Спецификация
в 2018-2019 учебном году
Составитель:, Цель работы:
Определение уров
— владение литературоведческой терминологией;
— определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);
— извлечение необходимой информации из текста;
— установление причинно-следственных связей;
— свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Общая продолжительность, Форма проведения, Условия проведения:, Содержание работы:
Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (метапредметные и предметные (литература) умения).
Работа
Часть 1 содержит
Часть 2 включает
Часть 3 содержит
ТАБЛИЦА №1
№ |
Части работы |
Число заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 43 |
Тип заданий |
||||
1 |
Часть 1 |
7 |
7 |
47 |
Задания с выбором ответа |
||||
2 |
Часть 2 |
5 |
5 |
33 |
Задания с кратким ответом |
||||
3 |
Часть 3 |
1 |
3 |
20 |
Задания с развернутым ответом |
||||
Итого: 3 |
13 |
15 |
100 |
||||||
Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных (часть А) и задания с кратким ответом (часть В) оцениваются 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора . Задания с развернутым ответом оцениваются ( часть С) — от 1 до 3 баллов. Критерии оценивания части С представлены в таблице №2
ТАБЛИЦА 2. «Критерии оценивания части С»
С1.1 |
Верно сформулировано и прокомментировано определение |
3 балла |
В целом верно сформулировано и прокомментировано определение‚ но в объяснении есть неточность |
2 балла |
|
Сформулировано определение, но нет комментариев ИЛИ Сформулировано определение, но комментарии не соответствуют определению |
1 балл |
|
Определение не сформулировано |
0 баллов |
|
С1.2 |
Верно объяснен смысл предложения |
3 балла |
В целом верно объяснен смысл предложения, но в объяснении есть неточность |
2 балла |
|
В целом верно объяснен смысл предложения, но в объяснении есть речевые или фактические ошибки. |
1 балл |
|
Неверно объяснен смысл предложения |
0 баллов |
Шкала перевода баллов за тест в школьную отметку приведена в таблице
ТАБЛИЦА №3 «Критерии оценивания работы»
Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе для учащихся 7 класса
Вариант 1
Внимательно прочитайте эпизод из рассказа В.Каверина «Два капитана» и выполните задания.
(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» — так называется его корабль.» (10)»Вперёд», — говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено — исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное — ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, — решительно отвечал я.
Задания А1-А7выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик скрыл от всех своё решение стать лётчиком?»
1. Рассказчик очень серьёзно относился к выбору профессии, и ему не хотелось бы, чтобы окружающие воспринимали его выбор как мимолётное увлечение, которое скоро пройдёт.
2. У рассказчика был свой самолёт, который он разбирал и собирал втайне от всех.
3. У рассказчика было не очень хорошее здоровье, и он боялся, что сердце может подвести.
4. Для поступления в лётную школу рассказчику не хватало полутора сантиметров роста.
А2. Когда герой произведения решил стать летчиком?
1. Когда увлёкся Амундсеном
2.
3. В Энске,
4. Когда
А3. Какая информация о герое заключёна в предложениях 19-24?
1. Он плохо учился в летной школе, обладал слабой памятью, поэтому долго тренировался, изучая строение самолета
2. Он был упорным, целеустремленным человеком, занимался самообразованием
3. Он был ученым-конструктором, который изобрел самолет
4. Он любил играть самолетиками.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение ЗНАЛ КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ (предложение 22).
1. Плохо
2. Мало, так как умел считать только до пяти
3. Очень хорошо, досконально; во всех подробностях
4. Поверхностно
А5. Какая информация не содержится в данном эпизоде?
1.
2.
3. Герой поступил в лётную школу, потому что оборудовал самолет новейшими приборами.
4. Герой вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу.
А6. Каким был третий пункт правил Сани – героя романа В.Каверина «Два капитана»?
1. «Бороться и искать, найти и не сдаваться»
2. «Что решено – исполни»,
3. «Новое увлечение»;
4. «Вперёд».
