Методы и приемы обучения декоративному рисованию старших дошкольников по мотивам гжельской росписи

Курсовая работа

Гжельская роспись — это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад

В наше время под гжелью обычно понимают декоративное рисование или вид русского народного искусства — расписные в особом виде керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трех основных цветов белого составляющего фон изделия, синего и голубого, который выполняется сам рисунок.

Актуальность. В современных условиях ФГОС ДОО нового поколения предъявляет высокие требования к уровню художественно — эстетического воспитания и развития творчества. Поэтому вопросы развитие детского творчества сохраняют свою актуальность, оставаясь одними из наиболее значимых проблем современного дошкольного образования. Говоря о развитии детского творчества через развитие навыков изобразительной деятельности, правомерно указать на его особую роль в процессе складывания индивидуального своеобразия личности ребенка уже на ранних этапах его социальной жизни.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Организация целенаправленного процесса ознакомления старших дошкольников с образцами декоративно-прикладного искусства предусмотрена в программах дошкольного воспитания и обучения. Но, не смотря на значимость рассматриваемой темы, методических рекомендаций, позволяющих педагогам дошкольного образования решать вопросы развития навыков изобразительной деятельности дошкольников на основе знакомства с образцами декоративно-прикладного искусства, по-прежнему недостаточно, в основном они подготовлены более тридцати, а то и пятидесяти лет назад, и не отвечают задачам современного дошкольного образованиям. Потребность в проведении систематических исследований в данной области и обобщении их результатов в виде методических материалов сегодня назрела как никогда ранее.

В наше время у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством — подержать в руках подлинные изделия, например, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и неизбежно отражается в дальнейшем на развитии эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства, в частности. И эта задача, стоящая перед педагогическим сообществом, сегодня тем более актуальна, А в дошкольных учреждениях практически мало уделяется внимания декоративно — прикладному искусству.

20 стр., 9598 слов

Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального ...

... дальнейшей работе, а именно развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами коллективной творческой деятельности. Цель : определить эффективность развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности Объект – эмоциональная сфера дошкольников Предмет – Гипотеза предполагается, что коллективная творческая деятельность является эффективным средством развития эмоциональной ...

Декоративно — прикладное искусство призван знакомить детей с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками — материалом, из которого изготовлено изделие, особенностями росписи, историей промысла, а также формировать у детей умение создавать выразительные узоры на бумаге, воспитывать при этом чувство формы, ритма.

Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания.

Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста

Важную роль народного и декоративно — прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества: Усова А. П., Саккулина Н. П., Комарова Т. С., Шпикалова Т. Я., Езикеева В. Я., Халезова Н. Б., Богатеева З. А., Доронова Т. Н., Грибовская А. А. и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс.

В этом процессе дошкольному педагогу принадлежит высокая миссия — стать источником духовного познания в мире детства. Педагог становится для ребенка нравственным образцом, приобщая его к духовным ценностям, содействуя открытию многообразия народного декоративно-прикладного искусства. Поэтому каждое занятие, направленное на развитие навыков изобразительной деятельности, непосредственное взаимодействие ребенка с выдающимися образцами прикладного искусства своего народа.

Во всех детских садах необходимо иметь предметы народного декоративного искусства, их нужно рассматривать с детьми, обращать внимание на их особенности содержания и построения узоров, на цветовые сочетания.

Все расписные промыслы объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста. Гжельская роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства.

У ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных тонких движений руки. Которые необходимы для рисования и которые, можно назвать рисовательными движениями

В процессе изобразительной деятельности по мотивам росписи Гжели развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму Чем лучше ребенок научится пользоваться кистью, управлять ей, тем легче ему будет при обучении письму

Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н. Скаткин).

Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности . Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически зрительно ребенок видит, как двигается рука, и ощущает это движение. В свое время Е.А. Флерина указывала на декоративное рисование, как на один из путей обработки техники. После ряда декоративных работ движения руки у детей остановились смелее

10 стр., 4728 слов

«знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»

... развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно ... дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств. Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую ...

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Гжели на занятиях и обучение декоративному рисованию поможет познакомить с народными традициями, заложить основы эстетического и нравственного воспитания

Цель настоящей работы является: изучить приемы росписи детей старшего дошкольного возраста по мотивам Гжели

Задачи:

Изучить историю развития гжельского промысла

Определить значение декоративно-прикладного искусства в воспитании детей

Рассмотреть и изучить основные приемы росписи по мотивам Гжели у старших дошкольников

Объект исследования: процесс обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи

Предмет исследования: методы и приемы обучения декоративному рисованию старших дошкольников по мотивам гжельской росписи.

