Как писать по картине в разных классах: план и вспомогательные вопросы

Сочинение

Все сочинения по картинам можно условно разделить на:

Сочинение повествование по картине

  • по серии сюжетных картин;
  • по одной сюжетной картине;

2)

Сочинение-описание по пейзажной или сюжетной картине;

Сочинение-рассуждение по картине (преимущественно в 8-9 классах)

по серии картин

по одной картине

для старших классов,

  • середине или концу;
  • написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;
  • упражнения комплексного характера.

Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников, обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

План сочинения по картине в 1,2,3,4 классе:

В начальных классах дети описывают картину следующим образом:

1) тема картины (что на ней изображено);

2) композиция картина;

3) действующие лица, действие, если оно есть;

4) идейный смысл, «настроение» картины.

От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

Последовательность анализа картины может отличаться в зависимости от особенностей самой картины, целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия.

Примерный план сочинения по картине 5,6,7,8,9 класс:

  1. Биографические сведения
  2. Анализ картины:
  • На первых этапах работы над анализом картины иногда используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон); средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, нахождение этого центра; верх картины (фон, небо).

  • жанр картины;
  • ее предметное содержание (кто или что изображено);
  • настроение, вызываемое этим произведением изобразительного искусства;
  • основные микротемы картины;
  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.),
  • роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции.

Вспомогательные вопросы для анализа картины.

Время:

5 стр., 2326 слов

По картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По ...

... Об этом напоминают ее скромные бусы. Вопрос: Сочинение по картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По плану 1.Сведения об авторе 2.О картине (описание) 3.Конец Ответы: Все серые, карие, синие ... экскурсию по творчеству русского живописца А. Г. Венецианова. Желаю вам и вашим детям приятных впечатлений и эмоций! «Жнецы» 1825 На картине представлена сцена из крестьянской жизни, ...

Какое время года изображено на картине?

Какой день изобразил художник на картине?

Название картины/жанр:

Почему художник дал такое название картине?

Как бы вы озаглавили эту картину?

Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?ъ

К какому жанру вы относите эту картину? Почему?

Фон, задний план, передний план, интерьер, главный герой:

Что вы видите на картине?

Что изображено в центре картины?

Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?

Что вы видите на заднем плане картины?

На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и др.)?

Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?

Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?

Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?

Кто главный герой картины?

Что можно сказать о главном герое?

Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?

Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?

Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?

Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?

Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону…(героя)?

Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?

Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?

Цвет, свет, воздух:

Какие цвета использовал художник?

Какой цвет преобладает в картине?

Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?

Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла

художника?

Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?

Какой цвет вы считаете главным в картине?

Настроение картины, отношение к картине:

Нравится ли вам картина? Почему?

Какое настроение вызывает картина? Почему?

Авторский замысел, главная мысль:

Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать..?

Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?

Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.

С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?

Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:

Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…

3 стр., 1417 слов

Коспект » по картине Сыромятниковой «Первые зрители» ...

... плана? (Заключение). - Как мы его назовём? ( III. Общее настроение картины и её идея.) - Из ваших высказываний можно сделать следующий вывод. Во-первых, картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по ... её необычность, нам предстоит выяснить. Знакомство с творчеством художника. - Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то ...

Составьте предложения на тему этой картины.

Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер).

Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.

Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.

Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.

Выразите свое отношение к герою, к картине.

Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

Составьте описание картины по плану, записанному на доске.

Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.

Опишите ситуацию, изображенную на картине.

Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.

Упражнения на развитие воображения:

—Придумайте название картины. Сравните его с тем, которое дано художником.

—Составьте воображаемый диалог между действующими лицами картины.

—Составьте продолжение текста на основе эпизода, изображенного на картине.

Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных на картине, устно опишите их.

—Расскажите о событиях, которые могли предшествовать изображенному моменту на картине.

—Представьте себя в роли героев картины. Как бы вы действовали?

—Какой разговор мог состояться между вами?

—В роли какого героя ты хотел(а) бы оказаться? Почему?

Подобные упражнения постепенно готовят учащихся к составлению рассказа и сценария (ролевой игры) по картине.