А7. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1. С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне!
2. Я знал его как свои пять пальцев.
3. Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
4. Моё решение было
Задания В1-В5 выполните на основе прочитанного текста.
В1 . Определите и запишите основную тему эпизода из повести В.Каверина «Два капитана».
В2 . Определите и запишите основную мысль эпизода.
В3. Определите и запишите значение слова МУКА в предложении: (17)Ох, что это была за мука!
В4 . Выпишите из текста выражения, доказывающие, что главный герой обладает богатой фантазией, воображением.
В5 . Определите и запишите, о каких путешественниках упоминается в эпизоде?
Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С1.1 или С1.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С1.1 или С1.2. .
С 1.1 Напишите сочинение-рассуждение. Расскажите , как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. (5-7 предложений)
С 1.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «— Примут, — решительно отвечал я».
Кодификатор умений
Проверяемые предметные результаты |
Задания |
Анализировать содержание прочитанного текста |
А1, А2, А3, А5, А6, В5 |
Определять своеобразие тематики и проблематики художественного произведения. |
В1, В2 |
А4, В3 |
|
Давать характеристику персонажам художественного произведения |
А3, В4 |
Анализировать средства речевой выразительности |
А7 |
Составлять связное монологическое высказывание в соответствии с темой эпизода, сюжетом, типом речи. |
С 1.1 С 1.2 |
Номер задания |
Правильный ответ |
А1 |
1 |
А2 |
3 |
A3 |
2 |
А4 |
3 |
А5 |
3 |
А6 |
2 |
А7 |
4 |
В1 |
Самовоспитание |
В2 |
Воля, целеустремленность, самовоспитание помогут человеку достичь поставленной цели |
В3 |
Страдание, мучение |
В4 |
«день я разбирал свой воображаемый самолёт», «Я мысленно пролетел на самолёте» |
В5 |
Амундсен, Нансен, Скотт, Шеклтон, Роберт Пири |
ТЕКСТ №2
Внимательно прочитайте рассказ «Дежурная» из Сборника миниатюр В.Крупина «Босиком по небу» и выполните задания.
(1)Признаки сегодняшней демократии примитивны, как хрюканье: воровство, вранье, развитие жадности, злобы и… и непрерывный страх быть обворованным и убитым. (2)Мы же, прежние русские, как были, так и остались добрыми и доверчивыми. (3)В подтверждение я расскажу случай, бывший со мною в Великом Устюге.
(4)Великий Устюг — город, увидев который понимаешь, что всю жизнь он будет для тебя мерилом красоты. (5)Стоящий у слияния рек Сухоны и Юга, образующий из этого слияния могучую Северную Двину, Устюг незабываем. (6)В городе много церквей. (7)В одной из них потрясающий воображение своими экспонатами краеведческий музей. <…> (8)Так вот, я пришел в музей и понял, что в него надо не прийти, а приходить. (9)Выбрал время с утра назавтра, вооружился блокнотом и старался побольше запомнить. (10)Иконы, золотые, серебряные оклады, утварь, богатство купеческого и крестьянского быта, расшитые бисером и жемчугами наряды девушек, а уж драгоценностей было любых мастей.
(11)В тишине я услышал, как зазвонил телефон дежурной. (12)О чем ей говорили, я не понял, но то, что она встревожилась, было ясно.
(13)— Ой, — говорила она, — ой, не успею, обед только через час. (14)Ох ведь, ох ведь! — она положила трубку.
(15)Я стоял у камня, на котором подвизался устюжский юродивый блаженный Прокопий (в Москве придел, освященный во его имя, находится в церкви Малого Вознесения на Никитской, наискосок от консерватории), и увидел, как ко мне подошла дежурная.
(16)— Ой, молодой человек, — сказала она, резко занижая возрастные оценки, — ой, ты долго ли еще будешь смотреть?
(17)— А вы уже закрываете?
