Неизбежный переход к постмодернизму в культуре, а также к постиндустриальным формам цивилизации естественным образом связан с процессом переосмысления массивных пластов человеческой истории. А это неизбежно ведёт к расширению сознания, открытию новых его граней, неизбежности использования новых духовных «ресурсов» для обеспечения жизни общества. Едва ли можно отрицать, что важнейшей стороной данного процесса является определённое движение в сторону консерватизма, возобновления культурной традиции прошлого, а также консерватизма, а в некоторых случаях и фундаментализма.
Актуальность данного исследования состоит в том, что вторая, или как вариант, вторичная жизнь традиции, социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход, повышают роль исторической народной культуры, прежде всего художественной, в новых обстоятельствах, когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном, социальном, политическом, экономическом, этнонациональном, религиозном.
Занимающие господствующее положение универсально-рациональные модели классического периода модернизации дополняются и частично оттесняются в сознании и деятельности индивидов и общностей иными культурными стереотипами, а вернее архетипами. Эти архетипы проникают во многие сферы жизни и заключают в себе большой объем традиционного культурного и социального опыта, который был отвергнут на предыдущем этапе, но теперь приобретает новые смыслы, социокультурные связи и перспективы. Эти тенденции определяют особую важность анализа развития народной культуры в современной ситуации и в современных ее модификациях.
Объектом исследования служит современное развитие народной художественной культуры в ее традиционных и современных проявлениях.
В качестве предмета исследования выступают:
- Традиционно-историческая культура и субкультура в современной среде.
Современные бытовые культурные тексты.
Промежуточные формы культуры.
Цель исследования заключается в выявлении и изучении основных современных тенденций народной художественной культуры.
Глава 1. Народная художественная культура в современных условиях
Роль средств массовой информации в становлении и развитии культуры ...
... задачи. Задачи курсовой работы: Проследить становление СМИ в обществе; Выявить место, цели и роль СМИ в условиях современной культурно-досуговой деятельности; Установить сущностные характеристики СМИ в культурно-досуговой деятельности. Предметом исследования Глава 1. Значение СМИ в ... заметим только, что цензура и художественные достоинства произведений культуры вообще связаны слабо и не так, как ...
Исходя из поставленной цели, в данной главе будет рассмотрена народная художественная культура в современных условиях, выявлены её устойчивые черты, структура и динамика развития.
Для достижения данной цели необходимо определить основные понятия и термины, связанные с народной художественной культурой. Также будет проведен анализ ценностно-нормативных систем, идей, целей, представлений и знаний, которые воплощаются в народной художественной культуре.
Основными методами исследования будут использованы культурологический метод и анализ различных способов знаково-символического и предметно-материального воплощения ценностей и представлений в народной художественной культуре.
Структура главы будет следующей:
- Описание народной художественной культуры в современных условиях
- Устойчивые черты народной художественной культуры
- Структура и динамика развития народной художественной культуры
В данном разделе будет рассмотрена сущность народной художественной культуры, её основные черты и особенности в современном контексте. Будут выделены основные направления и формы выражения народной художественной культуры, а также приведены примеры современных проявлений.
В этом разделе будет проанализированы устойчивые черты народной художественной культуры, которые сохраняются в современных условиях. Будет рассмотрено влияние традиционной культуры на современные выражения и формы народного искусства.
В данном разделе будет проведен анализ структуры народной художественной культуры и её динамики развития в современных условиях. Будут выделены основные факторы, влияющие на изменение народной художественной культуры, а также рассмотрены новые тенденции и направления развития.
Религиозные, социально-утопические, правовые, нравственные, педагогические воззрения находят своё отражение в народной художественной культуре, и эта связь художественного творчества со остальной культурной деятельностью неразрывна и органична — часто невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура является результатом синтеза других видов народной культуры.
Их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа является интегрирующей. Сама суть народной художественной культуры состоит в совокупности художественных и эстетических ценностей и идеалов, появившихся и укоренившихся в той или иной этнической общности.
Народную художественную культуру во всех ее проявлениях следует рассмотреть в контексте современных культурных процессов, так как именно это может позволить увидеть, как элементы традиционных культур разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство.
Как отдельные элементы, как и целые направления культуры недавнего и уже достаточно далёкого прошлого могут входить в сферу актуальной культуры, ровно как и оставаться на её переферии, но, тем не менее, ясно видна важность и необходимость их анализа как артефактов культуры в её современном состоянии, а не только как достояния истории.
Методика использования инновационных технологий в преподавании ...
... является преподавание мировой художественной культуры в средней школе. Цель данной работы заключается в выявлении роли педагогических инновационных технологий в преподавании мировой художественной культуры в средней ... последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности." Данное определение подразумевает, что педагогическая технология – это ...
Следует сразу оговориться, что народная культура, в прошлом бывшая достаточно прочно укорененной, сейчас выглядит размытой, проницаемой для самых разных направлений современной крайне многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания.
Объективным является процесс усложнения социальных структур, что неизбежно ведёт к расслоению культуры. В прошлое уходит ситуация, когда практически все общество ориентировалось на единые образцы и критерии.
