Анализ сочинений по литературе 9 класс

Сочинение


В четвертом и последнем задании ОГЭ по литературе учащимся необходимо написать небольшое сочинение (объем — не менее двухсот слов) по одной из четырех предложенных тем. Как правило, две темы относятся к поэзии, а две – к прозе. Эксперты советуют задолго до экзамена определиться, анализом какого типа произведений будет заниматься ученик – для этого нужно написать несколько работ и по прозе, и по поэзии, а затем (желательно с помощью учителя или репетитора) определить, что получается лучше. После этого можно целенаправленно готовиться к анализу выбранного типа произведений – писать сочинения и читать готовые анализы по темам, приведенным в пособиях для подготовки.

Мы приводим два примера – один по прозе и один по поэзии.

Также нужно хорошо знать литературные термины и умело применять их в работе – если этого не делать, можно потерять два первичных балла. Сочинение обязательно должно быть хорошо структурировано – иметь введение, постановку проблемы, выражение авторской и собственной позиций и выводы. Еще очень поможет выписывание и запоминание цитат из различных произведений; можно просто применять их во время написания «тренировочных» работ и запоминать, ведь это также оценивается отдельным критерием и приносит баллы. Однако можно не цитировать все дословно, что сложно для больших произведений, а пересказывать отдельные сюжетные ходы.

Темы могут быть самыми разными – анализ образа героя или какого-либо события из сюжета, объяснение названия произведения или выбора автором открытого финала, проблематика стихотворений или объяснение каких-либо точек зрения о смысле произведения. Чтобы хорошо написать сочинение, просто знать сюжет недостаточно.

Система оценок

Ответ оценивается по нескольким критериям; максимально за него можно получить 12 баллов.

К1 – Глубина раскрытия темы и содержательность суждений. 3 балла по данному критерию ставят, если ученик полностью раскрывает тему, опираясь на авторскую позицию и приводя обоснованную собственную точку зрения при отсутствии фактических ошибок. 2 балла ставят при выполнении вышеизложенных условий и наличии 1-2 фактических ошибок либо неполной аргументации собственного мнения. 1 балл получают за ответ, в котором тема раскрыта не целиком: или без учета позиции автора, или без обоснования написанных положений, или при наличии 3-4 фактических ошибок. Если допущено 5 и более фактических ошибок, либо тема сочинения не раскрыта – ответ оценивается в 0 баллов.

11 стр., 5283 слов

Проза, поэзия А.С. Пушкина и ее особенности

... прозы. В определенные моменты лирика подготовляла прозу, в другие - проза становилась лабораторией лирики, драма вырабатывала взгляд на историю. В известном смысле все творчество Пушкина - единое многожанровое произведение, ... гражданскую поэзию, соединяющую ... прозе в духе XVIII в. (замысел романа «Фатама»), в творчестве Пушкина этих лет отчетливо проявляется интерес к эпическим жанрам, и в особенности ...

К2 – Уровень владения теоретическим материалом. Если в анализе произведения учащийся правильно использует литературные термины, он получает 2 балла по этому критерию. При наличии 1-2 ошибок либо при упоминании терминов без их использования непосредственно в анализе ставится 1 балл. Если допущено более 2 ошибок в терминах либо они не используются вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию.

К3 – Обоснованность привлечения текста произведения. 2 балла ставят, если ученик разносторонне использует текст произведения в виде цитат или пересказов отдельных его фрагментов. 1 балл получают в том случае, если текст привлекается, но без прямой связи с приводимыми тезисами. Если же работа написана без привлечения текста, ученик получает 0 баллов за этот критерий.

К4 – Композиционная целостность и логичность изложения. Если части работы логически связаны между собой и в ней отсутствуют необоснованные повторы, ученик получает 2 балла. При наличии нарушений логической стройности работы и отступлений от темы эксперт ставит 1 балл по этому критерию. В 0 баллов оценивается тот ответ, в котором не прослеживается целостной композиции.

К5 – Соблюдение речевых норм. Если ученик допустил 1-2 речевые ошибки или не допустил их вообще, он получает 3 балла; при наличии 3 ошибок в речи ставят 2 балла, 4 – 1 балл, 5 и более – 0 баллов.


Примеры сочинений по заданию №4 ОГЭ по литературе


Сочинение по прозе

Каким предстаёт чи­нов­ни­че­ство в ко­ме­дии Н.В. Го­го­ля «Ревизор»?

Действие поэмы Н. В. Гоголя «Ревизор» происходит в уездном городе N. Произведение написано в жанре социально-политической комедии – в нем обличаются такие явления общественной жизни, как взяточничество, казнокрадство, злоупотребления властью, произвол и пренебрежение по отношению к народу. Все эти черты характерны для чиновников, описанных в «Ревизоре».

Самым главным в городе является Городничий. Он довольно сообразителен и совсем неглуп, однако грубость и взяточничество характерны и для него, однако он оправдывает себя, говоря о казнокрадстве и чиновничьем беспределе, что «так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Другие описанные в произведении чиновники мало чем отличаются от своего руководителя. Например, судья Ляпкин-Тяпкин, прочитавший за свою жизнь 5-6 книг и поэтому считающийся образованным мужчиной, предпочитает брать взятки борзыми щенками и не считает это чем-то зазорным. Земляника – попечитель богоугодных заведений – наживается за счет больных: он не выдает им лекарств, говоря, что они и так «как мухи выздоравливают». Земляника готов написать донос на своих сослуживцев – видно, что этот человек ставит свои интересы и желание «выслужиться» перед ревизором превыше всего. Почтмейстер постоянно читает чужие письма, говоря, что это – «преинтересное» занятие.

3 стр., 1040 слов

«Путь Дуни Выриной ошибка или удача?» в произведении А.С.Пушкина ...

... что красивый малознакомый гусар сумел увести Дуню из отчего дома. В повести «Станционный смотритель» среди главных героев нет однозначно положительных персонажей. До самого конца произведения трудно поверить, что ... и незнатной Дуне. Такой вывод можно сделать по запоздалому приезду Дуни с детьми к умершему ... не надеется, что хитрый и легкомысленный ротмистр женится на ней. Он уже считает ее обманутой ...

Н. В. Гоголь очень ярко описал образ каждого чиновника, однако вместе эти люди создают облик той власти, которая, по мнению автора, управляла страной в то время. Совместный образ чиновничества со всей его лживостью, подлостью и корыстью — сатирическое отражение современной писателю действительности.


Сочинение по поэзии , Каким предстаёт в ли­ри­ке Ф.И. Тют­че­ва образ моря? (По двум–трём сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта.)

Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт девятнадцатого века. В своей лирике он часто обращался к теме природы; в некоторых его произведениях перед читателями предстает образ моря.

В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…», написанном в 1865 году и относящемся к позднему творчеству поэта, основная тема – человек и стихия природы. Это произведение можно отнести к пейзажно-медитативному жанру. Лирический герой восхищается красками моря и обращается к нему, говоря:

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

Писатель использует прием олицетворения: в первой строфе герой обращается к морю на «ты», будто разговаривает с живым существом, а далее будто смотрит на него со стороны, не переставая при этом считать его живым:

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

При прочтении стихотворения перед читателем предстает картина вечернего моря, которое восхищает лирического героя, желающего слиться с величественной стихией.

Похожие мотивы наблюдаются и в стихотворении «Ты, волна моя морская». Здесь лирический герой прямо говорит о том, что его душа слилась с морем:

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Однако это произведение имеет метафорический романтический смысл – считается, что оно адресовано любимой женщине поэта Е. Денисьевой.

Стихотворения поэта, посвященные морю, описывают все великолепие водной стихии. Ф. Тютчев мастерски передает игру красок и даже звуки морской воды, благодаря чему у читателей возникает ощущение единения с природой.