Глава l. Теоретические и методические основы обучения старших дошкольников приемам росписи по мотивам Гжели

дошкольник декоративный рисование гжельский

1.1 История развития промысла Гжель

Гжель — народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

В районе Гжели, начиная с XVII века, широко велась добыча глины. Местная глина высоко ценилась и считалась одной из лучших. В 1663 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о добыче в гжельской волости глины для изготовления медицинских сосудов.

История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был вели

Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам ни кому не удается.

Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форм

Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

3 стр., 1080 слов

Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука

... литература второй половины XIX века Во второй половине XIX века литература приобретает огромное значение в общественной и культурной жизни России. В литературе ... Чехова, Николая Алексеевича Некрасова, Ф. И. Тютчева 3. Развитие искусства и архитектуры Орест Адамович Кипренский, Алексей ... оказали бы сильнейшего влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ...

Предметы кухонной утвари — кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира

В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.

В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели

В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава — основные мотивы гжельской росписи.

Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.

Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.

Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами — новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых. С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века

19 стр., 9299 слов

Теоретические основы проблемы развития декоративного творчества ...

... ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: работы Н. Алексахина, Ю. Г. Дорожина, В. М. Логинова. актуальности ^ ^ Предмет исследования: ^ 2) дать характеристику гжельской народной росписи и методике обучения составлению орнаментальной композиции детьми ...

Возрождение гжельской росписи приходится на послевоенные годы. Тогда художницей Бессарабовой и ученым Салтыковым была разработана методика росписи, а кобальт был выбран как лучший материал для подглазурной гжельской росписи, приобретая после обработки свой знаменитый насыщенный цвет. Для создания узоров используются традиционные народные мотивы, стилизованные растения, животные, птицы, а в тонах росписи сочетаются переходы от насыщенного темно-синего до очень светлого бело-голубого.

Главная в Гжельской росписи растительные мотивы — это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы,астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки — несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводкатоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки — «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики».

С помощью кисти с жёстким ворсомнаносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, кпримеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

Сюжеты, сценки из повседневной городской и деревенской жизни, герои российских легенд и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и голубая птица, русалки), природа и времена год

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности:

  • наносится только вручную;
  • — использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого. Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Древнерусскую гжель (майолику) расписывали «пятицветкой» — белая эмаль (основа), зелёная (соли меди), желтая (соли сурьмы), вишнёвая (соли марганца), синяя (соли кобальта).

Инструменты гжельского живописца: кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта).

Гжельский рисунок считается подглазурный (вначале расписывается обожженное изделие, а после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку, где кобальт под воздействием температуры меняет цвет).

1.2 Роль декоративно-прикладного искусства в воспитание детей старшего дошкольного возраста

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Известный педагог Е.А. Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания декоративных узоров.

11 стр., 5189 слов

Декоративно-прикладное и народное искусство

... замечено и иностранными специалистами. Наиболее устойчивыми формами прикладного творчества были различные области народного искусства, народного художественного ремесла. В первой половине века народные мастера продолжали работать в прежних видах и ...

Согласно концепции, разработанной известным исследователем детского творчества Т.С. Комаровой, народное искусство было положено в основу развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного и школьного возрастов. Данная деятельность способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к субъектам эстетического содержания. В процессе занятий по декоративному рисованию, по ознакомлению с народным искусством дети знакомятся с образцами народных промыслов, приучаются видеть и любить искусство в многообразном его представлении. Используя возможности народного искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывать в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения.

В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными — от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты.

В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни и не уйдет еще долго — оно нашло свою нишу в педагогике.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

7 стр., 3089 слов

Изобразительное искусство» : «Древние образы в народном искусстве России. Птица

... полученных знаний. Анкетирование Изготовление поделок по мотивам народных промыслов Глава 1 Древние корни народного искусства 1.1 . Древние образы в народном искусстве Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в ... семейную реликвию – свадебный рушник с вышитыми птицами. Всматриваясь в узоры вышивок, расписных изделий, я видела среди красивых цветов, причудливых зверей ...