На исходе XX в. представления о культуре как о совокупности высших ценностей, осознаваемых в качестве абсолютных, универсальных, вневременных, подвергаются серьезным испытаниям.
1.1 Устойчивые черты народной художественной культуры
Учитывая факт неизбежной трансформации, синкретичный характер народной художественной культуры, её стремление к ассимиляции и синтезу, возникает необходимость выделить устойчивые черты, для того, чтобы на основе динамики их развития в дальнейшем проследить за современными тенденциями развития, как отдельных частей, так и в целом самого комплекса элементов народной художественной культуры.
Для всех элементов народной художественной культуры характерна традиционность, а также преемственность и устойчивость художественных традиций.
Народный коллектив, этнос отбирает и совершенствует существующие объекты культуры. Из этого следует другая устойчивая черта — коллективность, народность, а значит и анонимность авторов. Неразрывны в контексте народной художественной культуры также творчество и исполнение.
Народная культура является выражением национальной характера, этнической психологии народа, менталитета в самых его фундаментальных проявлениях.
Но, в то же время, наравне с наличием чётких различий в самом содержании элементов одной культуры, имеются и общие архетипичные сюжеты, прослеживающиеся во всех культурах мира. Примером может служить миф о большом потопе, характерный как для народов, принадлежащих к христианской культуре, так и для народов Океании, как, впрочем, и для остальных народов мира.
Выраженность национальной психологии в народной художественной культуре, а также её архетипность обеспечивают её понятность всем эпохам и поколениям. Народная художественная культура отличается при этом не только особой внутренней целостностью, но и целостностью восприятия мира, являясь не только выражением, но и народным переживанием бытия и окружающей действительности.
Развитие народной художественной культуры
Народная художественная культура обладает специфической «природностью». Природа в самом широком её понимании выступает не отдельно, а в совокупности с субъектом культуры, обобщённо выраженная в глубинных архетипных мотивах.
Такое переживание природы тесно связано с национальными отношением к ней, детерминированным географическим ландшафтом. «Природность», таким образом, несёт в себе синтез природного и народного и оказывается главным источником эстетического переживания в народном искусстве.
Культура и традиции Болгарии
... жизнедеятельности человеческого общества, культура имеет свое предназначение. Традиция и культура Болгарии. Национальная культура складывается из ряда ... навыки для усвоения традиционных занятий, воинского искусства, воспитывают выносливость и терпение. Одежда, предметы ... шкалой ценностей национальной культуры. Болгары являются православными христианами, поэтому их народные традиции схожи со всеми ...
С одной стороны, народное художественное творчество как культурный текст (словесный, музыкальный, иконический, хореографический) — это стабильность, стереотипность, устойчивость, извечность, узнаваемость для всех членов общины, сообщества — носителей данной традиции.
Эти качества прослеживаются в круге идей, представлений, образов, сюжетов, мотивов, устойчивых словесных формул, приемов, в формах ритуализированного поведения и социального действия, составляющих в каждой культуре ее первооснову.
С другой стороны, фольклорный текст — это динамичность, вариативность, пластичность, лабильность, импровизационность в процессе адаптации к конкретной бытовой ситуации. Однако импровизация реализуется в рамках, заданных культурой и социальной ситуацией, связь с окружением максимальна.
Произведения народной художественной культуры не воспринимаются как изолированный от повседневности предмет, как раз наоборот, они встроены в повседневность, в бытовую деятельность человека, образуя одновременно и её предметную среду и встроенную в неё совокупность символов, являющихся эманацией внутреннего мира человека, его собственного миропонимания.
Историческая динамика развития народной художественной культуры
Народная художественная культура начинает своё формирование ещё на заре формирования этноса, в самом начале процесса этногенеза, более того, эти два процесса проистекают неразрывно.
Развитие народной художественной культуры в контексте формирования нации
В дальнейшем народная художественная культура продолжает формироваться в рамках происхождения нации, слияния её в единое целое, где культурной первоосновой будет оставаться миф. Это время определяется бытованием народной художественной культуры в качестве актуальной, она ежедневно востребована человеком, который является её основным носителем.
В случае смены доминирующего мифа происходит ассимиляция мифологических структур прежнего и наступающего мифов, и тогда следует говорить не столько о бытовании народной художественной культуры, а скорее о переходе её в статус традиции.
Сегодня некоторые исследователи полагают, что специфика народной художественной культуры состоит в том, что она существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня) и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В то же время, согласно другой точке зрения, народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной.
В итоге популярная художественная культура, выстраивая чёткую линию преемственности от фольклорных форм, продолжая своё бытование, описывает сегодняшние быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а традиционная фольклорная культура — его прошлое.
Легенды, сказки и другие жанры фольклора активно создавались в прошлом, сегодня же они существуют как историческое наследие. Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, вернее послужила её первоосновой, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.
Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания
... смысл воспитания. Проанализировать место народного художественного творчества в воспитании детей. Исследование элементов народного творчества, как форм образовательной работы. ГЛАВА I АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ 1.1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ... в богатую историю и культуру народа, развивает их творческие способности и эстетическое восприятие мира.Введение В народном обучении воспитание должно быть ...
Аудитория народной культуры — всегда большинство общества, и это является её определяющим моментом. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.
