КИМ по русскому языку для 6 класса (УМК Разумовской)

Контрольная работа

Оценочные материалы по русскому языку 6 класс (УМК Разумовской)

1 полугодие

Контрольная работа №1, Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)

(базовый уровень)

Лето в тундре.

Коротка летняя пора в тундре. В мае в тундре еще летают метели, по ее бескрайним просторам несутся буйные ветры. Потом вдруг исчезает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.

Сколько птиц слетается летом в тундру! Здесь им не нужно беспокоиться о еде. Мошки и комары сами им в рот летят. На бескрайних равнинах, на берегу ярких озер птицы могут спокойно откладывать яйца и высиживать птенцов. Они вырастят их и улетят вместе с ними за далёкие горы, леса и моря.

Быстро проходит лето. Наступит день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Начнется долгая полярная ночь, и только пурпурные сумерки осветят землю.

Грамматическое задание.

1 вариант

1.Сделать синт. разбор 2 предложения 1 абзаца ( В мае…).

2.Сделать фонетический разбор слова: собирается.

3.Найдите и напишите предложение с однородными членами предложения из текста, создайте схему.

2 вариант

1.Сделать синт. разбор 3 предложения 1 абзаца ( Потом вдруг…).

2.Сделать фонетический разбор слова: распускаются.

3.Найдите и напишите предложение с однородными членами предложения из текста, создайте схему., Контрольная работа №1., Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной)

(повышенный уровень)

Когда мы охотились на Урале, мы ходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить весь день с ружьем по этой зеленой пустыне — удовольствие, известное только охотникам. Вы встаете на рассвете и уходите вечером, так что еле добираетесь до семейной хижины.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая соединяет центр и горный водораздел. Реки Европейского бассейна текут от него в одном направлении, а Азиатского бассейна — в противоположном. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.

4 стр., 1795 слов

Сложноподчинённые предложения

... разбор сложноподчинённого предложения. 4. Написать диктант и сочинение на «4». На «3»: 1. Знать определение сложноподчинённого предложения. Привести примеры. 2. Знать виды сложноподчинённых предложений, уметь составлять схемы сложноподчинённых предложений. 3. Уметь находить в тексте сложноподчинённые предложения ...

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Грамматическое задание

1.Выписать 1-2 слова со следующими орфограммами:

  • А) проверяемая гласная в корне слова;
  • Б) непроверяемая гласная в корне слова;
  • В) чередующаяся гласная в корне слова;
  • Г) непроизносимая гласная в корне слова;
  • Д) безударные гласные в окончаниях существительных и глаголов.

2. Разобрать по составу слова: доберешься, связующим, наслаждение.

3. Обозначить части речи в первом предложении.

Контрольная работа №2., РР Сочинение-повествование «Мало ли что можно делать в лесу (в поле, в горах, на реке, на море)»., По разделу «Что мы знаем о тексте»., Учебник. Упражнение 81.

Цель: проверить, умеют ли студенты самостоятельно разъяснять тему и основную идею эссе и решать задачи, связанные с выбором стиля речи, типов речи, языковых средств. Задача: используя материалы упр. 80, создать текст повествование, используя рабочие материалы.

Словарный диктант

(упражнение №134)

(базовый уровень)

  1. Мы купили шкаф-купе. Брат объездил полстраны. В зоопарке нас заинтересовали обезьяны. Горнолыжники готовились к соревнованиям. Облака стремительно неслись на север-запад. Друзья понимали друг друга с полуслова. Оставалось пол-ящика апельсинов. Утешительная метеосводка обрадовала альпинистов.

(повышенный уровень)

  1. Поддаваться уговорам, конструировать модель корабля, участвовать в репетиции, хранить верность отечеству, показать иллюстрации к книге о Санкт –Петербурге, олицетворение как изобразительный приём, решительные действия, грустное настроение, фарфоровая посуда, фаянсовая чашка, предавать

забвению.

Контрольная работа №3, Вариант № 1

(базовый)

1. Произведите морфемный разбор слов.

Гитарист, стул, подоконник, голод, собеседник, чаевые, лиса, ноготки, собака.

2. Запишите по одному примеру на каждую словообразовательную модель.

