Общие требования к написанию эссе на заданную тему
- Эссе должно демонстрировать содержательно-теоретический уровень владения обществоведческой тематикой (проблематикой).
- Эссе должно отражать личное мнение автора по излагаемому вопросу (т.е. оценочные суждения — мнения, основанные на авторских убеждениях или взглядах).
- Текст эссе должен быть сбалансирован. Если высказывается одна точка зрения, то желательно, чтобы в тексте присутствовала и была проанализирована и противоположная ей.
- Содержание эссе должно быть продуманным, логически правильно выстроенным и структурированным (оно должно включать в себя введение, основную часть, заключение).
- Необходимо указать источники информации, фактов, цифр, на которые ссылается автор эссе.
- В эссе должно присутствовать творческое начало.
Структура эссе
Эссе должно иметь следующую структуру:
1. Вступление (введение) – это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
2. Содержание (основная часть) — аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе — на основе анализа фактов.
Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство — совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Структура любого доказательства включает в себя:
- тезис – суждение, которое надо доказать;
- аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
- вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
3. Заключение — это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
При проверке и оценке олимпиадных заданий жюри проверяет соблюдение каждым участником общих требований к работе с целью ее допуска к конкурсу, а также оценивает содержание допущенной к конкурсу работы в соответствии с конкретными критериями оценки. Объем эссе не должен превышать трех страниц (листы формата А-4), прилагаемых к заданию.
Выставление оценок за содержание эссе производится по 60-балльной шкале . Баллы начисляются (снимаются) по каждому из установленных критериев. Максимальное суммарное количество баллов – 60 .
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНКУРСНЫХ РАБОТ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ РУБЛЯ
№
|
Критерии
|
|
Детализация
|
Баллы
|
Сумма
|
1.
|
Понимание темы и соответствие ей содержания работы (если тема не понята автором или проинтерпретирована совершен- но неправильно (грубо проигнорировано объективное содержание и логическая структура выбранного афоризма), остальные критерии при проверке данной работы могут не учиты- ваться и за все эссе выставляется либо «0» баллов, либо (по решению жюри) не более «10» баллов за всю работу
|
1.1
|
адекватность понимания темы
|
0-2
|
12
|
1.2 |
грамотная постановка основной проблемы, умение отделять главное от второстепенного |
0-3 |
1.3 |
соответствие содержания работы заявленной теме |
0-2 |
1.4 |
полнота раскрытия темы |
0-3 |
1.5 |
выделение проблем, связанных с основной темой, и адекватность их раскрытия |
0 — 2 |
2.
|
Владение теоретическим и фактическим материалом по теме (в случае, если анализ проведен исключительно на повседневно-житейском уровне или при наличии в работе не относящихся к теме фрагментов текста или примеров по данному пункту, ставиться оценка «0» баллов)
|
2.1
|
владение концептуальным аппаратом (использование обществоведческих понятий, терминов, классификаций, относящихся к теме)
|
0-2
|
12
|
2.2 |
знание основных теоретических подходов к решению обсуждаемой проблемы и их представителей, наличие ссылок на мнения известных исследователей по данной теме |
0-2 |
2.3 |
использование системного подхода: выделение основных аспектов и уровней проблемы, понимание их взаимосвязей аргументация на теоретическом, а не на обыденном уровне |
0-2 |
2.4 |
0-2 |
2.5 |
аргументация на эмпирическом уровне (приведение конкретных примеров, отсылка к фактам, и т.п.) |
0-2 |
2.6 |
выявление широких взаимосвязей, в том числе междисциплинарного характера |
0-2 |
3.
|
Логичность авторского текста
|
3.1
|
ясность и четкость формулировок, отсутствие путаницы, связанной с двусмысленностью и неопределенностью выражений
|
0-3
|
10
|
3.2 |
обоснованность, непротиворечивость рассуждений, отсутствие пробелов в аргументации |
0-3 |
3.3 |
грамотность определения понятий и грамотность классификаций |
0-2 |
3.4 |
осуществление выводов, основанных на структурных взаимосвязях между используемыми понятиями: генерализация, аналогия, анализ, синтез и т.п.
|
0-2 |
4.
|
Общая гуманитарная эрудиция
|
4.1
|
знание социальных фактов и их уместное использование
|
0-2
|
10
|
4.2 |
использование примеров из всемирной и отечественной истории |
0-3 |
4.3 |
знания в области истории мировой культуры (использование образов, символов, метафор из художественной литературы, живописи, музыки и др.) |
0-3 |
4.4 |
творческий подход к ответу на вопросы, оригинальность мышления |
0-2 |
5.
|
Навык организации академического текста, связность, системность, последова тельность изложения, культура письма
|
5.1
|
связность, системность, последовательность текста
|
0-2
|
6
|
5.2 |
четкая структурированность текста |
0-1 |
5.3 |
соблюдение базовых стандартов академического цитирования |
0-1 |
5.4 |
единство стиля, точность и выразительность языка |
0-2 |
6.
|
Грамотность
|
6.1
|
Соблюдение орфографических норм
|
0-3
|
10
|
6.2
|
Соблюдение пунктуационных норм
|
0-3
|
6.3
|
Соблюдение языковых норм
|
0-2
|
6.4
|
Соблюдение речевых норм
|
0-2
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
60
|
|
|