Декоративно-прикладное искусство Индии

Курсовая работа

Декоративно-прикладное искусство Индии: историческая и художественная ценность

При рассмотрении и характеристике искусства какой-либо страны, мы часто сталкиваемся с полным невниманием к декоративно-прикладному искусству. Обычно анализ архитектуры, живописи и скульптуры считается исчерпывающим, в то время как декоративно-прикладное искусство рассматривается как второстепенное, не представляющее само по себе значительной исторической и художественной ценности.

Однако, декоративно-прикладное искусство Индии заслуживает особого внимания. Часто, когда мы говорим об искусстве Индии, мы представляем огромные скульптурные храмы или миниатюрную живопись, но декоративно-прикладное искусство — это искусство, которое можно увидеть даже в описании маленькой страны или исчезнувшей империи. Искусство декоративно-прикладного искусства Индии поражает своим тонким, прочувственным балансом между большими и мелкими деталями, умением ювелиров создавать эти произведения. Оно поражает своей роскошью, стремлением заполнить все пространство орнаментом, жизненностью и духовностью. Удивляют постоянные противопоставления, стилизация, динамизм и определенная национальная самобытность. Красочный колорит придает произведениям декоративно-прикладного искусства Индии жизнерадостность. Сюжетные линии зачастую переплетаются так тесно, что главное и интимное в произведении прослеживается, но не навязчиво, а их многообразие поражает.

Произведения декоративно-прикладного искусства часто служили предметами быта, где функциональность имела важное значение, а красота следовала за нею. Следует отметить, что мастера, создававшие эти изделия, были прежде всего ремесленниками, обладающими огромным талантом и чувством прекрасного, и их произведения оставались без подписи своего создателя. Эти произведения заставляют нас восхищаться и гордиться тем, что люди, более связанные с материалом, чем живописцы, сумели превратить предметы утилитарные и сугубо функциональные в подлинные произведения искусства.

В данной курсовой работе мной будет представлено многообразие декоративно-прикладного искусства Индии, доказывающее, что оно является неотъемлемой частью рассмотрения искусства какой-либо страны. Декоративно-прикладное искусство позволяет проследить смену религий, сотрудничество с другими странами, экономическое положение страны и ее эстетические идеалы.

Глава I. История

1 История развития и влияние религии на ДПИ Индии

В древности в Индии, так же как и в других странах, декоративно-прикладное искусство не выделялось в самостоятельную область искусства. Создание скульптурных произведений и художественных изделий, живопись и архитектура — все считалось ремеслом. Произведения были, как правило, анонимны.

6 стр., 3000 слов

Монументальное декоративное искусство

... можно сделать вывод: формат произведения является далеко не единственным определяющим фактором в соответствии воздействия монументального произведения задачам его внутренней выразительности. 1. Что такое Монументальное декоративное искусство? (МДИ) Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo ...

Главным, самым массовым видом декоративно-прикладного искусства следует считать искусство художественно оформленной вещи, то есть художественные изделия — предметы повседневного быта и орудия труда, принадлежности священного ритуала и оружие. Это искусство существовало с древнейших времён.

Форма простых орудий труда была, как правило, гармонична и художественна, а изображения на них имели сюжетно-тематический или чисто орнаментальный характер. Декорация всегда учитывала бытовое назначение и форму предмета.

Декоративно-прикладное искусство широко использовалось для украшения деталей архитектуры, где особенно часто применялась резьба.

Материалы, из которых изготовлялись художественные изделия, крайне разнообразны, использовалось почти все, что дает природа: дерево, листья и травы, растительное волокно, ореховая скорлупа; камень простой, полудрагоценный и драгоценный; глина, металлы, включая драгоценные; кость, рог, черепаха, раковина и т. д. Из них важнейшими являются: дерево, камень, металл, слоновая кость и волокно.

Художественные изделия Индии в разных частях страны, не тождественны и отличаются спецификой и местным своеобразием. Интересно, что, например на Шри Ланка даже больше, чем в самой Индии, сохранились традиции индийского искусства древних времен — периода распространения и расцвета буддизма. К XI в. буддизм почти исчез в Индии, но сохранился на Шри Ланка, передавая в памятниках искусства древнюю индо-сингальскую традицию. Эта традиция способствовала в средневековье отличию сингальского ремесла от тамильского, связанного уже не с буддизмом, а с индуизмом. Но и помимо этого художественные навыки и вкусы сингалов, их эстетическое восприятие вносили своеобразие в местное художественное производство, в монументальную живопись и скульптуру.

Основная масса сохранившихся до нас художественных изделий относится ко времени не ранее XVIII в. Художественные ремесла Шри Ланка были тесно связаны с южноиндийскими. В течение многих столетий на Шри Ланка ввозились искусные ремесленники-тамилы из Южной Индии, и даже в XVIII в. они конкурировали с сингальскими ремесленниками. Приезжие ткачи из крупных городов юга Индии, члены местных ремесленных организаций (шрени), именовавшиеся по-сингальски «салагамайо», ткали золотыми нитями по тонким муслинам для одеяний сингальской знати. Тамильские цари Шри Ланка особенно поощряли родные им моды одежд и ювелирных украшений. В течение многих столетий, вплоть до английской оккупации Канди в 1815 г., форма и декорация ремесленных изделий оставались без заметных изменений по сравнению с предыдущими столетиями. Колониальная эпоха в Индии была губительна для декоративно-прикладного искусства. Государственная организация ремесленников была разрушена английскими колонизаторами, традиционные художественные производства пришли в упадок. Развитие капиталистических отношений и ввоз иностранных фабричных товаров окончательно подорвали народные художественные промыслы. Падение национального декоративно-прикладного искусства фактически означало исчезновение из повседневного быта народа единственной доступной ему формы искусства вообще. Однако некоторые виды художественных производств сохранились в Индии ко времени достижения ею независимости, когда начался новый период в развитии национального искусства.

4 стр., 1549 слов

Философия искусства и художественная критика

... художественной литературе, чем к философии, могут использоваться некоторые разрозненные идеи, которые критик почерпнул из философии искусства или из искусствознания, но это, в общем-то, не обязательно. Между эстетикой, философией искусства и ... согласованность1 . Можно сказать, пишет Барт, что цель критики является чисто формальной. В случае литературной критики она не в том, чтобы «раскрыть» в ...

Глава II. Виды ДПИ в Индии

1 Косторезное искусство Индии

В Индии, славились своим искусством резчики по кости. Слоновая кость — прекрасный материал для тонкой резьбы благодаря прочности и мелкозернистой однородной фактуре; она особенно приятна на вид своей мелкой изящной слоистостью и нежным оттенком.

О высоком искусстве древних сингальских мастеров — резчиков по слоновой кости сообщают местные хроники. Любопытное свидетельство сохранилось в «Чулавамсе» [5.100] о том, что царь Джеттхатисса (IV в.) славился своими резными работами по слоновой кости и даже учил других своему замечательному искусству. Древние хронисты сообщали, что царь сделал из слоновой кости фигуру бодхисаттвы и отдельные части своего царского трона.