1) под ник 2) без иц а 3) чик , 4) инк а,

5) ушк а, 6) со ник , 7) онк а ,

3. Приведите по три слова, образованных указанным способом.

1) +

2) + +

4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки.

1) Серебриться, серебро, серебрить.

2) Шёлк, шелковистость, шелковистый, шёлковый.

3) Грустноватый, грусть, грустный.

4) Окончить, окончание, конец, окончательный.

5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки., Разберите слова по составу.

1) гитара … гитаристка;

2) шелк … … шелковистость.

6. Запишите слова в 3 столбца: в 1 — сформированные префиксным методом, в 2 — суффиксом, в 3 — префиксом-суффиксом. Выделите корень в словах.

Холм, бугор, переносица, одноклассник, домик, невезение, снегирь, подбородок, палец, подводная лодка, колонна, подберезовики.

5 стр., 2431 слов

Мини значение морфем в словах русского языка

... часть слова без флексий. Основа может состоять только из корня (пе-ть) или из корня и аффиксов (подпева-ть). Формообразующие морфемы (флексии) служат для образования форм слова и делятся на ... также неизменяемые существительные: кофе, метро и прилагательные: беж,хаки. Приставка Запомни: Слово не может состоять только из приставки. Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня, например ...

Вариант № 2

1. Произведите морфемный разбор слов.

Велосипедист, палец, подводная лодка, безработный, однокурсник, береза, локоть, юбка, подбородок.

2. Запишите по одному примеру на каждую словообразовательную модель.

1) ость , 2) со ник , 3) онк а, 4) изн а ,

5) щик 6) без иц а. 7) ушк а,

3. Приведите по три слова, образованных указанным способом.

1) +

2) + +

4. Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки.

1) Округлый, круг, круглый.

2) Интересовать, интерес, заинтересоваться, заинтересовать.

3) мучнистый, мука, мучной.

4) Приготовить, готовить, готовый, приготовление.

5. Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки., Разберите слова по составу.

1) аптека … аптекарский;

2) масло … … маслянистость

6. Запишите слова в 3 столбца: в 1 — сформированные префиксным методом, в 2 — суффиксом, в 3 — префиксом-суффиксом. Выделите корень в словах.

Норка, нависающая, подводник, сослуживец, служащий, дворник, прадед, подснежник, снегирь, брат, подберезовики, стол.

Контрольная (комплексная) работа

по русскому языку за 1 четверть

2016/17учебного года

для учащихся 6 класса (№3)

Все задания разделены на три уровня сложности (А, В, С)Уровень А-базовый, уровень В -более сложный(дать ответ или привести примеры), уровень С- повышенный (записать развёрнутый ответ).

А. 1.Списать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. (макс.10 баллов, снимается 0,5 балла за каждую ошибку)

Из жизн… А. М. Горького.

А. М. Горький родился на Волг…, в Нижнем Новгород…. Мальчик рос у бабушк… и дедушк…. Бабушка сумела передать Алёш… (не)нависть к (не)правде, жестокости и злу. Алёша сам заботился о своём образовани…, много читал. С восьми лет он начал работать. Сначала помощником в магазине обув…, потом поварёнком, сторож…м, посудником на пароходе, гру…иком на пристан….

В. 2 Выпишите 3 существительных, образованных суффиксальным способом, укажите в них суффиксы.(макс.20баллов)

(на) пароходе.

4. Выпишите 2 нарицательных существительных.

5. Выпишите 2 собственных существительных.

6. Выпишите существительное с орфограммой «Буквы ч, щ в суффиксе -чик(-щик), обозначьте в нём орфограмму.

7. Выпишите 2 существительных, имеющих только форму единственного числа.

8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных:

место, дело, яблоко, крыша.

9. Приведите примеры существительных общего рода — 3 слова (не из текста)

10. Приведите примеры несклоняемых существительных — 3 слова (не из текста).

11. Напишите 5 разносклоняемых существительных (не из текста).

С. Настоящая фамилия писателя Горького – Пешков. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: почему он взял такой псевдоним? (до 5 баллов)

Шкала оценивания

Оценка «5»- 35- 29 б.