(18)— Нет, мы по расписанию, нельзя закрывать. (19)Я знаешь чего тебе скажу? (20)В кооперации дают гречку. (21)Подружка звонила. (22)Но ей не дадут четыре, сама берет, надо со своими заборными книжками. (23)Ой! (23)Знаешь чё, — решилась она. — (24)Ты побудешь еще минут двадцать? (25)Побудь. (26)Я же вижу — интересуешься. (27)Я быстро сбегаю. (28)Мне уж очень надо гречки: от диабета, и хозяин любит, в армии, говорит, привык. (29)Побудь, а? (30)Если кто придет, пусть билеты оторвут, а школьников так пускай, сэкономят пусть. — (31)И дежурная поспешила к выходу, напоследок крикнув: — (32)Без меня не уходи!
(33)И вот я остался один вместе с этим несметным богатством серебра, золота, жемчугов, бриллиантов, золотого шитья, икон, фарфора, хрусталя…
(34)Конечно, я не был похож на грабителя, но кто на них похож, сейчас как раз грабители и убийцы выглядят очень интеллигентно, дело в другом. (35)Дело в русском доверии человека к человеку. (36)Скажут: вот сейчас гречка доступна, на всех прилавках. (37)Нет, скажу, как раз она стала недоступна. (38)Эта же дежурная сейчас на нее только смотрит сквозь стекло витрины. (39)Многое еще можно сказать, но не буду. (40)Только помню тишину церкви, мерцание золота в лучах солнца и камень. (41)Камень блаженного Прокопия.
Задания А1-
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему дежурная ушла, оставив посетителя с несметным богатством серебра, золота, жемчугов, бриллиантов, золотого шитья, икон, фарфора, хрусталя? »
1. Она его хорошо знала и не боялась, что он ее ограбит.
2. Ей стало плохо, поэтому она вынуждена была уйти в больницу.
3. «
4. Ей очень нужно было купить гречку, она доверяла людям.
А2. Какое из высказываний, приведённых ниже, НЕ содержит ответ на вопрос: «Почему Великий Устюг — город, увидев который понимаешь, что всю жизнь он будет для тебя мерилом красоты? »
1. Слияние рек Сухоны и Юга образует могучую Северную Двину
2. В одной церкви был потрясающий воображение своими экспонатами краеведческий музей.
3. Здесь были самые красивые закаты
4. В городе много церквей
А3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 7-9?
1. Герой был настоящим ценителем искусства
2. Герой обладал плохой памятью, поэтому все записывал в блокнот
3. Герой понял, что надо было раньше прийти в этот музей, чтобы увидеть все экспонаты.
4. Герой пришел в музей, чтобы записать в блокнот все экспонаты, какие были на выставке
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение ЛЮБЫХ МАСТЕЙ (предложение 10).
1. Различных
2. Разного
3. Любого цвета, любого окраса
4. Принадлежащий определенному типу игральных карт
А5. В каком варианте ответа второе предложение по содержанию противопоставлено первому?
1. (9)
2.
3. (33)И вот я остался один вместе с этим несметным богатством серебра, золота, жемчугов, бриллиантов, золотого шитья, икон, фарфора, хрусталя…(40)Только помню тишину церкви, мерцание золота в лучах солнца и камень.
4. (22)Но ей не дадут четыре, сама берет, надо со своими заборными книжками. Если кто придет, пусть билеты оторвут, а школьников так пускай, сэкономят пусть…
А6. Какая художественная деталь (выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку) упоминается в тексте?
1. Камень блаженного Прокопия.
2. Несметное богатство, драгоценности.
3. Церковь.
4. Телефон дежурной
А7. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1. (1)Признаки сегодняшней демократии примитивны, как хрюканье: воровство, вранье, развитие жадности, злобы и… и непрерывный страх быть обворованным и убитым.
2. (9)Выбрал время с утра назавтра, вооружился блокнотом и старался побольше запомнить.
3. (10)Иконы, золотые, серебряные оклады, утварь, богатство купеческого и крестьянского быта, расшитые бисером и жемчугами наряды девушек, а уж драгоценностей было любых мастей.
