В современных условиях в нашей стране большое внимание уделяется преобразованию системы эстетического воспитания и художественного образования. Особое значение в этом процессе приобретают аспекты ознакомления с историческими и культурными традициями своего народа. Сложившаяся практика обучения мастерству конкретного вида декоративно-прикладного искусства показала широкие возможности для развития творческих способностей личности, ее общечеловеческих и нравственных качеств, поскольку она опирается на многовековой опыт и знания предшествующих поколений.
Эстетическое воспитание требует сегодня повышения качественного уровня и должно быть направлено на приобретение учащимися конкретных умений, знаний, и навыков, без которых невозможно художественно творческое развитие и самосовершенствование личности. Это связано с тем, что уровень образования и степень компетентности школьника должны будут обеспечить ему возможность достичь успеха в любой сфере жизнедеятельности, помогут сформировать различные навыки и самореализоваться в разных видах творческой деятельности. Изучение специфики и сущности педагогической технологии формирования навыков самореализации учащихся привело к поискам таких педагогических условий, которые обеспечивают восприимчивость к новым идеям, развитие интереса детей к занятиям искусством. Огромный потенциал, заложенный в народном декоративно — прикладном искусстве, обеспечил его широкое использование, в общем и дополнительном образовании в целях творческого развития подрастающего поколения.
Поэтому обучение методике, технологии, техническим приемам, специальным ремесленным навыкам в конкретном виде декоративно — прикладного искусства находится в тесной взаимосвязи с формированием образного, ассоциативного мышления, творческой фантазии, воображения.
Почти каждая область и каждый регион нашей страны имеет различные направления художественной росписи по дереву. Среди них — известные разновидности народных промыслов: Городецкая роспись, Гжель, Жостово, Хохломская, Мезенская, Волховская, Урало-сибирская, Полхов-Майданская, Тагильская роспись и др. Каждая из этих разновидностей характеризуется конкретными формообразующими элементами, стилевыми особенностями, материалом и его технологией, приемами работы. Данные виды художественной росписи по дереву представляют собой благодатный материал для обучения школьников декоративно-прикладному искусству и связанных с этим процессом освоением основных стилевых приемов и технических навыков.
Художественная резьба по дереву
... развито декоративно-прикладное искусство художественной обработки древесины. Этот промысел также существует в западных районах Украины, в Белоруссии, Литве, Казахстане, Киргизии. Географические центры резьбы по дереву. ... и коней. Особенности: фон темнее росписи, часто черный. Многие изделия декорированы соломкой. Литва. Развита геометрическая резьба по дереву. Основные изделия: лопасти прялок На ...
Актуальность исследования
Вопросы художественного творчества и его значения в процессе формирования личности, проблемы развития творческих способностей освещаются в работах Н.С. Боголюбова, Е.И. Игнатьева, В.С.Кузина, С.П. Ломова, A.A. Мелик-Пашаева, H.H. Ростовцева, В.П. Строкова, П.М. Якобсона и др. Научно-методические публикации, посвященные дидактическим особенностям организации учебных занятий по изобразительному искусству и декоративно прикладному искусству принадлежат известным ученым, художникам- педагогам Алехину А.Д., В.В. Корешкову, С.П. Ломову, Б.М. Неменскому, H.H. Ростовцеву, Н. М. Сокольниковой, A.C. Хворостову, Е.В. Шорохову, Т. Я. Шпикаловой и др. Значительный вклад в теорию, раскрывающую нравственный, эстетический, социальный и искусствоведческий аспект народного декоративного искусства, внесли ученые П.Г. Богатырева, И.Я. Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыков, и др. Исследования искусствоведов и художников-прикладников В.А. Барадулина, М.П. Бесчастнова, Л.С. Жоголь, Ю.В. Максимова, Н.В. Романовой, В.И. Савицкой и др. Они явились источником информации о современном декоративно — прикладного искусстве, объяснили его сущность для эстетического воспитания и художественного образования, позволили выявить стилистические особенности традиционных и современных направлений в художественной обработке материалов, а также определить современные аспекты в области стилизации, приемах декоративной композиции, технологических навыках. Тема росписи по дереву интересовала следующих исследователей: B.C. Бадаев, И.В. Земцова, E.H. Прилуцкая, М.С. Соколова, Т.Я. Шпикалова и др.
Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческой самореализации учащихся подводит к выявлению особых педагогических условий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса учащихся к творческой деятельности, к изучению народных росписей, что является актуальным в настоящее время. Для успешного освоения учебной деятельности необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации, чему способствуют занятия декоративно-прикладным искусством.