6 стр., 2563 слов

Способы образования самостоятельных частей речи

... винодел). Прилагательное Прилагательные в русскому языке образованы приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами, сложением, в том числе сращением. Аффиксальные способы образования прилагательных 1. Приставочным способом прилагательные образуются от прилагательных; этот способ является одним из самых продуктивных при образовании слов ...

Оценка «4»- 28-22 б.

Оценка «3»-21-16 б.

Контрольная работа № 4, Изложение «Связанные корни»

Подробное изложение с творческим заданием. Связанным с преобразованием структуры научного рассуждения.

Цель работы: 1)проверить, какой мере учащиеся овладели стилем научного рассуждения;2)научить активно пользоваться знаниями о строении типа речи- рассуждение.

Корень – это главная, обязательная часть слова (тезис).

Именно корень выражает основное значение слова(аргумент).Сравним слова дом и дом-ик : суффикс обозначает размер- маленький, а корень- сам предмет; бежать и при-бежать :прставка обозначает «приближение». А корень – само действие ( пример).

Но так бывает не всегда (тезис).

Возьмём глаголы обуть и разуть . В них чётко осознаются приставки об — и раз- , показатель неопределённой формы – ть . Где же корень? Корень –у-. Этот корень выделяется как остаток после выделения префикса и других словесных указателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример).

Такие корни, которые используются только в сочетании с приставками и суффиксами . называют связанными, отличая их от «обычных» свободных корней (вывод)

(105 слов)

(По Е.Земской)

Но так бывает не всегда.В русском языке есть корни , которые ….; их называют…), Контрольная работа № 5, Вариант № 1

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;

2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;

3) предпраздничный, приличный, путепроводный;

4) некрепкий, необычный, нейтральный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Вагонный, влажный, важный;

2) беседочный, беловатый, бледный;

3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;

4) ветеранский, вещественный, вишневый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ов-?

1) Персик, стекло, ухаб;

2) родник, пробка, остановка;

3) лозняк, кустарник, подорожник;

4) калина, леденец, хвала.

4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Безвинный, предвечерний, безветренный;

2) поверхностный, довоенный, безвластный;

3) прибрежный, надомный, беззаботный;

4) загородный, застенчивый, заводской.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;

2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;

3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный;

4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.

6. Для этих прилагательных выберите существительные, которые имеют подходящее значение.

1) Еловый;

2) елочный;

3) запасной;

4) запасливый.

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис.

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

14 стр., 6988 слов

Стилистические и грамматические характеристики прилагательных ...

... речи. Имена прилагательные очень часто выполняют роль эпитетов, а следовательно, и эмоционально-экспрессивная окраска речи напрямую зависит от них. Если рассматривать сложные прилагательные, то они ... применения. Осуществление поставленной цели нуждается в решении ряда определенных задач: 1. Изучить основы теории сравнительных прилагательных в русском языке. 2. Исследовать стилистические возможности ...

D) (Бело)снежная скатерть

E) (Научно)фантастический роман

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно.

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

D) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

С) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

Е) (Северо)восточный округ

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

D) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

11. Восстановите словообразовательные цепочки. Выделите во всех словах морфемы.

1) Цирк … циркаческий;

2) корысть ……бескорыстность;

Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.

(По С.Т. Аксакову)

Раскройте скобки, объясните свой выбор.

Бледно(лиловый), синие(пресиние), желто(серое), русско(английский), трудно(доступная), северо(западное), вечно(зелёный), трудо(любивый), длинно(ногие), документально(художественный), железно(дорожный), бело(снежные), лесо(посадочный), ярко(красный), средне(суточная), тёмно(синий), тридцати(градусный), химико(биологический), вагоно(ремонтный), десяти(летний).кисло(сладкий).

Вариант № 2

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Подгорный, перегорелый, подготовительный;

2) пригородный, раздражительный, закарпатский;

3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;

4) разгрузочный, распределительный, растительный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Паровозный, лимонный, асфальтный;

2) барский, бархатистый, двухведерный;

3) венный, вельветовый, великодушный;

4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян- ?

1) Кость, ветер, пар, время;

2) изба, глина, печь, путь;

3) волос, нефть, клад, чай;

4) крупа, дрова, лед, овес.