4. (38)Эта же дежурная сейчас на нее только смотрит сквозь стекло витрины.
Задания В1-В5 выполните на основе прочитанного текста.
В1 . Определите и запишите основную тему рассказа из Сборника миниатюр В.Крупина «Босиком по небу»
В2 . Определите и запишите основную мысль эпизода.
В3. Определите и запишите, какие чувства героя изображены в данном фрагменте.
В4 . Выпишите из текста п ризнаки сегодняшней демократии .
В5 . Выпишите из текста, зачем дежурной нужна была гречка.
Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С1.1 или С1.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С1.1 или С1.2. .
С 1.1 Напишите сочинение-рассуждение. Ответьте на вопрос «Что такое ДОВЕРИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. (5-7 предложений)
С 1.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как вы понимаете смысл предложения «Так вот, я пришел в музей и понял, что в него надо не прийти, а приходить»
Проверяемые предметные результаты |
Задания |
Анализировать содержание прочитанного текста |
А1, А2, А3, А5, А6 |
Определять своеобразие тематики и проблематики художественного произведения. |
В1, В2. |
Анализировать состояние персонажей художественного произведения, давать характеристику персонажам художественного произведения |
А3, В3. |
Определять лексическое значение слов (выражение) с опорой на контекст. |
А4. |
Анализировать средства речевой выразительности |
А6, А7. |
Составлять связное монологическое высказывание в соответствии с темой эпизода, сюжетом, типом речи. |
С 1.1 С1.2. |
Номер задания |
Правильный ответ |
А1 |
4 |
А2 |
3 |
A3 |
1 |
А4 |
2 |
А5 |
2 |
А6 |
1 |
А7 |
2 |
В1 |
Доверие к людям |
В2 |
Русские люди остались добрыми и доверчивыми |
В3 |
Восхищение экспонатами, горечь за русских людей |
В4 |
«воровство, вранье, развитие жадности, злобы и… и непрерывный страх быть обворованным и убитым» |
В5 |
«Мне уж очень надо гречки: от диабета, и хозяин любит, в армии, говорит, привык» |
ТЕКСТ №3
Внимательно
(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..
– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)*
Задания А1-
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у Динки было тревожно на душе?»
1) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Хохолком.
2) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.
3) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.
4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком.
А2. Какое высказывание отражает основную мысль текста? Выберите правильный ответ.
1. Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).
2. Порой легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. (Ф. Ларошфуко).
3. Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения её порой приходится сносить и обиды (Цицерон).
4. Ложь, если она приносит счастье другим, важнее любой правды (С.Цвейг)
А 3 . В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3) (18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
4) (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
А4 . Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «удар» (предложение 7).
1)тяжёлое потрясение
2) резкий толчок
3) опасное положение
4)стремительное нападение
А5. Воспоминание о чем « нестерпимо мучило Динку»?
1. «вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок».
2. «вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед»
3. воспоминание о том, что «уже второе лето, каждое воскресенье» Андрей катал ее на велосипеде.
4. воспоминание о том, что их «было трое друзей»
А6. Как вы понимаете смысл диалога: «(22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..
- (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!»
1. Лёня предлагает обмануть Андрея, и Дина с ним соглашается
2. Лёня предлагает не рассказывать Андрею о своем решении не дружить с ним.
3. Динка решила больше не ездить на велосипеде с Андреем и не знала, как сказать ему об этом
4. Лёня предлагает Динке решить, с кем она будет дружить
А7. В каком варианте ответа второе предложение по содержанию противопоставлено первому?
1. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз.
2. Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки.
И из нас троих нельзя обмануть никого!
3. В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок.
Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…
4. А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее.
А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
Задания В1-В5 выполните на основе прочитанного текста.
В1 . Определите и запишите основную тему эпизода из повести В.Осеевой «Динка прощается с детством»».