На данный момент существует достаточное количество теоретического материала, посвященного различным видам народных промыслов: истории, техники и технологии; существуют методические разработки для проведения уроков декоративного рисования. Однако до настоящего времени не было проведено строгой систематизации педагогических условий для развития навыков кистевой росписи на занятиях изобразительного искусства в дополнительном образовании. Таким образом, проблема исследования включает в себя существующее противоречие между потребностью учащихся в развитии специальных приемов и навыков художественной росписи по дереву. На занятиях изобразительного искусства и недостаточной разработанностью образовательных технологий, программных заданий, методических пособий, которые бы способствовали проявлению самостоятельности и активности учащихся реализовать свои творческие способности в свободной кистевой росписи.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта
... декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте, его место в повседневной жизни древних египтян. Объектом исследования является: декоративно-прикладное искусство. Предметом исследования является: декоративно-прикладное искусство Древнего Египта. ... росписей, ставших впоследствии традиционными. Древнее царство -- время широкого развития художественного ремесла. Для развития всего искусства Древнего ...
Проблема исследования, Цель исследования, Объект исследования:, Предмет исследования:, Задачи исследования:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, культурологической литературы и изучить практический опыт педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусства по проблеме исследования.
2. Выявить психолого-педагогические особенности освоения специальных навыков как основного условия самореализации учащихся на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
3. Изучить историю возникновения и развития
4. Изучить мотивы свободной кистевой росписи в технике двойного мазка.
5. Описать методологические рекомендации по технике двойного мазка в свободной кистевой росписи.
6. Познакомиться с технологией свободной кистевой росписи в технике двойного мазка.
Методологической основой исследования
— деятельный подход к формированию и становлению личности человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
— положения исследований психологии художественного развития (Р. Арнхейм, Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Н. Волков, Р.И. Грегори, Грейс Крайг, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Ж. Пиаже, И.С. Якиманская и др.).
— теоретическое исследование по формированию и развитию творческой личности (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцева, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин);
Методические подходы к развитию приемов обучения декоративной композиции и технологиям эскизирования в цвете, а также обобщение опыта преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Обучения обработке художественных материалов имеются в научных работах методистов А.Д. Алехина, В.А. Барадуллина, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова,C.А. Бочарова, Д.М. Гусарчука, В.Ф.- Канева, Г.К. Кабижановой, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Х.И. Махмутова, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, С.Н. Новикова, Н.Г. Оверина, В.Ф. Поберезкой, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова, В.А. Яблонского.
Методы исследования:
— выполнение теоретического анализа психологической, педагогической, методической, искусствоведческой литературы;
Этюд (описание предмета с хохломской росписью,урок развития речи, 8 класс)
... сочинению, чтобы в нем была выражена основная мысль, ваше отношение к предмету. Примерный план описания предмета хохломской росписи. 1. Вступление (кратко рассказать о народно – декоративном искусстве, ... полнокровный и звучный, что, чем дольше глядишь на работы, тем, кажется, глубже постигаешь всю красоту и ... его любовь. Парень был искусный резчик. Кошки, ложки, чашки резал. Вот и затеял он вырезать ...
— изучение практического опыта работы педагогов в процессе обучения учащихся в системе дополнительного образования художественной кистевой росписи по дереву;
— изучение учебных программ, методических разработок, учебнометодических материалов для организации учебного процесса по художественной росписи;
— анализ научных понятий по проблеме исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
(НА ПРИМЕРЕ НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ)
1.1 П сихолого-педагогические основы развития навыков свободной кистевой росписи в технике двойного мазка в системе дополнительного образования
Осуществление психолого-педагогических основ развития творческих возможностей обучающихся требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не скопление познаний и умений, а неизменное обогащение творческим экспериментом и создание механизма самоорганизации всякого учащегося. В психолого-педагогической и методической литературе широко представлены задания, направленные на творческое развитие ребенка, однако они не приведены в систему, не разработаны показатели, с помощью которых можно определить к какому виду творческой деятельности относятся то или иное задание, на какой уровень творческой деятельности оно ориентируется.
Сегодня в мире накоплен достаточный опыт включения художественной деятельности в процесс развития художественных способностей у детей. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие. Формирование творческой личности одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Многочисленные психологические исследования доказывают, что нет ни к чему не способных людей. Однако способности, в том числе и художественно-творческие, можно развивать в большей или меньшей степени. Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций.
