Комплексная работа с текстом –

Сочинение

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Т.М. ПАХНОВА,

г. Москва


средство подготовки к зачетам, экзаменам, контрольным заданиям

9 – 11-е классы

с текстом

в течение всего учебного года

Когда учитель отбирает текст для анализа, для комплексной работы на уроках русского языка, он должен непременно принимать во внимание, что далеко не любой текст может выдержать «нагрузку» пристального внимания к каждому слову, каждому предложению. Уместно вспомнить мнение Л.В. Щербы о том, что следует анализировать тексты – «безукоризненные образцы».

Если в процессе комплексной работы к одному тексту предлагать много заданий, то ученик может выбрать из них те, которые для него особенно интересны, полезны. И в то же время число заданий к тексту можно увеличить, поэтому полезно предлагать самим школьникам:

Самостоятельно сформулируйте на основе этого текста задания – упражнения тестового характера.

– Сформулируйте несколько вопросов, заданий, направленных на повторение: а) фонетики, б) лексики, в) орфографии и т.д.*

I. Прочитайте отрывок из предисловия поэта Л.Озерова к книге его стихотворений. Какова тема текста?

Неведомый друг – читатель, открывая книгу поэта, его лирический дневник, может узнать о нем больше, чем из подробной автобиографии. Такова поэзия. Считаю и для себя верным правило: «Слова поэта суть уже дела его». <…>

  • Поэзия всегда была для меня особым поприщем, которое Каролина Павлова назвала «святым ремеслом», а Илья Сельвинский – «службой крови». Таковой и буду почитать ее до конца дней моих.

Многое в творчестве поэта продолжает оставаться тайной для него самого. Но одно несомненно: поэзия растворена в жизни, как соль в море, надо только уметь почувствовать это и выразить в слове.

Прожитые годы не утомили моей жажды творить и искать, а горький опыт не перечеркнул моего удивления перед чудом жизни: перед ранним утром, пшеничным колосом, перелетом птиц, лесной опушкой, перед школьниками, 7 идущими на урок…4

1. Укажите ключевые слова текста.

2. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

3. Докажите, что это текст публицистического стиля.

поприще, автобиография

5. Произведите культуроведческий анализ текста. В случае затруднений обратитесь к справочникам, к словарям. Запишите предложения:

6 стр., 2700 слов

Связь фольклора с текстом "Слова о полку Игоревым"

... связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым». Задачи: Проанализировать статью В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» и русская народная поэзия»; Найти изобразительно-выразительные средства, относящиеся к народному творчеству. 1. Фольклор и «Слово о полку Игореве» Устное народное творчество - источник, из которого «Слово о полку Игореве» ...

Каролина Павлова – это…

Илья Сельвинский – это…

6. Какими примерами из текста можно подтвердить правило постановки двоеточия и тире?

7. Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением. Составьте схему сложного предложения с разными видами связи.

8. Выполните разные виды разбора.

9. Напишите сочинение на одну из тем, используя в качестве названия темы строки из текста Л.Озерова:

а) «Слова поэта суть уже дела его».

б) Поэзия растворена в жизни, как соль в море.

в) Многое в творчестве поэта продолжает оставаться тайной.

II. Зрительный диктант.

ВМЕСТО РЕЧИ

Пренебрегая словесами,

Жизнь убеждает нас опять:

Талантам надо помогать,

Бездарности пробьются сами.

(Л.Озеров)

1962–1970

III. Подготовьтесь к свободному диктанту .

«Дневник душевного состояния» – такое определение дал Гете поэзии. Мне думается, определение это верно 2 . Строки стихов,7 передающие все степени радост ного возбуждения или неисчи слимые оттенки горест ной подавленности, складываются в своего рода лирический дневник.

Строки этого дневника могут склад ы вать ся и подчас складываются в летопись5 «душевных состояний» поэта, сознающего,7 однако, что он вовсе не нянька собственной души.4 Напротив, он стремитс я выйти из сугубо личных ощущений, почувствовать время и современника, дерзост но встать над собой, ко снуть ся крыльями потолка или неба – что кому дано.

Встать над собой, но не перестать быть собой…

(Л.Озеров)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Какие слова входят в тематическую группу «Поэзия»?

3. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами.

4. Какова роль в тексте вводных слов?

однако, напротив

6. Замените в третьем предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции. Составьте схему сложного предложения.

7. Выполните разные виды разбора.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы.

