Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта

Контрольная работа

Декоративно-прикладное искусство — наиболее древний по своему происхождению вид искусства, возникший с момента выделения ремесла в самостоятельную отрасль производства и в течение многих веков развивавшийся в народном творчестве в форме художественных ремесел. Этот вид искусства объединил в себе два понятия: декоративное и прикладное искусство, которые, как правило, находятся вместе в неразрывной связи, но могут существовать и отдельно.

Декоративно-прикладное искусство, подобно другим видам художественного творчества человека, не осознавалось как искусство. Люди делали необходимые в быту вещи, создавая предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда, боевое оружие. В создаваемом простыми народными умельцами предметном мире отражались общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира и свои представления о счастье и красоте, а также неповторимый национальный характер.

Актуальность контрольной работы заключается в том, что современному дизайнеру нельзя начинать работу с интерьером, предметом интерьера, не изучив особенностей, характерных черт, предметов быта выбранной эпохи. То, как и чем жили люди в определенный период времени, накладывает отпечаток на весь внешний вид эпохи, а следовательно и на стиль интерьера.

Целью контрольной работы является изучение особенностей становления и эволюции декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте, его место в повседневной жизни древних египтян.

Объектом исследования является: декоративно-прикладное искусство.

Предметом исследования является: декоративно-прикладное искусство Древнего Египта.

На основе вышеизложенной цели мы определили следующие задачи:

  • Изучить, как менялось декоративно-прикладное искусство в разные периоды развития Древнего Египта;
  • Определить какими особенностями и характерными чертами обладало декоративно-прикладное искусство в жилищах египтян

1. РАЗВИТИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

1.1 Декоративно-прикладное искусство в разные периоды развития Древнего Египта

Искусству Древнего Египта принадлежит одна из самых значимых страниц в истории мировой культуры.

Произведения декоративно-прикладного искусства египетских мастеров отмечены сочетанием тонкого вкуса в выборе формы и материала с необычайной тщательностью исполнения. Главной же особенностью египетского искусства является единство стиля. Основную часть произведений декоративно-прикладного искусства составляли предметы религиозного характера, предназначенные для совершения погребального обряда. Они изготовлялись в мастерских, существовавших при храмах. Кроме этих мастерских в Египте были и придворные мастерские, где ремесленники работали над созданием изделий, используемых египтянами в повседневной жизни.

18 стр., 8871 слов

Искусство древнего Египта

... н.э. до 322 г. до н.э. В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них ... Раннего Царства Годы создания единого государства в истории Древнего Египта называют Ранним Царством. В те времена в долине ... Ка превосходила своими размерами предыдущие. 1.2. Архитектура Древнего Царства Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено ...

В истории Древнего Египта без учета переходных эпох принято выделять шесть крупных периодов:

  • Додинастический период (V тыс. — рубеж III тыс. до н. э.);
  • Именно в додинастический период складываются истоки древнеегипетского искусства (см. Приложение А, рис. 1).

В обстановке своих домов додинастические египтяне проявляли большую техническую сноровку и начатки художественного вкуса. Они ели ложками из слоновой кости, ручки которых были богато украшены резными фигурами зверей. Хотя египтяне первоначально не знали горшечного круга, они изготовляли в большом количестве прекрасную глиняную посуду самых разнообразных форм. Для украшения сосудов использовали, красный и черный цвета либо украшали вдавленными геометрическими рисунками.

Хотя они не делали стеклянных предметов, все же они умели покрывать глазурью бусы, подвески и т. п. Грубо сделанные статуэтки из дерева, слоновой кости и камня знаменуют собою начало пластического искусства, которое ожидали такие триумфы в эпоху первых династий.

Развитию декоративно-прикладного искусства так же способствовали верования и обряды, связанные с заупокойным культом, которые и определяли характер художественных изделий.

Ранее Царство (3000 г. — XXVIII в. до н. э.);

— Искусство этого периода вступило в период своего становления, закрепления образных и изобразительных норм и средств, которые появились ещё в додинастический период. Происходит официальная культовая канонизация изображения, творчески развиваются приёмы мастерства.

Во времена Раннего царства в большом количестве производилась посуда из глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава — так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда. Более чем когда-либо прежде, была распространена посуда из камня, особенно из алебастра.