Слоновая кость в искусстве Индии

Слоновая кость была широко использована в искусстве Индии для создания разнообразных предметов – статуэток, ларцов, женских украшений, гребней, ручек ножей и прочих изделий. Традиции резьбы по слоновой кости в Индии были устойчивы и остались практически неизменными в течение многих лет.

Особенно выделяются гребни из слоновой кости (панава) – они были очень изящны и красивы. Один из таких гребней, хранящийся в музее в Канди, имел сложное изображение богини на троне, танцовщиц и древесных ветвей. Рамка гребня была украшена геометрическим узором, который подчеркивал элегантность и изящество изображения.

Сравнение разных гребней показывает, что мастер умел менять форму рамки в зависимости от центральной резьбы – сложный рисунок внутри тонкой рамки потребовал упрощения, в то время как простые изображения позволили создать более сложную и изысканную рамку.

Наибольшую художественную ценность имеет красиво выполненная фигура божества-охранителя на пластинке дверного косяка храма. Эта пластинка, вырезанная в невысоком рельефе, отличается изящностью и тонкостью изображения богини, держащей в руках цветок и побег растения.

Ларцы и коробочки, украшенные тонкой рельефной резьбой, также привлекают внимание своей красотой и эффектностью. Режущие ручки ножей из слоновой кости часто имеют оригинальную форму, например, в виде растительных мотивов или головы чудовища с разверстой пастью.

Использование слоновой кости в искусстве Индии имело многовековую традицию, и мастера умело использовали ее для создания изящных и красивых предметов.

2. Художественная обработка дерева

Резьба по дереву была тесно связана с архитектурой, которая в период Канди была в основном деревянной. Своеобразием отличались работы местных плотников, изготовлявших из дерева различные изделия, необходимые для домашнего быта. Они искусно выделывали мебель, орудия труда, резные шкатулки и т. д.

Настоящим произведением искусства являются, например, прекрасно орнаментированные доски для игры — «олйнда-коломбу».

Они располагаются на невысоких ножках и имеют по семь круглых углублений вдоль каждого продольного края. Это местная национальная преимущественно женская игра. Обычно в нее играли две женщины, которые клали в каждое углубление пять-семь семян олинды. Женщины из царской семьи вместо семян играли жемчужинами. Бортики доски украшались геометрическим узором, ямки размещались в прямоугольных секциях, парами или по одной. В центре доски иногда вырезывалась рельефная фигура фантастического зверя (образец в музее Кан-ди).

12 стр., 5820 слов

Литые металлические художественные изделия

... шумерская бронза, кроме олова, содержала никель, поэтому по распространению изделий из нее можно строить предположения о связях ... человек научился создавать красивые вещи из дерева, кости, камня, глины. В век металла появился замечательный вид искусства - ... из руды, что явилось крупнейшим техническим переворотом: из меди стали изготавливать первые металлические орудия, предметы быта и другие изделия, ...

Композиция ямок для семян и геометрических мотивов бывает весьма разнообразной.

Оригинальна и сложна, но очень изящна форма пресса для риса. В центре он имеет форму бочонка, близкого к цилиндру, куда насыпается перемолотый вареный рис и выдавливается через дырочки в металлическом дне. От цилиндра в обе стороны отходят голова фантастической птицы и (с противоположной стороны) ее хвост, выполненные в стилизованной форме. Цилиндр украшен винтообразной нарезкой, которая как бы переходит на шею птицы. Выше расположена удобная горизонтальная ручка. Вся форма весьма эффектна.

Красиво и причудливо изогнуты черенки деревянных черпаков. Под черпаком часто вырезалась голова чудовища или орнаментальные растительные мотивы. Последний узор, но в более богатой форме, применялся также на дверных засовах («агула»).

В собрании Кумарасвами имеется круглая плоская деревянная шкатулка, одна из тех, которые предназначались для хранения царских регалий. Она токарной техники, покрыта лаком, с концентрическими полосками. Главной орнаментальной деталью является широкая ажурная латунная петля со сложными мотивами растительного характера.

Ремесла древней Индии

Ремесла в древней Индии превращались в высокоорганизованные отрасли, каждая из которых имела свою специализацию и историю. Одними из ценных ремесел являются национальная мебель и лаковое производство, а также изделия из металла.

Национальная мебель

Мебель в древней Индии отличалась разнообразием и складывалась из очень дорогих пород дерева. В богатых домах придаются особые формы ножкам табуретов, кресел, изголовьям кроватей.

Судя по источникам, в дворце царя Паракрамабаху мебель украшалась золотом и дорогостоящей слоновой костью.

Лаковое производство в Индии

Индийский лак вырабатывается из смолистого вещества, выделяемого насекомыми. Работники по лаку ремесленники-точильщики, выполняя работу на токарных станках, украшают предметы изделий лаком. В Матале приложили иную технику «нийяпотен-веда» — ногтевая технология наложения лака, работая не на токарном станке. В лак добавлялось красящее вещество, которым покрывали изделия из древесины для ювелирных и бытовых целей.

Изделия из металла

Работа по металлу считалась одной из самых древних и уважаемых профессий ремесленников в древней Индии. Металлисты делились на несколько групп — кузнецы, медники и золотых дел мастера. Во время строительства царь Паракрамабаху привлек для работ кузнецов, медников и ювелиров.

Изделия из металла размещали в домах и использовали для обмундирования, религиозных церемоний, а также для бытовых нужд.

Введение

Ювелирное искусство и обработка драгоценных камней — одни из важнейших традиций и наследия Индии. Страна всегда славилась своими высокими стандартами и мастерством в создании золотых украшений, которые покоряли своей красотой и изяществом. Сингалы, народ, проживающий на территории Индии, всегда были и остаются поклонниками ювелирных изделий. В древности и средневековье золотые серьги, браслеты и кольца с драгоценными камнями были неотъемлемой частью гардероба царей и богатых придворных.

8 стр., 3789 слов

Художественная обработка металлов

... Оставшийся художественный металл приобретает все большую ценность и требует бережного отношения. В этой ситуации становится важным и необходимым выявление, систематизация, изучение и сохранение произведений и изделий из художественного металла. Изучение особенностей художественно-архитектурного металла и ...

Сегодня ювелирное искусство, включая обработку драгоценных камней, продолжает процветать в городе Ратнапуре, расположенном в округе, где добываются полудрагоценные и драгоценные самоцветы. Основной работой по гранению и обработке самоцветов занимаются сингальские ювелиры из Галле. Исторически цейлонские ремесленники создавали разнообразные изделия из простых и драгоценных металлов, продолжая эту традицию в течение многих столетий.

История производства стали и железа

К началу XX века производство стали и железа в Индии было ограничено и сосредоточено в нескольких местах. Кумарасва-ми, автор книги «Средневековое сингальское искусство», свидетельствует, что выплавка железа сохранилась только в Хатара-баге, близ Балангоды, где занимались этой деятельностью представители низшей касты. Производством стали занимались только несколько человек в Алутнуваре. Кузнецы, работавшие с железом и сталью, были известны как «наванданно».

Кузнецы не только создавали орудия для земледельца и плотничьи инструменты, но и занимались производством оружия, такого как мечи, наконечники копий и стрелы, а также ножи и ступки для бетеля. Они также создавали различные предметы повседневного использования, включая части паланкинов, хирургические инструменты, стрекала для слонов, стилеты для письма, замки, ключи, петли для дверей, засовы и рукоятки.

