, привлекать своей эмоциональностью и характером исполнения. Один из самых распространенных и популярных жанров музыки – блюз. Родина блюза расположена у дельты реки Миссисиппи, где и возник сельский блюз. Существуют различные формы блюза, такие как городской блюз, кантри-блюз, джамп-блюз, соул-блюз и т.д. Несмотря на то, что блюзовые исполнители уходят, но вместе с ними возникает новое поколение музыкантов.

Развитие блюза

Блюз – это особый жанр музыки, он обладает своими формами и особенностями. Ранними формами блюза являются сельский и дельта-блюз. Они исполнялись сопровождением акустических инструментов, таких как гитара, самодельная гитара, банджо и др. В начале 20-го века началась массовая миграция темнокожего населения в города, где возник классический или городской блюз. Самым известным произведением этого жанра является «St. Louis Blues» У. Хэнди (1914).

На рубеже 1920-30-х годов появились электроинструменты, фортепиано и ударные, благодаря чему блюз приобрел более громкий, энергичный звук. Именно в этот период рождается ритм-н-блюз, который привлекает широкую аудиторию и становится одним из самых важных направлений блюза после Второй Мировой войны. Музыканты, такие как Мадди Уотерс, БиБи Кинг, Бадди Гай, продолжают развивать жанр, добавляя к нему новые нюансы и сочетания.

Варианты блюза

Блюз – это зажигательный жанр музыки, который обладает различными вариациями. Основными вариациями блюза являются техасский блюз, джамп-блюз, кантри-блюз, соул-блюз, чикаго-блюз, зайдеко, уэстсайд-блюз, лайт-блюз и необлюз. Каждый из них обладает своими формами и особенностями, что позволяет эмоционально вовлекать слушателя в произведение искусства. Одним из самых особенных элементов жанра является 12-тактовый период, называемый “блюзовым квадратом”. Это сочетание гармонических последовательностей с общей схемой: T-T-T-T/S-S-T-T/D-S-T-T, что создает мощное и захватывающее звучание.

Заключение

Жанр блюза является ключевым в музыке и обладает множеством форм и особенностей. Различные вариации блюза – это не просто отличные ритмические композиции, это особый вид искусства, который зажигает страсть к жизни. За прошедшие десятилетия жанр блюза многократно развивался, привнесенные в него новые формы и направления. Однако существует ядро традиционного блюза, которое сохраняется и продолжает жить в произведениях современных музыкантов, таких как Кенни Уэйн Шеферд.

Блюзовая музыка

Блюзовая музыка является одним из самых характерных жанров афроамериканской музыки. Ее основы кроются в чернокожей культуре Южных Соединенных Штатов, где она прославилась вначале XX века. Специфика этого жанра связана с его характерами вопросо-ответными структурами и использованием блюзового лада.

Ключевым элементом блюзовой музыки являются так называемые «блюзовые ноты», которые придают ей специфический «горько-сладкий» эмоциональный привкус. Эти ноты включают в себя низкие 3, 7 и иногда 5 ступени в мажоре. Отмечается, что степень «низкости» этих ступеней не может быть точно фиксирована и может варьироваться в пределах более полутона, создавая так называемые «блюзовые зоны».

Особенное внимание уделяется блюзовому интонированию, которое выполняется голосом певца с использованием элементов глиссандирования. Также на струнно-щипковых инструментах применяются «подтяжки» (bends) струн и прием bottleneck slide, чтобы создать характерные блюзовые звучания.

Тексты песен в блюзе могут быть самого разного содержания, но в большей степени они характеризуются темами любовных страданий, разлуки и обездоленности. Однако в блюзовых песнях можно также найти полное воплощение и радость жизни.

Электронная музыка

Электронная музыка представляет собой жанр, ориентированный на изучение и применение возможностей звукосинтеза и создание абсолютно новых, ранее неслышанных искусственных тембров. Исторически электронная музыка развилась из сонорной трактовки звука, которую использовали композиторы первой половины XX века, таких как сонорика и брюитизм.

Первые шаги в развитии электронной музыки были сделаны в Германии, когда в 1951 году на Летних курсах современной музыки в Дармштадте был продемонстрирован образец монтажа «электрозвуков» В. Майер-Эпплером. Крупнейшие представители электронной школы включают Херберта Аймерта, Карлхайнца Штокхаузена, Ханса Вернера Хенца из Германии, а также Анри Пуссёра, Пьера Булеза из Франции и Брюно Мадерна, Лучано Берио из Италии.