IV. Найдите лишнее:

3 стр., 1250 слов

Маяковский: о поэте и поэзии (WinWord 98)

... слова на сознание, чувство, действия масс и составляют важную черту «творческой лаборатории» Маяковского. Поэт вспоминал о традициях трубадуров и декламаторов. Но и характер, и назначение, и ... поэта и поэзии в стихотворениях 1918-1921 годов от более поздних. Ранние стихи оптимистичны. Лозунги, призывы, бодрость голоса и ... колеса паровоза, поднимать в бой полки настоящей армии: Все совдепы не сдвинут ...

а) радостный, горестный, дерзость, чувство;

  • б) создающий, передающий, коснувшийся.

V. Что значит, по вашему мнению, «не перестать быть собой»? Напишите об этом.

VI. Запишите поэтический текст. Укажите средства художественной выразительности.

Под парусом гусиного 2 пера

Плыл стих. Была осенняя пора.

Куда спешить? Дожди неумолимы.

Трещит камин. И осени, и зимы

Нужны творцу. Ему несносен зной

И суета. Над синей белизной

Бумаги писчей строятся виденья,

И первая строка стихотворения

По первопутку в поисках добра

Идет, плывет под парусом пера.

(Л.Озеров)

1966

1. О чем это стихотворение?

2. Как соотносятся начало и конец текста?

3. Какие слова употребляются в переносном значении?

4. Выполните разные виды разбора.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению.

VII. Найдите лишнее:

а) спешить, строить, трещать, плыть;

  • б) осенняя пора, учиться пора, счастливая пора.

VIII. Прочитайте отрывок из статьи Д.Гранина «Священный дар». Объясните смысл названия.

С годами все чаще 3 тянет к пушкинским стихам, к пушкинской прозе. И к Пушкину как к человеку. <…> Чем больше вникаешь в подробности его жизни, тем радостней3 становится от удивительного душевного здоровья, цельности его натуры.

Для каждого писателя Пушкин – удивительный пример нестареющего мастерства…

Для Пушкина гений сохраняет 6 древний смысл души, ее творческую крылатость. Гений – это не только степень таланта, но и свойство его – некое нравственное начало, добрый дух.

Слово гений ныне обычно связано6 с великими созданиями, изобретениями, открытиями. Конечно, в законе относительности нет ничего ни нравственного, ни безнравственного2 . Наверное, тут следует разделить – открытие может быть гениальным, но гений – это не только само открытие1 . В пушкинском Моцарте гениальность его музыки соединена6 с личностью, с его добротой, доверчивостью, щедростью. Моцарт готов восторгаться всем хорошим, что есть у Сальери. Он свободен от зависти. Он открыт и простодушен. <…>

  • Из всей галереи гениев человечества – ученых, поэтов, художников, мыслителей – Пушкин выбрал именно Моцарта. Выбор, поразительный своей безошибочностью…

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

творческая крылатость, душевное здоровье

3. Подберите синонимы к наречию ныне . Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?

4. Запишите первый абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте. (Первый абзац является началом статьи, зачином текста.)

5. Укажите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте?

6. Составьте схему сложносочиненного предложения.

7. Выполните разные виды разбора.

8. Объясните орфограммы и пунктограммы.

9. Подготовьтесь к выразительному чтению.

12 стр., 5942 слов

Комплексная работа с текстом (9 – 11 кл.)

... Произведите фонетический разбор одного из слов. 2. Объясните орфограммы и пунктограммы. 3. Выучите отрывок наизусть, запишите по памяти. X. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. Историк и поэт ... начало и конец текста? Какие слова употребляются в переносном значении? Выполните разные виды разбора. Подготовьтесь к выразительному чтению. VII. Найдите лишнее: а) спешить, ...

IX. Подготовьтесь к выразительному чтению. Составьте схему предложения .

О, где б судьба ни назначала

Мне безымянный 6 уголок,

Где б ни был я, куда б ни мчала

Она смиренный 5 мой челнок2 ,

Где поздний мир мне б ни сулила,

Где б ни ждала меня могила,

Везде, везде в душе моей

Благословлю моих друзей…

( А.С. Пушкин. Из «Путешествия Онегина». 1829)

1. Выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи. Произведите фонетический разбор одного из слов.

2. Объясните орфограммы и пунктограммы.

3. Выучите отрывок наизусть, запишите по памяти.

X. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложений.

Историк и поэт исследуют прошлое по-разному 6 . Но если оба работают смело, талантливо, добросовестно, то они не противоречат, а дополняют друг друга. И помогают друг другу в постижении5 истины. Иногда историк не соглашается с поэтом, спорит, остепеняет его буйную фантазию холодным огнем факта. Зато поэт умеет в сухую строку документа вдохнуть жизнь. Ведь не только скупые факты, краткие описания, даты и имена летописных сводов и архивных документов составляют народную историю, но и многое из того, что подчас невозможно3 найти в лаконичном архивном документе. Это живая речь, живой рассказ, предание, легенда, былина и,7 наконец, народная песня.

(В.Лазарев)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Какие слова употребляются в переносном значении? Выпишите словосочетания с этими словами.

предание, легенда

лаконичный

5. Используя примеры из текста, расскажите о текстообразующей роли союзов.

6. Объясните орфограммы и пунктограммы.

7. Выполните разные виды разбора.

XI. Подготовьтесь к свободному диктанту.

Историк и поэт. Разными путями и с разных сторон постигают они истину. История – социальная память человечества. Это опыт тысячелетий 7 , спресcованный2 в летописи и старинные2 документы, в пожелтевшие3 газетные листы и в страницы исследований. Без истории нет человечества. Ведь человек, утративший воспоминания,7 тяжко болен.

Ученый и художник находят разные методы познания истины. Клио – древнегреческая 6 муза истории – только по старой памяти числится в свите Аполлона. История ушла от искусства, стала наукой, у нее теперь1 другой язык и другой строй мыслей.

Художник видит целое через деталь, она для него так же важна, как целое. Боль одного не заслонена от художника счастьем миллионов. Наука же тем и наука, что целое для нее важнее 3 , чем частное. Историк видит деталь через целое. Конкретное для него – только подпорка в системе доказательств. Если говорить обобщенно, сфера науки – разум, сфера искусства – чувство.

(В.Кобрин)

1. Определите тему, основные мысли текста.

8 стр., 3874 слов

С1. Напишите по прочитанному тексту

... нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант №15 Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3; В1 — В8; С1. (1)«Всё у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. (2)Только время, ускользающее и ... 81. Каким способом образовано слово чужеродным в предложении 10? 82. Из предложения 20 выпишите все частицы. 83. Из предложения 1 выпишите словосочетания с подчинительной свя­зью ...

2. Докажите, что это текст. Какова роль первого и последнего предложений?

3. Как осуществляется связь между предложениями третьего абзаца?

постигать

летопись, свита

6. В каком значении употребляется слово язык (второй абзац)?

7. Выпишите несколько словосочетаний с причастиями. Разберите одно из словосочетаний.

8. Выполните разные виды разбора.

9. Объясните орфограммы и пунктограммы.

10. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XII. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Пусть тот бой не упомянут

В списке славы золотой,

День придет – еще повстанут

Люди в памяти 3 живой.

И в одной бессмертной книге

Будут все навек 2 равны –

Кто за город пал великий,

Что один у всей страны;

Кто за гордую 1 твердыню,

Что у Волги у реки;

Кто за тот, забытый ныне,

Населенный пункт Борки.

И Россия – мать родная –

Почесть всем отдаст сполна.

Бой иной, пора иная –

Жизнь одна и смерть одна.

(А.Твардовский)

1. Как отрывок из поэмы «Василий Теркин» связан с содержанием текста об особенностях труда историка и поэта (см. XIV)?

2. Докажите, что это художественный текст.

3. Объясните значение слова твердыня .

4. Какие слова употребляются в переносном значении?

слава золотая, гордая твердыня, отдаст почесть, отдаст сполна

6. Объясните орфограммы и пунктограммы.

7. Подготовьтесь к письму по памяти.

XIII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений .

Интересно, что источником «Песни о вещем Олеге» послужила для А.С. Пушкина «Повесть временных лет». В письме к А.А. Бестужеву поэт пишет: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Итак, зерно события взято из летописи, черты главного героя угаданы, и вот под пером поэта возникает образ, которому 3 мы верим, которому мы сочувствуем.

(В.Лазарев)

1. Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями? Какова роль последнего предложения?

простодушие, летопись

трогательный, поэтический

4. Составьте схему последнего предложения.

5. Сформулируйте самостоятельно (по выбору) задания, направленные на повторение:

а) орфографии,

б) пунктуации,

в) темы «Словосочетание»,

г) морфологии.

XIV. Подготовьтесь к пересказу текста (к изложению).

Составьте план.

Главная страсть историка – это страсть познания. Конечно, историк, когда изучает прошлое, не бесстрастен 3 . Не может оставить его холодным прикосновение6 к человеческой судьбе. Увлекателен и даже романтичен процесс открытия новых фактов, поисков новых источников знаний о прошлом3 . Порой историку приходится решать не менее головоломные задачи, чем знаменитым героям детективных романов…

3 стр., 1175 слов

Урок русского языка в 10–11-х классах «Комплексный анализ текста»

... повести “Ода русскому огороду” нашего землякаВ.П. Астафьева, подготовьтесь к выразительному чтению. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Какой вывод можно сделать? (Это текст повышенной эмоциональности). Чтение текста. (1)Если ...

Отечественная историческая наука по праву гордится великими учеными–историками прошлого: Н.М. Карамзиным, С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским.

Вероятно, не случайно тема истории занимала такое большое место в творчестве Пушкина. Недосягаемая вершина отечественной поэзии, Пушкин остается непревзойденным и здесь. Пожалуй, нельзя назвать ни одного русского поэта, который бы так понимал историю, как Пушкин. Кстати, он был историком-профессионалом, что доказывают его работы по истории царствования Петра I и восстания Пугачева. Он всегда был на уровне исторической науки своего времени. И часто превосходил 6 его, ибо был гениален.

(В.Кобрин)

1. Докажите, что это текст публицистического стиля.

2. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются автором?

романтичный, детективный

4. Как осуществляется связь между предложениями в последнем абзаце?

историческая наука, тема истории, приходится решать

6. Укажите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте?

7. Составьте схему одного из сложных предложений.

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Объясните знаки препинания.

10. Выполните разные виды разбора.

11. Готовьтесь к изложению, выберите из текста слова и словосочетания для словарного диктанта. Напишите словарный диктант (продиктуйте друг другу).

XV. Запишите, объясните знаки препинания.

«И вечный бой! Покой нам только снится…» Эта строка А.Блока как бы определила все движение отечественной 2 истории. Оглянись3 , посмотри в дали неоглядные5 , и ты услышишь отзвук2 «вечного боя».

(В.Лазарев)

1. Составьте схему последнего предложения.

вдали – в дали

XVI. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений. Озаглавьте отрывок.

Вспомним «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Степан Парамонович Калашников – художественный образ, рожденный воображением поэта.

Произведение Лермонтова вовсе не документально. Но выглядит оно не менее историчным, чем произведения, основанные на точном историческом факте. Гениальное проникновение Лермонтова в глубину истории подняло его вымысел на уровень реальности жизни. Белинский, анализируя эту поэму и размышляя о возможностях, которыми располагает 6 настоящий художник, замечает, что7 если бы случай, описанный Лермонтовым в «Песне», был действительным7 и мы нашли бы3 его в какой-нибудь простодушной хронике, то мы скорее всего не обратили бы пристального внимания на этот случай.4 Он был бы для нас «мертвым материалом, в который только поэт мог бы вдохнуть душу живую, отделив от него все случайное, произвольное…». В этом смысле значение художника слова, воскрешающего дух той или иной эпохи, трудно переоценить.

(В.Лазарев)

1. Определите тему, основные мысли текста.

2. Докажите, что это текст публицистического стиля.

24 стр., 11682 слов

История официально-делового стиля и жанры деловой речи

... речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. Это высокая терминологичность, преобладание сочинения над подчинением в сложных предложениях, наличие сложных конструкций с сочинительными союзами ... элемента текста, внимание к деталям характерны для языка документов и отличают его от устной спонтанной деловой диалогической речи. История формирования официально-делового стиля. - Деловые ...

3. Как осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

4. Какова роль последнего предложения?

хроника, реальность

6. Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.

7. Выпишите из текста причастия и деепричастия. От каких глаголов они образованы? Обозначьте словообразовательные морфемы.

художник слова, настоящий художник

9. Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

10. Объясните орфограммы и пунктограммы.

11. Выполните разные виды разбора.

12. Подготовьтесь к выразительному чтению.

XVII. Запишите, подчеркните грамматические основы предложений.

Среди всего, что сказано А.С. Пушкиным, письма составляют немалую часть. Это открытая книга его жизни, которая писалась на протяжении многих лет.

В письмах поэта – отклики на различные общественно-политические события эпохи, суждения о литературе, искренний разговор с друзьями и близкими, размышления о собственной судьбе и о судьбах тех, кто был дорог его сердцу.

(В.Кашкова)

1. Докажите, что это текст. Как связаны предложения между собой?

2. Составьте схемы предложений.

3. Используя материал текста, подготовьтесь рассказать о придаточных определительных предложениях.

4. Перескажите текст; используйте схемы предложений как опорный материал.

XVIII. Подготовьтесь к выразительному чтению .

Четырехстопный ямб мне надоел. (А.Пушкин)

Четырехстопный ямб не надоел.

Не оставляю мальчикам в забаву

Его омытых 3 нашей кровью стрел,

Его неостывающую славу.

Я так люблю, когда 3 , устав от дел,

Творимых по закону и уставу,

Врывается он, моложав и смел,

В поэзии свободную державу.

Он вездесущ, как ветер и гроза,

Он прост и чист, как белый лист бумаги,

Он смотрит вам по-дружески 6 в глаза

И не кричит повсюду об отваге.

Он сам 7 как шпага: шаг вперед – 7 и в бой.