При раскопках погребений было обнаружено немало медных орудий, особенно резцов и иголок, а также топоров, тёсел, шильев, щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, затем медные обшивки, и украшения (см. Приложение А, рис. 2).

Древнее Царство (XXVIII в. — XXIII в.до н. э.);

— Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры и египетского канона, который определял содержание, главные правила построения и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.

Древнее царство — время широкого развития художественного ремесла. Для развития всего искусства Древнего царства художественное ремесло имело большое значение. Так, обработка различных материалов сначала осваивалась на изделиях прикладного характера, а затем использовалась в зодчестве и скульптуре. Красота полированных поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов впервые нашли применение в ремесле, показывая широкие возможности этих материалов (см. Приложение А, рис. 3).

21 стр., 10257 слов

Литература Древнего Египта в период Древнего Царства

... искусством образ Исиды-матери был так распространен в широких массах населения на всем протяжении истории Древнего Египта, а впоследствии сыграл несомненную роль в сложении христианской иконографии. Литература Египта ... небольшой отрезок истории - конец додинастического ("протодинастического") периода (3300-3000 гг. до н. э.) и Раннее царство – время возникновения и сложения единого египетского ...

Среднее Царство (XXI в. — XVIII в. до н. э.);

— Искусство Среднего царства, особенно в начальный период, следовало древним образцам, подражая искусству Древнего царства. Но в ряде мест в этот период стали развиваться более передовые художественные направления. Преодолевая определенные древние традиции, местные художники обращались к поискам иных способов передачи окружающего мира. Особенно значительные успехи были достигнуты художниками при изображении животных, так как здесь они были меньше стеснены каноном.

Животные и птицы изображались в различных живых позах, а природа давалась в уже более реалистической трактовке. Новым для искусства декоративных росписей является и богатство красочных сочетаний: стали использоваться не только ранее не встречающиеся оттенки цвета, к примеру, густо-оранжевый, желтовато-серый, но и переходы от одного цвета к другому (см. Приложение А, рис. 4).

Новое царство (XVI в. (1580 г.) — XI в.(1085 г.) до н. э.);

— Период Нового царства начался с правления XVIII династии фараонов, время правления которой определяется как одно из самых интересных периодов в истории египетской культуры и искусства. Египет этого времени — одна из сильнейших мировых держав, ведущая победоносные войны со многими странами. Благодаря этим войнам в страну шли потоки драгоценных металлов и камней, слоновой кости и редкие породы дерева.

Появляется широкий спрос на пышные одежды из тонких тканей, сложные парики, массивные ожерелья. Предметы домашней утвари становятся богаче и декоративнее. Изменение во вкусах высших слоев общества отразилось на стилистической характеристике искусства. Все это определяет новые задачи перед искусством, для которого определяющим становится стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом (см. Приложение А, рис. 5).

Особое развитие получает искусство инкрустации разными многоцветными материалами, сложнее становятся орнаментальные композиции. Изобретение вертикального ткацкого станка позволило изготовлять нарядные ткани с цветными узорами гобеленовой техники.

В орнаментике этого периода явно заметно увлечение разнообразными растительными мотивами, возникшее в связи с популярностью «садовой» тематики, появившейся вслед за развитием садов при дворцах и виллах. Эта тематика, ставшая характерной для всего искусства в целом, распространилась в виде изображений цветов, зарослей в росписях потолков и украшениях пола.

Среди изделий художественного ремесла большой популярностью пользовались туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди них рыб.

Поздний период (1085 — 332 гг. до н. э.).

Египетское искусство Позднего периода представляет сложную картину, еще в должной мере неизученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников.

Художественное ремесло продолжало процветать. Золотые и серебряные царские гробы, великолепные портретные маски, ожерелья, перстни, браслеты с инкрустациями, нагрудные украшения с подвесками в виде цветов лотоса являются свидетельством неослабевшего мастерства и тонкости вкуса ювелиров.

14 стр., 6610 слов

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза

... на бесконечном самокопировании. В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками. Использование готовых форм -- основополагающий ... архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии. Игра - основополагающий признак постмодернизма как его ответ на любые иерархические и тотальные структуры в обществе, языке ...

Большое количество изделий вывозились за пределы Египта.

Для Позднего периода характерным стало стремление к воспроизведению образцов Древнего царства, ставшее отличительной чертой памятников этого времени, но это не было простой копией прошлого.