Представители электронной школы оперируют со звуком на уровне его праосновы, включая обертоновый ряд. Их достижения сильно повлияли на поп-, рок- и хаус-музыку, расширив возможности звукового пространства и придавая новые звучания этим жанрам.

Введение

Интерес к музыке, создаваемой с помощью электронных инструментов и звуков, растет с каждым годом. Термин «электроника» (electronica) активно использовался в литературе, критических статьях и заявлениях музыкантов, особенно после выпуска компилятивной серии «New Electronica» в 1993-94 годах. Эта серия представила американских и европейских артистов, работающих в жанрах хауса и техно. Однако стоит отметить, что для англоамериканской музыкальной лексикологии и английского языка в целом термин «электроника» (electronica) является неологизмом. В английском языке слово «electronica» соответствует термин «electronics», который относится к науке о взаимодействии заряженных частиц и созданию электронных приборов и устройств.

Этимология термина «электроника»

Термин «электроника» связан с понятием «электронная музыка», которое впервые появилось в академической теории авангарда в 50-60-е годы. Однако, не следует считать «электронику» сокращением относительно родительского термина. Термин «электроника» должен быть рассмотрен в контексте популярной музыки и не ограничиваться только клубно-танцевальными жанрами. В рамках «электроники» можно выделить релаксационно-фоновые направления, включая такие стили, как эмбиент, нью-эйдж и другие. Кроме того, «электроника» может включать в себя и электронную «музыку для слушания», такую как прогрессив-хаус и этно-хаус. Некоторые стили и жанры также могут использовать и электронные, и «живые» музыкальные инструменты.

Заключение

Понятие «электроника» в музыке обширно и имеет разные направления и стили. Неправильное использование этого термина может привести к его неправильной трактовке. Важно понимать, что «электроника» охватывает различные аспекты музыки, создаваемой с использованием электронных инструментов и звуков. Она может быть как танцевальной, так и фоновой, а также включать различные жанры и стили. При изучении «электроники» необходимо учитывать ее разнообразие и использовать терминологию соответствующим образом.

Исследование в области электроники в музыке представляет собой обширную и интересную тему, которая включает в себя различные направления популярной музыки. Отмечается, что для создания музыкальных произведений в электронике используются исключительно или преимущественно электронные инструменты, такие как аналоговые и цифровые синтезаторы, компьютеры, ритм-боксы, сэмплеры и секвенсоры.

Электроника открывает новые возможности для музыкального творчества, одновременно упрощая процесс сочинения и воспроизведения музыки, но требует от музыкантов глубоких технических знаний. Многие произведения электроники могут существовать только в записи, что открывает новые типы музицирования и ансамблей, такие как творчество ди-джеев и «координаторов», а также различные компьютерные методы создания музыки и новые типы музыкальных групп.

Внедрение цифровых методов звукосинтеза и звукопередачи, а также появление формата CD, значительно способствовало развитию и распространению интереса к электронной музыке. Однако, это также вызвало определенное отступление аналогового звука на второй план, что приводит к нареканиям поклонников «живой» музыки, выражающим недовольство «умертвлением» звуковой материи и отсутствием непосредственного контакта между музыкантом и инструментом.

Сегодня многие музыканты стремятся совмещать в своих произведениях электронику и «живое» исполнение, что приводит к поиску и использованию старых аналоговых синтезаторов для создания более мягкого и «дружественного» саунда.

Введение

Рок-музыка — это направление популярной музыки, которое за свою историю развития пользовалось огромной популярностью. Это произошло благодаря социальным «неконформистским» движениям молодежи во времена ее возникновения, в 50-х годах прошлого века. Помимо этого, на рок повлияли и многие другие музыкальные жанры — блюз в первую очередь.

История развития рок-музыки

Рок-музыка возникла в США в форме рок-н-ролла, а привлекла широкую популярность уже в 60-х годах благодаря группам из Великобритании: «Битлз», «Роллинг Стоунз» и другим. До 80-х годов обе эти страны занимали лидирующие позиции в мировой рок-музыке.

Развитие рок-музыки прошло существенную стилистическую эволюцию благодаря взаимодействию с поп-музыкой и с технологическими изменениями в шоу-бизнесе, в особенности, в телевидении. В настоящее время рок-музыка – это разветвленная культура, состоящая из множества музыкальных течений с различными особенностями, в зависимости от страны.

