Искусство Древнего Египта

Эссе

209 группа, Богданов Закир

Искусство Древнего Египта.

Большую часть истории искусства мастера обращались к Античному наследию – его достижениями пользовалась христианская Византия, Средневековье, осознанно к нему обратились художники и архитекторы эпохи Возрождения, а затем в период классицизма, неоклассицизма. Но мы часто забываем о том, что многое, что мы относим к достижениям Древней Греции, выросло из глубин искусства древних цивилизаций Востока, особенно Древнего Египта.

Как отмечет Э. Гомбрих, архитектура Древнего Египта ассоциируется в массовом сознании с пирамидами. Пирамиды — гробницы, которые должны были сохранять святые останки покойных царей. Обычно, это были места высокой концентрации искусства: на стенах – надписи с заклинаниями для перехода в загробный мир, рельефы и росписи, которые заменяли настоящие предметы и тела рабов для сопровождения царя в загробный мир. Не палачи, а художники обеспечивали благополучие умершему фараону – изображения и скульптурки слуг помещались в гробницы, чтобы те сопровождали покойного в загробном мире. Скульптура царя помещалась в гробницу для охраны тела, для того чтобы Ка (среднее между телом и душой) мог найти свой облик, скульптурные изображения фараонов стремились сделать портретными. Сами фрески и рельефы трудно назвать декорациями, ведь их никто, кроме покойного, не видел. Искусство Египта не было привязано к зрителю – оно изначально заключало в себе самостоятельную функцию – давать жизненное начало.

Строительство пирамид было слишком энергозатратным, сегодня даже нам трудно осознать масштабы этих строений – в одну из самых крупных пирамид возможно было бы поместить целый Акрополь, и он не мог бы сравниться размерами с этой пирамидой.

Рельефы гробниц обладают характерными для древнеегипетской культуры чертами: человек не изображается в фас – голова в профиль, только торс в анфас, а ноги – снова в профиль. Таким образом передаётся динамичное движение, также египетские мастера избегают подобным путём сложных для них разворотов человеческого тела. Искусство Египта очень консервативно и на протяжении тысячелетий художники следовали одним и тем же канонам, отчего само искусство мало изменялось на протяжении веков. Чем больше изображение похоже на образец, чем лучше художник скопировал, минимально проявив свою фантазию – тем выше ценился его труд, но, конечно, место для воображения всё равно находилось.

4 стр., 1784 слов

«Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции». статья (изобразительное ...

... реферата можно использовать на уроках в 5-ом классе при изучении темы «Роль декоративного искусства в жизни древнего человека». Учащиеся знакомятся с орнаментами Древнего Египта и Древней Греции, выполняют рисунки-схемы традиционных орнаментов, ... Утвердилась в античной орнаментике и ... Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. ...

Композиции рельефов обычно отображали иерархическое устройство мира – сначала крупно изображённые боги, затем люди, затем скот, а затем уже растения или подводный мир. Если же рельефы были не ярусными, то Божества и царя всё равно изображались в несколько раз больше всех остальных. Для Египта характерно изображение протяжённых процессий – будь то либо процессия слуг, либо же длинная цепочка стада скота, которое гонят пастухи. Особенно точно египтяне изображали животных, пожалуй, нередко это самые изящные и красивые рельефы или рисунки, взятть хотя бы