В2 . Докажите, что расставание с другом – сложное испытание для повзрослевшей Динки. Как об этом пишет автор?
В3. Определите и запишите, какие чувства героя изображены в данном фрагменте.
В4 . Выпишите из текста выражения, описывающие отношения героя к дружбе.
В5 . Выпишите, какие фразы передают беспокойство Лёни?
Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С1.1 или С1.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С1.1 или С1.2. .
С 1.1 Напишите сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба» (5-7 предложений)
С 1.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как вы понимаете смысл данных предложений текста «(16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого». (5-7 предложений)
Проверяемые предметные результаты |
Задания |
Анализировать содержание прочитанного текста |
А1, А2, А5, А6, А7, В2, В4 |
Определять своеобразие тематики и проблематики художественного произведения. |
А2, В1. |
Анализировать состояние персонажей художественного произведения. |
В3, В5 . |
Определять лексическое значение слов (выражение) с опорой на контекст. |
А4. |
Анализировать средства речевой выразительности |
А3. |
Составлять связное монологическое высказывание в соответствии с темой эпизода, сюжетом, типом речи. |
С 1.1, С1.2 |
Номер задания |
Правильный ответ |
А1 |
4 |
А2 |
1 |
A3 |
4 |
А4 |
1 |
А5 |
3 |
А6 |
3 |
А7 |
2 |
В1 |
Дружба и дружеские отношения |
В2 |
(16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого . |
В3 |
Тревога, душевная боль |
В4 |
«она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?», «Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку» |
В5 |
«следит за ней беспокойным взглядом», «сердце его сдавливала боль» |
ТЕКСТ №4
Внимательно прочитайте эпизод из рассказа В.Железникова «Чучело» и выполните задания.
(1)Николай Николаевич ни с кем не заговорил не потому, что был так нелюдим, просто каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него не просто дом, а его жизнь и колыбель.
(2)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим теплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами. (3)И еще когда Николай Николаевич был маленьким мальчиком, то всегда думал, что у них в доме живут не только «живые люди», не только бабушка, дедушка, папа, мама, братья и сестры, приезжающие и уезжающие бесчисленные дяди и тети, а еще и те, которые были на картинах, развешанных по стенам во всех пяти комнатах.
(4)Это были бабы и мужики в домотканых одеждах, со спокойными и строгими лицами.
(5)Дамы и господа в причудливых костюмах.
(6)Женщины в расшитых золотом платьях со шлейфами, со сверкающими диадемами в высоких прическах. (7)Мужчины в ослепительно белых, голубых, зеленых мундирах с высокими стоячими воротниками, в сапогах с золотыми и серебряными шпорами.
(8)Портрет знаменитого генерала Раевского, в парадном мундире, при многочисленных орденах, висел на самом видном месте.
(9)И это чувство, что «люди с картин» на самом деле живут в их доме, никогда не покидало его, даже когда он стал взрослым, хотя, может быть, это и странно.
(10)Трудно объяснить, почему так происходило, но, будучи в самых сложных переделках, в предсмертной агонии, на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал.
(11)Дело в том, что прапрадед Николая Николаевича был художник, а отец, доктор Бессольцев, отдал многие годы своей жизни, чтобы собрать его картины. (12)И сколько Николай Николаевич себя помнил, эти картины всегда занимали главное место в их доме.
(13)Николай Николаевич отворил дверь с некоторой опаской. (14)Вдруг там что-нибудь непоправимо изменилось. (15)И он оказался прав – стены дома были пусты, исчезли все картины! <…>
(16)Страх и ужас до крайней степени овладели Николаем Николаевичем – подумать только, картины исчезли! <…>
(17)И только тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему в одном из последних писем, что сняла все картины, увернула их в мешковину и сложила на антресоли в самой сухой комнате.
(18)Николай Николаевич, сдерживая себя, вошел в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли, промерзли или отсырели.
(19)Но произошло чудо – картины были живы.