Говоря о народном искусстве, Т. Я. Шпикалова отмечает: «Приобщая детей к народному искусству, необходимо учитывать следующее:
1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
3) произведения народного и декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами изобразительного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности». […,….] указать источник и страницу.
Менеджмент как деятельность, наука и искусство
... характере собственности и с процессами "делегирования" (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников. Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы - это главное в менеджменте (management ...
Любой вид искусства влияет на человека целостно, но возможности его все же, ограничены, поскольку каждый вид своеобразно воздействует на духовный мир человека. А комплексное использование видов искусств обеспечивает активное и равнозначное развитие всех сторон личности. Для творчества недостаточно только развитого воображения. «У любого художественного творчества два крыла – реальность и фантазия, и только на одном из них ни одно искусство подняться не может. Именно поэтому необходимо единство развития этих способностей. Не просто смотреть, а видеть художественно развитым зрением реалии жизни – от богатства цвета, формы, фактуры до богатства души. И второе крыло – развитая фантазия, развитая способность интерпретации»,- утверждает Б. Неменский. Развивая у учащихся художественное восприятие действительности, воображение и фантазию, можно достичь очень хороших результатов в изобразительном творчестве, а также развить наблюдательность, умение анализировать, принимать нестандартные решения, выражать словами свои мысли и чувства.
Погружение в мир искусства не может сопровождаться только созерцательным восприятием произведений искусства. Практическая, реальная жизнь в искусстве, овладение законами, техникой, материалами различных видов искусства — вот что необходимо учащимся для подготовки к свободному творчеству. Эстетическое восприятие действительности может успешно осуществляться при условии, что прекрасное входит в деятельность личности или коллектива как творческая практическая задача. В процессе развития художественных способностей формируется и творческое мышление личности. Эти процессы протекают неразрывно, поэтому не противопоставляются друг другу и раздельно не рассматриваются.
Знание педагогом индивидуально-типологических особенностей учащихся во многом определяет успех того целенаправленного, организованного и контролируемого процесса, каким является развитие художественного потенциала личности средствами декоративного искусства.
Таким образом, соблюдение психолого-педагогических основ необходимых для осуществления творческой деятельности, позволяют выполнять преобразование явлений, предметов, наглядных, мысленных и чувственных образов, открывать новое, принимать оригинальные, нестандартные решения.
-
-
Характеристика сформированности универсальных способностей в обучении свободной кистевой росписи в технике двойного мазка
-
Дополнительное образование детей — совершенно особая сфера, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора. Тем не менее, педагоги даже в этой области деятельности не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения. Одно из главных требований к учебному процессу — соответствие Федеральному государственному стандарту (ФГОС), в котором немалое внимание уделено роли дополнительного образования в формировании личности обучающихся. Именно поэтому учреждения дополнительного образования детей усиленно разрабатывают и внедряют в свою работу различные программы по формированию универсальных учебных действий (сокращенно УУД).
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Этапы творческого процесса и их реализация в обучении
... человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.Объектом исследования данной курсовой работы является творческий процесс. Цель данного ...
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по свободной кистевой росписи в технике двойного мазка:
— чувство гордости за отечественную культуру и искусство;
— уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
— сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
— овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде, под руководством педагога;
— умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других учащихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности в обучении свободной кистевой росписи в технике двойного мазка:
— овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, отдельных упражнений;
Теоретические основы проблемы развития декоративного творчества ...
... Работ по ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: ... работы Н. Алексахина, Ю. Г. Дорожина, В. М. Логинова. актуальности ^ ^ Предмет исследования: ^ 2) дать характеристику гжельской народной росписи и методике обучения составлению орнаментальной композиции ... мотивам. «В процессе знакомства с народным искусством, ...
— умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения свободной кистевой росписи в технике двойного мазка:
— знание видов художественной деятельности: изобразительной, декоративной;
— знание особенностей и видов свободной кистевой росписи;
— применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
— умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
— умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
— способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
— способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
— умение компоновать на плоскости листа, на изделии и в объеме задуманный художественный образ;
— освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
— овладение навыками изображения различными материалами и средствами;
— изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
— умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение УУД в систему дополнительного образования обеспечивает способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Свободная кистевая роспись способствует формированию универсальных способностей учащихся.
История Урало-сибирской росписи. Этапы становления
... елей, хмеля и ряда других элементов. Также широко представлены в росписи кисти, веревки, элементы занавеса. Не прошло бесследно для ... орнамент, в значительной мере определивший образный строй композиции. В его основе лежал мотив античного аканта. ... Форма предмета, манера росписи, сюжет характерны для вальков, создававшихся уральскими тагильскими мастерами. К сожалению, роспись значительно потерта, но ...