Процесс производства

Процесс производства стали и железа требовал от кузнецов навыков и определенных инструментов. Они использовали различные методы нагревания, включая использование плавильных печей и различных сплавов, чтобы достичь требуемой температуры для выплавки металла. После этого они могли приступить к формированию и обработке полученной стали.

Результаты производства

Кузнецы производили высококачественные изделия из стали и железа, которые использовались в различных сферах жизни. Их продукция была востребована как для бытовых нужд, так и для военных целей. Мастерство и качество их работы были признаны и оценены на протяжении многих лет.

Заключение

История производства стали и железа в Индии имеет глубокие корни и связана с традициями и мастерством сингальских кузнецов. Эти ремесленники играли важную роль в развитии общества и создании разнообразных предметов, которые использовались в повседневной жизни, а также во время военных действий. Их труд и мастерство продолжают восхищать и вдохновлять наследников, сохраняя и развивая эту ценную традицию.

Техники украшения металла золотом или серебром

Существует три основных технических приема украшения металла золотом или серебром:

  1. Первый способ основан на насечке поверхности металла легкими перекрещивающимися бороздками. Затем слой благородного металла прикрепляется ударами молоточка. Золото и серебро, благодаря своей пластичности и тягучести, плотно прилегают к неровной поверхности изделия и прочно держатся на ней. В Северной Индии такой вид насечки называется кофтгари.
  2. Второй способ — инкрустация. В железе или стали создаются узкие глубокие канавки, в которые вгоняется проволочка благородного металла. Проволочка прочно закрепляется и поверхность изделия затем заглаживается полировкой. Этот способ требует больше металла для орнамента, но обеспечивает особую прочность. Он часто применяется на оружии.
  3. Третий способ — накладка. Место под накладку слегка углубляется и делается канавка по контуру. Затем тонкая пластинка золота или серебра, вырезанная по форме углубления, вкладывается в него, а края пластинки загибаются в канавку, зачеканиваются и заполировываются. Пластинка может быть орнаментирована гравировкой или чеканным рельефом.

Все эти способы украшения называются общим термином «ридикетайанведа». Работу обычно производят кузнецы, но особенно тонкие изделия обрабатывают золотых дел мастера.

8 стр., 3847 слов

Златоустовская гравюра на стали

... Можно полагать, что роль П. П. Аносова в первоначальном этапе развития златоустовской гравюры на стали весьма велика, хотя и не исследована с исчерпывающей полнотой. Став горным ... кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства. При украшении доспехов использовались все техники гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике — травление, синение, ...

Чернение сварочного железа у кандийских кузнецов

Кандийские кузнецы нередко чернеют сварочное железо, чтобы придать ему вид, подобный европейской вороненой стали. Это делается для того, чтобы металл меньше ржавел и чтобы драгоценный металл, насечка и инкрустация выделялись на темном фоне. Для чернения поверхность металла обрабатывается особым составом и обжигается.

Изготовление изделий из латуни

Изделия из латуни чеканят златокузнецы, а формы отливают плавильщики — локаруво, относящиеся к более низкой группе ремесленников.

Изделия из латуни и бронзы в искусстве Южной Индии

В искусстве Южной Индии широко используются изделия из латуни и бронзы, которые являются важной частью культурного наследия региона. Эти изделия отличаются особым мастерством и красотой исполнения, а также имеют свою символическую и религиозную значимость.

Одним из примеров изделий из латуни является пластинка для ключа из Малватте Пансалы. На этой пластинке изображены стилизованные ажурные растительные и цветочные формы вокруг отверстия, а наверху расположено изображение священного гуся — ханса. Особенностью таких пластинок является наличие двух птиц с перекрещенными шеями. Они обычно украшены более мелкими растительными мотивами, выполненными ажурной техникой. Еще одним интересным изделием из латуни является железная пластинка из Данагиригалавихары, которая представляет собой две головы хищной птицы, обращенные в противоположные стороны.

Из латуни и бронзы отливают всевозможные сосуды, например, для воды, которые используются в каждой вихаре для полива цветов, возложенных на алтарь. Эти сосуды часто имеют носик, через который также можно пить воду. Бронза реже используется для отливки, но она часто применяется для изготовления слоновых колокольчиков, музыкальных тарелок, форм для ковки латуни, серебра и золота, а также инструментов для чеканки техникой «репуссэ». В большинстве случаев эти изделия отливают из бронзы.

Светильники, которые представляют собой самую разнообразную и интересную форму, чаще всего отливают из латуни. Они могут быть как стоячими, так и висячими. Например, в Музее Коломбо хранится латунный светильник в виде птицы, подвешенной на цепочке. У него есть резервуар для масла и фитиля, а на верхушке расположена маленькая фигурка птички. Еще один пример — стоячая лампа, украшенная стилизованной фигурой ханса на верхушке и с поддонником для пяти фитилей внизу. Такие работы, по-видимому, являются типичными для Южной Индии и отличаются особой красотой и изяществом.

14 стр., 6903 слов

Выполнение проекта росписи декоративного изделия (шкатулка) в ...

... лаковой миниатюре: декоративных шкатулках и панно. Объект дипломной работы -, Предмет дипломной работы - Целью работы является выполнение росписи декоративного изделия ... лакирных мастеров. Лаковая миниатюра в ... В Индии, где лаковое ... сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях. Из Китая лаковое ...

Также в искусстве Южной Индии встречаются медные церковные сосуды для воды, которые иногда украшены гранатами «кабошон». Они имеют округлое тулово, высокую шейку с легким раструбом, выпуклую крышку и слегка изогнутый высокий носик. На их основании может быть выполнен гравированный растительный орнамент.

Введение

В данном исследовании мы будем рассматривать предметы быта, которые отличаются удивительным изобретательством, художественным вкусом и мастерством в оформлении. Каждый из этих предметов сочетает в себе практическое удобство и тонкий художественный вкус. В особом фокусе нашего внимания окажутся ключ от двери Мадуванвелывихары, анкх (анкуза) и факелы, а также серебряные и золотые предметы, сохранившиеся после ограбления англичанами Канди в 1815 году.

Описание предметов

Ключ от двери Мадуванвелывихары является массивным и железным, отделанным латунью. У него присутствует богатый орнамент у кольца. Анкх (анкуза) также выполнена из латуни и имеет железный наконечник в виде головы чудовища. Факелы, в свою очередь, имеют декоративную чашу с фигуркой павлина или вздыбившегося льва, что придает им особую изящность.

После ограбления англичанами Канди в 1815 году, серебряные и золотые изделия в кандийских храмах были сильно истощены. Однако некоторые предметы все же сохранились, включая сосуды, лампы, подносы и опахала. Приведем некоторые примеры из этих сохраненных предметов.

Кендийя

Кендийя — это церковный сосуд для воды, выполненный из серебра. Он обладает прекрасными пропорциями, с круглым и слегка сплюснутым туловом. Горло сосуда высокое, массивное, слегка расширяющееся книзу, с выпуклой крышкой на конце. Ножка круглая и широкая, а вертикальный носик высокий. На горле имеется легкий орнамент в виде колец. Формы этого предмета монументальны, а орнамент почти отсутствует, что создает великолепное сочетание простоты и элегантности.