4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Настенный, безграмотный, запасливый;

2) подшефный, нагрудный, поштучный;

3) послеобеденный, безграничный, пречестный;

4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Североморский, многодетный, морозобойный;

2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый;

3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;

4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.

6. Для этих прилагательных выберите существительные, которые имеют подходящее значение.

1) Невинный;

2) невиновный;

3) высокий;

4) высотный.

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

4 стр., 1985 слов

Контрольная работа «Причастие» тест по русскому языку (7 класс)

... была интересна. Я прочитал книги взятые в библиотеке. Никто не услышал прозвучавшего в лесу выстрела. Приведённые в сочинении факты сделали его убедительным. А4. В каком предложении границы причастного оборота определены верно? 1)Холодом тянуло от глыбы ...

С) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

Е) (Древне)русский

Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Прямо)линейный разговор

В) (Тёмно)бордовый цвет

С) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

В) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

11. Восстановите словообразовательные цепочки. Выделите во всех словах морфемы.

1) мерить … примерка;

2) цена ……бесценность

12. Напишите мини-сочинение о другой птице.

Летом сороки собирают сосновых гусениц и насекомых, которые грызут листья на деревьях.

Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.

(По И.Заячниковскому)

13. Раскройте скобки, объясните свой выбор.

юго(восточный),

Ключи

Критерии оценки этого теста, задание С1-10 1 балл за правильный ответ — максимум 10 баллов.

11 задание 1 балл за каждый правильный ответ-2 балла макс.

12 задание-текст 10 баллов макс.(снимается по 0,5 балла за каждую допущенную ошибку )

13 баллов – 10 баллов макс.(снимается по 0,5 балла за каждую допущенную ошибку )

Итого макс. кол- баллов 32 балла, Шкала оценивания

«5»- 32-28 баллов

«4» — 27-23 балла

«3»- 22-18 баллов

«2»- ниже 18 баллов

Словарный диктант

(ЗСП -7)

Президиум, президент, престол, предать, предел, презирать. прекратить, препятствие, пререкаться, пресмыкаться, престиж, престижный.

Контрольная работа № 6, Изложение текста (с экспрессивным повтором) « Тоска по Москве»

(текст с заданием см. в учебнике. Упр.287)

Цель: проверить умение учащихся сохранять при пересказе основную мысль текста, композицию рассказа, типологическое строение рассказа, его абзацное членение, стиль речи, языковые средства, характерные для текста

1.Герой рассказа Ричи Достяна «Два человека», мальчик Васька, родился и вырос в Москве. У него умерли мать и отец. Бабушка увезла его к себе – в маленький подмосковный посёлок. Прочитайте отрывок из данной повести. Определите стиль речи. Озаглавьте отрывок.

Валька тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит., Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах.

Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже, чего раньше очень не любил. Мне не нравилось находиться на улице, когда все приходили с работы и было так много людей, что ходить было темно, все, что вы видите, — это портфели и сумки для покупок. Если вам повезет и вы встретите собаку, вы ее совсем не увидите: будет мелькать либо нос, либо хвост.

Лучше всего на улице ранним утром. Волнующе пахнет политым асфальтом. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно всё на витринах, а главное, машины видны. Какое наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все пройдут!

2 стр., 817 слов

Баллов* Напишите мини- (250 слов): Нужна ли интеллигентность в современном мире?

... воспитать в себе каждый. И не просто может, а должен воспитать для того, чтобы построить свою жизнь достойно и честно. Нужна ли современному человеку интеллигентность Многие люди отождествляют понятие «интеллигентность» ... терпимо, с уважением и пониманием относиться к людям и к окружающему миру. Интеллигентность нужна человеку в любых обстоятельствах, как ему самому, так и окружающим его людям. Для ...

2.Понаблюдайте за построением и связью предложений; выделите все случаи повторов, оцените их уместность.

3.Напишите по этому тексту презентацию, сделайте речь автора эмоциональной., Контрольная работа № 7

(Диктант с грамматическим заданием)

ЛЕСНОЕ ПОВОДЬЕ

Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места. Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и там сидят в ожидании спада воды. Зайцы бегут из воды или собираются большими группами на холмах, которые еще не затопила вода. Здесь зайцам чаще всего удается переждать половодье.

Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке зайцы становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.

Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

По В.Пескову

( 101 слово )

Грамматические задания.