-
-
Особенности и виды свободной кистевой росписи в технике двойного мазка
-
Техника исполнения растительного орнамента в свободной живописной манере была известна мастерам Киевской Руси. Распространение таких росписей довольно быстро охватило всю Россию. С Востока на Запад широкой полосой, от Костромского Поволжья до Северо-Западной Карелии. Далее, на Севере он охватывает бассейн верховьев Северной Двины, на Западе – часть бывшей Новгородской, Петербургской и Псковской губерний. На Востоке этот тип росписей был распространён в Вятской и Пермской губерниях. Особенно широкое развитие и распространение кистевые росписи получили во второй половине XVIII века. Это связано, скорее всего , с развитием технического прогресса: появлением новых технологий, более дешёвых красок и кистей, а так же с модой и торговыми возможностями.
В основе росписей кистевым письмом лежит растительный орнамент. При росписи стен, мебели и бытовых вещей, используются «травные» рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершают сочные мазки белил-оживок. При выполнении росписи на объемных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки с четкой фиксацией локтя, а кисть руки должна свободно перемещаться в нужном направлении. Благодаря этому одним неразрывным движением можно проводить протяженные мазки. В процессе росписи можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им поверхности изделия. Это хорошо можно проследить на примере узора « ». Мазок с наплывом — «капелька», «травные мотивы», «приписки», «усики с семенцами», всевозможной формы листочки, ягодки, цветочки, бегунки, витеечки и тычки. В зависимости от стилистики, это могут быть пионы и розы, как в тагильской и жостовской росписи. Они изображаются широкой кистью, разные края которой окунаются в краску разного цвета.
В
Название кистевая или свободно-кистевая роспись пошло от того, что наносится она при помощи мягкой кисти, свободным мазком. Выполняется роспись свободно кистью, без предварительного наброска. На тонированную поверхность наносится подмалёвок. Затем выполняется оживка. Далее прорисовываются дополнительные элементы росписи; завитки, кайма (оболок).
Помимо трав, цветов и сказочных деревьев, художники изображают различных диковинных животных. Позднее стали изображать и сцены из окружающей действительности с фигурами людей. Это хорошо видно в росписи, а также в ряде северных: мезенской , домовой и других. Большинство направлений народной художественной росписи использует приёмы кистевого письма. Но в каждом направлении есть свои особенности. В творчестве Хохломы , Городца , Гжели , Полхов-Майдана , Петриковской росписи основное внимание уделяется графичной, ритмично-пластической согласованности элементов композиции. В Урало-Сибирской и Жостовской проявляются живописные приёмы, есть стремление к объёму и передаче пространства. Композиция букетов цветов как бы «поднимается» над поверхностью подноса.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию старших дошкольников ...
... работы является: изучить приемы росписи детей старшего дошкольного возраста по мотивам Гжели Задачи: Изучить историю развития гжельского ... птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так ... один из путей обработки техники. После ряда декоративных работ движения руки у детей ... письму Чем лучше ребенок научится пользоваться кистью, управлять ей, тем легче ему ...
В данной курсовой работе мы рассматриваем свободную кистевую роспись в технике двойного мазка на примере нескольких народных росписей: Гжель, Тагильская и Урало-Сибирская роспись.
Урало-сибирская роспись
Рассматривать данный народный промысел необходимо с константных для любой традиции позиций: локализация, мотивы, колорит, набор изделий и их материал. Если один из перечисленных параметров не сохраняется, речь, скорее, должна идти о стилизации под традиционный промысел.
Зарождение урало-сибирской росписи связано с колонизацией в XVII –XVIII веках восточных территорий России. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Большой подъём в художественной жизни XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного, он приобрёл большое значение как крупный торговый центр наряду с Тюменью и Тобольском. Основу культуры колонизированных территорий заложила первая волна переселенцев с русского Севера и Поморья в XVII веке. Именно поморы из Архангельского края принесли двухцветный мазок в Сибирь и на Урал. Видоизменила крестьянскую роспись вторая волна переселенцев, которая хлынула с Украины, Поволжья и Вятки в конце XVIII – начале XIX вв. Они внесли в роспись обилие фантазийных форм (львов, вазонов, некоторых птиц) и богатую (южную) цветовую гамму. Также следует отметить, что народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью заимствованием элементов травинок, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы-травники. Традиционно декорировались экстерьеры, интерьеры и домашняя утварь крестьянских жилищ. Кроме стен, потолков, дверей расписывали прялки, коромысла, берестяную и деревянную посуду. К слову сказать, на Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Позже это стало городским ремеслом, но сохранило оттенок «двойного мазка» с разживкой, хотя и выглядит более светской, не архаичной. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки.