Бокал для хранения пасты из сандалового дерева

Большой бокал для хранения пасты из сандалового дерева выполнен из черного камня и имеет золотую оправу. В оправе вставлены рубины и сапфиры, а на углах квадратной ножки — четыре сапфира. По краям бокала наложен золотой бордюр с геометрическим узором в рельефе, а по четырем сторонам свисают золотые украшения сложной формы. На ножке бокала также присутствует рельефный орнамент. Черный камень контрастирует с золотом, создавая великолепный эффект.

Золотое опахало

Золотое опахало в виде круглого диска было сделано царем Кирти Шри Раджасинхой в качестве дарственного приношения. По краям диска проходит орнаментированная бордюрная полоска, а в центре находится изящная слегка рельефная розетка. Ручка опахала имеет тонкое профилирование и соединяется с центральной розеткой орнаментом. На противоположном краю диска ручки выступает ложный кончик, создавая единое зрительное впечатление. Этот искусный прием добавляет опахалу изящности и элегантности.

Заключение

Предметы быта, описанные в данном исследовании, поражают своим уровнем изобретательности, художественного вкуса и мастерства в исполнении. Каждый из них сочетает практическое удобство с тонким художественным оформлением. Они являются свидетельством богатой истории и культуры, а также воплощением творческого потенциала и мастерства древних мастеров.

14 стр., 6717 слов

Основные особенности исламского орнамента

... искусству Востока. В ней разъясняются основные понятия как исламского и арабского искусства, так и искусства Индии, Китая и Японии. «История декоративно-прикладного искусства» Анри де Моран. ... Древнего мира до восьмидесятых годов прошлого века. В сборнике разъясняются особенности различных видов орнамента и выделяется их региональное распределение. Книга Л. М. Буткевича «История ...

Роскошный серебряный черпак «кинисса»

Роскошно оформлен серебряный черпак — «кинисса» — с ручкой из резной слоновой кости (лондонский музей «Саус Кенсингтон» (Теперь называется Музеем Виктории и Альберта.)), происходящий из кандийского храма или дворца (1).

Черпак полусферический, обильно украшенный слегка рельефным стилизованным растительным орнаментом. Сбоку на черпак как бы взбирается фигурка человека, в спину которого упирается конец ручки из слоновой кости, представляющей с нею единое целое. Эта неожиданно помещенная между черпаком и концом ручки деталь, необыкновенно эффектная, показывает оригинальную и смелую творческую фантазию мастера. По форме и композиции человеческая фигура исключительно удачна и оказывается уместной в своей декоративной роли.[7;48] Орнамент на ручке типа лийя пата с головой чудовища, напоминающего не то синху (льва), не то рыбу-дракона, подобно индийскому чудовищу — макара.

Керамические изделия

Керамика, несмотря на кажущуюся простоту, имела большое художественное значение благодаря прекрасным формам сосудов и, хотя и незатейливому, но искусно выполненному орнаменту.

Изделия гончара шли не только для домашних нужд, но и для священного ритуала, а также и архитектуры, поскольку для строительства требовалась глиняная черепица.

Деревенские гончары искусно умели использовать пластические качества глины как материала и, придавая форму своим изделиям, без сомнения, учитывали особенности их практического назначения. Орнамент обычно тоже соответствовал материалу.

Гончары имелись в каждой деревне; иногда вблизи богатых залежей глины возникали поселки гончаров. Отсюда продукция развозилась в разные области. Не удивительно, что отличного качества красные горшки из Никапаты (близ Хапутале), где работали тамилы, шли в Балангоду, а сосуды из Келании, орнаментированные белым резным узором, попадали в Ратнапуру, Кегаллу и даже в Канди. Часть гончарных изделий ввозилась также из Южной Индии.

Орудия труда гончаров были крайне несложны; главное — колесо (порува), с каменной втулкой, которая вкладывалась в каменное гнездо, утопленное в земле, так что колесо возвышалось от земли не более чем на 15 см. Ручная работа придавала художественным изделиям свободу форм, пластичность, в отличие от сухости, неминуемо получавшейся при исполнении формы машинным трафаретом.

Вот, например, несколько гончарных изделий.

Прекрасна по формам массивная ваза (калаха), которая служила подставкой для светильника. У нее круглое в поперечном сечении, сплюснутое по вертикали тулово, с толстым цилиндрическим горлом, с тремя кольцевыми утолщениями; ножка широкая, круглая, невысокая. Все детали вазы пропорциональны. Роспись светло-желтая на красном фоне, в виде стилизованных лиственных мотивов.

12 стр., 5874 слов

Искусство Древней Эллады. IX—I вв. до н. э

... Искусство Древней Греции берет свои корни в Крито-Микенском искусстве, на его основе мастерами Эллады ... у стен. Геометрика приучила древних художников мыслить строго логически. Архаика в ... головой — готовность к жертвоприношению. Для геометрических сосудов характерна чрезвычайно хорошая устойчивость (статуарность), впечатление ... через Персию и Среднюю Азию до Индии. В этот период эллинский стиль, в ...

Причудливой формы и другой сосуд, с двенадцатью торчащими кверху носиками и с кольцевыми ободками на низком широком горле. В полном соответствии со сложной формой сосуда ножка сделана очень массивная, широкая и довольно высокая; она зрительно хорошо «держит» широкое тулово с носиками. Сосуд применялся для ритуальных танцев и называется «пунава».

Богато были украшены карнизные черепицы из храма Далада Малигавы; на одной стороне великолепный синха (лев) в рельефе, на другой — ханса (гусь).

В Канди подобные черепицы делались также в форме листа священного дерева Бодхи и украшались изображением льва и гуся.

Очень интересна песня гончара, посвященная описанию процесса работы, включая декоративную роспись сосудов.

«Проснувшись на рассвете, взяв корзину, [гончар] отправляется к залежам глины;

Очистив корзину и приготовив место среди глины, он воздает почитание божеству-охранителю;

Одетый лишь в набедренную повязку, он весело берет коозину и спускается в яму;

Не касаясь сторон ямы, он выкапывает глину из середины и наполняет корзину.

Размельчив глину на кусочки, он надевает корзину на коромысло и высыпает глину на гончарном дворе;

В данном исследовании был проанализирован процесс создания глиняных сосудов. Изначально, мастер берет глину и дробит ее на равные куски, которые выкладывает на большую циновку, чтобы высушить их на солнце.

После высыхания глины и удаления камешков, мастер толчет ее в ступке и просеивает через куллу. Полученный порошок смешивается с таким же количеством воды, и из этой смеси формируются шары.

Глиняные шары складываются один на другой и покрываются листьями. Через три дня мастер снова делит их на три части и затем месит. После этого, добавляя тонкий песок в правильной пропорции и брызгая водой, мастер замешивает глину.

Затем он снова формирует из нее круглые шары и складывает их в кучу. Через три дня мастер берет их снова и повторяет процесс топтания и месения глины. Когда глина приобретает липкий восковой вид, мастер понимает, что она готова.