Характерные черты рок-музыки

  • Особая ритмическая пульсация в басу (бит)
  • Использование преимущественно электромузыкального инструментария
  • Превалирование ритмического и гармонического начал над мелодическим

Стили рок-музыки

Рок-музыку можно условно разделить на несколько стилей, самыми популярными они описаны ниже:

Хард-рок

Хард-рок характеризуется более громкими звуками и рифовыми мелодиями. Группы, исполняющие хард-рок, обычно играют на громкой гитаре, использовании барабанов, электрического баса и др.

Альтернативный рок

Альтернативный рок, наоборот, отличается более спокойной атмосферой, легкими и мелодичным звуком. Музыкальные инструменты, как правило, более традиционные: гитара, бас, ударные.

Заключение

Рок-музыка — это музыкальное направление, в котором можно найти что-то для себя. Хотя стиль мысли музыкантов рока запросил развитие в среде бунтарей, музыка всегда имела колоссальное влияние на нашу жизнь: на наш взгляд на мир, на наше мировоззрение, деятельность и поведение.

Хард-рок К концу 60-х «молодежные революции» уже практически отгремели, но осталась масса нерастраченной юношеской энергии, требовавшей выхода — его предложил хард-рок (hard-rock).

Этот стиль следует отнести к числу самых ортодоксальных, мейнстримных направлений рок-музыки, генетически связанных с блюзовой «праосновой». От блюза хард-рок перенял своеобразный «генетический код» — композиционно-гармоническую схему, лад, манеру интонирования, которые в хард-роке, впрочем, были значительно «опрощены» белыми исполнителями. Непосредственными предшественниками хард-рока стали британский блюз-рок и бит-музыка. В недрах прото-харда совершенствовалась техника изложения и развития музыкального материала с помощью повторяемых ритмоинтонационных формул — так называемых риффов (riffs), уходящая корнями в специфику африканского хорового пения, европейскую народную музыку (английский граунд) и профессиональные жанры музыки Востока (рага, макам).

Кроме того, в формировании хард-рока значительную роль сыграли инструментальный концерт эпохи барокко и англокельтская баллада.

Одним из «опознавательных знаков» хард-рока стал его звук. Ломающий устоявшиеся стереотипы музыкального восприятия, привычные ориентиры в организации звукового пространства, хард-рок требовал определенной слуховой перестройки, даже решимости для вхождения в новую аудиосреду. Этому стилю было тесно в клубах и на небольших концертных площадках, он тяготел к большой сцене, стадионам, огромным звукоусилительным порталам, массовой аудитории, которая стремилась сплотиться в едином порыве и одновременно отделить себя от окружающего мира своеобразным «звуковым шатром». Звучание хард-рока отличалось заметной тяжестью, высокой плотностью, гипертрофией громкостно-динамических характеристик, усилением метроритмического начала, становившегося жесткой основой для виртуозной импровизации. Королевой хард-рока стала электрогитара — пылкая electric lady, послушная беглым пальцам вдохновенных «гитарных героев». Неистовый Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) своим необычайным техническим мастерством и сверхэмоциональной интенсивностью музыкального высказывания задал высочайшую «планку» гитаристам последующих поколений. Энергетика хард-рока — по большей части экстремально-экстатического, обостренно-трагического свойства — чаще всего воплощалась в поэтических образах героики, мистики, темах социального неравенства и неразделенной любви.

В числе первых собственно хард-роковых альбомов необходимо назвать «Led Zeppelin II» (1969) проблюзовой группы LED ZEPPELIN, вышедший несколькими месяцами позже дебютный (одноименный названию группы) альбом «сатанистов» BLACK SABBATH (1970), а также «In Rock» (1970) «классицистов» DEEP PURPLE (все группы — Британия).

В «золотой фонд» хард-рока вошли абсолютно все диски ZEPPELIN, работы SABBATH 1970-76 гг., альбомы PURPLE 1970-73 гг., так же, как и большинство пластинок «хард-группы №4» — американской GRAND FUNK. В первой половине 70-х к хард-роковому стану примкнули британские коллективы URIAH HEEP, WISHBONE ASH, BUDGIE, UFO, шотландская NAZARETH, ирландская THIN LIZZY, американская BLUE OYSTER CULT, канадские GUESS WHO и BACHMAN-TURNER OVERDRIVE (BTO) и др.