Основными мотивами композиции служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. В своих композициях народные художники используют обязательный принцип строгого соблюдения пропорциональных соотношений элементов росписи. Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин), гораздо реже зверей, например львов, пришедших в российский декор из Византии с принятием христианства. Часто композиция оформлялась рисованной рамкой, что является характерной особенностью росписи.
Традиционный колорит промысла использует небольшое количество цветов основных элементов: один цвет для всей зелени, один – для всех или группы цветов, и один для ягод (Приложение 1, рис. 1.7.).
Как правило, цвета в росписи контрастируют к цвету фона, например, холодные сине-зеленые и сиреневые букеты расцветают у мастеров на бардовом или коричневом фоне. Разживка (она же разбел по другим источникам) чаще всего бывает белой и применяется в тех случаях, когда для росписи берётся темный или цветной фон (красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый).
Если фон, на котором выполняется роспись светлый (белый, светло-голубой, желтый, золотистый, древесный), разживку делают темными цветами, либо переворачивают двояко-окрашенную кисть белым цветом внутрь. В росписи обязательно присутствуют чёрный цвет для декорирующих роспись приписок. Роспись традиционно выполнялась на окрашенной древесине масляной краской. Деревянную основу специально подготавливали ошкуриванием сначала среднезернистой, а затем мелкозернистой шкуркой. Подготовленную таким образом основу далее грунтовали. Если заготовка была качественной, и не требовалось заделывать сколы, ее грунтовали прозрачными лаками, клеем или сваренным крахмалом, забивая поры древесины. Просушенное изделие окрашивают масляной или нитрокраской в цвет фона росписи.
Техника Урало-сибирской росписи простая. Разметка композиции производилась пальцами без предварительного рисунка, отпечатывая пятнами основных цветов местоположение будущих бутонов и листьев. Затем плоской кистью брали на один ёё край белую краску, а на второй цветную. Далее, приложив к поверхности, вращали кисть вокруг её оси, тем самым, за одно движение изображая ягодку или бутон цветка. Затем прописывали такими же двухцветными мазками листья. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету. За счет механического смешения цветов при нанесении мазка достигалась специфическая разживка, которая, во-первых, придавала элементам росписи намек на светотеневую моделировку формы с помощью живописного перехода от середины элемента к контуру, во-вторых, объединяла все цвета композиции и придавала ей цельность и гармоничность. Заканчивали роспись прописью графичных черных приписок маленькими круглыми кистями (ранее деревянными палочками с «размочаленным» концом) для объединения элементов композиции и связи их с фоном. После росписи изделие покрывали лаком (Приложение 1, 1.5).
Как и многие народные промыслы, к концу XIX — началу XXI вв., уральские расписные промыслы переживают упадок. Однако художники не оставляют попыток возродить расписные промыслы. Они ищут возможности применения росписи в оформлении новых видов изделий. Часто промысел изучается в дополнительных образовательных программах, предлагая на практических занятиях выполнять сувенирную продукцию (Приложение 1, рис. 1.6).
-
-
Методика свободной кистевой росписи в технике двойного мазка (на примере народных росписей) в системе дополнительного
-
образования
Активная практическая деятельность в ходе работы обучающихся возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – практическое применение данного материала. Практическая работа по выполнению декоративных росписей – работа, требующая известного напряжения, поэтому нужно сразу приучать детей к правильной посадке. От посадки за рабочим местом зависит степень напряжения, которая приводит к усталости и, в конечном счёте, к снижению качества росписи. Рабочие принадлежности при работе необходимо располагать справа (правша), источник — света слева. Для выполнения простейших элементов росписи существует определенная последовательность. Сначала нужно обмакнуть край плоской кисти в краску первого цвета. Консистенция акриловой краски должна напоминать нежирную сметану. Но в процессе вы сами поймете, какая густота дает идеальную линию. Далее, обмакнуть край плоской кисти в краску второго цвета. Делаем простое упражнение – тянем прямую линию. Так вы поймете, какой именно густоты должна быть краска для достаточно длинного мазка. Помыть кисточку, промокнуть салфеткой, и пробуем изогнутую линию нажимом кисти. Сначала кладём кисточку всем ворсом на бумагу, и, не прекращая движения, постепенно «поднимаем». В конце только тоненький кончик проходится по бумаге. Действие занимает несколько секунд. Основная сложность новой техники заключается в том, чтобы набрать достаточное количество краски на оба края, так каждый элемент делается одним движением – очень часто, особенно изначально, края начинают “рваться” еще на середине. Почувствовать готовность кисти можно только после выполнения многократных несложных упражнений. Напряжение внимания и особая сосредоточенность позволят максимально качественно выполнять элементы росписи. Однако необходима смена заданий и тренировочных упражнений для устойчивого сохранения внимания. Это необходимо учитывать в данной возрастной категории (10-13 лет).
