Колобок: морфология сказки

Контрольная работа

Воспитательное значение русской народной сказки «Колобок»

Сказка — один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Русская народная сказка «Колобок» имеет особенное воспитательное значение для молодого поколения.

Сюжет этой сказки о приключениях колобка, который бежит от различных животных и в конце концов оказывается съеденным лисой, важен для формирования жизненной мудрости у детей. Здесь демонстрируется важность смекалки и ума перед опасностями, а также наказание за чрезмерную самоуверенность.

Исследователи фольклора указывают, что многие элементы сюжета «Колобка» встречаются в других культурах, что подчеркивает универсальность мудрых уроков, заложенных в сюжете этой сказки. Таким образом, изучение и рассказывание детям этой народной сказки имеет большое педагогическое значение.

Таким образом, русская народная сказка «Колобок» не только раскрывает мастерство народных рассказчиков, но и содержит глубокие воспитательные моменты, важные для формирования ценностных ориентиров у детей.

Исследование влияния народной сказки на развитие ребенка

Народная сказка — вид устных повествований, содержание и формы которого первоначально были связаны с мифами и, художественно преобразованные, стали частью фольклорной прозы. Она может быть разделена на несколько типов с учетом содержания, формы и поэтики. В дошкольном возрасте, ребенок активно воспринимает сказки. Это литературный жанр, который наиболее любим и доступен для понимания на этом возрастном этапе. Герои сказок, как отмечала ученый К. Бюлер, обладают известными качествами, понятными детям, и могут оказывать влияние на их восприятие мира.

Исследователи фольклора утверждают, что сказки имеют глубокие связи с древнейшими обрядами и ритуалами, а их воздействие на человека скрыто от нашего сознания. Слушая или читая сказки, и дети, и взрослые переживают глубокие эмоции, которые схожи у всех людей и отражают универсальный человеческий опыт. Повторение сказок помогает детям усваивать важные жизненные уроки, даже не задумываясь об этом.

Некоторые сюжеты волшебных сказок тысячелетиями без изменений воспроизводятся в разноязычных культурах. Что-то важное происходит с людьми, когда они рассказывают или слушают сказки. Сказки — это удивительный жанр. Сюжеты их пришли к нам из глубочайшей древности: Существуют записи сказок, почти не отличающиеся от тех, которые мы сегодня читаем своим детям, сделанные более трех тысяч лет назад.

14 стр., 6963 слов

Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей ...

... к народному творчеству. В приложении представлены варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей и организация культурно-досуговой деятельности учреждения ... также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного ...

Вряд ли стоит говорить о специфике «русских народных» или «китайских» сказок, «сказочный фонд» мировой культуры един, есть, например, «Золушка» французская, уральская и китайская… Наиболее древние сюжеты сказок в их первозданном виде можно найти в фольклоре, особенно в российском.

Традиционные народные сказки можно разделить на несколько групп:

  • бытовые сказки;
  • сказки о животных;
  • сказки-загадки, истории на сообразительность, истории о хитрецах;
  • волшебные сказки.

Волшебные сказки особенно сильно волнуют детское воображение и остаются в памяти на всю жизнь. Именно в их сюжетах полнее всего сохранились воспоминания о древних тайнах и архаичных ритуалах. В каждой из таких сказок есть свой «ключ». Их сюжеты связаны с кризисами раннего детства, переживанием символических страхов, выработкой доверия к жизни. Когда ребенок слушает сказку, он репетирует будущее, тренирует свои способности преодолевать трудности жизни [3].

Сказка о Колобке — это символическое описание начала жизни ребенка: в первой части сказки идет речь о рождении, сотворении тела путем вымешивания. В этом нет ничего неприятного, напротив, это ассоциируется с приятными ощущениями во время массажа или пребывания в бане. Вторая часть — путешествие — начало познания мира, необходимое для выработки понимания других людей. То, что Лиса съедает Колобка, не должно восприниматься трагически. Это закономерный финал — Колобок создан для того, чтобы быть съеденным.

Спросите у ребенка, что случилось с Колобком потом, и скорее всего, услышите, что Колобок стал Лисой. И это совершенно правильный ответ! Путешествие Колобка — это знакомство с миром, получение новой информации, новые ступени развития и, наконец, кульминация: проглотить что-то — значит полностью принять.

Следовательно, слушание сказок играет важную роль в психической жизни человека, выполняя функции, аналогичные ритуальным действиям древних обществ. Ритуалы в современной семье не утратили своей актуальности, а, наоборот, приобрели новые формы.

Одним из самых сильных воздействий на психику ребенка является прослушивание сказок. Волшебные истории, зародившиеся в гармоничном мире, где человек был частью природы, переносят простые и «правильные» законы бытия. Этот контакт с естественным миром способствует восстановлению душевного здоровья и жизнестойкости.

