Фольклор в физическом воспитании дошкольников

Контрольная работа

Физкультурно-оздоровительное направление работы российских детских садов всегда составляло одну из наиболее важных и сильных сторон их деятельности. В осуществлении этого направления помогают программы по физическому воспитанию дошкольников. На современном этапе разрабатываются и получают распространение программы физического воспитания нового поколения.

С 1995 года в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» каждое ДОУ имеет возможность выбирать комплексную программу, а каждый педагог — специализированную. Важно отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.

Следует признать, что в настоящее время одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы детских образовательных учреждений избранных элементов технологий спортивной тренировки.

Одним из актуальных вопросов на современном этапе является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путём нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.

Теоретические основы. Фольклор в физическом воспитании дошкольников.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека.

Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья.

23 стр., 11293 слов

Экспериментальная работа по развитию музыкального вкуса у младших школьников

... музыки ярких представителей национальных культур. Использование инструментов с целью развития ладового чувства обусловлено рядом причин. Среди учащихся младших классов есть немало детей ... тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой ...

Цель: Рассмотрение роли фольклора в физическом воспитании дошкольников.

Задачи физического воспитания дошкольников:

  • Оздоровительная — решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям. Широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня; наличие благоприятных условий для разнообразной двигательной деятельности.
  • Воспитательная — органически взаимосвязана с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.
  • Образовательная — обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств. Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья. Реализация этой задачи основана прежде всего на знании особенностей высшей нервной деятельности ребенка, других его физиологических особенностей, в частности нервно-мышечного аппарата, а также индивидуальных проявлений в развитии детей. Знание этих факторов позволяет выделить основной принцип подбора и назначения упражнений, определить соответствующие целевые установки.

Что же такое фольклор?

Фольклор — это:

1) устно-поэтическое народное творчество;

2) комплекс словесно-музыкальных, игровых (драматических) и музыкально-хореографических видов народного творчества;

3) народная художественная культура в целом (включая изобразительное, декоративно-прикладное искусство).

Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определённых условий:

  • Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения, а также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
  • Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
  • Большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.
  • Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
  • Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80% .

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении являются физкультурные занятия.

Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающее упражнение «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса – всему краса» – ходьба с гордой осанкой).

20 стр., 9741 слов

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

... развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок. Решение проблемы является целью исследования. Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: сказки как средство развития связной речи старших дошкольников. Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок ...

Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физических занятий:

1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений можно использовать 10 — 15 потешек или загадок двигательного характера или можно задействовать сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками и загадками. Так, например, при выполнении общеразвивающего упражнения «Совушка-сова» (и. п. — основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку:

«Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит»

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуем подбирать несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие.

Для выполнения общеразвивающего упражнения «Змейка» (и. п. — седеть на пятках, кисти в замок: медленно встать на колени — потянуться) можно использовать загадку:

«Вьется, извивается,

На солнце переливается.

Как зашипит,

Убегать всем велит»

Отгадав загадку про белку(«Быстрый, маленький зверек,

по деревьям скок-поскок»), дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

При проведении основных движений рекомендуется использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «Колобок». «Колобок покатился по тропинке» — катание мячей двумя руками на расстояние 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания! «Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» — ползание на ладонях и ступнях.

На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Также на занятии можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего это сказки о животных, например «Теремок», «Гуси-лебеди», и волшебные сказки: «Царевна-лягушка» и др. В работе можно использовать и авторские сказки (С.Я. Маршак. «Кошкин дом», Г. — Х. Андерсен. «Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками.

9 стр., 4010 слов

«Обучение детей сочинению сказок» методическая разработка по ...

... Таким образом, используя предложенные методы можно существенно разнообразить процесс обучения сочинению сказок. Приложение к сообщению по теме «Обучение дошкольников сочинению сказок» Алгоритм использования упражнений по развитию творческих способностей детей 3-7 лет ...

2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.

Так, например, в заключительной части физкультурного занятия «У бабуси были гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:

Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке,

И гордится гармонист:

Я га-га-га-голосист!

На занятиях могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия («Путешествие с Лесовичком», «Праздник Весны», «Ярмарка»).

3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок игр – драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.

Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок — золотой гребешок».

Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка «Заюшкина избушка»).

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Например, занятия «Строим теремок для зверят», «Зайкины слезки», «Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

4. Музыкально — ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, игра и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле березонька стояла». А под мелодию лирического танца дети выполняют общеразвивающее упражнение «Красны девицы». Это занятия на темы: «Русские узоры», «Праздничный концерт» и т.д

5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно использовать такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу» и т.д. Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например, занятия «Делу время — потехе час», «Богатырская наша сила», «Скоморошьи забавы» и др.