Провести кистью по палитре в одну и другую сторону, сняв излишки краски. Постановка руки для работы в технике: кисть в работе должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна, дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия. Во время проведения цветового мазка кисть можно «провинчивать» в руке.
Мазок – «большая слеза». Рисуем цветок мазками «большая слеза». Кисть держим правой рукой (правша) тремя скрещенными пальцами в месте соединения деревянного черенка кисти с металлической обшивкой. Необходимо научится проводить такие элементы росписи на одном дыхании, когда каждый мазок является результатом округлого, ритмично повторяемого движения руки, спиралевидное движение должно получиться слитным. Сначала элементы рисуют, как прописи, ровными рядами, затем – в расчёте на определённую композицию. Необходимо сразу приучаться к цветным фонам, поэтому даже первоначальные упражнения следует выполнять на окрашенной поверхности.
Составляем из простейших мазков цветок. Рисуем лист одним движением плоской кисти. Рисуем лист несколькими движениями плоской кисти – лист с фестончатыми краями. Рисуем лист плоской кистью винтовыми движениями. Не отрываем руку, выполняя один мазок. Одно движение – одна линия. Технические приёмы: кисть можно поворачивать «на ребро» во время движения. Технология сотрудничества предполагает строить процесс общения на продуктивном негласном договоре взаимодействия и взаимопомощи в сложившихся трудных ситуациях. Только в процессе сотрудничества обучающегося с педагогом возможен результат. Как можно чаще, после 1-2 мазков мойте кисть и набирайте новую краску. Тогда переход будет ясным и красивым. Под руку при необходимости подкладывайте подушечку или специализированную подставку под кисть.
Создание цветочной композиции — декоративный букет в технике «двойной мазок» из простейших элементов росписи для будущего переноса композиции в материал. Выполнение цветочной композиции в свободной кистевой росписи в технике двойного мазка работа более сложная и требует знаний в области композиции и цветоведения. В данном случае технология сотрудничества обучающегося и педагога работает безупречно. Педагог направляет, подсказывает, вместе повторяет материал и в совместном общение определяются пути решения поставленной практической задачи задания. Задание определено под данную возрастную категорию – 13 лет. Во-первых, эскиз цветочной композиции. При построении декоративной композиции главное — это стилевое единство орнамента и соблюдений пропорций букета в листе. Готовим эскиз. Либо просто карандашом на бумаге фор-эскиз, либо подробный в цвете — эскиз. Так вам будет гораздо легче работать потом. Готовим поверхность листа бумаги: отрезаем необходимый размер, тонируем лист бумаги приготовленным цветовым раствором. Фон под цветочную композицию может быть различным: от цвета слоновой кости до глубоких тёмных тонов. Если фон выполнен светлой и темной охрой, цветовая гамма композиции должна быть более яркая, и наоборот, если для фона использовалась киноварь или алый цвет, то гамма выбирается приглушенная. На черном фоне применяют для теневки белый или желтый цвет. Для выполнения фона лучше всего использовать кисточки № 5 — 8, чтобы краска легла более ровным слоем. Покрываем акриловым грунтом, сушим. Можно ускорить процесс бытовым феном. Приступаем к созданию декора в технике двойной мазок. На высохшей поверхности намечаем простым карандашом примерное размещение цветом (Приложение 2, рис. 1.4.).