Особую роль в народных сказках играют темы запретов, соблюдение которых имеет важное значение. Ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, учится различать «хорошие» поступки и боится «наказания» за нарушение запретов. Эти темы помогают ребенку справляться со своими страхами и научиться жизненно важным вещам.

Поэтому, родители, стремящиеся защитить своих детей от неприятных переживаний, могут нанести им непоправимый вред, пропуская или изменяя содержание пугающих эпизодов в сказках.

Исследование сказки «Колобок»

Колобок — персонаж русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого жёлтого сферического существа. Случайным образом созданный стариком и старухой, он оживает и пытается убежать из дома. В ходе своего путешествия Колобок встречает различных животных, которые желают его съесть, однако он уходит от каждого из них благодаря логическим аргументам.

13 стр., 6192 слов

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

... мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста. Задачи исследования Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе. Рассмотрение особенностей сказки как литературного жанра, ее классификация и функции. Изучение особенностей восприятия сказки детьми дошкольного возраста и определение ...

Интерес к этой сказке объясняется ее метафорическим содержанием. Вся сюжетная линия сосредоточена на символике еды, а точнее, на желании других персонажей съесть Колобка. Кульминацией является момент, когда лиса съедает его, что вызывает прорыв эмоций у маленьких слушателей.

Мы предполагаем, что акцент на поедании в сказке «Колобок» является метафорой любви и принятия объекта для других персонажей. Данный анализ подтверждается поведенческими и эмоциональными реакциями детей во время прослушивания данной сказки.

Дополнительное исследование позволит углубить понимание влияния метафорического содержания на восприятие и психоэмоциональное состояние детей во время прочтения или прослушивания сказки «Колобок».

Исследовательская статья: Символическое значение сказки о Колобке

Сказка о Колобке, хотя и имеет простой сюжет, несет в себе глубокий символический смысл. Она начинается с описания ситуации бедности, где старик и старуха страдают от голода и отсутствия основных продуктов питания — хлеба, соли и кислых щей [1]. Эти слова сразу устанавливают атмосферу тусклого и бедного мира, в котором происходят события сказки.

Создание Колобка стариком и старухой представляет собой необычное действие, ведь они не просто что-то сотворили, а сделали колобка — что-то круглое, шарообразное. Символически это может быть интерпретировано как первая попытка ребенка осознать себя, свое «Я» отдельным от мира. Колобок представляет архетип единства сознательного и бессознательного в человеческой психике [2].

Интересно обратить внимание на процесс создания Колобка, который описывается так: «Собравши немного муки, стали месить колобок. На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили». Эти действия носят активный и творческий характер, включают использование различных ингредиентов и приготовление на огне. Резюмируя, Колобок получился из уже имеющегося материала, который был доступен в мире стариков. Это может символизировать то, что каждый ребенок формируется из материала, который уже существует в его окружении [3].

Важно отметить обилие глаголов и деепричастий, использованных автором при описании процесса создания Колобка. На два предложения приходится 5 глаголов и деепричастие. Это напоминает о том, что в речи ребенка первыми появляются глаголы, показывающие его активность и действия, в то время как существительные и прилагательные приходят позже. Таким образом, это может указывать на то, что ребенок начинает осознавать себя тогда, когда он активно действует и его действия признаются окружающими [4].

Несмотря на то, что взрослые иногда приписывают создателям колобка агрессивные намерения, в самой сказке об этом ничего не говорится. Когда колобок соскочил с масла и убежал, в тексте сказки указано, что это было без всяких злых намерений. Это подтверждается и невинным характером песенки Колобка, где он преимущественно повторяет свое имя и перечисляет события своей жизни. Песенка, таким образом, отражает этап усвоения ребенком своего имени и подчеркивает его независимость и самостоятельность [5].

Таким образом, сказка о Колобке имеет глубокий символический смысл, отражая процесс развития ребенка и осознания им своего «Я». Она также подчеркивает важность действий и поддержки окружающих для формирования индивидуальности ребенка.

10 стр., 4751 слов

Использование произведений устного народного творчества в сказке ...

... теме "Фольклорная основа пьесы А. Н. Островского «Снегурочка»" "Снегурочка" Снегурочка написана Островским по мотивам и материалам устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголовок "Весенняя сказка" и поясняет: Действие происходит в царстве берендеев в ...

Литература

  • [1]
  • [2]
  • [3]
  • [4]
  • [5]

Звери, которых Колобок встречает — не очень ясные мне образы. Все они мужского рода и идут по нарастающей: маленький безобидный заяц, серенький волчок и, наконец, медведь. Образ волка можно считать довольно страшным, но именно тут для него выбраны очень уж негрозное обозначение: серенький волчок. Так же в сказке про теремок волк не играет агрессивной роли и называется «волчок, серенький бочок». Куда более грозно звучит просто «волк». А ведь еще бывает «волк, зубами щелк». Колобку же встретился серенький волчок — уже по одному звучанию образ не многим более грозный, чем заяц. Медведь — это уже страшнее. Большой такой хищник. Тут так и хочется понизить голос, чуть напугать. Возможно, это пик тревожных переживаний, на которые способен младенец.