Глава 2. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России
Конкретные формы традиционных культур, как и социальные механизмы их трансмиссии, исторически носят преходящий характер. Целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа распадается на элементы, которые со временем теряют своё функционально-смысловое наполнение. Вместе с тем, общие идеи и ценности народной культуры остаются актуальными и переходят в область профессиональной деятельности специалистов разного профиля.
Однако затем они могут снова возвращаться в массовое сознание и в видоизмененном виде опять стать частью народной культуры. Этот процесс в значительной мере происходит в настоящее время. В России, как и в других странах, становится заметной активизация интереса к традиционным культурам, включая их ранние формы.
Подобная трансформация связана в первую очередь с общей динамикой развития общества и его культуры, приведшей к утрате традиционными культурами своей универсальной роли в новых условиях.
По мере появления национальных государственных образований, укрупнения и укрепления социальных структур, явным становится процесс обретения ими своего, общенационального варианта языка и культуры, в то время как регионально-этнические культурные традиции, игравшие до этого значительную роль, отступают на второй план, занимая более не центральное положение.
Прежним традициям отводится сфера повседневности, сфера бытового общения, они сохраняются как историческая память рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям.
Параллельно, помимо традиционных механизмов прямого наследования, формируются опосредованные способы передачи культуры, фиксации и закрепления культурного текста в качестве канонического образца, а также введения его в социальное обращение.
Возникают и множатся как технические средства, обслуживающие этот процесс и влияющие на него, так и самые разные социальные технологии обучения, трансляции, социализации; образуются соответствующие социальные институты, сеть организаций разного уровня формализации.
Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами. В такой ситуации происходит неизбежная потеря фольклором свое исконной универсальности, и как следствие он начинает взаимодействовать с современными субкультурами, в результате чего, такой симбиоз образует вторичные формы народной культуры, а так же позволяет фольклору приобрести роль культурного наследия.
Народные ремесла и промыслы России и Донского края
... в современной культуре». Основная творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенного опытом многих поколений, сохраняет весь свой смысл в искусстве современных народных художественных промыслов. ...
В культуре нового времени весьма значительное место начинает занимать массовая культура, которую иногда сближают с народной, видя в ней проявление того же коллективно-бессознательного, внеличностного, анонимного начала, которое есть в фольклоре.
Вместе с тем, в современном индустриальном и постиндустриальном обществах, с высокоразвитыми информационными технологиями, специализацией всех областей деятельности продолжает существовать и внепрофессиональная культурная практика в синкретических формах.
Она живет своей жизнью параллельно со специальными, профессиональными областями в многоэтажном здании современной культуры. Уходят в прошлое классические формы народной культуры (например, эпические жанры фольклора разных народов), им на смену приходят всевозможные малые формы фольклора и постфольклора.
В прошлом традиционные формы народной художественной культуры являлись воплощением базовых жизненных ценностей, определявших основы социального бытия сообщества.
Актуализация прошлого в современной культуре
Вытеснение из жизни общества как пережитков прошлого многих элементов этнических культур отнюдь не нивелирует их значение в полной мере — они начинают играть иную роль как в полиморфном современном культурном пространстве, так и в жизни народов исконных носителей этих традиций. Отчасти это связано с актуализацией этнического и национального самосознания в последние десятилетия XX в.
Происходит скрещивание или смешение разных этнических традиций, перенос и вживление их в новую, неаутентичную социальную ткань, что дает естественный выход в область современной массовой культуры, эксплуатирующей и синтезирующей любой культурный материал.
Наметился даже своеобразный параллелизм и одновременно противостояние традиционно-народного и профессионального, специализированного подходов к одним и тем же сторонам жизни и способам отношения к ним (истолкование, сохранение, практическое использование, преобразование и др.).
Аналитический, сциентистский подход, выработанный в европейской культуре, предполагает дифференциацию множества областей знания, технологий, их обоснование и методологическое обеспечение. Такой подход, безусловно, противостоит синтетическому, по преимуществу интуитивно-чувственному, заложенному издревле в основе синкретической традиционной культуры.
Вместе с тем, несмотря на типологические различия культур разных эпох и традиций, можно говорить об очевидной тенденции актуализации прошлого в самых разных формах.
Традиционно-историческая культура в современности
Предметно-материальный мир традиционной народной культуры продолжает жить в условиях современности. Он обширен, многообразен, но в значительной части носит иной, чем прежде, характер, заметно отличаясь от старого, что абсолютно логично, так как мировоззрение и быт населения достаточно скоротечно изменились и продолжают трансформироваться ускоряя темп.
Таким образом, можно сделать вывод, что прошлое в современном мире не исчезает, а превращается в новые формы существования, которые активно влияют на современную культуру и продолжают развиваться вместе с ней.
Данный процесс развивается неравномерно и зависит от этнической гомогенности населения, социальной дифференциации, культурных, природно-географических и социально-экономических условий, а также от степени ориентации на традиции прошлого.