1. Составьте предложения с глаголами:

  • гордиться, гордится;
  • приготовится, приготовиться.

2. Выпишите из текста

2 глагола совершенного вида

2 глагола несовершенного вида

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант: Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

II вариант: Мыши спасаются на корягах и в птичьих гнездах.

  1. Произведите морфологический разбор слова:

I вариант: гонит

II вариант: спасаются

2 полугодие

Контрольная работа №8

(проверочная работа по теме «Причастие»)

Базовый уровень, Вариант № 1

  1. Причастия изменяются:

1) по родам; 2) по падежам и числам; 3) по падежам, числам и родам.

  1. Из словосочетаний выпишите в 1 столбик причастия, во 2 прилагательные.

Поющие птицы, прекрасный цветок, рабочий прибор, мальчик, читающий, еловая ветка, необработанный пруд, холодный дождь, первые листья, освещенная лестница.

  1. Замените словосочетания с причастием сочетанием который + глагол, от которого образовано причастие.

Поющие птицы, крашеный пол, разноцветный газон, посаженные деревья, бегущая лошадь, открытое окно.

  1. Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова: 1) за чернеющим лесом; 2) чернеющему вдали; 3) летающий шар.

    7 стр., 3027 слов

    Исследовательская работа «Роль восклицательных предложений в тексте»5 кл

    ... ну просто ни одного нефальшивого слова. (По Г. Щербаковой) Фрагмент сочинения: Одна из функций восклицательных предложений это усилений эмоционального воздействия на читателя. Именно поэтому Г.Щербакова использует ... донести до читателя не только смысл написанного, но и заставить его испытать некие чувства. Поэтому роль использования им восклицательных предложений трудно переоценить. Ведь одна и ...

  2. Причастный оборот – это…

1)причастие с определяемым словом; 2)причастие с зависимыми словами; 3) два причастия

  1. Какой схеме соответствует предложение: «Город засыпанный снегом выглядел чистым» (запятые не проставлены). 1) …Х,|~ |. 2) Х,|~ |,… 3) |~ |Х…

  2. Найдите причастный оборот в предложении: «Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными ». 1) слова имеющие; 2) имеющие несколько значений; 3) слова называются; 4) называются многозначными.

  3. Определите синтаксическую роль причастия в предложении: «Поля, засеянные пшеницей, дали добрые ростки». 1) является обстоятельством; 2) является сказуемым; 3) является определением; 4) является дополнением.

  4. Спишите предложения, расставьте пропущенные запятые. Графически выделите причастные обороты.

Построенный еще до войны дом был разрушен.

2. Привлеченные светом бабочки кружились у фонаря.

3. Уставший после долгого перехода он быстро уснул.

4. Пронзительный крик раздавшийся во тьме затих., Вариант № 2

  1. Причастия изменяются:

1) по падежам, числам и родам; 2) по падежам и числам; 3) по родам.

  1. Из словосочетаний выпишите в 1 столбик причастия, во 2 прилагательные.

Горячий чай, усталый рабочий, спелые колосья, белый снег, растущее дерево, первые цветы, дымящаяся картошка, горный хребет, улетевшая птица.

  1. Замените словосочетания с причастием сочетанием который + глагол, от которого образовано причастие.

Усталый рабочий, чернеющий лес, приближающиеся облака, посаженные деревья, летающий комар, вымытый стол.

  1. Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова:

1) под упавшей березой; 2) упавшей от ветра; 3) играющий ребенок.

  1. Причастный оборот – это… 1) причастие с зависимыми словами; 2) два причастия; 3) причастие с определяемым словом.

  2. Какое предложение соответствует схеме |~ |Х… : (запятые не поставлены)

1) Большие светлые глаза горевшие огнем были серьезны. 2) Горы поросшие деревьями подняли свои вершины к небу. 3) Стоящий все лето сухим лес загорелся.

  1. Найдите причастный оборот в предложении:

«Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными ».

3 стр., 1117 слов

Рассуждение , связанную с анализом текста (толкование значения слова)

... понятие можно на примере текста (на примерах из текста). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса). Предложение … подтверждает мысль ...

1) слова имеющие; 2) имеющие одно лексическое значение; 3) слова называются; 4) называются однозначными.

