«Театр в школе,школа в театре» материал

Эссе

Театр в школе и школа в театре

Для детей нужно играть так же,

как для взрослых, только еще лучше.

Константин Станиславский

Когда я слышу слово «театр», воображение рисует сцену, декорации, актёров, режиссёра. Если задуматься, увиденное отчётливо напоминает школу. Классный кабинет – сцена, доска (интерактивная в том числе, куда же без неё) – декорации, учитель — режиссёр, дети – актёры… Нет, наверное ВОТ как: классный кабинет – сцена, доска и экран – декорации, учитель и дети – актёры… А может: учитель — актёр, а дети – режиссёры?

Федеральный государственный образовательный стандарт в основе организации учебного процесса предполагает системно-деятельностный подход. Ученик не впитывает знания, а активно добывает их, самостоятельно управляя своей учебной деятельностью. Значит, ученик – режиссёр, а учитель играет роль тьютора. Но ведь урок не всегда складывается по задуманному сценарию.

В современной театральной культуре появилась новая форма – хэппенинг. Это спектакль, где участвует сам художник, но он не может полностью контролировать сюжет, так как в нём также действуют и зрители. Иногда урок – это своего рода хэппенинг, где режиссёром выступает учитель, а ученики играют задуманные им роли. Итак, и учитель, и ученики являются и режиссёрами, и актёрами, всё зависит от сложившейся ситуации на спектакле, то есть на уроке. Ведь и спектакль, и урок подразумевают в себе импровизацию.

С задачами и миссией режиссера всё более-менее понятно: он руководит процессом, подбирает материал, определяет форму и методы работы, отвечает за её результат. Актёр же – человек с более сложной природой. Как известно, по СМЫСЛУ сюжета актёры делятся на актёров первого и второго плана. Так и в жизни: одни строят грандиозные планы, совершенствуются, идут к намеченной цели, другие могут быть не менее (а порою и более) яркими и способными, но довольствуются малым, не стремятся покорять новые вершины, брать на себя ответственность. Задача современного педагога — воспитать достойного гражданина, личность, способную играть свои социальные роли на «отлично». Как говорила одна из величайших драматических актрис Мария Николаевна Ермолова: «Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека».

5 стр., 2319 слов

Одаренные дети или как воспитать ребенка-вундеркинда

... выявить способности детей и направить максимально возможные усилия на их развитие. Формула ... уверены – у вашего ребенка есть все шансы стать одаренным именно в данной деятельности. Задача родителей на данном этапе очень схожа с задачей учителей, рассмотренной выше – вовремя ...

В моей жизни несколько социальных ролей: я – дочь, я – жена, я – мама. В своей профессии я – успешный режиссер и актриса с очень счастливой судьбой, часто мне достаются самые почетные и значимые роли, иногда мне отводится роль второго плана, и я бываю актёром эпизода.

А ведь неизвестно, что было бы, сложись всё иначе.

Будучи выпускницей 11 класса, я думала, что найду своё призвание в актёрской профессии. На отчетном концерте после последнего звонка я сыграла все главные роли. Над моим Тоньё — Лунатиком в пародии на бразильский сериал «умирал» от смеха весь зал. Очень хотела поступить в театральное училище, но в какой-то момент передумала и вместе с одноклассницей поехала в город Спасск, успешно прошла собеседование и стала студенткой педагогического колледжа. И там я старалась принимать участие во всех мероприятиях. Именно тогда я поняла, что профессия учителя тесно связана с театральной деятельностью. Значит, я попала в яблочко: выбрала тот род деятельности, который приносит мне массу удовольствия. Я наслаждаюсь общением с детьми и при этом всегда на сцене.

Убеждена, что от выбора профессии зависит успех, счастье, реализация (или неуспех, несчастье, нереализованность) человека. К сожалению, часто бывает трудно выбрать то, что станет смыслом, целью в жизни. Главными факторами для большинства современных подростков при выборе профессии являются мнение родителей, друзей, «раскрученность» профессии в СМИ, и только на последних строчках рейтингов находятся способности, склонности и интересы самого будущего абитуриента. Процитирую знаменитого британского театрального драматурга Джорджа Бернарда Шоу: «Качество пьесы — это качество ее идей». Если за «пьесу» принять профессионала, то от его стремлений и творческой деятельности зависит успех проекта, успех предприятия, успех социума. Ведь чем больше реализованных людей, тем благополучнее общество. Не случайно в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года прописано: «Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение следующих задач:…формирование эффективной системы…, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся…»

На уроках географии я стремлюсь интегрировать профориентационную деятельность с основным учебным материалом. В современном мире требуются профессии, связанные с моим предметом. Это агроном, ведь в нашем районе много сельскохозяйственных организаций, где требуются профессионалы. У нас активно развивается туристический бизнес, где тоже нужны специалисты. Геологи, картографы, метеорологи, я думаю, ещё долго будут исследовать и измерять землю и окружающую её атмосферу. На таких занятиях ребята «вживаются» в роль тех или иных специалистов, анализируют, удобно ли им в ней, чувствуют ли они себя в ней значимыми, каких знаний и компетенций им не хватает для достижения успеха в этом виде деятельности. Ведь где, как не в школе, можно попытаться окунуться в новый для тебя мир профессий.

11 стр., 5153 слов

Моя будущая профессия учитель начальных классов

... В заключение скажу: я осознанно решил работать учителем. Другие сочинения: ← Мое призвание↑ ПрофессииПочему хочу стать врачом и Врач — моя будущая профессия → Эссе «Моя профессия — учитель начальных классов!» Эссе на тему: «Моя профессия — учитель начальных классов!» ... ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми. Главное в профессии учителя ...

Моя задача – направить ученика, но не помешать ему. Как задача режиссера – помочь раскрыться актёру, или задача другого актёра – стать таким партнёром, с которым спектакль будет настолько успешен, что зритель захочет вернуться сюда ещё и ещё.

Я думаю, бесспорным является тот факт, что школа, театр и профессия – это три взаимодополняющие составляющие жизни любого человека.