Экономика культуры и коммерциализация жизни
... культуры, поскольку речь идет об устройстве обменов, при этом культурный обмен оказывается связанным логикой обмена с коммерческим: «Стратегии валоризации и коммерциализации ... «в реальности» похожим на традиционные образцы. Реди-мейды всегда кажутся ... — 24). Именно из него следует проблема для современного положения вещей — в ... хорошо известных объектов повседневной жизни у Дюшана было лишь призвано ...
Искусствовед М.А. Некрасова выделяет четыре формы современного существования народного традиционного искусства в настоящее время. Эти формы сформировались еще в прошлом, но получили окончательное оформление в России к середине XX века.
Они характеризуются общностью школ, традиций, художественных систем, художественного языка в целом и локальных особенностей творчества — всего того, что важно для функционирования народного декоративно-прикладного искусства. Эта классификация помогает сформировать представления о современных формах народного искусства.
Первая форма относится к народному прикладному творчеству в рамках своего аутентичного, традиционного бытования, так как этот этнографический региональный уклад стал его причиной. Это творчество до сих пор существует в отдаленных, изолированных районах страны, которые из-за особых географических и экономических условий остались замкнутыми. К таким районам относятся Кавказ, Крайний Север и отдельные районы Дальнего Востока.
Вторая форма существования народного прикладного искусства представляет собой коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося в рамках местной художественной традиции.
Третья форма включает творчество отдельных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт и традицию.
Четвертая форма объединяет организованные мастерские, которые имеют свои помещения, необходимые средства, оборудование, кадры и план по производству изделий.
Не все выделенные формы существования народной художественной культуры являются аутентичными, народными. Только первая форма — этническая, и частично вторая форма могут считаться действительно традиционными. Менее всего такая характеристика относится к двум другим формам — художественному промыслу и производству.
Введение
В данном исследовании рассматривается взаимосвязь между крупными художественными промыслами и традиционной народной вещной культурой. Отмечается, что хотя эти промыслы примыкают к народной культуре и основаны на ее образцах, они представляют собой новую область деятельности.
В работе отмечается вторичное рождение и возрождение вещного мира, который приобретает новые формы существования в современной культуре. Этот процесс часто инициируется культурной политикой и подтверждается изменениями в составе носителей культуры и механизмах передачи традиции.
Таким образом, исследование приходит к выводу, что художественные промыслы, называемые народным искусством, на самом деле являются частью профессиональной специализированной культуры, а не народной культуры в традиционном понимании.
Художественные промыслы и традиционная народная культура
Художественные промыслы, такие как Городец, Палех, Мстера, Хохлома, Федоскино, Холуй, Жостово и другие, являются ценными художественными и эстетическими объектами не только для России, но и для всего мира.
План Значение народного искусства в жизни человека Основы изобразительной ...
... четверть. «Древние корни народного искусства» (8 часов) II четверть. «Связь времён в народном искусстве» (9 часов) III четверть. «Декор – человек, общество, время» (8 часов) IV четверть. «Декоративное искусство в современном мире» (9 ...
Однако не все эти промыслы являются прямыми преемниками традиционной народной художественной культуры. Они представляют собой новое явление, которое базируется на традиционной культуре, но имеет значительные отличия.
Заключение
В результате исследования можно сделать вывод о том, что крупные художественные промыслы являются новой областью деятельности, основанной на традиционной народной вещной культуре. Они представляют собой специализированную художественную деятельность, которая сохраняет образцы традиционной культуры и используется для выставок, подражания, заимствования, художественного экспериментирования и учебно-педагогической практики.
Многие культурологи сейчас высказывают мнение, что целостная система нормативно-ценностного жизнеобеспечения народа сейчас, в современных реалиях, дефрагментируется, распадается на составляющие, которые в свою очередь постепенно теряют свое функционально-смысловое содержание в контексте современной народной культуры.
Это означает, что мастер, именуемый народным или художником того или иного промысла, вправе развиваться согласно своему собственному органичному видению мира. Его не надо натаскивать на работу в народном ключе, переучивать, если он не обладает врожденным народным мировидением, а хочет быть профессиональным художником с широкой системой образных начал и структур. Наоборот, нужно беречь в мастере его самобытность, его врожденную народность, данную ему от природы.
В XX веке в культурном, социальном и историческом контексте произошли кардинальные трансформации, и они, как и любые другие, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Для укрепления традиций и их органического существования необходимо понимание того, что происходит сегодня на основе объективных законов.
Поэтому для изучения традиционной и современной народной художественной культуры необходимо понимание объективных законов. Стоит отметить, что состояние традиционной народной вещной культуры последней декады не изучено должным образом.
Несмотря на это и на определенные сложности, возникшие в научной среде, занимающейся изучением этих феноменов, можно заметить ряд закономерных перемен.
Одна из них — это появление рынка, на который изделия народных мастеров в некотором роде вновь обретают возможность вернуться к первоначальному своему состоянию — естественному пребыванию в социуме.
Если обратиться к истории, то можно заключить, что именно мелкотоварное производство составляло экономическую основу множества очагов народного промысла. Рыночная регуляция посредством спроса и конкуренция являлись главными регуляторами качества создаваемых изделий и повышения мастерства.
Развитие мелкотоварного производства в России
Однако говорить о возрождении в России мелкотоварного производства, очевидно, пока не приходится (отлаженная система «художественного производства», называемая художественными промыслами, продолжает существовать в рамках государства и остается под его контролем).