Далее глина делится на отдельные комья разной величины для создания сосудов. Заготовленные комья аккуратно складываются рядом с мастерской и укрываются. На следующий день мастер отделяет глиняные комья друг от друга с помощью расщепленного камыша.

Разделив комья должным образом, мастер снова формирует из них шары и держит их вместе, как и в предыдущий день. На следующий день, перед тем как приступить к работе, мастер подметает и приводит в порядок мастерскую.

С глиняными шарами рядом, мастер садится перед колесом. Он берет глиняные шары один за другим правой рукой и помещает их на колесо. Затем левой рукой он вращает колесо, а правой рукой формирует сосуд, зная его размер и форму.

Мастер надавливает рукой вниз, чтобы придать нужную форму, а затем формирует края сосуда. После этого он вращает колесо очень быстро, оставляет сосуд в таком виде и делает ободок.

Таким образом, процесс создания глиняных сосудов включает несколько этапов, начиная с подготовки глины и заканчивая формированием и отделкой сосуда на гончарном круге.

Раскрытие процесса создания глиняного сосуда

Наблюдая за процессом создания глиняного сосуда, можно заметить, что мастер очень внимателен к деталям и стремится сделать его поверхность гладкой и ровной. Он исправляет все неровности кончиком пальца, чтобы достичь желаемого результата.

Далее, чтобы придать сосуду еще большую гладкость, мастер брызгает немного воды и аккуратно полирует его с помощью широко раскрытой ладони. Это придает сосуду блеск и совершенство.

После этого мастер ставит сосуд на солнце и оставляет его там на протяжении тридцати часов, чтобы он подсох и приобрел необходимую прочность.

Затем мастер берет каменную галихеду в левую руку и деревянную колотушку в правую. Он крепко придерживает сосуд ногой и начинает колотить его нижние края плоской поверхностью колотушки. Под воздействием ударов, сосуд начинает принимать форму с широким дном.

Когда дно сосуда полностью сформировано и отполировано, мастер помещает его на солнце снова, чтобы оно высохло и закрепилось.

После этого мастер начинает рисовать узоры на поверхности сосуда. Он рисует вокруг сосуда веточки с листьями, гирлянды и цветочные лепестки. Он изображает различные мотивы, такие как петухи, попугаи, голуби, селалихини.

Мастер также рисует различные растительные узоры, включая листья дерева бо, букеты цветов, финики, цветы на, цветы олу и лотосы. Он создает диски солнца и луны, макару у ворот и золотого хансу.

В узорах также присутствуют изображения различных животных, таких как слоны, лошади, олени, львы, тигры, волки, медведи, кобры и полонга.

Мастер также не забывает нарисовать милых детей, чтобы сосуд был еще привлекательнее и восхитителен.

Он рисует вокруг нари лата, ветви с листочками и даже буквы алфавита со знаками гласных. В середине сосуда он помещает трезубец со знаком «ом» как талисман.

Мастер также рисует углы сосуда, на которых изображены животные с переплетенными шеями, такие как павлины, кобры, лебеди и змеи. Он также добавляет знаки зодиака, девять планет и двадцать семь звезд.

Таким образом, создание глиняного сосуда — это тщательный и многопроцессный процесс, требующий мастерства и внимания к деталям. Мастер использует различные техники, чтобы достичь гладкой и красиво украшенной поверхности сосуда.

Развитие гончарного искусства

Гончарное искусство на Шри Ланке имеет долгую и богатую историю. Оно передается из поколения в поколение и является одним из наиболее распространенных видов ремесел на острове.

Одним из ключевых элементов гончарного процесса является выбор и подготовка материалов. Гончар использует краску гуругала, чтобы создать красивый красный цвет, и макулу, чтобы добавить белый цвет. Он тщательно смешивает эти краски на воде, создавая густой раствор.

Далее гончар смешивает полученный раствор с необходимым количеством масла, чтобы краски блестели. После этого он выставляет горшки на солнце для полной просушки.

Окончательный этап процесса — обжигание изделий в специальной печи. Гончар разжигает огонь, поддерживает его в течение нескольких дней, пока горшки полностью не обжегутся. Затем он вынимает дрова и гасит пламя, оставляя изделия на несколько дней для остывания.

Гончарство на Шри Ланке передается из поколения в поколение, и весь производственный опыт гончара заключен в этом процессе. Гончарство считается не только ремеслом, но и искусством, которое тонко опоэтизировано и передает красоту и уникальность каждого изделия.

Текстильное искусство

Ткачество, вышивка и плетение циновок также являются распространенными видами ремесел на Шри Ланке. Они имеют древнюю историю и широко распространены по всему острову.

Среди сингалов существовали две группы ткачей. Салагамайо были мастерами из Южной Индии, которые создавали тонкие и парчовые ткани. Беравайо же были местными ткачами, которые также занимались музыкой и астрологией.

История ткачества на Шри Ланке связана с легендарным царем Виджаябаху III, который в XIII веке отправил гонца в Южную Индию, чтобы привезти хороших мастеров. В результате восемь ткачей основали свои поселения на острове и возродили тонкое ткачество.

Впоследствии потомки этих ткачей оказались в немилости правителей Канди и были вынуждены переселиться на юго-западное побережье. Там они занимались не только ткачеством, но и разведением корицы на царских землях.

Ткачество на Шри Ланке имело сложное положение при португальском и голландском господстве, но продолжало развиваться и сохранять свою уникальность.

Исследование текстильного производства на Шри Ланке

Позднесредневековое сочинение «Джанавамса» сообщает о многократном ввозе на Шри Ланка индийских ткачей. Местное производство фактически исчезало, и его приходилось постоянно поддерживать иммиграцией мастеров из Южной Индии.

В период английского владычества народное текстильное производство пришло в упадок. Перед получением Шри Ланка независимости, как пишет А.К. Кумарасвами, ткачество из домашней хлопковой пряжи, ранее распространенное во всех кандийских провинциях, сохранилось только в Талагуне, Уда Думбаре и местами около Велласы в Уве.

Каста местных ткачей-сингалов издревле выделывала простые хлопковые ткани, которые производились вплоть до начала XX в. Особенно славились деревенские ткачи района Канди. На их продукцию не оказывали влияния изменения придворных мод и искусство прибывавших сюда южноиндийских ткачей.

Местная, как и индийская, национальная одежда, как правило, не шьется портными из различных кусков тканей, ее части ткутся в готовом виде, и поэтому они должны выходить со станка разных форм и размеров. Так изготовляются полотенца и салфетки (индул када), носильные ткани для мужчин (туппоти), для женщин (пада, хела), мужские фартуки (дийя каччи), головные платки или шали (ленсу, ура мала), кушаки (пати), одеяла и простыни (етирили), ковры (парамадана), чехлы для глиняных кувшинов (гахони) и наволочки и т. п. Белые, синие или красные ткани без рисунка выделывали для одежды монахов, головных уборов, наволочек, мешочков для бетеля и т. д. Тонких муслинов эти деревенские ткачи никогда не изготовляли.

Узоры были преимущественно геометрического характера или в виде сильно стилизованных форм животных, змей, птиц, фигуры которых были собраны в строго декоративных композициях.