С опытом необходимости это делать не будет. Наносим сначала крупные детали – зелень листьев. Затем поверх прокладываем многослойные цветы. Потом более мелкие цветы. Главное — наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен — например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали — нераспустившиеся бутоны — связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки — дополняют тему и мало влияют на общую композицию. Пробуем набирать на кисть три цвета – темный, светлее и еще светлее. Получатся более сложные цветовые переходы. Больше чем три цвета не набирают – будет грязь. Рисуем листья с фестончатыми краями двумя способами: свет внутри, свет у края. Еще кисть можно поворачивать «на ребро» во время движения. Такой прием возможен во время рисования травы и листьев. Он создаст эффект переломленного листа. Не забываем держать кисти в чистоте. Если забытая кисточка осталась валяться на столе, хотя бы минут пятнадцать, она безнадежно засохнет, и спасти-отмыть ее будет уже невозможно. Выполняем изображение цветка с использованием мазка «большая слеза». Рисуем губкой сердцевину цветка. Точечными движениями творим серединки цветов и россыпь малюсеньких цветочков. Если сделали ошибку – под рукой у вас спиртовая салфетка. Но когда ошибка не грубая – не стирайте. По высохшему акрилу можно скорректировать новым слоем. Толщину линии определяем нажатием кисти. Плавность движений мы выработали во время тренировок. Декоративная отделка элементов росписи: проработка мелких деталей цветка. Оживка; выполнение отделки элементов росписи «двойной мазок». «Оживка» или «разживка» — это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски. Отделка элементов росписи — это дуги, капельки, штрихи и точки (Приложение 2, рис. 1.5.).
Главное, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота работы. В росписи подобного плана лучше что-то недоделать, чем переделать. Оставляйте пустое пространство между элементами. Дайте возможность выгодно им смотреться. При первых опытах росписи берите за образец уже готовые росписи опытных мастеров. Со временем выработаете свой почерк, и потребность такая отпадет.
Гжельская роспись.
Гжельская роспись относится к разновидностям исконно русского искусства. Уже не первый век в данном стиле расписывают игрушки, посуду, сувениры. Характерная особенность такой росписи – использование всего нескольких цветов (белый и голубой, а также темно-голубой, ближе к синему), а также мазков определенной формы (Приложение 2, рис.1.1).
Легкие рисунки Гжель состоят из простых отдельных элементов, которые при должном усердии сможет осилить даже 4-5-летний кроха. К числу таких узоров относятся:
-
Нарисованные наискосок линии . К ним под прямым углом рисуются аналогичные штрихи, а в получившихся клетках ставят узоры – точки.
-
Точки – из них формируются самые простые цветочки, которыми обычно украшают бордюры изделия (тарелки, разделочные доски и т.п.).
-
Волнистые линии . Из них также будут рисоваться бордюры.
-
Капельки . Чуть более сложный художественный элемент. Из него будут состоять лепесточки для цветов, листики, сложные веточки с листиками.
-
Мазок с тенью . Суть элемента в его названии – кисточкой делается мазок, а затем в верхней или левой (правой) части мазка проводится полоса еще раз. Получается тень. Из таких элементов состоят объемные бутоны цветов.
Самые простые узоры Гжель для детей – точки и линии, а также простые мазки без тени. Даже с их помощью можно создать характерную роспись (Приложение 2, рис.1.2).
В качестве основных мотивов данного направления росписи выступают растительные и животные орнаменты (птицы, цветы, звери).
Как же нарисовать орнамент на тарелке.
Инструменты и материалы:
-
Глиняная тарелка белого цвета, не покрытая глазурью,
-
Краски
-
Кисточка
-
Простой карандаш
Для начала рисуем схему будущего рисунка простым карандашом. Рисунок будет состоять из простого орнамента и большого цветка в центре тарелки. Кайма, или бордюр, рисуется без предварительного нанесения карандашом. Это может быть волнистая линия с точками, проставленными в каждом втором углублении («волне»).
Чтобы нарисовать цветок, делаем отметку в центе тарелки. Лепестки розы рисуются мазками с тенью. Именно с бутона начинаем нашу роспись. Потом переходим к прорисовыванию лепестков (Приложение 2, рис. 1.3.).
Тагильская роспись.
Из всего вышесказанного, следует, что проведению занятий декоративно-прикладного искусства предшествует большая подготовительная работа, в которой подбираются материалы различного свойства.
Развитие художественно-творческих способностей детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения. На занятиях навыки развития мелкой моторики рук способствуют лучшему овладению кистевой росписью, а так же эмоциональной активности в изобразительной деятельности. Каждое занятие по свободной кистевой росписи создаёт мощный толчок к познанию культурной среды нашего народа, создает положительную мотивацию, растет уровень духовного воспитания, активизируются рефлексивные способности, желание самовыражения в творчестве, активизируется лексический опыт обучаемого и обогащение его словарного запаса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данного теоретического исследования была проанализирована искусствоведческая, психолого-педагогическая, методическая литература, труды художников-педагогов по проблеме исследования; выявлены и изучены педагогические и психологические условия успешного и продуктивного развития способностей учащихся в процессе создания свободной кистевой росписи в технике двойного мазка; определены и проанализированы методические особенности обучения учащихся при создании свободной кистевой росписи в технике двойного мазка.