Декоративно-прикладное народное творчество возникло и развивалось одновременно с появлением и развитием материального производства. Чтобы украсить свой быт, привнести праздничное настроение в суровые будни, люди украшали предметы повседневного обихода. Материалом и объектом для творчества могло служить что угодно: посуда и разнообразная утварь, предметы мебели и одежда становились произведениями искусства.

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка — это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.

Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

1.3 Методические особенности обучения приемам декоративной росписи дошкольников старшей возрастной группы

Ознакомление с теми или иными видами народного декоративно-прикладного искусства в условиях ДОУ организуется на основе учета требований ФГОС ДОО и образовательных программ дошкольного образования. Преимущественно, данная работа проводится в трех разновозрастных группах (средняя, старшая, подготовительная).

По мере развития детей, их продвижения по стадиям роста, расширяется содержание ознакомительной работы с образцами декоративно-прикладного искусства, усложняются элементы, включаемые в процесс изобразительной деятельности детей, формы объектов декоративной росписи, композиционные решения и способы их украшения, вводятся новые средства достижения художественной выразительности создаваемого ребенком рисунка, акцентируется внимание детей на художественных особенностях, традициях и современных образцах декоративно-прикладного искусства.

Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у них уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности.

12 стр., 5660 слов

«Воспитание детей искусством хореографии» материал

... реферата. Цель данной работы- изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: - определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей; - рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей; ...

При рассматривании с детьми гжельских керамических изделий или изображений, внимание акцентируется в первую очередь, на стилевых особенностях росписи, во вторую, на способность художественной композиции выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в заключение, важно подчеркнуть яркость, насыщенность и лаконичность цветового решения, используемых в гжельской росписи.

Работу по обучению детей декоративному рисованию в стиле гжельской росписи можно построить в следующей последовательности:

  • Познакомить детей с изделиями, расписанными гжельской росписью;
  • Отработать с детьми навыки выписывания кистевых мазков;
  • Отработать с детьми навыки рисования гжельских узоров:

Педагогическими средствами ознакомления детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства, могут считаться следующие приемы:

  • Тематические беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/gjelskaya-rospis/

  • Рассматривание наглядных образцов;
  • Дидактические игры;
  • Специально организованное обучение в форме занятий .

Формы организации работы с детьми в процессе знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного искусства:

Изучение литературы по данной теме.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/gjelskaya-rospis/

Подбор изделий гжельских мастеров, наглядных пособий, репродукций, открыток и фотографий.

Роспись изделия для образца.

Выбор упражнений для физминутки, гимнастики для пальцев и глаз.

Подготовка раздаточного материала. Много интересного и полезного воспитатели детских садов почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, обогатит знания педагогов, откроет перед ними увлекательный, полный поэзии и красоты мир народного искусства.

Следует особо остановиться на вопросах, связанных с ознакомлением детей с произведениями народного декоративного искусства в местах традиционных народных художественных промыслов. Именно здесь, где живут и трудятся потомственные мастера росписи, создаются наиболее благоприятные условия раннего приобщения детей к основам художественного мастерства. С творчеством народных мастеров и художников предприятий художественных промыслов они могут познакомиться непосредственно в условиях производства: в цехах и мастерских.

Как уже отмечалось, умелое использование произведений народного декоративно-прикладного искусства на занятиях изобразительной деятельности в ДОУ способствуют развитию творческого потенциала и эстетического восприятия растущей личности. Но умелое использование требует от педагога и умелого подбора образцов для ознакомительной работы на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ. Педагог, опираясь на требования педагогики и дидактики, должен отобрать такие образцы, которые в полной мере соответствуют требованиям современной педагогической науки и одновременно обладают высокой образной и художественной выразительностью. Очень важно, чтобы образцы декоративно-прикладного искусства, отобранные для ознакомительной работы со старшими дошкольниками были доступны для детского восприятия, имели широкое применение в процессе организации воспитательной работы, при этом имели понятное детям бытовое, утилитарное назначение, которое позволило бы ребенку связать образ, полученный на занятии по изобразительной деятельности, с его социальным опытом .

3 стр., 1146 слов

Сообщение о хохломской росписи — особенности, описание и элементы промысла

... искусства пришелся на XVIII век. Спрос на предметы с известной хохломской росписью ... мазков представлены колосками, травинками, элементами натюрмортов. В старинном варианте ... обозначить в докладе о хохломской росписи. Нанесение узоров осуществляется тонкими кистями, ... вслед за чашками и ложками стали появляться кружки, бокалы, ... Для детей уместным является фоновое нанесение рисунка. Хохломская роспись в ...