В этот период продолжало развиваться и художественное ремесло, например, появился нового типа фаянс, очень твердый и насквозь окрашенный.

Искусство Позднего царства имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, во многом не исчерпавшего своих возможностей.

1.2 Декоративно-прикладное искусство в жилищах древних египтян

Древнеегипетские гробницы донесли до современности замечательные образцы декоративно-прикладного искусства. Сухой климат Африки сохранил прекрасные изделия из дерева, и даже образцы тканей. Египтяне уже тогда знали почти все виды мебели, пользовались изящной посудой из камня, глины и стекла, носили тончайшие одежды и роскошные украшения.

Мебель;

— Мебель для сиденья была довольно разнообразной — это всевозможные табуреты, часто низкие, стулья, кресла и скамеечки. Кресла служили тронами фараонам и поэтому были наиболее роскошны. Часто они изготовлялись из черного дерева и украшались инкрустацией или обшивались листовым золотом. На золотые листы наносился изящный рисунок, инкрустированный цветным стеклом, фаянсом и драгоценными камнями. Кресла имели проножки. Ажурные подлокотники были сделаны в виде священных кобр, цветков папируса и лотоса. Ножки кресел имели форму львиных лап, которые сверху могли увенчиваться львиными головками. Дополнением к креслу служили скамеечки для ног и мягкие подушки или тюфяки. В том же стиле были выполнены носилки для знати.

Популярны были низкие табуреты с крестообразными складными ножками и кожаным сиденьем. Ножки складных стульев и кресел в нижней части могли иметь форму головы водоплавающей птицы. Конструктивная основа табурета сохранилась до наших дней.

Вещи египтяне хранили в сундуках, ларцах и ларях, напоминающих комоды, инкрустированных или расписанных.

Сундуки, как правило, имели рамочно-филенчатую конфигурацию. Крышка ларей могла быть в форме двускатной крыши с фронтоном. Часто крышки имели выпуклую форму. Лари и сундуки богато декорировались раскраской, орнаментами и инкрустацией. Особенно богато украшались ларцы для драгоценностей. Они изготовлялись из эбенового дерева, инкрустировались золотом, слоновой костью, синим фаянсом и сердоликом.

Ложа имели высокое изголовье, украшенное головами животных, их высокие ножки делались в форме звериных лап. Кровать покрывалась циновками из пальмового волокна с нанесенным на них геометрическим орнаментом.

Посуда;

— Посуда из камня. Из базальта, алебастра, известняка делали сосуды различной, чаще цилиндрической формы. Чаши и кубки могли быть в форме бочонка, шара, сердца. Реже встречаются сосуды в форме животного или птицы. Почти все сосуды из камня лишены декора, их художественная ценность — красота материала и формы. Поверхность сосудов шлифовалась с помощью цилиндрической трубки, заполненной измельченным кварцем или наждаком, порой многие месяцы

14 стр., 6625 слов

Декоративный элемент росписи ткани в интерьере. Смешанная техника

... текстильных изделий, предназначенных для интерьера. Авторские работы Елены Ширяевой (батик): картины, шторы, ширмы, светильники, декоративные панно, авторская ... Евфрата (Древняя Мессопотамия) разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани. В древнем Вавилоне выделывали шерстяные ткани, а ... Исследования показывают, что хлопок начали использовать в Египте за несколько тысяч лет до н.э. Купцы ...

Так же для изготовления посуды применяли стекло. Стеклянная масса сохраняла пластичность очень непродолжительное время. Тесто накладывали на модель несколькими одинаковыми слоями. Для орнамента использовали стеклянные нити разных цветов — нескольких оттенков синего, зеленый, желтый, красный, белый, черный. Изделия катали по хорошо отполированной поверхности, вдавливая нить орнамента в первый слой и добиваясь совершенно гладкой поверхности. Ручки и подставка изготовлялись отдельно и наваривались. Изделие охлаждали, затем дробили и удаляли модель.

Существовали поварешки и ложки из слоновой кости, люди победнее использовали деревянную посуду.