Геометризованные формы бывают не безличны: они обычно изображают растения и цветы, завитки из цветочных чашечек и т. д.

Вышивки, как и ткани, делились на ограниченное в масштабах производство (шедшее для двора и знати) с декоративными мотивами индийского происхождения и на собственно местное, сингальское производство.

Профессиональных портных (ханнали) было мало, они обслуживали царя и его двор роскошными вышивками; для буддийских и индуистских храмов они изготовляли священные одеяния, занавесы, храмовые знамена и т. п., участвовали в украшении колесниц для священных процессий. Для богатых светских землевладельцев они делали парчовые куртки, вышитые золотом четырехугольные шляпы (топпийя), вышивали кофты для их семей. Дорогой материал для таких изделий был большей частью привозным из Индии, например красный фетр, бархат, блестки и мишура, парча для курток, золотая нить для вышивки шляп и церемониальных опахал.

Одно из них, происходящее из Маха Девале в Канди, -, сделано из красного бархата, с вышивкой золотой и серебряной нитью, с аппликацией из зеленого бархата; орнамент в виде геометризованных растительных форм, в центре розетка, лицевая сторона из синего бархата, на котором вышиты солнце, луна и звезды.

Сумочка для бетеля (8) вышивалась эффектно и разнообразно, чаще всего растительными и цветочными мотивами, всегда с богато орнаментированной бордюрной полосой. Одна из таких сумочек, хранящаяся в Музее Коломбо, вышита особенно изящно и тонко. В центре розетка с четырьмя острыми листьями, между которыми мелкие цветочки на тончайших стебельках и фигурки птичек. Между центральной розеткой и круговым бордюром, вышитым тонкими растительными извивами с цветочками, также помещены фигурки птиц.

Немаловажное хозяйственно-бытовое значение имеют циновки (думбара), которые ткутся ткачами низшей касты — кинарай[7;65] Волокно изготовляется из конопли. Часть волокна оставляется натурального белого цвета, остальное красится в черный, желтый или красный цвета.

Нити основы прядутся, как хлопок, на веретене; для утка берутся готовые натуральные волокна конопли, длиною в поперечник циновки. Ткацкий станок горизонтальный, похожий на хлопкоткацкий, но более примитивный. Циновки ткутся также из травы и называются «педуру». Главной краской для них служит па-танги, дающая прекрасный оттенок красного цвета.

Исследование изображений на циновках и масках в искусстве Индии и Шри Ланки

Изображения на циновках в искусстве Индии являются массивными, геометризованными и монументальными по своей форме и композиции. Они идеально подходят для декоративного оформления циновок, которые неразрывно связаны с помещением и архитектурой.

В собрании А. К. Кумарасвами находятся два интересных образца циновок. На одной из них в центральном квадрате, разделенном на девять прямоугольных секций, изображены слон и нага (кобра) с раздутым капюшоном. В верхнем и нижнем рядах прямоугольников находятся лани и птицы. Художественно выверенная композиция фигур создает эффект разнообразия и предотвращает однообразность.

От центрального квадрата с фигурами идут поперечные полосы, орнаментированные зигзагообразными линиями. Далее следуют три широкие полосы и ряд узеньких, что создает зрительный эффект.

На другой циновке общая композиция аналогична предыдущей. В центре находятся две птицы, а по бокам — наги. Выше и ниже расположены пояски с рыбками и птичками. Все фигуры направлены в разные стороны, что создает декоративный эффект.

Теперь обратимся к такому своеобразному и яркому искусству Шри Ланки, как маски. Они давно были популярны в стране и использовались в народной драме и танцах. Маски играли важную роль в драматическом представлении «колам» и демонических танцах «товил». Хотя символическое и религиозное значение танцев сейчас утрачено, маски остаются привлекательным зрелищем для населения, особенно в деревнях.

Резчики масок из дерева далеко не всегда преследовали чисто художественные цели, и многие маски имеют лишь специфически символическое значение. Но целый ряд их может считаться подлинными произведениями народного искусства благодаря своей внешней выразительности. Велико и их этнографическое значение.

Наиболее интересные в художественном отношении маски применяются при танце «рассая» в прелюдии к представлению «колам». Там фигурируют весьма фантастические и чудовищные с виду маски, изображающие полубожественные существа. Гораздо реалистичнее многочисленные маски танца «санния», применяемые в представлении «товил». Они как бы воспроизводят карикатурные изображения людей.

Очень своеобразна, например, маска старика барабанщика с большой густой бородой и глубоко изборожденным морщинами, старчески выразительным лицом, хотя вытаращенные глаза и ощеренный рот придают ему особую гротескность (9) Сосредоточенное, но лукавое выражение лица с утонченной складкой губ у мудали — высокого правительственного чиновника.

У раджи лицо с красивыми черными усиками и корона в виде сложного сооружения в три раза выше размера головы; по сторонам лица — морды двух фантастических макара (10).

У бисавы (королевы) красивое лицо с изящной складкой губ, глаза широко открыты, как бы в удивлении. Величественная корона запоминается своим растительным и цветочным мотивом. От нее спускаются по обе стороны подвески на «жемчужной» ткани, на фоне которой лик королевы выглядит особенно торжественно.

Интересно и лицо негритянки с пышно волнистыми волосами прически, ниспадающей позади ушей до уровня подбородка. Она смеется во весь рот, показывая ряды блестящих зубов. Надо отметить, что эта деталь применяется для шаржирования персонажей невысокого общественного ранга: у них обычно страшно выдаются ненормально огромные, искаженно растущие или редкие зубы. У негритянки же, которую художник явно старался показать, привлекательной, зубы ровные и красивые. Если зубы совсем не показаны у высших лиц, у королевской четы, у мудали, у деревенского старосты и полицейского, то у ростовщика (хеттийя) искаженное лицо, кривой нос, маленькие хищные глазки и два больших зуба в полуоткрытом рту. У прачки (мужчины) выкаченные огромные глаза, широкий нос, язык высунут между рядами больших плотно поставленных зубов. Еще более шаржирован его помощник с приплюснутым плоским носом и выдвинутым далеко вперед верхним рядом зубов.

Маски танца «санния»(10) очень экспрессивны, в них много творческой фантазии, но они выглядят гораздо более натуралистично.

Описанные изделия художественного ремесла относятся к концу колониальной эпохи, когда ремесла переживали упадок, и художественный и производственный. Но эта отрасль народной культуры, к счастью, не погибла: почти все виды художественных изделий, хотя и в малых количествах, продолжали создаваться, сохраняя свои национальные особенности.

Возросший после достижения Индией независимости интерес к местной национальной культуре, всесторонняя помощь со стороны правительства художественным ремеслам способствовали их новому развитию, а некоторые виды художественных производств буквально заново возродились.

Появились новые виды изделий, в частности чисто декоративного характера, тогда как в древности все художественное производство имело только практическое назначение. Появилась керамика, изготовляемая на основе древних традиций, стала изготовляться декоративная скульптура, например деревянная скульптура из ценных горных древесных пород, декоративные настенные подносы, чеканенные из латуни и других металлов, которые воспроизводят с большим искусством знаменитые древние «Лунные камни».