Задания А1-
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему у Николая Николаевича «сильно забилось» сердце, когда он увидел свой дом?»
1. Вид собственного дома пробудил в сердце Николая Николаевича желание скорее почувствовать себя его настоящим хозяином, владельцем.
2. Николая Николаевича беспокоило плохое состояние старого дома, его ветхость и накопившаяся за время отсутствия хозяина сырость.
3. Старый дом был связан для Николая Николаевича с чувством «родового гнезда», и встреча с ним после долгой разлуки взволновала героя.
4. Николай Николаевич при встрече с домом испытал настоящее разочарование: по детским воспоминаниям дом казался ему больше и просторнее.
А2. Как Николай Николаевич относился к картинам своего прапрадеда?
1. Картины доставляли Николаю Николаевичу постоянные хлопоты, от которых он приходил в ужас и отчаяние.
2. Николай Николаевич был страстным коллекционером и большим ценителем живописи, поэтому он очень дорожил картинами прапрадеда.
3. Картины были неотъемлемой частью жизни Николая Николаевича, он любил их и всеми силами стремился сохранить.
4. Николай Николаевич знал, что картины его прапрадеда представляют большую материальную ценность, и бережно хранил их.
А3. Как характеризует предков Николая Николаевича информация, заключённая в предложениях 4-7?
1. Предки Николая Николаевича были выходцами из крестьян, со временем заслужившими дворянство.
2. Все предки Николая Николаевича были щеголями и любили модно и пышно одеваться.
3. Все предки Николая Николаевича были людьми родовитыми, принадлежавшими к тогдашнему высшему обществу.
4. Предки Николая Николаевича были богатыми крестьянами, имевшими возможность заказывать свои портреты известным художникам.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте выражение БУДУЧИ В ПЕРЕДЕЛКАХ (предложение 10).
1. участвуя в перестройках
2. бывая в трудных путешествиях
3. участвуя в дележах
4. бывая в непростых положениях
А5. В каком варианте ответа второе предложение по содержанию противопоставлено первому?
1
И дом ожил, заговорил, запел…
2. Даже когда он стал взрослым, то, будучи в самых сложных переделках, он, вспоминая дом, думал не только о родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых никогда не знал…
Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича…
Ужас овладел Николаем Николаевичем: картины исчезли!
Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея.
И тут Николай Николаевич вспомнил: сестра писала ему, что спрятала картины, сложила на антресоли в самой сухой комнате.
Николай Николаевич, сдерживая себя, вошёл в эту комнату, влез на антресоли и дрожащими руками стал вытаскивать одну картину за другой, боясь, что они погибли: промёрзли или отсырели.
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о родном доме Николая Николаевича, автор называет его только словом «дом», не допуская замены личным местоимением?»
Это говорит о том, что…
1. родной дом Николая Николаевича является в тексте полноправным действующим лицом, к которому герой относится с глубоким уважением.
2. в тексте создаётся образ большого и богатого особняка, перед которым герой чувствует себя ничтожной песчинкой.
3. рассказ ведётся просто и бесхитростно, а повторение слова «дом» создаёт иллюзию непринуждённой разговорной речи.
4. дом Николая Николаевича в тексте не просто наделён конкретными индивидуальными чертами, а является символом жилища человека.
А7. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1. (1)
2. (2)По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами.
3. (12)И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме…
4. (19)Но произошло чудо, и картины были живы.
Задания В1-В5 выполните на основе прочитанного текста.
В1 . Определите и запишите основную тему эпизода из повести В.Железникова «Чучело».
В2 . Определите и запишите основную мысль эпизода.
В3. Определите и запишите, какие чувства героя изображены в данном фрагменте.
В4 . Выпишите из текста выражения, описывающие дом и отношение героя к дому.
В5 . Определите, какую роль играли картины в жизни Бессольцевых?
Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С1.1 или С1.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С1.1 или С1.2.
С 1.1 Напишите сочинение-рассуждение. Расскажите о своем отношении к искусству (5-7 предложений)
С 1.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как вы понимаете смысл последних предложений текста (5-7 предложений ) «Множество людей, которых он, казалось, хорошо знал, вошло в комнату, окружило Николая Николаевича… (21)
Проверяемые предметные результаты |
Задания |
Анализировать содержание прочитанного текста |
А1, А2, А3, А5, А6, В6 |
Определять своеобразие тематики и проблематики художественного произведения. |
В1, В2 |
Анализировать состояние персонажей художественного произведения, дать характеристику герою литературного произведения |
А3, В3, В4. |
Определять лексическое значение слов (выражение) с опорой на контекст. |
А4. |
Анализировать средства речевой выразительности |
А 7. |
Составлять связное монологическое высказывание в соответствии с темой эпизода, сюжетом, типом речи. |
В5, С 1.1, С1.2. |
Номер задания |
Правильный ответ |
А1 |
3 |
А2 |
3 |
A3 |
1 |
А4 |
4 |
А5 |
2 |
А6 |
1 |
А7 |
4 |
В1 |
Отношение к родительскому дому; Отношение к искусству |
В2 |
Чувство дома, знание родовых корней, память, любовь к искусству делает человека сильнее, увереннее. Делает человека Человеком |
В3 |
Страх и ужас |
В4 |
«каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него не просто дом, а его жизнь и колыбель», «дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим теплым воздухом печей, горячим хлебом, парным молоком и свежевымытыми полами» |
В5 |
«на тяжкой кровавой работе войны, он, вспоминая дом, думал не только о своих родных, которые населяли его, но и о «людях с картин», которых он никогда не знал». Картины были неотъемлемой частью жизни Николая Николаевича, он любил их и всеми силами стремился сохранить. |
КИМ для оценки достижения планируемых результатов по родной (русской) литературе за курс 7 класса (ФГОС) в рамках промежуточной аттестации (форма – контрольная работа)
1.Цель: Оценка достижения предметных планируемых результатов по родной (русской) литературе за курс 7 класса.
2.Подходы к отбору содержания:
3.Структура КИМ:
Планируемые результаты |
Количество заданий |
|
базового уровня сложности |
повышенного уровня сложности |
|
Владеть разными видами чтения. Извлекать и интерпретировать информацию из текста. |
1 |
|
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции |
1 |
|
Определять лексическое значение слов (выражений) с опорой на контекст. |
1 |
|
Определять тему и основную мысль произведения |
1 |
|
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики |
1 |
|
Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения |
1 |
|
Владеть разными видами чтения. Извлекать и интерпретировать информацию из текста. |
1 |
Уровень сложности задания |
Кол-во заданий |
Максимальный балл |
% от максимального первичного балла за всю работу |
базовый |
12 |
12 |
83% |
повышенный |
1 |
3 |
17% |
ИТОГО |
13 |
15 |
100% |
Типы заданий:
В работу включено 13 заданий, ответы к которым
4. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Оценивание проводится в соответствии критериями, указанными в обобщенном плане КИМ.
Нормы выставления отметок:
Отметка |
Выставление отметок с учетом решения заданий базового и повышенного уровня |
Выставление отметок с учетом общего балла за работу |
||
Базовый |
Повышенный |
|||
Всего баллов: |
12 |
3 |
15 |
|
«5» |
11-12 |
3 |
14-15 |
|
«4» |
9-10 |
2-3 |
11-13 |
|
«3» |
6-8 |
1-2 |
7-10 |
|
«2» |
7 и менее |
0 |
6 и менее |
5.Время выполнения работы
6.Условия выполнения работы:
7.Обобщенный план КИМ для промежуточной аттестации:
Планируемый результат Планируемые результаты повышенного уровня, выделены курсивом |
Элементы содержания по классу (или Коды раздела) |
Номер задания в вариантах КИМ |
Уровень (базовый или повышенный) |
Критерии оценивания достижения планируемого результата (задания) |
Максимальный балл за задание |
Владеть разными видами чтения. Извлекать и интерпретировать информацию из текста. |
А1, А2, А3, А5, В5 |
Б |
Выбран вариант с верной основной мыслью текста |
5 |
|
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции |
А7 |
Б |
Верно определено средство художественной выразительности |
1 |
|
Определять лексическое значение слов (выражений) с опорой на контекст. |
А4, В3 |
Б |
Верно определено лексическое значение слова |
2 |
|
Определять тему и основную мысль произведения |
В1 , В2 |
Б |
Верно определено тема и идея текста |
2 |
|
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики |
А6, В4, |
Б |
Верно выписан характеристики героев |
2 |
|
Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения |
С1 |
П |
Верно определена тема теста, художественные средства, правильно выражены собственные мысли, умение анализировать произведение. |
3 |
Приложение 1.
Кодификатор умений
Планируемый результат |
Предметные умения |
Владеть различными видами чтения |
Уметь анализировать содержание прочитанного текста |
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции |
Уметь различать средства речевой выразительности |
Определять тему и основную мысль произведения |
Уметь выделять основную мысль и тему текста . |
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики |
Давать характеристику персонажам художественного произведения |
Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения |
Уметь составлять связное монологическое высказывание в соответствии с темой, сюжетом, типом речи. |
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2018-2019 учебном году промежуточной аттестации по родной (русской) литературе. 7 класс
Общая продолжительность выполнения промежуточной аттестации
составляет 40 минут. Форма проведения: контрольная работа
Номер задания КИМ |
Планируемый результат |
Проверяемые умения и виды деятельности |
Уровень (базовый или повышенный) |
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
А1, А2, А3, А5, В5 |
Владеть разными видами чтения. Извлекать и интерпретировать информацию из текста. |
Уметь анализировать содержание прочитанного текста |
Б |
При наличии 1 ошибки или нет верного ответа – 0 баллов |
5 |
А7 |
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции |
Уметь различать средства речевой выразительности |
Б |
При наличии 1 ошибки или нет верного ответа – 0 баллов |
1 |
А4, В3 |
Определять лексическое значение слов (выражений) с опорой на контекст. |
Уметь определять значение слова |
Б |
При наличии 1 ошибки или нет верного ответа – 0 баллов |
2 |
В1 , В2 |
Определять тему и основную мысль произведения |
Уметь выделять основную мысль и тему текста . |
Б |
При наличии 1 ошибки или нет верного ответа – 0 баллов |
2 |
А6, В4, |
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики |
Давать характеристику персонажам художественного произведения |
Б |
При наличии 1 ошибки или нет верного ответа – 0 баллов |
2 |
С1 |
Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения |
Уметь составлять связное монологическое высказывание в соответствии с темой, сюжетом, типом речи |
П |
С1.1 Верно сформулировано и прокомментировано определение – 3 балла; В целом верно сформулировано и прокомментировано определение‚ но в объяснении есть неточность — 2 балла; Сформулировано определение, но нет комментариев ИЛИ Сформулировано определение, но комментарии не соответствуют определению — 1 балл. С1.2 Верно объяснен смысл предложения — 3 балла; В целом верно объяснен смысл предложения, но в объяснении есть неточность — 2 балла; В целом верно объяснен смысл предложения, но в объяснении есть речевые или фактические ошибки — 1 балл; Неверно объяснен смысл предложения — 0 баллов |
3 |
Кодификатор умений
Планируемый результат |
Предметные умения |
Владеть различными видами чтения |
Уметь анализировать содержание прочитанного текста |
Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции |
Уметь различать средства речевой выразительности |
Определять лексическое значение слов (выражений) с опорой на контекст. |
Уметь определять значение слова |
Определять тему и основную мысль произведения |
Уметь выделять основную мысль и тему текста . |
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики |
Давать характеристику персонажам художественного произведения |
Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения |
Уметь составлять связное монологическое высказывание в соответствии с темой, сюжетом, типом речи. |