Поэтому, какими бы художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, уровень их воздействия на детей будет определяться профессиональным мастерством педагога, его собственным художественным восприятием и способностью передать его детям. От того, насколько педагог сумеет раскрыть перед детьми образность, красочность и выразительность произведений народного декоративно-прикладного искусства, будет зависеть формирование познавательного интерес к декоративно-прикладному творчеству как внутренней потребности в познании художественного образца. Результативность любого вида деятельности напрямую зависит от вовлеченности ребенка в процесс, его интереса к деятельности. Увлеченность и творческая заинтересованность, эмоциональная открытость происходящему в процессе ознакомления с предметами искусства и творческого самовыражения детей особенно важны.

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам Гжельской росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, их желания и интересы.

Преобразующая деятельность прикладного искусства широка. Она охватывает самые разнообразные предметы и материалы. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.

Орнамент — узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала — ритм и симметрия.

Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия (спокойное равновесие элементов) — это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены, в узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых в различных орнаментах. Они создают богатство стилей. Выразительность орнамента зависит также от преобладания в нём округлых или заостренных прямолинейных форм, плавного или круглого изгиба линий. По характеру элементов орнамент может быть составлен из геометрических, растительных или животных форм.

Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторятся и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими (контрастными) и мягкими. Контрастные сочетания обычно создаются при употреблении цветов различных по светлоте и насыщенности.

Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности.

Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги.

Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов: повторение одного элемента на всём протяжении орнамента; повторение элементов, объединенных общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более); симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения).

Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат: по краю — имеет линейное расположение(кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах; на углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах; б) одинаковые рисунки в противоположных углах; в центре; все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра; по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре; б) сетчатый орнамент — узор располагается по сетке, намеченной в рисунке или мысленно представляемой, с повторением или чередованием элементов в шахматном порядке.

Узор на круге может быть расположен по краю, в центре или по всему кругу; по краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга);

  • В центре: симметричное расположение элементов во все стороны от центра путём постепенного наращивания их круг за кругом по всему кругу: а) узор строится по краю и в центре; б) узор строится из центра, заполняя всё пространство круга.

Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овале) у которых центр находится на разном расстоянии от краёв, заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре, или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение, или орнамент, соединенный с узором по краю формы.

В остальном узор строится в соответствии с особенностями формы, как на квадрате или круге

Все эти принципы помогают полнее раскрыть технологию создания декоративных композиций на занятиях по декоративному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста.

В трудах Н.П. Сакулиной присутствует мысль о том, что размер изображения должен соответствовать величине листа: на больших листах бумаги изображения следует давать крупные, чтобы не оставалось ничем не оправданных пустых мест. Полезно давать для рисования бумагу разного размера, в зависимости от того, какая задача ставится перед детьми.

Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволяет усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности — ритмичность и чередование. Затем возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы одежды, обуви, посуды, игрушек, и наконец, по возможности, украшение объёмных форм.

Как показывает анализ этнографической, искусствоведческой и исторической литературы, всё то, что воспринимается нами как декор, издавна наполнялось глубочайшим смыслом. По сути дела, очень долгое время не существовало даже самого понятия декоративное рисование (декор значит украшение, декоративное рисование — рисование для украшения).

Элементы узоров и орнаментов имели значение знаков и символов, а их сочетанию всегда придавалось строго определенное значение

Цвет — одно из выразительных средств в декоративном рисовании. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В гжельской росписи — сочетание холодных (синий, голубой, белый)

Основным инструментом декоративной росписи является кисть. В зависимости от вида росписи используют круглые беличьи, хорьковые, колонковые, медвежьи кисти, начиная с самых мелких для исполнения различны усиков и приписок и заканчивая большими для крупных сочных мазков травки или лепестков цветов. В отдельных случаях пользуются плоскими кистями..

В начале обучения старших дошкольников кистевому письму, важно научить их правильно держать кисть .При рисовании широких полос и мазков кистью её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти.

Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи, мастера гжельской росписи используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые большую (№10-12), среднюю(№6-8), маленькую(№2-4) с тонким концом.

Белая бумага должна быть крепкой(плотной), Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна .Для декоративного рисования используют гуашь. Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розетты, круга, плоских предметов. Многоугольник, розетту, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат — со стороной 16 см

В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие «капелька», «мазок с тенью».