С начала 70-х в рамках хард-рока, нередко на какой-либо жанровой основе, начали развиваться и более самостоятельные стилевые разновидности: тяжелый рок-н-ролл (английская GEORDIE, американская AEROSMITH периода 70-х гг., австралийская AC/DC), тяжелый буги (английская STATUS QUO), кантри-хард-блюз (американская ZZ TOP), мелодичный хард-рок, или софт-хард (немецкая SCORPIONS, американские MOUNTAIN и CHEAP TRICK), поп-хард (FOREIGNER) и др. В конце 70-х (не без влияния панка) от хард-рока отделились наиболее экстремистская его ветвь — хэви-метал (heavy metal), которая очень скоро стала мощным конгломератом стилей.

В дальнейшем судьба хард-рока была непростой, однако он смог пережить и «интервенцию» на рок-сцену панка и диско, и наступление пост-панка и «новой волны» на рубеже 70-80-х, и «половодье» электронно-танцевальных стилей в конце 80-х — 90-е гг., и даже вторжение гранджа на рубеже 90-х. Некоторые группы, как, например, NAZARETH, отдав дань «модным» стилям, вернулись, в конечном итоге, к типовому хард-року, другие дали жизнь новым направлениям, как THIN LIZZY конца 70-х. Третьи же не изменяли себе никогда, придерживаясь раз и навсегда избранного «правильного» пути (AC/DC).

В числе наиболее успешных работ рубежа 70-80-х следует назвать диски BLACK SABBATH и группы GILLAN, сольные релизы бывшего вокалиста SABBATH Оззи Осборна (Ozzy Osbourne), поп-хардовые эксперименты FOREIGHNER. В середине 80-х выделяются альбомы возродившихся в «классическом» составе DEEP PURPLE, сольное творчество Ронни Джеймса Дио (Ronnie James Dio).

На основе хард-рока развивается и такое типично американское явление, как Adult Oriented Rock.

В 90-х в области хард-рока также появляются работы, сравнимые по своему достоинству с «золотым фондом». К ним можно отнести пластинку Озборна «Ozzmosis» (1995), альбом «Purpendecular» вновь возродившихся DEEP PURPLE (1995), совместные работы экс-зеппелиновцев Джимми Пейджа (Jimmy Page) и Роберта Планта (Robert Plant) «No Quarter» (1994) и «Walking Into Clarksdale» (1998), «Boogaloo» NAZARETH (1998).

Серьезной заявкой на будущее стало и воссоединение BLACK SABBATH в оригинальном составе (1998).

Все эти события свидетельствуют о неубывающей популярности хард-роковых идей, его устойчивости и жизнеспособности как одного из мейнстримных типовых стилей рок-музыки (хотя, впрочем, молодые хард-роковые команды сейчас серьезного успеха практически не добиваются).

Альтернативный рок. С середины 80-х развитие направлений, родившихся в русле панка и пост-панка, вступило в фазу «альтернативы» (alternative, alternative rock, alternative pop/rock).

Сам термин «альтернатива», как и «новая волна», имеет значение не столько стилевое, сколько общекультурологическое: так называют группы, стремящиеся продемонстрировать свои некоммерческие (и даже антикоммерческие) идеалы и противопоставить себя мейнстриму (то есть блюзу, хард-року, «ортодоксальному» металлу, AOR’у, поп-музыке и т.д.).

Очень важным пунктом в идеологической программе «альтернативы» является протест, направленный на весь мир вообще, на общество обывателей, в частности, а также и на своего «внутреннего врага». Впрочем, никаких конкретных мер по изменению этих «источников зла» музыканты «альтернативы», как правило, не предлагают — протест нередко переходит в депрессию.

Подобно героям панка, альтернативщики 80-х подписывали контракты в основном с так называемыми independent — «независимыми» (частными, небольшими) лэйблами и выступали против рекламы и массированных кампаний по «раскрутке» их продукции, ориентировались на довольно узкую «свою» аудиторию и т.д. (поэтому иногда в качестве синонима «альтернативы» используют термин «инди-рок»).

Впрочем, уже в случае с SEX PISTOLS, приткнувшихся-таки на Virgin, было ясно, что использования коммерческих рычагов формирования потребительского интереса «независимым» не избежать. Когда в 1991 году на грандж-группу NIRVANA снизошел ошеломляющий коммерческий успех, она получила «горячую ротацию» на крупных теле- и радиоканалах, верхние строчки хит-парадов, миллионные тиражи и огромные прибыли, идея «альтернативы» как таковая умерла. По этой очевидной для всех причине историю данного движения делят на две волны: 1985-1991 — «до», 1991 — 200… — «после».