Возрождая народные художественные ремесла, сингальское и тамильское население острова сохраняет и развивает свои национальные традиции; свой творческий талант и мастерство.

ГлаваIII. Современное искусство Индии

.1 Индийское современное искусство

В Индии в последние годы увеличивается интерес к искусству современных художников. Некоторые пространства галерей и выставочных залов специально перестраиваются, чтобы можно было показать крупные инсталляции, сложные проекты видеоарта или мультимедийные инсталляции. 3 характерных примера в Дели — галерея «Пространство», Вадехра арт-галерея, Талвар-галерея, которую многие считают лучшей галереей современного искусства, недавно открыла второй филиал, чтобы демонстрировать сложные арт проекты и ещё филиал в Калькутте.

Помимо аукционов, вернисажей, в южном районе Дели возник Центр KHOY с мастерскими для художников. Это единственная институция в стране, где разрабатывались проекты, программы для художников. В справочно-информационном зале имеются каталоги разных выставок и подшивки статей про современных индийских художников. Пуджа Суд, энергичный директор-основатель Центра KHOY, борется за то, чтобы Центр мог полноценно функционировать: «Правительство отказалось поддерживать современное искусство» — сказала она. Только частный сектор оказывает помощь подобным институциям и новому искусству. Однако в художественных кругах Индии сегодня царит разочарование и фрустрация. Никхил Чопра, молодой перформансист из Мумбаи, говорит: «Я не могу поверить, что в стране с более миллиардным числом жителей, имеется не более 10 примитивных художественных школ, нет музея современного искусства, нет реального финансирования, нет группы хорошо подготовленных кураторов по современному искусству, нет арткритики в периодической печати.[17] И существует лишь один серьёзный журнал по искусству («Искусство Индии»), мало крупных коллекционеров современного искусства. Другими словами, в стране нет настоящей инфраструктуры в сфере современного искусства».

И всё же появляются признаки улучшения ситуации. В Калькутте собираются строить музей современного искусства. В 2008 году здесь открылся Фонд Деви-арт по инициативе крупного молодого коллекционера Акунама Поддара для демонстрации его коллекции работ современных художников, организации выставок, лекций и конференций. В Университете имени Джавахарлара Неру в Дели появилась Школа искусств и эстетики с очень сложной программой по истории искусства и исследованиями в сфере культуры.

Лишь в последние годы художники Индии получили возможность выставляться вместе со своими европейскими и американскими коллегами. А те, кто не выезжают за границу, через интернет могут увидеть всё, что пожелают и найти свою идентичность на текущей глобальной художественной арене. И в их искусстве больше не прослеживается «исключительное проявление индийского духа» ни по сюжету, ни по стилю. Тем не менее, многие индийские художники, по их утверждениям, противостоят глобалистским вкусам. «Мы путешествуем, становимся всё более информированными и это дает нам полезнее для творчества знания» — говорит Субодх Гупта. — «Но в моих произведениях эти стальные горшки, кастрюли, кухонные приборы появляются из моего детства в среде низшей прослойки среднего класса, возникают из воспоминаний о семье и ритуалов, связанных с едой».

Однако не все так честно относятся к своему труду. Главный редактор журнала «Искусство Индии» Абхей Сардесаи говорит, что многие современные индийские художники либо слишком зацикливаются на местном контексте, либо чрезмерно акцентируют глобалистские теденции, в зависимости от вкусов заказчиков, эксплуатируя привычные символы индийской культуры так, чтобы, извлекая, утрируя местный контекст, сотворить нечто зрелищное для потребителей Запада.

Гайятри Синха, критик и куратор из Дели, считает, что в большей степени, чем какой-то иной источник влияния, политика южного континента формирует контекст, где сотворяется индийское искусство сегодня. Самый выдающийся живописц Индии Хуссейн своё 95-летие в 2010 году отмечал в изгнании, вынужденный покинуть родину из-за угроз и покушений на его жизнь индуистских фундаменталистов. Его обвиняют в том, что на своих картинах он изображал богов и богинь обнажёнными.

И всё же, эти трения в некоторых случаях могут стать источником мощного творческого вдохновения. «Это крайне нетерпимое, крайне расистское общество» — сказал Канвар в интервью. — «Индийских художников показывают по всему миру. И каждый день они решают, как будут вести себя по отношению к обществу, вступать ли с ним в противостояние, сохранять ли критический настрой или делать работы для рынка».[24]

Но в настоящий момент мир искусства Индии переписывает последнюю страницу своей истории в яростном темпе.

.2 Проблемы искусства Индии с точки зрения западной критики

. Сохранение памяти о живописи как единственной альтернативы индийского искусства, соответствующей универсальным ценностям в совокупности с традицией идентифицировать себя как уникальная нация. Эта схема неприемлема для художников-гибридов, эмигрантов, интегрированных в иной общественный и художественный дискурс. Весьма проблематично и использование этой схемы для размышления об элементах западного искусства, которые индийские художники стремятся ассимилировать в своем искусстве, потому что создаваемые такими авторами образы невозможно сравнивать с творениями местных художников.

. Сакрализация, демонизация и другие опасности, угрожающие современному индийскому искусству. Связь с Европой и США возможна при условии, если произведения индийских художников продаются. А продается то, что разрушает исконные национальные традиции. В произведениях для продажи коллекционерам Запада должна отсутствовать двойственность, то, что требует сложной интерпретации, т. е. авторы должны отказаться и от традиций национальной культуры, и от всех тенденций, приходящих извне. В результате возникает опасность оценивать произведения, творчество индийских художников, отрицая индивидуальность творца.

. Параллельные дискурсы. С одной стороны, деятельность индийского художника на Западе предполагает сотворение миров, яростно противостоящих друг другу. И тогда мы сталкиваемся с высоким авангардом, с художниками, которые, осознавая себя индийцами, способны вступить в достойный диалог с универсальной системой современного искусства. Таковы Анниш Капур, Хуссейн и Соуза. С другой стороны, все остальные — провинциальные индийские художники, непонятые, погружены в свою реальность. И никаких пересечений здесь быть не может. Разумеется, западные кураторы и коллекционеры предпочитают иметь дело с первыми.[19] Ремесленничество, обращение к чисто местной системе образности, кичевые поделки, искусство женщин, небольшие галереи — утрачивают свое значение среди грандиозных, хорошо раскрученных западных моделей и как правило обречены на забвение.

. Путь мучительных поисков. Западные критики говорят о единой, универсальной, социальной, экономической, технологической и культурной модели развития, установленной странами Запада. Реальная ситуация складывается так, что современное индийское искусство не может отказаться от актуальности, и его нельзя свести к следованию западной модели. Его сила в множественности видов художественного самовыражения и точек зрения. Здесь мы сталкиваемся с очень сложной ситуацией, когда расцветают тысячи школ. Богатство и разнообразие школ, представителей современного индийского искусства делает невозможной любую поляризацию критического дискурса, основанного на неточных терминах: традиция и современность.