И вот наконец Колобок встречает «черемную лисицу, баять мастерицу». Образ женский, яркий (черемный по Далю — красный, рудой, рыжий).

Явно притягательный, интересный Колобку — ведь от всех предыдущих зверей он убегал сразу, а тут, видимо, ждет какой-то реакции на свою песенку. Ах, не услышала! И Колобок сам движется ближе и ближе (на губу, на язычок).

Способ поглощения: «Она — хам! — и съела его», — проглатывание целиком, не разжевывая. Речи о том, чтобы Колобок так же целиком, как Красная Шапочка, вернулся, еще не идет. Что опять же наводит на мысли об очень маленьком ребенке, которому сосание пока ближе, чем жевание, а мамина защита важнее автономности [7].

Я думаю, что весь путь Колобка — дорога младенца от мамы к маме. Она прикасается к ребенку, и он начинает осознавать себя — буквально ощущая границы своего тела. Так мама «лепит» свое дитя, ядро его личности. Но одних прикосновений мало. Малышу нужно самому перейти к действию, заявить о своем существовании миру. И он отправляется в путь от мамы серой, скучной, немой к маме яркой, с ясной речью. Нужно несколько раз отвергнуть других (что малыш и делает, чуть возраст перевалит за год) и так узнать о существовании своей воли и утвердиться в этом знании. Образ лисы — метафора новой мамы, мамы, которую малыш видит более четко, как единый образ, чью речь понимает, с кем хочет контактировать. Что важно: мир, из которого Колобок убегал, заботился о нем, любил его (я понимаю желание съесть как безусловное и полное принятие) и так же вновь обретенная мама любит малыша, что и демонстрирует. Видимо, малышу необходимо много раз потерять ощущение единства себя с мамой, чтобы снова встретиться и слиться, раствориться в маме — уже на другом уровне. И так до тех пор, пока метафора не устареет и не наскучит.

Заключение

Главным воспитывающим фактором является не наставление и даже не обучение, а само понимающее общение. Установка на понимание другого, на интерес к личности ребенка, на сотрудничество с ним предполагает в социально-когнитивном плане рефлексию, а в эмоциональном — доброжелательность, толерантность, стимулирующие развитие.

Для каждого возраста существуют свои сказки, мы прочитываем их в жизни как минимум дважды — сначала в собственном детстве, а позднее, знакомя с ними своих детей.

Помогая переживать нормативные страхи, сказки помогают усваивать запреты. Невозможно все учесть, ответить на все «почему», рассказать массу страшных случаев из жизни окружающих, чтобы объяснить ребенку, почему нельзя делать все, что нельзя.

9 стр., 4074 слов

Проект : «Образ Лисы в русских народных сказках»

... Исследовать образ лисы в русских народных сказках. Познакомиться со сказками, в которых Лиса кого-то обманула. Прочитать русские народные сказки, в которых действует Лиса. Проанализировать, почему Лису в русских народных сказках называют Патрикеевной. Выявить сказочные черты характера Лисы. 2. Основная часть. 2.1. Образ Лисы в русских народных сказках. Образ Лисы в русских народных сказках имеет ...

А ведь многие сказки, согласно исследованиям этнографов и психологов, это свернутые описания древних ритуалов, отвечающих за жизненно важные формы поведения человека, формирующих у него продуктивное и адаптивное поведение и накладывающих запреты на вредные и опасные для человека и общества в целом поступки.

Список использованной литературы

https://liarte.ru/kontrolnaya/o-skazke-kolobok/

Исследование фольклора как формы народного творчества

Изучение фольклора как искусства слова привлекает внимание многих исследователей. Аникин В.П. в своем труде «Фольклор как искусство слова» обращает внимание на роль устного народного творчества в формировании национальной культуры. Пропп В.Я. в своей работе «Морфология сказки» анализирует структуру народных сказок и выявляет общие черты и особенности этого жанра фольклора.

Исторические источники народного творчества

Афанасьев А.Н. в своем сборнике «Народные русские сказки» представляет богатое наследие русского фольклора, уделяя внимание как изучению его в целом, так и конкретным примерам народных сказок.

Психологические аспекты народного творчества

Одним из важных аспектов изучения фольклора является его влияние на психологию человека. Люблинская А.А. и Мухина В.С. рассматривают вопросы детской психологии в контексте народного творчества и его влияния на развитие ребенка.

Фольклор и реальность

Беркинблит М. и Петровский А.В. обращают внимание на взаимосвязь фольклора с реальностью, проявляющуюся в его отражении социокультурных явлений и ценностей общества.

Подводя итог, изучение фольклора как формы народного творчества является важным аспектом понимания и сохранения культурного наследия народа. Работы ученых, посвященные этой теме, представляют ценный материал для дальнейших исследований в данной области.