Сегодня понятия «индепендент» и «альтернатива» стали весьма условными. Очень многие независимые лэйблы поглощены мэйджор-компаниями; альтернативщики преспокойно вписались в мейнстрим и заполняют собой коммерческие чарты. Конечно, есть и такие, которые по-прежнему предпочитают слыть «независимыми», не желают жертвовать творческой свободой и возможностью экспериментировать, объединяясь под знаменем «инди-рока». Стоит, впрочем, отметить, что сегодня слово «индепендент» приобрело в какой-то мере пренебрежительный оттенок и часто употребляется в значении «никому не нужный», не сумевший и не достойный войти в «истэблишмент».

«Альтернатива» объединяет очень много направлений, центральное место среди которых занимают явления, отталкивающиеся от панка — хардкор (ставший непосредственной основой ее становления), индастриал, грандж, различные разновидности «альтернативного металла» и др. Но в рамках движения появлялись и другие течения, тяготевшие к фолк-, поп-, фанк-, бит-стилистике, отличавшиеся большей мелодичностью, «артизированностью» саунда. Неоднократно проходили ривайвлы различных ретро-направлений (50-х, 60-х, 70-х годов) — таковы джангл-поп, пауэр-поп, брит-поп, ска-панк, поп-панк и др. Это было вполне естественным следствием ограниченности словаря «альтернативы», желанием музыкантов сказать что-то необычное, расширить свой художественный багаж. Зародившись как альтернативные, сегодня многие из этих течений, как уже говорилось, коммерциализировались и стали частью мейнстрима.

В настоящее время наибольшей популярностью у молодежи пользуется альтернативная техно-музыка

Термин «техно» используется для описания многих типов электронной музыки. По данным Oor Pop Encyclopedia, например, техно — абстрактный вид хауса, и если хаусовые грувы как правило мягкие и плавные, то в техно используются жесткие и достаточно неистовые. Конечно, есть intelligent techno (мягкое и приятное), но кто говорит, что всю музыку можно подогнать под какую-то конкретную стилистику? Идеологически техно представляет собой воплощение механического бита и различных звуков (от апокалиптичных сирен до сэмплированных диалогов с телевизора и синтезированных шумов).

Техно как стиль изначально появилось в городе Детройте в начале 80-х годов. Как и хаус, техно характеризует ровный kick, который идет на каждую четверть. Чаще всего техно немного быстрее, чем хаус (порядка 126-130BPM), и не содержит в бите диско-клэпов (хлопков), которые так любят ввернуть в хаусовую ритмику. Большой плюс техно в том, что оно дает обширную свободу для творчества: могут использоваться и различные перкуссионные звуки, белые шумы различных модификаций, а также диско-звуки, которые были популярны в конце семидесятых. Если брать наиболее жесткую ипостасию техно — минимализм, то весьма характерным является использование аритмичных звуков и фрагментов бита, которые помогают сознанию додумывать и трансформировать эту аритмию в упорядоченную мозгом структуру.

Минимал-техно — это всего лишь предельно простой ритм и несколько специфичных, зачастую синтезированных, звуков. Это техно с небольшим количеством различных шумов. С точки зрения литературного описания минимал-техно не представляет собой особенного интереса, так как это можно сделать с помощью одного предложения. Однако с музыкальной точки зрения этот стиль весьма интересен и оригинален именно из-за максимальной простоты минимала. Это можно сравнить с простотой струнного квартета по отношению к большому симфоническому оркестру (однако при этом ведь то, что делают квартеты, не становится менее любопытным).

Слушайте побольше техно-минимализма, и с течением времени вы поймете значение и аритмии и пустого ровного бита…

Ambient. Эмбиент как материя возник буквально ниоткуда. У него нет особой даты возникновения, так же как и нет точного определения ambient — музыки. Однако многие музыковеды сходятся на мнении что неоценимую роль на становление эмбиентной музыки как стиля, сыграли в начале 70-х годов, всем известные Tangerine Dream и Brian Eno. Также на популярность ambient сильно повлияли так назваемые environmental recordings (теперешние «звуки природы» для медитации и релаксации) и саундтреки к фильмам. Все что мы имеем теперь для понятия ambient — бесформенная музыка, бесформенное ее определение, бесформенная история, прошлое и бесформенное будущее. Эта материя присутствует почти в каждой современной электронной записи и сильно укоренился практически во всех современных стилях. Все, что мы называем музыкой атмосферной, психоделичной — все так или иначе сильно привязано к эмбиенту. Элементы этой культуры присутствуют даже в таких резких стилях, как industrial или, допустим, hard trance. Однако, в чистом виде ambient присутствует в музыке очень редко, и музыканты малоизвестны — вряд ли кто-либо знает таких, как Lull, Panasonic, ранний Delerium, Steve Roach, Robert Rich, Pete Namlook, Vond и иже с ними. Самое большое заблуждение в данном случае — брать за точку отсчета музыку таких проектов, как Enigma, Pink Floyd, то есть музыку, в основе которой лежит другая музыкальная культура.