3.3 Восприятие современного Индийского искусства на Западе

Процесс открытия индийского экспериментального искусства на Западе в последнее десятилетие как в зеркале отражает этап поразительного изменения на художественной сцене Индии, что выразилось в увеличении продаж и появлении индийских художников в главных международных культурных центрах.[4;3]

Как никогда в искусстве Индии сегодня ощущается проникновение элементов западного искусства. Может ли сегодня бывший колониальный потенциал Запада возродиться и установить новую зависимость, на сей раз культурную, по отношению к старым колониям? Каково значение приятия современного индийского искусства в Европе? Не существует ли пути для сопротивления новой зависимости от стран Запада?

Сегодня индийское искусство считается одним из самых перспективных проявлений актуальной культуры. В качестве примера можно привести десятки выставок, проектов, журналов, событий, в которые вовлечены индийские художники и скульпторы в крупных центрах Запада: США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Италии, Испании. Произведения современных индийских художников представлены в крупных частных и музейных коллекциях Запада.

В последние 20 лет иностранные покупатели проявляют всё больший интерес к произведениям индийских художников. С 2002 года цены на них даже возросли в 2-3 раза. Произведения самых продаваемых современных художников — Атула Додийи и Субодха Гупты — уходят с торгов за сотни тысяч долларов. А аукционные цены на картины выдающихся индийских модернистов — Хуссейна, Ф.Н. Соузы — уже преодолели планку в 1 млн долларов. В 2010 году стальная зеркальная скульптура Аниша Капура на аукционе Кристи ушла с торгов за рекордную сумму в 1,4 млн. долларов. Живущий в Нью-Йорке бизнесмен уплатил 1,6 млн. долларов за картину Тьиба Мехты «Махисасура» про индуистского демона, побежденного богиней Дурга.

Если раньше индийские художники завидовали успехам своих китайских коллег, то сегодня ситуация меняется. Руководитель отдела модернистского и современного искусства Индии в аукционном доме Кристи в Лондоне Ямини Мехта говорит, что бизнес индийского искусства наслаждается благоприятным моментом, но отсутствие институциональной поддержки остается большой проблемой. «В Индии не было государственной поддержки современного искусства, не выделялись средства на его развитие, как это было, например, в Китае», — говорит она. Китайские власти продвигали своих художников, чтобы компенсировать утрату креативности в визуальных искусствах во время «культурной революции» 1960-х годов. В отличие от китайского искусства, большую часть произведений индийских художников покупают индийцы.[9;26] «Большинство индийцев покупают работы местных художников, что является хорошим способом для начала собирательской деятельности. Но постепенно индийское искусство должно выходить за пределы своей страны для более широкого приема на Западе» — сказал Стефан Виммер из галереи Бек Эглинг в Германии.

И всё же сегодня Индия уже располагает механизмами для продвижения своих художников. В 1980-е годы инфраструктура рынка насчитывала двадцать галерей, в конце 1990-х — начале 2000-х их было уже двести сорок. Самая крупная галерея — Бодхи-арт, имеющая филиалы в Бомбее, Дели, Нью-Йорке и Сингапуре.

Известная индийская художница Има Сараф, которая 10 лет провела в Нью-Йорке, заявила: «Новые галереи в Нью-Йорке, подобные Бодхи-арт, обеспечили удобную платформу для знакомства с современным индийским искусством, наполненным вибрирующими цветами, смешанными эмоциями, богатой цветовой гаммой, экзотическими ландшафтами, что, по сравнению с искусством Запада, рождает более эмоциональные чувства».

О возрастаюшем интересе аукционных домов, коллекционеров, инвесторов к современному индийскому искусству свидетельствует и выставка «Империя наносит ответный удар» в галерее Чарльза Саатчи в Лондоне в феврале — марте 2010 года. Прославленный галерист, коллекционер, Саатчи начал собирать индийское искусство в 2008 году. Выставка, на которой было представлено сто произведений двадцати шести индийских художников, вызвала неоднозначную оценку у критиков. Эдриан Сирл из «Гардиан» отмечает, что на выставке было много работ слишком экзотичных для галереи, в которых художники обыгрывали их постколониальное отличие скорее как удачный трюк, нежели создавали глубокое и сущностное искусство.

Зеркало «глобализованной деревни» и земля глубоких экономических противоречий, кузница новых технологий и отсталая страна — такова реальность Индии в последние годы. И всё же в ней происходят большие изменения: появляется новая литература, новая мода, новая экономика и новое искусство.

Заключение

В курсовой работе, главной целью для меня стало доказательство многообразия декоративно-прикладного искусства в Индии и его главенствующее положение в определении характеристики культуры Индии.

Для выполнения данной курсовой мне стало необходимо изучить соответствующую литературу и некоторые электронные ресурсы. Также мне необходимо было проследить развитие культуры Индии до современности.

Так же я посчитала нужным, изучить критику современных искусствоведов в адрес нынешнего искусства Индии.

Я считаю, что я в полной мере выполнила поставленную перед собою цель.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/shedevryi-indiyskoy-dekorativnoy-plastiki/

1.»Современный Цейлон»:, М., 2000.

. Семена Е.С., История буддизма на Цейлоне/Е.С. Семена, М., 2007.

3.Ananda K. Coomaraswamy, Мediaeval Singhalese Art/ K. Ananda, London, 2004.

.Ananda K. Coomaraswamy, History of Indian and Indonesian Art/ K. Ananda, London, 2010.

. Smith V. A., A History of Fine Art in India and Ceylon,/V.A. Smith, 2 еd, Охford, 2004.

. Marcus Fernando W. R., Ancient City of Anuradhapura,/ W.R. Marcus Fernando, Colombo, 2000.

. Wijesekera N. D., Early Singhalese Sculpture/ N. D. Wijesekera, Colombo, 2007.

. Mode H., Die Buddhistische Plastik aus Ceylon,/ H. Mode, Leipzig,, 2003. 9. Rowland B., The Evolution of the Buddha Image,/ B. Rowland, New York, 2008.

.#»justify»>.www.thefreelibrary.com/Famous+Indian+Contemporary+Artist+%3F+New+St

.www.21stcenturyindianart.com

.www.metmuseum.org/toah/hd/mind/hd_mind.htm

.www.content4reprint.com/views/spanish-1000774.htm

.www.aidanews.it/old_site/articoli.asp-IDArticolo=7871.htm

.www.siliconeer.com/past_issues/2009/april-2009/apr09-the-growing-value-of-i Brivio Giulia. India Arte Oggi.

.www.teknemedia..net/magazine_detail.html ?mld=3694

.#»justify»>.www.wired.com/beyond_the_beyond/2009/11/as-art-critics-face-sudden-planeta

.www.artsblog.it/post/4824/subodh-gupta-e-larte-dellassemblaggio

.www.shambhoo.com/2009/05/subodh-gupta-il-warhol-dellindia/

.www.luxury24.ilsole24ore.com/ArteCreativita/2009/12/subodh-gupta-libro-elec

.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.www.culturalindia.net/indian-art/painters/m-f-hussein.html

.www.iloveindia.com/indian-heroes/mf-husein.html

.www.nytimes.com/1998/06/16/arts-abroad-a-muslim-artist-and-hindu-imag

.http://topics.nytimes.com/top/reference/timestopics/people/h/mf_husain/index.html