Данная тема является достаточно значимой и актуальной в наше время. Образование и уровень компетентности учащихся должны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности. Творческая самореализация личности учащегося, есть продуктивная художественно-образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей.
Данная курсовая работа подтвердила, что свободная кистевая роспись в технике двойного мазка имеет большое значение для воспитания, формирования художественно-творческих способностей у учащихся в системе дополнительного образования:
— заранее разработанные упражнения по созданию свободной кистевой росписи в технике двойного мазка (на примере народных росписей) способствуют передачи высокопрофессиональных знаний, умений и навыков;
— упражнения помогают развить память, внимание, воображение, наблюдательность;
— создание свободной кистевой росписи в технике двойного мазка богато разнообразием художественных решений, технических приемов, развивающих у учащихся образное мышление;
— творческая работа по созданию свободной кистевой росписи в технике двойного мазка развивает процессы художественного восприятия, влияет на творческую интуицию и вдохновляет на создание новых декоративных изделий.
В процессе исследования мы установили, что для того, чтобы полноценно развивать творческие способности, необходимо наполнять ребенка новыми зрительными и чувственными впечатлениями, которые помогут ему разнообразить и обогатить композицию, проводить индивидуальную работу для лучшего усвоения знаний.
Знакомство с навыками свободной кистевой росписи в технике двойного мазка способствует решению труднейших задач — расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Цель и задачи исследования выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tehnika-rospisi-mstera/
1. Русский музей. «Народное искусство. Путеводитель» — СПБ. Paiace Editions, 2007. 131с.
2. Русские художественные промыслы. -М.: Мир энциклопедий. Аванта+Астрель, 2010.180 с.
3. Голубева З.В. Русские традиции. Азбука свободной кистевой росписи. Учебно- методическое пособие. — Издательство «Союз художников», СПб., 2012, 128 с., илл.
4. Н.Величко Русская роспись. Техника, приёмы, изделия: Энциклопедия. –М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2009. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
5. Алексеев П.К., Короткова А.Л., Трофимов В.А., Основы изобразительной грамоты. – СПб: НИУ ИТМО, 2011. – 70 с.
6. Полежаев Ю.О. Художник росписи по дереву: учебное пособие для учащихся начального профессионального образования — М. Изд. центр «Академия», 2008.–192 с.
7. Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. Учебное пособие для Вузов, обучающихся «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.- 120 с.
8. Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. / В.А.Барадулин. Свердловск. 1987. 85 с.
9. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. / М.С. Соколова. Москва. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. 304 с.
10.
11. Тагильская роспись. Техника одного мазка. Источник:
12. Щербаков В.С., Изобразительное искусство. Обучение и творчество – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.
13. Симановский А.Э., Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов М.: Академия развития, 2015. – 192 с.
14. Казакова Т.Г., Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Владос, 2006. – 271 с.
15. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1998 г.
16. Костерма Ж. Живопись: рисуй и самовыражайся. ООО «Издательство АСТ» 2002 г., 85 с.
17. Новосёлова О.П. Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования. Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.).
— Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 35-38.
18. Путеводитель по русским ремеслам,
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/ А.А. Мелик-Пашаев. — М.: Знание, 2016. — 96 с.
19. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество. Книга для учителей [Текст] / Л.В. Шевчук — М.: 1985. — С.3, 13, 126.
20.
21. КомароваТ.С. Изобразительное творчество. 2012 — 418 с.
22. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей – М.: Просвещение- 2011. – 230с.
23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей- 3-е изд. — СПб.: 2007. — 368 с.
Приложение 1
Рисунок 1.1 Мезенская роспись
Рисунок 1.2 Кисти для свободной росписи
Рисунок 1.3. Петриковская роспись печи
Рисунок 1.4. Урало-Сибирская роспись
Рисунок 1.5. Упражнения для выполнения элементов Урало-Сибирской росписи
Рисунок 1.6. Вариации элементов Урало-Сибирской росписи
Рисунок 1.7. Урало-Сибирская роспись
Приложение 2
Рисунок 1.1 Гжель
Рисунок 1.2. Элементы Гжель
Рисунок 1.3. Мазковая роспись. Гжель
Рисунок 1.4. Нанесение рисунка на поверхность в технике двойного мазка
Рисунок 1.5. Изделие с элементами Тагильской росписи
Рисунок 1.6. Тагильская роспись
Рисунок 1.7. Тагильская роспись. Поднос