С полной уверенностью можно сказать, классическому, чистому эмбиенту присущи:

1. Наличие очень медленного, неявного ритма, или полное отсутствие последнего.

2. Использование звуков природы, или «псевдоприроды», то есть модели окружающей слушателя среды, так или иначе напоминающей о природе.

3. Отсутствие мелодии как таковой, или ее непостоянность и постоянная «текучесть».

4. Упор на басовые звуки и полное отсутствие резких «движений» и звуков.

5. Длинная продолжительность композиции . от 10 минут и выше. Встречаются перлы и на 45, и 90 минут.

6. Отсутствие вокала, хотя часто используются речевые сэмплы и разного рода «повествования».

Следует заметить, что электронному эмбиенту вообще чуждо вообще что-либо земное — музыка на 100% синтезированная, причем без цели синтеза живого звучания. Эта музыка самая тяжелая для восприятия и самая «мертвая» из всего ambient’a. Вообще, чем «мертвее, синтетичнее и безжизненнее» музыка, тем сильнее она связана с ambient’ом. Встречаются такие понятия, как например, «суицидный эмбиент» (проект Vond, например) — который ставит эксперименты над человеческой психикой, навязывает свою идею. А вообще-то такая музыка зачастую ненавязчива — как обычное созерцание спокойной природы. Главное — она всегда рисует некую картину, пусть даже и абстрактную или неяркую — будь то картина космоса, земли, другой планеты, другого времени. Очень важен тот факт, что слушать ambient — занятие сугубо личное. Человек должен слушать и осознавать музыку наедине со своим источником звука. И главное — чтобы создать и воспринять атмосферу музыки, нужно быть к этому готовым на 100%, иначе ничего, кроме раздражения, эта музыка вызвать не сможет. Хотя это зависит от психики слушателя и от его фантазии, потому как эмбиент по сути призван вызывать у слушателя почти визуальные ассоциации.

И, наконец, следует сказать, что «бесформенная музыка» — известный прием в дополнение чего-то визуального — будь то какая-то выставка, инсталляция, перфоманс, спектакль, кино. Причем идеологической несущей в разных случаях бывает как музыка, так и визуальная материя, а лучше, когда они выступают на равных правах.

Хип-хоп-культура всё настойчивее пробирается сквозь музыкальные джунгли. Она не даёт прохода на улицах, радуя глаз граффити, в клубах всё чаще устраиваются батлы, и уже не только парни, но и девчонки освоили этот замысловатый танец.

Что касается музыки, то хип-хоп (hip-hop) включает в себя элементы многих других музыкальных направлений, таких, как соул, фанк, ритм-энд-блюз, стрит-бит, джангл, трип-хоп. А также самое прямое отношение к хип-хопу имеют рагга, эйсид-джаз, драм-энд-бэйс. Кроме того, хип-хоп делится на статусы: independent(Q-Tip, Busta Rhymes…), commercial (Eminem, Dr. Dre, 2pac, Puff Daddy), gangsta (Snoop Dogg, Saffir…), progressive (Mr.Lif, Mos Def, Anticon…).

Разбираться в музыкальных переплетениях хип-хопа можно до старости, ведь добавь количество ударных — и всё, конец одному стилю, начало другому. Даже самый заядлый хопер не до конца изучил все премудрости избранного направления.

В некотором смысле трип-хоп несколько схож со стилем listening techno, особенно с тех пор, как в начале 1994 года люди стали называть его танцевальной музыкой для лежебок из-за того, что темп этой музыки весьма медленный (ниже 120 ударов в минуту), и она явно не предназначена для проигрывания на танцполе. Основным признаком трип-хопа является хопово-брэйбитовый ритм плюс реггишный бас. Я, например, для себя определяю трип-хоп так: