План анализа стихотворения по литературе — структура и образец разбора

Сочинение

Прежде всего, письменный анализ произведения — это способ выразить свою точку зрения, показать своё видение сюжета и обосновать свои выводы, применяя примеры из текста словами или целыми строфами. На всём протяжении написания сочинения-анализа нужно возвращаться к оригиналу и приводить как можно больше примеров. Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:

«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»

План можно разделить на несколько пунктов:

  • Дата написания, автор;
  • Название стихотворения, тема и идея;
  • Сюжет;
  • Композиция стихотворения;
  • Разбор образов, их характеристика;
  • Художественные средства, к которым прибегнул автор;
  • Рифма;
  • Стихотворный размер;
  • Тропы;
  • Фигуры;
  • Вывод, собственное отношение к произведению;

Дата написания и автор

Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист. Литературные направления — модернизм, реализм, , символизм , акмеизм , романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта. В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.

Название, тема и идея , . Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:

  • Баллада — драматическая песня;
  • Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
  • Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
  • Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
  • Послание — обращение к конкретному адресату;
  • Сонет — четырнадцать строк;
  • Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
  • Басня — короткий рассказ в стихах;
  • Белый стих — стих без рифмы;
  • Романс — о любви;

Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.

16 стр., 7501 слов

Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

... автор призывает людей не противиться воле Бога, не вмешиваться в ход событий, предначертанных им свыше. Композиционные особенности Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» ... полученный результат совершенно не оправдывает возложенные на него ожидания. В процессе написания стихотворения автор и сам раскаивается в своих грехах, переосмысливает свои поступки и ...

Сюжет, композиция и разбор образов

Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.

В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод.

При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).

Художественные средства

Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания).

Примеры:

«Слышу трепет крыл …

Бьёт в меня светящими очами

Ангел бури — Азраил!»

«Стерегите, злые звери,

Чтобы ангелам самим

Не поднять меня крылами ,

Не вскружить меня хвалами…»

«Я укрыт до времени в приделе,

Но растут великие крыла»

Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:

  • Синонимы (слова, имеющие сходный смысл).

    Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.

  • Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи).

    Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.

  • Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл).

    Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.

  • Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии).

    Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.

  • Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом).

    Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.

Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.

Поэтическая рифма , . От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:

  • Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
  • Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
  • Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий , Холод, душу очаровывающий . От луны лучи протягиваются , К сердцу иглами притрагиваются .
  • Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.
  • Рифма может быть:
  • Составная (два или более слова);
  • Усечённая: Свищет вполголоса арии , Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре , Вольная птица она! Детски балуется с локоном , Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам , Смотрит на радужный хлам;
  • Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена.

    2 стр., 720 слов

    По пословице: «Дал слово — держи» — значение и смысл выражения

    ... к которой человек стремится. стоит начать с выполнения своих обещаний Сочинение на тему «Что значит держать слово» объясняет ученикам, почему важно уметь следить за своей речью и ... поставленных целей. Помочь детям правильно понять смысл высказывания может беседа, проведенная во время классного часа. Школьники должны осознать, что сдержать слово — это долг честного человека, заботящегося ...

    Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!

  • Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
  • Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть . Войду, сниму пальто, опомнюсь , Огнями улиц озарюсь;
  • Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино;
  • Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;

Следом необходимо определить стихотворный размер:

  • Хорей (двухсложный стихотворный размер).

  • Ямб (слог долгий и короткий).

  • Дактиль (трёхсложный размер стиха).

  • Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).

  • Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).

Тропы и фигуры

Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или , сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.

Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.

Вывод, собственное отношение к произведению

В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение.

В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.

1 стр., 433 слов

Н. Рубцов «Звезда полей» (Анализ стихотворения, стиха)

... др.); фразеологизму («на свете белом»). Рифма, стихотворный размер. Рифма перекрестная. Стихотворный размер — ямб. Мое восприятие стихотворение. Тихая радость, восторг звездой, освещающей родину, непроизвольно передаются читателю. Удивительно ... «своим приветливым лучом» успокоит любого «тревожного жителя земли». Звезда полей для Рубцова — это ещё и часть удивительного мира его родной природы. ...