Ткани и одежда;

— Основным материалом для изготовления одежды в Древнем Египте был лен. Реже использовали шерсть и коноплю. Ткани были как очень тонкие, так и шпалерные. Тонкие ткани плиссировали, гофрировали. Ткани были яркие, многоцветные, с изображением цветов и животных, например, гиппопотамов, лодок, картушей и др. Из шерсти ткали цветную тесьму, украшенную орнаментом разнообразных рисунков. Ткани украшали вышивкой, сеткой из бус и золотых пластинок. Популярные мотивы для вышивки — пальметки, иероглифы, растительный и анималистический орнаменты. Традиционные цвета — красный, синий, желтый, зеленый, белый

Основной одеждой мужчины было опоясание из льняного полотна, обернутое вокруг тела и закрепленное на талии. Основной одеждой женщины было узкое платье чаще белого цвета, которое в эпоху Нового Царства украшалось множеством складок. Сделанное из очень тонких тканей, такое платье не скрывало женских форм. И мужская, и женская одежда дополнялась плащами и накидками.

Большое значение имели пояса — они определяли статус носителя.

Костюмы фараона, сановников, женщин из их семей и жрецов отличались от одежды простолюдинов не только дорогими тканями, но и большим числом предметов — всевозможными накидками, шарфиками, разнообразными головными уборами, огромным количеством украшений.

Ювелирное искусство;

— Ювелирное искусство достигло в Древнем Египте высочайшего уровня. Каждый богатый человек носил множество украшений, которые после его смерти складывали в гробницу. Это были великолепные пекторали, ожерелья, браслеты, кольца, головные уборы и т.д. Все эти украшения носили как женщины, так и мужчины. К чисто женским относились набедренные цепочки, надеваемые молодыми девушками под прозрачное платье, и серьги. Все украшения являлись, прежде всего, оберегами, поэтому их орнамент состоял исключительно из символов, иероглифов и изображения богов. Для их изготовления использовали высококачественное золото и эмали, драгоценные камни — бирюзу и агат, изумруд и лазурит, сардоникс и яшму

Кроме украшений в эпоху Нового Царства изготовлялись мелкие изящные предметы туалета — гребни, туалетные ложечки для притираний в виде плывущей девушки, баночки для мазей, зеркала с ручками в виде колонны, изящно украшенные ножи, опахала и многие другие предметы.

Орнамент. прикладной египет повседневный одежда

39 стр., 19306 слов

Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...

... понятий красоты, целостности и национального своеобразия предметного мира. Тема моей дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». Она содержит две части: теоретическую, которая ...

Египетский орнамент имел влияние на орнаментальное искусство всех народов древности. Основным источником вдохновения для египетских художников служила природа. В основу орнамента легли растительные мотивы — лотос, папирус, пальма, виноградная лоза, ветви плодовых деревьев, а также изображение птиц, зверей и рыб. Особенно часто встречаются изображения священных животных — жука-скарабея, грифа, павиана, барана, змеи, коровы и др.

Так как любое изображение в Древнем Египте имело магическое, символическое значение и несло какую-то информацию, непременным элементом орнамента были иероглифы. В богатейшем орнаменте Древнего Египта они встречаются в полном объеме: это всевозможные зигзаги, спирали и меандры, круги и розетки, ромбы и квадраты, полосы и точки и т.п. Очень популярны сетчатый и чешуйчатый орнаменты.

Цвета были условными, локальными. Как правило, они были связаны с цветом материалов, применяемых в ювелирном искусстве. Особенно популярны были синий — цвет лазурита и бирюзовый, желтый, цвет золота, красная охра, черный, белый, зеленый

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что поставленная цель, которая заключается в изучении особенностей становления и эволюции декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте, его место в повседневной жизни древних египтян, достигнута.

В процессе работы было изучено, как менялось декоративно-прикладное искусство в разные периоды развития Древнего Египта, определено какими особенностями и характерными чертами обладало декоративно-прикладное искусство в жилищах древних египтян, а так же был разработан визуальный ряд для приложений.

В отличие от многих других видов искусства, декоративно-прикладное искусство в своей истории не перестает предоставлять открытия во всех областях интеллектуального и художественного творчества ушедших эпох, стран и народов мира. С достаточным основанием можно считать, что археологические исследования последних десятилетий не только углубляют знания современного человека о культуре и искусстве древних народов, но в некоторых случаях в корне изменяют сложившиеся представления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-drevnego-egipta/

Брестед Д.,Тураев Б.А. История древнего Египта. — Москва: АСТ, 2008 — 576 с.

Википедия — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Л. Сэнгер, Д. Уэйлс.-: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. -2001- 2014г.

Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 239 с.

Livejournal. Электронный журнал. Статья: «Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ornament-i-stil.livejournal.com