  1. Определите синтаксическую роль причастия в предложении: «Посаженные школьниками розы распустились вместе весной». 1) является обстоятельством; 2) является сказуемым; 3) является определением; 4) является дополнением.

  2. Спишите предложения, расставьте пропущенные запятые. Графически выделите причастные обороты.

1. Измученные долгими занятиями мы не могли ничего решить.

2. Стол стоящий посредине комнаты мешал всем.

3. Все разрисованные разноцветными красками дети выглядели нелепо.

4. Стоявший около дома автомобиль мигнул фарами., Ключ к контрольной работе по теме «Причастие» базовый уровень, Повышенный уровень, Вариант № 1, Прочтите текст и выполните задания.

(1) В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым…

(2) Время, проведённое в Крыму, представлялось ему непрерывным утром, когда воздух, отстоявшийся за ночь в водоёмах горных долин, так чист, что издалека видна роса, стекающая с листьев, и за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам. (3) Необъятные просторы воздуха лежали над южной землёй, сообщая краскам резкость и выпуклость. (4) Левитан с полной ясностью ощутил, что только солнце властвует над красками. (5) Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете. (6) Солнце и чёрный цвет несовместимы. (7) Чёрный цвет — это не краска, это труп краски. (8) Левитан решил изгнать после поездки в Крым со своих холстов тёмные тона. (9) Самое ценное — это чистые цвета. (По К. Паустовскому)

А1. Дайте верную морфологическую характеристику слову идущих (предложение 2).

1) прилагательное 2) глагол

3) причастие совершенного вида 4) причастие несовершенного вида

А 2. Обозначает ответ, который правильно указывает количество причастий в тексте.

1) 3 2) 4 3) 5 4) 6

А 3. Обозначает серию слов, в которых оба слова являются причастиями и имеют безударную гласную в корне.

1) ст…кающая, пров…дённое

2) непр. . .рывным, д.. .лин

3) несовм…стимы, л…жали

4) отст.. .явшийся, вп.. .рвые

А 4. Укажите слово, правописание которого соответствует правилу: «В страдательных причастиях, образованных при помощи суффикса -енн-, пишется две буквы НН».

1) камен…истым 2) цен…ое

3) видн…а 4) проведён. . .ое

А 5. Каким членом предложения является слово заключена (предложение 5) ?

1) сказуемое 3) определение

2) дополнение 4) обстоятельство

В1. Из второго (2) предложения выпишите причастие, в котором количество букв и звуков совпадает.

В 2. Определите способ образования причастия идущих (предложение 2).

Напишите название этого способа словообразования.

В 3. Найдите в тексте причастие, состоящее из приставки, основы, двух суффиксов и окончания. Напишите это причастие.

В 4. Найдите в тексте краткое страдательное причастие прошедшего времени. Напишите это причастие.

В 5. Найдите в тексте действительное(ые) причастие(я) настоящего времени. Напишите это(-и) причастие(-я).

В 6. Найдите в тексте полное (-ые) страдательное(..ые) причастие(я) прошедшего времени. Напишите это(-и) причастие(..я).

В 7. Укажите, какой вид имеет причастие ОТСТОЯВШИЙСЯ (предложение 2).

В 8. В следующем предложении из прочитанного текста все запятые пронумерованы. Запишите числа через запятые с отдельными сменами участия.

Время, (1) проведённое в Крыму, (2) представлялось ему непрерывным утром, (3) когда воздух, (4) отстоявшийся за ночь в водоёмах горных долин, (5) так чист, (6) что издалека видна роса, (7) стекающая с листьев, (8) и за десятки миль белеет пена волн, (9) идущих к каменистым берегам.

С1. Напишите эссе-рассуждение на лингвистическую тему: «Как отличить настоящие причастия настоящего и прошлого».

При написании эссе приводите примеры из прочитанного вами текста, указывая номера нужных вам предложений или используя кавычки. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Вариант № 2, Прочтите текст и выполните задания.