Подобное, уже устоявшееся в советский период состояние было еще раз подкреплено рядом законодательств — статей в Конституции, специальными указами и Положением о приоритете художественных промыслов как подлинно народных.
Русская музыкальная культура XVII века
... русской музыки, отмеченный появлением пятилинейной (киевской) нотации и многоголосия гармонического европейского типа. Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с западноевропейской музыкальной культурой, ... художественном творчестве, в музыкальной полемике. Партесная музыка ассоциировалась с западной, католической культурой. ... разрастается народное движение. ... XVII веке Музыкальная ...
Но уже сейчас художественное творчество подвергается новому осмыслению: возникает достаточное количество всевозможных проектов по развитию народного традиционного искусства — просветительского, рекламного, экономического, правового типа при поддержке различных фондов.
С возрождением рынка необходимо признать ослабление, уменьшение роли чиновников-управленцев, критиков и искусствоведов, до этого регулировавших состояние народного художественного искусства.
Можно наблюдать возрождение рукотворного творчества — ремесла среди всех слоёв населения. Зачастую, они воплощают традицию не всегда прямо, не всегда в исконном её виде, а скорее опосредованно — самостоятельно или же путём обучения у старых мастеров.
Нельзя не заметит саму положительную динамику процесса возрождения к жизни этого вида народной художественной культуры в более традиционном её понимании.
В этой связи нельзя не отметить появление всевозможных объединений, ассоциаций, центов и школ ремесел и т.д. Одни из них стремятся к пропаганде традиционных ремесел, вторые — к обучению на традиционной основе, понимая традиция по-своему, третьи объединяются для координации работы мастеров и продажи их произведений, четвертые занимаются организацией социально-бытовых условий и т.д.
Сегодня, обретя большую свободу, народные мастера традиционных промыслов могут входить в объединения, создавать новые, делать продукцию на выставки, на заказ, на рынок и т.д.
2. Современные бытовые культурные тексты
В прошлом весь жизненный уклад семьи, общины, общества, этноса был нормирован и регламентирован традиционной народной культурой.
Сейчас же современная неспециализированная культурная практика наоборот — частная сфера, следствие, неотъемлемая часть обыденной жизни общества, всех его слоёв и групп, она являет собой важный институт, хотя не только не регламентирует, но и не охватывает собой все сферы и группы.
Здесь формируется повседневный опыт, мир чувств, мир представлений, близких и понятных каждому человеку, иногда собственная система ценностей, верований, обычаев, стереотипов поведения, имеющих хождение в различных социальных средах, субкультурах. Это всё аккумулируется и находит своё отражение в различных текстах, которыми наполнена повседневность.
В незатейливых, часто наивных, шероховатых текстах, например, песнях, запечатлен огромный пласт человеческих судеб с их внутренними переживаниями и житейскими драмами. Это и песни-исповеди, песни-рассказы, песни-истории.
Введение
Бытовые песни и анекдоты играют важную роль в народной художественной культуре. Они являются своеобразным отражением повседневности и обыденности, пронизанных различными событиями и характерами. В данной статье мы рассмотрим особенности и значения таких текстов, их связь с литературой и фольклором, а также их влияние на современные субкультуры.
Тело исследования
Персонажи многих уличных, бытовых песен и анекдотов часто являются либо литературными персонажами, либо представителями различных маргинальных групп. Благородные ковбои, отважные моряки, пираты, беспризорники, уголовники, бродяги — все они создают своеобразное противопоставление обыденности. Герои этих текстов попадают в коллизии, где реальные события и вымысел переплетаются, что поэтизирует повседневную обыденную реальность.
Особенностью коротких анекдотов является верное отражение человеческих характеров и различных жизненных коллизий. Эти истории не ограничиваются только семейной или уличной тематикой, а затрагивают другие сферы жизни — политическую, моральную, нравственную, правовую. Однако, они отражаются не объективно, а через призму обыденного сознания.
Бытовые тексты имеют разнообразные истоки. Они уходят корнями как в специализированную культуру, профессиональное искусство, так и в традиционную фольклорную культуру прошлого. Кроме того, они находят отражение в различных современных субкультурах, сформировавшихся в разных социальных средах. Это приводит к смешению разнородных элементов в таких текстах.
Современная народная художественная культура, в своем бытовом проявлении, несмотря на современность семантики и интеграцию в нее элементов профессионального искусства и массовой культуры, все же имеет традиционную основу. Накопленный опыт повседневной жизни социальной общности закрепляется и передается из поколения в поколение в виде устойчивых форм и стереотипов, составляющих основу народной традиции.
Заключение
Бытовые песни и анекдоты являются важной частью народной художественной культуры. Они отражают повседневность и обыденность, пронизанные различными событиями и характерами. Эти тексты имеют разнообразные истоки и смешивают в себе элементы различных культур. Они поэтизируют обыденную реальность и передают накопленный опыт социальной общности. Бытовая народная культура является важным элементом нашей культурной идентичности.
Более того, многие из этих стереотипов, схематических конструкций, стилистических приёмов берут своё начало в традиционном фольклоре. Так же, они становятся общепринятыми или распространяются в социальных общностях разного масштаба.
Бытовые формы музыкального (песенного, инструментального), словесного и пр. творчества являются важным компонентом современной народной культуры. Они занимают свою, определенную нишу в жизни человека, группы, сообщества, общности, поскольку образуют особую, повседневную социокультурную среду, составляют наиболее близкое и понятное каждому человеку культурное пространство. Здесь в повседневной творческой практике он впитывает представления, идеи, знания, нормы, идентифицируется с ними.
Таким образом, на бытовом уровне происходит идентификация индивида с определённой общностью, группой, сообществом. В свою очередь бытовые формы творчества отражают особенности, состояние обыденного сознания определенной социальной среды в определенный исторический период.
Бытовой слой народной культуры в силу аккумулирования, синтезирования различных, разнородных частей, компонентов разных культурных пластов является достаточно мобильным, изменчивым, многослойным, многообразным, он синкретичен.
Достаточно просто отследить в бытовом творчестве влияние со стороны массовой культуры и профессионального искусства. Связи с классическим фольклором, напротив, глубоко скрыты. Но при более подробном, тщательном рассмотрении можно обнаружить традиционные фольклорные корни в бытовых текстах.
Механизмы функционирования данных текстов в повседневной жизни индивида, группы, сообщества имеют в значительной степени фольклорный характер.
Это означает, что передача культурной информации, ее сохранение осуществляются преимущественно в процессе непосредственного взаимодействия исполнителя — автора и слушателя, которые чаще всего принадлежат к одной социокультурной среде.
Введение
В современном обществе существует множество новых технических средств фиксации, распространения и тиражирования бытовых культурных текстов. Однако, следует отметить, что в процессе использования таких средств культурные тексты, включая авторские, часто присваиваются обществом или определенной социальной группой, теряя свое авторство и становясь анонимными.
Бытовые формы музыкального и словесного творчества имеют особую роль в повседневной жизни и выполняют важные функции. Они способствуют усвоению норм, ценностей, правил поведения, знаний и других аспектов народной культуры, что помогает в социализации и интеграции человека в сообщество.
Бытовой слой народной культуры
Бытовой слой народной культуры играет значительную роль в повседневной жизни людей. Он помогает человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе и развивает его самобытность. Бытовые формы культуры способствуют укреплению социальных связей, коммуникации и созданию условий для самореализации и самовыражения личности.
Промежуточная культура
Промежуточная культура представляет собой культурный пласт, находящийся между аутентичным фольклором и профессиональным, академическим искусством. Она является важным компонентом национальной культуры и имеет свою структуру и особенности.
Промежуточная культура, также известная как «пост-фольклор», «третья культура» или «примитив», синтезирует элементы традиционной культуры и аутентичного фольклора с достижениями культуры высших слоев общества и социальных элит.
В целом, промежуточная культура представляет собой нормативно-ценностную систему, которая совмещает различные аспекты культуры и способствует развитию культурного наследия.
Введение
Промежуточная культура является особым пластом культуры, который создается, функционирует и воспринимается на уровне обыденного сознания. В рамках промежуточной культуры оба полюса представлены фрагментарно, причем даже эти фрагменты подвергаются переработке для снятия противоречий между ними и соответствия позициям и образу жизни нового общественного слоя — среднего класса. Именно промежуточная культура становится средством самовыражения для этого класса.
В произведениях промежуточной культуры легко прослеживается влияние соседних сфер культуры — профессионального, массовой культуры и фольклора. В таких работах авторская индивидуальность почти не проявлена, зато художественный язык воплощает наиболее распространенные эстетические стереотипы определенного социокультурного слоя.
К примерам произведений промежуточной культуры в области изобразительного творчества относятся лубочная народная картинка, бытовой примитивный портрет, живописная вывеска, сценография фольклорного театра и декоративная роспись.
Сегодня промежуточная культура представлена различными объектами, такими как домашние поделки, произведения, которые можно встретить на уличных вернисажах и выставках-продажах. Особое место в этом культурном пласте занимает явление, известное как «наивное искусство».
Промежуточная культура возникает в эпоху масштабных социальных сдвигов, которые меняют структуру общества. Ее зарождение связано с поляризацией различий между социальной элитой и социальными «низами», городом и деревней, традиционным обществом и процессами модернизации.
Промежуточная культура, таким образом, во-первых, заполняет лакуну между двумя все более расходящимися культурными моделями — элитарной и «народной», и, во-вторых, становится способом воплощения культурных идеалов нового общественного слоя, зарождающегося на сломе традиционной биполярной социальной структуры.
В ходе исторического развития меняя конкретные формы воплощения и способы реализации, промежуточная культура, всё же сохранила свои структурные, морфологические и функциональные характеристики.
Сегодня эта культурная сфера в области декоративно-прикладного и изобразительного творчества представлена такими разнородными объектами, как всякого рода домашние поделки, произведения, которые можно встретить на уличных вернисажах и на большинстве выставок-продаж, непрофессиональный дизайн — от украшения салона автомобиля до оформления собственной «страницы» в «Интернете» и т.п.
Можно заключить, что одной из функций промежуточной культуры является репрезентация эстетических представлений значительной социальной общности, чьи взгляды не выражены ни аутентичным фольклором, ни профессиональным искусством.
Отметим, что речь идет прежде всего об эстетических взглядах этой социальной общности. «Элитарное» профессиональное искусство во главу угла ставит наличие у художника собственной концепции, своеобразие его мировоззрения. Традиционный фольклор насыщен глубокой семантикой, которая проявляется в каждом образе, в каждом мотиве. Однако уже в позднейшем фольклоре — конца прошлого века — заметны тенденции к убыванию смысла и возрастанию чисто декоративного начала.
Итогом этих процессов становится превалирование «жизнеподобности» изображения над обобщенностью, свойственной более символичным образам, а также несвойственная прежде фольклору чистая повествовательность. Так, фигура женщины в традиционном фольклоре — символ порождающего начала, всадник — это древний солярный символ, а дерево — Древо жизни. Образы, передающие эту глубокую семантику, отличаются обобщенностью, монументальностью, лаконичностью.
Однако постепенно они все более приближаются к реальной повседневной жизни, в них возрастает количество деталей, декоративных элементов. И, наконец, в наиболее поздних образцах народного творчества, а также в городской и мещанской культуре эти три символа компонуются в бытовую сценку — встреча всадника и девушки, очень популярная, особенно на рубеже веков «Встреча у колодца».
При этом персонажи, теряя глубинную символику, начинают воплощать некие идеальные представления о романтических отношениях, идиллии на фоне природы, а также распространенные представления о «красавцах» и «красавицах» — таким опосредованным образом воплощаются теперь мужское и женское начала.
Промежуточная культура не являясь ни традиционным фольклором, ни элитарным искусством, ни массовой культурой зачастую не признаётся многими искусствоведами, чего не скажешь о достаточно широкой социальной группы, чьи взгляды она отражает.
В действительности у этих произведений имеется своя аудитория, которая предпочитает их прочим произведениям, но так же, что крайне важно, принимает их за собственный фольклор. Дело в том, что здесь художник и зритель, по сути, принадлежат к одному социокультурному слою. Поэтому их восприятие различных культурных течений и традиций, способ их вживления в современную культуру и сосуществования с ней схожи между собой, но отличаются от позиций специалистов.
Произведения, создаваемые в рамках «промежуточной» культуры и бытующие в самой широкой среде, интересны именно потому, что они отражают, иллюстрируют и объективируют нормы и ценности, не находящие своего адекватного отражения в других областях культуры и распространенные в самых широких слоях населения, к которым и относятся и его авторы, и его публика
Бурные изменения, начавшиеся тогда еще в СССР с середины 1980-х гг., к концу 1980-х отчетливо проявились и в сфере промежуточной культуры. В сущности, именно тогда этот пласт культуры выплеснулся за границы индивидуального хобби и стал системообразующим.
С одной стороны, в условиях перелома общественного сознания промежуточная культура стала основным средством самооопределения и высказывания собственной позиции по самым животрепещущим вопросам прошлого и настоящего.
С другой стороны, зарубежная профессиональная массовая культура еще не заполонила рынок, а отечественная только начинала освобождаться от идеологичности.
Российские творцы массовой культуры сами еще учились реагировать на актуальные потребности народа и в этом смысле немногим отличались от обычных любителей.
В такой ситуации промежуточная культура выполняла функции профессиональной массовой и содержательно, и даже формально: афиши и вывески, календари и постеры нередко создавались людьми, не имеющими специального образования: вывески — самими же продавцами, календари — фотографами-любителями, а в роли моделей выступали чьи-то знакомые.
Необходимо добавить и еще одну составляющую промежуточной культуры той поры. Смена имиджа страны привлекла огромное внимание иностранных туристов к культуре России, в том числе и к ее историческим формам. С другой стороны, и в самом обществе возникла потребность переосмысления отечественной истории.
В ответ на эти общественные потребности в промежуточной культуре бурно расцвели всякого рода воспроизведения, имитации, «продолжения и развития» искусства народных промыслов, прежде всего, хорошо узнаваемых: Хохломы, Палеха и т.п. Причем образцы этого искусства как вторили классическим примерам, так и «осваивали» отечественную историю и современность.
Поэтому к концу 1980-х гг. во многих крупных городах России, прежде всего в туристических центрах, расцвело множество и уличных вернисажей, и галерей, и художественных салонов, где было представлено все многообразие изобразительного и декоративно-прикладного «промежуточничества». Однако уже тогда было ясно, что из всего этого массива промежуточной культуры предстоит выделиться двум основным направлениям: профессиональному — и любительскому.
В значительной своей части промежуточная культура будет вытеснена профессиональной массовой. Этот естественный процесс эволюции был ускорен и экономическими изменениями в стране. К середине 1990-х гг. ситуация в промежуточной культуре в целом устоялась.
Промежуточная культура возникла, чтобы заполнить расширяющийся провал между академической, профессиональной, элитарной культурой и фольклором. Способом заполнения этого культурного вакуума стало совмещение элементов различных культурных пластов и комплексов.
Другими словами, промежуточная культура — это такая культурная сфера, которая наиболее активно взаимодействует с соседними культурными пластами — фольклором, массовой культурой, «высоким» искусством, — оставаясь при этом в восприятии их на позициях все же обыденной культуры.
Эта сфера культуры действительно находится в промежутке — и между тремя вышеперечисленными пластами профессиональной культуры, и между специализированным, с одной стороны, и обыденным — с другой, уровнями культуры.
Таким образом, промежуточная культура оказалась посредником при диалоге отстоящих друг от друга социокультурных слоев. Одновременно она же стала языком, на котором возникающие сословия, культурные общности и группы заявляли о себе и формулировали собственную социальную и культурную идентичность.
Промежуточная культура отражает существующие нормы и ценности, идеалы и стереотипы современной народной культуры, а также степень усвоения и формы восприятия ею иных пластов культуры и иных субкультур.
Именно этот культурный пласт, будучи слоем наиболее активных контактов современной народной культуры с другими областями культуры и других субкультур, отбирает наиболее интересное и значительное (с точки зрения народной культуры), стереотипизирует и обобщает полученный материал и представляет его публике в удобочитаемой и удобопонятной форме.
Она как бы картографирует современный культурный ландшафт таким образом, что каждый может найти и свое место, и соседей, и совсем неизвестные края, помогая таким образом без особых усилий сориентироваться в нынешней культурной многослойности и разнообразии.
В таком обобщённом виде и отдельные элементы, и сущностные черты различных субкультур поддаются не только прочтению, но и «применению». Каждый может примерить их на себя, а затем или отказаться от них, или войти в них глубже, или тем или иным способом по своему усмотрению совместить их с элементами или сущностными чертами своей собственной или любой другой известной ему культуры.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что народная художественная культура, как в России, так и во всём мире переживает своеобразный ренессанс.
Различные факторы привели к тому, что народная художественная культура вновь возрождается. Но нельзя не отметить некоторые отступления от традиционного её вида.
В некоторых случаях народная художественная культура предстаёт с первого взгляда в том же, привычном, традиционном виде, но при дальнейшем изучении новоявленных феноменов культуры, исследователи отмечают, изменение внутреннего посыла и содержания, при сохранении формы. Значительно меняются функции и носители, а подчас и бытования предметов народной художественной культуры.
В другом случае, несмотря на то, что внешне современные виды народной художественной культуры трудно отождествлять с их традиционными видами, от которых они ведут преемство, при подробном их рассмотрении становятся явными схожесть функций и содержания. Посыл и стремление создателей таких образцов народной художественной культуры остаётся таким же, что и раньше. В данном случае уместно говорить о наследовании.
Но появляются так же и новые образцы, до этого не существовавшие, появляются в силу значительных, стремительный культурных и социальных перемен, заполняют новообразовавшийся вакуум. И не смотря на их беспрецедентность, они так же являются образцами народной художественной культуры, возникшими уже в современных реалиях.
Всвязи с быстротечностью процессов трансформации, появления и исчезновения объектов народной художественной культуры в информационную эпоху возникают трудности своевременного изучения этих явлений.
В целом, в России народная художественная культура начинает своё обновление в самых различных формах, а тот процесс в дальнейшем будет лишь углубляться и ускоряться.
Библиографический список
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/narodnaya-hudojestvennaya-kultura/
1.Балдина О.Д., Быкова Э.В., Гавриляченко Е.С., Михайлова Н.Г., Семенова Е.А. Народная культура в современных условиях, М. — 2000, 179 с.
.Бахтина В.П. Русский фольклор в современном мире. — М., 1991.
.Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.
.Гусев В.Е. Виды современного фольклора славянских народов // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VI Международный Съезд славистов. Прага, 1969 год. Доклад сов. делегации. — М., 1969. — С. 297-298.
5.Культурология. XX век. Словарь. — СПб., 1997. — С. 295
6.М.А. Народное искусство как часть культуры. — М., 1985. — С. 78.
.Мамонтова Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» // Научные чтения памяти В.М. Василенко: Сб. ст. — М., 1997. — Вып. 1. — С. 23.
.Михайлова Н.Г. Современные особенности народной культуры, М. — 2001
.Морфология культуры: структура и динамика. — М., 1994.
.Нелюдов С.Ю. Устные традиции современного города: смена фольклорной парадигмы
.Нелюдов С.Ю. Несколько слов о «постфольклоре»
.Островский Г.С. Искусство примитива как явление народной художественной культуры русского города XVIII — начала XX в. // Примитив в изобразительном искусстве — М., 1995.
.Путилов Б.Н. Фольклорное наследие русского народа и современная культура // Русский фольклор. — М.; П., 1964. — Вып. 9. — С. 77.
14.Ямпольский М. Русская культура и субкультуры // Общественные науки и современность. — 1993. — №1.
15.<http://noterror.ru/mify-o-potope-v-legendax-raznyx-narodov-mira/>
16.<http://www.riku.ru/lib/narcult/nar-cult-raw.htm???history=0&sample=1&ref=0>
.<http://www.rusnauka.com/10_NPE_2011/Philosophia/4_83147.doc.htm???history=0&sample=1&ref=2>
18.<http://www.ruthenia.ru/folklore/publications.htmустрой>