«Ситчик»

Вводное занятие, на котором дети получают самое общее представление о данном виде народного промысла, его истории и этапах развития, это (прямые линии различной толщены, точки и сеточки).Тонкие линии выполнять кистью №1,средние кистью№3 а толстые №5.Точки делаются при помощи тычком- спичкой, на конце которой туго намотан кусочек ваты.

Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Кроме этого, в гжельской росписи используется прием сплошного мазка, который называют «капелькой». Этот сплошной мазок создается определенным ритмическим движением кисти. Краску набирают равномерно, ставят кисть на кончик и, легко нажимая, чуть протягивают и быстро отрывают кисть от бумаги. Простым промакиванием такого эффекта, получить невозможно. «Капельку» можно назвать узким мазком. С помощью него выполняются листочки, веточки, лепестки многих цветов

«Мазок с тенью» Наиболее интересный и наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или один, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.

Для этой росписи берется кисть среднего размера(№6-№8).Дети учатся наносить с начало в одну сторону, потом в другую.

С помощью этого мазка учим детей рисовать гжельскую розу. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа.

«Мазок с тенью».представлен на рисунке 3 «приложения»

Мазок «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента — завитки, волны и т.д.: базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними.

Н.А. Бессарабова, одна из старейших художников, автор методики освоения гжельских приемов кистевой росписи, советовала не закрывать сплошным узором всю поверхность изделия, потому что фон любит оставаться белым

Важно в процессе занятия отслеживать правильное положение кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями.

Постепенно, по мере развития и совершенствования изобразительных движений, рука ребёнка становится послушной, свободно подчиняется его замыслам. Он приобретает возможность отражать в рисунках любые предметы и явления окружающей жизни, выражать своё отношение к ним. У дошкольников в полном смысле этого слова появляется свобода творчества. В тех же случаях, когда рука ребёнка не развита, скована, не может произвести нужного движения, он ограничен в своих возможностях. Опыт показывает, что это огорчает ребёнка, он не получает удовлетворения от изобразительной деятельности, теряет к ней интерес.

Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а по возможности учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда это могут быть готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают)

Но необходимо помнить, что занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников. Они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности.

Творческую работу детей в изодеятельности можно назвать искусствотерапией, которая в первую очередь направлена против страха, она исцеляет детей духовно, даёт им ощущение свободы, приводит в порядок их чувства и мысли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение старших дошкольников технике декоративного рисования и приемам кистевого письма в стиле народных мастеров Гжели имеет огромное духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое содержание. Оно помогает выработке у детей опыта легких ритмичных движений, быстроты создания узора.

В форме бесед, занятий по изобразительному искусству, экскурсий, игр старшие дошкольники учатся выделять элементы росписи, характерные для образцов декоративно-прикладного искусства гжельских мастеров.

С опорой на наглядный материал, старшие дошкольники не просто могут познакомиться с наиболее известными приемами и мотивами гжельской росписи и их особенностями, но и при наличии высокого уровня эмоциональной вовлеченности в процесс декоративного рисования по мотивам художественного промысла гжели, способны творчески самовыразиться, создать собственную композицию, выразив таким образом собственное художественное мировосприятие. Занятия по ознакомлению с образцами народного декоративно-прикладного искусства и обучению навыкам декоративного рисования в технике кистевого письма, способны обогатить мир ребенка новым культурным, эстетическим и творческим содержанием.

По завершении самостоятельной работы, педагогу целесообразно уделить внимание анализу и показу наиболее удачных работ, а так же указание на допущенные ошибки. Это будет способствовать развитию рефлексивных умений старших дошкольников в процессе творческой деятельности. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дошкольники будут стремиться в своих произведениях рассказать о собственном художественном опыте.

Педагогический опыт обучения старших дошкольников приемам декоративного письма по мотивам народного промысла гжельских мастеров свидетельствует о том, что все методы и приемы обучения играют важнейшую роль в формировании навыков декоративной росписи и должны применяться в комплексе. Дети старшего дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности (произведений народных мастеров кистевой росписи) и из сообщений воспитателя (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (занятия кистевой росписи), то при обучении дошкольников навыкам кистевой росписи рекомендуется использовать наглядные, словесные и практические методы.

Знакомство детей с ДПИ позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1 — Прямые линии различной толщены, точки и сеточки

Рисунок 2 -Мазок «капелька»