(1) В глубине между камней, вывороченных из земли, я увидел продолговатый, обитый по краям медью сундучок, несколько похожий на старинные футляры, в которых некогда хранились ценные охотничьи ружья. (2) Сундучок при падении, должно быть, сдавило камнями или землёй, и, когда я наклонился к нему, я разглядел трещину, пересекавшую его вдоль. (3) Я прикоснулся к сундучку. (4) Сундучок рассыпался. (5) Из него выкатился небольшой кожаный мяч, и появилась длинная синяя сумочка, плетённая из металлических колец. (6) Внутри сумочки что-то поблёскивало. (В. Иванов)

А1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова обитый из предложения 1.

1) прилагательное

2) причастие несовершенного вида

3) действительное причастие

4) страдательное причастие

А 2. В каком варианте ответа правильно указано количество причастий, имеющихся в тексте?

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

АЗ. Среди слов, взятых из текста, найдите такое, правописание НН в котором определяется правилом:

«В полных страдательных причастиях прошедшего времени, имеющих приставку, пишется две буквы НН».

1) выворочен…ых 3) цен…ые

2) старин. . .ые 4) плетён.. .ая

А4 В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых есть причастный оборот?, А. Предложение 1 В. Предложение З, Б. Предложение 2 Г. Предложение 5

1)АБВГ 2)АВГ 3)АБГ 4)БВГ

А 5. Каким членом предложения является причастие обитый (предложение 1)?

1) сказуемое 3) обстоятельство

2) дополнение 4) определение

В 1. Между фразами 2–5 найдите причастие, в котором количество букв и звуков одинаково. Напишите это причастие.

вывороченных

пересекавшую

В 4. Найдите пассивное причастие прошедшего времени между предложениями 2–5. Напишите это причастие.

В 5.Среди предложений 1—2 найдите причастие несовершенного вида. Напишите это причастие., В 6. Из первого (1) предложения выпишите причастия совершенного вида.

В 7. Найдите действительное причастие прошедшего времени в предложениях 1-2. Напишите это причастие.

В 8. В следующем предложении из прочитанного текста все запятые пронумерованы. Запишите число, обозначающее запятую в обособленном причастном обороте.

Сундучок при падении, (1) должно быть, (2) сдавило камнями или землёй, (З) и когда я наклонился к нему, (4) я разглядел трещину, (5) пересекавшую его вдоль.

С 1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Как отличить пассивное причастие от действительного».

При написании эссе приводите примеры из прочитанного вами текста, указывая номера нужных вам предложений или используя кавычки. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Ключ к контрольной работе повышенного уровня

Ответы.

Контрольная работа №9., Изложение «Как спасали крысу».

Цель: проверить умение учащихся сохранять при пересказе основную мысль текста, композицию рассказа, типологическое строение рассказа, его абзацное членение, стиль речи, языковые средства, характерные для текста

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

  • Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По оврагу трамвайного пути в гору суетилась мерзкая серая мышка. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъем.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

  • Замечательно, — в два приема сказала моя знакомая. — Я знала, что ты человек неравнодушный.

(По Б.Васильеву)

Контрольная работа №10., Сочинение в жанре рассказа с условным названием (на выбор «Однажды…» или «Наши проделки»)

Цель работы: проверить, усвоены ли учащимися сведения о композиции рассказа и языковых особенностях изобразительного повествования.

Задания к сочинению. Приходилось ли вам наблюдать какие – нибудь проделки или, наоборот, благородные поступки животных? Может быть . вы слышали об этом от кого- нибудь? Подготовьте историю для сборника рассказов под названием «Однажды..»(Случай из жизни животных)или выберите один эпизод и напишите рассказ о каких- либо своих проделках «Наши проделки» для сборника «Наши шалости». Ваше сочинение должно быть текстом художественного стиля; в нём повествование должно сочетаться с другими типами речи, к примеру, описанием. По композиции это должен быть рассказ с вступительной частью, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.

Контрольная работа №11., Диктант с грамматическим заданием по теме: «Причастие и деепричастие», Базовый уровень

Лебеди

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далёкого юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещённые зарёю розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружили над заливом, потом стали садиться на воду.

Ещё никогда не видел я такой чудесной, сказочной картины. Я сидел на маленьком островке, в своём шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшем мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

Грамматическое задание

1.Произвести синтаксический разбор предложений (1 вариант- 1 предложение (Засев однажды ); 2 вариант-7 предложение ( Изогнув длинные шеи).

2.Найти в тексте и обозначить причастные обороты.

3. Выполнить морфемный разбор слов: (1 вариант- шумя, вытянутые; 2 вариант-замечая, освещённые.

Повышенный уровень

Вставало солнце, растопляя сентябрьские туманы, расчищая небо. На земле снова начиналось лето. Так продолжалось в течение целой недели.

Опираясь на палку, выломанную из старой заброшенной засеки, шагал он лугами, сосняком, мысленно не переставая благодарить встретившуюся старушонку, открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.

Первую ночь он провел возле порожистой речонки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом, под звездами вошел у него в привычку. Питался он сухарями, размоченными в ручье, печеной картошкой, ягодами.

Он был по-настоящему счастлив. Никогда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, шорох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки, полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей, у него на глазах выступали слезы.

(122 слова) (По Ф. Абрамову)

Грамматическое задание

1.Произвести синтаксический разбор предложения (

2.Найти в тексте и обозначить причастные обороты.

3. Найти в тексте и обозначить деепричастные обороты.

4.Определите к какому типу речи относится этот текст, обоснуйте свой ответ., Контрольная работа №12., Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина».

(см. цветные вклейки №15 и упр.732,733 в учебнике)

Задания к сочинению. Чтение и анализ текста упр.№732, определение основной мысли, как её раскрывает автор Февчук. Какие типы речи использованы, почему и как их соединяет автор, обратите особое внимание на детали; каков способ связи предложений. Словарная со словом реликвия работа с толковым словарём.

Представьте себя экскурсоводом. Подготовьте текст экскурсии, опираясь и расширяя текст упр. .№732., Контрольная работа №13., Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

(см. цветные вклейки №5 и упр.360 в учебнике)

Задания к сочинению. Внимательно рассмотрите на вклейке

Контрольная работа №14., Итоговый диктант с грамматическим заданием

Качели придумали в глубокой древности. Они были почти у всех народов: и у китайцев, и у древних греков, и у жителей Прибалтики. Самые простые качели представляли собой верёвки, подвешенные между деревьями.

Сначала качели были магическим предметом. Древние люди считали, что, качаясь и приближаясь к небу, можно вымолить у богов хороший урожай.

Двести- триста лет назад в России уже были разные качели. Самые простые делали из доски, положенной на пенёк или обрубок бревна. Были качели и на верёвках. А по праздникам на площадях устанавливали круглые качели, похожие на современное колесо обозрения, только гораздо меньше.

(Примечание сообщается постановка тире между числительными)

Грамматическое задание, Все задания разделены на 2 уровня сложности (А, В) Уровень А-базовый, уровень В -повышенный, Уровень А-базовый

1.Озаглавить текст.

2.Найдие в тексте и обозначьте причастные и деепричастные обороты.

3.Какое из слов в тексте (7 предложение) имеет значение «отрубленный кусок дерева»., Уровень В — повышенный

1.Озаглавить текст и определить стиль речи (публицистический, разговорный, официально-деловой, научно – популярный)

2. Найдите в тексте и обозначьте причастные и деепричастные обороты.

3.Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос «В чём люди древние люди видели магию качелей?», Контрольная работа №15., Изложение «Речкино имя».

Цель: проверить умения сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста; строить развернутое описание состояния окружающей среды; использовать изобразительные и выразительные языковые средства, встретившиеся в исходном тексте.

Работали у нас топографы. Вымеряли дороги, ручьи, озера, а потом расспрашивали что и как называется, чтобы поставить на карте верные названия. Услыхали, что наша речка Хрустальной зовется, усмехнулись:

  • Хрустальная! Откуда ж такое название? Ведь ее переплюнуть можно. И тиной она заросла.

Сказали и ушли. А мы забеспокоились. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмут и назовут ее Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем… Обидно!

Любят у нас эту речку. Она ведь на самом деле бывает хрустальной.

Весною, после половодья, ранним студеным утром берега речки вдруг покрываются ледяными кораллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

Набежит ветер, качнет кусты и траву – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

А взойдет солнце – каждый столбик вспыхнет темным, фиолетовым, зеленым огнем. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах.

Вот какой у нас она бывает! Разве можно ее Болотным ручьем обозвать